Раздатка газ 66 схема

Обновлено: 05.07.2024









Раздаточная коробка схожа с коробкой трансмиссии в плане как внешнего вида, так и функционала. Ее главное назначение – равномерное распределять нагрузки на все мосты. В зависимости от типа автомобиля раздатка может подключаться только к переднему мосту либо также к пониженной передаче.

Принцип работы состоит в следующем:

Раздаточная коробка

  1. При включенном сцеплении крутящий момент передается на ведущий вал раздаточной коробки и далее на задние колеса. Это обеспечивается за счет зацепления шестерни-каретки с соответствующими шестернями.
  2. Если зацепления нет, то крутящий момент на колеса передаваться не будет.
  3. Также зацепление шестерни-каретки с надлежащей шестерней обеспечивает включение понижающей передачи. Используется при движении по вязкому грунту или в гору под нагрузкой. В результате возрастают тяговые усилия на колесах и повышается проходимость. Это работает только на полном приводе, чтобы избежать перегрузки привода заднего моста.

Раздатка помогает равномерно распределять нагрузку

Сборка раздатки ГАЗ 66 финишная прямая — ГАЗ Соболь 4Х4, 2.8 л., 2013 года на DRIVE2


Ну не совсем финиш, но он уже скоро, параллельно собираем второю для родственника, но на своей раздатки решили сделать нововведение, правда не знаем как оно себя поведет, но если будет нормально, то будет супер. Теперь об этом: Когда на раздатке отключаешь передний мост, то первичный вал все равно вращает шестеренку промежуточного вала, что требует очень сильного усилия, чем вращение просто первичного вала. Посмотрели на это мы, решили уменьшить ширину шестеренки первичного вала на 7 мм, тем самым, когда отключен передний мост, шестерня первичного не цепляет шестеренку промежуточного вала(+которые мы ожидаем, отсутствие шумов при отключенном переднем мосте и уменьшение нагрузок на раздатку, при езде по асфальту). Все подшипники в раздатке, мы сменили на подшипники закрытого типа (перед этим мы их вскрыли, промыли и заменили смазку), в раздатку будет залито масло выше прежнего уровня, сапун перенесен на верхнюю крышку и на флянцах теперь по два сальника подряд. Теперь раздатка сопливить не будет(надеемся!). Шестеренку стачивали болгаркой, токарь отказался, но не чё: глаза бояться, руки делают. Подробности на фото.

Пробег: 15 000 км

Устройство

В сети огромное количество рисунков и фотографий, по которым раздатка и схема КПП ГАЗ 66 могут быть изучены в подробностях. Также есть видео по разбору, ремонту и сборке, которые позволяют рассмотреть все детали.

Основные элементы коробки ГАЗ-66:

  1. Картер. Изготавливается из чугуна методом сварки. Заполнен трансмиссионным маслом. На крышке установлен механизм переключения передач и включения переднего ведущего моста.
  2. Ведущий вал. Он расположен в картере и соединен с вторичным валом КПП. Имеет шлицы, на которых установлена шестерня-каретка, обеспечивающая включение заднего моста и понижающей передачи.
  3. Вал заднего моста. На нем имеется шестерня, входящее в зацепление с шестерней-кареткой.
  4. Промежуточный вал, обеспечивающий передачу крутящего момента на передний мост.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи. При этом передаточные числа КПП ГАЗ 66 сделаны с шагом в 14,7.

Это описание раздаточной коробки на двухосный автомобиль. В раздатке для трехосного варианта предусмотрены два положения рычага понижающих передач, что обеспечивает автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи.

Раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы:

  • подключена только задняя ось;
  • подключены две приводные оси;
  • две оси подключены с межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с пониженной передачей и межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с автоматической блокировкой дифференциала.

Варианты двигателя для автомобиля

Маркировка ДВС — ЗМЗ 66-06 производства Заволжского моторного завода.

Этот дизель с турбонаддувом на оборотах 1 600 обладает мощностью 116 л. с. и выдает расход топлива 17 л при 25 л на карбюраторных ДВС.

Типы раздаточных коробок

По числу передач:

Чертеж раздатки

  1. Одноступенчатые. Применяются на полноприводных легковых автомобилях, основная функция – ограничение нагрузок на трансмиссию.
  2. Двухступенчатые. Удваивает число передач, увеличивает диапазон передаточных чисел, и за счет этого повышает тягу. Устанавливается на грузовые машины.

Схема раздаточной коробки ГАЗ 66

По расположению ведомых валов:

  1. Соосные. Устанавливаются на большинство автомобилей. Их конструкция обеспечивает легкую установку межосевых дифференциалов. Кроме того, крутящий момент распределяется с учетом вертикальных нагрузок. Передний мост включен постоянно, что делает управление раздаткой более простым. Дополнительно с такими коробками обязательно устанавливается устройство для блокировки межосевого дифференциала, чтобы обеспечить движение при буксовании колес.
  2. Несоосные раздаточные коробки, как правило, не оснащаются дифференциалами. Это влечет за собой необходимость отключать передний мост при движении по дорогам с твердым покрытием. В противном случае это приведет к неравномерному распределению мощности и ускоренному износу шин. Одновременно блокируется пониженная передача, чтобы ограничить передачу чрезмерного крутящего момента на задний мост.

По приводу ведомых валов:

  • с дифференциальным приводом;
  • с блокированным приводом.

С дифференциальным приводом

Дифференциальный привод обеспечивает передачу крутящего момента от ведущего вала к ведомым через особое устройство – дифференциал. Он обеспечивает оптимальное распределение вращения между осями автомобиля. Устройства различаются между собой по конструкции и местоположению.

С блокированным приводом

Кроме того, существуют раздатки со смешанным приводом. В такой конструкции одни ведомые валы имеют одинаковую угловую скорость, а другие соединены через дифференциал.

Обслуживание раздатки

Коробка подвергается серьезным нагрузкам во время эксплуатации. Ее исправность зависит от соблюдения правил использования и постоянной профилактики.

Основные симптомы неисправного механизма:

  1. Дополнительный шум и вибрация.
  2. Сложно включить или выключить рычаги управления.
  3. Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  4. Масляные пятна на корпусе, подтекание масла.

Установленная раздатка на ГАЗ 66

Чтобы вовремя их обнаружить, необходимо регулярно проводить:

  1. Визуальный осмотр коробки.
  2. Долив масла в картер.
  3. Проверку и коррекцию затяжки крепления.

Эти несложные действия не займут много времени, зато позволят обнаружить первые признаки неисправностей и своевременно их устранить.

  1. Недостаточный уровень масла в картере или его ненадлежащее качество. Нужно регулярно проверять уровень масла и, если нужно, доливать. Покупать смазочные материалы только у проверенных поставщиков.
  2. Износ зубьев приводных механизмов. Мелкие повреждения устраняются шлифовкой, крупные – заменой деталей.
  3. Неисправное крепление вилок или выработка шатунов.
  4. Сломанный модуль сцепления. В этом и вышеперечисленных случаях вышедшие из строя детали нужно заменить.
  5. Износ прокладок и сальников. Эти детали нужно своевременно менять, так как ресурс их работы невелик. Следует всегда иметь запас расходных материалов и смазки.

Раздаточная и коробка передач ГАЗ 66 устроены достаточно сложно, чтобы можно было выполнить ремонт без надлежащего опыта. При отсутствии опыта самостоятельного ремонта и нужных инструментов лучше обратиться в автосервис. Однако если имеется опыт успешной работы с узлами грузовых автомобилей, можно приняться за ремонт, предварительно изучив инструкцию и посмотрев обучающие ролики.

K444OT › Блог › Вес Агрегатов и Кузовщины

Вот шаря по просторам инэта нашел такую инфу думаю будет всем полезна.
Силовой агрегат в сборе (с КП и раздаткой)

Двигатель ГАЗ-67 с КП и раздаткой (раздатка интегрирована в КП) — 248 кг Двигатель ГАЗ-69 с КП и раздаткой — 280 кг Двигатель ГАЗ-66 с КП и раздаткой — 380 кг Двигатель ЗиЛ-130 (431410) с КП и стояночным тормозом — 640 кг Двигатель УАЗ-3151 (УМЗ-4179) с КП и раздаткой — 240 кг Двигатель

Двигатель ГАЗ-66 — 275 кг Двигатель ЗиЛ-130 (431410) — 500 кг Двигатель УАЗ-3151 (УМЗ-4179) — 165 со сцеплением Двигатель Mitsubishi 4D56 — 215 кг Двигатель Mitsubishi 4G64 — 195 кг Двигатель Mitsubishi 4M40 — 270 кг Двигатель Mitsubishi 6G72 — 225 кг Двигатель Nissan TD27 — 250 кг Двигатель Nissan RD28 — 255 кг Двигатель Nissan TD42 — 365 кг Двигатель Toyota 1HDFTE — 365 кг Двигатель HUYNDAI D4BH — 220 кг Двигатель ВАЗ 21214-1000260-32 — 134,5 кг Двигатель ВАЗ 21213-1000260-00 — 124 кг Двигатель ВАЗ 2121 — 114 кг

Коробка передач ГАЗ-66 — 56 кг Коробка передач ЗиЛ-130 (431410) без стояночного тормоза — 98 кг Коробка передач ГАЗ-69 — 28 кг Коробка передач УАЗ 3151 — 36 кг Коробка передач Mitsubishi V5MT1 (МКПП) с раздаткой SuperSelect — 110 кг Коробка передач Mitsubishi V4AW3 (АКПП) с раздаткой SuperSelect — 140 кг коробка передач ВАЗ-2121 (с картером сцепления) — 32 кг

Раздатка ГАЗ-66 — 49 кг, с тормозом 57 раздатка УАЗ-3151 с тормозом — 37 Раздатка ГАЗ-69 — 43 Раздаточная коробка ВАЗ-2121 — 27,6 кг

Радиатор системы охлаждения

Радиатор ЗиЛ-130 (431410) — 21 кг Радиатор ГАЗ-53 — 21 кг Радиатор ВАЗ-2121 — 7 кг Радиатор ГАЗ-24 — 10 кг Радиатор ГАЗ-69 — 16 кг

Рама ГАЗ-69 — 125 Рама ГАЗ-66 — 290 Рама УАЗ-3151 — 112

Бак топливный 21213 с датчиком — 4,8 кг Бак топливный Газель, ГАЗ-3307, ГАЗ-66 100л универсальный — 14 кг Бак топливный УАЗ-3303 бортовой — 9,1 кг Бак топливный УАЗ-469 левый в сборе 7,2 кг

кузов в сборе (1 комплектация)

Крыша УАЗ 3151-40 под задний откидной борт с обивкой и остеклением — 91 кг Крыша УАЗ 3151-95 под заднюю распашную дверь с обивкой и остеклением — 83 кг

Капот без шумоизоляции MMC Pajero II без ноздри — 17,7 кг Капот ГАЗ-69 — 12 кг Капот ВАЗ-2121 — 15 кг Капот УАЗ-3163 (Патриот) — 15,8 кг Капот УАЗ-469 — 13,1 кг

Крыло переднее MMC Pajero II дорестайл, без расширителя (фендера) — 4,8 кг Крыло переднее ВАЗ-2121 — 5,8 кг Крыло УАЗ 469 — 4,3 кг Крыло УАЗ Патриот 3163 — 5,2 кг

Как снять и разобрать раздаточную коробку

Как снять:

  1. Освободить от крепления тяги рычагов управления раздаточной коробки.
  2. Отсоединить горизонтальную тягу ручного тормоза.
  3. Отсоединить промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста. После этого коробку будет легко снять.

Разборка коробки начинается со снятия центрального тормоза. Затем из картера удаляют ведущий вал и шестерню включения заднего моста. После отсоединения тросика спидометра можно убрать крышку промежуточного вала и снять его. Последними снимаются приводы к переднему мосту.

Далее все детали необходимо тщательно осмотреть, при необходимости отремонтировать или заменить. Важный этап ремонта — проверка зазоров. Перед сборкой все детали следует хорошо смазать, установить новые сальники и уплотнители. Войлочные кольца предварительно необходимо пропитать смазкой. Собирают коробку в последовательности, обратной разборке.

Переключение передач когда мотор сзади

Как переключать передачи если мотор за спиной? Ведь ГАЗ 66 не слишком хороший пример для подражания. Решения есть, и весьма простые.

Современная компоновка багги предусматривает расположение силового агрегата (часто от переднеприводных автомобилей) позади водителя, при этом возникает необходимость изменения привода переключения передач, так как шток КПП направлен назад. В теме приведены варианты решения этой проблемы для широко применяемых агрегатов ВАЗ (8,9,10 семейства), ЗАЗ, Москвич-2141.

В материале использованы фотографии наших пользователей.

Вариант для силового агрегата ВАЗ-08, пригоден для многих переднеприводных агрегатов. Схема переключения передач сохраняется.


Одним из участников был реализован вариант переделки КПП силового агрегата ВАЗ-08 путем переноса штока переключения передач на переднюю стенку КПП. Способ требует более сложных слесарных и сварочных работ в среде аргона. Имеет некоторые преимущества. Возможно применение реактивной тяги для более жесткого соединения рычага переключения передач и КПП, Тяга более короткая, что также должно способствовать четкости переключения.

В силовых агрегатах, где используется КПП ЗАЗ, из-за разворота КПП на 180 градусов и для сохранения схемы переключения передач используется другая конструкция.

При этом необходимо перенести точку крепления тяги выбора передачи выше опоры рычага выбора передач (в ЗАЗах она ниже), и повторить конструкцию используемую на переднеприводных ВАЗах.

(Дополнение подсказал Ice_sar)



Вариант 2


Схема реализованная нашим пользователем Юрием использовались агрегаты М-2141.

Фотография, послужившая образцом:


Устройство переключения передач — крупным планом. В основе его схема импортного агрегата выше, фото любезно предоставлено т. Nitro на форуме, но использованы отечественные запчасти. Шарниры в механизме продольного перемещения — от рулевых тяг классики, вращательного движения — от пневмостоек задней двери космича.

А вот так это выглядит на машине.



Вот примеры готовых конструкций, первая используется на спортивной машине. По отзывам — переключение мягкое и четкое.


Газ 66 коробка передач схема переключения

Газ 66 коробка передач схема переключения

Сцепление, коробка передач и раздаточная коробка.
Коробка передач автомобиля.
Тест-драйв брдм-2 рх колеса. Ру.


Газ-66 шишига.
Газ-66 управляй мечтой! | drive2.
Обращения граждан.
Особенности устройства коробок передач отечественных.
Газ-66 — википедия.
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной.
Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных.


Органы управления и приборы. Инструкция по эксплуатации.


Газ-66: технические характеристики.
Справочник: газ-71 (71) описание, характеристики, история.
Включение передний мост технический словарь том v.


Highlander.


Органы управления и контрольно-измерительные приборы.
Газ 66 кладём спидометр. Шишига v8 youtube.


Переключение передач когда мотор сзади багги-планс. Рф.

Основные технические характеристики

Все технические характеристики ГАЗ-66 направлены на одну цель — прохождение по сложной местности. Основные параметры приведены в следующей таблице:

ПараметрЗначение
Длина5,8 м
Ширина2,3 м
Высота кабины2,5 м
Грузоподъемность2 т
Длина5,8 м
Ширина2,3 м
Клиренс315–870 мм
Радиус поворота9,5 м
Мощность120 л. с.
Макс. скорость90 км/ч
Топливный бак210 л
ТрансмиссияМеханическая, с 4 передачами
Максимальный крутящий момент284,4 Нм
Глубина преодолеваемого брода0,8 м

Схема ГаЗ 66


Схема грузовика ГаЗ 66

Самые первые полноприводные машины появились в продаже на начале 20 столетья. Это были легковые автомобили, которые предназначались для использования в гонках по бездорожью и шоссе. Многие автолюбители не очень хорошо восприняли новое изобретение, потому как считали его абсолютно бесполезным и не желали платить огромные деньги за бессмысленную вещь. Разработчики перестали надеяться, и разработка ушла на второй план. Но в десятых годах минувшего века разработчики принялись реанимировать свою разработку и изобрели полноприводные грузовые автомобили имеющие деталь как раздаточная коробка, газ 66 не исключение.

Раздаточная коробка ГАЗ 66


Раздаточная коробка ГАЗ 66

Разработчики пытались решить такой вопрос: Каким образом можно распределить крутящий момент между двумя ведущими мостами?. Причём было совершенно понятно, что привычная коробка скоростей не в состоянии решить поставленную задачу. После множества манипуляций разработчикам удалось изобрести абсолютно новый агрегат, который начал выполнять такие задачи:

  1. Распределять крутящий момент между ведущими мостами;
  2. Создавать целый ряд передаточных отношений, которые способствовали согласованию скорости крутящего момента, с которой вращается коленвал и скорость самого автомобиля;
  3. Не препятствует обратному движению.

Из-за привычки многие автолюбители продолжали называть изобретённый механизм коробкой скоростей, но эта коробка была оснащена двумя выходными валами. Несмотря на больший успех по сравнению с первым изобретением, эта разработка также не обрела ожидаемый успех из-за большой стоимости. Вполне вероятно, что эта разработка также могла забыться, но всему помешала Первая мировая война. Следственно возникает вопрос: Какое отношение изобретение имеет к Первой мировой войне?. Понятное дело, что военные действия не ведутся на идеально ровных дорогах, а иногда вообще не на дорогах. Именно по этой причине стали использовать полноприводные автомобили в военных целях. Такова была история создания раздаточной коробки. В представленной нами статье вы сможете узнать много другой не менее интересной информации связанной с раздаточной коробкой. Мы рассмотрим такие вопросы:

  • Раздаточная коробка;
  • В каких автомобилях используется раздаточная коробка;
  • Типы раздаточных коробок;
  • Основные функции раздаточной коробки;
  • Устройство детали как раздаточная коробка газ 6б;
  • Техническое обслуживание раздаточной коробки газ 66;
  • Самые распространённые неисправности раздаточной коробки;
  • Разбор детали как раздаточная коробка;
  • Правильное регулирование раздаточной коробки.

Описание и принцип работы раздатки

Раздаточная коробка схожа с коробкой трансмиссии в плане как внешнего вида, так и функционала. Ее главное назначение – равномерное распределять нагрузки на все мосты. В зависимости от типа автомобиля раздатка может подключаться только к переднему мосту либо также к пониженной передаче.

Принцип работы состоит в следующем:

  1. При включенном сцеплении крутящий момент передается на ведущий вал раздаточной коробки и далее на задние колеса. Это обеспечивается за счет зацепления шестерни-каретки с соответствующими шестернями.
  2. Если зацепления нет, то крутящий момент на колеса передаваться не будет.
  3. Также зацепление шестерни-каретки с надлежащей шестерней обеспечивает включение понижающей передачи. Используется при движении по вязкому грунту или в гору под нагрузкой. В результате возрастают тяговые усилия на колесах и повышается проходимость. Это работает только на полном приводе, чтобы избежать перегрузки привода заднего моста.

Раздаточная коробка


Раздатка помогает равномерно распределять нагрузку

Выводы

Автомобиль отмечен множеством наград в России и за ее пределами за грузовые и внедорожные характеристики. Этот грузовик является достаточно неповоротливой машиной, в которой сложно переносить долгие поездки. Техническое управление может показаться неудобным из-за тесного размещения. Но все эти недостатки можно простить за выровненное распределение нагрузок между осями машины и удивительную проходимость по бездорожью – от болот до горных снегов. На данный момент автомобиль снят с производства, но приобрести его на рынке б/у по выгодной цене все еще можно.



Устройство

В сети огромное количество рисунков и фотографий, по которым раздатка и схема КПП ГАЗ 66 могут быть изучены в подробностях. Также есть видео по разбору, ремонту и сборке, которые позволяют рассмотреть все детали.

Основные элементы коробки ГАЗ-66:

  1. Картер. Изготавливается из чугуна методом сварки. Заполнен трансмиссионным маслом. На крышке установлен механизм переключения передач и включения переднего ведущего моста.
  2. Ведущий вал. Он расположен в картере и соединен с вторичным валом КПП. Имеет шлицы, на которых установлена шестерня-каретка, обеспечивающая включение заднего моста и понижающей передачи.
  3. Вал заднего моста. На нем имеется шестерня, входящее в зацепление с шестерней-кареткой.
  4. Промежуточный вал, обеспечивающий передачу крутящего момента на передний мост.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи. При этом передаточные числа КПП ГАЗ 66 сделаны с шагом в 14,7.

Это описание раздаточной коробки на двухосный автомобиль. В раздатке для трехосного варианта предусмотрены два положения рычага понижающих передач, что обеспечивает автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи.

Раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы:

  • подключена только задняя ось;
  • подключены две приводные оси;
  • две оси подключены с межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с пониженной передачей и межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с автоматической блокировкой дифференциала.

Как выявить неисправность?

Вне зависимости от модификации двигателя, каждый силовой агрегат имеет ряд одинаковых неисправностей, с которыми может столкнуться владелец авто. К наиболее распространенным относят:

  1. Утечку моторного масла через сальник, который находится в заднем коренном подшипнике.
  2. Снижение давления моторного масла.
  3. Повышение расхода моторного масла или топлива.

Определить наличие поломки можно по состоянию двигателя. Также на неисправность укажут контрольные индикаторы, расположенные на приборной панели. С их помощью можно узнать о нарушениях показателей давления в системе смазки.

Стоит отметить, что эксплуатация автомобиля в случаях, когда давления не хватает, запрещена. Иначе может произойти поломка двигателя и выход из строя целых систем и узлов конструкции транспортного средства.



Типы раздаточных коробок

По числу передач:

  1. Одноступенчатые. Применяются на полноприводных легковых автомобилях, основная функция – ограничение нагрузок на трансмиссию.
  2. Двухступенчатые. Удваивает число передач, увеличивает диапазон передаточных чисел, и за счет этого повышает тягу. Устанавливается на грузовые машины.

Чертеж раздатки


Схема раздаточной коробки ГАЗ 66
По расположению ведомых валов:

  1. Соосные. Устанавливаются на большинство автомобилей. Их конструкция обеспечивает легкую установку межосевых дифференциалов. Кроме того, крутящий момент распределяется с учетом вертикальных нагрузок. Передний мост включен постоянно, что делает управление раздаткой более простым. Дополнительно с такими коробками обязательно устанавливается устройство для блокировки межосевого дифференциала, чтобы обеспечить движение при буксовании колес.
  2. Несоосные раздаточные коробки, как правило, не оснащаются дифференциалами. Это влечет за собой необходимость отключать передний мост при движении по дорогам с твердым покрытием. В противном случае это приведет к неравномерному распределению мощности и ускоренному износу шин. Одновременно блокируется пониженная передача, чтобы ограничить передачу чрезмерного крутящего момента на задний мост.

По приводу ведомых валов:

  • с дифференциальным приводом;
  • с блокированным приводом.

С дифференциальным приводом

Дифференциальный привод обеспечивает передачу крутящего момента от ведущего вала к ведомым через особое устройство – дифференциал. Он обеспечивает оптимальное распределение вращения между осями автомобиля. Устройства различаются между собой по конструкции и местоположению.

С блокированным приводом

Кроме того, существуют раздатки со смешанным приводом. В такой конструкции одни ведомые валы имеют одинаковую угловую скорость, а другие соединены через дифференциал.

Технические характеристики ГАЗ-66


Стать широко известным и продержаться столь долгое время на конвейере горьковскому грузовику удалось благодаря удачному сочетанию технических новшеств с хорошо апробированными технологиями. В этом случае даже некоторые огрехи конструкции компенсировались крайне высокой живучестью, надёжностью и ремонтопригодностью всех узлов.

Двигатель ГАЗ-66


Самое главное, чего добились специалисты — сделали мотор компактнее, чем у предшественника ГАЗ-63, что позволило на полную использовать бескапотную компоновку. Силовой агрегат получился настолько удачным, что машины комплектовались им практически до конца 80-х. Новая модификация ЗМЗ-511 обладала большей степенью сжатия и повысившейся до 125 л.с. мощностью.

По паспорту грузовик разгонялся до 90 км/ч, дальше не позволял ограничитель оборотов, да и не нужна была скорость этому вездеходу.

Трансмиссия

ГАЗ-66 на протяжении всего выпуска комплектовался механической четырёхступенчатой коробкой передач. Для облегчения управления и плавности хода на третьей и четвёртой передаче установлены синхронизаторы. В раздаточной коробке предусмотрено два режима: обычный и понижающий. Передний мост можно подключить при любом из них. Кстати, любопытный факт: привод стояночного тормоза подходит к задним колёсам, но если включён полный привод, блокируются и они.

Рулевое управление представлено глобоидальным червяком и трёхгребневым роликом. Для того чтобы крутить баранку было легче, предусмотрен гидроусилитель. Тормоза барабанного типа снабжены гидровакуумным усилителем, поэтому колёса надёжно блокируются в любых режимах движения. Сцепление сухое однодисковое, также с гидроприводом.

Рама и шасси


Колёса для армейского вездехода были разработаны новые, по сравнению с ГАЗ-63 была увеличена ширина и усовершенствован профиль. Обод разъёмный, что позволяет сегодня легко комбинировать диски с целью тюнинга. Десантные варианты оснащались специальными втулками на передних осях — они служили одновременно подножкой и зацепом для лебёдки при самовытаскивании автомобиля. С 1968 года все модели стали оснащаться централизованной системой подкачки шин, работавшей от отдельного компрессора, который имел привод от коленвала.

Мосты

Оба моста в ГАЗ-66 — ведущие, передний — отключаемый, гипоидные с редуктором на оси, который вместе с крестовиной карданного вала защищён металлическим кожухом. Для улучшения внедорожных качеств в мосты были интегрированы самоблокирующиеся дифференциалы кулачкового типа. Они включались в случае большой разницы в скорости вращения колёс, например, при пробуксовке или вывешивании. То, что водитель не принимал участия во включении блокировки, соответствовало назначению: культура вождения в армейских автобатах оставляла желать лучшего.


Кабина и кузов

Первые выпуски горьковского двухосника имели панорамные гнутые ветровые стёкла. Для упрощения изготовления и эксплуатации от них решили отказаться в пользу узких вертикальных форточек, а потом избавились и от них.

До начала 70-х годов, когда появились военно-транспортные самолёты вроде ИЛ-76, руководство ВДВ предъявляло повышенные требования к компактности машин для погрузки и сброса на парашютной платформе. Были принесены в жертву удобство и компактность, чтобы сделать верх кабины мягким, а стёкла откидывающимися. Позже на все экземпляры стали ставить цельнометаллическую штампованную кабину, что облегчило жизнь и сборщикам, и армейским помпотехам.


На шасси ГАЗ-66 можно было устанавливать самые различные кузова. Наиболее известными были два варианта: открытая бортовая платформа и КУНГ. В первой откидные борта превращались в скамейки для личного состава, второй позволял оборудовать на вездеходе как передвижной командный пункт, так и автомобиль медпомощи.

Обслуживание раздатки

Коробка подвергается серьезным нагрузкам во время эксплуатации. Ее исправность зависит от соблюдения правил использования и постоянной профилактики.

Основные симптомы неисправного механизма:

  1. Дополнительный шум и вибрация.
  2. Сложно включить или выключить рычаги управления.
  3. Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  4. Масляные пятна на корпусе, подтекание масла.

Установленная раздатка на ГАЗ 66

Чтобы вовремя их обнаружить, необходимо регулярно проводить:

  1. Визуальный осмотр коробки.
  2. Долив масла в картер.
  3. Проверку и коррекцию затяжки крепления.

Эти несложные действия не займут много времени, зато позволят обнаружить первые признаки неисправностей и своевременно их устранить.

  1. Недостаточный уровень масла в картере или его ненадлежащее качество. Нужно регулярно проверять уровень масла и, если нужно, доливать. Покупать смазочные материалы только у проверенных поставщиков.
  2. Износ зубьев приводных механизмов. Мелкие повреждения устраняются шлифовкой, крупные – заменой деталей.
  3. Неисправное крепление вилок или выработка шатунов.
  4. Сломанный модуль сцепления. В этом и вышеперечисленных случаях вышедшие из строя детали нужно заменить.
  5. Износ прокладок и сальников. Эти детали нужно своевременно менять, так как ресурс их работы невелик. Следует всегда иметь запас расходных материалов и смазки.

Раздаточная и коробка передач ГАЗ 66 устроены достаточно сложно, чтобы можно было выполнить ремонт без надлежащего опыта. При отсутствии опыта самостоятельного ремонта и нужных инструментов лучше обратиться в автосервис. Однако если имеется опыт успешной работы с узлами грузовых автомобилей, можно приняться за ремонт, предварительно изучив инструкцию и посмотрев обучающие ролики.

Как выявить неисправность?

Вне зависимости от модификации двигателя, каждый силовой агрегат имеет ряд одинаковых неисправностей, с которыми может столкнуться владелец авто. К наиболее распространенным относят:

  1. Утечку моторного масла через сальник, который находится в заднем коренном подшипнике.
  2. Снижение давления моторного масла.
  3. Повышение расхода моторного масла или топлива.

Определить наличие поломки можно по состоянию двигателя. Также на неисправность укажут контрольные индикаторы, расположенные на приборной панели. С их помощью можно узнать о нарушениях показателей давления в системе смазки.

Стоит отметить, что эксплуатация автомобиля в случаях, когда давления не хватает, запрещена. Иначе может произойти поломка двигателя и выход из строя целых систем и узлов конструкции транспортного средства.

Как снять и разобрать раздаточную коробку

Как снять:

  1. Освободить от крепления тяги рычагов управления раздаточной коробки.
  2. Отсоединить горизонтальную тягу ручного тормоза.
  3. Отсоединить промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста. После этого коробку будет легко снять.

Разборка коробки начинается со снятия центрального тормоза. Затем из картера удаляют ведущий вал и шестерню включения заднего моста. После отсоединения тросика спидометра можно убрать крышку промежуточного вала и снять его. Последними снимаются приводы к переднему мосту.

Далее все детали необходимо тщательно осмотреть, при необходимости отремонтировать или заменить. Важный этап ремонта — проверка зазоров. Перед сборкой все детали следует хорошо смазать, установить новые сальники и уплотнители. Войлочные кольца предварительно необходимо пропитать смазкой. Собирают коробку в последовательности, обратной разборке.


Поиски навели меня на донора, состоящего из голой рамы, мостов и, собственно, самой РК с карданами. А большего мне тогда и не требовалось. Выкупив несчастные органы у прежнего владельца и отбуксировав своё новое приобретение домой я принялся сначала за изучение конструкции, а потом и за перенос искомого агрегата на новое место жительства и труда.

Поперечина для подвески ставится на место родной, державшей ранее подвесной подшипник. Сейчас точно не скажу, как я её туда впихнул – а с наскока она точно не влезает – но вроде как смещал вперёд, ближе к коробке передач и там, выворачивая хитробоком, как-то вправлял. Главное, что влезает без распила рамы. ))


Это основная большая часть. Маленькую же отдельно закрепил на левом лонжероне без особых проблем. Но не всю, а лишь нижнюю часть, подрезав до упирания в верхнюю – ну, чтобы не протискивать лишний раз в узкий паз. ))

На роль заднего подошел тот, что висел от коробки передач до подвесного, добавив в его шлицевой хвост ответную часть со шлицами и вилкой. Можно, кстати, это место усилить, взяв шлицевую часть от кардана ЗиЛ, а вместо родного фланца на редукторе поставить фланец от ЗиЛ 157. Такую замену я проделал на Садко. И здесь бы неплохо повторить.


А между коробкой передач и раздаткой у меня вошел кардан от ГАЗ 63. Какой именно – даже не спрашивайте, сам не знаю. Валялось – примерил – использовал. )) Но тут ещё надо учесть тот факт, что КПП у меня пятиступенчатая, от новых моделей ГАЗа, то есть она длиннее родной 4х, что вносит свои коррективы с подбором подходящей длины.



В целом результат, как вы можете догадаться, если не превзошел мои ожидания, то сильно их обнадёжил. Оказалось, что хотелка себя очень даже оправдывает. Теперь я мог не надрывая сцепления спокойно передвигаться по тяжелым участкам, да ещё и с грузом на борту. Особенно хочется отметить облегчение заезда куда-либо задним ходом. А учитывая лёгкость руля, о коем писалось отдельно, то можете себе представить мой восторг и прибавку в уровне вождения.
Обычный газон на такое не способен, хоть вы трижды ас. ))

К вышеизложенному добавлю, что полуоси из-за появления раздатки не стали расходным материалом, как любят утверждать некоторые. Полуось можно и без неё порвать, что и случалось ранее. Это же касается и использования редуктора ГАЗ 66. Просто надо думать куда лезешь, иметь представление о потенциале как машины в целом, так и отдельных её узлов, ну и просто чувствовать ту грань, за которую переступать не стоит ни в каком случае и всё будет хорошо. Правда, всё это приходит с годами… Или не приходит. Это уже от вас зависит. ))

heart

Мои желания

Перечень чертежей:

  1. Сборочный чертеж раздаточной коробки передач автомобиля ГАЗ-66 А1 с размерными цепями и таблицами
  2. Чертеж размерного анализа раздаточной коробки А3
  3. Блок шестерен на формате А3 со схемами базирования и графиком обработки поверхностей детали выходного вал раздатки
  4. Чертеж схемы сборки раздаточной коробки А3 с указанием технических условий:
  • Контроль
  • Техническое обслуживание
  • Обкатка
  • Резьбовое соединение
  • Шлицевое соединение
  • Соединение с натягом
  • Свободное соединение
  • Указаны требования затяжки деталей
  • Соединения с натягом производить при помощи оправки
  • Шлицевые соединения фланцев смазать смазкой Литол-24

Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 47 страницах, где выполнена разработка технических требования к качеству обработки детали:

  • Анализ конструкции механизма, его назначение и условия работы. Раздаточная коробка передач служит для передачи и преобразования крутящего момента, поступающего из коробки скоростей, между передним и задним мостами, а также обеспечивает отбор мощности при подключении соответствующего узла к входному валу раздаточной коробки.
  • Разработка технических требований к точности обработки детали. Расчетом устанавливаются технические требования к точности наиболее ответственных поверхностей, точность обработки которых оказывает существенное влияние на эксплуатационные характеристики не только сборочной единицы, но и всего механизма в целом.
  • Разработка технических требований к качеству обработки поверхности детали.

Выполнено проектирование технологического процесса механической обработки выходного вала раздаточной коробки:

  • Анализ технологичности детали. Деталь – выходной вал коробки передач изготовлен из легированной стали 40Х ГОСТ 4543-71, и проходит термическую обработку.
  • Выбор способа получения заготовки
  • Проектирование технологического процесса механической обработки

Схема последовательности обработки детали выходной вал раздатки:

shema40

  • Расчет припусков на механическую обработку
  • Расчет режимов резания

Выполнено проектирование технологического процесса сборки раздаточной коробки передач ГАЗ-66:

  • Анализ конструкции и классификация соединений изделия

Укрупненная схема сборки:

Схема

  • Образование сборочных соединений
  • Разработка последовательности сборки

Базовая деталь изделия – корпус 48

Вал выходной 20 в сборе;

Вал входной 1 в сборе;

Дифференциал 16 в сборе;

Вал промежуточный 2 в сборе.

Дано описание сборочных операций раздаточной коробки

  • Сделан выбор оборудования и технологической оснастки

Прилагается набор маршрутных технологических карт обработки выходного вала раздаточной коробки передач автомобиля ГАЗ-66 на 5 листах.

Читайте также: