Расположение теплообменника на suzuki grand vitara 2010 года

Обновлено: 02.07.2024

Какая бы не была надежная машина, ее все-равно нужно своевременно обслуживать. Без ухода абсолютно любой двигатель “сдастся” уже после первой сотни тысяч пробега. Все обслуживание заключается в замене моторного масла и фильтров очистки. Это не сложная процедура которую можно делать дома, без посторонней помощи.

Какое масло лить и сколько?

Для двигателя объемом 1.6 (M16A) потребуется новая канистра масла объемом 5 литров (а в двигатель влезет около 4,5 л).

Интервал замены у Гранд Витары составляет 15 000 км либо один раз в год. Некоторые владельцы меняют раньше, примерно каждые 12 тысяч, говорят что на 15 тысячах отработанное масло уж очень грязное.

В двигателя объемом 1.6 и 2.4 подходят продукты с классом вязкости 0W-20 / 5W-30.

Выбор фирмы не принципиален. Можно лить оригинальное Suzuki 0W-20, то которые льют официальные дилеры, а можно лить и другие нормальные фирмы (Idemutsu Zepro, Shell Helix и пр).

Инструкция

  1. Прогреваем двигатель до рабочей температуры. Холодное масло имеет низкую вязкость (текучесть). Чем теплее жидкость тем она быстрее стекает. Наша задача сточить как можно больше грязной, отработанной жидкости.
  2. Для удобного доступа к сливной пробке (и в некоторых моделях масляный фильтр также крепится с низу) и днищу автомобиля в целом нужно будит поддомкратить либо заехать на смотровую яму (лучший вариант). Также, в некоторых моделях может быть установлена “защита” картера двигателя.
  3. Открываем доступ воздуха в картер путем откручивания крышки заливной горловины и щупа.
  4. Подставляет большую тару (равную количеству заливаемого масла).
  5. Откручиваем сливную пробку ключом. Иногда сливная пробка выполнена как обычны “болт” под рожковой ключ, а иногда можно открутить с помощью четырех либо шестигранника. Не забываем одевать защитные перчатки, масло скорее всего будит теплым но нужно иметь ввиду осторожность.
  6. Ждем примерно 10-15 минут пока отработка стечет в тазик либо обрезанную пластиковую канистру.
  7. Необязательный пункт но очень эффективен! Промывка двигателя специальной жидкостью не вписана в регламент обслуживания и не является обязательной к выполнению – но. Немного заморочевшись вы в разы лучше промоете двигатель от старого, черного масла. При этом выполняют промывку со старым масляным фильтром в течении 5-10 минут. Вы удивитесь какое черное масло выльется с этой жидкостью. Использовать эту жидкость очень просто. Детальное описание должно присутствовать на этикетке промывочной жидкости.
  8. Заменяем старый фильтр на новый. В некоторых моделях меняется не сам фильтр и фильтрующий элемент (обычно желтого цвета). Пропитка новым маслом фильтра перед установкой является обязательной процедурой. Отсутствие масла в новом фильтре перед запуском двигателя может вызвать масляного голодание что в свою очередь может произвести деформации фильра. В общем это не хорошая штука. Не забывайте также смазывать резиновое уплотнительное кольцо перед установкой.
  9. Заливаем новое масло. Убедившись в том что сливная пробка закручена, и установлен новый фильтр очистки масла можем приступать к заливки нового масла ориентируясь по щупу. Уровень должен быть между минимальной и максимальной отметкой. Также, нужно помнить о том что после первого пуска двигателя немного масла уйдет и уровень опуститься.
  10. В дальнейшем при работе двигателя уровень масла наверняка поменяется, будьте внимательны первые несколько дней эксплуатации. Выполните повторную проверку уровня масла по щупу после первого пуска.

Видео материалы

Ниже мы рекомендуем к просмотру видео инструкцию, где специалист шаг за шагом выполняет замену моторного масла и фильтра очистки на Гранд Витара.

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

День добрый форумчане!прошу совета.вобщем ситуация следующяя.еду я значит по не очень хорошей дороге,скорость 10-20 км.ч. иногда лужи,смотрю температура поползла..остановился,сработал вентилятор,температура вроде начала опускаться,потом опять поползла..печка на всю,воздух горячий,глушу мотор..открываю капот,расширительный почти пустой!подтеков не видать нигде,по щупу посмотрел-масло чуть ниже верхнего уровня,т.е.в мотор врядли ушло..дорога почти безлюдная,дальнобои мужики остановились,дали воды 2 бутылки..залил в расширительный литр где-то,еду,метров 100 проехал,опять поползла..остановился,вентилятор маленько остудил,заглушил мотор.смотрю в расширительный,а там тот же уровень воды,как залил..короче дождался друзей,привезли тосол,залили в сам радиатор грам 300 может 500 максимум.завели мотор,он прогрелся и все,температура как вкопаная на 90!!доехал до дома километров 15,открываю капот а воды в расширительном нема.долил в него тосол и поехал в гараж..ночь уже была,сейчас пойду в гараж смотреть..кстати,когда первый раз залил воды,печка холодным задула!а когда в сам радиатор залили эти несчастные 300 грамм,в машине жара,температура на 90.что это может быть!?больше всего переживаю за мотор..не перегрел надеюсь..машина 2008 года из салона в 2009 выехала.пробег 55000 тыщ всего.батя мало ездит.

Yugin

Местный

Полковник

Профи

Может это не ваш случай, но была небольшая партия машин именно 2008 года с дефектом литья и трещиной в двигателе. Официалы меняют двигатель бесплатно при обнаружении такого, даже при окончании гарантии, так как это заводской дефект.В 2009 завод Сузуки упрочнил это место в двигателе и поменял партномер блока. Поищите в темах, там клубни выкладывали номера дефектных блоков 2008 года.

kaa63

Свой в доску

30 Ноябрь 2012 574 142 0 Самара Езжу на . VW Golf V 2005, 1.6 BSF палка
Suzuki Grand Vitara New 2008, 2.4 пулемёт

gerich_inc

Наш человек

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

[DOUBLEPOST=1428240343,1428240299][/DOUBLEPOST]Трещина мать ее. я в шоке пля..55 тыщ пробегу[DOUBLEPOST=1428240453][/DOUBLEPOST]

[DOUBLEPOST=1428240700][/DOUBLEPOST]Еще и в двух местах походу..сразу напротив фильтра масляного, правее. и еще чуть чуть выше

Полковник

Профи

Что-то много трещин, для брака, который был у некоторых одноклубников, не характерно такое количество.

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

Что-то много трещин, для брака, который был у некоторых одноклубников, не характерно такое количество.

Если не брак,то что тогда?никаких ударов и перегревов не было.на счет того,что снизу тоже трещина,не уверен.просто по фото уже дома увидел.а то,что из верхней сочится,это прям видно было когда еще в гараже копался.

Полковник

Профи

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

Ну уж не весь.но на 2 места подозрение есть.полазил в инэте,не всегда и не у всех проявлялась лишь одна трещина.у кого то аж с двух сторон мотора тещина была.

gerich_inc

Наш человек

Это обычное дело, когда словил трещину в гбц, очень много перелопатил инфы про трещины в блоке и гарантию, бывало и не одна и бывало с 2х сторон одновременно. В симе разговаривал с инженером по гарантии, норм чувак он мне сказал, что они даже как то статистику для себя подбивали, 1 случай на 100 машин, но часть же варит в гаражах и тд и тп, я думаю цифра чуть побольше но не значительно. Езжайте к офицалам, если машина куплена в 2009 то гарантия еще до месяца покупки до 16 года. Инфы тут на форуме очень много в профильной теме.

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

Это обычное дело, когда словил трещину в гбц, очень много перелопатил инфы про трещины в блоке и гарантию, бывало и не одна и бывало с 2х сторон одновременно. В симе разговаривал с инженером по гарантии, норм чувак он мне сказал, что они даже как то статистику для себя подбивали, 1 случай на 100 машин, но часть же варит в гаражах и тд и тп, я думаю цифра чуть побольше но не значительно. Езжайте к офицалам, если машина куплена в 2009 то гарантия еще до месяца покупки до 16 года. Инфы тут на форуме очень много в профильной теме.

Машина по птс 2008 года а с салона выехала в октябре 2009 года..позвонил в сузуки мотор рус,они с проблемой знакомы,сказали ехать к оф.диллерам на диагностику.я вот думаю как подготовиться к поездке к ним.когда у меня ОЖ убежала, остановил камазистов,они воды дали.я где то с литр в расширительный залил.думаю слить все полностью и по новой чистый тосол залить.а то еще обнаружат воду и брак не признают.[DOUBLEPOST=1428251079,1428249487][/DOUBLEPOST]И кстати обслуживалась машина самостоятельно,т.е. сервисная книга чистая..но вроде как на гарантию на двигатель это влияет..

Полковник

Профи

Резонно.
Не утечёт во время поездки через трещины?
Слово тосол не употребляйте, говорите им антифриз.
И концентрация чтобы нормальная была, а то скажут, что разморозил.[DOUBLEPOST=1428253993,1428253809][/DOUBLEPOST]

Можете проштамповать в другом городе, можете наплевать. Если брак, то должны и так признать.[DOUBLEPOST=1428254207][/DOUBLEPOST]

В симе разговаривал с инженером по гарантии, норм чувак он мне сказал, что они даже как то статистику для себя подбивали, 1 случай на 100 машин, но часть же варит в гаражах и тд и тп, я думаю цифра чуть побольше но не значительно.

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

Резонно.
Не утечёт во время поездки через трещины?
Слово тосол не употребляйте, говорите им антифриз.
И концентрация чтобы нормальная была, а то скажут, что разморозил.[DOUBLEPOST=1428253993,1428253809][/DOUBLEPOST]
Можете проштамповать в другом городе, можете наплевать. Если брак, то должны и так признать.[DOUBLEPOST=1428254207][/DOUBLEPOST]
Про 1 случай на 100 машин неверно. Это единичные случаи из партии именно 2008 года.

Пока по не большой капельке капает.но ближайший ОД в соседнем городе (70 км).думаю по тихоньку доберемся.[DOUBLEPOST=1428339243][/DOUBLEPOST]Может кто подскажет,какую марку антифриза залить?чтоб у ОД вопросов не возникло.

dvr40

Бывает здесь

11 Октябрь 2012 78 31 18 Тольятти Езжу на . СГВ 2,4, МКПП,2008г.-продан 2019.
VW 1.6,BSE AT 2008г.
СГВ 2,4, 3D АКПП,2013г.-приобретен 2019.

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

Москва одобрила замену блока. Вроде бы порадоваться надо..но ОД такие суммы выдает..за ТО (60 т.км) 20 т.р плюс работы по замене блока 30-40 т.р. думаю в Москву пора звонить, может помогут..где то читал, что работы ОД за свой счет провести должен, только за материалы мы сами должны оплатить.

say13

Новичок

День добрый форумчане!прошу совета.вобщем ситуация следующяя.еду я значит по не очень хорошей дороге,скорость 10-20 км.ч. иногда лужи,смотрю температура поползла..остановился,сработал вентилятор,температура вроде начала опускаться,потом опять поползла..печка на всю,воздух горячий,глушу мотор..открываю капот,расширительный почти пустой!подтеков не видать нигде,по щупу посмотрел-масло чуть ниже верхнего уровня,т.е.в мотор врядли ушло..дорога почти безлюдная,дальнобои мужики остановились,дали воды 2 бутылки..залил в расширительный литр где-то,еду,метров 100 проехал,опять поползла..остановился,вентилятор маленько остудил,заглушил мотор.смотрю в расширительный,а там тот же уровень воды,как залил..короче дождался друзей,привезли тосол,залили в сам радиатор грам 300 может 500 максимум.завели мотор,он прогрелся и все,температура как вкопаная на 90!!доехал до дома километров 15,открываю капот а воды в расширительном нема.долил в него тосол и поехал в гараж..ночь уже была,сейчас пойду в гараж смотреть..кстати,когда первый раз залил воды,печка холодным задула!а когда в сам радиатор залили эти несчастные 300 грамм,в машине жара,температура на 90.что это может быть!?больше всего переживаю за мотор..не перегрел надеюсь..машина 2008 года из салона в 2009 выехала.пробег 55000 тыщ всего.батя мало ездит.

[DOUBLEPOST=1457948332,1457948189][/DOUBLEPOST]если проблему не решили - то это трещина в блоке-у меня была такая же проблема, но после 83 000 км, блок заменили в сервисе по гарантии(заводской брак)

Ваня Лагуткин

Продвинутый новичок

[DOUBLEPOST=1457948332,1457948189][/DOUBLEPOST]если проблему не решили - то это трещина в блоке-у меня была такая же проблема, но после 83 000 км, блок заменили в сервисе по гарантии(заводской брак)

Проблему решили. Официалы поменяли блок бесплатно. Единственно за ТО пришлось заплатить 30 т.р. но это уже ерунда!

Автомобили Suzuki Grand Vitara с 1,6-литровыми двигателями М16А и 2-литровыми J20А заслуженно считаются одними из самых надежных и долговечных. Мелкие неприятности, вроде поломки термостата и некоторых других проблем в системе охлаждения запросто исправляются своими руками. Как поменять термостат на Сузуки Гранд Витара 1,6- и 2,0 л, какой лучше ставить и все тонкости замены выясним прямо сейчас.

Почему греется Сузуки Гранд Витара. Признаки неисправности

Неисправность термостата на Suzuki Grand Vitara проявляется прежде всего в нестабильности рабочей температуры двигателя. Заметив отклонения от обычной работы системы охлаждения, желательно максимально быстро провести проверку, иначе можно попасть на крепкий ремонт. Во-первых, перегрев двигателя негативно сказывается на ресурсе, во-вторых, падает мощность, в-третьих, растет расход бензина.

Нормальная рабочая температура двигателя для Витары — 89-97 градусов . Работа на непрогретом двигателе тоже не приносит ничего хорошего. Особенно зимой, поскольку двигатель может испытывать масляное голодание, а это ведет к усиленному износу шатунно-поршневой группы, головки блока и коренных вкладышей коленвала.

Если двигатель перегревается, может быть несколько причин:

  1. Клапан термостата заклинил и не пропускает антифриз по большому кругу через основной радиатор. Хуже, когда термостат словил клин в промежуточном положении, тогда неисправность выявить сложнее.
  2. Низкий уровень антифриза . Это легко проверить, при этом нужно убедиться, что нет течи жидкости и других проблем (попадание антифриза в систему смазки, например) и только потом доливать до уровня.
  3. Воздушная пробка . Довольно частое явление. Возникает при перегреве мотора или разгерметизации системы охлаждения, а также при неправильной замене антифриза. Как убрать воздушную пробку из системы Suzuki Grand Vitara мы разбирались здесь.
  4. Помпа не создает нужного давления. Номинальное давление в системе порядка 100 бар.
  5. Антифриз изношен и не выполняет свои функции. Старый антифриз делает больше вреда, чем пользы, поэтому мутную, замасленную и грязную охлаждающую жидкость меняем как можно скорее с возможной промывкой системы.

Однако чаще всего претензии предъявляются именно к термостату.

Как проверить термостат на Suzuki Grand Vitara

Для начала узнаем основные рабочие параметры термостата. Для обоих моторов, 1,6 и 2-литрового, они одинаковы:

Проверить термостат на работоспособность можно и не снимая его с автомобиля. В том случае, когда мотор постоянно перегревается, клапан может заклинить в закрытом положении и не пропускать жидкость по большому кругу. И наоборот, если двигатель не может набрать рабочую температуру (а это около 90 градусов), клапан заклинил в открытом положении.

Для проверки прогреваем двигатель до тех пор, пока указатель температуры антифриза не подойдет к красной зоне. Открываем капот, если нижний патрубок радиатора холодный или еле теплый — термостат под замену. Если же на холодном двигателе равномерно прогревается и верхний, и нижний патрубки термостата, он заклинил в открытом положении и тоже нуждается в замене.

Снятый термостат проверяется в водяной бане, нагретой до рабочей температуры. При нагревании клапан должен постепенно открываться и к заявленной температуре должен открыться полностью. После чего по мере остывания клапан должен самостоятельно закрываться.

Какой термостат лучше на Suzuki Grand Vitara, цена

В продаже есть несколько видов термостатов. Не по бренду-производителю, а по температуре срабатывания клапана. Стандартный термостат на Витаре, как мы уже выяснили, открывается при температуре 82 градуса в среднем. Тем не менее для некоторых условий такая температура может быть слишком низкой, мотор может не успеть прогреться.

Проблема холодного двигателя не только в том, что на непрогретом масле он изнашивается в разы быстрее, но в том, что печка не прогревается катастрофически долго.

Самые дорогие термостаты — не значит самые лучшие. К примеру, за белорусский Фенокс просят в районе 500 гривен, но положительных отзывов о нем никто пока не слышал. При выборе термостата желательно отдавать предпочтение не только проверенному бренду, но и смотреть на комплектацию — в упаковке должен быть уплотнитель, который подлежит обязательной замене, но отдельно его найти крайне сложно.

После установки термостата, новой прокладки крышки и уплотнителя заливаем антифриз в два-три приема с прогревом двигателя после каждого, чтобы избежать завоздушивания системы охлаждения.

Высокая проходимость, японская сборка и доступная цена… Как правило, покупатель вынужден жертвовать чем-то одним. Однако до недавнего времени все же был вариант, близкий к идеалу - Suzuki Grand Vitara. В нынешнем году выпуск этого кроссовера окончательно прекращен, а его место займет новая Vitara, не имеющая ничего общего с однофамилицей, кроме шильдика. Так что машем ручкой уходящей модели, обобщаем накопленный опыт ее эксплуатации и даем советы, на что обратить внимание, когда перед тобой подержанный Suzuki Grand Vitara.

Suzuki Grand Vitara

Кто на старенького?

Новая Grand Vitara вслед за ними тоже становилась современнее, комфортнее и экологичнее, но при этом все больше отдалялась от той Vitara, которая почти 20 лет назад пришлась по душе любителям внедорожных приключений. Не в силах конкурировать на равных с грандами этого класса, Suzuki дополнительно привлекала заметно меньшей ценой, и сейчас третья генерация Suzuki Grand Vitara (2005–2014 годы) весьма интересный вариант выбора на рынке б/у автомобилей в этом сегменте: 5-7-летние экземпляры недавно продавались в пределах 400–900 тыс. руб. в зависимости от аппетитов владельцев и состояния авто.

Suzuki Grand Vitara

Линейка силовых агрегатов была достаточно широка. До 2008 года базовым для длинных версий служил 2-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель JB420, развивавший 140 л.с. Для американского рынка предлагался также бензиновый H27A (V6 2,7 л, 185 л.с.), но на российских дорогах он так и остался большой редкостью.

Своими силами Suzuki дизельные двигатели не производила, поэтому японцы позаимствовали у Renault 1,9-литровый 4-цилиндровый турбодизель (129 л.с.). На короткие версии до 2008 года тоже ставился дизельный мотор М16 (1,6 л, 106 л.с.). Обе модификации к нам официально не поставлялись и найти их на вторичном рынке достаточно проблематично, да и не стоит — давно известно, что современные дизели экономят деньги только первому владельцу.

Именно этот набор стал важным фактором, поспособствовавшим некоторому восстановлению популярности продаж Grand Vitara — ведь она была единственной моделью в сегменте SUV c несущим кузовом и пониженным рядом в раздаточной коробке. Последующие модернизации в 2011 и 2012 годах затрагивали стилистические решения, техника же больше не изменялась.

Suzuki Grand Vitara

Болезненная натура

Поскольку производитель ничего не сделал для решения этой проблемы, можно посоветовать вывести сапун на удлинительной трубке под капот, что позволит редуктору проработать в нормальных условиях до задуманных конструкторами 200–250 тыс. км. Задний редуктор такими конструкторскими промахами не досаждает, достаточно следить за целостностью уплотнений и уровнем трансмиссионного масла. После пробега в 50–60 тыс. км потребуются регулярные осмотры уплотнений раздаточной коробки и КП на предмет появления протечек или запотеваний. Замена изношенных уплотнений выльется минимум в 14 тыс. руб. из-за большого объема работ по демонтажу агрегатов.

Механические КП и раздаточные коробки достаточно надежны и при регулярной замене масла (с интервалом 60 тыс. и 45 тыс. км соответственно) проблем не доставляют. Не менее достойно ведут себя и автоматические КП, благо их конструкцию Suzuki для продольного расположения двигателя давно отработала (основной недостаток — из-за древности конструкции агрегат имеет всего четыре ступени), достаточно следить за состоянием сальников и уровнем масла. Срок службы этих агрегатов достигает 200–250 тыс. км, обязательную замену масла, следуя накопленному опыту, следует производить не реже чем раз в 100 тыс. км, а при частом форсировании бездорожья или буксировании тяжелых прицепов (например, с мотоциклами, квадроциклами, гидроциклами и т.п.) и вовсе уменьшить пробег между заменами до 60–80 тыс. км.

Самый популярный силовой агрегат на Grand Vitara — JB420 (2 л, 140 л.с.). Этот двигатель надежен и неприхотлив, допускает эксплуатацию на 92-м бензине, но для веса авто в 1,6 т его силовые характеристики явно недостаточны. Чтобы не отставать от городского потока, его приходится выкручивать (и уже на рубеже 60–80 тыс. км жор масла может достигать 2–3 л на 10 тыс. км пробега). При недостаточной смазке первым пострадает цепной привод газораспределительного механизма, что влечет за собой замену не только самой цепи, но и звездочек с узлом натяжителя — иначе ресурс и новой цепи будет крайне мал. В нормальных условиях она стабильно выхаживает 150–160 тыс. км, а сам двигатель до первой замены колец — 250–300 тыс. км.

Suzuki Grand Vitara

При активной городской езде потребление топлива запросто может достигнуть отметки в 15–16 л/100 км, хотя на шоссе можно уложиться и в 11–13 л. Мотор JB424 (2,4 л, 168 л.с.) в целом аналогичен младшему собрату. Основная марка бензина — Аи-92, но летом при длительных поездках по трассам не будет лишним и Аи-95. Из-за невысокой литровой мощности и удачной компоновки моторного отсека двигатели не склонны к перегреву — еще один плюс при длительном движении по бездорожью (но регулярную очистку радиаторов на мойке это не отменяет). Старший брат — JB424 — отличается в эксплуатации куда более высоким расходом топлива, который во многом стал причиной падения спроса на такие модификации у жителей мегаполисов — в сочетании с автоматической КП его величина могла достигать и 20 л/100 км!

Еще одно больное место — каталитические нейтрализаторы. В Grand Vitara они теряют требуемую эффективность на пороге 60–80 тыс. км. Самостоятельный ремонт обойдется примерно в 40 тыс. руб. При установке неоригинальных заменителей расходы будут меньше — удачное расположение за выпускным коллектором позволяет легко подобрать подходящую по размеру универсальную деталь, вплоть до волговского. Низкий ресурс этих недешевых узлов отмечается и на других моделях данной марки, причем потеря эффективности ниже допустимой выявляется гораздо раньше, чем внутренности катализатора начинают разваливаться — это явное указание на излишнюю экономию драгметаллов в узле.

Подвеска у Suzuki Grand Vitara сопротивляется российским реалиям достойно и раньше 80–100 тыс. км редко требует серьезного ремонта. Исключением традиционно стали детали крепления переднего стабилизатора к рычагам подвески и кузову, которые при частой езде по бездорожью сдаются каждые 20–25 тыс. км даже при условии замен только на оригинальные. Ресурс ступичных подшипников сильно зависит от режимов эксплуатации, на ровных дорогах и 150 тыс. км далеко не предел, а при частой эксплуатации далеко от асфальта ресурс может уменьшиться вдвое, и узлы попросят замены через 70–80 тыс. км. Подшипник меняется в сборе со ступицей, стоимость оригинального узла колеблется на отметке от 7–9 тыс. руб. На рубеже 80–90 тыс. км ревизии потребуют и передние рычаги, у которых, как правило, приходят в негодность сайлент-блоки. Также не помешает проверить состояние шаровых опор, которые выполнены единой деталью с рычагами.

Совсем простые решения, заключающиеся в установке проставок над пружинами, ускоренно убивают штатные стойки из-за изменения хода подвески и нулевого положения. При частом форсировании водных преград в группу риска попадает электропривод селектора выбора режимов трансмиссии в раздаточной коробке (14 тыс. руб.), и тут подводят не очень качественные уплотнения.

В целом же в городе внедорожные способности автомобиля явно избыточны (хотя уверенность на скользких покрытиях сродни полноприводным седанам премиум-класса), а для настоящего бездорожья — недостаточны.

Читайте также: