Схема смазки автомобиля маз

Обновлено: 31.05.2024

распределительного вала, втулки коромысел, в гулки толкателей, наконечники штанг толкателем, подшипники масляного насоса и его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.

Рис. 14. Схема системы смазки

Масляный насос двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ

(рис. 15). Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 14), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 14), перепускающим масло в поддон при давлении

на выходе из насоса более 7—8 кгс/см2.

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 5, отрегулированный на давление 0,8—1,2 кгс/см°. Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2—5,4 кгс/см2.

Рис. 15. Масляный насос

содержание .. 10

Устройство и работа смазочной системы двигателя ЯМЗ-238

Состоит из двухсекционного смазочного насоса (рисунок 6.6) 3 и 4, фильтра 12 грубой (предварительной) очистки масла, фильтра 5 тонкой очистки масла (центробежного), масляного радиатора 8, манометра 11 с датчиком. В системе установлены перепускной 6, редукционный 7, предохранительный 9 и дифференциальный 10 клапаны.

Давление масла в системе контролируется с помощью манометра 11, на режиме номинальной мощности оно должно находиться в пределах 4-7 кгс/см2, а при минимальной частоте вращения коленчатого вала – не менее 1 кгс/см2. Масло заливается в смазочную ёмкость 1 блока цилиндров через горловину на крышке головки цилиндров; его уровень контролируется измерительным щупом, установленным с левой стороны двигателя.


1 – смазочная ёмкость; 2 – маслоприемник; 3 – нагнетающая секция смазочного насоса; 4 – радиаторная секция смазочного насоса; 5 – фильтр тонкой очистки масла (центробежный); 6 – перепускной клапан; 7 – редукционный клапан нагнетающей секции смазочного насоса; 8 – масляный радиатор; 9 – предохранительный клапан радиаторной секции смазочного насоса; 10 – дифференциальный клапан; 11 – манометр; 12 – фильтр грубой очистки масла; 13 – главная масляная магистраль

Рисунок 6.6 — Смазочная система двигателя ЯМЗ-238

Он установлен на крышке переднего коренного подшипника коленчатого вала. Привод насоса осуществляется от шестерни коленчатого вала. Насос состоит из двух секций – основной (нагнетающей) и радиаторной. В корпусе основной секции насоса имеется редукционный клапан 2. Он предназначен для поддержания определенного давления масла, поступающего в двигатель. Если давление масла на выходе из насоса превышает 7-8 кгс/см2, клапан открывается и часть масла перепускается из полости нагнетания в смазочную ёмкость. Давление открытия клапана регулируется шайбами, которые устанавливаются между колпачком клапана и пружиной.

В смазочной системе рядом со смазочным насосом установлен дифференциальный клапан 10 (рисунок 6.6), предназначенный для стабилизации давления в магистрали и разгрузки ее в случае повышения давления в ней более 5,2-5,4 кгс/см2. При открытии клапана часть масла сливается в смазочную ёмкость двигателя. В смазочной системе двигателя установлены два фильтра: грубой и тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки масла односекционный, включен в смазочную систему последовательно, через него проходит все масло, поступающее в двигатель.


1 – корпус нагнетающей секции; 2 – редукционный клапан; 3 – ведомая шестерня привода; 4 – подшипник (втулка); 5 – промежуточная шестерня привода; 6 – ведущая шестерня нагнетающей секции; 7 – ведущий валик; 8 – ведущая шестерня радиаторной секции; 9 – корпус радиаторной секции; 10 – предохранительный клапан радиаторной секции; 11 – приставка

Рисунок 6.7 — Смазочный насос

Фильтр установлен в передней части двигателя с правой стороны. Основными частями фильтра являются: корпус 1 (рисунок 6.8), фильтрующий элемент 6, колпак 8 и стержень 7. Колпак через уплотнительную прокладку прижат к корпусу болтом 2, ввернутым в стержень 7. Пружина 3 предотвращает перемещение фильтрующего элемента. В корпусе 1 установлены перепускной клапан и сигнализатор 10 засоренности фильтрующего элемента. При работающем двигателе масло поступает в центральный стержень 7. Через вырезы в верхней части стержня масло направляется под колпак 8 и, пройдя фильтрующий элемент 6, попадает во внутреннюю полость фильтра. Из этой полости очищенное масло по каналу между нижней крышкой 9 и центральным стержнем 7 поступает в канал корпуса фильтра, а оттуда в центральный масляный канал блока цилиндров. Перепускной клапан открывается при перепаде (разности) давлений до и после фильтра 2-2,5 кгс/см2 и перепускает часть неочищенного масла в центральный масляный канал. В момент открытия перепускного клапана происходит замыкание контактов сигнализатора и в кабине водителя включается контрольная лампа. Это происходит при частичном или полном засорении фильтрующего элемента, а также при работе двигателя на холодном масле.

1 – корпус; 2 – болт крепления колпака; 3 – пружина; 4 – прокладки; 5 – верхняя крышка; 6 – фильтрующий элемент; 7 – стержень; 8 – колпак; 9 – нижняя крышка; 10 – перепускной клапан и сигнализатор засоренности

Рисунок 6.8 – Фильтр грубой очистки масла

Фильтр тонкой очистки масла (центробежный) включен в смазочную систему параллельно, через него проходит около 10 % масла. В течение 4-5 мин работы двигателя все масло в системе проходит через фильтр тонкой очистки и очищается от механических примесей. Фильтр установлен на левой стороне двигателя. Он состоит из корпуса 1 (рисунок 6.9), колпака 4 и ротора 11, свободно вращающегося на оси 13. Ротор 11 фильтра закрывается колпаком 10, который закреплен гайкой 6. Эти детали фильтра изготовлены из алюминиевого сплава. В корпусе ротора установлены две заборные трубки 3, предназначенные для подачи масла к соплам 2, которые ввернуты в отверстия приливов нижней части корпуса ротора. Выходные отверстия сопел обращены в разные стороны, поэтому вращение ротора происходит за счет реактивного момента, возникающего при истечении из сопел струй масла. Частота вращения ротора зависит от давления и температуры масла в смазочной системе и достигает 5000-7000 об/мин. При такой частоте вращения механические примеси, находящиеся в масле, отбрасываются центробежной силой к стенкам колпака ротора и оседают на них плотным слоем.

1 – корпус фильтра; 2 – сопло; 3 – заборная трубка; 4 – колпак; 5 – колпачковая гайка; 6 – гайка крепления колпака ротора; 7 – упорная шайба; 8 – гайка крепления ротора; 9 – сетка; 10 – колпак ротора; 11 – ротор; 12 – подшипник; 13 – ось ротора

Рисунок6.9 – Фильтр тонкой очистки масла (центробежный) двигателя ЯМЗ-238

Исправность фильтра оценивается по характерному звуку высокого тона, который слышен в течение 2-3 мин после остановки двигателя.

Радиатор 8 (рисунок 6.6) трубчатого типа, предназначен для принудительного охлаждения масла. Масляный радиатор установлен перед радиатором системы охлаждения. Масло в нем охлаждается воздушным потоком, создаваемым вентилятором системы охлаждения. Включать радиатор в работу рекомендуется при температуре окружающего воздуха 15°С и выше. Радиатор обязательно включается также при работе автомобиля в тяжелых дорожных словииях, с большой нагрузкой и малыми скоростями движения. Радиаторная секция насоса нагнетает масло в радиатор, в котором оно охлаждается и сливается в поддон двигателя. Через радиатор проходит до 20 % общего количества масла, подаваемого насосом. Включается и выключается радиатор краном, установленным с левой стороны блока цилиндров двигателя.

Вентиляция картера двигателя предназначена для удаления проникающих в картер газов и паров топлива. Вентиляция картера у двигателей ЯМЗ-238 осуществляется через сапун, который расположен в задней стенке левого ряда цилиндров. Через сапун внутренняя полость картера сообщается также с атмосферой, благодаря чему предотвращается повышение давления газов внутри картера.

Похожие статьи:

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-7511

На базе этого двигателя выпускался 6-цилиндровый ЯМЗ-7601.

Данное семейство в данный момент находится в производстве, но экологические стандарты все время ужесточаются, и сегодня дизель 7511 заменяют на более чистый ЯМЗ-658.

Отличия двигателей ЯМЗ 7511

1. ЯМЗ-7511 — версия на 400 л.с. Здесь стоит ТНВД 175-01 (на моделях от ЯМЗ-7511.10 до ЯМЗ-7511.10-20) и 175-40 (на моделях от ЯМЗ-7511.10-34 до ЯМЗ-7511.10-43). Применяли этот движок на МАЗ-5336, 5432, 5440, 6303, 6317, 6403, 6417, 6422, 6425; Урал-6563, КрАЗ-6140, 7140, ДЭТ-320, КО-816, МЗКТ-65272, 74181, 8021, комбайны RSM 1401 и Torum-740. 2. ЯМЗ-7512 — аналог на 360 л.с. и с ТНВД 175-11. Встречается двигатель на МоАЗ-7505, 4048 и на комбайне Полесье. 3. ЯМЗ-7513 — мотор на 420 л.с. с насосом 175-50. Ставился на МЗКТ-6527, 6922 и 7418. 4. ЯМЗ-7514 — аналог 7511 на 375 л.с. с другим генератором и с ТНВД 175-70. Предназначен для дизельных генераторов АД-200.

распределительного вала, втулки коромысел, в гулки толкателей, наконечники штанг толкателем, подшипники масляного насоса и его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.

Рис. 14. Схема системы смазки

Масляный насос двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ

(рис. 15). Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 14), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 14), перепускающим масло в поддон при давлении

на выходе из насоса более 7—8 кгс/см2.

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 5, отрегулированный на давление 0,8—1,2 кгс/см°. Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2—5,4 кгс/см2.

Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551. Главные конструктивные особенности системы смазки. Принцип действия системы смазки. Классы вязкости моторных масел. Масла для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющие экологическим нормативам Евро-2.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.12.2015
Размер файла 2,7 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551

3. Конструктивные особенности системы смазки

4. Принцип действия системы смазки

5. Эксплуатационные материалы

6. Теория автомобиля

7. Мероприятия по охране труда и технике безопасности

9. Список литературы и интернет-ресурсы

В автомобилях смазочной системой двигателя называется та, которая обеспечивает к трущимся деталям непрерывную подачу масла.

Система смазки служит для снижения трения и преждевременного износа деталей двигателя, а также для охлаждения и защиты от коррозии трущихся деталей и устранения с их поверхностей образовавшихся продуктов износа.

В автомобильных двигателях чаще применяется комбинированная система смазки различных типов.

Система смазки двигателя называется комбинированной, если осуществляет смазывание трущихся деталей двигателя под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос создает давление, а разбрызгивается масло коленчатым валом и другими быстровращающимися деталями двигателя.

В первую очередь под давлением смазываются наиболее подверженные трению (нагруженные) детали двигателя - это опорные подшипники распределительного вала, коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, а также подшипники вала привода масляного насоса.

В свою очередь разбрызгиванием смазываются внутренние стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, детали газораспределительного механизма (ГРМ), в зависимости от устройства двигателя его цепной или шестеренчатый привод и другие детали. В моторах со смазочной системой, не имеющей масляного радиатора, охлаждение масла, которое греется в процессе работы, почти полностью происходит в масляном поддоне.

Наличие в системе смазки масляного радиатора обеспечивает охлаждение масла не только в масляном поддоне, но и в масляном радиаторе, который активно включается в работу при продолжительном движении автомобиля на высоких скоростях и при эксплуатации автомобиля жаркую погоду.

В системе смазки двигателя, имеющей открытую вентиляцию картера, газы, которые состоят из горючей смеси, а также продуктов сгорания, удаляются в атмосферу.

С закрытой вентиляцией картера двигателя такие газы принудительно направляются в цилиндры мотора на догорание, тем самым предотвращая риск отравления организма человека, при попадании их в салон автомобиля или кабины грузового автомобиля и снижает выброс ядовитых веществ в атмосферу.

Для смазки автомобильных двигателей применяются специальные минеральные моторные масла, которые производят из нефти, а также синтетические. Разнообразие марок моторных масел весьма велико. Вязкость, маслянистость и чистота (что говорит об отсутствии механических примесей и кислот) являются их основными свойствами. Чистота масла, его текучесть, а также способность проникать в небольшие зазоры между трущимися деталями - характеризуется вязкостью. Маслянистость характеризует свойство моторного масла обволакивать трущиеся между собой детали масляной пленкой. С целью повышения качества моторных масел в них добавляют специальные присадки, способствующие повышению смазывающих свойств масел.

2. Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551

Самосвал МАЗ-5551 выпускается с 1988 г. на базе агрегатов и узлов МАЗ-53371. Кузов - цельнометаллический с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом, разгрузка - назад [9]. На МАЗ-5551 предусмотрен обогрев днища кузова отработавшими газами двигателя. Кабина - двухместная, откидывающаяся вперед. Модификация - МАЗ-555101 исполнение ХЛ для работы в холодном климате до минус 60 °С. Допускается эксплуатация МАЗ-5551 с прицепом-самосвалом полной массой 10000 кг. Технические характеристики см. в табл. 1.

Таблица 1 - Технические характеристики автомобиля МАЗ-5551

Снаряженная масса, кг

на переднюю ось, кг

на заднюю ось, кг

Полная масса, кг

на переднюю ось, кг

на заднюю ось, кг

Макс.скорость автомобиля, км/ч

время разгона автомобиля до 60 км/ч, с

Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем, %

Выбег автомобиля с 50 км/ч, м

Контрольный расход топлива автомобиля, л/100 км, при 60 км/ч, л

по внешнему колесу, м

Передаточное число ведущего моста (общее)

Объем кузова, м3

Время подъема груженого кузова при 1900 об/мин коленчатого вала двигателя, с

Время опускания порожнего кузова, с

Ширина автомобиля, мм

Высота автомобиля, мм

Шины: для МАЗ-5551 - 12,00 R-20 (320-R-508) мод. И-109Б, допускается установка шин 12,00-20 (320-508) модели ВИ-243.

Опрокидывающий механизм платформы гидравлический, с пневматическим дистанционным управлением. Гидроцилиндр - телескопический, трехступенчатый. Насос - шестеренный НШ-32У. Объем гидросистемы: 24 л, летом - масло индустриальное 20, зимой - масло индустриальное 12. Масса платформы (кузова) 1030 кг.

В систему смазки двигателя автомобиля МАЗ-5551 входят: масляный поддон картера, маслозаливная горловина, указатель уровня масла, масляный насос, масляная магистраль, редукционный, предохранительный, сливной и перепускной клапаны, фильтр предварительной очистки масла, фильтр тонкой очистки масла, масляный радиатор, система вентиляции картера, электрический указатель давления масла [8].

Система смазки смешанная с охлаждением масла в масляном радиаторе). Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Давление масла в прогретом двигателе в магистрали блока:

при номинальной частоте вращения - 400-700 кПа;

при минимальной частоте вращения, не менее 100 кПа.

Масляных фильтра два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки.

Масляный насос (рисунок 1) двухсекционный, шестеренчатого типа, служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя под давлением. Он установлен на крышке переднего коренного подшипника. Насос состоит из двух секций: основной, нагнетающей масло в масляную магистраль, и радиаторной, нагнетающей часть масла в масляный радиатор. Основная и радиаторные секции имеют по две шестерни с прямыми зубьями, размещенные в корпусах, разделенных проставкой. Секции соединены между собой четырьмя болтами. Шестерни 1 и 9 основной секции имеют широкие зубья, а шестерни 6 и 7 радиаторной секции - узкие. Ведущие шестерни 1 и 6 основной и радиаторной секций закреплены на ведущем валике 2, вращающемся в двух бронзовых втулках. Ведомая шестерня 9 основной секции напрессована на ось ведомых шестерен, вращающуюся на двух втулках. Ведомая шестерня 7 радиаторной секции свободно насажена на ось. Масло в обе секции поступает по трубе, на конце которой укреплен маслоприемник неподвижного типа. Маслоприемник имеет сетчатый фильтр из стальной проволоки. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню 5.

Рис. 1. Масляный насос: 1 - ведущая шестерня основной секции; 2 - ведущий валик основной и радиаторной секции; 3 - ведомая шестерня привода насоса; 4 - болт крепления промежуточной шестерни привода насоса; 5 - промежуточная шестерня привода насоса; 6 - ведущая шестерня радиаторной секции; 7 - ведомая шестерня радиаторной секции; 8 - предохранительный клапан; 9 - ведомая шестерня основной секции; 10 - редукционный клапан;

При вращении шестерен обеих секций их зубья захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса насоса к выходным отверстиям масляной магистрали и к радиатору. Производительность насоса 140 л в минуту.

Для обеспечения нормальной работы системы смазки в ней установлены редукционный, предохранительный, сливной и перепускной клапаны.

Редукционный клапан 10 (см. рисунок 1) укреплен на корпусе основной секции. Он служит для ограничения давления масла в системе. Редукционный клапан открывается и перепускает масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7,0-7,5 кгс/см2. Регулировка клапана осуществляется при помощи установки под пружину со стороны колпачка регулировочных шайб.

Масляный поддон картера служит для размещения в нем масла двигателя. Он изготовлен из листовой стали и прикреплен к нижней части блока цилиндров болтами через пробковую прокладку.

Масляный поддон разделен перегородкой на два отсека, которые сообщаются через отверстия в перегородке (рисунок 2). Перегородка служит для сохранения необходимого уровня масла для маслозаборника на спусках и подъемах. В каждом отсеке имеется пробка для слива отработавшего масла.

Рис. 2. Масляный поддон картера: 1 - картер масляный; 2 - прокладка пробки; 3 - пробка сливная; 4 - прокладка картера; 5 - прокладка; 6 - заглушка; 7 - шайба; 8, 9 - болт

Маслозаливная горловина служит для заливки масла в поддон картера. Она вварена в крышку головки блока цилиндров.

Указатель уровня масла служит для определения уровня масла в поддоне. Он установлен в передней части с левой стороны блока в трубке, приваренной к блоку. Метки на указателе В и Н указывают верхний и нижний пределы уровня масла в двигателе.

Сливной клапан предназначен для разгрузки системы в случае повышения давления в ней масла более 4,7-5 кгс/см2 (см. карту эскизов 1). Излишки масла при этом сливаются в поддон картера. Сливной клапан установлен на нижней плоскости блока и включен в канал подачи масла к коленчатому валу. Необходимое давление регулируется при помощи установки под пружину со стороны колпачка регулировочных шайб.

Фильтр предварительной очистки масла (рисунок 3) щелевого типа установлен в передней части двигателя с левой стороны и включен в систему смазки последовательно.

Рис. 3. Фильтр предварительной очистки масла: 1 - винт; 2 - гайка; 3 - шайба; 4 - шайба; 5 - шайба-изолятор; 6 - втулка уплотнительная; 7 - корпус пробки; 8 - контакт сигнализатора; 9 - болт; 10 - шайба; 11 - пробка; 12 - корпус фильтра; 13 - прокладка корпуса; 14 - штуцер корпуса; 15 - крышка замковая; 16 - элемент фильтрующий; 17 - колпак с пружиной; 18 - кольцо; 19 - прокладка; 20 - пружина; 21 - шайба; 22 - корпус сигнализатора; 23 - шток сигнализатора; 24 - пружина сигнализатора; 25 - пружина клапана

Фильтр состоит из корпуса, закрытого колпаком, и двух фильтрующих элементов - наружного и внутреннего. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. В нижней части корпуса фильтра имеется пробка для спуска отстоя масла.

Перепускной клапан 25 (см. рисунок 3) установлен в корпусе фильтра предварительной очистки масла. Он включен параллельно фильтру при разности давлений до и после фильтра в 2,0-2,5 кгс/см2 вследствие загрязненности фильтра, большой вязкости масла, а также при больших оборотах коленчатого вала, когда пропускная способность фильтра недостаточна, клапан открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

Фильтр тонкой очистки масла центробежного типа установлен на левой стороне двигателя, включен в систему параллельно основной масляной магистрали (рисунок 4).

Рисунок 4. Фильтр тонкой очистки масла центробежного типа:

1 - шайба; 2 - гайка; 3 - прокладка; 4 - колпак фильтра; 5 - шайба; 6 - гайка; 7 - ротор; 8 - гайка; 9 - шайба; 10 - колпак ротора; 11 - отражатель; 12 - корпус ротора; 13 - жиклер; 14 - кольцо уплотнительное; 15 - ось ротора; 16 - корпус фильтра; 17 - фильтр центробежный; 18 - прокладка; 19 - шайба; 20 - болт.

Фильтр состоит из корпуса 16, колпака 4, отлитых из алюминиевого сплава, и ротора 7, свободно установленного на оси, вращающейся в двух латунных втулках, и на упорном шарикоподшипнике. В корпус ротора 7 запрессованы две маслозаборные трубки для подачи масла к двум жиклерам 13. Жиклеры 13 ввернуты в отверстия приливов нижней части корпуса ротора. Выходные отверстия сопел обращены в разные стороны. Принцип работы фильтра тонкой очистки заключается в выделении из масла твердых частиц под действием центробежной силы при вращении ротора.

Масло по вертикальному каналу в блоке цилиндров и полую ось ротора через имеющиеся отверстия попадает в полость ротора (см. карту эскизов 4). Заполнив полость ротора и пройдя через сетку, масло под давлением поступает в маслозаборные трубки, из которых оно через жиклеры сильными струями выбрасывается наружу и стекает в нижнюю полость корпуса фильтра. Далее масло самотеком поступает в поддон картера, смазывая при этом распределительные шестерни. Вращение ротора осуществляется за счет реактивной силы фонтанирующих из сопел в противоположные стороны струй масла. Скорость вращения ротора 5000-7000 об/мин. Под действием центробежной силы, имеющиеся в масле, твердые частицы отбрасываются к стенкам корпуса фильтра, на котором оседают плотным слоем. Фильтр тонкой очистки перепускает 10 л масла в минуту. Таким образом, через несколько минут все масло двигателя проходит тонкую очистку.

Вентиляция картера служит для снижения давления в картере и удаления из него отработавших газов, прорывающихся из цилиндров (рисунок 5).

Рисунок 5. Вентиляция картера:

1 - крышка головки цилиндра; 2 - прокладка; 3 - крышка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - сапун с патрубком;7 - цепочка; 8 - сапун; 9 - кольцо уплотнительное; 10 - патрубок сапуна; 11 - экран сапуна; 12 - болт

Вентиляция картера осуществляется через сапун, расположенный в задней части левого ряда цилиндров и сообщающий картер двигателя с атмосферой.

Масляный радиатор (рисунок 6) воздушного охлаждения трубчатого типа, служит для охлаждения масла. Он расположен впереди радиатора системы охлаждения двигателя. Включается при температуре воздуха 15°С и выше с помощью краника, установленного на левой стороне блока цилиндров двигателя. Главным охлаждающим элементом радиатора является его сердцевина, состоящая из тонких латунных трубок и пластин.

Рисунок 6. Масляный радиатор:

1 - шланг отводящий; 2 - шланг подводящий; 3, 9, 10, 14 - кронштейны; 4, 19 - гайки; 5, 6, 17 - шайбы; 7, 16, 27 - болты; 8 - кронштейн верхний; 11 - радиатор; 12 - кронштейн нижний; 13, 18 - хомуты; 15, 20, 26 - кляммеры; 21 - шланг L = 1500 мм; 22, 24 - фланцы; 23 - кран; 25 - шланг L = 1300 мм; 28 - прокладка

4. Принцип действия

Система смазки двигателя - смешанная, масляный насос (см. карту эскизов 2) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через, последовательно включенный масляный радиатор [8]. В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан. Если разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 КПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Рис.7.Система смазки: 1 - масляный картер; 2 - маслозаборник; 3 - масляный насос; 4 - редукционный клапан;5 - жидкостно-масляный теплообменник; 6 - фильтр очистки масла; 7 - перепускной клапан; 8 - сигнальная лампа фильтра; 9 - фильтр центробежной очистки масла; 10 - распределительный вал; 11 - ось толкателей; 12 - коленчатый вал; 13 - предохранительный клапан; 14 - форсунка охлаждения поршней; 15 - дроссель; 16 - турбокомпрессор; 17 - сливной клапан теплообменника; 18 - включатель привода вентилятора; 19 - привод вентилятора; 20 - ТНВД

Далее через трубку и каналы в блоке часть масла через втулку (дроссель с калиброванным отверстием) поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер. На двигатели ЯМЗ-236Н, Б вместо дросселя установлен клапан прекращающий подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 300-350 кПа (3,0-3,5 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (см. карту эскизов 3). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200-250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора. В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).

Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги. Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе - к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.

Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

В корпусе насоса установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700-750 (7,0-7,5 кгс/см2). Для стабилизации давления в систему смазки двигателя включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 490-520 (4,9-5,2 кгс/см2).

Фильтр центробежной очистки масла (см. карту эскизов 4) включен параллельно после фильтра очистки масла и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в картер. Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала.

Радиаторная секция двухсекционного масляного насоса подает масло к установленному на машине воздушно-масляному теплообменнику. Охлажденное в теплообменнике масло сливается в картер. Предохранительный клапан радиаторной секции открывается при давлении на выходе из насоса свыше 100-130 кПа (1,0-1,3 кгс/см2). На двигателях с воздушно-масляным теплообменником может быть применен односекционный масляный насос с разделением потока масла на воздушно-масляном теплообменнике через дроссель с предохранительным клапаном 100-130 кПа (1,0-1,3 кгс/см2). Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

5. Эксплуатационные материалы

Надежная работа двигателя гарантируется при использовании только рекомендуемых заводом эксплуатационных материалов. Для двигателей ЯМЗ могут применяться топлива, смазочные материалы и охлаждающе жидкости как российских производителей, так и соответствующие им продукты производства других стран [8]. Рекомендуемые для эксплуатации классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 в зависимости от температуры окружающего воздуха приведены на рисунке 1.

распределительного вала, втулки коромысел, в гулки толкателей, наконечники штанг толкателем, подшипники масляного насоса и его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.


Рис. 14. Схема системы смазки

Масляный насос двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ

(рис. 15). Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 14), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 14), перепускающим масло в поддон при давлении

на выходе из насоса более 7—8 кгс/см2.

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 5, отрегулированный на давление 0,8—1,2 кгс/см°. Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2—5,4 кгс/см2.

Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-238

1 – масляный картер; 2 – маслозаборник; 3 – масляный насос; 4 – редукционный клапан; 5 – жидкостно-масляный теплообменник; 6 – масляный фильтр; 7 – перепускной клапан; 8 – сигнальная лампа фильтра; 9 – фильтр центробежной очистки масла; 10 – распределительный вал; 11 – ось толкателей; 12 – коленчатый вал; 13 – дифференциальный клапан; 14 – форсунка охлаждения поршней; 15 – клапан системы охлаждения поршней; 16 – турбокомпрессор; 17 – перепускной клапан теплообменника; 18 – включатель привода вентилятора; 19 – привод вентилятора; 20 – ТНВД

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

картером (рис. 15).



Рис. 16. Масляный насос:

1 – промежуточная шестерня; 2 – ось промежуточной шестерни; 3 – вал-шестерня ведущая; 4 – крышка корпуса; 5 – вал-шестерня ведомая; 6 – корпус; 7 – шестерня привода; 8 – шпонка; 9 – фланец упорный

Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью

140 л/мин (рис. 16) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через после- довательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.

В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль. Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе. При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.

Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер. Клапан системы охлаждения поршней прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 – 165 кПа (1,30 – 1,65 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 17). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 – 250 кПа (2,0 – 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора. В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).

Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке – к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе – к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления. Под давлением


смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

Рис. 17. Масляный фильтр:

1 – корпус фильтра; 2 – прок- ладка колпака; 3 – замковая крышка; 4 – колпак фильтра; 5 – фильтрующий элемент; 6 – головка колпака; 7 – прокладка фильтрующего элемента; 8 – плунжер клапана; 9 – пружина клапана; 10 – пружина сигнали- затора; 11 – подвижный контакт сигнализатора; 12 – неподвиж- ный контакт; 13 – клемма

На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 – 800 кПа (7,0 – 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 490 – 520 кПа (4,9 – 5,2 кгс/см2).

Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.


Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала.

Рис. 18. Фильтр центробежной очистки масла:

1 – колпак фильтра; 2, 7 –

шайбы; 3 – колпачковая гайка;

4 – гайка крепления ротора; 5 – упорная шайба; 6 – гайка ротора; 8, 14 – втулки ротора; 9 – колпак ротора; 10 – ротор; 11 – отражатель; 12 – уплотни- тельное кольцо; 13 – прокладка колпака; 15 – ось ротора;

16 – корпус фильтра; 17 – сопло ротора; А – из системы под давлением; Б – слив масла в картер

Читайте также: