Регулировка холостого хода маз

Обновлено: 04.07.2024

Топливные насосы высокого давления проверяют и регулируют с комплектом проверенных и отрегулированных форсунок, закрепленных за секциями насоса. Форсунки по возможности должны быть одной группы. Номер группы выбит на корпусе форсунки цифрами I, II . Топливопроводы высокого давления должны быть длиной 400±3 мм, а объем каждого топливопровода — 1,3 ±0,1 см 5 и определяется путем заполнения топливом.

Для проверки и регулировки топливных насосов высокого давления рекомендуются стенды МД-12, Супер-8, Е1-Д1 (венгерского производства), NC-101 (чехословацкого производства), А1027 (австрийского производства) и другие.

При проверке и регулировке топливного насоса применяют профильтрованное дизельное топливо марки ДЛ или ДЗ (ЕОСТ 4749 — 49).

Проверке и регулировке подлежат: величина, равномерность и начало подачи топлива секциями насоса.

Начало подачи топлива следует проверять и регулировать без автоматической муфты опережения впрыска топлива в следующей последовательности.

Проверить герметичность нагнетательных клапанов. В положении рейки, соответствующем выключенной подаче, нагнетательные клапаны в течение двух минут не должны пропускать топливо, подведенное через подводящий канал под давлением 1,7— 2,0 кГ/см2. В случае течи топлива нагнетательный клапан заменить.

Установить на штуцер первой секции топливного насоса моментоскоп, как это показано на рис. 20. Начало подачи топлива секциями определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 38 — 39° до оси симметрии профиля кулачка.

Рис. 20. Моментоскоп

Рис. 20. Моментоскоп

Для определения оси симметрии профиля кулачка секции необходимо:

— медленно вращая кулачковый вал насоса по часовой стрелке, зафиксировать на лимбе градуированного диска стенда момент начала движения уровня топлива в моментоскопе;

— повернуть кулачковый вал насоса по часовой стрелке на 90° и, медленно вращая вал против часовой стрелки, зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе;

— отметить середину между зафиксированными точками на лимбе. Ось симметрии кулачка проходит через отмеченную середину участка лимба и через ось кулачкового вала.

Если угол начала подачи топлива первой секцией условно принять за 0°, то при вращении клачкового вала насоса по часовой стрелке начало подачи топлива остальными секциями должно соответствовать следующим углам поворота кулачкового вала:

Секция насосса 136 2 4 5 7 8

Угол поворота кулачкового вала насоса, соответствующий началу подачи топлива, град О 45 90 135 180 225 270 315

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой — не более 0°20′.Начало подачи топлива каждой секцией регулируют вывертыванием или ввертыванием болта толкателя (рис. 23). При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании — позже.

Рис. 23. Регулировка начала подачи топлива

Рис. 23. Регулировка начала подачи топлива

После регулировки болты законтрить гайками. Величину и равномерность подачи топлива секциями насоса необходимо проверять и регулировать в следующей последовательности.

Проверить давление топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. Давление должно быть в пределах 1,3 — 1,5 кГ/см 2 при 1050 об/мин кулачкового вала насоса. Если давление выходит за указанные пределы, снять перепускной клапан и, ввертывая или вывертывая его седло (рис. 24), отрегулировать давление в указанных выше пределах. После регулировки седло клапана зачеканить.

Рис.24. Регулировка давления открытия перепускного клапана

Рис.24. Регулировка давления открытия перепускного клапана

— Проверить и, если необходимо, отрегулировать обороты полного автоматического выключения подачи топлива регулятором в пределах 225 — 275 о б/мин. Проверку проводить при упоре рычага 2 (рис. 25) управления в болт 3 ограничения минимальных оборотов холостого хода. Обороты полного автоматического выключения подачи топлива регулятором регулируют ввертыванием или вывертыванием корпуса 5 буферной пружины, соответственно ввертывая или вывертывая болт 3 ограничения минимальных оборотов.

Рис. 25. Регулятор числа оборотов

Рис. 25. Регулятор числа оборотов

При вывертывании корпуса буферной пружины обороты уменьшаются. При нормальной регулировке торец болта 3 ограничения минимальных оборотов холостого хода должен выступать из бобышки на 5 — 6 мм. Проверить число оборотов кулачкового вала насоса на соответствие начала выброса рейки. При этом рычаг управления 2 должен упираться в болт 1 ограничения максимальных оборотов. Регулятор должен начинать выбрасывать рейку при 1060 — 1070 об/мин кулачкового вала. При необходимости подрегулировать обороты болтом ограничения максимальных оборотов. После регулировки болт законтрить контргайкой. При нормальной регулировке торец болта ограничения максимальных оборотов должен выступать из бобышки на 7 — 8 мм. Проверить число оборотов кулачкового вала насоса на соответствие конца выброса рейки (полному выключению подачи). При этом рычаг управления 2 должен упираться в болт 1 ограничения максимальных оборотов. Выброс рейки должен заканчиваться при 1120—1150 об/мин кулачкового вала.

Рис. 26. Регулировка оборотов по концу выброса рейки

Рис. 26. Регулировка оборотов по концу выброса рейки

Рисунок 27 - Ослабление стяжного винта зубчатого венца

Рис. 27. Ослабление стяжного винта зубчатого венца

Рисунок 28 - Регулировка величины подачи топлива

Рис. 28. Регулировка величины подачи топлива

Рис 29. Регулировка величины подачи топлива

Рис 29. Регулировка величины подачи топлива

В случае несоответствия конца выброса рейки указанным пределам оборотов кулачкового вала снять крышку 7 смотрового люка регулятора и, сохраняя неизменным положение регулировочного винта, отрегулировать обороты по концу выброса рейки (рис. 26) в следующем порядке:

изменить положение винта 3, предварительно ослабив его контргайку 2, и установить болтом 1 ограничения максимальных оборотов начало выброса рейки при 1060— 1070 об/мин кулачкового вала насоса;

проверить число оборотов кулачкового вала насоса, соответствующее концу выброса репки и, ввертывая или вывертывая винт 3, установить обороты по концу выброса рейки 1120—1150 об/мин. При ввертывании винта обороты уменьшаются, при вывертывании — увеличиваются.

После регулировки болт 1 и винт 3 законтрить контргайками.

Проверить производительность секций насоса при 1030 — 1040 об/мин кулачкового вала. Рычаг управления при этом должен упираться в болт ограничения максимальных оборотов. Подача топлива каждой секцией за один ход плунжера должна быть в пределах 98—100 мм3 для топливного насоса двигателя ЯМЗ-238А и 105—107 мм3 для топливного насоса двигателя ЯМЗ-238.

Подачу топлива каждой секцией насоса регулируют смещением поворотной втулки плунжера относительно зубчатого венца. Для этого ослабить стяжной винт соответствующего зубчатого венца (рис. 27) и поворотом втулки плунжера отрегулировать подачу топлива (рис. 28). При повороте втулки относительно венца влево подача уменьшается, вправо — увеличивается. После регулировки проверить надежность затяжки стяжных винтов.

Проверить величину подачи топлива при пуске двигателя (при 70—90 об/мин кулачкового вала насоса), которая должна быть в пределах 220 — 248 мм3/цикл. При необходимости подачу топлива отрегулировать (рис. 29). Причем регулировать разрешается только в сторону увеличения подачи топлива, после чего винт зачеканивают. При ввертывании винта величина пусковой подачи уменьшается, при вывертывании — увеличивается. Проверить выключение подачи топлива скобой регулятора. Подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться, когда скоба повернута в нижнее положение на 45°. Если подача не выключается, проверить легкость хода рейки и устранить, в случае обнаружения, ее заедание.

Проверить угол относительного разворота полумуфт автоматической муфты опережения впрыска топлива. При 1050 об/мин кулачкового вала угол разворота должен быть 5 — 7°, при 640 — 660 об/мин — 2 — 4°. Угол относительного разворота полумуфг регулируют прокладками равной суммарной толщины, которые установлены под опорными витками пружин со стороны осей грузов. С увеличением числа прокладок угол разворота полумуфт уменьшается.

Установить автоматическую муфту на кулачковый вал топливного насоса и затянуть гайку ее крепления (момент 10—12 к Гм).

Для затяжки гайки использовать динамометрический ключ с головкой, показанный на рис. 30. Перед установкой муфты проверить наличие смазки в ней.

Рис. 30. Головка ключа для затяжки гайки крепления автоматической муфты

Рис. 30. Головка ключа для затяжки гайки крепления автоматической муфты

Гайку крепления муфты опережения впрыска топлива подтягивают во всех случаях, когда топливный насос снимают с двигателя.

Проверенный и отрегулированный топливный насос запломбировать и установить на двигатель. Проверить уровень масла в насосе и регуляторе. По моментоскопу установить Угол опережения впрыска топлива, пустить двигатель и отрегулировать минимальные холостые обороты коленчатого вала в пределах 450 — 550 об/мин, следующим образом;

пустить двигатель и установить рычаг управления подачей топлива в положение, когда он упирается в болт ограничения минимальных оборотов; отвернуть предохранительный колпачок 6 и ослабить контргайку 4 корпуса 5 буферной пружины (см. рис. 25); вывернуть корпус буферной пружины на 2 — 3 мм; болтом 3 ограничения минимальных оборотов отрегулировать минимальные обороты холостого хода до появления улавливаемых на слух перебоев в работе двигателя;

ввернуть корпус буферной пружины до исчезновения неустойчивости оборотов. Категорически запрещается ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его с торцом контргайки:

проверить устойчивость минимальных холостых оборотов, для чего увеличить обороты коленчатого вала двигателя до средних и резко сбросить до упора рычага управления подачей топлива в болт ограничения минимальных оборотов, при этом двигатель не должен останавливаться.

После регулировки законтрить болт минимальных оборотов холостого хода и корпус буферной пружины контргайки и навернуть предохранительный колпачок корпуса буферной пружины.

Двигатель ЯМЗ 238

Блок цилиндров накрыт двумя чугунными головками по 8 клапанов на каждую. Диаметр впускных клапанов 61 мм, выпускных 48 мм, диаметр ножки 12 мм.
Здесь применен шестеренчатый привод распредвала, а сам распредвал находится в блоке цилиндров и через толкатели, стальные штанги и стальные коромысла, приводит клапаны в действие. Характеристики распредвала: фаза 246/266, подъем 13.5 мм.
Регулировка клапанов на ЯМЗ-238 (турбо и атмосферный) проводится после каждых 500 часов работы (при необходимости). Зазоры клапанов и для впуска и для выпуска — 0.25-0.3 мм. Порядок регулировки 1–5–4–2–6–3–7–8, такой же, как порядок работы цилиндров (как на турбированном, так и на атмосфернике).
На этих моторах применен непосредственный впрыск топлива с ТНВД 80-30 (на ЯМЗ-238М2) или с другими насосами (детально по модификациям описано ниже).
Давление форсунок 261 — 230 кгс/см 2 ; форсунок 267 — 270 кгс/см 2 .
Давление масла на прогретом двигателе должно находиться в пределах 4-7 кгс/см 2 (это относится как к турбо, так и атмо).

Помимо атмосферных вариантов выпускали и турбированные, список которых не знает границ. Основные отличия между ними указаны ниже.

Этот мотор имел родственную серию ЯМЗ-236.

Модификации ЯМЗ 238 и их отличия

Регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя всережимный, центробежного типа, предназначен для поддержания заданного скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры в зависимости от нагрузки.

Способность регулятора поддерживать любое число оборотов от минимального до максимального, устанавливаемое водителем при нажатии на педаль управления подачей топлива, является особенностью двигателя ЯМЭ-236 по сравнению с двигателем ЯАЗ-204, у которого регулятор автоматически поддерживает только минимальное и максимальное число оборотов коленчатого вала двигателя.

Регулятор установлен на заднем торце топливного насоса высокого давления и приводится в действие от его кулачкового валика с помощью ведущей шестерни 33 (рис. 42) и зубчатого венца валика 32, создающих повышающую передачу. Валик 32 регулятора делает столько же оборотов, сколько и коленчатый вал двигателя, т. е. в 2 раза больше, чем вал насоса. Наличие повышающей передачи позволило уменьшить массу грузов и тем самым создать более компактную конструкцию регулятора.
Ведущая шестерня 33 имеет демпфирующее устройство для плавной передачи усилия на зубчатый венец валика 32 при резком изменении числа оборотов. Гашение резко переменных усилий происходит благодаря наличию резиновых сухарей 34, установленных в ведущей шестерне.

На державке 6, напрессованной на валик 32, шарнирно укреплены два груза 38, которые роликами 36 упираются в торец муфты 37.


Рис. 42. Регулятор числа оборотов:
1 — крышка корпуса регулятора; 2 — палец пяты и рычага привода рейки: 3 — винт
установления пусковой подачи топлива; 4 — рычаг рейки; 5 — регулировочный винт; б —державка грузов; 7 — пята; 8 — серьга пяты; 9 — тяга рейки; 10— винт регулировки подачи топлива; 11 — вал рычага пружины; 12— буферная пружина; 13 — скоба остановки двигателя; 14 — корпус буферной пружины; 15 — рычаг регулятора; 16 — винт регулирования максимального числа оборотов конца выдвигания рейки; 17 — пружина рейки; 18 — двуплечий рычаг; 19 — болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода; 20 — крышка смотрового люка: 21 — пружина регулятора; 22 — ось
рычагов (двуплечего и рычага регулятора); 23 — рычаг управления регулятором; 24 — рычаг пружины; 25 — рейка насоса; 26 — зубчатый венец втулки плунжера; 27 — втулка плунжера; 28 — корпус топливного насоса; 29 — стакан подшипников; 30 — кулачковый вал насоса; 31 — корпус регулятора; 32 — валик регулятора с ведомой шестерней; 33—ведущая шестерня; 34 — резиновый сухарь; 35 — втулка ведущей шестерни; 36 — ролик груза; 37 — муфта; 38 — груз регулятора; 39 — возвратная пружина скобы кулисы: 40 — ось фиксатора; 41 — фиксатор кулисы; 42 — палец рычага рейки; 43— кулиса

Муфта 37 имеет возможность перемещаться по державке грузов. В выточку муфты установлен радиально-упорный подшипник с запрессованной во внутреннюю обойму его пятой 7. В отверстие пяты вставлен палец 2, на котором укреплена серьга 8. На другом конце этого пальца свободно установлен рычаг 4 рейки, связанный через тягу 9 с рейкой 25 насоса. В верхней части к рычагу рейки присоединена пружина 17, удерживающая рейку насоса в положении, необходимом при пуске двигателя. Этим обеспечивается автоматическое увеличение подачи топлива при пуске двигателя. В нижний конец рычага 4 запрессован палец 42, входящий в паз кулисы 43, соединенной со скобой 13 остановки двигателя через расположенную внутри кулисы пружину, предохраняющую механизм регулятора от чрезмерных усилий при выключении подачи топлива.

На нижнем пальце серьги 8 свободно сидит рычаг 15 регулятора, подвешенный на оси 22. На этой же оси подвешен двуплечий рычаг 18, в который ввернут винт 16, упирающийся в рычаг 15.

Пружина 21 регулятора одним концом зацеплена за рычаг 24, который жестко связан с рычагом 23 управления регулятором, а другим — за двуплечий рычаг 18. Усилие пружины передается с двуплечего рычага на рычаг регулятора через винт 16.

Для смазки шестерен и шарикоподшипников валика регулятора и муфты в регулятор заливается масло до уровня, проверяемого указателем, помешенным на корпусе регулятора.

На схеме работы регулятора (рис. 43, а) показано положение деталей регулятора при неработающем двигателе. В этом положении рычаг 10 упирается в болт 9 регулирования минимального числа оборотов холостого хода; при этом рычаг 12 несколько растягивает пружину 8 регулятора. Двуплечий рычаг 7 под действием пружины давит через винт 6 на рычаг 5 регулятора, который винтом 4 упирается в вал 3 рычага пружины, вследствие чего рычаг 5 не касается пяты 2.

Под действием пружины 14 рейка 15 вдвинута в корпус насоса и находится в положении пусковой подачи топлива.

После пуска двигателя грузы 16 под действием центробежной силы расходятся и воздействуют через ролики на муфту 17, перемещая ее и пяту 2 вправо. Вместе с пятой перемещается вправо и рычаг 13, выдвигающий рейку из насоса, вследствие чего подача топлива уменьшается. Пята, продолжая перемещаться вправо, нажимает на рычаг 5, который через винт и двуплечий рычаг 7 вызывает натяжение пружины 8. Как только усилие от грузов уравновесится усилием натяжения пружины 8 регулятора, сразу же прекращается перемещение рычага 13 и, следовательно, рейки. Уменьшение подачи топлива прекращается, и устанавливается минимальное число оборотов холостого хода.

Заданный скоростной режим двигателя устанавливается водителем посредством воздействия на рычаг 10, связанный при помощи тяг с педалью подачи топлива.


Рис. 43. Схема работы регулятора числа оборотов: а — положение деталей при неработающем двигателе; б — работа регулятора при уменьшении нагрузки на двигатель; в — работа регулятора при увеличении нагрузки на двигатель; г — остановка двигателя; 1 — скоба остановки двигателя: 2 — пята; 3 — вал
рычага пружины; 4 и 6 — винты; 5 — рычаг регулятора; 7 — двуплечий рычаг; 8 — пружина регулятора; 9 — болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода; 10 — рычаг управления регулятором; 11 — болт регулирования максимального числа оборотов; 12— рычаг пружины; 13 — рычаг рейки; 14 — пружина рейки; 15 — рейка; 16 — груз; 17 — муфта; 18 — кулиса

При нажатии на педаль подачи топлива рычаг 10 поворачивается на определенный угол и через жестко связанный с ним рычаг 12 вызывает увеличение натяжения пружины 8. Под действием этой пружины рейка перемещается в сторону увеличения подачи топлива, и число оборотов коленчатого вала двигателя возрастает. Это происходит до тех пор, пока центробежная сила грузов не уравновесит силу натяжения пружины 8, т. е. до установления устойчивого режима работы двигателя. На установившемся режиме работы двигателя центробежные силы грузов всегда уравновешены силой пружины.

Выше упоминалось, что заданный водителем скоростной режим работы двигателя (в зависимости от условий движения) регулятор поддерживает автоматически независимо от нагрузки на двигатель. Происходит это следующим образом.

При уменьшении нагрузки на двигатель при определенном положении рычага управления 10, установленном водителем нажатием на педаль подачи топлива, топливо некоторое время продолжает поступать в цилиндры двигателя в прежнем количестве, что, естественно, вызывает увеличение числа оборотов. Однако под действием возросшей центробежной силы грузы регулятора расходятся и, преодолевая сопротивление пружины 8, через систему рычагов перемещают рейку в сторону уменьшения подачи топлива (рис. 43, б). Перемещение рейки будет продолжаться до тех пор, пока центробежная сила грузов не уравновесится сопротивлением пружины. Таким образом, число оборотов устанавливается примерно таким же, каким оно было до уменьшения нагрузки на двигатель. При увеличении нагрузки на двигатель при том же положении рычага управления число оборотов двигателя сначала уменьшается. Вследствие этого центробежная сила грузов регулятора уменьшается, и пружина 8 воздействует через систему рычагов на рейху, в результате чего подача топлива увеличивается и число оборотов двигателя восстанавливается (рис. 43, в).

Таким образом, автоматически поддерживается скоростной режим работы двигателя независимо от нагрузки. Колебание числа оборотов, восстанавливаемого регулятором, составляет ±30 об/мин

Остановка двигателя осуществляется поворотом скобы / вниз; при этом связанная со скобой кулиса 18 и нижний конец рычага 13 поворачиваются вправо, как показано на рис. 43, г, рейка насоса выдвигается до упора и подача топлива прекращается.

Ниже приведено назначение отдельных регулировочных винтов.

Буферная пружина 12 (см. рис. 42), ограничивая при помощи корпуса 14 перемещение рычага 15, служит для установления устойчивой работы двигателя при минимальном числе оборотов холостого хода.

При необходимости в процессе эксплуатации можно регулировать устойчивость работы двигателя на минимальном числе оборотов корпусом 14 буферной пружины и минимальное число

оборотов холостого хода болтом 19, который через систему рычагов воздействует на натяжение пружины 21.

Болт 16 двуплечего рычага предназначен для изменения натяжения пружины 21 и регулирования тем самым числа оборотов конца выдвигания рейки. При завертывании винта выдвигание рейки наступает при меньшем числе оборотов.

Винтом 3, упирающимся в кулису 43, устанавливается пусковая подача топлива. Эта подача устанавливается на заводе и

винт контрится чеканкой. Болт 11 (рис. 43) служит для ограничения максимального скоростного режима двигателя.

2.7.2. Регулятор частоты вращения. Основные регулировки регулятора ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ


Рисунок 30 – Регулятор частоты вращения
1–корректор подачи топлива по наддуву; 2–ось двуплечего рычага; 3–крышка смотрового люка; 4–пружина регулятора; 5–двуплечий рычаг; 6–пружина рычага рейки; 7–винт двуплечего рычага; 8–буферная пружина; 9–корпус буферной пружины; 10–регулировочный болт; 11–вал рычага пружины; 12–отрицательный корректор; 13–корпус пружины корректора; 14–пружина отрицательного корректора; 15–скоба кулисы; 16–втулка отрицательного корректора; 17–рычаг регулятора; 18–рычаг отрицательного корректора; 19–винт подрегулировки мощности; 20–рычаг рейки; 21–кулиса; 22–пята; 23– муфта грузов; 24–грузы регулятора; 25–державка грузов; 26–ось грузов; 27–ведущая шестерня; 28–сухари; 29–валик державки грузов; 30–стакан; 31–рычаг пружины 32–тяга рейки; 33–рейка; 34–упор.


Рисунок 31 – Корректор по наддуву
1–гильза упора; 2–упор; 3–пружина гильзы; 4–пружина поршня; 5–корпус мембраны; 6–крышка мембраны; 7–контргайка штока мембраны; 8–пружина; 9–шток с мембраной; 10–корпус пружины корректора; 11–пружина корректора; 12–золотник; 13–поршень; 14–крышка корректора; 15–штуцер подвода масла; 16–корпус корректора; 17–рычаг; 18–ось рычага; 19–рычаг; 20–проставка; 21–регулировочный болт рычага.

Корректор подачи топлива по наддуву (рис. 31) установлен на верхней части корпуса регулятора. К проставке 20 с помощью болтов крепятся корпус корректора 16, корпус мембраны 5 и крышка корректора 14. Внутри корпуса корректора расположена пара поршень 13 и золотник 12.
Через упор 2 поршень поджимается пружиной 4 к корпусу корректора. На упоре установлена гильза 1 упора, которая пружиной 3 постоянно поджимается к регулировочному болту 21 рычага 19. Рычаг установлен на оси 18 в проставке. На одном конце рычага расположен регулировочный болт с гайкой, а другой конец при работе корректора непосредственно воздействует на рейку ТНВД. В корпусе мембраны располагается выполненная из специальной ткани мембрана в сборе со штоком 9, закрытая крышкой 6. В крышке выполнено отверстие для подвода воздуха от впускного коллектора двигателя. Рычаг 17, установленный на оси, служит для передачи движения от штока к золотнику 12. В золотник упирается пружина корректора 11. Для изменения ее предварительного сжатия в крышку 14 корректора ввернут корпус 10 пружины. На корпус навернута контргайка и колпачок. В корпус корректора ввернут штуцер 15 подвода масла из системы смазки двигателя.
Уплотнение сопряженных деталей корректора по наддуву осуществляется с помощью паронитовых прокладок.
При неработающем двигателе давление масла в системе смазки и воздуха во впускных корректорах отсутствует. Пружина 4 поджимает поршень 13 с упором 2 к корпусу корректора 16.
Пружина корректора 11 поджимает золотник 12 и шток 9 с мембраной до упора в крышку мембраны.
При пуске двигателя масло из системы смазки двигателя через ввертыш 15 начинает поступать в поршневую полость корректора и через открытые сливные окна поршня, осевые каналы золотника, поршня и упора сливается в полость регулятора.
При выходе двигателя на режим холостого хода рейка ТНВД перемещается из стартового
положения в сторону уменьшения подачи. Вслед за рейкой под действием пружины 3 перемещается гильза 1, поворачивая рычаг 19. Перемещение гильзы относительно упора приводит к перекрытию сливных окон упора, в результате чего свободный слив прекращается, давление масла в подпоршневой полости увеличивается; и поршень начинает перемещаться влево в свое рабочее положение. Перемещение поршня продолжается до момента открытия сливных окон поршня торцовой рабочей кромкой золотника.
При работе двигателя под нагрузкой и увеличении частоты вращения коленчатого вала давление воздуха в полости мембраны увеличивается. Мембрана деформируется, шток перемещает рычаг 17 корректора, который в свою очередь сдвигает золотник корректора вправо. При этом площадь проходного сечения, через которые происходит перетекание масла из подпоршневой полости в осевой канал поршня увеличивается, давление масла в подпоршневой полости уменьшается, и поршень вместе с упором под действием пружины смещается вправо, восстанавливая свое положение относительно золотника. Вслед за поршнем и упором под действием стартовой пружины, перемещается рейка ТНВД. Таким образом, увеличение давления воздуха в полости мембраны приводит к увеличению цикловой подачи топлива. Перемещение рейки сопровождается поворотом рычага 19, при этом величина перемещения рейки и изменения цикловой подачи определяется величиной перемещения поршня и упора.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала давление турбокомпрессора падает,
уменьшается давление в полости мембраны, золотник 12 под действием пружины 11 смещается влево и рабочая кромка торцевой поверхности золотника перекрывает сливные окна поршня. В подпоршневой полости давление масла растет, поршень сдвигается влево до момента открытия сливных окон и через упор 2 и рычаг 19 сдвигает рейку в сторону уменьшения подачи.
Таким образом, изменение давления воздуха в полости мембраны приводит к изменению положения золотника, поршень автоматически отслеживает положение золотника и обеспечивает соответствующее перемещение рейки ТНВД. Величина перемещения рейки и изменение цикловой подачи определяется величиной перепада давления в полости мембраны и характеристикой пружины корректора.
При увеличении давления надува около 0,06МПа (0,6кгс/см²) ограничение подачи корректором снимается.
При останове двигателя корректор обеспечивает автоматическое включение пусковой подачи.
Демонтаж корректора по наддуву вместе с проставкой 20 в эксплуатации не рекомендуется, так как затем возможна неправильная установка рычага 19 относительно рейки, ведущая к разносу двигателя.
В случае необходимости демонтажа (например, при ремонте) при последующей установке корректора на регулятор отвести скобой кулисы двигателя рейку насоса в положение выключенной подачи и вставить корректор проставкой в корпус регулятора. Затем отпустить скобу кулисы.
После этого необходима проверка регулировки корректора по наддуву, а также проверка регулятора на выключение подачи топлива.

ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КОНСТРУКЦИЕЙ РЕГУЛЯТОРА

К особенностям регулировки следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот. Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двухплечего рычага.

ну да типы гавкает. будто не все цилиндры работают. а после 2-4 мин. работает ровно чисто и обороты не плавают.

если "гавкает", то стопудово форсунки
надо топливный насос отдавать на регулировку
какие-то распылители льют рекой

"вылечил" регулировкой топливного насоса

ну да типы гавкает. будто не все цилиндры работают. а после 2-4 мин. работает ровно чисто и обороты не плавают.

винтик номинальных оборотов подкрути

с торца крышки регулятора - контргаечка и болтик (поз. 6 и 7), гаечку ослабил - болтик понемногу заворачиваешь на работающем двигателе, до появления устойчивых оборотов

винтик номинальных оборотов подкрути

с торца крышки регулятора - контргаечка и болтик (поз. 6 и 7), гаечку ослабил - болтик понемногу заворачиваешь на работающем двигателе, до появления устойчивых оборотов

Крутить винтик именно на холодном двигателе, как только завел? за 3 минуты надо успеть отрегулировать? после 3 минут обороты выравниваются сами.

Крутить винтик именно на холодном двигателе, как только завел? за 3 минуты надо успеть отрегулировать? после 3 минут обороты выравниваются сами.

ай! ошибочку у себя нашел( на торце крышки регулятора болтик ограничения минимальных оборотов с контрогайкой находится! поз.13, он там один такой, ошибиться трудно:)

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Ремонт и регулировки топливного насоса дизелей Маз-5551, 5335

Проверка и регулировка топливного насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Проверку ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется выполнять в следующей последовательности: проверить начало подачи топлива секциями насоса, а затем проверить величину и равномерность подачи топлива.

Перед проверкой необходимо убедиться в герметичности нагнетательных клапанов. Нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 1,7—2,0 кГ/см2 при положении рейки, соответствующем выключенной подаче. При пропуске топлива нагнетательный клапан следует заменить.

Начало подачи топлива секциями насоса определяется углом поворота кулачкового вала при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.

Начало подачи топлива первой секцией у правильно отрегулированного насоса должно происходить за 38—39° до оси симметрии профиля кулачка.

Для определения оси симметрии профиля кулачка первой секции установить моментоскоп на первую секцию и, поворачивая вал привода стенда по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа.

В момент начала движения топлива в трубке моментоскопа вращение приводного вала следует прекратить и зафиксировать этот момент на лимбе.

Затем повернуть вал по часовой стрелке на 90°, после чего, вращая вал против часовой стрелки, снова зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе.

Отметив середину между зафиксированными точками на лимбе, определяют ось симметрии профиля кулачка первой секции, которая проходит через отмеченную середину участка лимба и через ось кулачкового вала ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Если угол, при котором начинается подача топлива первой секцией, условно принять за нуль, то топливо в остальные секции должно подаваться в соответствии с величинами углов, приведенными ниже.

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой допускается не более 0°10'.

Проверку и при необходимости регулировку момента начала подачи топлива следует вести в соответствии с приведенным выше порядком работы секций насоса.

Начало подачи топлива каждой секции ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 регулируют при помощи болта толкателя. При ввертывании болта в толкатель топливо будет подаваться позже, при вывертывании — раньше.

После регулировки болта законтрить и проверить запас хода каждого плунжера при положении толкателя в верхней мертвой точке, который должен быть не менее 0,8 мм.

После регулировки законтрить регулировочные болты гайками.

Проверку и регулировку величины и равномерности подачи топлива секциями насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проводят совместно с комплектом проверенных форсунок и топливопроводов высокого давления длиной 415+3 мм.

Объем внутренней полости каждого топливопровода высокого давления должен быть 1,3±0,1 см3. Он определяется методом заполнения топливом.

Проверять насос следует при давлении топлива в магистрали на входе в насос 0,5—1,0 кГ/см2 при 1050 об/мин кулачкового вала.

Если давление больше или меньше указанного, снять перепускной клапан насоса и поворотом его седла отрегулировать давление открытия клапана. После регулировки седло клапана зачеканить.

Проверку и регулировку ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на величину и равномерность подачи топлива следует выполнять в следующей последовательности:

- при упоре рычага управления регулятором в болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода проверить и, если необходимо, отрегулировать (в пределах 225—275 об/мин) обороты полного автоматического выключения регулятором подачи топлива. При вывертывании болта минимальных оборотов и корпуса буферной пружины обороты уменьшаются;

- проверить число оборотов кулачкового вала насоса, при котором начинается выдвигание (выброс) рейки. При этом рычаг управления регулятором должен упираться в болт ограничения максимальных оборотов. Регулятор должен начинать выбрасывать рейку при 1070+10 об/мин кулачкового вала. При необходимости обороты регулируют болтом регулирования максимального числа оборотов;

- проверить число оборотов кулачкового вала насоса, соответствующее концу выдвигания (выброса) рейки (полному выключению подачи) при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальных оборотов.

Конец выдвигания рейки ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должен быть при 1120—1150 об/мин кулачкового вала. В случае необходимости регулировки распломбировать и снять крышку смотрового люка регулятора, сохраняя при этом неизменным положение регулировочного винта.

Число оборотов конца выдвигания рейки регулируют изменением положения винта 6 двуплечего рычага (установить болтом ограничения максимальных оборотов начало выдвигания рейки при 1070±10 об/мин кулачкового вала насоса).

После регулировки проверить число оборотов конца выдвигания рейки и в случае необходимости подрегулировать их.

При ввертывании винта 6 двуплечего рычага и установке начала выдвигания рейки ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337при 1070±10 об/мин кулачкового вала число оборотов конца выброса рейки уменьшается, при вывертывании— увеличивается;

- проверить величину подачи топлива каждой секцией при упоре рычага управления в болт ограничения максимальных оборотов и 1030+-10 об/мин кулачкового вала насоса.

Подача топлива каждой секцией должна быть в пределах 105—107 мм3 за каждый ход плунжера или 108—111 см3 в минуту; регулируют ее смещением поворотной втулки относительно зубчатого сектора.

Для увеличения подачи топлива какой-либо секцией втулку зубчатого венца необходимо повернуть вправо относительно сектора, а для уменьшения подачи — влево, предварительно ослабив стяжной винт зубчатого сектора.

После окончания регулировки стяжные винты зубчатых секторов должны быть надежно затянуты;

- проверить величину пусковой подачи топлива, которая должна быть в пределах 220— 240 мм3 за цикл при 80+10 об/мин кулачкового вала.

Подрегулировку следует выполнять винтом кулисы только в сторону увеличения подачи топлива (вывертывая винт), после чего винт законтрить чеканкой. После подрегулировки ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверить и в случае необходимости отрегулировать производительность секций насоса винтом регулировки номинальной подачи;

- проверить выключение подачи топлива скобой остановки. При повороте скобы в нижнее положение на 45° подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться.

Если подача не выключается, то проверить легкость хода и устранить возможное заедание рейки.

По окончании работ по проверке и регулировке топливной аппаратуры запломбировать топливный насос высокого давления и регулятор, а затем установить автоматическую муфту опережения впрыска на кулачковый вал насоса.

Гайку крепления муфты затягивают с приложением момента 10—12 кГм и подтягивают ее во всех случаях, когда топливный насос снимают с двигателя.

После установки топливной аппаратуры (форсунки устанавливают в порядке их закрепления за секциями насоса) ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и в регуляторе, установить угол опережения впрыска топлива по моментоскопу и отрегулировать двигатель на минимальные холостые обороты коленчатого вала, как описано ниже.

Проверка и регулировка форсунок Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Через одно ТО-2 форсунки необходимо снять с двигателя и проверить герметичность их сопряжений, давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива.

Герметичность сопряжений форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверяют следующим образом:

Медленно завертывают регулировочный винт испытываемой форсунки и тем самым дают возможность с помощью рычага прибора довести давление топлива до 300 кГ/см2.

Когда давление снизится до 280 кГ/см2, включают секундомер, а при давлении 230 кГ/см2 выключают его. Время падения давления топлива от 280 до 230 кГ/см2 должно быть не менее 8 сек. Температура топлива должна быть 20±2°С.

Более быстрое падение давления указывает на нарушение герметичности сопряжений форсунки.

Если наблюдается увлажнение носика распылителя, то запорную часть иглы притереть. При просачивании топлива из-под гайки пружины форсунки распылитель заменить.

Повреждение торца корпуса форсунки, или торца распылителя, или резьбового соединения корпуса и гайки распылителя также приводит к нарушению герметичности.

Давление начала подъема иглы должно составлять 165+5 кГ/см2.

Для регулировки форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на это давление необходимо: отвернуть и снять колпак форсунки; отпустить контргайку регулировочного винта: с помощью рычага прибора медленно повышать давление топлива в полости форсунки и, наблюдая за показаниями манометра, определить давление начала подъема иглы, при котором начинается впрыск топлива; установить при помощи регулировочного винта необходимое давление начала подъема иглы.

При ввертывании винта давление повышается, а при вывертывании — понижается; завернуть контргайку регулировочного винта и снова проверить давление начала подъема иглы.

Качество распыливания топлива форсункой Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверяют на этом же приборе при полностью завернутом кране отключения манометра и при перемещении рычага прибора в темпе примерно 70—80 ходов в минуту.

Качество распыливания можно считать удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи и по каждому отверстию распылителя.

Начало и конец впрыска должны быть четкими.

Впрыск топлива новой форсункой сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в употреблении форсунок при проверке их на ручном стенде не служит критерием, определяющим некачественную работу форсунки.

Регулировка двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на минимальные обороты холостого хода

Минимальные обороты холостого хода регулируют на прогретом двигателе (при температуре охлаждающей жидкости 70—75°С).

Рекомендуется следующая последовательность регулировки двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337:

- вывернуть корпус буферной пружины на 2—3 мм, предварительно отвернув предохранительный колпачок и ослабив контргайку;

- вывертывая болт ограничения минимальных оборотов (рычаг управления должен упираться в этот болт), установить минимально устойчивое число оборотов коленчатого вала (450—550) до появления небольших их колебаний;

- ввертыванием корпуса буферной пружины несколько повысить число оборотов до исчезновения неустойчивости оборотов. При этом запрещается ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца с торцом контргайки;

- проверить устойчивость работы двигателя на минимальных оборотах холостого хода, для чего увеличить обороты коленчатого вала до 1200—1300 об/мин и резко отпустить педаль управления подачей топлива. Двигатель при этом не должен останавливаться.

После регулировки законтрить болт минимальных оборотов холостого хода и корпус буферной пружины гайками и навернуть предохранительный колпачок корпуса буферной пружины.

Минимальные обороты холостого хода допускается регулировать также на новом двигателе Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по окончании периода его обкатки.

Нарушать заводскую регулировку максимальных оборотов в процессе эксплуатации категорически запрещается. Заменять фильтрующий элемент фильтра грубой очистки необходимо при каждом ТО-2.

Для этого снять крышку, удалить старый фильтрующий элемент и установить новый элемент и прокладку крышки. После установки крышки тщательно затянуть болты ее крепления.

Заменять фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива следует при каждом ТО-2. Для этого слить топливо из фильтра.

Затем вывернуть болт крепления корпуса фильтра, снять корпус и удалить старый фильтрующий элемент.

Внутренние поверхности корпуса фильтра Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 промыть бензином или чистым дизельным топливом, после чего в корпус поставить пружину, шайбу, резиновую прокладку и новый фильтрующий элемент металлическим фланцем вниз.

На верхний фланец элемента установить резиновую прокладку, а затем установить корпус с элементом и прокладкой корпуса на место; болт крепления корпуса тщательно затянуть.

Установка угла опережения впрыска топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Угол опережения впрыска топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливать в следующей последовательности:

- проверить взаимное положение меток 12 (рис. 23) на муфте опережения впрыска топлива и ведущей полумуфте валика привода топливного насоса; метки должны быть с одной стороны;

- снять трубку высокого давления первой секции топливного насоса;

- на штуцер первой секции насоса установить моментоскоп и включить скобой регулятора подачу топлива;

- прокачать топливом систему питания двигателя, для чего отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса и, перемещая ее вверх-вниз, прокачать систему в течение 2—3 мин, после чего рукоятку повернуть до упора;

- провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя по часовой стрелке до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа.

Затем, медленно проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке.

В момент начала движения топлива в трубке риска на шкиве коленчатого вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должна находиться против риски с цифрой на крышке шестерен распределения, причем цифра у риски должна соответствовать цифре на торце корпуса муфты или риска с той же цифрой на маховике должна совпадать с указателем картера маховика.


Рис. 23. Привод топливного насоса высокого давления ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — ведомая шестерня привода топливного насоса; 2 — верхняя крышка блока цилиндров; 3 — блок цилиндров; 4 — вал ведомой шестерни; 5 — фланец полумуфты привода топливного насоса; 6 — болт; 7 — полумуфта привода топливного насоса; 8 — текстолитовая шайба; 9 — муфта опережения впрыска топлива; 10 — топливный насос высокого давления; 11 — болт крепления топливного насоса; 12 — метки на фланце и полумуфте; 13 — стяжной болт фланца полумуфты; 14 — гайка; 15 — метка установочного угла опережения впрыска топлива.

Несовпадение рисок допускается не более одного деления.

В противном случае ослабить болты крепления муфты валика привода топливного насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и развернуть муфту относительно ее фланца против направления ее вращения, если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились.

После этого затянуть болты крепления муфты и проверить установку угла опережения впрыска.

Если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода развернуть по направлению ее вращения.

При этом следует помнить, что смещение муфты валика привода ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на крышке шестерен распределения или на маховике.

По окончании установки угла опережения впрыска топлива заметить взаимное положение рисок на муфте валика привода насоса и на ее фланце и при каждом техническом обслуживании проверять взаимное положение рисок.

При изменении их взаимного положения подрегулировать угол опережения впрыска.

Читайте также: