Схема переключения передач маз 5 ступка рисунок

Обновлено: 02.07.2024

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.


Наша фирма предлагает широкий ассортимент запчастей МЗКТ, МАЗ, ЗИЛ, ЯМЗ .

Для заказа необходимых Вам автозапчастей воспользуйтесь формой заказа на нашем сайте или отправьте нам запрос в простой форме на электронную почту, для отправки факса телефон . Ваш заказ мы можем доставить в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья, в регионы России доставка осуществляется транспортными компаниями Автотрейдинг,Первая Экспедиционная компания, Деловые Линии, Желдорэкспедицция . Доставка до транспортной компании бесплатна, перевозку груза можно оплатить за наличный или по безналичному расчету по тарифам транспортных компаний .

В разных модификациях эта коробка используется на автомобилях с двигателями ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д и ЯМЗ-7511 со сцеплениями 161 и 184 моделей соответственно. А теперь собственно о коробке.

Устройство КПП-202

Как уже сказано – 9-ступенчатая, но этих девять передач получаются благодаря совмещению узлов:

– классической 5-ступенчатой КП;

Управление КП механическое, демультипликатора – пневматическое. Синхронизаторы присутствуют на всех передачах, кроме… правильно, первой и задней. Кстати, именно конструкцией синхронизаторов, а также габаритами шестерен модификации данной коробки переключения передач отличаются друг от друга.

Пневматическая система

1 Обратный клапан Обратный клапан 2 Ресивер Ресивер 3 Воздухоочиститель с маслоотделителем Воздухоочиститель с маслоотделителем 3 Воздухоочиститель с маслоотделителем Воздухоочиститель с маслоотделителем 4 Электромагнит 151.3747 Электромагнит 151.3747 4 Электромагнит 151.3747 Электромагнит 151.3747 5 Клапан блокировки включения демультиплик Клапан блокировки включения демультипликатора 6 Редукционный клапан Редукционный клапан 7 Блокировочное устройство 1-й передачи и Блокировочное устройство 1-й передачи и заднего хода 8 Контрольная лампа заднего хода Контрольная лампа заднего хода 9 Реле блокировки 6312.3747 (устанавливает Реле блокировки 6312.3747 (устанавливается в кабине автомашины) 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 11 Подвод воздуха для включения высшего диа Подвод воздуха для включения высшего диапазона 12 Подвод воздуха для включения низшего диа Подвод воздуха для включения низшего диапазона 13 Цилиндр переключения демультипликатора Цилиндр переключения демультипликатора 14 Воздухораспределитель Воздухораспределитель 15 Впускной клапан воздухораспределителя Впускной клапан воздухораспределителя 16 Контрольная лампа демультипликатора Контрольная лампа демультипликатора 17 Датчик скорости АСБП 1101.3843 Датчик скорости АСБП 1101.3843

Картерные детали коробки передач

Валы и шестерни основной КП

Передаточные числа

Модель КПППередаточные числа
123456789З/ход
ЯМЗ-239 (базовая модель)12,246,884,863,502,741,971,391,00,7810,04
ЯМЗ-239-03
ЯМЗ-239-20
ЯМЗ-239-22
ЯМЗ-239-24
ЯМЗ-2391 (базовая модель)12,246,884,863,502,461,971,391,000,70310,04
ЯМЗ-2391-10
ЯМЗ-2391-20
ЯМЗ-2391-22
ЯМЗ-2391-23
ЯМЗ-2392-1012,246,884,863,502,741,971,391,000,7810,04
ЯМЗ-2393-03
ЯМЗ-2393-10
ЯМЗ-2393-20
ЯМЗ-2394
ЯМЗ-1809* (новое поколение)12,246,884,863,502,741,971,391,000,7810,04
ЯМЗ-1809-30* (новое поколение)
ЯМЗ-1809-50* (новое поколение)
ЯМЗ-1909* (новое поколение)12,246,884,863,502,461,971,391,000,70310,04
ЯМЗ-1909-30* (новое поколение)
ЯМЗ-1909-50* (новое поколение)

* Для двигателей с картером маховика по SAE N1

Устройство и схема переключения

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.


8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.


После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.


Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.



Составляющие части КПП МАЗ

КПП транспортного средства (МАЗ) включает несколько шестеренок, которые соединены с рычагом управления передачами. Каждая из имеющихся шестеренок выполняет свою функцию, вращается с определенной скоростью, обеспечивая эффективное управление машиной.

Производитель расположил коробку в автомобиле МАЗ между коленчатым и карданным валом. Коленчатый вал представляет собой комплектующую деталь, характеризующуюся сложной формой исполнения. К производству данного элемента предъявлялись высокие требования. Карданный вал является не менее надежным рабочим механизмом, функция которого заключается в передаче момента силы между валами.

Привод коробки передач

Помимо валов, ступенчатая коробка передач на МАЗе включает картер, ступку, синхронизаторы. Регулировка скоростей на машине осуществляется путем смены передач. Взаимодействуя между собой шестеренки способны как увеличивать, так и уменьшать скорость МАЗа. Эффективно срабатывает рычаг с делителем передач.

Воздухораспределитель КПП МАЗ предназначен для переключения воздушных потоков. Устройство размещено в верхней крышке картера.

Раздаточная коробка МАЗ представляет собой сложный механизм, который обеспечивает блокировку колес, влияет на изменение передач.

Учитывая это, раздаточная коробка МАЗ устанавливается на большегрузные машины, которые отлично подходят для эксплуатации по грунтовой дороге, плохо обустроенным трассам.

КПП МАЗ с демультипликатором включает приводную шестерню промежуточного вала, который оснащен демпфером. Демпфер способствует уменьшению колебаний. Подушка МАЗ способствует подавлению шумов со стороны КПП во время езды.

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.


Замена масла необходима, когда проводится ТО или плохо включаются передачи.

При частичной разборке выполняют следующие операции

— Вывертывают маслосливные пробки, болты крепления крышки заборника 20 (рис. 1) масляного насоса снимают с коробки передач в сборе с магнитом, вынимают с заборника и прокладку крышки заборника.

— Отвертывают гайки механизма дистанционного переключения передач к верхней крыше, снимают со шпилек пружинные шайбы, механизм и прокладку механизма дистанционного переключения передач.


— Вывертывают болты крепления верхней крышки 13 к картеру 18 коробки передач, снимают с картера верхнюю крышку в сборе со штоком и вилками и прокладку крышки.

— Вывертывают болты и снимают крышки люков отбора мощности их прокладки.

— Отвертывают гайку крепления фланца 16, предварительно удалив шплинт, снимают тарельчатую шайбу и съемником (рис. 2) снимают фланец 16 (см. рис. 1) крепления карданного вала к ведомому валу коробки передач.

Вывертывают болты крышки 15 заднего подшипника ведомого вала, снимают крышку с сальником и приводом спидометра.

— Снимают пружину муфты 1 включения сцепления, отвертываем гайку крепления шланга для смазки подшипника к картеру 4 сцепления, вывертывают шланг в сборе из муфты выключения сцепления и снимают муфту 1 в сборе с подшипником с крышки 3 заднего подшипника ведущего вала.

— Вывертывают стяжной болт вилки выключения сцепления, снимают с него пружинную шайбу и, продвигая вал вилки выключения сцепления шлицевым концом вперед, снимают вилку. Затем выбивают шпонку из паза вала и вынимают вал из отверстия картера 4 сцепления.


Наша фирма предлагает широкий ассортимент запчастей МЗКТ, МАЗ, ЗИЛ, ЯМЗ .

Для заказа необходимых Вам автозапчастей воспользуйтесь формой заказа на нашем сайте или отправьте нам запрос в простой форме на электронную почту, для отправки факса телефон . Ваш заказ мы можем доставить в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья, в регионы России доставка осуществляется транспортными компаниями Автотрейдинг,Первая Экспедиционная компания, Деловые Линии, Желдорэкспедицция . Доставка до транспортной компании бесплатна, перевозку груза можно оплатить за наличный или по безналичному расчету по тарифам транспортных компаний .

В разных модификациях эта коробка используется на автомобилях с двигателями ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д и ЯМЗ-7511 со сцеплениями 161 и 184 моделей соответственно. А теперь собственно о коробке.

Устройство КПП-202

Как уже сказано – 9-ступенчатая, но этих девять передач получаются благодаря совмещению узлов:

– классической 5-ступенчатой КП;

Управление КП механическое, демультипликатора – пневматическое. Синхронизаторы присутствуют на всех передачах, кроме… правильно, первой и задней. Кстати, именно конструкцией синхронизаторов, а также габаритами шестерен модификации данной коробки переключения передач отличаются друг от друга.

Пневматическая система

1 Обратный клапан Обратный клапан 2 Ресивер Ресивер 3 Воздухоочиститель с маслоотделителем Воздухоочиститель с маслоотделителем 3 Воздухоочиститель с маслоотделителем Воздухоочиститель с маслоотделителем 4 Электромагнит 151.3747 Электромагнит 151.3747 4 Электромагнит 151.3747 Электромагнит 151.3747 5 Клапан блокировки включения демультиплик Клапан блокировки включения демультипликатора 6 Редукционный клапан Редукционный клапан 7 Блокировочное устройство 1-й передачи и Блокировочное устройство 1-й передачи и заднего хода 8 Контрольная лампа заднего хода Контрольная лампа заднего хода 9 Реле блокировки 6312.3747 (устанавливает Реле блокировки 6312.3747 (устанавливается в кабине автомашины) 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 10 В атмосферу В атмосферу 11 Подвод воздуха для включения высшего диа Подвод воздуха для включения высшего диапазона 12 Подвод воздуха для включения низшего диа Подвод воздуха для включения низшего диапазона 13 Цилиндр переключения демультипликатора Цилиндр переключения демультипликатора 14 Воздухораспределитель Воздухораспределитель 15 Впускной клапан воздухораспределителя Впускной клапан воздухораспределителя 16 Контрольная лампа демультипликатора Контрольная лампа демультипликатора 17 Датчик скорости АСБП 1101.3843 Датчик скорости АСБП 1101.3843

Картерные детали коробки передач

Валы и шестерни основной КП



Устройство и схема переключения

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.


8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.


После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.


Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.

КАК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ

Стандартный вариант-схема управления для примера, присутствует на 500-ых МАЗах, Для тех, кто способен забывать в какой очередности все происходит, на рукоятках главного рабочего орудия изменения скорости-передачи нанесен рисунок. Выглядит он так:

Чтобы устранить подобную неприятность нужно отметить положение тяги к ее наконечнику, отпустить стяжные болты и провернуть наконечник по часовой стрелке примерно на 4-5 градусов (около 1 мм между метками). Затем болты затягиваются и проверяются функционал. Если проблема присутствует дальше, то повторяем операцию, то есть, смещаем наконечник еще немного.

2. При работающих остальных не срабатывают 4-я и 5-я.

Делаем все то же, что и в предыдущем случае, но на этот раз наконечник нужно поворачивать против часовой стрелки.

3. Сама система работает нормально, но переключение затрудняется неправильным положением рычага (например, рычаг упирается в панель).

Кстати, после частичной разборки привода его регулировка проводится по такому же принципу.

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.


Замена масла необходима, когда проводится ТО или плохо включаются передачи.

Ремонт КПП ЯМЗ-238А МАЗ

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием. Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия. После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место. При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5 — 3 л индустриального масла И-12А или И—20А по ГОСТ 20799—75. При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 — 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки. Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.

В процессе эксплуатации привода коробки передач возможны регулировки:

— положения рычага 3 (см. рис. 1) переключения передач в продольном направлении;

— положения рычага переключения передач в поперечном направлении;

— блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.

Для регулировки угла наклона рычага З в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно 85 ° (см. рис. 1) при нейтральном положении в коробке передач.

Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения 6 — 2 и 5 — 1 передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно производить следующим образом:

— расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;

— очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;

— расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;

— удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;

При регулировке привода следует соблюдать следующие требования:

— регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;

— не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;

— во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;

— нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля). Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 — 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.

Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.

Как снять и поставить коробку

Разборка коробки передач МАЗ:

  1. Установить грузовик на специальную платформу.
  2. Демонтировать аккумуляторы.
  3. Убрать фильтрующие элементы воздушного типа.
  4. Отсоединить брызговики, которые расположены в моторном отсеке.
  5. Убрать поперечину переднего подвесного механизма.
  6. Слить масло из КПП.
  7. Отсоединить датчики скорости, выключатель реверса.
  8. Демонтировать держатель жгута силового агрегата.
  9. Ослабить крепежные болты.
  10. Убрать с корпуса картера сцепного устройства электрический стартер, не отсоединяя его от провода.
  11. Открутить от кронштейна КПП передний и задний опорный механизм.
  12. Отсоединить левую опору и вывести первичный вал из зацепления.
  13. Снять коробку передач.

Для того чтобы поставить камазовскую коробку на место, необходимо повторить все действия в обратном порядке.

Варианты КПП для большегрузных авто

9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.

5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.

5 ступенчатая КПП

16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.

Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.

Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Читайте также: