Система охлаждения маз 5551 схема

Обновлено: 07.07.2024

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос / (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим от- верстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается. Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора.

Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Система охлаждения МАЗ-500

Рис. 26. Система охлаждения:

Л — к отопителю кабины; Б и В — к радиатору; Г —к компрессору; Д — от от радиатора; Е — от пускового подогревателя; 1 — место установки датчика термометра; 2 — краник для спуска воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева двигателя пусковым подогревателем; 3 — термостат; 4 — перепускная трубка: 5—вентилятор; 6—шкив коленчатого вала; 7 — ремень привода насоса; 8 — водяной насос

Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98е С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными износами.

Схема охлаждения двигателя МАЗ-500

27. Схема охлаждения двигателя:

1 -водяной насос: 2 — водяная рубашка правого ряда цилиндров; 3 — указатель температуры жидкости; 4— датчик; 5 — водосборные трубопроводы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндра; 7 — термостаты: 8 — перепускная трубка; 9 — верхний бачок радиатора; 10 — трубки радиатора; 11— нижний бачок радиатора: 12—вентилятор.

При температуре ниже 70° С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает неполностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.

При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка блока).

Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью жалюзи радиатора, управление которыми осуществляется рукояткой из кабины водителя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным на щитке приборов в кабине водителя.

Емкость системы охлаждения 32 л. Систему охлаждения заполняют через горловину радиатора, закрываемую пробкой.

Водяной насос (рис. 28) центробежного типа установлен с правой стороны крышки распределительных шестерен и приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива, укрепленного на переднем конце коленчатого вала двигателя.

Внутри корпуса 8, изготовленного из алюминиевого сплава, вращается крыльчатка 6, отлитая из серого чугуна. Крыльчатка напрессована на вал 4, на котором с противоположной стороны крепится с помощью шпонки и гайки разборной регулируемый шкив, состоящий из ступицы 12 и боковины 13 шкива. Между ступицей и боковиной установлены стальные регулировочные прокладки 14 толщиной 1 мм, с помощью которых регулируется натяжение ремня привода насоса.

Вал насоса вращается в двух однорядных шарикоподшипниках, установленных в корпусе.

Через пресс-масленку вводят смазку шарикоподшипников до тех пор, пока она не появится в контрольном отверстии.

Рис. 28. Водяной насос:

1 — прокладка; 2 — крышка корпуса; 3—пружина; 4 — вал насоса; 5—манжета: 6 — крыльчатка; 7— уплотнительная шайба; 8 — корпус; 9 — штуцер: 10 — стопорное кольцо; 11— втулка; 12 — ступица шкива; 13 - - боковина шкива: 14 — регулировочные прокладки

Для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой на часть вала, находящегося внутри крыльчатки, установлен сальник торцового типа (манжета 5).

Текстолитовая шайба 7 имеет четыре выступа, входящие в соответствующие прорези крыльчатки, и таким образом вращается вместе с валом 4. Шайба прижимается пружной 3 к полированному торцу втулки И из нержавеющей стали, запрессованной в корпус, и создает подвижное уплотнение.

Манжета 5 из маслобензостойкой резины с одной стороны обоймами прижимается к валу, а с другой — пружиной 3 к шайбе 7 и тем самым уплотняет зазор между шайбой и валом.

Манжета, пружина и шайба, вставленные в крыльчатку, зафиксированы стопорным пружинным кольцом 10.

Корпус насоса закрывается крышкой 2, уплотняемой прокладкой 1 из паронита. Через отверстие корпуса, закрываемое этой крышкой, производится сборка и разборка насоса.

В корпус насоса ввернут штуцер 9, соединяющий насос с перепускной трубой, через которую перепускается жидкость из блока при закрытых термостатах в процессе разогрева двигателя.

Термостат предназначен для поддержания постоянной температуры жидкости в системе охлаждения во время эксплуатации двигателя. При работе двигателя, в зависимости от нагрузки, числа оборотов и температуры окружающего воздуха, температура охлаждающей жидкости постоянно изменяется. Выше упоминалось, что наивыгодней температурой охлаждающей жидкости является 75—98° С. Для поддержания указанной температуры жидкости на двигателе служат термостаты, которые автоматически регулируют поступление охлаждающей жидкости из головок блока в радиатор.

Двигатель имеет два термостата, установленных в водосборных трубопроводах обеих частей блока.

Термостат (рис. 29) двухклапанный, гармошечного типа. Основные детали термостата: корпус 2, баллон 8, центральный клапан 4 и кольцевой клапан 3.

Термостат МАЗ-500

Рис. 29. Термостат:

1 — обойма баллона; 2 — корпус термостата; 3 — кольцевой клапан; 4 — центральный клапан: 5 — шток; 6 — окно в корпусе; 7 — крышка; 8 — баллон

Гофрированный баллон 8 заполнен легкокипящей жидкостью и запаян. Дно баллона прикреплено к корпусу термостата обоймой; с противоположной стороны на крышке 7 баллона укреплен шток 5, соединенный одновременно с кольцевым клапаном 3.

На конце трубки навернут центральный клапан 4, который при сжатом баллоне плотно прижат к седлу корпуса 2, перекрывая его выходное отверстие.

Корпус термостата, изготовленный из латуни, имеет два боковых окна 6, которые закрываются кольцевым клапаном при полном открытии центрального клапана.

Термостат установлен в коробке 2 (рис. 30), прикрепленной винтами к водосборному трубопроводу 1. Между трубопроводом и коробкой термостата установлена уплотняющая прокладка.

Коробка термостата разделена перегородкой 5 на две части.

Одна часть (полость Б) сообщается с перепускной трубкой, а другая (полость А) —с верхним бачком радиатора.

Термостат работает следующим образом. Когда температура жидкости в системе охлаждения ниже 70° С, центральный клапан закрыт, и жидкость, поступающая из блока в водосборные трубопроводы, проходит между гофрированным баллоном и корпусом термостата, выходит через два окна 4 и заполняет внутреннюю полость Б коробки термостата. Отсюда жидкость поступает в перепускную трубку 4 (см. рис. 26) и в водяной насос.

Верхний водяной трубопровод с термостатом МАЗ-500

Рте. 30. Верхний водяной трубопровод с термостатом:

А и Б — полости термостата: 1 — водосборный трубопровод: 2 — коробка термостата; 3 — термостат; 4 — окно; 5 — перегородка

Таким образом, жидкость, минуя радиатор, циркулирует в блоке двигателя по так называемому малому кругу. Это создает благоприятные условия для быстрого нагрева жидкости. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 70° С баллон вследствие нагревания и расширения содержащейся в нем легкокипящей жидкости удлиняется настолько, что центральный клапан термостата начинает открываться, и жидкость может поступать в полость коробки термостата, сообщающуюся с верхним бачком радиатора. В интервале температур 70—85° С жидкость циркулирует через радиатор и перепускную трубку.

Интенсивность циркуляции жидкости через радиатор в этом случае зависит от степени открытия центрального клапана.

Вентилятор предназначен для создания интенсивного потока воздуха между радиаторными трубками, в которых охлаждается жидкость, перетекающая из верхнего бачка радиатора в нижний.

Привод вентилятора (рис. 31) шестеренчатый, осуществляется непосредственно от шестерни 10 распределительного вала.

Вентилятор МАЗ-500

Рис. 31. Вентилятор:

1 — ступица муфты; 2—резиновое кольцо; 3 — корпус муфты: 4 — сальник; 5 — шкив: 6 — вал вентилятора: 7 — корпус вентилятора; 8 —ведомая шестерня; 9 — крышка распределительных шестерен; 10 — ведущая шестерня; 11 — крыльчатка

Чугунный корпус 7 вентилятора крепится к крышке 9 распределительных шестерен болтами. Вал 6 вентилятора вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в корпусе.

На переднем конце вала имеется упругая муфта, к которой болтами крепится шестилопастная крыльчатка 11, вращающаяся в кожухе радиатора. Кожух закреплен на рамке радиатора и увеличивает количество проходящего воздуха.

Упругая муфта состоит из корпуса 3 и ступицы 1, которые приклеены с разных сторон к резиновому кольцу 2.

Таким образом, при пуске двигателя и при резком изменении числа оборотов коленчатого вала сила инерции, возникающая от массы крыльчатки, будет поглощаться упругостью резинового кольца, вследствие чего вал вентилятора разгружается от излишних скручивающих усилий.

На валу с помощью шпонки крепится шкив 5 для привода компрессора и генератора. На заднем конце вала на шлицы насажена ведомая шестерня 8 привода вентилятора.

Для предотвращения вытекания масла из корпуса вентилятора в его выходное отверстие запрессован сальник 4.

Радиатор трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, состоит из верхнего и нижнего бачков, которые соединены между собой трубками сердцевины радиатора, а также боковыми стойками, образующими рамку. Трубки впаяны в бачки. Верхний бачок имеет горловину, закрываемую герметичной пробкой и снабженную пароотводящей трубкой. Бачки имеют патрубки, соединяющие посредством гибких резино-тканевых шлангов радиатор с остальными агрегатами системы охлаждения.

Пробка радиатора МАЗ-500

Рис. 32. Пробка радиатора:

1 — пароотводная трубка; 2 — корпус пробки; 3 — запорная пружина; 4 — пружина выпускного клапана; 5 — горловина радиатора; 6 — выпускной клапан; 7 — впускной клапан; 8 — пружина впускного клапана

Радиаторы могут устанавливаться на автомобиль с тремя (трехрядные) или четырьмя (четырехрядные) рядами трубок.

Трубки радиатора подвергаются лужению для улучшения теплоотдачи и предохранения трубок от коррозии.

Для увеличения поверхности охлаждения между трубками по всей их длине установлена гофрированная латунная лента (ширина ее равна толщине радиатора), которая припаяна к трубкам в местах соприкосновения.

В пробке радиатора (рис. 32) имеются два клапана, соединяющие систему охлаждения с атмосферой во избежание повреждения радиатора вследствие повышения давления при кипении жидкости или наличия разряжения внутри него в результате конденсации пара.

Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления пара в системе до 0,7—1 кГ/см2 и выпускает наружу пар через пароотводную трубку 1. Впускной клапан 7 открывается при разряжении 0,01—0,13 кГ/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Выпускной клапан, открывающийся при повышенном давлении, дает возможность повысить точку кипения.

Автомобиль МАЗ-500 65 жидкости в системе до 119° С и, следовательно, работать на повышенном тепловом режиме.

Радиатор устанавливается на кронштейны рамы на резиновых подушках и дополнительно крепится растяжками к лонжеронам.

Жалюзи радиатора пластинчатого типа. Пластины могут фиксироваться в любом положении. В зависимости от степени открытия пластин, через радиатор проходит большее или меньшее количество воздуха, отчего вода в радиаторе охлаждается с большей или меньшей интенсивностью. Управление жалюзи осуществляется с места водителя с помощью рукоятки тросового привода. При вытягивании рукоятки на себя жалюзи закрываются, при вдвигании — открываются.

Система охлаждения двигателя (рис.17) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Она состоит из следующих основных элементов: радиатора, расширительного бачка, водяного насоса 7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра.

При работающем двигателе циркуляция жидкости в системе охлаждения создаётся центробежным насосом. Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и через крышки шестерен распределения нагнетает её в правую и левую рубашки охлаждения блока цилиндров. Здесь жидкость омывает наружные поверхности гильз цилиндров и, поглотив тепло, поступает в рубашки головок блока цилиндров, где первым делом омывает наиболее нагревающиеся места – выпускные клапана и стаканы форсунок. Из рубашки охлаждения головок цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы и через термостаты поступает в радиатор, где отдаёт тепло потоку воздуха создаваемого вентилятором. После охлаждения жидкость опять подаётся на водяной насос.

Водяной насос.(рис.18). Лопастный, центробежного типа. Для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой устанавливают манжету 8 из маслостойкой резины, которая обоймами прижимается к валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 6.

Радиатор. Трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, трех рядный, устанавливается на раму через резиновые подушки. На расширительном бачке устанавливается пробка с паро-воздушным клапаном. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 0,5кгс/см², что соответствует закипанию жидкости при температуре 119°С. Впускной клапан пробки открывается при падении давления в системе до 0,01-0,13 кгс/см².

Термостаты. Служат для ускорения прогрева холодного двигателя и предохраняют его от переохлаждения (перегрева) в пути. Когда температура жидкости опускается до 70°С, термостаты автоматически отправляю весь её поток непосредственно на водяной насос по так называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор и тем самым обеспечивают быстрый её прогрев.

Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положении и регулируется из кабины водителем.

Вентилятором. Шестилопастный, с шестеренным приводом, вращается в кожухе радиатора.


ность эксплуатации автомобиля во многом зависит от того, насколько
хорошо приработаются его детали в начальный период эксплуатации.

В период обкатки необходимо особенно внимательно следить за со-

стоянием всех креплений, подтягивая при этом ослабленные болтовые и
другие соединения, следить также за степенью нагрева агрегатов и в слу-
чае, если он повышен, выяснить причину и устранить неисправность.

На новых автомобилях и после замены колес необходимо обязательно

после пробега примерно 50 км подтянуть гайки колес. После этого гайки
колес необходимо первое время ежедневно затягивать с одинаковым
моментом затяжки до тех пор, пока не будет обеспечено плотное приле-
гание.

Для новых автомобилей с двигателями ЯМЗ установлен период обкатки

равный 2000 км пробега,а с двигателями ММЗ — 1000 км.

На период обкатки установлены следующие ограничения:
— осуществлять езду в щадящем режиме обкатки;
— масса перевозимого груза автомобилем (автопоездом) не должна

превышать 60% от номинальной;

— осуществлять езду на каждой передаче со скоростью, не превышаю-

щей 3/4 максимально допустимой скорости движения или допустимой
частоты вращения двигателя;

— запрещается буксировка груженого прицепа.
Для автомобиля-лесовоза с прицепом-роспуском:
— вес перевозимого груза не должен превышать 9 т (приблизительно

леса с примерным распределением веса на тягач 3 т на прицеп 6 т);

— скорость движения не должна превышать 45 км/ч.
После периода обкатки скорость может быть постепенно увеличена до

максимальной скорости или соответственно до максимально допусти-
мой частоты вращения двигателя.

Рекомендации по обслуживанию двигателя, сцепления и коробки пе-

редач во время и после обкатки следует выполнять в соответствии с ука-
заниями инструкции завода-изготовителя.

В начальный период эксплуатации после обкатки (с двигателями ЯМЗ

— 2000 км, с двигателями ММЗ — 1000 км) необходимо выполнить техни-
ческое обслуживание (ТО):

1) Сменить масло в узлах и системах автомобиля согласно химмотоло-

2) Выполнить весь объем работ, предусмотренный после пробега

После выполнения перечисленных выше указаний можно приступать к

нормальной эксплуатации автомобиля.

7 ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

7.1 Подготовка автомобиля к работе
Перед началом работы рекомендуется провести подготовительную ра-

боту, связанную с контролем и заправкой автомобиля эксплуатационны-
ми материалами.

В зависимости от условий транспортировки автомобилей аккумулятор-

ные батареи могут устанавливаться без электролита или с электролитом.

Аккумуляторные батареи, не залитые электролитом, следует привести

в рабочее состояние, а залитые — при необходимости откорректировать
по плотности.

Кроме того, проверить:
— наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в расширительном

бачке и при необходимости долить;

— уровень масла в поддоне двигателя, коробке передач, ведущих мос-

тах, системе гидроусилителя руля, системе подъема кабины и, если необ-
ходимо, долить масло до требуемого уровня;

— натяжение ремней привода водяного насоса, генератора, компрес-

сора и насоса гидроусилителя рулевого управления;

— давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до

— проверить и при необходимости смазать опорную плиту, захваты и

кулак седельно-сцепного устройства смазкой согласно химмотологичес-
кой карте.

После заправки топливных баков заполнить топливом систему питания

двигателя, для чего отвернуть рукоятку ручного топливоподкачивающего
насоса на ТНВД и, двигая ее вверх-вниз, прокачать систему в течение
2—3 мин. Затем рукоятку насоса ручной прокачки повернуть до упора.


7.1.1 Заполнение системы охлаждения охлаждающей жидкостью
Система рассчитана на применение всесезонных охлаждающих жид-

Для приготовления рабочего раствора необходимо концентрат разба-

вить чистой кипяченой или дистиллированной водой в требуемой про-
порции в зависимости от климатической зоны эксплуатации автомобиля,
соблюдая пропорции, приведенные в таблице 7.1. Следует отметить, что
снижение объемного содержания концентрата в растворе повышает эф-
фективность охлаждения двигателя в тяжелых режимах летней эксплуа-
тации.

Надежная работа системы охлаждения как летом, так и зимой гаранти-

Температуру замерзания смеси ТОСОЛ-АМ с водой можно определить

по ее плотности, замеренной с помощью ареометра (ГОСТ 18481-81).
Температура воздуха замеряемой смеси плюс 20

Система охлаждения дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (рис. 1) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты.



Рис. 1 - Схема системы охлаждения дизельного двигателя ЯМЗ-238

1 – водяной насос; 2 – полость блока охлаждения гильз; 3 – водяная полость в головке блока; 4 – продольный водяной канал; 5 – турбокомпрессор; 6 – правая водяная труба; 7 – труба соединительная; 8 – патрубок впускной; 9 – термостат; 10 – тройник с соединительными трубками; 11 – трубка перепускная; 12 –заглушка; 13 – впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника; 14 – вентилятор; 15 – поперечный водяной канал; А – подвод охлаждающей жидкости от водяного радиатора; Б – к отопителю кабины; В – выпуск воздуха; Г – подача наддувочного воздуха к охладителю типа “воздух-воздух”; Д, Ж – к радиатору; Е – от охладителя наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” в цилиндры

Кроме того, система охлаждения дизеля ЯМЗ-238 включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Во время работы дизельного двигателя ЯМЗ-238 циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Из водяного насоса двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (1) жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.

Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя ЯМЗ-238 каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9.

Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

По достижении в системе водяного охлаждения двс ЯМЗ-238 температуры 80°С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу.

Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя ЯМЗ-238.

Водяной насос дизельного двигателя ЯМЗ-238

Водяной насос (помпа) двс ЯМЗ-238 центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция помпы дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 приведена на рисунке 2.



Рис. 2 - Водяной насос (помпа) дизеля ЯМЗ-238

1 – шкив привода; 2 – стопорное кольцо; 3 – подшипники; 4 – валик; 5 – водосбрасыватель; 6 – уплотнение торцевое; 7 – корпус насоса; 8 – кольцо уплотнительное; 9 – патрубок водяного насоса; 10 – крыльчатка; 11 – заглушка крыльчатки; 12 – кольцо уплотнительное; 13 – втулка уплотнительного кольца; А – торцевое уплотнение; Б – дренажное отверстие

В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости.

Валик водяного насоса ЯМЗ-238 установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.

Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.

Уплотнение подшипниковой полости помпы двс ЯМЗ-238 осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением.

Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

Водяной насос дизельного двигателя ЯМЗ-238 имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

Дизельные двигатели ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К700 комплектуются фрикционным приводом вентилятора, предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.

Применение фрикционного привода дизеля ЯМЗ-238 позволяет:

Обеспечить оптимальный тепловой режим двигателя.
Снизить расход топлива за счет снижения потерь мощности на работу вентилятора.
Повысить надежность шестеренчатого привода двигателя за счет снижения динамических нагрузок на шестерни.
Сократить время прогрева двигателя.
Улучшить комфортабельность за счет поддержания надлежащего микроклимата в кабине и снижения шумности.

Система смазки дизельного двс ЯМЗ-238



Рис. 3 - Схема системы смазки дизельного двигателя ЯМЗ-238 с односекционным масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником

1 – масляный картер; 2 – маслозаборник; 3 – масляный насос; 4 – редукционный клапан; 5 – жидкостно-масляный теплообменник; 6 – масляный фильтр; 7 – перепускной клапан; 8 – сигнальная лампа фильтра; 9 – фильтр центробежной очистки масла; 10 – распределительный вал; 11 – ось толкателей; 12 – коленчатый вал; 13 – дифференциальный клапан; 14 – форсунка охлаждения поршней; 15 – клапан системы охлаждения поршней; 16 – турбокомпрессор; 17 – перепускной клапан теплообменника; 18 – включатель привода вентилятора; 19 – привод вентилятора; 20 – ТНВД

Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью 140 л/мин (рис. 4) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.



Рис. 4 - Масляный насос двс ЯМЗ-238

1 – промежуточная шестерня; 2 – ось промежуточной шестерни; 3 – вал-шестерня ведущая; 4 – крышка корпуса; 5 – вал-шестерня ведомая; 6 – корпус; 7 – шестерня привода; 8 – шпонка; 9 – фланец упорный

В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе.

При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.

Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней дизеля ЯМЗ-238 поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер.

Клапан системы охлаждения поршней автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 - 165 кПа (1,30 - 1,65 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 5).



Рис. 5 - Масляный фильтр дизеля ЯМЗ-238

1 – корпус фильтра; 2 – прокладка колпака; 3 – замковая крышка; 4 – колпак фильтра; 5 – фильтрующий элемент; 6 – головка колпака; 7 – прокладка фильтрующего элемента; 8 – плунжер клапана; 9 – пружина клапана; 10 – пружина сигнализатора; 11 – подвижный контакт сигнализатора; 12 – неподвижный контакт; 13 – клемма

В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 - 250 кПа (2,0 - 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль.

К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.

В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора.

Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтр или масло имеет большую вязкость (например, при пуск двигателя в холодное время года).

Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-238 изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке – к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала дизеля ЯМЗ-238 масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе – к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.

Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса ЯМЗ-238.

Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса ЯМЗ-238 установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 - 800 кПа (7,0 - 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-238 включен дифференциальный клапан, отрегулированный начало открытия 490 - 520 кПа (4,9 - 5,2 кгс/см2).

Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.



Рис. 6 - Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238

1 – колпак фильтра; 2, 7 – шайбы; 3 – колпачковая гайка; 4 – гайка крепления ротора; 5 – упорная шайба; 6 – гайка ротора; 8, 14 – втулки ротора; 9 – колпак ротора; 10 – ротор; 11 – отражатель; 12 – уплотнительное кольцо; 13 – прокладка колпака; 15 – ось ротора; 16 – корпус фильтра; 17 – сопло ротора; А – из системы под давлением; Б – слив масла в картер

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238 (рис. 22), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки.

Фильтр ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К700 предназначен для тонкой фильтрации масла.

Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора.

Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение.

Очищенное масло сливается в картер. Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала ЯМЗ-238.

Турбокомпрессор дизельного двигателя ЯМЗ-238

Дизельный двигатель ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К700 оборудован турбокомпрессором, использующим энергию выхлопных газов для наддува двигателя.

Увеличивая массу воздуха, поступающего в цилиндры, турбокомпрессор ЯМЗ-238 способствует более эффективному сгоранию увеличенной дозы топлива.

За счет этого повышается мощность двигателя при умеренной тепловой напряженности.

Устройство турбокомпрессора дизельного двигателя ЯМЗ-238

Турбокомпрессор дизеля ЯМЗ-238 (рис. 7) состоит из одноступенчатого центробежного компрессора и радиальной центростремительной турбины.



Рис. 7 - Турбокомпрессор ЯМЗ-238

1 – гайка крепления колеса компрессора; 2 – подшипник упорный; 3 – болт; 4 – корпус компрессора; 5 – вставка; 6 – крышка корпуса компрессора; 7 – кольцо уплотнительное; 8 – пластина компрессора; 9 – болт; 10 – болт-стопор; 11 – пластина турбины; 12 – корпус подшипника; 13 – проставка корпуса турбины; 14 – колесо турбины с валом; 15 – корпус турбины; 16 – кольца уплотнительные; 17 – втулка; 18 – болт; 19 – экран маслосбрасывающий; 20 – шайбы упорные; 21 – кольцо уплотнительное; 22 – винт; 23 – колесо компрессора

Колесо турбины 14 и колесо компрессора 23 расположены на противоположных концах вала ротора консольно по отношению к втулке подшипника 17.

Рабочее колесо 23 центробежного компрессора — полуоткрытого типа, с загнутыми против вращения лопатками, отлито из алюминиевого сплава. Оно напрессовано на вал и закреплено гайкой 1, установленной с герметиком.

Рабочее колесо турбины 14 — полуоткрытого типа, с радиальными лопатками, изготовлено методом литья из жаропрочного сплава. Оно соединено с валом методом сварки трением.

Корпус турбины ЯМЗ-238 изготовлен из жаропрочного чугуна.

Газ подводится к колесу турбины двумя суживающимися каналами.

На торце корпуса турбины имеются шпильки для крепления выпускного трубопровода.

Корпус компрессора 4, вставка и крышка корпуса подшипника 6 изготовлена из алюминиевого сплава.

Крышка корпуса подшипника 6 крепится к корпусу подшипника болтами 3 с применением герметика.

В турбокомпрессоре дизеля ЯМЗ-238 применен подшипник скольжения 17 в виде втулки, изготовленной из алюминиевого сплава.

Она установлена в расточке чугунного корпуса подшипника 12 и удерживается от осевых перемещений болтом-стопором 10.

Смазывание втулки турбокомпрессора ЯМЗ-238 осуществляется под давлением из системы смазки двигателя.

Тщательно отбалансированный ротор установлен во втулке 17.

Осевые усилия, действующие на ротор, воспринимаются упорным подшипником 2.

На каждом конце вала ротора установлены разрезные уплотнительные кольца 16, изготовленные из специального чугуна.

Турбокомпрессор дизеля ЯМЗ-238 крепится к выпускным коллекторам корпусом турбины.

Выходной патрубок корпуса компрессора соединен через патрубки и охладитель наддувочного воздуха со впускными коллекторами двигателя.

МАЗ-555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147. Руководство - часть 10


1 —педаль; 2 — защелка; 3 — лунка для фиксации защелки при прогреве двигате-
ля; 4 — лунка для фиксации защелки при накачке шин; 5 — фиксатор защелки.

Рисунок 16 — Механизм постоянной подачи топлива

(кроме автомобилей Евро-3)


* Устанавливается по требованию заказчика.

1 — пуск; 2 — рабочий режим; 3 — продув-
ка; 0 — нейтраль.

Рисунок 17 — Схема положения рукоят-

ки переключателя управления работой

4.1.8 Предпусковой подогреватель двигателя
Подогреватель ПЖД-30* предназначен для обеспечения запуска дви-

гателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С путем
подогрева охлаждающей жидкости и масла в поддоне двигателя.

Подогреватель на автомобиле установлен между нижним бачком ра-

диатора и масляным поддоном двигателя.

Переключатель (рисунок 17) управления работой подогревателя име-

ет четыре положения: 0 — все выключено; 1 — включен электродвигатель
насосного агрегата, электромагнитный клапан и искровая свеча; 2 — вклю-
чен электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный клапан; 3 —
включен электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топ-
лива.

Совместная работа предпускового подогревателя и двигателя не до-

Уход за подогревателем. Необходимо следить за тем, чтобы не было

подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопро-
водов, шлангов и кранов, систематически осматривать подогреватель и
немедленно устранять обнаруженные неисправности. Соединения топ-
ливопроводов с подогревателем должны быть герметичны, так как под-
сос воздуха в топливную систему не допускается. Наличие воздуха или
течи в топливной системе подогревателя приводит к ненадежной работе
и произвольному прекращению горения. Регулярно следует проверять
крепление котла и насосного агрегата, очищать все приборы от грязи,
промывать фильтры электромагнитного клапана и форсунки, очищать от
грязи дренажные отверстия топливного насоса и дренажную трубу котла.
Очищать от нагара электроды электроискровой свечи. Рекомендуется
периодически разбирать и промывать в бензине или ацетоне форсунку,
промывать в керосине или бензине каналы электромагнитного клапана,
очищать от грязи его сердечник, проверять состояние проводов и крепле-
ние приборов управления подогревателем.

Для удаления нагара продувать сжатым воздухом котел, камеру сгора-

ния и газоход, предварительно отсоединив шланг подачи воздуха.

Следить за правильностью регулировки топливного насоса подогрева-

теля. Оптимальная подача топлива в камеру сгорания в эксплуатации
определяется по равномерному гудению пламени, устойчивой работе
подогревателя и отсутствию открытого пламени из газохода камеры сго-
рания.

Расход топлива следует регулировать редукционным клапаном топ-

ливного насоса. Для увеличения количества топлива, поступающего че-
рез форсунку в камеру сгорания, отвернуть на топливном насосе колпач-
ковую гайку, контргайку регулировочного винта и поворачивать винт впра-
во до выхода подогревателя на устойчивый режим работы.

По окончании регулировки регулировочный винт застопорить контргай-

кой и навернуть колпачковую гайку.

Работа подогревателя с открытым пламенем на выпуске недопусти-

В исключительных случаях при заполнении системы охлаждения в хо-

лодное время года горячей водой должны быть предусмотрены меры,
исключающие ее замерзание в жидкостном насосе насосного агрегата
подогревателя и трубах, соединяющих подогреватель с двигателем. Не-
допустимо наличие воздушных пробок в системе.

Проверка работоспособности подогревателя ПЖД-30 производится в

1) Освободить воздухозаборник насосного агрегата от защитного чехла.
2) Переключатель в кабине установить в положение 3 (рисунок 17). При

этом произойдет включение насосного агрегата и электронагревателя
топлива.

3) Через 1-2 минуты перевести рукоятку переключателя в положение 1,

которое соответствует включению электромагнитного клапана и свечи
подогревателя.

4) После розжига котла (о чем свидетельствует характерный гул) пере-

вести рукоятку переключателя в положение 2 (рабочий режим). при этом
подача высоковольтного напряжения на свечу зажигания прекращается.

5) Через 5-6 минут работы установить рукоятку переключателя в поло-

жение 3. При этом электромагнитный клапан закрывает подачу топлива,
горение прекращается и идет продувка камеры сгорания. Для обеспече-
ния, удаления продуктов сгорания из камеры, продувку необходимо осу-
ществлять в течение 20 с.

6) После завершения продувки перевести рукоятку переключателя в

положение 0, что соответствует выключению насосного агрегата.

7) На воздухозаборник насосного агрегата надеть защитный кожух.

4.2 ТРАНСМИССИЯ

4.2.1 Привод выключения сцепления и его регулировка
Привод выключения сцепления — гидравлический с пневмоусилением

показан на рисунке 18.

Свободный ход педали сцепления (5—7) мм регулируется болтом 5.
После регулировки свободного хода необходимо отрегулировать пол-

ный ход педали, обеспечивающий ход штока 9 ПГУ (Б=26,5—30,7мм.) с
помощью болтов 4 и 5.

В процессе эксплуатации при необходимости допускается подрегули-

ровка свободного хода изменением длины штока 7, отвернув контргай-
ку 6.

После замены рычага 8 или пневмогидроусилителя (ПГУ) 10 необходи-

мо, чтобы размер В между поршнем 12 и торцем цилиндра ПГУ был не
менее 35мм. Размер В регулируется следующим образом:

— вывести шток 9 из сферического углубления рычага 8. После выдви-

жения штока под действием пружины, минуя рычаг в крайнее положение,
повернуть рычаг 8 по часовой стрелке до выбора всех зазоров. В таком
положении плоскость А на рычаге 8 должна находиться между двумя
метками на штоке ПГУ (расстояние от плоскости А до конца штока д.б. не
менее 50мм). При невыполнении этого требования необходимо рычаг 8
переставить на шлицах вала сцепления;

— вставить сферическую головку штока 9 в гнездо рычага 8, утопив пор-

Привод сцепления при установке двигателя ММЗ и КП КамАЗ показан

При эксплуатации привода выключения сцепления необходимо выпол-

нять следующие проверки и регулировки:

1) Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления.
Свободный ход педали сцепления (5—7) мм регулируется болтом 5. В

процессе эксплуатации при необходимости допускается подрегулирова-
ние свободного хода изменением длины штока 7, отвернув контргайку 6.

2) Проверка и регулировка свободного хода муфты выключения сцепле-

Проверка свободного хода муфты осуществляется перемещением вруч-

ную рычага 8 вала вилки от регулировочной сферической гайки 9 толкате-
ля 10 поршня пневмоусилителя сцепления (при этом необходимо отсое-
динить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на
радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его следует отрегулировать с
помощью сферической гайки 9 толкателя поршня пневмоусилителя до
величины (4—5) мм. Это соответс твует свободному ходу муфты
(3,6±0,4) мм.

Читайте также: