Расшифруйте упс установка пробного срабатывания установка пассажирской сигнализации

Обновлено: 05.07.2024

УПС-Т Предназначена для раннего автоматического обнаружения признаков пожара в пассажирских вагонах и сигнализации о пожаре и месте его возникновения работающему на подвижном составе персоналу. Режим работы УПС-Т длительный

УПС-Т состоит из:

а) пожарного приёмно-контрольного прибора УПС-Т ( в дальнейшем ППКП УПС-Т)

б) дымовых, тепловых или комбинированных пожарных извещателей в количествах , зависящих от типа вагона;

в) колпаков с розетками для подключения пожарных извещателей

2. ППКП УПС-Т обеспечивает :

- включение в дежурный режим линий связи с пожарными извещателями (в дальнейшем ПИ);

- подачу на ПИ питающего импульсивного напряжения;

- опрос состояния ПИ (дежурное или тревожное);

- контроль целостности и исправности линий связи с ПИ (обрыв, короткое замыкание);

- приём тревожных сигналов о сработавших ПИ;

- определение по поступившему тревожному сигналу помещения, в котором он находится;

- выдачу звуковых тревожных сигналов (прерывистый при пожаре и непрерывный при неисправности)

- включение световых индикаторов ПОЖАР красного цвета и НЕИСПРАВНОСТЬ жёлтого цвета;

- трансляцию с помощь контактов реле сигналов ГОТОВНОСТЬ, ПОЖАР, НЕИСПРПРАВНОСТЬ к центральному пульту и поездным системам.

Для управления УПС-Т на панели ППКП имеются клавиши

- для свободного доступа - установки ППКП УПС-Т в режим ГОТОВНОСТЬ;

- отключения звукового тревожного сигнала;

- включения режима ТЕСТ.

- для свободного доступа - включение линий связи с ПИ

На каждом из дымовых или комбинированных и тепловых ПИ имеются индивидуальные световые индикаторы, включающиеся при их срабатывании.

3. Принцип работы.

Функциональная схема см. рис. стр.

4. Устройство и работа составных частей.

Система УПС-Т состоит из следующих составных частей:

- тепловой дифференциально-максимальный пожарный извещатель ИТДП-1Т;

- дымовой или комбинированный пожарный извещатель ИДП-1Т;

Кассета является переходным устройством от разъёмов блока ППКП УПС-Т к монтажным проводам. Крепление монтажных проводов осуществляется винтами клеммной колодки, расположенной на задней панели кассеты.

Тепловой дифференциально-максимальный пожарный извещательТПИ (ИТДП-1Т) состоит из пластмассовых корпуса и крышки, внутри которых установлена плата с электрорадиоэлементами. На лицевой панели за ограждающей решёткой установлены чуствительный дифференциальный элемент, предельный терморезистор и оптический индикатор срабатывания.

Дымовой пожарный извещатель ДПИ (ИДП-1Т)

ДПИ состоит из корпуса и крышки, соединённых винтами, внутри которых установлена плата и оптический узел. На лицевой панели расположены оптический индикатор срабатывания и кнопка проверки работоспособности, при нажатии на которую в чувствительную зону оптического узла вводится стержень, имитирующий появление дыма.

Оптический узел представляет собой камеру, в которой под углом 120· установлены излучатель и приёмник. Область, образуемая пересечением телесных углов полей зрения излучателя и приёмника создаёт зону, чуствительную к дыму.

Комбинированный пожарный извещатель (КПИ)

Схема КПИ объединяет схемы ТПИ и ДПИ, конструктивно расположенные в корпусе дымового пожарного извещателя.

5. Размещение и монтаж УПС-Т

При установке УПС-Т следует руководствоваться схемами и чертежами см. рис.

- установить кассету ППКП УПС-Т в предназначенную для неё нишу вагона;

- подключить к клеммной плате кассеты под винт провода ЛИНИЙ СВЯЗИ с пожарными извещателями. При этом к нечётным номерам контактов подключаются плюсовые (+) концы линий связи, а к чётным минусовые (-).

- подключить к клеммной плате кассеты под винт провода от источника электропитания

- подключить к клеммной плате кассеты под винт провода, идущие к центральному пульту и поездным системам согласно рис.

16 Техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (СПС) и пожаротушения вагона (СПТ)

16.1 Техническое обслуживание ТО-1 в пути следования

16.1.1 Техническое обслуживание установки пожарной сигнализации (УПС) должен производить поездной электромеханик (ПЭМ) в светлое время один раз в сутки.
Проверку работоспособности блока управления пожарной сигнализации следует производить в соответствии с руководством по эксплуатации по каждому типу установки пожарной сигнализации.
При индикации на пульте приемно-контрольном (ППК) наличия неисправности по возможности устранить неисправность собственными силами.
16.1.2 В случае срабатывания пожарной сигнализации проводник вагона должен отключить звуковой сигнал на блоке управления, по его табло установить место пожара, проверить показания установки путем осмотра этого места. При ложном сигнале вызвать ПЭМ или начальника поезда.
16.1.3 В случае возникновения пожара проводник вагона должен действовать согласно инструкции ЦЛ-ЦУ0/448. При отказе цепи какого-либо пожарного извещателя (блок управления сигнализирует о пожаре или неисправности) допускается временно эксплуатировать установку с отключенной звуковой сигнализацией при невозможности устранить неисправность до пункта формирования или оборота. В этом случае необходимо контролировать состояние оборудования в месте расположения отказавшего пожарного извещателя и выполнение пассажирами требований пожарной безопасности.
Случаи срабатывания УПС оформляют актами формы ФМУ-73 за подписями начальника поезда (ЛНП) и ПЭМ.

16.2 Техническое обслуживание ТО-1 в пункте формирования, оборота

16.2.1 При техническом обслуживании ТО-1 пожарной сигнализации "Ясень" необходимо произвести следующие работы:
а) периодически удалять пыль из дымовых пожарных извещателей путем продувки сжатым воздухом давлением 0,04 МПа (0,4 кгс/кв.см);
б) согласно инструкции предприятия-изготовителя проверить работоспособность УПС согласно технической документации предприятия изготовителя;
в) поездной электромеханик обязан проверить пожарную сигнализацию пассажирского вагона (ПСПВ) "Ясень" в режиме "Тест" (при наличии в конструкции прибора):
- для периодического контроля исправности и работоспособности звуковых и световых индикаторов приемно-контрольного прибора (ППКП) необходимо проводить тестирование индикации ПСПВ "Ясень" путем однократного нажатия кнопки "Тест";
- контролировать при тестировании включение последовательно звукового индикатора и всех световых индикаторов ППКП и переход ПСПВ "Ясень" в дежурный режим после окончания проверки;
- при обнаружении неисправностей ПСПВ "Ясень" в результате тестового контроля или при поступлении вызова от проводника вагона и невозможности оперативно, своими силами восстановить работоспособность ПСПВ "Ясень", перейти в пункт меню Настройка -"Опрос ИП (пожарный извещатель) и выключить неисправный пожарный извещатель из опроса;
- информировать проводника вагона о том, что ПСПВ "Ясень" вновь находится в дежурном режиме и контролирует помещения вагона, за исключением помещений с выведенными из опроса пожарными извещателями;
- сделать запись в журнале об обнаруженных неисправностях, принятых мерах и доложить по окончании рейса соответствующей службе для вызова на вагон специалистов.
16.2.2 При техническом обслуживании ТО-1 установки пожарной сигнализации пассажирского вагона (УПС) "Дельта" необходимо произвести следующие работы:
- просмотр и регистрация в журнале технического стояния на установку запомненных событий;
- проверку надежности крепления проводов под винтовыми соединениями и фиксации жгутовых соединений на ППКП;
- удаление пыли из дымовых и тепловых камер пожарных извещателей и с поверхности линзы охранных извещателей;
- проверку работоспособности установки.
После проведения технического обслуживания провести проверку работоспособности установки.
16.2.3 Другие тестовые приборы контролировать в соответствии с руководством по эксплуатации предприятия изготовителя.

- возможность вызова проводника из купе путем нажатия кнопки;

- возможность организации охранной сигнализации при установке в купе охранных извещателей.

Обе функции получены без дополнительных линий связи и каких-либо дополнительных аппаратурных затрат. Это сделано за счет более полного использования базовых схемных решений.

Речевое озвучивание адресной информации может быть доступным и для пассажиров, которым также не безразлично в каком купе возникло загорание, в особенности тогда, когда проводник отлучился из служебного купе. В приборе предусмотрена возможность отключения речевого оповещения.

Существенное место в работе установки занимают пожарные извещатели. Именно они являются источниками информации для приемно-контрольного прибора.

В комбинированном извещателе также использован микропроцессор, как основной микромодуль, обеспечивающий работу извещателя в режимах заданной программы. Оригинальная схемотехника извещателя, поверхностный монтаж микроэлектроники обеспечивают ему высокую надежность функционирования при эксплуатации в реальных условиях.

Получено 12 положительных отзывов от различных технических служб железных дорог РЖД.

Устройство пожарной сигнализации пассажирских вагонов (УПС ПВ) предназначено для раннего автоматического обнаружения признаков пожара в помещениях пассажирского вагона, сигнализации о пожаре и месте его возникновения работающему на подвижном составе персоналу, автоматического включения системы

пожаротушения с пульта управления электрооборудованием вагона при его возгорании.

В состав устройства входит:

-из приемно-контрльного устройства со светодиодами пожарный

- пожарные извещатели от 13 до 20: тепловые (максимально-дифференциальные) и комбинированные (тепловые максимально-дифференциальные и дымовые),которые установлены в пассажирских купе, щитовой, котельном отделении.

При возгорания в пассажирском вагоне на табло загораются 3 светодиода один из них указывает место пожара и включается акустический сигнал. Проводник обязан отключить звуковой сигнал, убедиться в наличии пожара и приступить к его ликвидации в соответствии с инструкцией.

При возникновении пожара проводник обязан:

1. остановить поезд стоп- краном в любом месте кроме искусственных сооружений

3. организовать эвакуацию пассажиров: "Граждане пассажиры в связи с возможностью возникновения пожара прошу немедленно покинуть вагон"

При движении эвакуация в соседние вагоны, а при полной остановке на 1 путном участке - на обе стороны, на 2 путном - только на полевую сторону. Убе­диться, что все покинули вагон (для этого одеть СПИ-20 и проверить все ли покинули вагон). Приступить к тушению. Обучение и проверка знаний по пожарной безопасности и тех. минимуму производится не реже 2 раз в год.

Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Например, пассажирский вагон с электроотоплением должен быть оборудован двумя углекислотными огнетушителями (один в купе проводника, другой со стороны рабочего тамбура) и одним пенным в нерабочем тамбуре.

Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в купе проводника и один пенный в нерабочем тамбуре.

Вагоны-рестораны и вагоны с купе-буфетом должны обеспечиваться двумя пенными огнетушителями и одним углекислотным (пенные по одному в нерабочем и рабочем тамбурах, а углекислотный в салоне у электрораспределительного щита). Кроме того, внутри распределительного шкафа каждого вагона устанавливается огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП) или установка газового пожаротушения. Каждый состав пассажирского вагона должен обеспечиваться двумя самоспасательными промышленными изолирующими противогазами СПИ-20.

Огнетушители химические пенные (ОХП-10, ОП-5, ОХПВ-1О и др.), воздушно-пенные (ОВП-5, ОВП-10), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8), углекислотно-бромэтиловые (ОУБ-3, ОУБ-7), порошковые (ОПС-6, ОПС-10).

Химические пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10 (рис.7.2)состоят из стального баллона, в котором находятся щелочной рас­твор и полиэтиленовый стакан с кислотным раствором. Предназначендля тушения начальных загораний твердых веществ и жидкостей.Не тушить электроприборы под напряжением. длина струи - 4м.

продолжительность действия - 50 с контроль состояния заряда - 1 раз в год срок службы - 18 лет

Приведе­ние огнетушителя в действие производится поворотом вверх до отказа рукоятки, которая открывает стакан с кислотным рас­твором. Огнетушитель переворачивают вверх дном, растворы смешиваются и начинают взаимодействовать. Химическая реак­ция сопровождается выделением углекислого газа, который созда­ет в баллоне избыточное давление. Под действием давления обра­зующаяся пена впрыскивается в зону горения.

Воздушно-пенные огнетушители (ОВП-5, ОВП-10) заряжа­ются 5% водным раствором пенообразователя ПО-1. При приведе­нии в действие огнетушителя сжатая двуокись углерода выбрасы­вает раствор пенообразователя через пенный насадок, образуя струю высокократной пены (рис. 7.3).

Продолжительность действия воздушно-пенных огнетуши­телей до 20 с, дальность струи пены порядка 4-4,5 м.


Углекислотные огнетушители ОУ-2 (рис.7.4) состоят из баллона с углеки­слотой, запорно-пускового вентиля, сифонной трубки, гибкого металлического шланга, диффузора (раструба-снегообразователя), рукоятки и предохранителя. Запорный вентиль имеет предохра­нительное устройство в виде мембраны, которое срабатывает при повышении давления в баллоне сверх допустимого. Газ в баллоне находится под давлением порядка 70 атмосфер (6-7 МПа) в жидком состоянии. Огнетушители приводятся в действие при вращении запорного вентиля против часовой стрелки. При откры­тии вентиля углекислый газ выходит наружу в виде снега. При повышении окружающей температуры давление в баллоне может достигать 180-210 атмосфер (180 - 210-Ю5 Па).

Время действия углекислотных огнетушителей до 60 с, дальность — до 2 м.Огнетушитель углекнслотный ОУ-3, ОУ-6.

Для тушения электроустановок не более 1000 В и различных веществ. длина струи - 2,5-3 м продолжительность действия - 9-10 с контроль состояния заряда:

вентильного типа - 1 раз в 3 месяца пистолетного типа - 1 раз в год срок службы - 10 лет

В случае срабатывания пожарной сигнализации, проводник должен отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место возгорания, убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места; при ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника пассажирского поезда.

В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:

- остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

- обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара, соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.), первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.

Примерный текст оповещения пассажиров:

"Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты".

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны, не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

Второй проводник - после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее - самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров - аэрозольными генераторами оперативного применения.

Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

Читайте также: