Рис 296 схема включения при испытании стартера

Обновлено: 05.07.2024

Стартер устанавливается в тормозное устройство стенда так, чтобы шестерня стартера свободно входила в зацепление с зубчатым сектором тор­мозного устройства при включении привода стартера.

После этого стартер включается на 3…4 секунды и снимаются по­каза­ния амперметра и динамометра. Замеренные величины сравниваются с силой потребляемого тока и с крутящим моментом при полном тормо­жении, приве­денными в технической характеристике (табл. 3.1).

Стартер считается исправным, если сила потребляемого тока будет не больше, а крутящий момент не меньше величин, приведенных в техни­ческой характеристике.

Увеличение силы потребляемого тока и уменьшение крутящего мо­мента по сравнению с величинами, приведенными в технической характе­ристике, может быть вызвано следующими неисправностями: замыка­нием обмотки возбуждения или обмотки якоря на корпус, межвитковым замыканием в ка­тушках обмотки возбуждения, замыканием пластин кол­лектора, замыканием щеткодержателей на корпус, а также в результате механических неисправно­стей.

Малый крутящий момент и небольшая сила тока могут быть следст­вием зави­сания или износа щеток, окисления или замасливания коллек­тора, ослаб­ления пружин щеткодержателей и окисления контактных по­верхностей кон­тактного диска и клемм тягового реле.

Вращение якоря стартера при заторможенной шестерне свидетель­ствует о пробуксовке муфты свободного хода.

Стартер, не удовлетворяющий техническим условиям, разбирается для проверки состояния обмоток, узлов и деталей.

Проверка технического состояния стартеров

3.4.1. Проверка стартера в режиме холостого хода

Стартер подключается к стенду, как показано на рис. 3.1. По схеме рис 3.1 б проверяются стартеры с током потребления более 150 А. Пере­ключатели стенда устанавливаются в следующие положения: S7 – 1, S1 – 3. Переключа­тель S6 устанавливается в положение 150 А при испытаниях по схеме рис. 3.1 а и в положение 500 А при испытаниях по схеме рис. 3.1 б.

Включается стенд. Якорь стартера должен вращаться и по показа­нию амперметра определяют силу потребляемого тока. Одновременно переносным тахометром замеряется частота вращения якоря стартера. Показания ампер­метра и тахометра сравниваются с данными технической характеристики.

Стартер считается исправным, если сила потребляемого тока не бу­дет превышать, а частота вращения якоря не будет меньше величин, при­веденных в технической характеристике.


На автомобилях ВАЗ применяются стартеры, представляющие собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи.

Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленвал. На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные конструктивные. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.

Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить его самостоятельно. Но прежде почитайте теорию и изучите все варианты схем подключения стартера на разные модели авто ВАЗ, собранные редакцией 2 Схемы.ру по знакомым автоэлектрикам.

Схема соединений стартера ВАЗ 2101

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. стартер;
  2. удерживающая обмотка тягового реле;
  3. выключатель зажигания;
  4. генератор VAZ 2101;
  5. блок предохранителей;
  6. втягивающая обмотка тягового реле;
  7. аккумуляторная батарея.

При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А. Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.

Схема соединений стартера на 2105

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. генератор;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. шунтовая катушка обмотки статора;
  4. стартер VAZ 2105;
  5. сериесная катушка обмотки статора;
  6. удерживающая обмотка тягового реле;
  7. втягивающая обмотка тягового реле;
  8. реле включения стартера;
  9. монтажный блок;
  10. выключатель зажигания.

Схема подключения стартера ВАЗ 2106

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. стартер;
  2. генератор;
  3. аккумуляторная батарея;
  4. втягивающая обмотка тягового реле;
  5. выключатель зажигания;
  6. удерживающая обмотка тягового реле

Схема подключения стартера ВАЗ

1 – крышка со стороны привода; 14 – крышка реле;
2 – стопорное кольцо; 15 – контактные болты;
3 – ограничительное кольцо; 16 – коллектор;
4 – шестерня привода; 17 – щетка;
5 – обгонная муфта; 18 – втулка вала якоря;
6 – поводковое кольцо; 19 – крышка со стороны коллектора;
7 – резиновая заглушка; 20 – кожух;
8 – рычаг привода; 21 – шунтовая катушка обмотки статора;
9 – якорь реле 2106; 22 – корпус;
10 – удерживающая обмотка тягового реле; 23 – винт крепления полюса статора;
11 – втягивающая обмотка тягового реле; 24 – якорь;
12 – стяжной болт реле; 25 – обмотка якоря;
13 – контактная пластина; 26 – промежуточное кольцо.

Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. Винт крепления защитного колпака.
  2. Защитный колпак.
  3. Стопорное полукольцо.
  4. Гайка крепления задней крышки.
  5. Задняя крышка.
  6. Пружины щеток.
  7. Направляющие щеток (наружная часть).
  8. Щетки.
  9. Статор.
  10. Якорь.
  11. Рычаг привода.
  12. Привод.
  13. Ограничительное кольцо.
  14. Стопорное кольцо.
  15. Ось рычага привода.
  16. Винты крепления тягового реле.
  17. Передняя крышка.
  18. Пластмассовое уплотнительное кольцо крышки.
  19. Стяжные шпильки.
  20. Резиновая заглушка.
  21. Сердечник тягового реле.
  22. Возвратная пружина.
  23. Уплотнительное кольцо тягового реле.
  24. Тяговое реле.
  25. Уплотнительная шайба.
  26. Регулировочные шайбы.

Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112

На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:

  • Номинальная мощность 1,55 кВт
  • Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
  • Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
  • Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:

  1. АКБ
  2. генератор
  3. сам стартер
  4. замок зажигания

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера 2113, 2114, 2115

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Втягивающее реле стартера

Реле пускового устройства называют втягивающим. Это связано с принципом его работы – оно выполняет функцию подключения пускового устройства к электрической цепи и соединения его якоря с коленчатым валом. Происходит это так: когда ток не подается на обмотки устройства, его якорь под действием возвратной пружины пребывает в выдвинутом вперед положении. Эта же пружина через специальную вилку удерживает шестерню бендикса, не давая ей входить в зацепление с венцом маховика коленвала.

Схема подключения стартера ВАЗ

Поворачивая ключ в замке зажигания, мы подаем ток на обмотку устройства. Под воздействием электромагнитного поля якорь подается назад (втягивается в корпус), замыкая контакты питания стартера. Сдвигается и шестерня бендикса, входя в зацепление с маховиком. В этот же момент втягивающая обмотка отключается, и в дело вступает удерживающая. Усилие от вала стартера передается через шестерню на маховик, заставляя коленчатый вал вращаться до того момента, пока мы не перестанем удерживать ключ в замке зажигания в положении запуска.

Схема подключения стартера ВАЗ

Какие функции выполняет втягивающее реле:

Когда мотор запускается, напряжение от генератора идет на обмотку реле. Затем начинают работать шестерни приводной системы, за счет чего возникает магнитное поле. Маховик двигательной системы работает. Шестерня начинает свою работу благодаря обмотке удерживания, в то время когда болты замкнутся. Когда ключ возвращается в замок зажигания, то происходит обесточивание обмотки, таким образом, шестерня и маховик разъединяются. Эта схема касается современных автомобилей, включая и модели ВАЗ.

Если стартер работает с громким шумом, то это могло прослабиться крепление полюса или стартера. В первой ситуации усильте крепление, для этого затяните винт, а во второй – закрепите стартер. Если вы разобрали стартер и увидели, что муфта начинает пробуксовывать, то единственное, что нужно будет сделать, – это заменить привод стартера.

Подключение проводов к стартеру

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Проверка стартера на стенде ВАЗ 2105

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм 2 .
Температура стартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты к коллектору.
Проверка работоспособности

Испытание в режиме полного торможения

Испытание на режиме холостого хода

Проверка тягового реле

Видео про "Проверка стартера на стенде" для ВАЗ 2105

Как проверить стартёр. Полезный совет от автоэлектрика. Как проверить стартер самому. С помощью аккума и двух проводов) Как проверить стартер

Управление стартером осуществляется дистанционно из кабины автомобиля. Схема включения может отличаться, но основные элементы цепи одинаковы.

Узел оснащен мощным электрическим двигателем (1). Минусовым контактом является двигатель внутреннего сгорания. Плюсовой провод от аккумуляторной батареи подключается к втягивающему реле(6). При его включении контакты сообщают плюсовой провод от АКБ и обмотки электрического двигателя.

Схема подключения стартера

Подача напряжения от АКБ (2) на обмотки втягивающего реле осуществляется с замка зажигания (3). Чтобы предотвратить появление нагара на контактах замка зажигания, современные автомобили оснащаются промежуточным реле (5), которое подает напряжение на втягивающее. Его управляющий контакт соединен с замком зажигания.

Проверка стартера

Часто случается такое, что при теплом двигателе машину получается завести, а при холодном стартер слабо крутит, аккумулятор заряжен. Могут возникать подергивания автомобиля при движении. Большинство водителей проверяют только клеммы на аккумуляторе, после чего ситуация может немного улучшиться, но через короткий промежуток времени повторяется, а стартер крутит как будто сел аккумулятор.

Для решения такой проблемы необходимо:

  • Зачистить все соединения клемм.
  • Зачистить места креплений клем.
  • Зачистить контакты на стартере наждачной бумагой.
  • Проверить провод массы и зачистить клемы.
  • Заменить высоковольтные провода (если машина на ходу дергается) при необходимости.

Также стартер может плохо крутить в случаях, когда смазывающее масло не подходит по сезону. Тогда коленвал двигателя будет с трудом проворачиваться. Однако это явление встречается только при низкой температуре. Необходимо поменять масло на более подходящее и при необходимости утеплить стоянку автомобиля.

В большинстве случаев такими простыми действиями проблема решается, однако, если это не помогло, нужно обратиться в автосервис.

Проверка стартера от аккумулятора

Если говорить о проверке стартера от аккумулятора, этот метод позволяет быстро проверить работоспособность и эффективность работы устройства. Дело в том, что если просто пытаться завести двигатель привычным образом, стартер может щелкать, но ничего больше не происходит.

Это интересно: Как сбросить межсервисный интервал автомобиля Рено Меган 2 самостоятельно

При проверке от АКБ замыкаются клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера. Данный способ проверки позволяет определить неисправности втягивающего реле или самого стартера. Данная проверка позволяет понять, происходит ли срабатывание реле, крутит ли моторчик стартера и т.д.

Чтобы проверить, как стартер выдвигает шестерню и крутит, нужно минусовую клемму присоединить на корпус, а плюс подать на верхнюю клемму реле и контакта включения.

Если шестерня не выдвигается, причин может быть несколько:

  • подгорели контакты втягивающего;
  • заклинило якорь;
  • перегорела обмотка стартера или реле.

В норме бендикс должен выдвинуться с характерным щелчком, после чего шестерня начинает прокручиваться мотором стартера. Такой метод позволяет проверить втягивающее реле, при этом проверка втягивающего реле от аккумулятора достаточно достоверна.

Проверка реле

Для проверки нужно подключить плюс аккумулятора и минусовую клемму к корпусу. При исправности должен произойти щелчок, после которого шестерня бендикса входит в зацепку.

При некоторых неполадках шестерня может не выдвигаться:

  • Подгорели контакты реле.
  • Заклинил якорь.
  • Перегорела обмотка стартера или самого реле.

Проверка щеток стартера

Щетки проверяются разными способами. Самым простым является способ с лампой мощностью 12 В. При этом нужно соединить один выход щеткодержателя к лампочке и свободный контакт лампы к корпусу держателя. При неисправности щетки лампа не включится, следовательно, щетки нужно менять.

Почему стартер щелкает, но не крутит

Причины поломки могут отличаться для каждого случая. Для выявления неисправности не требуется наличие специализированного образования. Автомобилист может самостоятельно провести диагностические мероприятия. Существует несколько причин, по которым при повороте ключа в замке стартер щелкает, но не крутит.

Аккумуляторная батарея

При недостаточном напряжении бортовой сети электрический двигатель не может провернуть маховик, поэтому стартер щелкает, но не крутит. При этом на обмотки втягивающего реле подается электрический ток. Под действием электромагнитного поля сердечник замыкает контакты и слышен звуковой сигнал.

Проверить работоспособность батареи можно без использования специального тестера. В некоторых автомобилях производители устанавливают приборы, показывающие напряжение бортовой сети. Если такого прибора нет, можно проверить аккумуляторную батарею включением света фар, звукового сигнала и т. д.

Окисление на клеммах батареи приводят к падению напряжения в бортовой сети. Для устранения неисправности необходимо зачистить контактные поверхности и подключить клеммы. Заниженное напряжение питания может быть признаком выхода из строя АКБ.

Цепь питания

При нарушении целостности провода на электрический двигатель не подается напряжение, поэтому стартер не крутит. То, что он щелкает, свидетельствует о том, что промежуточное реле срабатывает. Следует искать обрыв провода в цепи управляющего плюсового контакта, подключенного к втягивающему реле (ВР).

Выявить его можно без применения мультиметра. Нужно подать на управляющий контакт ВР напряжение, соответствующее норме. Если стартер щелкает и крутит, электрический ток подают на контактную площадку промежуточного реле и т. д.

Таким способом можно определить на каком участке цепи находится обрыв. Для устранения неисправности заменяют вышедший из строя провод на заведомо рабочий. При этом важно учитывать его сечение.

Втягивающее реле

Конструкция узла предусматривает наличие 2 обмоток – втягивающей и удерживающей.

Втягивающее реле конструкция

Под действием электромагнитного поля металлический сердечник замыкает контакты. Так на электродвигатель подается электрический ток. Другая сторона сердечника вводит ведущую шестерню в зацепление с маховиком. Неисправность, проявляющаяся тем, что стартер щелкает, но не крутит, возникает в результате:

  1. Окисления контактов (пятаков). При соприкосновении и отрыве на поверхности контактных площадок образуется нагар, который со временем накапливается. Это препятствует нормальному запуску электростартера.
  2. Обрыва обмоток. Металлический сердечник не перемещается. При этом щелчки слышны только от промежуточного реле.

При обрыве обмоток потребуется полная замена ВР. Окисление площадок устраняют путем зачистки и полировки или установкой новых. В процессе самостоятельной чистки площадок нарушается наружный слой, устойчивый к нагару. Такой способ позволяет восстановить работоспособность узла на короткое время. Лучше установить новые пятаки, чтобы в ближайшее время снова не столкнуться с тем, что стартер щелкает, но не крутит.

Электрический двигатель

Поломка двигателя электростартера приводит к невозможности запустить силовой агрегат. При повороте ключа в замке зажигания напряжение питания подается на электромотор, но якорь не начинает вращение. Это приводит к тому, что стартер щелкает, но не крутит.

Проверить работоспособность электромотора можно, не демонтируя стартер с посадочного места. На торце втягивающего реле видны 2 болта. Металлическим предметом их замыкают между собой. При этом металлические предметы прикладывают к торцам болтов. Нарушение этого правила может привести к повреждению резьбы.

При прикосновении якорь должен начать вращение. При этом шестерня привода (бендикс) не входит в зацепление с маховиком. Электромотор работает вхолостую.

Запрещается соединять контакты проводом с маленьким сечением. Под действием высокой силы тока температура провода резко повысится, что может привести к возгоранию или получению ожогов.

Существует 3 причины, по которым якорь не начинает вращение:

    Выход из строя щеточного узла. Для запуска двигателя автомобиля используется электрический мотор коллекторного типа. Напряжение на якорь передается с помощью графитовых щеток. Износ одной или нескольких щеток приводит к нарушениям в работе.

Щеточный узел

Чтобы восстановить работоспособность узла и устранить причину того, что стартер щелкает, но не крутит, необходимо снять его с автомобиля. Это можно сделать как обратившись в мастерскую по ремонту автомобилей, так и своими руками.

Сигнализация

Одна из причин, по которым стартер не крутит хотя и щелкает – это сторонняя сигнализация. Современные охранные системы блокируют запуск. Чтобы диагностировать поломку, отключают сигнализацию и повторно запускают двигатель. Способ отключения различается в зависимости от типа охранной системы.




Проверка и регулировка стартера со снятием с трактора

Проверка состояния стартера. Отсоединяют провода от старте­ра, снимают стартер с дизеля и очищают его от пыли и грязи.

Снимают защитный кожух или защитную ленту, закрывающую коллекторно-щеточный узел. Проверяют коллектор, щетки и ще­точную арматуру. Щетки должны двигаться свободно, без заеда­ний. Измеряют динамометром усилие в момент отрыва пружины от щетки. Если усилие окажется меньше значений, приведенных в таблице 7, то следует заменить щетки или увеличить давление пружин путем их подгибания.

Если коллектор подгорел или замаслился, то его протирают чистым обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если следы подгорания не смываются, то коллектор зачищают мелкой шкур­кой, после чего внутреннюю полость стартера продувают сжатым воздухом.

Проверяют состояние шестерни привода и венца маховика. Если на их торцах имеются забоины, то их зачищают.

Таблица 7 — Параметры состояния стартеров

ТракторыСтартерНапря­жение, В, не болееПотреб­ляемый ток, А, не болееМини­мальное усилие отрыва пружины от щетки, НЗазор между шестерней привода и упором в момент включения контактов, мм
К-701, К-700А, К-700СТ103А-017,012,511,7… 16,0
Т-150, Т-150К, МТЗ-80Л, МТЗ-82Л, ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6КЛ, ДТ-75В, ДТ-75МВ, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240ТЛСТ3629,010,01,0 …3,0
МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240ТСТ212-А7,07,52,0 …4,0
ЮМЗ-6АМ, ЮМЗ-6КМСТ212-Р17,07,52,0…4,0

У стартеров с электромагнитными тяговыми реле снимают крышку реле с контактными болтами и осматривают рабочую поверхность контактных болтов и диска. При подгорании их зачи­щают мелкой шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. В случае чрезмерного износа или сильного подгорания в местах соприкосновения с контактным диском контактные болты поворачивают на 180°, а диск перево­рачивают другой стороной. Убеждаются в свободной посадке кон­тактного диска на шток якоря реле. Устанавливают снятые состав­ные части на место и смазывают трущиеся соединения.

Проверка и регулировка привода стартера. Проверяют положение шестерни привода относительно упора на валу якоря в момент за­мыкания контактов тягового реле или включателя. Для этого соеди­няют 12-вольтовую (при проверке стартера СТ103А-01 — 24-вольтовую) лампочку одним проводом со свободным выводным зажимом (болтом) обмоток тягового реле или с зажимом включателя и дру­гим проводом с плюсовой клеммой 12-вольтовой (при проверке стар­тера СТ103А-01 24-вольтовой) аккумуляторной батареи. Подсоеди­няют провод с наконечником к минусовой клемме батареи.

Закладывая между шестерней привода и упором поочередно прокладки толщиной, соответствующей максимальному и мини­мальному допустимым зазорам между указанными деталями (таблица 7), замыкают цепь, присоединив наконечник свободного конца провода, подключенного к минусовой клемме батареи, к неокрашенной части корпуса стартера. При проверке стартеров СТ103А-01, СТ353, СТ362, СТ212-А, СТ212-Б1, СТ212-Р1, СТ222 в момент замыкания цепи срабатывает тяговое реле; при провер­ке стартера СТ204 после замыкания цепи нажимают рукой на рычаг привода (включения) до отказа.

Если привод отрегулирован правильно, то при установке про­кладки максимальной толщины контакты не должны замыкаться (лампочка не должна загораться), а при установке прокладки ми­нимальной толщины контакты должны замыкаться (лампочка дол­жна загораться). Замыкание контактов реле или включателя при зазоре, превышающем максимально допустимое значение, или незамыкание при минимальном допустимом зазоре указывает на необходимость регулировки стартера.

Привод регулируют следующими способами:

— у стартеров СТ103А-01, СТ353 — регулировочными винтами, ввернутыми в якорь тягового реле;

— у стартеров СТ204, СТ362 — регулировочным винтом, вверну­тым в рычаг включения при отпущенных контргайках;


— у стартеров СТ212А, СТ212-Б1, СТ212-Р1 — перемещением ерьги рычага привода по тяге при отпущенном стопорном винте;

— у стартера СТ222 — поворотом эксцентриковой оси рычага привода при отпущенной контргайке.

По окончании регулирования стартер устанавливают на дизель и подключают к нему питание от аккумуляторной батареи.

Напряжение срабатывания реле блокировки должно составлять 9…10 В. В противном случае проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах. Зазор должен составлять 0,35…0,45 мм.

Таблица 8 — Наиболее распространенные неисправности системы пуска и указания по их устранению

Выводы

Существует несколько неисправностей, по причине которых при попытке запуска стартер щелкает, но не крутит. Автомобилист может диагностировать любую из них без применения специализированного оборудования.

Все поломки можно разделить на 2 группы – неисправности электростартера и нарушение электропроводки. В первом случае обязателен демонтаж узла. При обрыве электрической проводки снимать стартер с посадочного места не требуется.

Возникала ли на вашем автомобиле ситуация при которой стартер щелкает, но не крутит? Что послужило причиной его выхода из строя? Каким образом удалось решить эту проблему?

Стартер щёлкает, но не крутит — причины и способы проверки в видео ниже. Замена втягивающего реле стартера:

При запуске двигателя происходит замыкание

Доброго времени суток. Помогите пожалуйста победить проблему. Периодически при попытке завести двигатель, возникает КЗ (напряжение падает до 7В, стартер не крутит). Симптомы такие. Включаю зажигание, пытаюсь включить стартер, щелчок (вроде не втягивающее, может доп реле стартера, на него пока и грешу), проседает напряжение. Если выключить зажигание, то КЗ может пропасть, а может и нет (зачастую не пропадает), помогает отключение массы, но тоже не всегда. Часто получается так, что отключение-включение массы снимает КЗ при включении зажигания, но при попытке завестись, КЗ опять возникает. Так вот подёргаешь массу, через несколько раз КЗ может и отпустить. Несколько раз такое происходило если забыть снять с передачи и крутануть стартером, стартер крутит, но при следующей заводке есть вероятность, что будет КЗ. Что примечательно, если случается КЗ, если его снять путём отключения-включения массы, то его повторно можно будет вызвать, если просто включить потребители.
Что неприятно, в последний раз возвращаясь с охоты обнаружил, что поплавился предохранитель, видимо от сырости и/или болтанки КЗ возникло в пути; но как-то доехал.

Надеюсь объяснил достаточно внятно. Буду благодарен за помощь.

Читайте также: