Причины списания автомобильных шин

Обновлено: 30.06.2024

Шина — довольно дорогой элемент автомобиля. Но ее преждевременный износ повлечет за собой не только дополнительные траты, но и риск ДТП. Разберемся в видах и причинах повышенного или неравномерного износа шин, а также узнаем, как избежать этой проблемы.

Виды износа протектора автомобильных шин

Шины, помимо естественного истирания, нередко подвергаются дополнительным нагрузкам, которые приводят к ускоренному износу. При этом до определенного момента заметить какие-либо негативные изменения практически невозможно. Поэтому важно знать и уметь визуально определить вид износа протектора шин.

Все эти дефекты могут значительно снизить устойчивость авто на дороге и даже привести к аварии.

Причины износа шин передних и задних колес

Независимо от вида повреждений, важно своевременно локализовать причину неравномерного износа шин. Разберем наиболее распространенные факторы, которые влияют на ускоренный износ протектора шины или повреждение корда.

  • Неправильные углы установки колес — самая частая причина неравномерного износа шин передних колес. Положительный или отрицательный развал непременно ускорит истирание наружной или внутренней боковой поверхности шины. Чрезмерно большие или малые углы схождения также приведут к одностороннему износу. Чаще всего причиной неравномерного износа передних шин с наружной стороны служит неправильный угол развала с отклонением колес от вертикальной плоскости наружу, за пределы автомобиля.

Причиной износа передних шин с внутренней стороны обычно выступает некорректно отрегулированный угол развала с отклонением от вертикальной плоскости и заходом управляемых колес под автомобиль.

  • Разбитая подвеска. При этой неисправности может пострадать любая часть протектора. Но чаще наблюдается односторонний боковой износ с одновременным ухудшением управляемости авто (уводом в сторону, плохой отзывчивостью руля).
  • Неполадки в рулевом управлении. Люфт рейки или наконечников неизбежно приведет к повышенной нагрузке на шины.
  • Повышенное или пониженное давление в шинах . Одна из наиболее распространенных причин внутреннего износа протектора передних или задних шин — повышенное давление. Перекачанная шина будет стремиться принять форму тороида, что приведет к выпиранию ее центральной части. Низкое давление характеризуется ускоренным двухсторонним боковым износом, так как центральная часть прогибается к оси вращения.
  • Агрессивная езда с резкими торможениями и ускорением с пробуксовкой. При такой эксплуатации авто могут появиться локальные повреждения резины и деформация корда. Перекачанные шины в совокупности с агрессивной ездой также являются причиной износа передних и задних шин с внутренней стороны.
  • Изначально низкое качество резины. Прежде чем купить летние или зимние шины, внимательно изучите, насколько тот или иной производитель добросовестно относится к изготовлению продукции и подходят ли рассматриваемые колеса под ваш стиль эксплуатации авто.

Также имейте ввиду, что внедорожные шины отличаются от легковых . И даже если на ваш компактный внедорожник подходит более дешевая резина от легкового автотранспорта — перед установкой других колес желательно изучить этот вопрос и быть готовым к последствиям такой нерегламентированной замены.

Не забывайте периодически осматривать резину на наличие дефектов. Осмотр не занимает много времени, а своевременное обнаружение позволит не только сэкономить на резине, но и предотвратит возможные казусы на дороге из-за ухудшения управляемости.

Есть вопросы? Свяжитесь с нами по телефону 8 800 555-67-06 и мы обязательно вам поможем!

Ускоренный неравномерный износ беговой дорожки, очень низкий пробег, возникает в основном на передней оси автомобиля.

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Большие зазоры в посадке колеса.
  2. Повреждение или нефункционирующие амортизаторы

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Несоосность отдельных осей транспортного средства.
  2. Ошибочно отцентрированные оси, управление или система торможения
  3. Ошибочно отрегулирован след контакта автомобиля
  4. Неравномерное внутреннее давление в покрышках на одной оси (сдвоенные)

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

  1. Контроль соосности отдельных осей, регулирование развала-схождения колес и установка параметров, предписанных производителем транспортного средства.
  2. Контроль разрегулированных систем транспортного средства, их правильная регулировка или замена.
  3. Контроль и коррекция внутреннего давления в шинах.
  4. Использование удлиненных наконечников вентилей, монтируемых внутри между сдвоенными шинами

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

Ускоренный неравномерный износ беговой дорожки, низкий провез, проявляется в основном на передней оси транспортного средства.

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Ошибочно отрегулирована геометрия автомобиля (развал-схождение)
  2. Зазоры в посадке колеса
  3. Поврежденные и неисправные амортизаторы

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Различное внутреннее давление в сдвоенных шинах.
  2. Различный наружный диаметр сдвоенных шин.
  3. Большой зазор в посадке колеса, втулках или подвеске.

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

  1. Регулярный контроль внутреннего давления в шинах
  2. Контроль и ремонт посадки колес.
  3. Использование удлиненных наконечников вентилей, монтируемых внутри между сдвоенными шинами.
  4. Для пары сдвоенных шин монтировать шины с одинаковым наружным диаметром.

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Постоянно повышенное внутреннее давление в шине.
  2. Диспропорция между установленной нормой внутреннего давления, фактическим внутренним давлением и фактической нагрузкой, большая часть пробега пройдена без нагрузки.

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. В случае шин, смонтированных на передних осях большегрузных транспортных средств, при длительном передвижении транспортного средства при высоких скоростях по качественным автомагистралям скоростного характера под влиянием продолжительного воздействия центробежной силы и сипы сцепления на шину наблюдается интенсивнейший износ центральной части беговой дорожки.

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Повреждение от выступающей части транспортного средства.
  2. Проворачивание колеса сцепления при движении по бездорожью.

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Заблокированные тормоза.
  2. Овальный тормозной барабан.
  3. Новые, необкатанные тормоза, неправильная регулировка тормозов.
  4. Интенсивное, резкое торможение скольжением (аварийное торможение).

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Длительное перемещение по каменистым и плохим дорогам.
  2. Эксплуатация в тяжелых условиях (каменоломни, участки строительства с плохими подъездными путями, металлургические заводы, чугунолитейные заводы, . )
  3. Неправильный выбор покрышек.
  4. Повышенное внутреннее давление, которое способствует повреждению шины при эксплуатации в приведенных условиях.

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Резкая деформация брекерного пояса и его последующее повреждение под давлением переезда через острое препятствие (камень, выбоина, бордюр) обычно при повышенной скорости.
  2. Повышенное давление или повышенная нагрузка шины и увеличенная скорость способствуют возможности повреждения покрышки.

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Загрязнение дорог и автостоянок для транспортных средств.
  2. Беспорядок во дворах и гаражах.
  3. Движение по небезопасной местности.

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

  1. Регулярный контроль состояния поверхности дорог, своевременный ремонт поврежденных участков на покрышке, очистка рисунка от застрявших инородных предметов между элементами рисунка.

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА:

  1. Неосторожное приближение транспортных средств к тротуарам при остановке
  2. Резкий наезд на препятствие, при котором возникает такое напряжение каркаса, что одиночные нити каркаса разрываются

ПРОФИЛАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ:

  1. Повышенная осторожность при маневрировании транспортным средством в основном при движении по городу.
  2. При переезде через препятствие передвигаться на самой низкой скорости и, если это возможно, в перпендикулярном направлении.

НАЗВАНИЕ ДЕФЕКТА:

ОПИСАНИЕ ДЕФЕКТА:

Повреждение боковины у сдвоенных шин. При длительном воздействии может дойти к повреждению каркаса покрышки или к общему разрушению покрышки.


Многие организации в своей деятельности используют различные транспортные средства. К расходным материалам, которые нуждаются в частой замене, относятся шины. Но нельзя просто так снять старые покрышки и выбросить их. Они должны подвергаться правильной утилизации. Данная процедура должна сопровождаться соответствующим актом, который является документальным подтверждением данной процедуры.

Форма акта

Законодательство не обязывает использовать в этих целях какую-то специальную форму. Акт составляется в произвольном стиле, поэтому сюда можно внести любую информацию, касающуюся данного действия. Если на балансе компании находится большое количество техники, целесообразно разработать специальный бланк, который можно использовать каждый раз при списании шин.

Когда нужно утилизировать шины

Существуют определенные правила, которые определяют нормы эксплуатации автомобильных покрышек. С их учетом определяются сроки, в течение которых можно использовать шины. Кроме этого, определяется и физическое состояние покрышек. Здесь учитываются такие данные:

  • внешняя деформация, к которой относятся пробои, порывы, отслоение каркаса;
  • изменение форм и размеров покрышки или крепежных отверстий;
  • отсутствие или повреждение крепежных болтов;
  • высота протектора меньше необходимых показателей.

Если возникают подозрения в том, что шины стали непригодными для эксплуатации, руководитель компании назначает специалистов, которые должны провести соответствующую экспертизу. Отчет о проверке позволяет определить, подлежат ли шины списанию, или их можно продолжать эксплуатировать.

Кто составляет акт утилизации шин в 2021 году?

Кто составляет акт утилизации шин в 2021 году

Так как автомобильные покрышки несут четвертый класс опасности для окружающей среды, они подлежат правильной утилизации. Так, если шина пришла в негодность, она не может быть просто выброшена на свалку. Она должна быть утилизирована, что будет подтверждено соответствующим актом. Обычно автотранспортные организации не занимаются этим самостоятельно. Существуют специализированные компании, которые занимаются утилизацией покрышек. Именно к ним и обращаются компании, владеющие ненужными шинами.

Сначала транспортная организация составляет договор с фирмой, занимающейся переработкой шин. Нужно сказать, договор подтверждает только то, что стороны договорились между собой. А составленный акт является документальным подтверждением того, что шины действительно были утилизированы. После составления договора транспортная компания передает материалы, подлежащие уничтожению. Иногда бывают ситуации, когда компания, сдающая покрышки для утилизации, получает с этого процесса определенный доход. Этот факт обязательно должен отобразиться в акте.

Заполнением документа занимаются члены специально созданной комиссии, которая и выполняет утилизацию шин. Что касается конкретного человека, чьей рукой будут вноситься сведения, то здесь нет принципиальной разницы. Это может быть рядовой член комиссии или ее председатель. Ответственные лица обязательно должны присутствовать при этом процессе. После утилизации данный факт фиксируется при помощи акта. В составе данной группы обычно присутствуют сотрудники различных структурных подразделений. По сути, главная задача комиссии заключается в том, чтобы подтвердить утилизацию опасных материалов.

Если речь идет о компании, которая специализируется на утилизации шин, то при помощи этого акта она докажет, что выполнила свои обязанности, указанные в договоре. Что касается компании-заказчика, то для нее этот акт станет основанием списания материальных ценностей. Акт обязательно становится частью бухгалтерского учета.

Инструкция по заполнению акта

Инструкция по заполнению акта

Как уже было сказано, компаниям разрешено разрабатывать индивидуальный шаблон, который будет использоваться в данных ситуациях. Также разрешена свободная форма заполнения. Несмотря на то, что здесь нет каких-то строгих требований, все-таки рекомендуется придерживаться определенных правил составления подобных документов.

  • отмечаются члены комиссии и должности каждого из них;
  • подробно описываются шины, подлежащие утилизации. Здесь должны присутствовать марка, дата выпуска, заводской номер, пробег, эксплуатационные нормы. Если список покрышек достаточно большой, для указания данных сведений рекомендуется использовать таблицу;
  • подводится итог общего количества шин, подлежащих утилизации.

Стоит отметить, это лишь основные сведения, которые должны присутствовать в документе. В зависимости от различных обстоятельств документ может дополняться и другой информацией. Например, если организация занимается утилизацией не самостоятельно, так и нужно указать, что шины переданы специальной компании. При этом отмечаются сведения о договоре, который заключается между сторонами. Нелишним будет указать, какой конкретно способ использовался для утилизации покрышек. Если после утилизации компания получила какую-то прибыль, это необходимо отобразить в акте. Причем указывается сумма, которая была получена.

Инструкция по заполнению акта

Завершающим этапом заполнения документа является проставление автографов всеми членами комиссии. Указываются их должности, проставляются подписи с расшифровками. Последним документ должен подписать председатель комиссии. Своими автографами члены комиссии подтверждают, что в документе указаны достоверные сведения. При отсутствии хотя бы одной подписи акт признается недействительным. На основании акта бухгалтерские работники делают в бухучете необходимые заметки. После этого документ хранится в компании не менее пяти лет.

Если в документе была допущена ошибка, оставлять ее нельзя. Ведь это может стать причиной проблем в будущем. Конечно, можно приступить к заполнению второго документа. Хотя многие исправляют ошибку, используя стандартный алгоритм действий:

Любые дефекты грузовых шин влияют на безопасность рейса и скорость перевозки грузов. Поэтому механикам, водителям и автовладельцам следует ориентироваться не только в причинах появления той или иной неисправности колес автомобиля. Они должны знать правила профилактики дефекта, а также способы восстановления шин. Владея этой информацией, вы сэкономите на замене резины и предотвратите аварию в рейсе, которая может привести к выплате неустойки за опоздание с доставкой груза.

ТОП-15 эксплуатационных дефектов шин грузового и грузопассажирского автомобиля

Слишком быстрый износ протектора

Если при небольшом пробеге равномерно стирается вся беговая дорожка, то в таком дефекте можно обвинить только водителя. Подобное повреждение не спишешь на неисправность подвески или тормозной системы. Причиной равномерного износа на короткой дистанции могут быть частые торможения и ускорения, а также обилие подъемов и спусков на выбранной дороге. Изношенная подобным образом резина идет на списание.

Неравномерный износ беговой дорожки на колесах передней оси автомобиля

В этом случае есть претензии к механике грузовой машины. Если стираются преимущественно передние шины, главной причиной проблемы можно назвать поломку амортизатора. Второстепенным фактором, спровоцировавшим подобное повреждение, может быть увеличенный зазор посадки колеса. Исправление дефекта предполагает списание старых амортизаторов и регулировку посадки.

Ускоренный износ отдельных участков протектора грузовой автошины

Если дорожка стирается неравномерно и на каждой оси автомобиля, то источником проблемы может быть:

  • отклонение осей колес;
  • ошибка при центрировании дисков;
  • ошибка при регулировании пятна контакта;
  • отклонение давление от рекомендованного параметра;
  • проблемы с рулевой колонкой и тормозами.

Для устранения этой неисправности прописывают проверку и регулировку соосности, развал-схождение колес, осмотр и ремонт рулевой колонки и тормозной системы. Но в большинстве случаев ограничиваются проверкой давления.

Односторонний неравномерный износ протектора переднего колеса.

Причину одностороннего износа ищут в ошибках при регулировке развала-схождения и неисправности амортизатора. Этот вид дефектов устраняют регулировкой и ремонтом соответствующих узлов автомобиля. В качестве меры профилактики стоит проконтролировать геометрию моста.

Популярные модели шин















Неравномерное истирание протектора с образованием выступов в центральной части

Основные причины повреждения этого типа лежат в различии характеристик сдвоенных шин. Такое случается, если у парных колес грузового авто будет разный диаметр. Но основной причиной повреждения все же будет разное давление в сдвоенных шинах. Такой дефект случается чаще. Кроме того, повреждение может спровоцировать увеличенный зазор втулок или подвесок.

Для устранения неисправности необходима комплексная регулировка и основательная проверка геометрии и посадки сдвоенных колес.

Ускоренное стирание глубины протектора в центральной части беговой дорожки

Причина такого повреждения — избыточное давление. Однако подобные дефекты случаются и в том случае, если грузовой автомобиль слишком часто ездит без нагрузки. В качестве меры профилактики стоит пересмотреть маршрут рейса и проверить давление в колесе.

Интенсивное стирание рулевой грузовой автошины по центру

От этого дефекта страдают только рулевые виды резины. Он объясняется ездой на высокой скорости, когда центробежная сила увеличивает нагрузку в центральной части пятна контакта. Чаще всего эта проблема возникает у магистральных тягачей, которые передвигаются по скоростным трассам. Единственной мерой профилактики может быть замена рулевой автошина на резину с тяговой оси, если эту рокировку допускает конструкция авто.

Механический дефект по всей окружности протектора

Причиной повреждения можно назвать неисправность в зоне арки, которая привела к контакту металлической детали и резины. Подобный дефект может спровоцировать проворачивание колеса при преодолении бездорожья. В качестве меры профилактики необходимо контролировать перегруз и осматривать арку автомобиля на предмет непредусмотренных конструкцией выступов.

Локальный дефект по всей ширине рисунка протектора, сосредоточенный в одной зоне

Этот вид повреждений появляется при блокировании шины во время торможения. Причиной блокирования может быть как неисправность тормозной системы, так и неправильная регулировка ее механизмов. Иногда такой износ резины возникает при резком торможении, после которого автошины отправляют на списание.

Срыв шашек или грунтозацепов по всей длине окружности шины

В этом случае нет возможности списать повреждение на неисправность машины. Этот вид механических дефектов возникает при движении тяжелогруженного автомобиля по бездорожью на неправильно подобранных шинах. Основная причина подобных повреждений — несоответствие прочности компаунда условиям эксплуатации.

В качестве меры профилактики можно порекомендовать только выбор автошины по индексу массы и скорости, а также изменение маршрутов поездки.

Поперечный излом протектора шины

К такому повреждению ведут несколько путей. Во-первых, неаккуратное вождение, с игнорированием выбоин, бордюров, острых камней и других локальных препятствий. Во-вторых, повышенное давление в автошине, провоцирующее избыточное напряжение в брекерном поясе. В-третьих, нарушение рекомендованного производителем предела скорости движения. Если пересекаются хотя бы два вида нарушений из трех — протектор лопается по короне. После этого автошину ждет только списание в утиль.

Точечный прокол

Это случается и с грузовыми, и с легковыми автомобилями. Предупредить такое повреждение невозможно. Поймать гвоздь можно даже на ровной трассе или в своем гараже. Благо, вместо окончательного списания в утиль пробитую резину ждет недорогая вулканизация.

Боковой разрыв каркаса

Такое случается при неудачной парковке, когда колесо автомобиля цепляется за бордюр или иное препятствие. Вторая причина — удар о какое-то препятствие на дороге, от которого расходится корд. Третья причина — противоправные действия вандалов, на которые указывает тип пореза (слишком ровные края). Для профилактики подобной неисправности можно порекомендовать сбрасывать скорость движения во время парковки до 20 км/час.

Расслоение каркаса

Этот эффект возникает при движении на полностью спущенной шине или при серьезной перегрузке машины. Если в 3-тонный грузовой автомобиль загрузить 4 тонны, протектор может отойти от боковины при ударе о любую выбоину на дороге. Этого не случится, если вы не будете перегружать авто и поставите на ниппель контроллеры давления.

Повреждение пятки борта

Такое случается на фоне длительного торможения полностью загруженного автомобиля. От трения борта о диск происходит перегрев и деформация пятки, за которым следует разрушение корда и компаунда. В качестве меры профилактики опытные водители советуют перейти с основного тормоза на замедление машины мотором.

Заключение

Разрушение шины из-за брака производителя случается нечасто. Большинство описанных выше случаев происходят по вине водителей и механиков, которые не следят за давлением, исправностью подвески, соответствием фактического веса показателям, рекомендованным индексом массы автошины. Чтобы продлить срок службы шин, водителю стоит соблюдать элементарные правила безопасности.

*Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ

Читайте также: