Средний возраст виновников дтп

Обновлено: 30.06.2024

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / НЕОСТОРОЖНОСТЬ / УБИЙСТВО / ОСУЖДЁННЫЙ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ROAD TRAFFIC ACCIDENT / ROAD TRAFFIC OFFENCES / CRIMINAL PENALTY / NEGLIGENCE / MANSLAUGHTER / CONVICT / PSYCHO-DIAGNOSTICS / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONAL TRAITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна

Некоторые криминологические и индивидуально-психологические характеристики лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления в состоянии алкогольного опьянения

Криминологическая характеристика правонарушений, совершаемых при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения

Study of the personal Traits of Causers of Road Traffic incidents with Grave Consequences

The paper analyzes the factors contributing to the growth in the number of road traffic offenses committed by drivers under the influence of alcohol. The paper presents the results of empirical study of the personality characteristics of persons convicted for crimes connected with traffic violations and improper use of vehicles that resulted in manslaughter . The paper also offers a criminological and individual psychological assessment of the personality of convict of this category, who is serving his criminal sentence in a colony-settlement.In modern criminological and psychological literature there is a prevailing view that road traffic offenders (just as the rest of the criminals who committed offenses by negligence ) have socially integrated ersonalities, and defects in legal and moral consciousness are not typical for them. The current psychological research has led to the conclusion that a traffic accident with grave consequences is not just a result of the concatenation of negative circumstances in the life of an individual, in the absence of which he or she becomes indistinguishable from the majority of law-abiding citizens. The road traffic crime is a logical consequence, the product of predisposition and personal readiness to break the law. Hope is expressed that the results of the study set out in this paper can assist with the organization of preventive measures to improve road safety in the country.

психология личности: разные ракурсы анализа

different perspectives of analysis

Удк 159.923.2:343.9 ББк 88.573:67.408.134.2

Светлана Александровна Красненкова,

кандидат психологических наук, Управление Федеральной службы исполнения наказаний

Изучение личностных особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожно-транспортное преступление, уголовное наказание, неосторожность, убийство, осуждённый, психодиагностика, криминологические характеристики, личностные особенности.

Svetlana Aleksandrovna Krasnenkova

Study of the personal Traits of Causers of Road Traffic incidents with Grave Consequences

The paper analyzes the factors contributing to the growth in the number of road traffic offenses committed by drivers under the influence of alcohol. The paper presents the results of empirical study of the personality characteristics of persons convicted for crimes connected with traffic violations and improper use of vehicles that resulted in manslaughter. The paper also offers a criminological and individual psychological assessment of the personality of convict of this category, who is serving his criminal sentence in a colony-settlement.

In modern criminological and psychological literature there is a prevailing view that road traffic offenders (just as the rest of the criminals who committed offenses by negligence) have socially integrated personalities, and defects in legal and moral consciousness are not typical for them. The current psychological research has led to the conclusion that a traffic accident with grave consequences is not just a result of the concatenation of negative circumstances in the life of an individual, in the absence of which he or she becomes indistinguish-

© Красненкова С. А., 2015

able from the majority of law-abiding citizens. The road traffic crime is a logical consequence, the product of predisposition and personal readiness to break the law.

Hope is expressed that the results of the study set out in this paper can assist with the organization of preventive measures to improve road safety in the country.

Keywords: road traffic accident, road traffic offences, criminal penalty, negligence, manslaughter, convict, psycho-diagnostics, criminological characteristics, personal traits.

Законопроект об ужесточении наказания водителей в состоянии алкогольного опьянения как потенциальных виновников дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с тяжкими последствиями принят Госдумой в третьем окончательном чтении. Закон, определяющий уголовную ответственность водителей за управление автотранспортом в состоянии опьянения, вступит в силу с первого июля 2015 года.

лось на 6,8 %, раненых на 9,1 %, то количество погибших увеличилось на 8,4 % [14].

Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает при причинении тяжкого вреда здоровью, либо по неосторожности смерти человека, если указанные последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Специфика данной статьи состоит в том, что преступление предполагается неосторожным и даже несмотря на то, что его последствием является, порой, смерть, общественная опасность его невелика. В случае назначения наказания в виде реального лишения свободы в качестве исправительного учреждения для осуждённого определяется колония-поселение и лишь в отдельных случаях исправительная колония общего режима. Обвинение по статье 264 УК РФ предполагает указание места, времени, способа, мотива, последствий и иных обстоятельств совершения преступления. Необходимым является указание на то, какие пункты правил дорожного движения были нарушены и в чём это выражалось.

При этом одним из существенных недостатков действующей правоприменительной практики является формализованный подход к учёту внутренних факторов преступного поведения личности, когда истинные причины правонарушающего поведения при вынесении приговоров не учитываются. Указанный недостаток заложен в самом законодательстве, поскольку обвиняемого можно признать виновным без учёта мотивов, которыми он руководствовался, и целей, к которым стремился, совершая преступное деяние.

Humanities vector. 2015. Number 1 (41). personality psychology: Different perspectives of Analysis

В связи с этим важной задачей является научная оценка, анализ ситуации аварийности на дорогах, а также исследование индивидуально-психологических и криминологических особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом с целью разработки теоретических подходов к прогнозированию уровня аварийности и организации превентивных мероприятий, позволяющих повысить безопасность дорожного движения в стране.

самоуверенность, бравада, безапелляционность. Второму типу присущи такие личностные свойства, как небрежность, стремление минимизировать собственные интеллектуальные, волевые и физические усилия в процессе жизнедеятельности. Ю.М. Антонян отмечает, что среди неосторожных преступников, включая лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, меньше лиц с типичными для преступников чертами. По мнению автора, неосторожным преступникам присуща как фундаментальная черта личности склонность к возникновению тревоги, неуверенность в своих силах, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль [1, с. 488].

По результатам исследований ряда отечественных пенитенциарных психологов, лица, совершившие неосторожные преступления, являются относительно однородной категорией по своим психологическим особенностям. Их личностный профиль по тесту ММИЛ (прототип - ММР1) определяется выраженным пиком по шкале 7: фиксация тревоги и ограничительное поведение, при этом подъём по данной шкале свойственен практически каждому из неосторожных преступников. Повышение профиля по 7-й шкале при нормативном разбросе отражает преобладание пассивно-страдательной позиции. Сделан вывод, что такое психологическое качество, как тревожность, является фундаментальным и ведущим. Для них характерны интра-пунитивные реакции, т. е. возложение вины за произошедшее на себя, неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль [9, с. 155].

Чтобы подтвердить данную гипотезу, в ноябре-декабре 2013 года нами была предпринята попытка эмпирически выявить содержание предиспозиции и детерминанты личности осуждённых, отбывающих наказание за совершение преступлений по статье 264 УК РФ в состоянии алкогольного опьянения.

Эмпирическое исследование проводилось на базе колонии-поселения - ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области. Контент-анализ материалов личных дел осуждённых, сбор независимых характеристик, психодиагностическое изучение личностных качеств и степени криминальной заражённости позволили нам подготовить портрет осуждённого указанной категории.

Обоснованием для выбора теста явился факт возможности получить многогранную информацию об индивидуальности. Помимо указанного опросника использовался метод наблюдения, сбор независимых характеристик, а также беседа в виде нестандартизи-рованного интервью. Анализ полученных данных позволил обосновать особенности предиспозиции осуждённых.

Эмпирическую выборку составили 70 осуждённых, из них 69 лиц мужского пола, среднего возраста (до 40 лет) и одна женщина (23 года). Объём выборки был обусловлен исследовательскими задачами и ограниченным количеством осуждённых интересующей нас категории в исправительном учреждении. Типичный социально-психологический и криминологический портрет личности осуждённого указанной категории следующий.

Это, преимущественно, мужчина среднего возраста, что связано с устойчивым не-

равным соотношением мужчин и женщин, как среди водителей транспортных средств, так и осуждённых, отбывающих наказание за совершение преступлений по статье 264 УК РФ. Имеющий относительно невысокий уровень образования, чаще средний: 11 % осуждённых имели высшее, либо неоконченное высшее образование; 20 % - средне-специальное, 61,5 % - среднее; 8,5 % - неполное среднее образование. Занятый низкоквалифицированным трудом: у 40 % осуждённых в личных делах указаны рабочие специальности (плотник, слесарь, токарь, монтажник, электрик, стропальщик, тракторист, водитель, повар), либо такие профессии, как инженер-механик, оператор ЭВМ; 60 % специальности не имели, были заняты неквалифицированным трудом (грузчик, разнорабочий). Семейное положение: 72 % осуждённых в браке не состояли.

humanities vector. 2015. number 1 (41). personality psychology: different perspectives of Analysis

обстоятельства. Также следует отметить, что из лиц, признавших свою вину в ДТП, более 70 % причиной называют личную самоуверенность, самонадеянность.

Отвечая на вопросы, касающиеся вероятности амнистии и условно-досрочного освобождения, считали трудной свою ситуацию те, кто имеет решительных противников со стороны потерпевших, так как в соответствии с недавними изменениями в Уголовно-процессуальном Кодексе Российской Федерации

суд обязан извещать их о дате судебного рассмотрения ходатайства. Осужденные, имеющие непогашенные иски, желая быть освобождёнными досрочно, в беседе говорили о том, что могли бы компенсировать причинённый вред, но гарантии освобождения нет, поэтому иск погашать не спешат. Важно, что во время судебного следствия большинство оспаривали сумму морального вреда или не соглашались с ним. Это, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии раскаяния за фактическое убийство человека.

Полученные данные в корне не противоречат ранее проведённым исследованиям относительно характеристики личности осуждённых интересующей нас категории, а представленный портрет отчасти согласуется с социально-психологическими характеристиками, составленными в разное время специалистами в области криминологии и юридической психологии.

Действия водителей, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, часто не были обусловлены сложной обстановкой на дороге. Напротив, они её формировали, то есть не ситуация вынуждала виновного к определённым действиям, а личность превалировала над ситуацией, что более характерно для умышленных преступлений [7, с. 193].

Полученные результаты проведенного исследования послужили отправной точкой для более углубленного изучения личностных особенностей осуждённых по статье 264 УК РФ (части 3, 4, 5 , 6 - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека/двух или более лиц). Так в ноябре 2014 года нами было проведе-

Результаты свидетельствуют, что осуждённым интересующей нас категории в наибольшей степени свойственны импульсивность, склонность к риску при некой инди-видуалистичности, своеобразии поступков, а также характерны сочетание разнонаправленных тенденций: высокой поисковой активности и динамичности процессов возбуждения, с одной стороны, и выраженной инертности и неустойчивости, с другой. Психологически это может проявляться сочетанием высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности и быстрой истощаемости, что при неблагоприятных социальных условиях становится почвой для алкоголизации личности.

актуальность проведённых исследований. Список литературы

1. Антонян Ю. М. Криминология. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 523 с.

2. Вишки Л. Транспортные преступления и криминологические теории личности. М.: Фонд ВНИИ БД МВД России. СР-775. 214 с.

3. Воронин Ю. А. Типология личности преступников: дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1974. 185 с.

4. Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит, 1977. 144 с.

humanities vector. 2015. number 1 (41). personality psychology: different perspectives of Analysis

5. Иванова В. В. Предупреждение уголовно-наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения: дис. . канд. юрид. наук. М., 1995. 210 с.

6. Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб.: Пресс, 2003. 406 с.

7. Механизм преступного поведения / под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1981. 248 с.

8. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003.

9. Рабочая книга пенитенциарного психолога / под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1997. 208 с.

10. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М: ИПП-ИСП, 2000. 512 с.

11. Чучаев А. И. Транспортные преступления: проблемы квалификации и наказания: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1990. 27 с.

12. Щелкушкина Е. А. Психодинамика личности осуждённых за убийство: дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2011. 212 с.

1. Antonyan Yu. M. Kriminologiya. M.: Izd-vo Yurait, 2013. 523 s.

2. Vishki L. Transportnye prestupleniya i kriminologicheskie teorii lichnosti. M.: Fond VNII BD MVD Ros-sii. SR-775. 214 s.

3. Voronin Yu. A. Tipologiya lichnosti prestupnikov: dis. . kand. yurid. nauk. Sverdlovsk, 1974. 185 s.

4. Dagel' P. S. Neostorozhnost'. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy. M.: Yurid. lit, 1977. 144 s.

5. Ivanova V. V. Preduprezhdenie ugolovno-nakazuemykh narushenii pravil bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: dis. . kand. yurid. nauk. M., 1995. 210 s.

6. Korobeev A. I. Transportnye prestupleniya. SPb.: Press, 2003. 406 s.

7. Mekhanizm prestupnogo povedeniya / pod red. V. N. Kudryavtseva. M.: Nauka, 1981. 248 s.

8. Psikhologicheskaya diagnostika / pod red. M. K. Akimovoi, K. M. Gurevicha. SPb.: Piter, 2003.

9. Rabochaya kniga penitentsiarnogo psikhologa / pod red. A. I. Mokretsova, V. P. Golubeva, A. V. Shami-sa. M.: VNII MVD Rossii, GUIN MVD Rossii, 1997. 208 s.

10. Sobchik L. N. Vvedenie v psikhologiyu individual'nosti. M: IPP-ISP, 2000. 512 s.

11. Chuchaev A. I. Transportnye prestupleniya: problemy kvalifikatsii i nakazaniya: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk. M., 1990. 27 s.

12. Shchelkushkina E. A. Psikhodinamika lichnosti osuzhdennykh za ubiistvo: dis. . kand. psikhol. nauk. Ryazan', 2011. 212 s.

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Рассказываем о расследовании дорожных происшествий и их рассмотрении в суде.

ДТП происходит за считаные секунды, а расхлебывать приходится годами

ДТП происходит за считаные секунды, а расхлебывать приходится годами

После дорожно-транспортного происшествия многим сложно разобраться в юридических коллизиях, доследственных проверках, а также сроках давности и опротестования решений различных инстанций. Обиднее всего, если из-за незнания всех тонкостей пострадавшему в аварии не удаётся добиться справедливости. Вместе с автоюристом Львом Воропаевым раскрываем всю внутреннюю кухню этой системы.

Степень тяжести вреда здоровью определяет судмедэксперт. Тяжкий вред — это, как правило, вред, опасный для жизни человека, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа, а также неизгладимое обезображивание лица, значительная или полная утрата трудоспособности. Средний вред — длительное расстройство здоровья, значительная утрата общей трудоспособности менее чем на треть. Лёгкий вред — кратковременное расстройство здоровья, незначительная стойкая утрата трудоспособности.

Административный коридор

После совершения аварии разбираться в нём начинает дознаватель. На это ему даётся от одного до шести месяцев (срок может быть и меньше, если в ситуации всё предельно ясно). За это время он должен опросить всех участников ДТП, свидетелей, а также инициировать проведение судмедэкспертизы (если она нужна).

Фото: Евгения Бикунова (инфографика)

Напомним, все эти действия должны уложиться в один год — именно таков срок давности по административным правонарушениям по статье 12.24 КоАП РФ. Помните вопиющий случай, когда женщина, протаранив чужой автомобиль на парковке и уехав с места ДТП, осталась безнаказанной? Тогда добиться успеха при обжаловании несправедливого, на взгляд пострадавшей стороны, решения не удалось именно из-за истечения сроков давности.

Наказание по ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ: при лёгком вреде здоровью — до 5000 рублей штрафа или лишение прав до 1,5 года; при среднем вреде здоровью — штраф до 25 000 рублей или лишение прав до 2 лет.

Уголовный коридор

Допустим, на этапе проведения медэкспертизы выяснилось, что вред, нанесённый пострадавшему в результате ДТП, был тяжким. В такой ситуации дело об административном правонарушении закрывается, а вместо него возбуждается уголовное — по части 1 статьи 264 УК РФ.

Первый этап работы над уголовным делом — доследственная проверка, которая может длиться до 30 дней. Второй — предварительное следствие, в рамках которого в течение двух-трёх месяцев проводятся опросы участников, свидетелей, а также экспертизы и следственные эксперименты.

— Отмечу, что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. До трёх месяцев этот срок может быть продлён руководителем соответствующего следственного органа, — уточнил автоюрист. — Если же расследование представляет какую-то особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту может продлить его до 12 месяцев. Ещё дольше оно может длиться только в исключительных случаях — например, по указанию СК Российской Федерации.

Финалом становится обвинительное заключение, которое передаётся на утверждение прокурору.

— Затем назначается судебное заседание. Причём в отличие от рассмотрения дела об административном правонарушении здесь сроки не установлены — в зависимости от сложности могут назначить день и в пределах двух месяцев и более, — добавляет Лев Воропаев. — Решение суда первой инстанции можно обжаловать, в течение 10 дней подав апелляционную жалобу в вышестоящий суд. Если и тут желаемого результата добиться не получится, подаётся кассационная жалоба в Президиум регионального суда. Причем её можно подать в течение неограниченного времени, а не 10 дней, как на предыдущей ступени. Срок в год предусмотрен только для случаев, когда обжалование может ухудшить положение обвиняемого — например, отменить оправдательниый приговор или усилить наказание. Ну, а следующая ступень — кассационная жалоба в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации.


В 2014 году более 11,5 тыс. водителей были осуждены в России за тяжкие ДТП. Этот показатель оказался значительно ниже, чем годом ранее, хотя смертность на дорогах осталась на прежнем уровне. Причиной тому стала амнистия в честь 20-летия Конституции РФ, которая позволила избежать наказания тысячам водителей. Новая амнистия в честь Победы в ВОВ поможет уйти от какой-либо ответственности подавляющему большинству виновников тяжких ДТП.

Из них 4307 человек устроили тяжкие ДТП с ранеными и погибшими в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Этот показатель за год практически не изменился. Между тем ситуация может улучшиться по итогам этого года. С 1 июля будет введена уголовная ответственность за сам факт езды в пьяном виде. По замыслу властей это должно заставить водителей реже садиться за руль пьяными.

Кого осуждают за тяжкие ДТП

В отчете ВС содержатся подробные сведения о том, кто именно попадает на скамью подсудимых по данной статье. Так, среди 11 696 осужденных оказалось 793 женщины, в том числе 26 пенсионерок.

Что касается в целом возраста водителей-преступников, то среди них нашлось 63 подростка в возрасте 14–17 лет, что, впрочем, почти вдвое меньше, чем в 2013-м. А самая большая категория осужденных — 4895 человек — люди в возрасте 30–49 лет.

Под суд в прошлом году также пошли 217 граждан из стран СНГ и 89 представителей дальнего зарубежья. У семи человек какого-либо гражданство не оказалось вовсе.

Почти все осужденные являлись жителями того места, где и совершили тяжкое ДТП, хотя, к примеру, статистика сообщает, что на скамью подсудимых отправились и семь бомжей.

Подавляющее большинство виновников тяжких аварий — более 8 тыс. человек — имеют только среднее или среднее-специальное образование. Более тысячи человек, то есть каждый десятый, даже не смогли закончить среднюю школу.

Неудивительно, что и среди профессий осужденных с огромным отрывом лидируют безработные (4479 человек, из которых официально безработными числятся лишь 60 человек) и представители рабочих специальностей (4623 человека).

Также в прошлом году под суд за ДТП попали 114 военнослужащих, пять адвокатов и нотариусов, 112 государственных и муниципальных чиновников, 99 сотрудников СКР, прокуратуры и других правоохранительных органов, что на 20 человек меньше, чем годом ранее.

При этом статистика, по всей видимости, не учитывает полицейских, которых увольняют со службы, как правило, сразу после инцидента и под суд они уже идут как безработные. Такая же практика широко распространена и при совершении преступлений сотрудниками других силовых ведомств и служащими.

Как осуждают за тяжкие ДТП

Минувший год не изменил тенденцию предыдущих лет, согласно которой большинство осужденных за тяжкие аварии могут рассчитывать на значительно более мягкое наказание, чем это теоретически предусмотрено законом.

В статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) во всех шести пунктах указывается, что все деяния совершены водителями по неосторожности, то есть неумышленно. На мягкость судебной системы также серьезно влияет и отсутствие нижних границ наказания осужденных. Поэтому даже пьяные водители, совершившие ДТП с несколькими погибшими, получают в лучшем случае половину от максимально возможного срока, который, согласно п. 6, предусматривает до девяти лет лишения свободы.

Несправедливость ситуации наконец-то заметили и в Госдуме. Уже с 1 июля пьяным водителям, устроившим смертельные аварии, будет сложнее рассчитывать на небольшой срок — для них в УК появится четкая граница минимально возможного наказания.

По ч. 4 ст. 264 УК РФ (один погибший) будут давать не просто до семи лет лишения свободы, а уже от двух до семи лет, а по ч. 6 — от четырех до девяти лет.

Особенно гуманность российского правосудия видна при анализе каждого отдельного пункта ст. 264 УК РФ.

По ч.1 (ДТП с тяжело раненным, наказывается лишением свободы до двух лет лишения свободу) за решетку из 2803 осужденных попали всего 99 человек. Из них 80 получили наказание до года колонии, а остальные от одного до двух лет.

По ч. 2, которая наказывает за то же деяние уже пьяных водителей (до четырех лет лишения свободы), картина схожая. Из 2203 осужденных реальный срок получила лишь треть — 766 человек. Подавляющая часть осужденных получила не больше двух лет колонии и всего один (!) человек осужден на срок более трех лет.

По ч. 3, по которой судят трезвых водителей, устроивших смертельную аварию (до пяти лет лишения свободы), осуждены больше всего автомобилистов — 3941. Здесь реальный срок в колонии получила уже почти половина подсудимых — 1848 человек. При этом половина из них — 926 человек сели всего на срок от одного до двух лет, а 325 человек осуждены на срок менее года. Наказание в виде лишения свободы свыше трех лет получили всего 99 человек.

Пьяные водители, устроившие смертельные аварии (п. 4, до семи лет лишения свободы), уже, как правило, отправлялись за решетку — 1481 человек из всего 1843 осужденных отправились в колонию. Здесь большая часть водителей получила всего от двух до трех лет колонии. При этом стоит отметить, что, как и в случае с ч. 3, по данной части почти всех осужденных направляли в колонии-поселения, где режим несопоставимо мягче по сравнению с обычной колонией.

Чаще всего избежавшим ответственности удалось примириться с родственниками погибших и пострадавших, благодаря чему из-за примирения сторон суд закрывает дело.

Лишь по самым тяжелым пунктам, за смертельные аварии с двумя и более погибшими, совершенные трезвыми (ч. 5) и пьяными водителями (ч. 6), закон более-менее строг, хотя и тут виновники получают значительно меньше, чем могли бы. Реальные сроки здесь получает львиная доля осужденных, хотя даже за такие преступления некоторые умудряются избегать серьезного наказания — по ч. 5 таковых набралось 170 человек, и даже по ч. 6 шесть пьяных водителей избежали колонии.

В новом году в связи с принятием масштабной амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, под амнистию попадут почти все водители-преступники.

Согласно тексту постановления, принятому в конце апреля, на нее смогут рассчитывать все, кто совершил преступление по неосторожности и получил до пяти лет лишения свободы. Отдельные основания для выхода на свободу появятся и у отдельных категорий граждан, например пенсионеров, несовершеннолетних и других льготников.

Будут прекращены уголовные дела, еще не поступившие для рассмотрения в суд, а также на свободу смогут выйти уже осужденные водители, которым осталось сидеть менее года — таких окажется довольно много, учитывая небольшие сроки наказания.

В конечном итоге российские колонии будут практически очищены от водителей-убийц. На свободу не смогут выйти только виновники самых тяжелых аварий, а почти все, кто совершит ДТП в период действия акта амнистии, смогут на законных основаниях избежать наказания — в 2014 году лишь 127 приговоров водителям, то есть около 1%, предписывали наказание более пяти лет лишения свободы.

Читайте также: