Схема топливной системы газ

Обновлено: 19.05.2024

Особенности конструкции.

Система питания состоит из топливного бака, топливопроводов, топливного насоса, фильтра-отстойника, фильтра тонкой очистки топлива, карбюратора К-151 (ЗМЗ-402), К-151С, К-151Т (УМЗ-4215) или К-151Д (ЗМЗ-406) с приводом дроссельных и воздушной заслонок, воздушного фильтра.

Элементы системы питания Газель.

1 — топливный насос; 2 — фильтр тонкой очистки топлива; 3 — питающий топливопровод; 4 — воздухозаборный шланг; 5 — карбюратор; 6 — воздушный фильтр; 7,9 — штуцеры; 8 — крышка фильтра тонкой очистки; 10 — прокладка; 11 — фильтрующий элемент; 12 — пружина; 13 — стакан-отстойник; 14 — держатель стакана-отстойника; 15,16 — штуцеры; 17 — крышка фильтра-отстойника; 18 — прокладка; 19 — фильтрующий элемент; 20 — пружина; 21 — корпус отстойника с кронштейном крепления; 22 — сливная пробка; 23 — сетчатый фильтр топливозаборника; 24 — кронштейн топливного бака; 25 — сливной трубопровод; 26 — топливозаборник; 27 — топливный бак; 28 — датчик указателя уровня топлива; 29 — хомут; 30 — наливная горловина; 31 — фильтр-отстойник; 32 — рычаг ручного привода топливного насоса; 33 — прокладка топливного насоса.

Топливо, под действием разрежения, создаваемого топливным насосом, проходит через сетку топливозаборника и по топливопроводу поступает в корпус фильтра-отстойника. Вода и крупные механические частицы остаются в корпусе, а топливо проходит через фильтрующий элемент, состоящий из набора тонких стальных пластин, и по трубопроводу подается к топливному насосу. После насоса топливо проходит через фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки и поступает в карбюратор. Воздух, необходимый для образования рабочей смеси, подается в карбюратор через воздушный фильтр.

Топливный бак — расположен с левой стороны на лонжероне рамы. При установке двух баков они расположены по обеим сторонам автомобиля. Баки крепятся к лонжеронам при помощи кронштейнов и хомутов. Между хомутами и баком уложены картонные прокладки. На фургонах и автобусах устанавливается только металлический бак, на остальных автомобилях могут быть установлены металлический или пластмассовый топливные баки. Заправочная емкость металлического бака составляет 70 л, пластмассового — 60 л

В верхней части бака находится топливозаборник, состоящий из трубки и фильтра в виде латунной сетки, а также датчик электрического указателя уровня топлива. В нижней части бака расположена сливная пробка.

Наливная горловина пластмассового топливного бака закреплена на задней панели кабины и соединена с баком резиновым шлангом. Резьбовая пробка наливной трубы — без клапанов. Паровоздушный клапан соединен с баком с помощью поливинилхлоридной трубки и штуцера с шариковым клапаном, предотвращающим вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля в аварийных ситуациях.

Паровоздушный клапан имеет впускной и выпускной клапаны. Впускной клапан срабатывает при разрежении в баке 0,44–3,53 кПа, выпускной — при давлении 0,39–1,62 кПа. На фургонах и автобусах наливная горловина бака расположена в специальной нише. Снаружи горловина закрыта лючком. Пробка наливной горловины металлического бака имеет впускной и выпускной клапаны, аналогичные паровоздушному клапану пластмассового топливного бака.

При заполнении бака вытесняемый топливом воздух отводится в атмосферу через воздушную трубку. Топливопроводы выполнены из латунных трубок. Трубки соединены с топливным насосом, баком, фильтром-отстойником, фильтром тонкой очистки топлива и карбюратором посредством штуцеров, конических муфт, накидных гаек и гибких шлангов со стяжными хомутами.

Сливной топливопровод отводит излишки топлива от карбюратора, что улучшает работу системы питания и пуск горячего двигателя при высокой температуре окружающего воздуха. При установке двух баков на модификации ГАЗ-33027 слив топлива из карбюратора в бак отсутствует. Воздушный фильтр — сухого типа, со сменным фильтрующим элементом из пористого картона установлен на карбюраторе через резиновую прокладку. Фильтр снабжен воздухозаборным гофрированным шлангом, соединенным с металлическим патрубком, расположенным на брызговике справа.

При температуре окружающего воздуха ниже 5°С для подачи в карбюратор подогретого воздуха воздухозаборный шланг необходимо отсоединить от патрубка, находящегося на брызговике, и подсоединить к патрубку экрана, установленного на выпускном коллекторе двигателя.

Привод дроссельных и воздушной заслонок состоит из педали, тросика, соединяющего педаль с сектором рычага дроссельных заслонок, наконечников с сальниками, регулировочных гаек, муфт и тяги воздушной заслонки карбюратора с ручкой, расположенной на панели приборов. Управление воздушной заслонкой карбюратора осуществляется ручкой тяги с места водителя. Когда ручка находится в исходном положении (утоплена), воздушная заслонка полностью открыта.

Чтобы не повредить тягу и привод воздушной заслонки, перед вытягиванием ручки нажимаем и удерживаем нажатой педаль акселератора.

Топливный фильтр-отстойник установлен на левом лонжероне рамы перед топливным баком и предназначен для отделения от топлива воды и механических примесей размером более 0,05 мм. Для слива отстоя внизу корпуса фильтра имеется сливная пробка. Для очистки топлива от механических примесей фильтр снабжен фильтрующим элементом, состоящим из набора тонких металлических пластин.

Фильтр тонкой очистки топлива устанавливается на двигателе перед карбюратором и состоит из корпуса, резиновой прокладки, уплотнительной резиновой втулки, керамического или бумажного фильтрующего элемента, пружины, стакана-отстойника и деталей его крепления. Система рециркуляции отработавших газов (СРОГ) установлена на двигателях ЗМЗ-406 и на части двигателей ЗМЗ-402 и УМЗ-4215 и служит для снижения выброса токсичных веществ с отработавшими газами путем подачи части отработавших газов из выпускного коллектора в цилиндры двигателя.

Рециркуляция отработавших газов осуществляется на двигателе, прогретом до температуры охлаждающей жидкости не ниже 35-40 °С на частичных нагрузках. СРОГ не работает на холостом ходу и при полном открытии дроссельных заслонок.

Управление работой СРОГ осуществляется разрежением от первой камеры карбюратора, передаваемым по шлангам через термовакуумный включатель, установленый в рубашке подогрева впускной трубы и к клапану рециркуляции, установленному на впускном трубопроводе. При этом часть отработавших газов, подведенных по трубке от выпускного коллектора через открытый клапан рециркуляции поступает во впускную трубу и далее в цилиндры двигателя.

При отсутствии управляющего разрежения в шланге клапан рециркуляции под действием пружины закрыт и СРОГ не работает.

Эксплуатация автомобиля с неисправной СРОГ ведет к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу, перерасходу топлива и повышенному выбросу токсичных веществ.

Автомобильные двигатели могут работать на сжатом и сжиженном газе. Компоновочная схема системы питания при работе на сжатом газе: баллон —> подогреватель —> редуктор высокого давления —> редуктор низкого давления —> смеситель-карбюратор.

При работе на сжиженном газе компоновочная схема такая: баллон —> испаритель —> редуктор низкого давления —> смеситель —> карбюратор. Каждый двигатель, работающий на газе, имеет дополнительно обычную бензиновую систему как резервный вариант.

Система питания двигателей, работающих на сжатом газе. Баллоны выполнены из стали и рассчитаны на давление 19,6 МПа. Вместимость их 50 л, масса 93 кг. Вентили используют для перекрытия магистралей при неработающем двигателе. Подогреватель газа служит для предотвращения возможного замерзания влаги, находящейся в газе. Он выполнен в виде нескольких витков газопровода высокого давления на выпускном коллекторе.

Газовый редуктор высокого давления (ГРВД) служит для снижения давления до 1,2 МПа. Газ из баллона поступает в полость Л редуктора через штуцер с накидной гайкой 14 (рис. 7.6, а) и керамический фильтр 13 к клапану 12. На клапан давит сверху через толкатель 3 и мембрану пружина редуктора. При давлении газа в полости Б меньше заданного толкатель опускает клапан 12, пропуская через образовавшуюся щель газ в полость Б. Газ при этом дополнительно проходит через фильтр 11. При достижении заданного давления в полости Б сила его на мембрану уравновешивает пружину и клапан 12 закрывает проход газа. Выходное давление регулируют рукояткой с винтом 4. Работу редуктора контролируют по манометру, принимающему сигнал от датчика высокого давления 1 и сигнализатора выходного давления 6 (аварийного датчика).

Газовый редуктор низкого давления (ГРНД) снижает давление до рабочего значения, необходимого для подачи в смеситель (0,085 МПа).

К ГРНД газ поступает через электромагнитный клапан-фильтр, который при выключении зажигания перекрывает подачу газа. Если

Редукторы

Рис. 7.6. Редукторы:

а — высокого давления: 7 — датчик давления; 2 — мембрана; 3 — толкатель; 4 — регулировочный винт; 5 — колпак; 6 — аварийный датчик; 7 — штуцер; 8 — выходной штуцер; 9 — предохранительный клапан; 10 — седло клапана; 11 — фильтр; 12—редукционный клапан; 13 — входной фильтр; 74—накидная гайка; б — низкого давления: 7 — вход экономайзера; 2 — диафрагма; 3 — пружина диафрагмы; 4 — шток; 5 — пружина диафрагмы второй ступени; 6 — диафрагма разгрузочного устройства; 7 — входной клапан первой ступени; 8 — входной штуцер; 9 — пружина диафрагмы первой ступени; 10 — рычаг клапана; 7 7 — диафрагма первой ступени; 72— клапан второй ступени; 13 — клапан экономайзера; 74— рычаг

газ не поступает, то атмосферное давление в полости Д (она соединена с атмосферой) прогибает диафрагму 11 (рис. 7.6, б) вниз и через рычаг 10 открывает клапан 7 первой ступени редуктора. В полости Б также атмосферное давление, поэтому диафрагма 2 через пружину 5 и шток 4 перемещает рычаг 14 вверх и открывает клапан 12 второй ступени регулятора. Давление во всем редукторе атмосферное.

При включении зажигания и открытом магистральном вентиле газ через вход I, клапан 7 поступает в полости Г и В и давит на диафрагмы 11 и 2. Если двигатель не работает и потребления газа нет, то эти диафрагмы закрывают соответственно клапаны 12 и 7.

При пуске двигателя через выход II разрежение передается в полость В, открывая клапан 12, а затем в полость Г, открывая клапан 7. При малых нагрузках эта система поддерживает в полости Сдавление 50—100 кПа. По мере увеличения открытия дросселя разрежение увеличивается, клапан 12 открывается больше и газа поступает больше. При полном открытии дросселя срабатывает клапан экономайзера

13. Разрежение передается на его диафрагму, пружина клапана прогибает диафрагму вниз, открывая клапан и пропуская дополнительное количество газа на выход II.

Газовый смеситель-карбюратор служит для приготовления горючей смеси при работе на газе и на бензине. Для ЗИЛ-431510 применяют смеситель-карбюратор К-91, для ГАЗ-53-27 — К-126БГ.

Смеситель-карбюратор выполнен на базе основного карбюратора. На основном режиме средних нагрузок газ поступает от редуктора через открытый под действием разрежения в диффузорах обратный клапан в газовые форсунки и далее в двигатель. При полной нагрузке экономайзер подает дополнительное количество газа.

При работе на холостом ходу газ поступает за дроссель. Общее количество газа, подаваемое в систему холостого хода, регулируется винтом.

Система питания двигателей, работающих на сжиженном газе. Баллоны 20 (рис. 7.7) рассчитаны на давление 1,6 МПа. Они имеют расходные вентили 21 и 22 для парообразной и жидкой фаз газа, предохранительный клапан, манометры 16,17. Магистральный вентиль 18 служит для отключения баллона.

Испаритель 8 обеспечивает перевод газа из жидкого состояния в газообразное. По шлангам 7 и 9 подходит вода для подогрева из системы охлаждения. Фильтр 14 улавливает смолистые вещества и серу. Он может быть установлен в газовом редукторе или отдельно. Газовый редуктор 13 снижает давление до 0,1 МПа. Устройство его аналогично ГРНД системы для сжатого газа. Дозатор и смеситель 5

Схема топливной системы двигателя, работающего на сжиженном газе

Рис. 7.7. Схема топливной системы двигателя, работающего на сжиженном газе:

7 — проставка; 2 — фильтр-отстойник; 3 — топливный насос; 4,5 — смесители; 6,10, 11 — газопроводы; 7,9 — шланги от системы охлаждения; 8 — испаритель; 12 — экономайзер; 13— редуктор; 14 — фильтр с электромагнитным клапаном; 15—входной штуцер; 16, 17—манометры; 18 — магистральный вентиль; 19 — резервный бак; 20—баллон; 21 — газовый вентиль; 22 — жидкостный вентиль

образуют горючую смесь, которая поступает в двигатель. Резервный бак 19 предусмотрен для запаса бензина. Манометры 16 и 17 позволяют контролировать давление в баллоне и редукторе.

Возможные неисправности газовой аппаратуры связаны с утечками газа, которые происходят из-за негерметичности соединений, повреждения диафрагм, неплотной посадки клапанов редукторов и ослабления пружин. Утечки газа в подкапотное пространство и багажник могут привести к образованию взрывоопасной смеси. Пускать газовый двигатель при утечках газа запрещается.

Техническое обслуживание. При ЕТО осматривают и проверяют все соединения, баллоны и вентили, сливают отстой из редуктора низкого давления, проверяют отсутствие подтеканий бензина.

При ТО-1 дополнительно проверяют действие предохранительного клапана, снимают и очищают фильтрующие элементы. Азотом или сжатым воздухом проводят опрессовку (нагнетают до определенного давления и засекают время падения давления) всей системы. Проверяют работу двигателя на холостом ходу при использовании как бензина, так и газа.

При ТО-2 дополнительно регулируют редукторы и предохранительный клапан на требуемое давление, поверяют манометры. Проверяют и регулируют аппаратуру на токсичность работы двигателя.

При сезонном обслуживании помимо операций ТО-2 сливают отстой и промывают бензобак. Один раз в три года проходят освидетельствование (проверку в Гостехнадзоре) газовых баллонов.

Все работы проводят после перекрытия расходных вентилей баллонов, израсходовав или выпустив газ из системы питания. Запрещается подтягивать крепления, соединения и проводить ремонт аппаратуры, если в системе имеется газ под давлением.

На новых Газелях установлен дизельный двигатель Cummins ISF2.8. Рассмотрим схему движения топлива:


Топливо начинает свое движение из топливного бака (1), откуда поступает в топливный фильтр-сепаратор FH21077 (2).

В корпусе фильтра-сепаратора находится вкладыш, который и очищает топливо.



Фильтр топливный Газель-Бизнес FleetGuard FS19925 CUMMINS ISF2.8 5264870

Почитать подробнее про устройство фильтра-сепаратора можно здесь.

В фильтре топливо очищается, а вода удаляется через слив водоотделителя топлива (3).

Подкачивающий насос (4) подает топливо по трубопроводу подачи топлива (5) в топливный насос высокого давления (6).

Топливный насос высокого давления Газель Камминз ISF2.8 4990601

Затем топливо по трубопроводу (7) поступает в топливную распределительную рампу (8).

Рампа топливная Газель Бизнес CUMMINS ISF2.8 5259557

На распределительной рампе установлен предохранительный клапан высокого давления (12) со сливом (13), клапан открывается в том случае, когда давление в рампе превышает расчетное.



Клапан предохранительный рампы ISF2.8, ISF3.8, ISBe 3974093

С топливной рампы, по трубкам подачи топлива (9), дизельное топливо доставляется к форсункам (10).



Форсунка топливная Cummins ISF 2.8 Газель-Бизнес BOSCH 0445110376 CUMMINS ISF2.8 5258744

Излишки топлива с форсунок, по трубкам слива топлива с форсунок (11) и по общему трубопроводу слива топлива (14) возвращается обратно в бак (15).



Трубопровод слива топлива Газель Бизнес CUMMINS ISF2.8 4992138, 5271464, 5301534

Топливная система Газели с двигателем Камминз ISF2.8 достаточно надежна, но нужно не забывать своевременно менять топливные фильтры. Т.к. в основном, проблемы возникают из-за некачественного топлива.

Как прокачать топливную систему на двигателе каменс

Cummins lnc. является одним из известнейших производителей дизельных двигателей внутреннего сгорания. Корпорация выпускает долговечные, надежные, обладающие завидной мощностью и экологически чистые двигатели.
Отличаются двигатели Cummins сложнейшей и передовой системой подачи топлива. Основная особенность топливных систем этой марки – распыление солярки в цилиндре двигателя осуществляется под очень высоким давлением, что позволяет снизить потребление топлива и одновременно увеличить мощность.

Схема топливной системы дизельного двигателя камминз

Cummins lnc. является одним из известнейших производителей дизельных двигателей внутреннего сгорания. Корпорация выпускает долговечные, надежные, обладающие завидной мощностью и экологически чистые двигатели. Отличаются двигатели Cummins сложнейшей и передовой системой подачи топлива. Основная особенность топливных систем этой марки – распыление солярки в цилиндре двигателя осуществляется под очень высоким давлением, что позволяет снизить потребление топлива и одновременно увеличить мощность.

Устройство топливной системы Cummins

Топливная система Cummins состоит из нескольких основных элементов: топливная магистраль, или рампа, ТНВД, модуль управления, имеющий систему датчиков, топливный фильтр, форсунки, топливный бак.
Для того чтобы уменьшить длину топливной рампы, ТНВД располагают как можно ближе к форсункам. ТНВД имеют в своем составе:

Между топливным баком и ТНВД помещен фильтр, выполняющий одновременно функцию насоса ручного типа. В состав фильтра входит отстойник для воды, подкачивающий насос и сменный фильтрующий элемент.

На форсунках первого типа давление регулируется при помощи винта. Второй тип – это форсунки, в которых давление регулируется шайбами. В системе Common Rail используют третий тип форсунок с электронной регулировкой давления. В форсунках может быть установлен или пьезоэлектрический, или электромагнитный клапан.

Ремень двигателя Сummins на автомобиль ГАЗель представляет собой гибкое кольцо, на которое возлагается объединяющая функция. Его усилием приводятся в действие распределительный и коленчатый валы.

Любой ремонт коленвала Cummins isf 2 8, как и других типов валов заканчивают, тщательно промывая изделие и продувая его сжатым воздухом, до тех пор, пока вал полностью не просохнет, подробности читайте тут.

Несмотря на все разнообразие этих деталей, принцип их работы остается одинаков. На форсунки под высоким давлением поступает топливо и далее распыляется непосредственно в цилиндры.

Принцип работы топливной системы Cummins

В ДВС Cummins из насоса топливо направляется в топливопровод. Далее под высоким давлением, постепенно накопившись в топливопроводе, оно выдавливается в форсунки. Форсунки включаются в работу, благодаря модулю ЕСМ, регулирующему момент впрыскивания.
Вне двигателя расположен водоотделяющий топливный фильтр, оснащенный ручным насосом. Насос, обеспечивающий высокое давление, направляет дизтопливо в фильтр, солярка очищается и только после этого поступает в НДВ. Тут давление топлива повышается еще больше.

Невостребованная солярка через перепускной каскадный клапан направляется в систему смазки НВД и обратно в бак. Кроме того, топливопровод оснащен редукционным клапаном, предохраняющим его от избыточного давления.

При разработке новых дизельных двигателей появились новые топливные системы двигателя Cummins. Одной из таких систем стала Common Rail, в переводе с английского означает – общая магистраль.

Расход топлива CUMMINS ISF2.8 понижается, благодаря глубоким изысканиям, проводимым фирмой в этой области, а также благодаря применяемым в моторах передовым технологиям.

Чтобы автомобильный мотор служил дольше, не теряя свою мощность и другие технические характеристики, водитель должен обеспечить его качественным маслом. Обязательным для этой системы также является наличие хорошего масляного фильтра. Подробнее о выборе масла для двигателей Каминс читайте тут.

В системе этого типа горючее непосредственно впрыскивается в цилиндр. Это послужило улучшению мощностных и динамических характеристик. В ней стал необходим электронный блок управления, позволяющий поддерживать определенное давление в топливной системе, так как любой двигатель работает в различных режимах и с различными нагрузками.

И последний момент – подача топлива в магистраль производится под высоким давлением. Благодаря высокоточному электронному управлению, солярка сгорает в цилиндре с максимальной отдачей, что оптимизирует работу двигателя, уменьшает расход топлива и снижает токсичность, которую обычно имеют выхлопные газы.

Обслуживание топливной системы Cummins

Дизельные двигатели Cummins очень требовательны к качеству топлива. Несмотря на простоту устройства топливных систем Камминс, они требуют определенного ухода. Но не каждому водителю будет под силу делать это самостоятельно.
Так, время от времени необходимо промывать форсунки. Для этого требуется специальная ультразвуковая ванна. Для обязательной калибровки промытых форсунок нужен специальный стенд. Если водителю не приходилось проделывать эти операции, не прибегая к услугам специалистов сервисного центра, вероятнее всего, что дело закончится затрудненным пуском двигателя, его неустойчивой работой и повышенным расходом топлива.

Для поддержки бесперебойной работы двигателя обычному водителю необходимо:

Соблюдая эти несложные правила, во время проведения технического осмотра вполне можно обеспечить надежную работу топливной системы и, как следствие, всего двигателя в целом.

Система питания двигателя ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524

Принципиальной особенностью системы питания двигателя ЗМЗ–4062 является отсутствие в ней карбюратора, совмещающего функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя.

В системе распределенного впрыска, установленной на данном двигателе, эти функции разделены — форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а подача необходимого в каждый момент работы двигателя воздуха осуществляется системой, состоящей из дросселя и регулятора холостого хода.

Диагностика и ремонт топливной системы Cummins

К выходу из строя топливной системы Камминс чаще всего приводят следующие причины:
Часто встречаются случаи разгерметизации топливной магистрали, при которой в нее попадает воздух. Места подтеков топлива трудно определить визуально. Для того чтобы правильно обнаружить дефект топливопровода, необходимо внимательно относиться к косвенным признакам, указывающим на возможную поломку этого элемента:

Не имея достаточного опыта, водители объясняют для себя эти факторы плохо прогретым мотором, некачественным топливом, разрядкой АКБ, изменением температуры воздуха или плохим контактом датчиков. Тем не менее, к таким признакам нужно относиться серьезно.

Ремонт топливных систем Cummins мероприятие не самое быстрое и дешевое, поэтому если двигатель стал работать нестабильно, следует соблюдать приведенные выше рекомендации, что позволит снизить затраты на капитальный ремонт двигателя и предотвратить простои техники.

Топливная система Cummins – эксплуатация и ремонт

  • коренные и шатунные вкладыши;
  • поршневые кольца Cummins;
  • поршни (в том числе и ремонтные);
  • гильзы блока цилиндров Cummins;
  • масляные и водяные насосы;
  • турбокомпрессоры;
  • детали системы охлаждения;
  • комплекты прокладок Камминз и многое другое…

Все популярные запчасти всегда имеются в наличии. Однако при отсутствии той или иной запчасти вы всегда можете оформить заказ. Мы предлагаем только качественные запчасти по разумным ценам. Приобретая запчасти Cummins в нашем магазине, вы всегда будете уверены в каждом автомобиле из вашего автопарка.

Топливная система (система питания) Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок, в соответствии с комплектацией дизелей, состоит из топливного насоса, форсунок, трубок низкого давления, топливопроводов высокого давления, впускного коллектора, выпускного коллектора, турбокомпрессора, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой очистки топлива, воздухоочистителя, топливного бака, охладителя надувочного воздуха, глушителя.

В схеме топливной системы указано средство облегчения пуска дизеля в условиях низких температур окружающей среды - свеча накаливания.



Рис.1 – Схема системы питания (топливная система) дизелей Д-245

1 - топливный бак; 2 – фильтр грубой очистки топлива; 3- трубки топливные низкого давления; 4 – топливный насос высокого давления; 5 – топливоподкачивающий насос; 6 – трубки топливные высокого давления; 7 - фильтр тонкой очистки топлива (неразборный); 8 – воздухоочиститель; 9 - фильтр тонкой очистки топлива (со сменным фильтрующим элементом); 10 – свеча накаливания; 11 – впускной коллектор; 12 – выпускной коллектор; 13 – глушитель; 14 – форсунка; 15 – трубка отвода топлива в бак; 16 - головка цилиндров; 17 – турбокомпрессор; 18 – трубка пневмокорректора; 19 – охладитель надувочного воздуха.

Устройство топливного насоса высокого давления ТНВД дизеля Д-245

На двигателях Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок устанавливаются топливные насосы высокого давления ТНВД-773.

Топливный насос высокого давления представляет собой блочную конструкцию, состоящую из четырех насосных секций в одном корпусе, имеющую кулачковый привод плунжеров и золотниковое дозирование цикловой подачи топлива.

Для проверки давления открытия нагнетательных клапанов подайте в головку насоса топливо и, постепенно увеличивая давление, наблюдайте, при каком давлении начинается истечение топлива из сливных трубок. Если это значение не укладывается в пределы 0,04. 0,08 МПа, замените нагнетательный клапан или его пружину.

Для регулировки угла начала подачи топлива ТНВД 773 Д-245 необходимо вывернуть штуцер нагнетательного клапана, вынуть его из седла и установить специальное приспособление.

Определить нижнее положение плунжера, затем, вращая кулачковый вал в соответствии с направлением вращения, установите равный 5,45±0,05 мм. Зафиксируйте соответствующее этому положению кулачкового вала значение угла.

При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима проведите предварительную регулировку начала выключения подачи топлива. Момент начала движения рейки в сторону выключения подачи топлива должен соответствовать табличному значению. В ином случае регулировку осуществляйте болтом ограничения максимального скоростного режима.

Проверьте величину подачи топлива секциями ТНВД Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок на номинальном режиме при давлении воздуха 0,8+1 МПа в полости мембраны корректора по наддуву. Неравномерность подачи по секциям не должна превышать допустимые 3%.

При необходимости отрегулируйте путем разворота корпусов секций топливного насоса 773 или изменением числа регулировочных прокладок под корпусом корректора.

При положении рычага управления на упоре в болт ограничения максимального режима, проверьте соответствие частоты вращения полного выключения подачи топлива. Эта регулировка ТНВД 773 производится изменением предварительной длины пружины регулятора, после чего проверьте выключение подачи топлива рычагом снова.

При отклонении рычага останова на 40-45° от исходного положения подача топлива из всех форсунок при любой частоте вращения кулачкового вала и при любом положении рычага
управления регулятором должна полностью выключаться.

Усилие затяжки пружины корректора ограничивается внутренней гайкой прямого корректора. Регулировку антикорректора произведите изменением преднатяга пружины обратного корректора гайкой 12 и ограничением его хода винтом 13.



Рис.2. Внешний вид регулятора ТНВД-773 двигателя Д-245

1 - корректор по наддуву; 2 - болт останова; 3 - рычаг останова; 4 - кронштейн; 5 - болт; 6 - болт регулировки максимальной частоты вращения; 7 - рычаг управления; 8 - болт регулировки минимальной частоты вращения, 9 - защитный колпак



Рис.3. Регулятор ТНВД-773 дизеля Д-245 в разрезе

1 - корпус регулятора; 2 - крышка регулятора; 3 - крышка смотрового люка; 4 - корпус мембраны; 5 - крышка мембраны; 6 - державка грузов; 7 - груз регулятора; 8 - муфта; 9 - толкатель обратного корректора; 10 - ползун; 11 - главный рычаг регулятора; 12 - рычаг обратного корректора; 13 - пружина обратного корректора; 14 - винт обратного корректора; 15 - рычаг кривошипа; 16 - кривошип; 17 - пружина кривошипа; 18 - серьга; 20 - корпус корректора; 21- корректор; 22 - пружина прямого корректора; 23 - гайка прямого корректора; 26 - гильза главной пружины; 27 - главная пружина; 28 - стакан главной пружины; 29 - ось рычага управления с кулачком; 30 - двуплечий рычаг; 31 - поводок рейки; 32 - тяга рейки; 33 - стартовая пружина; 34 - мембрана; 35 - тарелка мембраны; 36 - втулка штока; 37 - шток; 38 - стопорная шайба; 39 - пружина корректора по наддуву; 40 - наконечник штока; 41 - пружина возвратная; 42 - рычаг выключения подачи; 58 - болт; 62 - пробка.

Цикловую подачу при частоте вращения кулачкового вала 500 мин"1 и промежуточных значениях давления в полости мембраны корректора по наддуву регулируйте изменением предварительного натяга пружины 39 корректора или вращением нижнего корпуса пружины. После окончания регулировки необходимо завернуть стопорный винт.

Регулировку цикловой подачи для ТНВД-773 при отсутствии давления воздуха производите вращением штока 37 при открученной пробке 62 и отогнутой стопорной шайбе 38.

Регулировку величины цикловой подачи на минимальном скоростном режиме холостого хода (18. 23 мм3/цикл) производите болтом 8 (рис. 2) при частоте вращения 400 мин"1. Неравномерность подачи топлива по секциям насоса не должна быть более 35% для четырех-секционных и 40% для шестисекционных.

Пусковая подача топлива при 100 мин"1 не должна быть менее 160-180 мм3/цикл. Если пусковая подача недостаточна, то можно вывернуть болт 58 (рис. 3) ограничения пусковой подачи топлива.

Начало выключения пусковой подачи должно быть при частоте вращения кулачкового вала 225±25 мин'1 и полное выключение пусковой подачи - не более чем 280 мин"1. Эту регулировку для ТНВД-773 производите отгибанием планки крепления левого конца пусковой пружины 33.

Форсунки и топливный фильтр дизелей Д-245

Форсунка Д-245 (Рисунок 28) предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи топлива.

На дизелях применены форсунки 455.1112010-50 или 172.1112010-11.01 с осевым подводом топлива, со съемным прижимным фланцем. Значения давления начала впрыскивания для форсунок: 455.1112010-50 – 24,5 МПа; 172.1112010-11.01 – 25,0. 26,2 МПа.

Фильтр грубой очистки топлива служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки – неразборный. Возможна установка разборного фильтра со сменным бумажным фильтрующим элементом (Рисунок 4).

Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя.

Воздухоподводящий тракт двигателя включает воздухоочиститель и патрубки, соединяющие воздухоочиститель с турбокомпрессором, охладителем надувочного воздуха и впускным коллектором (рисунок 1).

Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха служит воздухоочиститель сухого типа с применением бумажных фильтрующих элементов, изготовленных из специального высокопористого картона. Воздухоочиститель имеет две ступени очистки - основной и контрольный бумажные фильтрующие элементы.

Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором дизеля, проходя через воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную часть турбокомпрессора, откуда под давлением, проходя через охладитель наддувочного воздуха, подается в цилиндры дизеля.

Для контроля за степенью засоренности воздухоочистителя и определения необходимости проведения технического обслуживания во впускном тракте двигателя установлен датчик сигнализатора засоренности воздушного фильтра.

По мере засорения воздухоочистителя растет разрежение во впускном трубопроводе и при достижении величины 6,5 кПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора следует обслужить воздухоочиститель.

Промывку фильтра грубой очистки топлива Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в следующей последовательности:
- закройте кран топливного бака;
- отверните гайки болтов крепления стакана;
- снимите в соответствии с рисунком 16 стакан 3;
- выверните ключом отражатель с сеткой 2;
- снимите рассеиватель;
- промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

Замену фильтра тонкой очистки топлива Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в соответствии с рисунком 4, для чего:
- слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части корпуса;
- отверните фильтр 1 со штуцера 8 в корпусе 2 и установите вместо него новый фильтр ФТ024-1117010, поставляемый в сборе с прокладкой 7, которую предварительно смажьте моторным маслом;
- после касания прокладки 7 установочной площадки А на корпусе 2 доверните фильтр еще на ¾ оборота. При этом, доворачивание фильтра производите только усилием рук;
- откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.



Рис.4 - Замена фильтра тонкой очистки топлива дизеля Д-245

1 – фильтр ФТ024-1117010; 2 – корпус; 3 – кронштейн; 4 - пробка (для слива отстоя); 5-штуцер отводящий; 6 – пробка (для выпуска воздуха); 7 – прокладка; 8 – штуцер.

Замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива в соответствии с рис.5 производите через каждые 40 тыс. км пробега, для этого:
- закройте краник топливного бака;
- слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части корпуса, отверните гайки крепления крышки и снимите крышку 1;
- выньте из корпуса фильтрующий элемент 2;
- промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра 3;
- соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;
- откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.



Рис.5 - Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-245

1 - крышка фильтра; 2 - элемент фильтрующий; 3 - корпус фильтра; 4 - пробка.

Для заполнения топливной системы необходимо удалить из нее воздух (прокачать систему) и сделать следующее:

Топливная система с неразборным фильтром тонкой очистки 3 (Рис.6):

- Отверните пробку 4, расположенную на болте крепления отводящего штуцера, на 2..3 оборота.
- Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 2, заворачивая пробку при появлении топлива без пузырьков воздуха.
- Отверните пробку 1 на корпусе топливного насоса.
- Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса до появления топлива без пузырьков воздуха, заворачивая при этом пробку 1.

Топливная система Д-245 со сменным фильтрующим элементом фильтра тонкой очистки 5 (Рис.6):
- Отверните пробку 6 на крышке фильтра 5.
- Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 2, заворачивая пробку при появлении топлива без пузырьков воздуха.
- Отверните пробку 1 на корпусе топливного насоса.
- Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса до появления топлива без пузырьков воздуха, заворачивая при этом пробку 1.



Рис.6 - Удаление воздуха из системы питания

1- пробка (для выпуска воздуха); 2 - насос подкачивающий; 3 – фильтр топливный неразборный; 4 – пробка; 5 – фильтр топливный разборный; 6 – пробка.

Читайте также: