Рдп регулятор давления газа схема

Обновлено: 28.03.2024

Регулятор давления газа РДП

Применение регуляторов РДП:

  • в газорегуляторных пунктах (ГРП), газорегуляторных установках (ГРУ).

Регуляторы соответствуют климатическому исполнению У2 по ГОСТ 15150-69 для работы при температуре окружающей среды: от -45 до + 60 С. Отличаются высокой точностью регулирования и скоростью реакции, но при этом требовательны к чистоте регулируемой среды.

Регулятор давления универсальный Казанцева РДУК 2 предназначен для понижения давления газа и поддержания его на заданном уровне. Максимальное входное давление - 1,2 МПа. Выходное давление может быть:

  • - 50 - 6000 даПа (0,05 - 0,6 кгс/см 2 ): тип регулятора - РДУК 2Н, в этом случае он комплектуется пилотом КН2;
  • - 0,06 - 0,6 МПа (0,6 - 6 кгс/см 2 ), РДУК 2В с пилотом КВ2.

Регулятор давления газа РДУК2 состоит из регулирующего клапана -

исполнительного механизма (рис. 77) - и регулятора управления - пилота (рис. 78).

Регулирующий клапан РДУК-2

Рис. 77. Регулирующий клапан РДУК-2

Регулирующий клапан состоит из корпуса с седлом, к которому снизу крепится мембранная коробка. В ней зажата большая мембрана с тарелкой, в центр которой упирается толкатель. Толкатель упирается в шток, на котором свободно устанавливается основной клапан с резиновым уплотнением. Шток свободно перемещается в направляющей колонке. Сверху корпус закрыт крышкой.

Пилот КН-2

Рис. 78. Пилот КН-2

Пилот состоит из корпуса, к которому крепится крышка корпуса. Между ними зажата мембрана с тарелкой, в центр которой упирается толкатель. В корпус снизу вкручивается регулировочный стакан с нагрузочной пружиной. Сверху к крышке корпуса прикреплена крестовина, в которой находится клапан пилота, седло и маленькая пружинка, которая стремиться закрыть клапан (посадить его на седло). Шток клапана пилота (игла) упирается в толкатель.

Регулирующий клапан, пилот и выходной газопровод обвязаны между собой импульсными трубопроводами - газопроводами обвязки (рис. 79).

Обвязка РДУК

Рис. 79. Обвязка РДУК

По импульсу 1 газ входного давления подается из регулирующего клапана в пилот. По импульсу 2 газ из пилота поступает в подмембранное пространство регулирующего клапана через демпфирующий дроссель. Излишки газа постоянно сбрасываются в выходной газопровод по импульсу 3 через сбросной дроссель. Импульс 4 соединяет между собой надмем- бранное пространство регулирующего клапана и выходной газопровод. По импульсу 5 газ из выходного газопровода поступает на мембрану пилота. Дроссель - это специальный винт, который имеет калиброванное отверстие малого диаметра. Диаметр отверстия в сбросном дросселе больше чем в демпфирующем.

РДУК2 работает за счет энергии проходящего газа. Работой регулирующего клапана управляет пилот. В начале клапан пилота и основной клапан закрыты, газ в выходной газопровод не проходит. При вкручивании стакана пилота нагрузочная пружина поднимает мембрану, которая посредством толкателя поднимает клапан пилота от седла. Пройдя через пилот, газ по импульсу 2 поступает под большую мембрану через демпфирующий дроссель. Излишки газа постоянно сбрасываются в выходной газопровод по импульсу 3 через сбросной дроссель. На большую мембрану по импульсу 4 подается газ из выходного газопровода. При наличии непрерывного потока газа по импульсам 2 и 3 под большой мембраной поддерживается давление немного больше выходного, т. е. под мембраной давление больше чем над мембраной. Из-за разности давлений под и над мембраной она поднимается вверх и открывает основной клапан. Газ начинает поступать в выходной газопровод, его давление снижается при прохождении между клапаном и седлом.

Автоматическое поддержание давления происходит следующим образом. При уменьшении расхода газа выходное давление растет, что передается по импульсу 4 на основную мембрану и по импульсу 5 на мембрану пилота. Так как сила сжатия пружины пилота неизменна, а давление над мембраной увеличится, мембрана пойдет вниз. Клапан пилота также опустится вниз, уменьшая количество газа, проходящего через пилот. Давление под большой мембраной уменьшится, она опустится вниз. Основной клапан прикроется, уменьшая проход газа, выходное давление понизится до исходного.

При увеличении расхода выходное давление уменьшится, давление над большой мембраной и мембраной пилота также станет меньше. Пружина поднимет мембрану пилота, а с ней и клапан. Газа через пилот пойдет больше, давление под большой мембраной увеличится. Она поднимется вверх, через основной клапан пойдет больше газа, давление в выходном газопроводе поднимется до исходного.

При отсутствии расхода газа клапан пилота и основной клапан полностью закрываются. При вворачивании стакана пилота выходное давление растет. Для полной остановки регулятора стакан надо до конца вывернуть.

К основным неисправностям РДУК2 относятся:

В настоящее время регуляторы РДУК2 для нового строительства газо- распределительных сетей не применяются, некоторые заводы производят его для замены ранее установленных регуляторов.

Регуляторы давления блочные Казанцева РДБК имеют три условных прохода: 50, 100 и 200 мм. Максимальное входное давление составляет 1,2 МПа. Регуляторы РДБК1-50 имеют сменные седла диаметром 25 и 35 мм, РДБК1-100 - диаметром 50 и 70 мм. Ранее выпускались регуляторы РДБК 1-25 (условный проход - 25 мм) с седлом диаметром 21 мм, некоторое количество которых и ныне находятся в эксплуатации.

Выходное давление, до которого РДБК понижает давление:

  • - регулятор РДБК 1: 100-6000 даПа (0,001-0,06 МПа);
  • - регулятор РДБК1П: 0,03-0,6 МПа (0,3 -6 кгс/см2 ).

Регулятор РДБК1 появился в результате совершенствования регулятора РДУК2. Так же как в РДУК2 в нем имеется исполнительный механизм - регулирующий клапан. Для управления регулирующим клапаном РДБК1 комплектуется регулятором управления прямого действия и регулятором управления низкого давления, конструктивно похожим на пилот КН2. Регулятор управления прямого действия ранее поставлялся в составе РДБК1 под названием стабилизатор.

Регулирующий клапан имеет фланцевый корпус вентильного типа, в который вворачивается сменное седло клапана. К нижней части корпуса крепится мембранный привод, в нижнюю и верхнюю крышки которого вворачиваются регулируемые дросселя. В центр тарелки мембраны упирается толкатель, в него - шток клапана, передающий вертикальное перемещение мембраны основному клапану. Шток перемещается в направляющей колонке. На верхнем конце штока свободно сидит клапан с резиновым уплотнением. Сверху корпус закрыт крышкой.

Регулятор управления прямого действия создает постоянный перепад давления на регуляторе управления низкого давления, что делает работу регулятора практически независимой от колебаний входного давления.

Регулятор управления низкого давления управляет работой регулирующего клапана. Регулируемые дросселя служат для настройки на спокойную, без качки, работу регулятора без его отключения. Регулируемый дроссель состоит из корпуса, иглы с прорезью и пробки.

Регулятор РДБК1 работает следующим образом (рис. 80).

Обвязка регулятора РДБК1

Рис. 80. Обвязка регулятора РДБК1

Газ входного давления поступает к регулятору управления прямого действия 2, а от него - к регулятору управления низкого давления 3, от которого газ через регулируемый дроссель 7 поступает под мембрану регулирующего клапана, а через регулируемый дроссель 6 - в над- мембранное пространство. Надмембранная полость регулирующего клапана 1 через дроссель 8 и надмембранная полость регулятора низкого давления (пилота) 3 находятся под воздействием выходного давления. Благодаря непрерывному потоку газа давление перед дросселем 7, а следовательно, и в подмембраной полости регулирующего клапана больше выходного давления. Благодаря перепаду давления на основной мембране образуется подъемная сила, которая открывает клапан 1. При уменьшении выходного давления импульс передается в надмембранную полость регулирующего клапана 1 и надмембранную полость регулятора управления 3. Усилие воздействия выходного давления на мембрану регулятора управления низкого давления уменьшается и под воздействием пружины клапан регулятора 3 увеличит проход газа через него. Давление под мембраной регулирующего клапана 1 увеличится, он приподнимется от седла, увеличивая проход газа через клапан 1. Давление газа за регулятором РДБК1 увеличится до прежней величины. В случае уменьшения расхода выходное давление увеличивается и все происходит в обратном порядке.


давление восстановится до прежнего. В случае уменьшения расхода выходное давление увеличится и всё произойдет в обратном порядке.

Неисправности при работе РДБК1 аналогичны неисправностям регулятора РДУК. Особенности заключаются в том, что для стабильной, без качки, работы РДБК1 необходима правильная настройка регулируемых дросселей. Дроссель в подмембранную полость регулирующего клапана должен быть ввернут больше, чем дроссель в надмембранную полость. В то же время, если слишком сильно вывернуть дроссель в надмембранную полость, регулятор не будет реагировать на попытки увеличить выходное давление вворачиванием стакана пилота, так как слишком много газа будет сбрасываться в выходной газопровод.

Комбинированные регуляторы давления газа РДГ имеют в своем составе предохранительно-запорный клапан, который прекращает проход газа при повышении или понижении выходного давления за установленные пределы. Регуляторы выпускаются с низким выходным давлением (обозначение РДГ-Н) и средним или высоким выходным давлением (обозначение РДГ-В). Условный проход - 50, 80 и 150 мм. Выходное давление для регуляторов: РДГ-Н - от 100 до 6000 даПа, РДГ-В - от 0,03 до 0,6 МПа (от 0,3 до 6 кгс/см).

Общий вид регулятора РДГ-В

Рис. 82. Общий вид регулятора РДГ-В

В состав регуляторов давления газа РДГ-В (рис. 82) входят следующие основные узлы:

  • - регулятор управления 1 (пилот);
  • - механизм контроля отсечного клапана 2;
  • - корпус отсечного клапана 3;
  • - исполнительное устройство регулятора 4;
  • - мембранная коробка регулятора 5;
  • - регулируемые дроссели регулятора 6 и 7.

Устройство и принцип работы исполнительного устройства, непосредственно понижающего давление газа, у регулятора РДГ во многом схож с регулятором РДБК1. Исполнительное устройство 4 имеет фланцевый корпус, внутри которого установлено сменное седло. К нижней части корпуса крепится мембранный привод 5, который состоит из мембраны, в центральное гнездо которой упирается толкатель, а в него - шток, перемещающийся во втулках направляющей колонки и передающий вертикальное перемещение мембраны основному клапану.

Регулятор управления 1 вырабатывает управляющее давление, которое поступает в подмембранную полость исполнительного устройства, что приводит к перемещению основного клапана. Он состоят из корпуса, узла мембраны с пружинной нагрузкой, рабочего клапана и регулировочного стакана, с помощью которого осуществляется настройка выходного давления регулятора.

Механизм контроля 2 предназначен для отслеживания выходного давления и выдачи сигнала на срабатывание отсечного клапана при повышении или понижении выходного давления сверх допустимых значений. Механизм состоит из разъемного корпуса, мембраны, штока, большой и малой настроечной пружины, уравновешивающих действие выходного давления газа на мембрану газа. Его конструкция аналогична контрольному устройству, применяемому на предохранительных запорных клапанах КПЗ.

На отсечном клапане имеется перепускной клапан, который необходим для выравнивания давления в полостях корпуса исполнительного устройства до и после отсечного клапана при пуске регулятора.

Регулятор работает следующим образом. Газ входного давления поступает в регулятор управления 1 (пилот). От регулятора управления газ через регулируемый дроссель 6 поступает в подмембранную полость мембранной коробки 5. Надмембранная полость исполнительного устройства через регулируемый дроссель 7 и импульсную трубку связана с выходным газопроводом за регулятором.

Давление в подмембранной полости при работе всегда будет больше выходного давления. Надмембранная полость находится под воздействием выходного давления. Регулятор управления 1 (пилот) поддерживает за собой постоянное давление, поэтому давление в подмембранной полости также будет постоянным (в установившемся режиме).

Отклонения выходного давления от заданного пилотом вызывает изменения давления в надмембранной полости исполнительного устройства. Это приводит к перемещению основного клапана в новое равновесное состояние, соответствующее новым значениям выходного давления и расхода, при этом восстанавливается выходное давление.

При отсутствии расхода газа основной клапан закрыт, так как отсутствует разность давлений в надмембранной и подмембранной полостях. При наличии минимального расхода газа появляется перепад давлений между надмембранной и подмембранной полостями. В результате мембрана исполнительного устройства с соединенным с ней штоком, на конце которого свободно насажен рабочий клапан, придет в движение и откроет проход для газа через образовавшийся зазор между основным клапаном и седлом.

При дальнейшем увеличении расхода газа перепад давлений в надмембранной и подмембранной полостях возрастет. Мембрана приподнимется выше, основной клапан увеличит проход газа через увеличивающийся зазор между клапаном и седлом. При уменьшении расхода газа основной клапан уменьшит проход газа через зазор между клапаном и седлом, а при отсутствии расхода газа клапан перекроет седло, подача газа прекратится.

В случае повышения и понижения выходного давления сверх установленных пределов мембрана механизма контроля перемещается влево или вправо, шток механизма контроля через кронштейн выходит из зацепления с упором и высвобождает рычаги, связанные со штоком отсечного клапана. Отсечной клапан под действием пружины перекрывает проход газа через регулятор.

Прямоточные регуляторы РДП-50В и РДП-50Н имеют условный проход 50 мм, максимальное рабочее давление до 1,2 МПа. Пределы изменения выходного давления регулятора РДП-50В составляют от 0,06 до 0,6 МПа. Выходное давление регулятора РДП-50Н может изменяться от 0,0005 до 0,06 МПа (от 50 до 6000 даПа). Регуляторы РДП обеспечивают большую пропускную способность в сравнении с традиционными регуляторами с корпусом вентильного типа РДБК, РДГ. Вместе с тем, увеличение пропускной способности приводит к увеличению скорости потока газа, в результате при больших расходах редуцированный газ сильно шумит. Для снижения уровня шума рекомендуется установка шумоглушителей, которые обеспечивают понижение уровня шума до 25 дБ.

Регулятор давления РДП (рис. 83) состоит из исполнительного устройства, стабилизатора, пилота и соединительных трубопроводов. Между корпусом 1 и крышкой 2 исполнительного устройства закреплена подвижная система, которая состоит из мембраны с тарелкой 3 и неподвижно соединенной с ней гильзой 4.

Регулятор давления газа РДП

Рис. 83. Регулятор давления газа РДП:

  • 1 - корпус; 2 - крышка; 3 - мембрана с тарелкой; 4 - гильза; 5 - клапан;
  • 6 - пружина; 7 - стабилизатор; 8 - пилот; 9, 10, 11 - дроссели

Гильза может совершать возвратно-поступательные движения в направляющих втулках корпуса и крышки, которые имеют кольцевые резиновые уплотнения. В крышке 2 неподвижно закреплен клапан 5. Пружина 6 поджимает гильзу к клапану. Стабилизатор 7 предназначен для создания постоянного перепада давления на пилоте 8, что снижает зависимость работы регулятора от входного давления. Конструкция пилота аналогична конструкции стабилизатора, но пилот имеет устройство регулировки выходного давления. Пилот предназначен для задания величины выходного давления за регулятором. Он поддерживает его постоянным путем изменения давления в правой полости мембранной камеры исполнительного устройства.

Регулятор давления газа РДП-50Н
Регулятор давления газа РДП-50

Регуляторы давления газа типа РДП предназначены для редуцирования высокого или среднего давления на низкое, автоматической стабилизации выходного давления на установленном уровне, независимо от изменений входного давления и расхода, автоматического отключения подачи газа при аварийном повышении или понижении выходного давления сверх заданных значений (при установке запорного клапана типа КПЗ, ПКН, ПКВ).

Регуляторы РДП предназначены для установки в газорегуляторных пунктах ГРУ, ГРПШ, ГРПБ систем газоснабжения городских и сельских населенных пунктов, промышленных и коммунально-бытовых предприятий.

Поставка ЗИП и ремкомплектов для регуляторов РДП - мембраны, пружины, клапаны, седла, уплотнения и пр.

Основные технические характеристики

Параметры изделия РДП-50Н РДП-50В РДП-100Н РДП-100В РДП-200Н РДП-200В
Регулируемая среда природный газ по ГОСТ 5542-2014
Температура окружающей среды, °С от -40 до +60
Максимальное входное давление, МПа (кгс/см²) 1,2 (12)
Диаметр условного прохода, DN, мм 50 100 200
Диапазон настройки выходного давления, кПа 1,5-60 60-600 1,5-60 60-600 1,5-60 60-600
Пропускная способность при максимальном входном давлении, м³/час 6200 25580 85000
подробнее смотри в таблице регуляторов
Габаритные размеры, мм - строительная длина 230 350 420
- длина (с катушкой) 230 350 (500) 420 (600)
- ширина 440 480 620
- высота 520 615 795
Масса (с катушкой), кг, не более 20 55 (67) 80 (110)

Габаритные и присоединительные размеры

Чертеж регулятора РДП

Регулятор давления газа прямоточный РДП-100 с условным проходом Ду100 мм, предназначен для редуцирования высокого или среднего давления, автоматического поддержания выходного давления на заданном уровне не зависимо от изменений расхода и входного давления.

Регулятор РДП-100 Применяется в системах газоснабжения промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых объектов.

Основные технические характеристики регулятора РДП-100

Присоединение к трубопроводу: фланцевое по ГОСТ-12820.

Условия эксплуатации регулятора: УХЛ-2 ГОСТ 15150-69.

Температура окружающего воздуха: от минус 40 °С до плюс 60 °С.

Масса регулятора не более: 45 кг.

Регулятор давления газа состоит из:

1. Корпуса; 2. Крышки; 3. Регулятора управления; 4. Стабилизатора; 5. Гильзы; 6. Клапана; 7. Мембраны; 8. Пружины; 9. Дросселя; 10. Дросселя.

shema-regulyatora-rdp-100

Указание мер безопасности при работе с регулятором РДП-100


Подготовка регулятора давления газа РДП-100 к работе

Перед пуском регулятора давления должны быть выполнены общие требования подготовки и техники безопасности, предусмотренные инструкцией по пуску газорегуляторного пункта или газорегуляторной установки.


Размещение и монтаж регулятора газа РДП-100


Требуемое выходное давление газа устанавливается по манометру. Для устойчивой работы регулятора при пуске рекомендуется обеспечить минимальный расход газа после него на продувочную свечу. Для создания расхода через регулятор желательно использование не ближней к регулятору свечи, а дальней (если имеется не одна свеча). Регулятор в этом случае настраивается на более тяжелый режим работы. После свечи не должен быть закрытый при наладке и пуске участок газопровода. В этом случае он является накопителем-аккумулятором газа, что отрицательно сказывается на условиях наладки регулятора и может привести к колебаниями давления газа при наладке.


Техническое обслуживание регулятора давления газа РДП-100

Регулятор давления газа РДП-100 подлежит осмотру технического состояния и текущему ремонту по утвержденному графику в соответствии с требованиями ПБ-12-529-03.

Читайте также: