Распиновка лямбда зонда бош 133

Обновлено: 05.07.2024

Немного инфы о лямбдах. Взял с какого то сайта, когда искал аналог на свою маську.

Видимо из-за совпадения величины сопротивления датчик от уважаемой фирмы NGK многие называют "полным аналогом", что в общем логично. Но предложение от не менее уважаемой Bosch более заманчиво. Тем более, что девятиомный датчик № 0 258 006 537 успешно ставили на Аву без дополнительного электронного защитного блока.

Узнаем, что фирма Bosch считает себя мировым лидером в производстве лямбда-датчиков и в ее ассортименте имеется только 4 типа датчиков: а) шаговый датчик с пальчиковой конструкцией керамического элемента без подогрева; б) то-же что и "а" но с подогревом; в) шаговый с "Planar" конструкцией керамического элемента с подогревом; г) широкополосный. Нам подходят второй и третий тип, то есть шаговые лямбда-датчики с подогревом. "Planar" предпочтительней так как обеспечивает нагрев до рабочей температуры (350 С) за 5 сек., а не за 10 сек., как пальчиковый.
Все остальное громадное разнообразие датчиков сводится к вариации длины провода, типа разъема (под производителя а/м) и наличию/отсутствию четвертого провода (обеспечивает контроль обрыва сигнального провода).

Для европейского Accord с двигателем F23A3 каталог Bosch рекомендует универсальные датчики (без разъема) № 0 258 986 602, № 0 258 986 604.
Для европейского Odyssey c F23A - универсальные № 0 258 986 602 и № 0 258 986 605.

Теперь смотрим уже опробованный Ававодами девятиомный датчик № 0 258 006 537 от Lada Kalina и Priora. Оказывается, что по каталогу Bosch он может быть заменен на универсальный датчик № 0 258 986 602, который рекомендован также и для двигателя F23A.

Судя по информации из каталога, датчик № 0 258 006 537 может быть применен на Avancier с двигателем F23A с переделкой разъема. Защитный блок при этом не требуется. Цена вопроса - всего 1140 руб.

Интересно, что Bosch не обещает отсутствия ошибок в каталоге касаемо применимости.
Ну и раз потратил целый день на каталоги, то выложу еще инфу по обслуживанию датчиков, а то забудется:
1. На датчике есть атмосферное отверстие (наружу). Поэтому:
а) нельзя мыть под давлением сам датчик и разъем;
б) нельзя покрывать смазкой и т.п. контакты разъема;
в) нельзя эксплуатировать датчик с поврежденным кожухом.
2. Надо смазывать высокотемпературной смазкой резьбу датчика перед затяжкой, но нельзя смазывать защитный корпус керамического элемента смазкой.
3. Усилие затяжки 40 Н-м.
4. При ударе по корпусу, внутри может отвалиться измеряющий керамический элемент.
5. Частота сигналов рабочей лямбды не менее 0.5 Гц (нужно больше).
6. Сопротивление нагревательного элемента не более 30 Ом (между белыми проводами на отсоединенном датчике).
7. Напряжение нагрева подаваемое на лямбду = 10-14.5 В.
8. Напряжение сигнала с лямбды на прогретом двигателе (между черным и серым проводами):
при бедной смеси - менее 0.4 В;
при богатой смеси - более 0.6 В.
9. Период сервисного контроля параметров лямбды - 30 тыс.км.
10. Срок службы "Planar" лямбды до 250 тыс.км; пальчиковой - до 160 тыс.км.

Однозначно определить, что конструкция - "Planar" я не понял как. Косвенно - на "Planar" отверстия расположены на торце: одно в центре на возвышении и еще несколько по кругу на ступеньке ниже.

В современном технократическом мире существует потребность применения специальных устройств, называемых датчиками лямбда зондов, контролирующих концентрацию кислорода в отработанных газах двигателей внутреннего сгорания и котельных агрегатов. Тенденции к ужесточению экологических норм автомобильных выхлопов заставляют производителей автомобилей применять дублирующие датчики для более эффективной работы системы впрыскивания топлива и катализатора уходящих газов.

Описание и назначение устройств

Кислородные датчики, чаще всего, представляют собой гальваническую систему с твердотельным электролитом, который входит в рабочий режим при нагревании свыше 300˚C. Они изготавливаются с применением различных материалов в роли электролита, имеют конструкции в зависимости от назначения.

Название λ-зонды получили из-за обозначения данной греческой буквой коэффициента, отвечающего за избыток воздуха в двигателе внутреннего сгорания. При наилучшей пропорции топлива и воздуха в цилиндре двигателя (достигается максимальный КПД при минимальном расходе топлива), отношение расхода используемой воздушной смеси к стехиометрическому (оптимальному): λ = 1. При данном показателе двигатель автомобиля работает в экономном режиме и достигается наилучшая эффективность катализатора, устраняющего вредные вещества из выхлопных газов.

Датчик

Назначение датчиков – контроль кислорода либо остаточного топлива в отработанных газах для функционирования ДВС и котлов в экономном режиме и минимизации вредных выбросов угарного газа, оксида азота, углеводородов при помощи автоматики.

В каких системах применяются

Кислородные датчики позволяют измерять объемную долю кислорода в газах, присутствующих после сгорания топлива в ДВС и котлах, работающих на твердом топливе либо метане.

λ- зонды применяются в приборах, измеряющих долю кислорода в уходящих газах котлов на ТЭС и других промышленных предприятиях для наилучшей регулировки КПД сгорания топлива при помощи подачи воздуха в топку, в зависимости от показаний приборов.

Наиболее широкое использование датчики получили в автомобильной промышленности для автоматической регулировки подачи бензиново-воздушной смеси в цилиндры двигателя.

Классификация, устройство и принцип действия

Датчики подразделяют на виды в зависимости от материала активных элементов, наличия системы подогрева, конструктивных особенностей и принципа действия. Рассмотрим существующие типы зондов.

Циркониевые

Для данного типа датчиков в качестве твердого электролита гальванической системы – керамической, проницаемой для ионов кислорода мембраны, служит диоксид циркония, который проявляет рабочие свойства при температуре свыше 300˚С. Наконечник из твердотельного циркония покрывается тонкой прослойкой оксида иттрия для лучшей проходимости атомов кислорода, а с внешней и внутренней стороны, частично покрывается тонким слоем платины, выполняющей функцию электродов. На примере рис.1 рассмотрим λ-зонд в разрезе.

Лямбда-зонд в разрезе

  1. Провода: сигнальный и питания нагревателя.
  2. Контактная пластина нагревательного провода.
  3. Стальной корпус, соединенный с кожухом, вставляемым резьбой в гнездо отверстия выхлопной трубы.
  4. Циркониевый электролит с наружной и внутренней платиновыми электродными пластинами.
  5. Нагреватель.
  6. Керамический теплоизолирующий элемент.
  7. Контактная плоскость.
  8. Металлический корпус с отверстиями для попадания уходящих газов.

Принцип работы

Он довольно прост. Во внутренней камере рабочего элемента с платиновым электродом находится обычный воздух, имеющий стандартную (эталонную) проницаемость кислорода со своим давлением на стенки циркониевого наконечника при его нагреве до 350-400˚С.

На наружный платиновый электрод поступают выхлопные газы, делающие проницаемость переменной величиной, в зависимости от объема кислорода в этих газах. Разность потенциалов на электродах появляется вследствие перемещения ионов кислорода со стороны большего давления в сторону с меньшим давлением.

Резкий перепад напряжения (примерно от 850 мВ до 75 мВ) при изменении наличия кислорода в выхлопе от смеси с излишками топлива и недостатком кислорода (богатой, где λ 1), позволяет делать измерения с погрешностью около 5%.

Титановые

Рабочий элемент этого зонда – диоксид титана. Устройство датчика похоже на циркониевый, только не требует камеры с эталонной смесью воздуха. Принцип работы основан на изменении сопротивления материала при изменении объемной доли кислорода в выхлопе. Чем больше ионов кислорода, тем большее сопротивление возникает в рабочем элементе. Для функционирования системы необходима высокая температура нагрева двуокиси титана (свыше 600˚С) и постоянная подача питания на электронный блок управления – 5В.

Преимущества титановых зондов:

  • Прочность, небольшие размеры.
  • Отсутствие камеры с эталонной сравнительной смесью, что увеличивает их долговечность.
  • Быстрое достижение нагрева и рабочего состояния.

К недостаткам можно отнести более высокую цену, чем у циркониевых, что обусловило отказ производителей автомобилей применять их в современных моделях.

Титановые лямбда-зонды

Широкополосные – LSU датчики

При помощи широкого диапазона измерения в областях с различным коэффициентом избытка воздуха (λ 1), кислородные зонды этой конструкции получили универсальное применение в разнообразных типах двигателей (газовых, дизельных, внутреннего сгорания с принудительным зажиганием) и отопительных установках. Широкополосное устройство более точно подает сигнал на электронный блок управления о соотношении наличия кислорода и топлива в уходящих газах ДВС, что позволяет лучше контролировать уровень выхлопов.

По внешнему виду зонд похож на циркониевый, но принцип действия немного другой. Работа системы основана на поддержании постоянной разности потенциалов между электродами в пределах 0,45 В, соответствующей коэффициенту избытка воздушной смеси, равной единице.

Широкополосные – LSU датчики

Датчик состоит из двух рабочих элементов – циркониевого, выполняющего измерительную функцию и элемента для введения либо выведения кислорода из системы. Между рабочими элементами расположено удлиненное отверстие, размером от 20 до 50 мкм. В отверстии размещены два электрода для измерения и регулировки (накачивающий) объемной доли кислорода. В измерительное отверстие вставлен барьер, отделяющий его от уходящих газов и, регулирующий закачку либо откачку кислорода из него. Циркониевый элемент соприкасается с внешней атмосферой благодаря небольшому приточному каналу.

Если смесь, подающаяся в двигатель, обедненная на топливо, то уходящие газы богаты на кислород и он выводится из отверстия для измерения с помощью плюсового напряжения на выводящий рабочий элемент. В противном случае, на элемент подается напряжение с противоположным знаком, кислород входит в измерительное отверстие.

Электронная схема стремится удержать напряжение 0,45 В через, постоянно меняющееся напряжение на электродах элемента введения/выведения кислорода из системы, чтобы концентрация кислорода в отверстии соответствовала: λ = 1. В датчик вмонтирован нагреватель для достижения температуры 700˚С и выше, в зависимости от типа зонда.

Широкополосный – LSU датчик

Плюсы

Преимуществом широкополосных зондов можно считать:

  • Широкий диапазон измерений и регулировки кислорода в выхлопе.
  • Быстрый нагрев и приведение в рабочее состояние при запуске авто.
  • Широкий спектр применения.

Следует отметить, что лямбда зонды бывают с 2, 3, 4, 5 выводами. Устройства без подогрева обычно имеют 2 вывода – сигнальный и заземляющий. Широкополосные устройства имеют 5 и более выводов.

Методы диагностики

Диагностику датчиков желательно проводить каждые 10000 км пробега автомобиля либо при первых признаках неисправности зонда, которые описаны ниже.

Мультиметром

Очень часто причиной нерабочего состояния кислородного зонда является повреждение спирали нагревателя либо контакта с нагревателем. Так ли это, легко проверить мультиметром, переключив его в режим работы омметра. Обычно 3 и 4 контакт (в 4-х проводном датчике) подходят к нагревательному элементу. Значение сопротивления должно быть в пределах 4,5 – 5,5 Ом. Если показания превышают данное значение, то зонд требует замены, так как нагревательный элемент вышел из строя.

Мультиметр

Осциллографом

Качество проверки осциллографом проявляется в возможности узнать временной промежуток изменения сигнала выходного напряжения. Для проверки необходимо подсоединить осциллограф к проводу, дающему сигнал на электронный блок (черному). Далее нужно завести двигатель и подождать прогрева до 70˚С. По мере прогрева датчика до 400˚С, прибор начнет показывать волнообразный график. При работе двигателя на оборотах около 3000, прибор должен показывать ровный волнообразный график с нижним пределом уровня сигнала (не менее 0,1 В) и высоким (не более 0,8 — 1 В).

Если на экране прочерчивается график в крайних (верхней или нижней) точках, а также в положении около 0,6 В при максимальной работе двигателя, то λ – зонд неисправен.

Осциллографом

Основные причины выхода из строя

Причин поломки датчика кислорода может быть много, среди них, конечно же, и качество применяемого топлива. Рассмотрим главные:

  • Повреждение или встряска зонда вследствие неаккуратной езды (наезда на препятствие, яму).
  • Перегрев зонда из-за неисправности в блоке зажигания.
  • Засорение керамической поверхности продуктами сгорания некачественного бензина.
  • Неисправность в работе двигателя (попадание масла в выхлоп).
  • Замыкание в проводах датчика.

Поломка датчика может происходить постепенно, переводя работу двигателя в режим неправильной работы. На современных машинах стоит второй зонд после катализатора, что улучшает качество работы ДВС и защиту атмосферы от продуктов сгорания топлива.

Нюансы подключения

При поломке устройства, можно установить датчик, который рекомендует завод-изготовитель или похожий циркониевый зонд. Вот основные правила:

Подключение нового зонда лучше сделает специалист из автосервиса.

циркониевый зонд

Советы и рекомендации

  • Точная установка неисправности зонда.
  • Правильный подбор нового датчика.
  • Не следует поддаваться желанию установить датчик, бывший в употреблении (неизвестен его остаточный ресурс), если хотите сберечь двигатель в хорошем состоянии.
  • Не нужно пытаться разобрать устройство, оно сделано герметично и не ремонтируется.

Желательно покупать оригинальный зонд либо универсальный (для двигателей определенного производителя).

Проблема такая. Купил Ваз 2114 2004 года,контроллер выдавал ошибку нагревателя датчика кислорода. Купил такой же какой стоял на машине, это был bosch 0 258 005 133, к сожалению ошибка не пропала, датчик начинает работать только после того как движок прогреется до 70-80 градусов. Как выяснилось в машине контроллер bosch 7.9.7 и под него нужен другой датчик bosch 0 258 006 537. Может есть у кого такой датчик для проверки, покататься недельку и посмотреть за расходом.

а она и должна работать при ДТОЖ выше примерно 70 градусов.

под бош 7.9.7 действительно ставят 537ую лямбду. у нее другой нагреватель
я насчет боша не уверен, январь 7.2 - пофиг какая лямбда абсолютно.
у меня на 7.2 стоит 133тья. и 537ая тоже есть.

А вот бошу может быть и есть разница, он очень дотошный.

на лямбду напряжение вообще приходит?

а она и должна работать при ДТОЖ выше примерно 70 градусов.

под бош 7.9.7 действительно ставят 537ую лямбду. у нее другой нагреватель
я насчет боша не уверен, январь 7.2 - пофиг какая лямбда абсолютно.
у меня на 7.2 стоит 133тья. и 537ая тоже есть.

А вот бошу может быть и есть разница, он очень дотошный.

на лямбду напряжение вообще приходит?

Да приходит. Не работает прогрев датчика, выходят ошибки 0133,0134. Как только прогревается мотор выше 70 градусов появляется сигнал с датчика.

всё ещё ребёнок

может просто купить новый? Стоит всего в районе 1200 рублей. Разница на сколько я правильно помню в мощности нагревательного элемента. Не хочется покупать новый, то можно в цепь нагревателя впаять резистор на 5Ом и мощностью не менее 30 Вт.

только 4х4.
Вся суматоха, мне давно по. С тобой мне хорошо, без тебя плохо. Мы живём как лохи, как крысы лабораторные, подчиняясь чьим-то устоям, законам.

Да приходит. Не работает прогрев датчика, выходят ошибки 0133,0134. Как только прогревается мотор выше 70 градусов появляется сигнал с датчика.

сопротивление между белыми проводами на лямбде сколько? самой лямбды

напряжение при заведеном моторе на контактах лямбда зонда сколько? так прям ровно 12 вольт при подключеной лямбде? или как?

сопротивление между белыми проводами на лямбде сколько? самой лямбды

напряжение при заведеном моторе на контактах лямбда зонда сколько? так прям ровно 12 вольт при подключеной лямбде? или как?

Точно сказать не могу, проверял какой-то сомнительный электрик, сказал что питание идет, а на каких проводах именно не сказал. К Кому обращаться уже даже не знаю.

может просто купить новый? Стоит всего в районе 1200 рублей. Разница на сколько я правильно помню в мощности нагревательного элемента. Не хочется покупать новый, то можно в цепь нагревателя впаять резистор на 5Ом и мощностью не менее 30 Вт.

Сейчас за него уже 1800 просят, старый за 1200 брал.

всё ещё ребёнок

Точно сказать не могу, проверял какой-то сомнительный электрик, сказал что питание идет, а на каких проводах именно не сказал. К Кому обращаться уже даже не знаю.

сам померяй, между проводами одинакого цвета, вроде белые были, на фишке лямбды при помощи мультиметра. Сначало сопротивление с откинутой фишкой, у тебя должно получится 4-5 Ом, а тебе нужно 9 Ом. Потом подсоедени, заведи и померь напряжение. Если напруга есть и сопротивление 4 Ом, добавь резистор который я тебе написал выше в цепь. С другой стороны 1800 не дорого, на мои машинки они в разы дороже

только 4х4.
Вся суматоха, мне давно по. С тобой мне хорошо, без тебя плохо. Мы живём как лохи, как крысы лабораторные, подчиняясь чьим-то устоям, законам.

могу поменятся. могу продать за штуку 537ую лямбду БОШ практически без пробега(тясчи 2-3 км всего) абсолютно исправна. манибэк если что возможен

новая стоит 1800 рублей примерно.

сам померяй, между проводами одинакого цвета, вроде белые были, на фишке лямбды при помощи мультиметра. Сначало сопротивление с откинутой фишкой, у тебя должно получится 4-5 Ом, а тебе нужно 9 Ом. Потом подсоедени, заведи и померь напряжение. Если напруга есть и сопротивление 4 Ом, добавь резистор который я тебе написал выше в цепь. С другой стороны 1800 не дорого, на мои машинки они в разы дороже

на лачетти лямбда бошевская одноконтактная и вторая за катализатором либо 133тья либо 537. с мозгами лачетти работает любая из них. разница только в разьеме может быть.

У меня летом начали вылазить ошибки по ДК, поменял ДК, ошибки с новым тоже периодически вылазили, поменял уплотнительные колечки на форсунках и рампе, ошибки исчезли, вот.

могу поменятся. могу продать за штуку 537ую лямбду БОШ практически без пробега(тясчи 2-3 км всего) абсолютно исправна. манибэк если что возможен

новая стоит 1800 рублей примерно.

Взял бы на проверку его у тебя. Отписался тебе в ПМ.

У меня летом начали вылазить ошибки по ДК, поменял ДК, ошибки с новым тоже периодически вылазили, поменял уплотнительные колечки на форсунках и рампе, ошибки исчезли, вот.

это уже клиника, когда резинки сопливят так.

на январь 7.2 ваще срать какую лямбду ставить хоть 133 хоть 537 - ему похер.
а вот бош плюется из за сопротивления подогревателя.

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.

Лямбда-зонды. Как самому подобрать датчик кислорода. Схема подбора лямбда зонда. Сопротивление лямбда зонда.



Схама распайки проводов для лямбда зондов различных фирм производителей в зависимости от их цвета или цветовой маркировки.


Способ первый - чиповка
Наиболее простой и удобный способ, ибо не надо ни вытачивать проставку, ни паять конденсаторы. Мы просто едем к чиповщику, и просим его программно выключить опрос второго лямбда зонда. После чего уезжаем и навсегда забываем об этой проблеме (но не о чиповщике)
На нашем форуме с этим дивно справляется Ёжик Пых

Способ опробован лично, все отлично

Техническая информация. Генеральный метод проверки датчика кислорода.
Здесь приведены несколько быстрых и доступных процедур, которые могут помочь Вам проверить большинство из датчиков кислорода разных типов. Самое лучшее время для этого – очередное ТО.
Следующие симптомы указывают на неисправность датчика кислорода: Рывки, дергание и (или) неровная работа двигателя. Ухудшение топливной экономичности. Несоответствие нормам токсичности Преждевременный выход из строя катализатора.



сегодня проследил как это делает мастер а именно обман компьютера.
Все очень просто
1.поднял машину
2.разрезал катализатор
3.вытащил внутренности
4.заварил обратно
5.открутил лямбд зонт который идет датчиком в трубу (что самое сложное сломал 2 ключа)
6.после того как открутил зонт обмазал его керамическим герметиком(как мне объяснил для того что бы не какие газы он не чувствовал)
7.через 10 минут вкрутил обратно
8.опустил машину и заводим
Итог.Никакой ошибки,плюс уменьшился расход топлива,плюс разгон значительно увеличился.
P.S До операции машинка тянула только после 3000 оборотов а сейчас с набором скорости все в порядке.
Надеюсь кому-то будет полезно


Штекер связывает соединительные кабели кислородного датчика с кабелями электроники двигателя. Оригинальное исполнение штекерного соединения очень важно, поскольку сигнал кислородного датчика должен беспрепятственно переноситься на управление двигателя.


1.1 Как отличается выходной сигнал диагностического датчика, который устанавливается после катализатора, от сигнала регулирующего датчика, который стоит перед катализатором? Дают ли они синхронные сигналы?

BOSCH

артикул / наименованиесведения
0 280 130 081 / Температурный датчик охлаждающей жидкости до года вып.: 01/2003,

0 986 JG0 830 / Датчик детонации до года вып.: 01/2003,

0 258 005 223 / Лямбда-зонд до года вып.: 09/2000,
Регулирующий зонд,
перед катализатором,

0 258 005 267 / Лямбда-зонд до года вып.: 11/2000,
Диагностический зонд,
к катализатору,
Рекомендуемый интервал технического обслуживания: 160000 км,

0 258 005 284 / Лямбда-зонд начиная с г. вып.: 12/2000,
до года вып.: 01/2003,
Диагностический зонд,
к катализатору,
Рекомендуемый интервал технического обслуживания: 160000 км,

Универсальный лямбда зонд для Suzuki Wagon.

Наверное многие сталкиваются с повышенным расходом бензина через несколько лет эксплуатации автомобиля , тем более когда автомобиль вдруг начинает бензин потреблять очень сильно. На панели не горит лампочка чек , и никаких признаков в поведении машины не замечается. Что же это может быть ? Вероятнее всего причина кроется в лямбда зонде. Для Suzuki Wagon R+ EM лямбда зонд установлен в выпускном коллекторе. Оригинал стоит порядка 6-10 тр. Дороговато скажете вы ? И будете абсолютно правы.

Ниже мы приведём сводный итог по аналогам взаимозаменяемости .

Безусловно самым распространёным является лямбда зонд от компании БОШ


артикул / наименованиесведенияцены
0 258 006 513 / Лямбда-зонд начиная с г. вып.: 06/2005,
Диагностический зонд,
к катализатору,
Рекомендуемый интервал технического обслуживания: 250000 км,

0 258 986 602 / Лямбда-зонд начиная с г. вып.: 06/2005,
Диагностический зонд,
к катализатору,

CALORSTAT by Vernet

- применением этилированного бензина или содержащего не регламентированные присадки;
- многократными неудачными попытками запуска двигателя, в результате которых в выпускном трубопроводе скапливаются пары несгоревшего топлива, способного воспламениться с образованием ударной волны;
- перегревом наконечника датчика, вызванным перебоями в зажигании, нарушениями в системе контроля опережения зажигания, когда двигатель продолжительное время работает на переобогащенной топливной смеси;
-чрезмерной "перегазовкой", когда тахометр находится в "красной зоне".


Если после диагностики двигателя вашего Toyota Matrix был поставлен диагноз неработоспособный датчик кислорода, то лечением данной проблем есть его полная замена. Вот так выглядит упаковка вместе с каталожным номером.


А так выглядят вышедший из строя и новый – те самые датчики.


Бош-два белых-подогрев, черный-сигнал, серый-земля сигнала.
Тойота-синий-сигнал, белый-земля сигнала, два черных-подогрев.


Итак, если у Вас пробег более 80 тыс.км. и выскакивает ошибка о бедной или богатой смеси, все фильтра вы заменили, форсунки промыли, датчик ДМРВ почистили, то, скорее всего, дело в лямбда-зонде. Так дело было у меня.
Необходимые приспособления:
1) Самое главное - 2 или 3 бутылки пива
2) Ключ на 10
3) ключ на 22
4) плоскогубцы
5) лямбда зонд от ВАЗ-2110 - BOSCH 0 258 005 133-760
6) Изолента
7) кембрик


Оказывается, достаточно продержать датчик 10 минут в ортофософорной кислоте при комнатной температуре, затем промыть водой - и он снова в строю. Правда, сигнал восстанавливается не сразу, а через час-полтора работы двигателя.


Для промывки датчик лучше вскрыть. На токарном станке тонким резцом срезают у самого основания колпачок с отверстиями.


Читайте также: