Посадка водителя за рулем приемы действий органами управления

Обновлено: 04.07.2024

передач, карданная передача , главная передача, ведущие и направляющие колеса.

Показать размещение номерных знаков, надписей, топливного ба ка емкостью 90

литров (бензин марки А - 76, А - 80). Также показать расположение запасного колеса,

комплекта водительского инструмента, медицинской аптечки. Левую и праву ю сторон у

- посадка на рабочее место начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю;

- подходить следует спереди, навстречу потоку транспорта, что позволяет увидеть и

оценить обстановку на дороге, при необходимости пропус тить движ ущиес я транспортные

- пред выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку

на проезжей части, при необходимости пропустить движу щиеся транспортн ые средства и

- правильность посадки на рабочем мес те обеспечивается перемещением сидения

- установить спинку сиденья в положение, при котором она пло тно прилегает к

почти вертикально расположенной спине и при этом н е требуе тся изменять положение

- правильное положение водителя на рабочем месте определяется точками опоры

спины, поясницы и ног, направление взгляда четко видеть дорогу перед собой;

- при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога

К органам управления относятся: а) рулевое колесо, б) педали сцепления, тормоза,

подачи топлива, в) рычаг коробки передач, е) рычаг у казателя поворота.

- выравнивающее : для у держания автомобиля в прямолинейном направлении и при

необходимости принять влево или вправо для с мены полосы движения или съезда на

обочину дороги, поворот рулевого колеса в сторону не превы шает 70 градусов и

- силовое: но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого

- ускоренное : для быстрого изменения траектории движения автомобиля (руки

Нахождение рук на рулевом колесе: левая рука должна держать ру левое колесо

между 9 и 10 часами указателя циферблата, а правая рука между 2 и 3 ча сами. Показать

неправильное положение рук ( ру ки находятся на спицах , а также сходятся в верхней или

Объяснить и показать правила пользования рычагом стояночного тормоза.

При включении рычаг должен защелкну ться 3 - 4 раза.

При выключении рычаг надо потянуть к себе, при этом большим пальцем нажать

Сцепления нажимать правой ногой, а педаль тормоза только правой ногой по ходу

Часто учащиеся педаль тормоза нажимают левой ногой – это НЕДОПУСТИМО.

Свободный ход педали должно быть в пределах сцепления 25 - 40 мм., тормоза за 8 -

- 1(передняя ): используется для нажатия на педали подачи топлива;

- 2(средняя): используется для нажатия на педали сцепления и тормоза;

в) рычаг коробки передач : четыре передачи вперед и один назад. Включить не применяя

- включатель и переключатель света фар, напряжение 12в.)

е) рычаг указателя поворота : включать надо заблаговрем енно до начала маневра, а

Показать включение стеклоочистителя ( два положения)

Отопитель кабины (два положения – это минимальное и максимальное количество

Рычаги воздушной и топливной дроссельной зас лонки. При запуске холодного

двигателя используем воздушную заслонку, движение начать только прогрев двигатель до

- указатель давления в системе смазки, с истемы измерения в с истеме СИ – кг \ см.

Ребята часто ошибаются , говоря, что прибор показывает наличие мас ла в картерея)

- спидометр ( скорость движения и пробег автомобиля). Скорость – эт о

- указатель наличия топлива в баке (ензин состоит из легких угле водородов,

горюч, легковоспламеняется, высокое испарение, можно использовать как растворитель)

- прибор указывающий температуру охлаждающей жидкости, измеряется в

градусах. Заливаем воду Н О, вода при н агревании расширяется.

Регулировка зеркала заднего вида. Сначала показывать на месте ус тановки зеркал.

Затем объяснить, что их использование позволяет водителю быть в курсе дорожной

обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать

меры в сложившейся ситуации, исходя из требований безопасности. Хороший обзор

дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал.

При регулировке правого зеркала должен быть виден правый край заднего колеса, при

Уточнение восприятия учащимся а лгоритма выполнения задания, опросить о

Инструктаж по правилам техники безопасности при выполнении зада ния .

Подошву обуви протереть, не прыгать с кабины, обходить автомобиль по ходу

часовой стрелки и взять подпись у чащегося в журнале производственного обучения.

Практическое выполнение задания учащимся под контролем мас тера

производственного обучения, выдать технологическую карту. Выявить допуще нные

Реакция на дорожную обстановку, усталость за рулем и даже сама жизнь – все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя удобно устроиться за рулем автовладельцу не получится, о минимальном комфорте все же стоит позаботиться. Мы говорим о комфортной посадке, потому что отдыхать, удобно расположившись в салоне ТС, разрешено только пассажирам, они не несут ответственность за безопасность экипажа. Итак, о комфортной и правильной посадке расскажем в нашей статье.

На что влияет правильная посадка за рулем?

Когда автовладелец находится в правильном положении за рулем, он может оперативно среагировать на дорожную ситуацию, дольше, без усталости в шее и спине, управлять автомобилем. Поэтому перед тем, как отправится в поездку, важно отрегулировать: сиденье и подголовник, руль, зеркала.

Как посадка в авто влияет на водителя?

Правильная посадка влияет на состояние усталости водителя

С медицинской точки зрения

  • долгую работоспособность за рулем;
  • быструю реакцию на внештатные ситуации вокруг;
  • хорошее кровообращение, спина и шея не отекают.

Настройка водительского кресла

Первое, что нужно учесть при регулировке сиденья, - индивидуальные особенности водителя: то, какой у него рост, телосложение, сколько он весит. Более подробно расскажем в конце статьи, а пока об основных рекомендациях.

Как отрегулировать место водителя:

  • спинка сиденья наклонена под углом 75-90 градусов – цифры могут варьироваться от того, сколько часов человек проводит за рулем
  • подголовник настроен параллельно затылку.

Водитель садится на свое место так, чтобы между спиной и спинкой кресла не было зазоров, до края сиденья оставалось минимум 3 см запаса хода, а стопы спокойно (без натяжения) располагались на педалях.

Какие ошибки могут быть

Первое: Чрезмерный наклон спинки кресла.

Если взять в пример, гоночные болиды, где пилоты практически лежат в креслах за счет того, что спинка сидений расположена вертикально. Такая конструкция позволяет не только лучше контролировать руль, но и меньше уставать. Почему происходит так, научного объяснения нет, но профессионалы автоспорта доказали все на практике.

В посадке пилота важно, чтобы лопатки хорошо прилегали к сиденью и не отрывались, даже если амплитуда движения плеч максимальна. Чтобы обеспечить полный контакт спины и кресла, его конструируют со специальными изгибами. Проводя параллель с болидом и обычным ТС, можно сделать вывод:

Если спинка кресла чрезмерно отклонена, в момент выполнения маневра (отрыва лопаток) водитель просто повиснет на руле. Получается, что контролировать автомобиль он уже не сможет.

Кнопки регулировки водительского сиденья

Регулировка водительского сиденья

Второе: подголовник находится очень низко.

Подголовник, как элемент сиденья, выполняет функцию защиты, а потом уже комфорта. При настройке не стоит забывать об этом факте. Например, подголовник в моделях Volvo установлен без возможности настройки. А эти машины не просто так считаются одними из самых безопасных.

Если затылочная часть во время удара была защищена подголовником, то функция защиты этого элемента сработает как нужно.

Стоит также сказать об автомобилях с сиденьями, где предусмотрена горизонтальная настройка подголовника. Параметры будут такими: от затылка подголовник должен располагаться не далее, чем на три-четыре сантиметра.

Руль и переключатели скоростей

При поездках на дальние расстояния шоферы, чтобы дольше не уставать и лучше контролировать ТС, рекомендуют держать руки на руле в положении 10/ 2 часа. Считается, что таким хватом получается передать на руль больше усилий. Давайте разберем, почему этого делать не стоит. Во-первых, современные машины оснащены ГУР. Во-вторых, здесь уже речь идет о безопасности.

Какие ошибки могут быть

Первая. положение рук на руле 10/2

Когда водитель использует такое положение рук, сила, воздействующая на руль, распределяется неправильно. В этот момент создается ощущение полного контроля над техникой, но это только ощущение. То же самое выходит, когда шофер держит левую руку на колесе руля, правую - на ручке КПП. Такая привычка опасна, так как в случае риска ДТП быстро сманеврировать не удастся.

Важно обеспечить симметричный хват руля и привыкнуть удерживать его даже в экстренных ситуациях. Если приходится перехватывать колесо руля, то это должно происходить последовательно.

Стоит также сказать о ТС, руль которых предусматривает вертикальную и горизонтальную надстройки. Это очень удобно и безопасно, если оба параметра отрегулированы правильно. Однако чаще всего автовладельцы придвигают колесо руля слишком близко к телу, полагая, что это позволит контролировать поведение ТС. Эта манипуляция опасна тем, что в момент столкновения из рулевого колеса выстрелит подушка безопасности, что вероятнее всего приведет к травме грудной клетки. Поэтому рекомендуемый наклон руля до груди - 35-40 сантиметров.

Ремень безопасности

Что уж скрывать, пристегиваться наши соотечественники не очень любят. Сколько не пытались приучить пользоваться ремнем безопасности социальные лозунги и штрафы ГИБДД, многие водители все равно пренебрегают этим правилом. А вместе с тем, если не пристегиваться, ни правильная посадка водителя, ни настройка кресла не дадут эффекта.

Ремень безопасности в автомобиле

Перед поездкой нужно пристегнуть ремень безопасности

Чтобы ремень безопасности выполнял свою функцию корректно, его нужно настроить так, чтобы он:

  • не душил водителя, то есть контакта ремня с горлом быть не должно;
  • шел по диагонали: от плеча до бедра вдоль грудной клетки;
  • плотно, но не жестко, фиксировал тело, а зажим фиксатора был всегда тугой.

Какие ошибки могут быть

Первая: ремень плохо натянут

Настроив сиденье и руль, многие автолюбители отправляются в дорогу не пристегиваясь или ослабляют натяжение ремня настолько, что он висит на водителе. Еще один вариант халатного отношения к безопасности – когда ремнем пристегивают кресло, т.е. пропускают его за собой, тем самым обманывают датчик ремня.

Расположение ног на педалях

Особенно актуален этот вопрос для любителей МКПП. Чтобы сократить время реакции и предотвратить усталость ног, стоит следовать следующим правилам:

  • Нога обязательно должна оставаться на педали.
  • Правая нога может находится между педалями. Чтобы выжать газ или тормоз, нужно переносить ногу, не отрывая пятки от пола.
  • Точка опоры всегда находится в середине стопы.

Какие ошибки могут быть

Первая: Прямо вытянутые ноги

Если произойдет резкий удар, из-за такого положения ноги могут получить травму. Поэтому они всегда должны быть немного согнуты, даже если водитель до отказа жмет на педаль.

Также считается травмоопасной позиция, когда, нажимая на педаль, шофер отрывается от сидушки кресла. При этом все усилие передается на тазобедренную часть, вместо того, чтобы рассеяться вдоль ноги, как бы это было в положении со слегка согнутыми ногами.

Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида

Итак, водитель принял комфортную и правильное позу в кресле, проверил доступность к рулю, педалям, КПП, теперь нужно настроить обзор. При движении это позволит не крутить головой на 360 и не потерять внимание.

Зеркала настроены правильно, если:

  • в наружных зеркалах видны небо и дорога (горизонт посередине);
  • в боковых зеркалах просматривается ручка задней двери;
  • в зеркале заднего вида отображается заднее стекло авто.

Как настроить боковые зеркала

Как настроить боковые зеркала

Для водителей нестандартной комплекции

Для начала стоит пояснить, что считается нестандартной комплектацией. Это когда водитель ниже/выше 165-175 см роста, больше 90 кг, или другими особенностями (рассмотрим ниже). Чтобы управление автомобилем было более комфортным и безопасным стоит о дополнительных мерах:

  1. У кого слабые руки, можно поменять руль размером больше обычного. При этом хват руля широкий обеими руками, в верхней части обода.
  2. У кого длинные руки: спинку кресла нужно отклонить больше, чем на 75-90 градусов. Ягодицы должны находиться краю кресла. Есть только одно неудобство – шея будет быстро уставать.
  3. У кого короткие руки: ноги должны быть полусогнуты, тело в вертикальном положении. Также можно изогнуть ручку КПП, чтобы не наклоняться к ней.
  4. У кого длинные ноги, нужно принять позу, где ноги и тело образовывают почти прямой угол.

Проверка правильной посадки и ее изменение в зависимости от условий

Осуществив необходимые настройки места, водителю нужно проверить и свою позу. Все хорошо, если основной вес тела приходится на подушку и спинку кресла. Как это проверить? Если получается приподнять руки и ноги вместе – все сделано верно!

Схема правильной посадки в автомобиле

Поза водителя за рулем: справа - правильно, слева - неправильно

Совет. В дороге случаются разные опасные ситуации, реакция, как и нагрузка на мышцы, соответственно тоже всегда разная. Поэтому можно немного отклоняться от стандартов положения за рулем.

Настройки будут отличаться, если вы едете, к примеру, по бездорожью: нужно немного развести локти и приподнять вверх – так мышцы торса будут оптимально напряжены, управлять авто будет легче.

Если вы передвигаетесь по городской местности: нужно чуть больше согнуть локти. Чтобы ноги быстро не уставали, важно, после нажатия на педаль, сразу опускать их. Это правило касается и рук: переключили передачу – вернули руку на руль.

Сколько нужно времени, чтобы привыкнуть к правильной посадке?

На усвоение новой привычки человеку требуется 3 недели. Стоит сказать, что это усредненные цифры: кому-то на адаптацию к новому потребуется 15 дней, кому-то все 30. Во всяком случае, чем раньше вы начнете практику, тем лучше. С каждым днем вы будете меньше уставать за руль, проезжать большие расстояния и четче реагировать на внештатные ситуации в дороге.

Заключение

В завершении повторим основные правила правильной посадки. Итак, чтобы не терять реакцию на возникающие обстоятельства, не подвергать опасности свою жизнь и долго не уставать за рулем, нужно:

1.1. Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления.

Рабочее место водителя. Быстрота и точность рабочих движе­ний водителя современного автомобиля необходимы для успешно­го выполнения поставленной задачи.

Удобство пользования органами управления, хороший обзор дороги, наименьшая утомляемость водителя обеспечиваются его правильной посадкой.

Посадка водителя определяется положением его тела, рук и ног относительно органов управления. Спина должна полностью при­легать к спинке сиденья, ноги свободно доставать до педалей, а руки – до рулевого колеса и других органов управления. Такая посадка у водителей считается основной.

Основная посадка обеспечивается регулировкой сиденья (спин­ки сиденья) и определяется рядом показателей (рис.1.1,а): углом отклонения корпуса от вертикали (А,=20–25о), углом между кор­пусом и бедром (А2=85–95°), углом между бедром и голенью (А3= 110–120°), углом между голенью и стопой (А4=90–95°), углом между корпусом и плечом (А5=20–40°), углом между плечом и пред­плечьем (А =110–120°), углом между предплечьем и кистью (А7= 130–150°).

Рис. 1.1. Основная посадка водителя: а – грузового автомобиля; б – легкового автомобиля.

У водителей легковых авто­мобилей значения указанных параметров несколько отличны от приведенных (рис. 1.1,б).

Чтобы занять правильное положение за рулем необходимо пе­реместить сиденье вперед (назад) при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в коленном суставе. Освободив фиксатор, перевести спинку сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной и не требовалось изменять для этого положение корпуса (рис. 1.2).

При движении задним ходом, особенно на легковых автомо­билях приходится использовать обратную посадку. При обратной посадке водителю необходимо левую руку положить на верхнюю дугу рулевого колеса, что позволяет более точно вести автомо­биль задним ходом.

При этом левая нога постоянно находится на педали сцепления, правая – на педали подачи топлива. Корпус тела необходимо повернуть в правую сторону, положив правую руку на спинку сиденья, и наблюдать за дорогой через заднее окно.






Рис. 1.2. Регулировка сиденья водителя

Если сиденье расположено слишком далеко от органон управ­ления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за ру­левое колесо. При этом спина eго отрывается от опоры, и мышцы ее все время напряжены. Если сиденье слишком далеко выдвину­то вперед, то водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Стремление води­теля принять удобную позу, не прибегая к регулировке сиденья, ведет к преждевременному утомлению.

Приняв правильное положение за рулем, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ре­мень на уровне груди входила ладонь. Отрегулировав ремни, нуж­но проверить, насколько удобно пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом переключения передач.

Для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отре­гулировать положение зеркал заднего вида (рис.1.3,а,б). Внут­реннее зеркало устанавливают так, чтобы в его правой части и был виден правый край заднего окна. В правой части внешнею зерка­ла должен быть видна часть ручки задней дверцы легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомоби­ля. При движении автомобиля можно проверить правильность регулировки, наблюдая за опережающим слева автомобилем: как только его отражение начнет исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться на внешнем.

Положение рук води теля на органах управления автомобилем, в первую очередь на рулевом колесе, в значительной степени фор­мирует посадку водителя и определяет возможность управления рулевым колесом.

В реальных усложни положение рук водителя может быть различным Оптимальное положение рук на рулевом колесе для левой руки – в секторе 9–10 часов (по аналогии с часовым циферблатом), для правой руки и секторе 2 – 3 ч (рис. 1.4). Оптимальное положение рук на рулевом колесе обеспечивает





Рис. 1.3. Регулировка зеркала заднего вида: а – легковой автомобиль; б – грузовой автомобиль.

максимальный, в любую сторону, угол поворота рулевого колеса при управлении как двумя руками, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобилем.

При управлении автомобилем водитель чаще всего работает с рулевым колесом, рычагом коробки передач, педалью сцепления, педалью подачи топлива и с педалью рабочего тормоза. Существу­ют определенные правила, которые водитель должен выполнять.

Как при работе с педалью подачи топлива, так и с другими педалями стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части (рис. 1.5):



Рис. 1.4. Положение рук водителя на рулевом колесе

I часть стопы – передняя

– гибкая и чувствительная, но не сильная, поэтому ей нажимают на педаль газа, но обязательно при этом опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала;

II часть стопы – средняя

– сильная и гибкая, ею на­жимают педали сцепления и тормоза, требующие значи­тельного усилия для их на­жатия;

Ш часть стопы – пятка наиболее сильная, но не чув­ствительная. Она обычно служит опорой для ноги. Нажимать на педали ею не­удобно. Левой ногой нажи­мают на педаль сцепления, правой – на педаль газа и тормоза.



Рис. 1.5. Схема стопы водителя и положений ног на педалях сцепления и тормоза




Рис. 1.6. Положение правой ноги на педали газа

Правая ступня распола­гается почти напротив педа­ли тормоза с опорой на каб­лук и поворачивается впра­во до контакта с педалью газа (рис. 6). При тормо­жении стопа почти без сме­щения за счет поворота мыска нажимает на педаль тормоза. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления (рис. 1.7) или на полу перед ней.

С помощью педали по­дачи топлива регулируется подача горючей смеси в цилиндры двигателя. При нажатии на нес частота вращения двигателя уве­личивается, а при отпускании – уменьшается. Соответственно из­меняется и скорость движения автомобиля. Води гель в зависимо­сти от условий движения все время то нажимает, то отпускает эту педаль или держит ее в нажатом положении. Нажимать па педаль подачи топлива рекомендуется плавно, передней частью стопы с упором на каблук (рис. 1.6).



Рис. 1.7. Варианты свободного положения левой ноги водителя

Нажимая на педаль сцепления, водитель разобщает двигатель с коробкой передач, а плавно отпуская ее при трогании с места или переключении передач, соединяет двигатель и коробку пере­дач. Включать и переключать передачи следует при полностью выжатой педали сцепления. Попытки включить передачу при включенном сцеплении приводят обычно к поломкам в узлах и агрегатах трансмиссии. При включенной передаче в коробке пе­редач педаль сцепления необходимо отпускать (включать сцепле­ние) всегда плавно, но быстро. При этом, чем ниже передача, вклю­ченная в коробке, тем плавнее отпускать педаль сцепления. При резком включении сцепления на трансмиссию передается ударная нагрузка, ускорение придается автомобилю рывками.

При работе с рычагом переключения передач необходимо со­хранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки, и полностью включать передачу, не меняя по­ложения корпуса при переключении передач (рис. 1.8).



Рис. 1.8. Положение кисти рук при переключении передач

Стояночный тормоз необходимо включать правой рукой, дер­жа большой палец на кноп­ке (рычаге) фиксатора, дру­гие пальцы – на рукоятке тормоза. Для включения стояночного тормоза, не нажимая на кнопку фикса­тора, потянуть рычаг вверх к себе до ограничения хода (при этом слышен характерный щелчок фиксатора).

Для выключения стояноч­ного тормоза потянуть дополнительно рычаг на себя, на­жать кнопку фиксатора и опус­тить рычаг от себя до упора (рис.1.9).

Вождение автомобиля. Правильный хват руля.

Чтобы лучше сориентировать положение рук на руле – есть один способ. Положите растопыренные ладони на руль, чуть выше горизонтальной оси, и слегка покрутите их в разные стороны. В какой-то момент каждая из ладоней как бы провалится в ямку. Это обод руля занял свое место в ладонях. Теперь можно сжать кисти рук вокруг обода. Это и будет ваш правильный хват, только не нужно при этом сильно сжимать рулевое колесо. Кисти рук не должны быть напряжены. Угол между плечом и предплечьем при таком хвате и правильно отрегулированном сидении водителя составляет примерно 120 градусов.

Вождение автомобиля. Правильное положение ног на педалях

Настройка зеркал заднего вида. Зеркала бывают плоские и сферические или панорамные. Сферическое или панорамное – это слегка изогнутое зеркало и в него видно чуть больше, чем в прямое. Которому именно отдать предпочтение это дело вкуса, можно попробовать и то и другое, но как говорят специалисты, в машине хоть одно зеркало должно быть прямым. Почему?

Вождение автомобиля. Настройка зеркал заднего вида

Регулировать зеркала следует таким образом: в салонном зеркале заднее стекло должно быть видно полностью, желательно с захватом правого заднего стекла, а в боковом зеркале заднего вида должна быть видна дорога и немного заднее крыло автомобиля. Линия горизонта в отражении проходит посередине зеркала.

Ремни безопасности. Нужно просто запомнить правило: сидящие в автомобиле абсолютно все должны быть пристегнуты. Водитель – в первую очередь. И дело даже не в штрафе за не пристегнутый ремень, а в элементарной безопасности. К тому же, когда вы привыкните ездить с ремнем, то поймете, насколько это удобнее и безопаснее.

Читайте также: