Состояние процесса отражающее степень защищенности его участников от дтп и его последствий

Обновлено: 05.07.2024

Негативные последствия автомобилизации. Государ ственная система обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) в России. Основные направления государственных мер по обеспечению БДД

Во многих странах автомобильный транспорт развивается опережающими темпами по отношению к другим видам транспорта и отраслям экономики. Этому способствуют его объективные преимущества, связанные с чрезвычайной универсальностью в любых сферах использования, а также значительный прогресс в области дорожного строительства и технической модернизации транспортных средств.

Обеспеченность автомобильным транспортом в России резко возросла за последние 10 лет, хотя занимает лишь 46-е место в мире. В 2012 г. на каждую 1000 жителей страны приходилось 271 автомобиль, включая легковые автомобили, коммерческую технику - грузовики, маршрутки и т.д., что в 3 раза меньше, чем в США, самой автомобильной стране в мире, и почти в 2 раза меньше, чем в среднем по Европе. На 11-м месте Франция - 598 автомобилей, на 19-м - Германия - 564 автомобиля, на 26-м - Великобритания - 523 автомобиля. При сохранении темпов автомобилизации к 2020 г. её уровень в среднем по России вырастет до 350 - 360 автомобилей на 1000 жителей, а в крупных мегаполисах этот показатель может приблизиться к отметке в 500 автомобилей.

Массовое применение автомобильного транспорта влечёт за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организации отдыха и в других аспектах жизни общества.

К сожалению, социальное воздействие автомобилизации не является исключительно положительным. Процесс автомобилизации имеет ряд негативных аспектов в области безопасности дорожного движения, окружающей среды и потребления естественных ресурсов. Выгоды от автомобилизации и её негативные последствия оказывают существенное влияние на социально-экономическую сферу общества и требуют выработки и проведения системной государственной политики. В настоящее время негативные последствия автомобилизации по существу приняли глобальный характер. Автомобильный транспорт является мощным источником загрязнения природной среды, причём количест во выбросов в атмосферу от него определяется численностью автопарка и его техническим состоянием.

Согласно статистическим данным [1] 80% граждан Европейского союза проживают в городских районах, а 40% - в крупных городах с населением более 200 000 жителей. В своей повседневной жизни они пользуются одним и тем же пространством, а для передвижения - одной и той же инфраструктурой. Общественный транспорт, легковые автомобили, грузовики, велосипедисты и пешеходы используют одну инфраструктуру. В среднем житель Европы совершает 1000 поездок в год, причём в половине случаев на расстояние менее 5 км. Передвижение пешком и на велосипеде может послужить реальной альтернативой многим из таких перемещений на короткое расстояние. На городскую мобильность приходится 40% всех выбросов СО2 автомобильным транспортом и до 70% выбросов транспортом других загрязняющих веществ. Одно из трёх ДТП со смертельным исходом приходится на города. Проблемы, связанные с заторами движения, также сосредоточены в городах и вокруг них. Европейские города всё чаще сталкиваются с проблемами, обусловленными транспортом и дорожным движением. С развитием городов и ростом городских агломераций всё большую актуальность приобретает своевременное и качественное обслуживание населения, охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. В настоящее время в мире насчитывается более 1 млрд автомобилей. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.

Установлено, что один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем около 5 т кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на мировой парк автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие интенсивности транспортных потоков. Транспортные потоки растут вместе с ростом городов.

Общий выброс автомобильного транспорта Российской Федерации в атмосферу учитываемых вредных веществ в среднем по стране составляет 47%, а в ряде регионов на его долю приходится более половины всех выбросов.

По данным Минприроды среди мегаполисов Российской Федерации по объёмам выбросов от автомобильного транспорта лидирует Москва.

Годовые объёмы выбросов от автотранспорта в Москве составляют около 920 тыс. т. По этому показателю столица лидирует в антирейтинге самых загазованных городов России. На втором месте Московская область (750 тыс. т), а на третьем Краснодарский край (500 тыс. т).

В десяти самых загазованных автомобилями регионов входят Свердловская область (425 тыс. т), Ростовская область (420 тыс. т), Санкт-Петербург (380 тыс. т), Нижегородская область (335 тыс. т), Республика Башкортостан (335 тыс. т), Челябинская область (330 тыс. т) и Самарская область (320 тыс. т).

Следует заметить, что кроме прямого загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, есть косвенное загрязнение, которое связано с изготовлением, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Вещества автотранспорного происхождения воздействуют прежде всего на человека и растительный покров.

Для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду в условиях увеличения числа автотранспортных средств и повышения интенсивности движения на автомобильных дорогах Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г., утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р, предусматривается реализация следующих мероприятий:

  • - развитие сети автомобильных дорог общего пользования и увеличение их пропускной способности, в том числе строительство автодорожных обходов крупных населённых пунктов и реконструкция перегруженных движением участков;
  • - разработка и внедрение новых способов содержания, особенно в зимний период, автомобильных дорог общего пользования, позволяющих уменьшить отрицательное влияние противогололёдных материалов;
  • - развитие системы специализированного гидрометеорологического обслуживания, совершенствование методов прогнозирования и оперативного учёта меняющихся метеоусловий, которые позволят перейти от борьбы с гололедицей к её профилактике;
  • - обустройство автомобильных дорог федерального значения современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумо вого воздействия и загрязнения прилегающих территорий, установку шумозащитных экранов и защитных сеток, предотвращающих выход животных на проезжую часть;
  • - разработка и внедрение новых конструкций, материалов, технологий, которые позволят снизить пылеобразование и предотвратить водную эрозию, а также применение конструктивно-технологических решений, предотвращающих нарушение природных ландшафтов (эстакады, тоннели).

Реализация указанных мер будет осуществляться на основе повышения экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Для снижения вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду необходимо:

  • - обеспечить увеличение применения более экономичных автомобилей с более низким расходом моторного топлива;
  • - обеспечить экологическую безопасность автомобильного транспорта путём повышения технического уровня транспортных средств, впервые регистрируемых на территории России, усиления контроля за техническим состоянием эксплуатируемых автомобилей по экологическим показателям, ограничения выбросов климатических газов и утилизации отходов транспортных предприятий;
  • - перейти на мировые экологические стандарты в отношении потребляемого топлива, обеспечив возможность эксплуатации транспортных средств предыдущих поколений в течение переходного периода;
  • - перевести 50% автомобильных парков крупных городов на альтернативные виды топлива.

В ведении Российской Федерации находится:

  • - формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • - установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
  • - установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • - контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • - создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • - разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;
  • - образование федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;
  • - организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • - координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Безопасность дорожного движения - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. По российскому законодательству безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолётов, кораблей, поездов и т.п.), вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях - как правило, молодые и здоровые люди. В мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы.

Населёние, общественность, органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации озабочены современным состоянием аварийности на автомобильном транспорте, так как ежегодно на дорогах России погибает 30 - 35 тыс. человек и более 250 тыс. человек получают серьёзные ранения. Основные причины аварийности на автомобильном транспорте являются следствием общей политической, экономической и социальной ситуации в стране.

Основными направлениями органов власти и управления Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются:

Безопа́сность доро́жного движе́ния — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

По российскому законодательству безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. [1]

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (говорят также о безрельсовом транспорте). То есть исключаются например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.) [2] .

Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы. [3] Более 27000 погибает на российских дорогах [4] . , и более 40000 на дорогах США [5] , в пересчёте на количество автомобилей эти цифры означают в год 70 погибших в ДТП на территории России или 15 погибших в США на каждые 100 000 автомобилей [6] . По статистическим оценкам, с начала XX века на дорогах США погибли в ДТП более трех миллионов человек, что превышает все потери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1774 года).

Содержание

Разновидности ущерба

Смерть

Наиболее очевидный вид ущерба от ДТП — это гибель людей.

Однако, определение смертности в ДТП все равно не однозначно, и зависит, от различных, произвольно введенных критериев. Так, например, в США, в системе анализа смертности от ДТП [5] смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии (в разных штатах — до года). Например, если у водителя случился несмертельный сердечный приступ, в результате которого произошло ДТП и он погиб — это смертность от ДТП. Но, если было установлено, что в результате приступа водитель (или пассажир) умер еще до аварии — эта смерть не считается смертью от ДТП.

Критерий 30-дневного срока, конечно, несколько произвольный, но вынесение решений о причине смерти от ДТП иным образом сильно затруднено. Безусловно, такой критерий далеко не совершенен — пострадавший от ДТП, может умереть в больнице от неправильного лечения или банальной пневмонии, и это будет зафиксировано как смерть от ДТП, или наоборот, несколько месяцев цепляться за жизнь, но в конце концов умереть — и это не будет зафиксировано как смерть от ДТП, но в целом, такой критерий сейчас признан и используется в серьёзных статистических исследования.

Так, например, в США и Европе, в системах регистрации анализа смертности от ДТП [5] [7] [8] смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии. В России с 01.01.2009 г. также установлен 30-дневный период (до 01.01.2009 г. погибшими в ДТП считались лица, скончавшиеся в течение 7-ми суток с момента ДТП).


Среди других факторов, затрудняющих измерение смертности — ошибки и даже намеренные скрытие результатов регистрирующими (как правило, полицейскими) службами. Например, было установлено, что даже в достаточно благополучной и законопослушной Голландии, в период с 1996 по 2001 г. полиция не сообщила о 7 % смертей в случае аварий [9] . В менее благополучных странах можно ожидать меньшей аккуратности в регистрации смертности.

Вышеперечисленные факторы затрудняют анализ и сравнение данных по смертности между различными странами.

Травмы

Очень сложно установить, сколько людей получили травмы в результате ДТП. Выше показано, сколько сложностей может быть с определением смертности от ДТП, а определить и измерить количество и степень травм еще сложнее.

Травмы, не требующие госпитализации, часто не учитываются вовсе, а проведенное в Нидерландах сравнение числа госпитализированных пострадавших по данным полиции и общенациональной регистрации сектора здравоохранения [9] , показало, что полицией учитываются только порядка 40 % пострадавших.

Повреждение собственности

Меры обеспечения безопасности

Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий.

К активным мерам относят:

  • Разумное проектирование и расположение объектов дорожной сети.
  • Изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии.
  • Совершенствование организации движения.
  • Правила дорожного движения.
  • Контроль за соблюдением правил дорожного движения.
  • Обязательное прохождение государственного техосмотра.

К пассивным мерам относят:

  • Совершенствование технических средств транспортных средств и средств индивидуальной защиты:

обустройство автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел; повышение жесткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.

  • Использование приспособлений для защиты пешеходов.

Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий

На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность самых тяжелых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезда на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует заметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах, как правило, не велика.

При наличии разделительной полосы достаточной ширины или разделительного (барьерного) ограждения лобовое столкновение исключается. Однако в случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что в некоторых случаях приводит к не менее тяжелым последствиям.

Конструкция дороги, исключающая появление людей или животных на проезжей части, резко снижает вероятность столкновений с ними. В первую очередь это касается автомобильных дорог I технической категории (автомагистралей), на которых исключены пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью.

Выделение дополнительных полос для остановки и стоянки автотранспорта, а также для подготовки к поворотам налево или направо снижает вероятность наезда на неподвижные или движущиеся с малой скоростью автомобили.

Оборудование перекрестков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения подробно описывают условия безопасного движения. Много внимания уделяется ограничению скорости. Сказано о необходимости соблюдать необходимый интервал движения, но нормативно он не определен.

Контроль соблюдения правил дорожного движения

Cоблюдение ПДД является главным условием предотвращения ДТП. Обеспечение безопасности дорожного движения возложено на Госавтоинспекцию МВД России.

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Безопасность дорожного движения — избежание дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

15-05-23-Berlin-Sachsendamm-Tesla-RalfR-N3S 7354.jpg

По российскому законодательству безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [1] .

Жертвы современному Молоху, карикатура 1922 года, опубликованная в газете The New York Times. На спине стоящего на коленях и приносящего жертвы человека написано: Неосторожные и агрессивные водители.

Жертвы современному Молоху, карикатура 1922 года, опубликованная в газете The New York Times. На спине стоящего на коленях и приносящего жертвы человека написано: Неосторожные и агрессивные водители.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб (говорят также о безрельсовом транспорте). То есть исключаются, например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.) [2] .

Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью и жизни людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолётов, кораблей, поездов, и т. п.), вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, смертность в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) продолжает расти, составляя 1,35 миллиона случаев смерти в год [3] . В 2017 году на российских дорогах погибли 19 088 человек, что на 6% меньше, чем в 2016-м. [4] , и более 35000 на дорогах США,что превысило показатели предыдущего года на 7,2% [5] Показатель социального риска в 2016 году в России составил 13,8 погибшего на 100 тыс. населения, в то время как среднее значение в Европейском союзе составило 5 погибших. [6] . По статистическим оценкам, с начала XX века на дорогах США погибли в ДТП более трёх миллионов человек, что превышает все потери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1774 года).

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. В Российской Федерации с 2007 по 2016 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло 271 тыс. человек, 2,5 млн. человек были ранены, пострадали 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). Около 20 процентов пострадавших становятся инвалидами.

Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край или Республика Татарстан. [6]

По данным статистики аварийности Госавтоинспекции по итогам 2018 года зафиксировано увеличение на 1,2% (около 16,5 тыс. в абсолютных цифрах) по сравнению с 2017 годом числа автоаварий, совершённых с участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения. Также на 1,4% увеличилось число раненых в таких ДТП (22,3 тыс. человек). Число погибших осталось на уровне предыдущего года и составило 4 645 человек. Практически в каждой восьмой дорожной аварии виновники находились или под воздействием алкоголя или затем отказались от медицинского освидетельствования. [7]

За последние 10 лет на улицах и дорогах России погибли 86498 пешеходов и ранены 629183 пешехода. [6]

Читайте также: