Самые крупные акционеры тесла

Обновлено: 07.07.2024


Георгий Бовт
кандидат исторических наук, политолог
3 ноября 2021, 16:53

Так в чем же дело?

И снова: так в чем же дело?

Один из ярчайших примеров того, как Маск управляется с идеями и их реализацией, — проект SpaceX, про который некоторые (не будем указывать пальцем) еще несколько лет назад говорили, что, мол, американцы на батуте будут в космос своих людей отправлять. Что ж, батут работает, а сбывшаяся сказка снова работает на капитализацию — вне зависимости от того, прибыльна ли она на текущем этапе или нет (пока, кстати, нет).

На российском рынке, увы, мало компаний, капитализация которых в значительной мере прибавлялась бы именно благодаря визионерским качествам их лидеров и, прощения просим, хайпу.

Павел Бойко считается самым прибыльным инвестором на украинском фондовом рынке.

Я зашортил Теслу. Если говорить обычными словами, то взял акции взаймы и продал их. Потом должен буду купить акции и вернуть долг. Я заработаю, если акции Тесла начнут дешеветь, и потеряю деньги, если они подорожают.

Илон — гений, Тесла — пузырь

Илон Маск — гений. Он сделал несколько невероятных компаний. Кроме глубоких технических знаний, он еще и гениальный маркетолог. Люди верят ему. Он — как современный Иисус в мире бизнеса и технологий. Фредди Меркьюри и Стив Джобс в одном теле. А я верю только цифрам, логике и причинно-следственным связям.

Тесла стоит дороже всей мировой автомобильной промышленности вместе. Стала пятой компанией в мире, чья стоимость превзошла триллион долларов. Тесла стоит 40 балансовых стоимостей (сколько собственного имущества у компании) и 350 годовых прибылей. Это пузырь баснословных размеров. Такого не было со времен кризиса доткомов 20 лет назад.

Многие ответят мне двумя вполне логичными аргументами.

  1. Она улучшит свои денежные результаты и завоюет мировой рынок.
  2. Все будут слепо верить и цена продолжит расти. Здесь нет ничего рационального.

Отвечаю на все вопросы.

Тесла в цифрах

В 2020 году у Тесла были продажи $31,5 млрд, прибыль — $0,7 млрд, балансовая стоимость — $22,2 млрд. Цена на рынке сейчас выше — $1000 млрд. То есть 1 акция стоит 1080 баксов, но продажи — 30, балансовая стоимость — 22, а годовая прибыль на 1 акцию меньше доллара.

Те, кто умеет считать и считает, что у Тесла справедливая стоимость или она будет дорожать, ссылаются на расчеты аналитиков. Например, Morgan Stanley считает, что акция должна стоить $1200, обосновывая это прогнозом показателей до 2030 года:
доля Tesla на рынке электромобилей — 22%, сами электромобили — 40% от общих продаж авто. Продажи на уровне 8,1 млн машин в год. $370 млрд годовой выручки. $42 млрд USD. Мультипликатор P/E 29x (к прибыли 2030 г.).

То есть они предполагают, что электромобили займут практически половину рынка, а Тесла будет продавать 8 млн. машин и хорошо зарабатывать на этом.

Если через 10 лет Тесла реализует машины на треть сегодняшней стоимости на фондовом рынке, то ее цена оправдана. И составит всего 29 годовых прибыли. Это просто безумие. Если все будет круто в мире. И Тесла будет бесподобна. То через 10 лет сегодняшняя стоимость — гуд.

Аналогия с Майкрософт

Тоже самое рисовали Майкрософт в 1999 году, когда акция стоила $59, а вся компания — $0,5 триллиона. Состояние Билла Гейтса оценили в $100 млрд и он был самым богатым человеком в мире. А потом произошел кризис доткомов. Акции упали до $15 и даже через 15 лет стоили дешевле, чем до этого. И это при том, что Майкрософт был монополистом на очень прибыльном рынке и имел гораздо лучшие позиции, чем Тесла сегодня.

Относительно того, что люди будут бесконечно вкладывать средства и толкать цену Тесла вверх. Так не бывает, и никогда не происходило в мировой истории. Рано или поздно привлечение новых денег закончится, а потрясения вызывают панику и безумную распродажу. В желании спасти хотя бы что-нибудь, люди будут
продавать в разы дешевле, чем покупали еще месяц назад.

К тому же, я считаю, что количество денег, которые могут быть вовлечены в рост пузыря Теслы, подходит к концу. Плюс множество факторов на макроэкономическом уровне и будущий мировой кризис повлияют на стоимость всего рынка.

Именно поэтому я и решил сейчас играть на понижение Теслы. Почувствовать себя немного Майклом Бьюри и пощекотать нервы. Я уверен в своей правоте и имею на это право.

Право на позицию

За последние 5 лет у меня не было ни одного убыточного соглашения.

  • Я получил 177% прибыли в банке Аваль в 2017 году.
  • В 2018 году 1 403% прибыли на Авдеевском коксохиме, где стал вторым акционером после Ахметова.
  • 342% на Интерпайпе в 2019-м.
  • В 2021 году заработал 235% на Укрнефти.

Моя доходность с 17-го по 20-й год составляет 840%, при росте рынка на 135%.
Летом я инвестировал свои средства и $2 млн инвесторов в акции МХП. Купил их по $5, а сегодня они стоят больше $8. То есть 60% и более $1 млн чистой прибыли за последние 5 месяцев. И это не самая прибыльная сделка для меня в этом году. Но самая масштабная в моей жизни.

И я могу представить себе 1000 версий будущего. И только в одной вселенной из всех покупка акций Теслы сейчас будет хорошей сделкой. Во всех остальных она приводит к огромному ущербу.

Cisco как исторический пример

Я писал об акциях компании Майкрософт и что с ними произошло. Но в кризисе доткомов утонули более 90% интернет-компаний конца 90-х. Многие всемирно известные компании и лидеры рынка были очень неудачными инвестициями. Amazon, Yahoo и Cisco знают все. Cisco — это ближайший исторический пример до Теслы.

Cisco Systems некоторое время была самой дорогой компанией в мире. Накануне кризиса была крупнейшим поставщиком инфраструктуры интернета. Она была очень удачной компанией на рынке будущего. Все ожидали, что интернет изменит жизнь и станет доступным широкой публике.

Так и вышло. Ожидания даже самых больших оптимистов на планете Земля были превзойдены в разы. Но цены Cisco рухнули вниз. Хотя она постоянно развивается и остается прибыльной компанией. Но 20 лет назад компания стоила 46 годовых продаж, и ничто в мире не оправдывало это соглашение. Те, кто купил тогда ее акции и не продал их за 20 лет, до сих пор продолжают сидеть в минусах.

Потому я и говорю, что за электромобилями будущее. И Тесла — хорошая компания. И Маск — гений. Но я играю на ее понижение. И это точно не станет моим первым убыточным соглашением за многие годы.

CEO Tesla Илон Маск руководил компанией большую часть ее существования, но он не всегда был у руля.

Tesla, названная в честь известного физика Николы Тесла, была основана в 2003 году двумя инженерами, Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. В число соучредителей также вошли Джеффри Брайан Штробель, Иэн Райт и Илон Маск.

В 2004 году Маск, на тот момент председатель правления Tesla, возглавил инвестиционный раунд А. Эберхард занимал должность CEO до августа 2007 года, 28 ноября того же года его место занял израильский инженер и бизнесмен Зеев Дрори.

2 августа 2006 года: Илон Маск опубликовал мастер-план Tesla


15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

28 ноября 2007 года: Дрори назначен CEO

В конце ноября представители Tesla объявили, что компанию возглавит Зеев Дрори — израильский инженер с большим опытом в сфере технологий. Ему поручили выпустить на рынок первый автомобиль компании в начале 2008 года.

1 февраля 2008 года: Tesla передала ключи от первого серийного Roadster

Дрори удалось запустить производство Roadster в оговоренные сроки. Чтобы отпраздновать это событие, Маск запрыгнул в автомобиль и прокатился по шоссе 101 и Университетской авеню в Пало-Альто в окружении четырех других прототипов данной модели, управляемых инженерами Tesla.

17 марта 2008 года: компания запустила серийное производство Roadster

По данным SEC, до января 2012 года стоимость Roadster составляла $109 тысяч и Tesla продала в общей сложности 2450 электромобилей этой модели.

15 октября 2008: запуск Model S отложен, Илон Маск стал CEO компании

К октябрю 2008 года Tesla столкнулась с проблемами, вызванными финансовым кризисом.

Он объявил, что сам возглавит компанию, и что увольнений избежать не удастся. Дата запуска Model S была перенесена на середину 2011 года — ранее планировалось начать производство уже в 2010 году.

3 ноября 2008 года: Tesla привлекла $40 млн, чтобы избежать банкротства

Решение о сделке было принято в ноябре, но документы оставались неподписанными вплоть до декабря 2009 года, что поставило Tesla в опасную ситуацию.

26 марта 2009: года Tesla представила прототип Model S

Tesla представила свой первый электрический седан Model S в марте 2009 года в штаб-квартире SpaceX в Хоторне. Model S первого поколения могла проезжать без подзарядки более 300 миль (482 км) и развивала скорость от 0 до 60 миль (96 км) в час за 5,5 секунд. К 12 мая 2009 года покупатели забронировали тысячу экземпляров Model S.

19 мая 2009 года: Daimler купил 10% акций Tesla за $50 млн

Раунд в $40 млн помог компании пережить трудные времена, но для дальнейшего улучшения аккумуляторов требовалось еще больше ресурсов.

Tesla и Daimler около года совместно работали над электромобилем Smartcar. К маю Daimler решил сделать долгосрочное вложение и приобрел 10% Tesla. Компании договорились о совместной разработке аккумуляторных и электроприводных систем.

В июне 2009 года Tesla также получила от Министерства энергетики заем в $465 млн, который был полностью погашен к маю 2013 года.

29 июня 2010 года: Tesla выпустила 13,3 млн акций по $17 за штуку и стала публичной компанией

В результате компании удалось привлечь $226,1 млн.

2 октября 2011 года: Илон Маск представил бета-версию Model S

Tesla представила прототип Model S на заводе во Фримонте — мероприятие посетили около 3 тысяч человек, забронировавших автомобили компании.

Маск рассказал, что новая модель с разгоном от 0 до 60 миль (96 км) в час за 4,5 секунды будет преодолевать до 320 миль (515 км) без подзарядки.

9 февраля 2012 года: выход прототипа Model X

Спустя всего несколько месяцев после появления Model S Маск представил прототип Model X — первого кроссовера компании с необычными дверями Falcon Wing.


22 июня 2012 года: Tesla начала поставлять Model S

Tesla собиралась начать поставки Model S в 2011 году, однако компании не удавалось это сделать вплоть до середины 2012 года. Первые Model S были переданы покупателям в июне на заводе Tesla во Фримонте.

12 июня 2014 года: Tesla открыла доступ к своим патентам

В 2014 Маск продемонстрировал свою приверженность идее электромобилей, открыв доступ к патентам компании. Он заявил, что Tesla не станет подавать судебные иски против других компаний, которые захотят использовать представленные материалы для создания электромобилей.

4 сентября 2014 года: компания решила построить огромный завод Gigafactory в Неваде

В феврале 2014 года Tesla объявила о планах построить гигантский завод по производству аккумуляторов под названием Gigafactory. Вскоре компания приобрела тысячу акров (404 га) вдоль проспекта Электрик в Стори, штат Невада, а затем еще 1864 акра (754 га) по соседству.

По оценкам компании, после выхода завода на полные производственные мощности в 2020 году, цена на аккумуляторы снизится примерно на 30%. Это позволит компании продавать Model 3 за $35 тысяч.

9 октября 2014 года: Илон Маск представил систему полуавтономного вождения Tesla Autopilot

В октябре Маск представил новый вариант Model S с двумя двигателями и объявил, что все автомобили Tesla, выпущенные в октябре 2014 года, будут оснащены функцией Autopilot.

Система состояла из четырех частей: радара, камеры с функцией распознавания изображений и датчиков гидролокатора, обеспечивающих 360-градусный обзор вокруг автомобиля. Первыми функциями стали автоматический круиз-контроль, помощь в поддержании полосы движения и активное экстренное торможение.

30 апреля 2015 года: Tesla представила аккумулятор PowerWall для дома и Powerpack для коммерческого использования

Маск решил распространить разработки компании в области производства аккумуляторов для электромобилей на жилые помещения и предприятия. План по изменению структуры электросетей основан на создании миллионов небольших электростанций с помощью солнечных панелей на крышах и аккумуляторов в гаражах.

29 сентября 2015 года: начало поставок Model X

Изначально Tesla планировала выпустить внедорожник Model X в конце 2013 или начале 2014 года, но поставки пришлось отложить почти на два года. Такие сложные функции, как двери Falcon Wing и система очистки воздуха с режимом защиты от биологического оружия, существенно замедлили массовое производство автомобиля.

14 октября 2015 года: Tesla запустила функцию автопилота

В октябре Tesla выпустила обновление программного обеспечения 7.0, которое активировало функцию автопилота в машинах, оснащенных соответствующим оборудованием. Изначально ее можно было включать только в определенных условиях, но уже в январе 2016 года вышло обновление 7.1, которое существенно расширило функционал системы: например, появилась возможность автоматической парковки.


31 марта 2016 года: Маск представил прототип первого автомобиля Tesla для массового рынка — Model 3

Долгожданная Model 3 была представлена в первом квартале 2016 года. Автомобиль за $35 тысяч планировалось выпустить к концу 2017 года. Маск объявил, что Model 3 сможет проезжать до 215 миль (346 км) без подзарядки и будет разгоняться до 60 (96 км) миль в час менее чем за шесть секунд.

7 мая 2016 года: первая смертельная авария с автопилотом

Авария произошла в мае, но информация о ней была опубликована только месяц спустя. 30 июня правительственные регуляторы сообщили о том, что они изучают связь аварии с функцией автопилота Tesla. Компания выступила со специальным заявлением, Илон Маск выразил соболезнования, назвав инцидент трагической утратой.

21 июня 2016 года: Tesla объявила о планах купить Solar City за $2,6 млрд

Компания предложила $2,6 млрд за SolarCity, компанию по установке солнечных батарей, которой управлял двоюродный брат Маска.

Сделка была признана противоречивой с самого начала, в первую очередь потому, что у SolarCity было около $3 млрд долгов, и ее покупка рассматривалось как финансовая помощь. К тому же Маск был председателем правления компании.

20 июля 2016 года: Маск опубликовал вторую часть мастер-плана Tesla

В ней были названы четыре основные цели компании.

Читателей особенно заинтересовал план создания каршеринга. Маск заявил, что владельцы Tesla смогут сдавать автомобили в аренду, управляя процессом в мобильном приложении.

8 ноября 2016 года: покупка Grohmann Engineering

21 ноября 2016 года: Tesla занялась солнечной энергетикой

После нескольких месяцев критики Tesla удалось купить SolarCity. Обе компании провели специальные собрания акционеров по поводу предстоящей сделки. Tesla сообщила, что более 85% акционеров поддержали идею слияния, при этом и Маск, и Рив от голосования воздержались. Сумма сделки составила около $2 млрд. Tesla также обязалась погасить долг SolarCity в $3 млрд.

19 января 2017 года: федеральное правительство не обнаружило дефектов в автопилоте Tesla

После шести месяцев расследования специалисты компании смогли вздохнуть с облегчением: в январе 2017 года федеральные регуляторы прекратили расследование смертельной аварии с автопилотом и заявили, что не обнаружили в системе никаких дефектов.

1 февраля 2017 года: Tesla официально изменила название

29 июля 2017 года: Маск сообщил о запуске производства Model 3

6 октября 2017 года вышел отчет Wall Street Journal, в котором задержка выпуска Model 3 объяснялась наличием сложностей в производстве. Ссылаясь на анонимные источники, газета сообщила, что производство Model 3 началось еще в июле, но к осени сборочная линия по-прежнему не была полностью готова, а крупные детали машины собирались вручную.

По данным The Verge, компания планировала произвести около 1600 автомобилей к октябрю. В итоге было выпущено лишь 260 Model 3, 220 из которых доставили покупателям.

16 ноября 2017 года: концепция грузовика Tesla Semi и обновленный Tesla Roadster

Tesla представила концепцию грузовика Semi на презентации в Хоторне. Необычной деталью стало сиденье, установленное в центре кабины. Было заявлено, что грузовик сможет проезжать до 500 миль (800 км) на одном заряде батареи или 400 (643 км) после получасовой подзарядки. Маск даже сообщил, что грузовик оснастят функцией автопилота.

В тот же день была представлена обновленная концепция Tesla Roadster с разгоном от 0 до 60 (96 км) миль в час всего за 1,9 секунды. Предполагаемая цена новой версии спорткара составляла от $200 до $250 тысяч в зависимости от комплектации.

6 февраля 2018 года: запуск Falcon с Tesla Roadster на борту

SpaceX успешно запустила в космос ракету Falcon с красным Tesla Roadster на борту. Космический корабль направился на орбиту Марса.

23 марта 2018 года: авария с Tesla Model X на автопилоте

В феврале 2020 года NTSB (Национальный совет по безопасности на транспорте) завершил расследование инцидента и заявил, что причинами аварии могли стать как автопилот Tesla, так и невнимательность водителя.

7 августа 2018 года: Маск опубликовал спорный твит

27 сентября 2018 года: SEC подала на Маска в суд

6 января 2019 года: открытие завода Tesla в Шанхае

14 марта 2019 года: анонс Tesla Y

Tesla представила новый компактный внедорожник и заявила, что он выйдет в 2020 году. Расстояние, преодолеваемое на одном заряде батареи, составило 300 миль (482 км). Автомобиль вмещает семь человек и стоит от $47 тысяч. Версия внедорожника, преодолевающая более короткое расстояние (230 миль/370 км), обойдется в $39 тысяч, но будет доступна только в 2021 году.

21 ноября 2019: выход Tesla Cybertruck

Маск представил Cybertruck — первый пассажирский грузовик компании с грузоподъемностью приблизительно в 14 тысяч фунтов (6350 кг) — на презентации 21 ноября 2019 года. Утверждалось, что полноприводная версия грузовика с тремя двигателями сможет преодолевать до 500 миль (804 км).

6 марта 2020 года: реакция Маска на пандемию COVID-19

11 мая 2020 года: Tesla возобновила производство на фабрике во Фримонте вопреки местным правилам

Маск сообщил в твиттере, что компания возобновит производство, несмотря на режим изоляции, действующий в округе Аламеда. Сотрудникам завода Tesla в Фримонте разрешили оставаться дома, но, судя по просочившимся электронным письмам от 13 мая, в этом случае они могли потерять право на пособие по безработице.

18 мая 2020 года: завод во Фримонте возобновил работу

После публичного конфликта с округом Аламеда завод полностью возобновил производство с 18 мая.

16 июня 2020 года: Tesla Model S показала рекорд по проезжаемому расстоянию

Tesla Model S Long Range Plus вошла в рейтинг EPA (United States Environmental Protection Agency — Агентство по охране окружающей среды США) и стала первым электромобилем, способным преодолевать расстояние в 402 мили (647 км). Этого показателя удалось достичь за счет сокращения веса машины и максимизации рекуперативного торможения.

Читайте также: