Понятие о видах дтп структуре и особенностях дорожно транспортного травматизма

Обновлено: 02.07.2024

Правила безопасного поведения участников дорожного движения

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

  • от прямого удара транспортным средством;
  • от общего сотрясения тела человека вследствие удара;
  • от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП значительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

  • водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;
  • пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
  • пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

1. ТЕМА: Понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Виды дорожно-транспортных происшествий

• Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в
процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием,
при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные
средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный
ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения")
• Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное
происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ,
утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством
Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
• Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожнотранспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской
Федерации", утвержденных руководителем Федеральной дорожной
службы России 29.05.1998 года.
• В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное
определение понятия ДТП:
• "дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие,
возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с
его участием, при котором погибли или были ранены люди,
повреждены транспортные средства, груз, сооружения".

3. Понятие ДТП

• Согласно определению, данному в Правилах
учета ДТП, действующих с 1 января 1985 г.,
дорожно-транспортным называется
происшествие. возникшее в процессе движения
механических транспортных средств и
повлекшее за собой гибель или телесное
повреждение людей, либо повреждение
транспортных средств, грузов, дорог, дорожных
и других сооружений или иного имущества.

4. Понятие ДТП

5. Понятие ДТП

• Под телесными повреждениями понимаются тяжкие, менее
тяжкие и легкие телесные повреждения, включая ссадины,
царапины, кровоподтеки, небольшие кожные раны и т. п.
• В материальный ущерб включается ущерб от повреждения
транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других
сооружений или иного имущества. Учету н анализу подлежат
все ДТП независимо от размера ущерба.
• Степень тяжести телесных повреждений (тяжкие, менее тяжкие
и легкие) определяется судебно-медицинским экспертом. К
тяжким телесным повреждениям относятся повреждения,
опасные для жизни в момент ДТП и повлекшие за собой утрату
какого-либо органа или его функций:
• утрату зрения, слуха, повлекшие душевную болезнь,
расстройство здоровья, соединенные со стойкой утратой
трудоспособности не менее, чем на одну треть, прерывание
беременности; неизгладимое обезображение лица.

6. Понятие ДТП

• К менее тяжким телесным повреждениям относятся повреждения, не
опасные для жизни и не причинившие равных с тяжкими телесными
повреждениями последствий, но вызвавшие длительное расстройство
здоровья (на срок более 3 недель) или значительную утрату
трудоспособности менее чем на одну треть.
• Легкие телесные повреждения - это повреждения, повлекшие за собой
кратковременное расстройство или незначительную стойкую утрату
трудоспособности, либо не повлекшие названных последствий. Под
кратковременным расстройством здоровья подразумевается заболевание
или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью свыше 6
суток, но не свыше 3 недель; под незначительной утратой трудоспособности
понимается потеря общей трудоспособности в размере 10 %.
• Легкими телесными повреждениями, не повлекшими за собой
кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты
трудоспособности признаются незначительные телесные повреждения
(ссадины, кровоподтеки, ушибы, синяки и т. д.), которые или вообще не
повлекли за собой расстройства здоровья, или повлекли незначительное
расстройство здоровья, продолжительностью менее 6 суток.

7. Руководствуясь приведенным понятием можно определить основные признаки ДТП:

• Возникает ДТП только при движении ТС по
дороге.
• В ДТП неизменно участие транспорта.
• В итоге происшествия нанесен
материальный урон и/или имеются
пострадавшие.

Федеральной дорожной службы
РФ 29.05.1998.
В частности, термин ДТП раскрывается в приложении №3 к данному документу. Стоит
коснуться и ключевых моментов, какие позволяют определить ДТП, а именно:
Дорога
По п.1.2 ПДД дорогой именуется обустроенная для
движения транспорта полоса земли или поверхность
специального сооружения. То есть событие,
произошедшее вне дорожной территории, не может
квалифицироваться как ДТП
Транспортное средство
ТВ качестве оного принимается устройство,
используемое для перевозки по дорогам грузов,
людей и установленного оборудования. Очевидно,
что понятие транспорта охватывает весьма широкий
круг механизмов, как общего назначения, так и
специализированного
Материальный ущерб
Под таковым принимается повреждение или утрата
имущества вследствие ДТП. Определение
материального ущерба следует из ч.2 ст.15 ГК РФ

9. К основным факторам риска возникновения ДТП относятся такие обстоятельства как:


алкогольное или наркотическое опьянение;
превышение подобающей скорости движения;
игнорирование ремней безопасности;
эксплуатация неисправного ТС;
усталость водителя;
неблагоприятная погода;
плохое качество дорожного полотна;
отвлекающие водителя факторы (курение,
разговоры по телефону, еда за рулем,
разговоры с пассажирами и т.д.) и прочее.

10. Классификация такова:

Столкновение
Опрокидывание
Предполагается, что движущиеся ТС
столкнулись меж собой
Эпизод, при каком движущийся транспорт
повалился на сторону
Наезд на стоящее ТС
Ситуация, когда движущийся транспорт наехал
на стоящее ТС
Наезд на препятствие
Происшествие, в каком движущееся ТС
врезалось в неподвижный объект
Наезд на пешехода или велосипедиста
Наезд на гужевой транспорт
Падение пассажира
Иные виды ДТП
Происшествие, при каком произошел наезд на
указанных субъектов или они сами столкнулись
с транспортом
Ситуация с наездом ТС на повозки,
транспортируемые животными
Происшествие, при каком пассажир падает с
движущегося ТС или внутри него за счет резкой
смены скорости или траектории движения
Сюда причисляют ситуации, какие не могут быть
отнесены к перечисленным видам, но по своей
сути являются происшествиями с участием
движущихся ТС. В эту же категорию входя так
называемые бесконтактные ДТП, когда по вине
водителя из-за нарушения им ПДД причинен
вред третьим лицам без наличия физического
контакта

11. Действия при дорожно-транспортных происшествиях

12. Действия при дорожно-транспортных происшествиях

Действия при дорожнотранспортных происшествиях
• 1. Немедленно остановить транспортное средство.
• Думаю с этим пунктом все понятно. От себя хочу добавить, что
сотрудники ГИБДД, которые позже прибудут на место ДТП,
будут измерять расположение транспортных средств на
проезжей части. Причем они будут проводить измерения
именно расположения автомобилей после ДТП. Поэтому, если
Вы стали участником ДТП и при этом от удара Ваш автомобиль
выбросило, например, на какую-нибудь разметку, то после
удара постарайтесь сначала вернуться в ту полосу, которую Вы
занимали, а уж затем останавливайтесь.
сделать это нужно быстро и сразу же остановиться. Не следует
отъезжать на 50-100 метров от места дорожно-транспортного
происшествия.
Этим быстрым маневром Вы сможете исключить лишние
претензии к Вам со стороны сотрудников ГИБДД.

13. Действия при дорожно-транспортных происшествиях

Действия при дорожнотранспортных происшествиях
• 2. Включить аварийную световую сигнализацию
• 3. Выставить знак аварийной остановки
• С этим пунктом не все так однозначно, как кажется на первый
взгляд. Загвоздка заключается в том, с какой стороны ставить
знак аварийной остановки.
• Конечно же при небольших ДТП, когда оба автомобиля
остаются на одной полосе, решение этой задачи не составит
труда. Оба знака нужно выставить сзади автомобилей, чтобы
предупредить водителей приближающихся автомобилей об
опасности.
• Неоднозначность же возникает, например, вот в какой
ситуации. После аварии автомобили остаются на перекрестке, и
другие автомобили приближаются к ним со всех сторон. Или же
от удара автомобиль выносит частично на встречную сторону, и
он остается стоять на двойной сплошной линии разметки.

14. Действия при дорожно-транспортных происшествиях

Действия при дорожнотранспортных происшествиях
• В такой ситуации нужно использовать оба знака аварийной остановки (по
одному от каждого участника ДТП) чтобы прикрыть наиболее опасные
направления, которые определяются по обстоятельствам. Если ДТП
произошло в месте с ограниченной видимостью, то нужно, в первую
очередь, поставить знак с того направления, с которого труднее всего
заметить разбитые машины. Например, на неравнозначном перекрестке
нужно поставить знаки так, чтобы их было видно, в первую очередь,
водителям автомобилей, приближающихся по главной дороге, т.к. скорость
на главной дороге обычно выше.
• Кроме того, имейте в виду, что за Вашим знаком аварийной остановки
нужно следить буквально не отрывая глаз. Связано это с тем, что знак
может умыкнуть какой-нибудь предприимчивый пенсионер-прохожий. Еще
один возможный враг для знака аварийной остановки - проходящий мимо
ребенок. Как-то раз наблюдал картину, как малыш лет 6-7, который вместе с
родителями переходил дорогу около места ДТП, пнул знак аварийной
остановки. Не знаю из каких побуждений он это сделал, но знак от этого
развернулся, а место ДТП стало менее безопасным.

15. Действия при дорожно-транспортных происшествиях

Действия при дорожнотранспортных происшествиях
• 4. Вызвать скорую помощь пострадавшим.
• Как Вы видите, в правилах дорожного движения предлагается
сначала оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Но
делать это я рекомендую только в том случае, если Вы уверены в
собственных силах и правильности своего решения.
Неподготовленный человек может только усугубить положение
пострадавшего.
• Поэтому рекомендую сразу же вызвать скорую помощь. Толка будет
куда больше.
• 5. Вызвать сотрудников ГИБДД и терпеливо ждать их появления.
• При этом самостоятельно освобождать проезжую часть крайне не
рекомендую, т.к. это может привести к тому, что определить
виновника ДТП с точностью не удастся, а это, конечно же, не в Ваших
интересах, т.к. ремонт оплачивает именно водитель, нарушивший
требования правил дорожного движения.

16. Виды и степень ответственности при ДТП

17. Ответственность за ДТП

• гражданская ответственность, заключающаяся в
обязанности возмещения причиненного материального
и морального ущерба пострадавшей стороне;
• административная ответственность, заключающаяся в
исполнении или отбывании наказания, наложенного
судом или уполномоченным органом за совершение
правонарушений, предусмотренных
Административным кодексом;
• уголовная ответственность, заключающаяся в
отбывании наказания, наложенного судом за
совершение правонарушения, предусмотренного
Уголовным кодексом.

18. ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ДТП

• По положению ст.1079 ГК РФ гражданин, нанесший ущерб другому
лицу в результате совершения ДТП, обязан компенсировать его в
моральном и материальном отношении. Нередко возмещение
ущерба возлагается на нескольких человек в зависимости от степени их
вины в происшествии, например, на водителя, совершившего ДТП, и
владельца транспорта, предоставившего нарушителю автомобиль.
Таким образом, владелец автомобиля, водитель которого совершает
ДТП, поневоле становится соучастником происшествия и соответчиком
в восстановлении ущерба при том условии, что автомобиль был
передан в управление водителю на законных основаниях.
• Владелец освобождается от ответственности возмещения ущерба
пострадавшим только в тех случаях, когда его машина была похищена,
ДТП совершено под действием непреодолимой силы или в его
совершении был умысел пострадавшего. Следует помнить, что при
передаче управления автомобилем по доверенности другому лицу,
гражданская ответственность за причинение ущерба сохраняется за
владельцем транспорта — источника повышенной опасности для
окружающих людей.

19. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ДТП

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕН
НОСТЬ ПРИ ДТП
• Нарушения требований ПДД, создающие угрозу безопасности движения,
здоровью и жизни участников, вызывают проявления административной
ответственности, степень которой определяется в зависимости от
наступивших последствий в соответствии с соответствующими пунктами
КоАП. Дорожное происшествие подразумевает нанесение материального
ущерба, вреда здоровью или смерть потерпевшего. Юрисдикция
административной ответственности распространяется от причинения
различной степени материального ущерба до нанесения здоровью лёгкого и
среднего вреда.
• При нанесении лёгкой степени вреда административная ответственность
ограничивается штрафом от 2500 до 5000 рублей или отлучением от
управления транспортом на 1-1,5 года на основании ст.12.24 ч.1 КоАП. При
нанесении средней степени вреда ч.2 этой же статьи Кодекса определяет
штраф в сумме 10-25 тыс. рублей или отстранение от вождения автомобилей
на 1,5-2 года.
• Степень причинённого вреда здоровью может определять только
судмедэксперт на основании проведённого осмотра и длительности периода
восстановления в результате проведения документально зафиксированного
лечения.

20. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ДТП

• В случае гибели пострадавшего в ДТП или
причинении тяжкого ущерба здоровью на
виновника налагается ответственность в
соответствии с положениями УК РФ. Её степень
определяется решением суда с учётом всех
смягчающих и отягчающих обстоятельств,
выявленных и доказанных в процессе
расследования и судебного разбирательства.
Суд также устанавливает размеры и порядок
компенсации за утерю трудоспособности или
утерю кормильца потерпевшим.

• К тяжкой степени вреда здоровью при ДТП относятся
травмы, повлекшие утрату функциональности
отдельных органов человека, прерывание
беременности, необратимое обезображивание лица,
психическое нарушение, полную или частичную, но
устойчивую утрату трудоспособности. Ст.264 УК РФ
устанавливает следующие степени уголовной
ответственности за нанесение тяжкого ущерба
здоровью в ДТП по неосторожности:
• арест на 6 месяцев;
• исправительные работы до 24 месяцев;
• ограничение свободы сроком до 36 месяцев;
• лишение свободы до 24 месяцев.
• Дополнительно к перечисленным мерам
наказания используется также обязательное лишение
права вождения автомобилей сроком до 36 месяцев.

• Смерть пострадавшего в ДТП также ужесточает
ответственность виновника следующим образом:
• при гибели одного человека – до 4-х лет
принудительная отработка или до 5 лет лишение
свободы. Если это усугублено нетрезвым
состоянием виновника происшествия, то наказание
предусмотрено одно – заключение в тюрьму
сроком до 7 лет;
• при причинении смерти нескольким людям в
трезвом состоянии принудительные работы
увеличиваются до 5 лет, а тюремное заключение
возрастает до 7 лет. Для пьяного водителя смерть
нескольких людей в ДТП грозит заключением в
тюрьму на 9 лет или принудительными работами до
7 лет.

• В этих случаях также обязательное лишение прав на три года.
• В ходе проведения расследования органами следствия должны быть
проверены все версии, факторы и обстоятельства происшествия,
которые могли оказать влияние или стать причиной аварии.
К ним относятся:
• наличие нарушения ПДД и кто первый нарушил правила — водитель,
пострадавший или третье лицо;
• соблюдение правил эксплуатации автомобиля;
• состояние дорожного полотна, нарушения в его содержании и
обслуживании в плане обеспечения безопасности движения;
• неосторожность или умысел пострадавшего, в том числе с целью
самоубийства;
• намеренное совершение ДТП с целью убийства или запугивания;
• инсценировка происшествия для сокрытия другого ранее
совершённого преступления;
• случайное происшествие, действие стихии или других
непреодолимых сил.

Обвиняемый в совершении аварии вправе:
• пользоваться услугами адвоката в любой
момент;
• знать пункты обвинения;
• представлять объяснения по ним,
доказательства своей невиновности,
ходатайства и жалобы на необоснованные и
незаконные действия следственных органов;
• знакомиться с материалами дела и
протоколами проведённых с ним
следственных процедур по окончании
следствия;
• встречаться и вести переписку с адвокатами и
родственниками во время задержания.

25. ЗАДЕРЖАНИЕ НАРУШИТЕЛЯ ПДД

• Законом предусмотрено два вида задержания
• административное задержание. Срок задержания не более 3-х часов,
применяется в случае административного правонарушения или для
выяснения личности;
• уголовно-процессуальное задержание. Срок задержания до 2-х суток,
применяется в случае подозрения в совершение уголовного преступления.
По истечение этого срока задержанный либо должен быть освобожден,
либо ему должно быть представлено обвинение и тогда он может быть
задержан вплоть до суда.
• При возбуждении уголовного дела автомобиль может быть арестован и на
основании постановления изъят как вещественное доказательство.
• Ответственное хранение машины может быть доверено родственникам,
организации или другим лицам под расписку о гарантии сохранности.
Хранение вещественного доказательства длится до вынесения приговора
суда и истечения его срока. Решением суда может проводиться
конфискация авто в качестве возмещения ущерба пострадавшим. Арест
транспорта производится только при наличии такой необходимости и
производится с оформлением протокола, в котором указываются стоимость
авто, перечень имущества и оборудования. Копия протокола передаётся
владельцу машины.

Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.
Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

Как подразделяются ДТП?

Столкновение

Возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
  2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
  3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.

По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

  1. Выезд на встречную полосу.
  2. Несоблюдение безопасной дистанции.
  3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
  4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
  5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

Опрокидывание

Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

Важно! Опрокидывание рассматривается ПДД как дорожно-транспортное происшествие (ДТП) только при движении такового. Например, опрокинутый автокран непосредственно на строительном объекте не считается ДТП, т.к. движется не по дороге.

Наезд

Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

ДТП в этом случае считаются наезды:

  1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
  2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

Падение пассажира

Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

Бесконтактное ДТП

Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

Иные случаи

Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?

Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

Обратите внимание: при падении предметов на кузов ТС страховка покрывает только те происшествия, которые были получены при непосредственном движении или остановке на положенный промежуток времени.

Классификация по тяжести последствий

Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

  • со смертельным исходом;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом;
  • смешанный тип.

В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.10 г. N 346н обязует учреждения по судебно-медицинской экспертизе производить действия в строгой последовательности и в полном объёме, чтобы определить степень тяжести травм при авариях.

При получении телесных повреждений лицо считают раненым. При этом ранение предполагает госпитализацию минимум на одни сутки или амбулаторное лечение, точнее его необходимость.

Лёгкие повреждения определяются краткосрочным расстройством здоровья, которое ограничивает трудоспособность пострадавшего не более, чем на 5%.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.08 г. N 194н устанавливаются критерии вреда здоровью средней и тяжёлой степени. Средние повреждения, в отличие от тяжелых, не представляют угрозы для жизни и предполагают долгое расстройство здоровья (более 21 дня). Повреждения тяжёлой степени характеризуются стойкой потерей трудоспособности.

Смертельный исход фиксируется, если смерть наступила непосредственно на месте аварии или в амбулаторных условиях в течение 7 последующих суток. Последствия ДТП считают особо тяжкими, если погибших не менее 4 или раненых больше 15 человек.

Материальный ущерб может затронуть любую часть инфраструктуры дорожного движения. Он выражает сумму ущерба от повреждений ТС, грузов, дорожного покрытия и сооружений, стоимость прочих услуг, которые использовались на месте ДТП.

При несоответствии расстояния видимости нормативным требованиям или в результате неудовлетворительных метеоусловий решение Суда может быть изменено с поправкой на фактический результат расследования.

Подробнее о методиках служебного расследования ДТП можно узнать тут.

Под понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП) попадают только ситуации, возникшие при движении машины. В этом случае негативные последствия наступают всегда в виде причинения различных травм или смерти, а также материального ущерба.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Вопросы: 1. Характеристика травм в зависимости от вида происшествия. 2. Оснащение средствами безопасности транспортных средств.

Литература: Мультимедийное учебно-методическое пособие. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. – Электрон. опт. диск (CD-Rom). ООО УКЦ МААШ 2016 г.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, решение задач, рекомендованных ГАИ МВД ДНР по теме 5.1.

Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и травмируемых. По данным Московского городского научно-исследовательского института скорой помощи им. Склифосовского примерно у 17 % ДТП (т.е. у каждого из 5-6 жертв) причиной смерти стали кровотечение, асфиксия (удушье) и другие состояния, требовавшие немедленной доврачебной медицинской помощи, которая им не была вовремя оказана. Установлено также, что из числа всех жертв ДТП три человека из пяти погибают на месте, и каждый 12-13 человек – при эвакуации в лечебные учреждения.

Травмы при ДТП разнообразны и связаны с многочисленными переломами, вывихами, повреждениями черепа и головного мозга, порезами и порывами внутренних органов. Травмы при ДТП часто сопровождаются кровотечением, которое подразделяется на внутреннее и наружное, а также венозное, артериальное и капиллярное. Самое опасное - артериальное кровотечение - кровь вытекает из раны толчкообразно или бьет пульсирующей струей под действием давления, в результате чего пострадавший за короткий период времени теряет очень много крови. Венозное кровотечение менее обильно и менее опасно. Капиллярное кровотечение - повреждение мелких кровеносных сосудов, оно может быть и без нарушения целостности кожи, когда под кожей от сильного удара появляется синяк (гематома).

Особенно опасными травмами при ДТП считаются черепно-мозговые травмы, которые чаще всего и являются причиной смерти. Во многих случаях черепно-мозговые травмы трудно поддаются лечению и могут на протяжении всей жизни давать о себе знать в виде быстрой утомляемости, частой головной боли, головокружения и других симптомов. Черепно-мозговые травмы различают закрытые и открытые. Открытые черепно-мозговые травмы наиболее опасны, так как могут быть проникающими – нарушена целостность костей черепа, обломки этих костей могут повредить головной мозг. Закрытые черепно-мозговые травмы - это ушиб и сотрясение головного мозга. Эти черепно-мозговые травмы менее опасны, но и к ним нельзя относиться легкомысленно.

Что происходит при ДТП? При ДТП, в случае, если водитель (пассажир) имеет свободу перемещения в салоне, под действием сил инерции он продолжает двигаться вперёд со скоростью, которую имел автомобиль в первоначальный момент. Удар тела человека о детали интерьера автомобиля происходит с этой же скоростью. Пространственно-временная модель развития событий, когда на скорости 80 км/ч автомобиль совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие, выглядит следующим образом:

Ø спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его, тогда как его пассажиры, если они не пристёгнуты ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.

Ø спустя 0,039 секунды водитель продвигается вперёд на 15 см;

Ø спустя 0,044 секунды водитель грудной клеткой ломает руль;

Ø спустя 0,068 секунды он с силой в 9 тонн (!) ударяется о приборный щиток;

Ø спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головой в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа;

Ø спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад - он уже мёртв.




Перечень медикаментов в медицинских аптечках транспортных средств утвержден Государственным стандартом.

Аптечка предназначена для использования в пассажирских легковых (с количеством пассажиров до 9 человек, включая водителя) и грузовых транспортных средствах. В аптечке полностью отсутствуют лекарственные препараты, в них имеются только медицинские изделия (вата, бинты, пластыри, перевязка и прочее),

Ø жгут для остановки кровотечения -1 шт.;

Ø бинт марлевый стерильный (5 м х 10 см) – 2 шт.;

Ø бинт марлевый стерильный (7 м х 14 см) – 1 шт.;

Ø бинт марлевый нестерильный (5 м х 5 см) – 1 шт.;

Ø бинт марлевый нестерильный (7 м х 14 см) -1 шт.;

Ø салфетки кровоостанавливающие с фурагином (или его заменители) (6 см х 10 см) – 2 шт.;

Ø салфетки стерильные (6 см х 10 см) – 6 шт.;

Ø пакет перевязочный стерильный – 1 шт.;

Ø ножницы парамедицинские (с тупыми концами) – 1 шт.;

Ø пленка (клапан) для проведения искусственной вентиляции легких – 1 шт.;

Ø перчатки медицинские № 8 из полиэтилена, комплект – 1 шт.;

В случае имеющихся у водителя или пассажиров хронических заболеваний, аптечку разрешается доукомплектовать лекарственными препаратами для индивидуального употребления.

Кроме указанных выше средств рекомендуется включать в аптечку, предназначенную для грузового автомобиля, который перевозит:

Ø нефтепродукты - 200 мл масла вазелинового или 20 таблеток угля активированного;

Ø кислоты - 10 пакетов гидрокарбоната натрия (соды питьевой) в расфасовке по 4 г и 1 флакон (200 мл) дистиллированной воды;

Ø щелочи - 10 пакетов лимонной кислоты в расфасовке по 1 г и 1 флакон (200 мл) дистиллированной воды.

Читайте также: