Приказ о возложении обязанности механика на водителя

Обновлено: 05.07.2024

В нашей организации числятся водители согласно штатному расписанию. Теперь нам нужно на одного из них возложить обязанности механика, но такой должности в штатном расписании у нас нет, подскажите как оформить правильно возложение обязанности в данной ситуации?

Для того, чтобы возложить на водителя обязанности механика, можно использовать следующие способы:

- дополнить трудовую функцию работника путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору;

- оформить возложение обязанностей механика на работника с его письменного согласия и за дополнительную плату путем совмещения профессий (должностей). Для этого в штатное расписание организации необходимо будет ввести должность механика;

- оформить работнику внутренне совместительство по должности механика, заключив трудовой договор по совместительству. Для этого в штатное расписание организации необходимо будет ввести должность механика и быть уверенным в том, что условия труда по должности водителя и механика не будут одновременно вредными и/или опасными.

Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным для включения в трудовой договор условием.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме.

Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 282 ТК РФ).

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей (ч. 3 ст. 282 ТК РФ).

Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. (ч. 5 ст. 282 ТК РФ).

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Приказ о назначении ответственного за безопасную эксплуатацию транспортных средств — это документ, которым на определенного сотрудника возлагают обязанность контролировать, что автомобиль готов к использованию и соответствует требованиям безопасности. Если в составе автопарка 100 и более ТС, создается специальная должность. Если же он меньше, назначают одного из работников.

Кого назначить

В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995, если компания эксплуатирует транспортное средство, она обязана заботиться о его техническом состоянии и несет ответственность за него.

Главным должностным лицом, отвечающим за все процессы в организации, является ее руководитель. Но если руководитель не обладает достаточной специальной компетенцией или предпочитает делегировать обязанности, приказом по предприятию назначается ответственный за техническое состояние и эксплуатацию ТС, который принимает на себя эти полномочия.

Формально не имеет значения, на какой должности в организации находится назначенный ответственным за ТС. Принципиальным является наличие у него знаний в области организации безопасного дорожного движения, устройства автомобиля, требований, предъявляемых к техническому состоянию ТС. Часто им становится начальник гаража или механик организации.

Необходимые знания, умения и опыт

Перечень требований к потенциальным контролерам состояния транспортных средств и необходимых умений изложен в Приказе Министерства транспорта РФ №287 от 28.09.2015. В соответствии с этим документом, сотрудник обязан знать:

  • законы и подзаконные акты, касающиеся технического обслуживания и ремонта автомобиля;
  • нормативные акты, регулирующие вопросы безопасного движения автотранспорта на дороге;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автомобиля;
  • технические требования, которые предъявляются к автомобилям, критерии оценки степени безопасности использования ТС;
  • транспортное и трудовое законодательство — минимально;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

От специалиста требуется как минимум среднее специальное образование или диплом о профессиональной переподготовке. Подойдут такие специальности:

Какими вопросами занимается

Перечень обязанностей, которые возлагает на лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств, каждый отдельный работодатель, содержится в должностной инструкции работника:

  • выпускает транспортное средство в рейс, обеспечивает его безаварийную эксплуатацию, определяет неисправности по возвращении из рейса;
  • контролирует правильную эксплуатацию автомобиля и его техническое состояние. В случае обнаружения неисправности устанавливает ее причины, принимает меры к их устранению;
  • организует передачу автомобилей в ремонт и их возврат в работу;
  • контролирует качество технического обслуживания ТС;
  • после окончания работы контролирует постановку автомобиля на охраняемую стоянку;
  • самостоятельно участвует в регулярном ТО;
  • вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на водителей и иных лиц, работающих с автомобилями организации;
  • организует проведение ежедневного предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей или сам участвует в нем;
  • контролирует исправность спидометров и одометров, сохранность пломб;
  • проверяет у водителей наличие всех необходимых для выхода в рейс документов.

Помимо работника, обязанного следить за техническим состоянием автомобилей в парке компании, в структуре организации присутствуют уполномоченный по вопросу обеспечения безопасного дорожного движения в организации-перевозчике и диспетчер.

Уполномоченный по обеспечению безопасного дорожного движения — это сотрудник, обязанный предпринимать меры к снижению количества нарушений ПДД сотрудниками организации. Он анализирует данные о случившихся по вине водителей компании нарушениях, общую дорожную обстановку в регионе и разрабатывает мероприятия по предотвращению последующих нарушений. Это более высококвалифицированный труд, чем работа механика, такие обязанности возлагаются, как правило, на лиц, возглавляющих гараж или транспортный цех.

Диспетчеры организуют ежедневную бесперебойную работу автопарка, следят за соблюдением графиков, оформляют дорожные документы, предпринимают меры по недопущению простоя техники.

Обязанности ответственного за безопасное дорожное движение, за техническое состояние и диспетчера иногда возлагаются на разных людей, но в небольших организациях со скромным автопарком их часто совмещает один и тот же сотрудник.
Если работодатель предпочитает разделять полномочия, на каждого сотрудника его обязанности возлагаются приказом:

  • отдельным для каждого, например, издается отдельный приказ о назначении ответственного диспетчера автомобильного транспорта;
  • единым документом, в котором отдельными пунктами прописываются обязанности, возлагаемые на каждого сотрудника.

Как оформить назначение

Чтобы официально назначить сотрудника, необходимо издать приказ о назначении ответственного за эксплуатацию автотранспорта на предприятии — до издания такого документа новые полномочия не считаются возложенными на сотрудника.

Приказ не имеет строго установленной формы — компания вправе использовать при его издании собственный бланк или принятые во внутреннем документообороте бланки.

Важно после издания ознакомить сотрудника, которого приказ касается, с текстом документа под роспись.

Что написать в приказе

В приказе необходимо отразить:

  • наименование организации, в которой он издается;
  • дату и место издания;
  • присвоенный номер;
  • основание и цель издания документа;
  • ФИО и должность лица, на которого возлагаются обязанности;
  • какие обязанности налагаются;
  • лицо, контролирующее исполнение;
  • подпись руководителя организации или лица, уполномоченного на подписание таких документов доверенностью.

Суть приказа может состоять в возложении одного вида обязанностей на определенного сотрудника или нескольких видов обязанностей на разных сотрудников, когда несколько документов, фактически, объединяются в один. Например, одна и та же бумага выступает одновременно как:

  • приказ об ответственном за выпуск автотранспорта на линию;
  • приказ о назначении ответственного за предрейсовое и послерейсовое техническое обслуживание;
  • приказ о назначении ответственного за проведение регулярного технического обслуживания;
  • приказ об ответственном за документооборот в гараже.

Такой подход к оформлению полномочий актуален, если работодатель решил возложить их на разных людей, но стремится оптимизировать документооборот и издать один документ вместо четырех.

№123 г. Санкт-Петербург

  1. Назначить лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — механика Иванова И.И.
  2. Назначить лицом, ответственным за выпуск на линию транспортных средств, — инженера Петрова П.П.
  3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор А.В. Воронов

Так выглядит приказ об ответственном за погрузчик:

Ответственный за транспорт на предприятии

В идеале на должности специалиста ответственного за БДД, контролера и диспетчера в организации должны быть назначены отдельные штатные сотрудники. Но как быть тем компаниям, у которых небольшой автопарк и для которых слишком накладно содержать еще нескольких сотрудников? Можно ли возложить обязанности этих специалистов на сотрудников, которые уже работают в компании?

Да, можно. И сейчас подробно это разберем, но для начала разберемся в основных вопросах.

Всем ли необходимы контролер ТС, специалист БДД и диспетчер?

  • Специалист БДД. Нужен почти всем. Исключение – ИП и организации, у которых на балансе только легковые автомобили, которые используются исключительно для собственных нужд. Если же компания занята перевозками, или владеет автобусом или грузовиком — специалист БДД необходим, этого требует законодательство.
  • Контролер технического состояния ТС. Нужен всем, даже упомянутым ИП и организациям с легковыми автомобилями.
  • Диспетчер. Строго говоря, необходимость этой должности нигде не прописана и никаких санкций за ее отсутствие не предусмотрено. Здесь всё решает производственная необходимость и здравый смысл. В крупных компаниях диспетчеры есть, иногда несколько, в маленьких – функции диспетчера исполняет, как правило, механик или бухгалтер.

Но тут важно разделять две ситуации. Первая: механик или бухгалтер только заполняет, выдаёт, принимает путевые листы и проверяет правильность их оформления. Здесь потребности в отдельном диспетчере нет, эту обязанность можно просто указать в должностной инструкции этих сотрудников.

Но если механик или бухгалтер (или любой другой сотрудник) должен еще и координировать работу водителей, составлять маршруты, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и т.д. – то это, по факту, работа диспетчера. В этом случае в штатном расписании должна быть соответствующая должность, а у диспетчера должно быть соответствующее образование, опять же это требование законодательства.

Любого сотрудника, который подходит под квалификационные требования, установленные в Приказе Минтранса РФ № 287. Давайте по порядку.

Обратите внимание! Если ответственный за БДД, контролер и диспетчер у вас есть, а необходимого образования у них нет, то согласно Статьи 12.31.1 КоАП РФ, проверяющие органы могут наложить на вас административный штраф.

Варианты совмещения: диспетчер, водитель, контролер, специалист БДД

Итак, вы нашли и обучили сотрудников, которые, на ваш взгляд, могут нести дополнительные обязанности по вышеназванным транспортным специальностям. Какие основные варианты совмещения могут быть? Ответим на самые распространенные вопросы.

1. Может ли один человек совмещать должности специалиста БДД, диспетчера и контролера? Да.

Теоретически, может. Прямых запретов на это не установлено и во многих организациях так все и оформлено. Однако, как говорят специалисты, это бессмысленно: ведь специалист по БДД должен контролировать работу диспетчера и контролёра технического состояния ТС.

2. Может ли водитель быть контролером? Да.

Может, если подходит под квалификационные требования.

3. Может ли водитель быть специалистом БДД? Да.

Может, если подходит под квалификационные требования.

4. Может ли водитель быть диспетчером? Нет.

Этот случай подпадает под Ограничения по совместительству для работников транспорта (ст. 329 Трудового кодекса РФ). Это связано с тем, что транспорт является источником повышенной опасности.

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Может ли бухгалтер быть диспетчером?

Нужен ли трудовой договор при совместительстве?

По мнению Минтруда России, нужен. То есть помимо основного трудового договора необходимо заключить с работником второй договор о работе по совместительству. (Напомним, что мы говорим сейчас именно о внутреннем совместительстве.) На основании этого договора издается приказ о приеме на работу.

Если сотрудник хочет, то сведения о работе по совместительству вносятся в его трудовую книжку (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Как оплачивается труд совместителя?

Оплата труда совместителей обязательна (ч. 1 ст. 285 ТК РФ). По каким принципам она начисляется? По тем же, по каким начисляется и всем вообще наемным работникам.

  • пропорционально отработанному времени,
  • в зависимости от выработки,
  • или на других условиях, прописанных в трудовом договоре.

Размер заработной платы работодатель определяет сам, по согласованию с работником и принимая во внимание размер МРОТ (минимального размера оплаты труда). Разумеется, с учетом всех действующих в регионе районных коэффициентов и надбавок.

42 комментария

Добрый день! Поясните пожалуйста. В штатном нет контролера ТС АТС, есть механик. Могу ли я приказом назначить его ответственным за контроль ТС АТС и включить в должностную обязанность все обязанности контролера! Или обязательно в штатном от должен называться контролером ТС АТС. Механик обучен присвоена квалификация контролера ТС АТС. заранее спасибо.

Здравствуйте подскажите я специалист по бдд и мне вменили разъездной характер ( возить сотрудников по командировкам), а совмещение делать не хотят. Должен ли работодатель делать доплату за эту работу .

Добрый день! Поясните пожалуйста. В штатном нет контролера ТС АТС, есть механик. Могу ли я приказом назначить его ответственным за контроль ТС АТС и включить в должностную обязанность все обязанности контролера! Или обязательно в штатном от дролжен называться контролером ТС АТС. Механик обучен присвоена квалификация контролера ТС АТС. заранее спасибо.

Добрый день всем. Вопрос? Можно ли в организации (юридическое лицо) одновременно назначить одно лицо — контролёром, механиком и водителем? Как все правильно оформить, нужно ли совмещение или просто прописать в инструкции механику, что на него возложены все эти обязанности?

Добрый день! Есть у кого нибудь приказ о возложении исполнения обязанности по БДД с совмещением контролера технического обслуживания?

Доброго времени суток! У нас транспортное предприятие, перед выпуском автобусов и спецтехники с базы работают контролеры техн.состояния транспортных средств, они же открывают ворота днем и запускают возвращающийся транспорт вечером и ночью. Можно ввести в штатное расписание двойную профессию Контролер тех.состояния ТС-сторож?

В законодательстве нет требования назначать диспетчера, но если его назначили, то он должен соответствовать требованиям Приказа Минтранса 287.
Можете ничего не менять, так как с 1 января Приказ 287 отменяется, а в новом приказе диспетчера вообще убрали.

Новый обязательный реквизит 2021 ПЛ — сведения о перевозке. И более ничего не разъясняется.
Виды перевозок: 1 регулярные , 2 по заказам, 3 такси.
А если у нас членовозка, мы катаем по нуждам своих сотрудников(не директоров), документы по фирмам и т.п. что указывать??
И ГДЕ указывать? одной строкой за день, или в каждой графе отправление-назначение? если он до обеда в межгороде, а после обеда по городу, это как считать?
Делитесь мнением, кто как это понимает?

Добрый день.
Подскажите, как думаете изменится ситуация по диспетчерам (требования к образованию), если с 1 января 2021 года отменят приказ 287, а в новом приказе 282, только требования к контролеру и специалисту по БДД?

Судя по приказу 282 теперь требований к диспетчеру вообще ни каких нет.

В каком документе прописано количество специалистов, контролеров и диспетчеров в зависимости от количества водителей?
В моем случае 140 водителей.

Такого документа нет. Соответственно нет и требований к количеству перечисленных специалистов.

Документа нет, но есть здравый смысл, они должны быть минимум в двойном экземпляре, чтобы отпускать др-друга в отпуск. 2 человека — обученных на бдд и контр-ра.

Добрый день,спасибо большое за ответ. А подтвержденный стаж работы не менее одного года по какой специальности.

Добрый день! Транспортная организация, грузоперевозки. Вопрос заключается в следующем. Имеется работник который прошел обучение на специалиста БДД, контролера, диспетчера. Имеет ли право организация в рамках ст. 60.2. ТК РФ (Совмещение профессий должностей (не совместительство внутреннее 60.1)) возложить на него выполнение данных трудовых функций, а именно когда работник официально трудоустроен в должности специалиста БДД, а при дополнительном соглашении к трудовому договору выполняет функции контролера и диспетчера (в рамках только выдачи и приема путевых листов). Правильно ли я понимаю, что все эти должности должны быть в штатном расписании? Заранее Спасибо!

Может исполнять обязанности если есть документальное подтверждение стажа работы не менее одного года и есть диплом об образовании по специальности 23.03.01.
Если нет, то необходимо пройти переподготовку по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. В этом случае стаж не требуется. Как правило курсы можно пройти онлайн в течение 1-2 месяцев.

Добрый день. Совмещаю в организации должность контроллера тех. состояния, диспетчера и ответственного за ББД. В этом году должна быть повторная аттестация. В УГАДН сказали что согласно ст 329 ТК РФ совмещать эти должности я не могу. Так ли это?

Согласно Статьи 329 ТК РФ:
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Водитель автомобиля
Водитель аэросаней
Водитель вездехода
Водитель-испытатель
Водитель мототранспортных средств
Водитель трамвая
Водитель транспортно-уборочной машины
Водитель троллейбуса
Водитель погрузчика
Водитель электро- или автотележки
Машинист автобетононасоса
Машинист автогудронатора
Машинист автокомпрессора
Машинист бетоносмесителя передвижного
Машинист битумировочной машины
Машинист бурильно-крановой самоходной машины
Машинист дорожно-транспортной машины
Машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах
Машинист катка самоходного с гладкими вальцами
Машинист крана автомобильного
Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог
Машинист машины для нанесения пленкообразующей жидкости
Машинист машины для устройства укрепительных полос
Машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ
Машинист смесителя асфальтобетона передвижного
Машинист укладчика асфальтобетона
Машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей
Тракторист
Диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер службы движения
Диспетчер станционный

Если Вы занимаете должность или выполняете работу из этого списка, то Вам нельзя совмещать с должностью или с работой из этого же списка. Как видите в списке есть должность диспетчера автомобильного транспорта и её нельзя совмещать с работой или должностями из этого же списка, и значит можно совмещать с работой и должностями которых нет в списке. А в списке как раз отсутствуют должности ответственного за БДД и контролера техсостояния ТС.

Если имеется не большой парк офисных легковых автомобилей, использующих для собственных нужд, не требующий специалиста по БДД. То кто проводит инструктажи по БД, стажировку водителей, обучение по 20ч. программе, сверки с ГИБДД и т.п.? Или всё это не требуется?

Вот и мне интересно! Админ, не пропускай вопросы! ЗавГар в ФСС, 6 легковых по своим нуждам. Приходит проверка, первым делом требуют корки БДДшника, значит они тупые и можно бодаться? А с 21 года, получается, диспетчер не нужен, значит в путевке расписывается один только Контролер. тогда время выезда с парковки и заезда, где раньше стояла графа диспетчер_________ кто расписывается? Или убирать вообще?

Наша организация помимо Завгара хочет ввести должность механика. У нас 12 единиц автотранспорт три гаража. На основании какого закона мы можем обосновано ввести должность механика.

А есть ли в Вашей организации Контролер технического состояния автотранспортных средств?

БД-шник в данный момент нужен всем. Как можно понять, что при наличии, допустим, легковых автомобилей, водитель будет ездить единолично? Тогда теряется всякий смысл автомобиля, как транспортного средства для перемещения кого-то и т.п. Владелец конторы, получается, покупает автомобили, чтобы дать покататься кому-то и платить за это зарплату?

Пассажир — тот кто оплатил проезд. При перевозке пассажиров нужно назначать ответственного за БДД. Если автомобиль перевозит собственных сотрудников организации, то есть бесплатно, то назначать ответственного за БДД не нужно.

Как видите если в организации эксплуатируются только легковые автомобили и при этом они используются только для собственных нужд, то назначать ответственного за БДД не обязательно.
Если у Вас есть свой взгляд на этот вопрос поделитесь им с нами.

Для специалиста по БДД, если необходимость в похождении аттестации УГАДН если компания не перевозчик, и в штате нет грузовых автомобилей и автобусов?

То есть, согласно законодательства, если организация не подпадает под действие п.2 ст.20, то назначать ответственного за обеспечение БДД не требуется. А если он всё таки и назначен, то согласно законодательства, аттестацию ему проходить не требуется.

У нас в организации два легковых автомобиля и по штату два водителя. В штате механик по выпуску не предусмотрен. Можно ли возложить на водителя, прошедшего обучение, обязанности механика по выпуску на линию?

Ответы на вопрос:

---Здравствуйте, можно возложить с его согласия, по приказу. и с доплатой к зарплате. (заключите с ним доп.соглашение к трудовому договору). Всего хорошего.

Уточните название должности механика и требования к его квалификации и, что должно входить в его должностные обязанности.

Если под механиком по выпуску вы имеете ввиду лицо, которое должно осуществлять инструктажи водителей перед рейсом о безопасности дорожного движения, проверять транспортное средство на готовность быть участником дорожного движения и тп., то по смыслу законодательства водитель не может исполнять данные обязанности. Так как, права и обязанности лица, которое проводит соответствующий инструктаж и осмотр ТС и лица с которым проводится соответствующий инструктаж – не могут совпадать. Кроме того в случае ДТП вы обязаны проводить расследование, которое не может проводить участник ДТП в отношении самого себя.

Читайте также: