Схема подключения стартера зил 130

Обновлено: 04.07.2024

Запуск двигателя автомобиля Зил-130 осуществляется дистанционно с помощью стартера СТ230К4-370800, который расположен с левой стороны двигателя. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, с электромагнитным реле и механизмом привода (рисунок 1). На корпусе стартера (поз. 24) смонтировано электромагнитное тяговое реле (поз. 25), которое предназначено для замыкания контактов электроцепи стартера и для принудительного ввода шестерни (поз. 20) привода в зацепление с маховиком двигателя. Привод перемещается по ленточной резьбе, нарезанной на валу якоря (поз. 14). Данное зацепление разобщается под действием возвратной пружины, которая установлена на реле.

При пуске двигателя реле приходит в действие, и происходит возбуждение его обеих обмоток. Плунжер втягивается электромагнитом и происходит ввод в зацепление узла привода и маховика двигателя с помощью рычага (поз. 28).

Для увеличения срока эксплуатации стартера ЗиЛ-130 требуется соблюдать следующие условия: 1) не держать стартер включенным более 10 секунд, поскольку это может привести к перегреву стартера; 2) разборку стартера производить только в мастерских, которые располагают необходимым для этого оборудованием; 3) не включать стартер СТ230К4 во время работы двигателя; 4) не трогать автомобиль с места, прокручивая трансмиссию стартером через двигатель; 5) немедленно отключать стартер после запуска двигателя из-за условий эксплуатации механизма свободного хода привода, рассчитанных на его непродолжительную работу.

Стартер ЗиЛ-130 СТ230K4 (аналог СТ130А3)

Рис.1 — Стартер СТ230К4 автомобиля ЗиЛ-130

1 – стартер в сборе; 2 – щиток стартера; 3 – реле включения стартера; 4 – выключатель зажигания; 5 – шпилька стяжная; 6 – крышка со стороны коллектора; 7 – шайба; 8 – пружина щетки; 9 – траверса в сборе; 10 – щеткодержатель; 11, 12 – катушка полюсов в сборе; 13 – коллектор; 14 – якорь; 15 – подшипник; 16 – шайба; 17 – чашка; 18, 19 – пружины; 20 – направляющая втулка с шестерней; 21 – втулка отводки; 22 – диск контактный; 23 – винт полюса; 24 – корпус стартера в сборе; 25 – реле стартера в сборе; 26 – защитный кожух; 27 – прокладка; 28 – рычаг в сборе; 29 – крышка со стороны привода; 30 – вкладыш; 31 – фильц; 32 – заглушка; 33 – контактные болты; 34 – прокладка изоляционная; 35 – контакт гибкий.


У меня вопросы по этим реле появились когда понадобилось сменить стартер.

Реле стартерное РС-502 простейшее реле, у него всего 4 контакта.

Два из них управляющие или еще можно сказать питающие. Т.е. когда на них появляется напряжение, само реле срабатывает. Эти контакты внутри корпуса присоединены к катушке. Если посмотреть омметром, то между ними будет некоторое сопротивление. Снаружи к ним присоединяются провода, обычно тонкие. Один из этих проводов сразу же прикручен к корпусу, второй идет до самого ключа зажигания.

Еще два контакта — силовые. Внутри корпуса они заканчиваются и могут замыкаться. В принципе вся работа реле и заключается чтобы их замкнуть, когда это нужно. Снаружи на эти контакты подходят толстые провода, причем может быть и так, что провод не заканчивается на реле а идет и дальше. Это плюсовой провод, он начинается на стартере, присоединен к очень толстому проводу от аккумулятора, он питает кроме стартерного реле еще и другие устройства. Другой толстый провод от стартерного реле идет обратно на стартер на одну из обмоток втягивающего реле. Хотя обмотка втягивающего реле может быть и одна, это от типа стартера зависит.

Все, больше ничего там нет.


Так выглядит само РС-502.
Зеленый и белый провода рядом, справа на фото — управляющие, толстый серый и толстый заизолированный — силовые провода. Зеленый идет на массу, белый идет на ключ зажигания, толстый серый идет на рабочую обмотку втягивающего реле, толстый заизолированный — это плюсовой провод приходящий от стартера и идущий далее на добавочное сопротивление.


На схеме прямоугольники рядом с буквой К — управляющие контакты, прямоугольник с буквой Б — контакт к оторому подходит плюсовой провод от стартера и батареи(толстый заизолированный), прямоугольник с буквой С — толстый серый провод отходящий на втягивающее реле.

Реле РС-507Б.
Более сложное реле, у него 5 лапок для присоединения проводов.

//здесь была неверная информация по работе реле. точная находится ниже, в комментариях//


Любой из контактов К — масса, второй контакт К — провод ведущий к ключу, КЗ — провод ведущий к добавочному сопротивлению, Б — провод идущий к плюсовому контакту стартера, С — провод ведет к обмотке втягивающего реле стартера.



Данный каталог охватывает запасные части автомобилей. Генератор переменного тока можно контролировать на холостом ходу двигателя, подключая поочередно к зажимам каждых двух фаз генератора! Контрольно-регулировочные работы по двигателю [] Основные. По таблице предохранителей находим, что нить ближнего света этой фары защищена предохранителем Пр При выборе защиты цепей была учтена нецелесообразность введения предохранителей в цепи зажигания, питания и пуска двигателя, поскольку этим снижается надежность систем. Учимся читать электросхему автомобиля. Часть 1. Автоэлектрика.



Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора. Для определения замыкания провода на корпус автомобиля необходимо отсоединить концы проверяемого провода от выводов и присоединить один его конец последовательно с лампой или вольтметром к плюсовому выводу аккумуляторной батареи.



Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный пурпурный. Оборванные провода нужно заменить целыми.



Общее устройство грузовика Возможные неполадки проводки Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.



Полная схема электрооборудования автомобиля дается в каждой инструкции руководстве по эксплуатации данного автомобиля.



Также приведены электрические схемы автомобилей различной комплектации и Если стрелка амперметра стоит на нуле или показывает зарядку, то генератор исправен; 2 пустить двигатель; включить все лампы сети; отъединить провода В, Ш и Я реле-регулятора от зажимов; наконечники этих проводов Соединить вместе.



РС 502 подключаем к стартеру

Предохранители

В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:

  • биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
  • предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
  • блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).

Более подробно смотрите на схема.

Особенности электрооборудования

На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:

  1. Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
  2. Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
  3. Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
  4. Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
  5. В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.



Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей

Особенности проводки кабины



Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет

В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:

  1. мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
  2. дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.

Панель приборов

Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:

  1. замка зажигания;
  2. выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).



В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331

Электросхема ЗИЛ 130


Описание

1, 10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — фара; 3 — передний фонарь; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча зажигания с помехоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — стартер; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — высоковольтные провода; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные фонари автопоезда; 19 — плавкий предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — реле — прерыватель указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — сигнализатор дальнего света фар; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — резистор электродвигателя отопителя; 31 — переключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 33 — выключатель плафона; 34 — центральный переключатель света; 35 — плафон; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — комбинация приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — розетка переносной лампы; 43 — ножной переключатель света фар; 44 — транзисторный коммутатор; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель сигнала торможения; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — штепсельная розетка прицепа.





Торговые марки

В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света.


Схема электрооборудования зил цветная. Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора.



Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд. Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.


Руководство по ремонту и эксплуатации, каталог деталей, цветные. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. По схеме монтажного блока рис.



Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно. Оборванные провода нужно заменить целыми.



При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора. Оборванный провод надо заменить.

При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4—12 и ШЗ—5 Ш10—5. Схемы электрооборудования электросхемы.

При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Там же находим, что через вывод Ш2—3 и далее Ш9—14 ток подается к лампам в задних фонарях. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель за исключением приборов системы электропуска может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее. Быстрая проверка генератора вне автомобиля

Электросхема ЗИЛ 131


Обозначение

Будем рады если Вы поделитесь своим опытом ремонта ЗиЛ (замены предохранителей и реле) в комментариях.

Политика модификаций

Имея столь серьезную поддержку и признание, автозавод с 1967 года получил заказы на модификацию ЗИЛ 130. Особо следует выделить 2 направления:

  1. Выпуск моделей, способных нести службу в Заполярье (при температуре ниже -45С). Эти автомобили производились для осваивания месторождений в Сибири и на Дальнем востоке;
  2. Выпуск моделей, предназначенных для работы в тропиках (при 100% влажности). Их производили для зарубежных стран, которым помогало советское правительство.



Фото плаката 60-х: ЗИЛ-130 в тропическом исполнении

Модификация ЗИЛ 130С

В 70-е годы в Сибири были открыты многие месторождения полезных ископаемых. Цена добычи была низкой, и для их разработки требовались грузовые автомобили, способные работать в суровых климатических условиях.



Для Севера инструкция ЗИЛа предусматривала оранжевый цвет – для большей заметности во время снегопадов

О том, с какими трудностями сталкивались автомобили в условиях Крайнего Севера, вы можете судить по видео, представленному в нашей статье. Это черно-белая копия, воссозданная из архивных материалов Завода имени Лихачева, наглядно демонстрирует возможности грузового автомобиля ЗИЛ 130 С.

Тематическое видео смотрите в конце статьи.

Среди комплектации ЗИЛ 130С (Сибирь) следует отметить особенности электрооборудования:

  1. Предпусковой обогреватель с автономным источником питания;
  2. Кабина с двойным остеклением и дополнительным автономным отопителем, оснащенным электрическим вентилятором повышенной мощности;
  3. Противотуманные фары и прожектор-искатель с управлением из кабины;
  4. Два независимых бензобака с указателем уровня топлива на приборной панели;
  5. Указатель температуры электролита аккумуляторной батареи.



Предпусковой обогреватель обеспечивал запуск двигателя при отрицательных температурах

Специальные версии

Также грузовые модификации различались по заказчикам:

  1. Для министерства обороны (МО);
  2. Для аварийно-спасательных служб (в основном пожарных);
  3. Для гражданских предприятий.

В частности, для армейских нужд автозавод приступил к выпуску автомобиля ЗИЛ-130Е, на который:

  1. устанавливалась экранированная электропроводка ЗИЛ 130;
  2. генератор переменного тока Г-51 (450 Вт мощности и силой тока 40А);
  3. реле-регулятор напряжения РР-51;
  4. прерыватель-распределитель зажигания Р-102;
  5. высоковольтная катушка зажигания Б-102Б;
  6. электрический стартер СТ-2;
  7. свечи зажигания СН-307.



Памятник на территории Управления МЧС в Белгороде, установленный своими руками

Как определить неисправность?

Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:

  1. Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
  2. Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
  3. Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
  4. Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.



Общее устройство грузовика

Как работает схема поворотов ЗИЛа?

Многоцелевая грузовая машина ЗИЛ 130 ММЗ с надежной схемой на протяжении многих лет использовалась в армии, а после нескольких этапов модернизации ее активно начали эксплуатировать в разных отраслях сельского хозяйства. Каждая техника состоит из рабочих узлов, неисправность которых может привести к аварийной ситуации или поломке транспортного средства в целом. Среди таких стоит отметить рулевой механизм, который состоит из механической и электронной части и отвечает за повороты и езду по определенной оси.

Исторический экскурс

Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:

  1. На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331;
  2. В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.

За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:


Конструкторы пытались максимально унифицировать детали нового грузовика

Как работает схема поворотов ЗИЛа?

Многоцелевая грузовая машина ЗИЛ 130 ММЗ с надежной схемой на протяжении многих лет использовалась в армии, а после нескольких этапов модернизации ее активно начали эксплуатировать в разных отраслях сельского хозяйства. Каждая техника состоит из рабочих узлов, неисправность которых может привести к аварийной ситуации или поломке транспортного средства в целом. Среди таких стоит отметить рулевой механизм, который состоит из механической и электронной части и отвечает за повороты и езду по определенной оси.


В любом автомобиле предусматривается система запуска двигателя. она служит для вращения двигателя со скоростью, при которой возможен его запуск. Система включает в себя несколько составных элементов, среди которых неотъемлемым является стартер. ЗИЛ-130 тоже им оснащается. Что же, уделим данному элементу детальное внимание.

Назначение и устройство

Итак, для чего служит этот механизм? Стартер нужен для создания необходимого крутящего момента коленчатого вала при запуске двигателя. Питается механизм от аккумуляторной батареи автомобиля. В конструкцию стартера ЗИЛ-130 входят:

  • Корпус.
  • Подвижный и неподвижный контакт реле.
  • Якорь.
  • Катушка реле.
  • Шестерня привода.
  • Защитный кожух.
  • Регулировочный винт хода шестерни.
  • Рычаг.
  • Упорное кольцо.
  • Муфта привода и свободного хода.
  • Вал.
  • Защитная лента.
  • Крышка стартера.
  • Коллектор.
  • Обмотка возбуждения.

ремонт стартера зил

Ниже рассмотрим, как действует данный механизм.

Принцип работы

Рабочий процесс стартера ЗИЛ-130 можно разделить на несколько этапов:

  1. Соединение шестерни привода с маховиком.
  2. Запуск стартера.
  3. Отсоединение шестерни от венца маховика.

Сам рабочий цикл механизма является кратковременным. Данный механизм не участвует при последующей работе мотора, а способствует лишь его запуску. Если рассматривать принцип работы стартера ЗИЛ-130 более подробно, это будет выглядеть следующим образом:

Особенности механизма

Какой тип стартера устанавливается на ЗИЛ-130? На советские грузовики всегда устанавливались механизмы редукторного типа. Не исключением стал и автомобиль ЗИЛ-130. Редукторный стартер включает в себя планетарный редуктор, который состоит из нескольких шестерне.

стартера зил 130 фото

Все они помещаются в корпусе механизма. благодаря планетарному редуктору увеличивается усилие крутящего момента, необходимое для того, чтобы провернуть вал. Чем примечателен такой тип стартеров? Редукторный механизм имеет больший коэффициент производительности. Также он меньше потребляет тока при холодном запуске мотора. Редукторный стартер, устанавливаемый на ЗИЛ-130, имеет компактные габаритные размеры. При этом он сохраняет все эксплуатационные характеристики в случае падения пускового тока аккумуляторной батареи.

Технические характеристики

Схема подключения

Подключение стартера ЗИЛ-130 производится достаточно просто. Так, механизм имеет четыре вывода.

стартера зил фото

Первый – это подключение реле стартера ЗИЛ-130. Второй вывод идет на втягивающую катушку. Третий – это клемма дополнительного сопротивления. При использовании дополнительного реле, данный вывод не подключается. Четвертый – это подача плюсового напряжения от аккумулятора.

Техническое обслуживание стартера

Для стабильной и продолжительной работы данного механизма нужно регулярно выполнять его техническое обслуживание. Осмотр состояния должен производиться через каждые 16 тысяч километров (при выполнении ТО-2):

  • Проверяется плотность присоединения проводов к выводам АКБ и стартера.
  • Подтягиваются болты крепления механизма к двигателю.

ремонт зил 130

При каждом четвертом ТО-2 выполняются следующие операции:

  • Демонтируется стартер и продувается сухим сжатым воздухом от содержащейся пыли. В случае сильного загрязнения, механизм разбирается детально для чистки.
  • Осматривается коллектор. Его рабочая поверхность не должна быть подгорелой и иметь механических повреждений. В случае наличия подгара, элемент протирается тряпкой, предварительно смоченной в бензине. Также коллектор очищается от пыли (если таковая там имеется). В случае если коллектор подгорел серьезно, следы можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой. Чистота обработки составляет 1,25. Минимальный диаметр механизма после обработки – 38 миллиметров.
  • Проверяются щетки стартера. Они должны свободно двигаться в щеткодержателях, без каких-либо заеданий. Также заменяется высота щеток. Замер выполняется от рабочей поверхности до места соприкосновения пружин. В случае если высота составляет менее семи миллиметров, выполняется ремонт стартера ЗИЛ-130. В данном случае это замена щеток на новые. При необходимости подтягиваются винты, что крепят наконечники щеток к щеткодержателям.
  • Производится проверка состояния контактов реле. Контактная коробка не должна содержать пыли. В противном случае она подвергается чистке. Если контакты подгорели, их аккуратно зачищают при помощи напильника, а затем мелкозернистой наждачной бумаги. В случае износа контактных болтов на участке, где они соприкасаются с диском, элементы прокручиваются ключом на 180 градусов.
  • Проверяется характер перемещения привода по валу якоря. Если элемент двигается трудно, его следует очистить от грязи. Это делается при помощи той же тряпки, что была смочена в бензине. Затем привод слегка смазывается машинным маслом.
  • Измеряется зазор между упорным кольцом и шестерней. Он должен быть в пределах от одного до двух с половиной миллиметров при условии полностью вытянутого якоря реле.

стартера зил 130

Как регулируется зазор между упорным кольцом и шестерней?

В случае если зазор не соответствует норме, необходимо выполнить следующие операции:

  • Извлечь перемычку, что соединяет болт на корпусе стартера с реле.
  • Открутить четыре винта и извлечь реле с крышки со стороны привода. Также извлекается якорь и сам регулировочный винт. Последний в случае высокого зазора вкручивается на один или несколько оборотов. При малом зазоре - наоборот, выкручивается. Один оборот данного винта перемещает шестерню относительно оси якоря на 1,7 миллиметра.
  • Далее устанавливается на место реле. Для этого нужно сдвинуть рычаг в сторону корпуса. В рычаг должна свободного войти ось серьги винта. Реле устанавливается на место и закручиваются все четыре болта.
  • Ставится на место перемычка. Ее следует затянуть.
  • Проверяется зазор и при необходимости снова корректируется.

ремонт стартера зил 130

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет стартер на ЗИЛ-130, как он работает и обслуживается. Данный механизм достаточно надежный. В случае проведения регулярного ТО, стартер не будет требовать серьезного ремонта.

Читайте также: