Срок службы дисков автомобиля

Обновлено: 05.07.2024

Я озвучу основные особенности стальных дисков, их плюсы и минусы, о которых постоянно говорят. А главное выскажу мнение, насколько эти аспекты реальны и существенны в жизни, а еще подведу итог, зачем вообще нужны стальные диски и когда в них есть смысл.

Действительно, стальные диски выдерживают большие нагрузки, чем легкосплавные и кованые. Точнее, они просто не колются при ударах, не трескаются, и действительно могут эксплуатироваться после ремонта в полевых условиях, что ни раз подтверждалось на практике. Другой вопрос, насколько в нынешней реальности этот аспект востребован у автовладельцев? Сколько их реально выезжает на сложные маршруты, откуда невозможно легко эвакуироваться?

2. Стальные диски ржавеют, а литье дольше сохраняет внешний вид.

Действительно, в случае повреждения ЛКП стальной диск довольно быстро ржавеет в наших "соленых" условиях. Однако нельзя утверждать, что легкосплавные диски не ржавеют. точнее, не окисляются. Присмотритесь к поврежденным "литым" дискам и обратите внимание, что многие из них покрыты окислами, что делает их не менее уродливыми. Другой вопрос, что "литье" реже повреждают, чем стальные на бездорожье или при установке грузиков, а значит есть шанс, что они дольше сохранят внешний вид. И не на всех еще разводы видны.

3. Стальные диски тяжелее, а значит будет хуже управляемость, разгон, накат, а подвеска будет испытывать большие нагрузки, что может стать причиной быстрого выхода из строя сайлентблоков, стоек стабилизатора или других узлов.

4. Стальные диски хуже балансируются, а значит будет проявляться биение на руле и дополнительные нагрузки на ходовую часть.

Абсолютная чушь! Качественные диски отлично балансируются, независимо от их типа. Я видел и литье, которое было невозможно хорошо отбалансировать, видел и стальные диски, с которыми почти не требовались дополнительные грузики при балансировке.

5. Стальные диски намного дешевле литых, а значит их не так жалко ставить для поездок на бездорожье, а также для зимней эксплуатации.

Бинго! Это основной плюс стальных дисков - доступность, дополненная той самой простотой и практичностью. Может быть они заржавеют раньше, чем окислятся литые, но вы всегда можете их покрасить за сущие копейки или попросту заменить на новые. В том числе и при повреждении о бордюры, камни или другие неприятности.

6. Стальные диски менее красивы, чем легкосплавные.

Не спорю! Стальные диски сложно сделать с "бритвами" или "стрелками", или с "мишками" (я и такие видел). Это не значит, что со стальными дисками автомобиль смотрится хуже - некоторые автомобили выглядят со сталью на колесах очень даже стильно, а литье, например, может их испортить. Другой вопрос, что легкосплавных дисков много и можно подобрать что-то подходящее.

P.S. Про множественный выбор я пошутил. Новые условия сертификации легкосплавных дисков сделали нереальным ввоз большого количества вариантов. Я попытался найти для себя на зиму недорогие, но симпатичные легкосплавные диски, но все равно вернулся к стальным.

Теперь выводы : Кто бы что ни говорил, стальные диски - это, прежде всего, просто дешево. Покупать на зиму комплект дорогих дисков я не хочу, ставить для зимы штатное "литье" - тоже не хочу, чтобы оно летом выглядело красиво, а не зацвело окислами, недорогого литья в России почти не осталось, не считая уродливых дисков, которые во всех магазинах как на стройрынках - у всех одинаковые и убогие.

Например, легкосплавные диски, которые мне понравились, стоят в районе 20-25 тысяч за диск. Ставить их для езды по соли - это дикость. Установленные на мой пикап ISUZU D-Max стальные диски Off-Road Wheels стоят в магазине Автовентури меньше 5 тысяч за диск.

Ну и зачем мне изобретать велосипед!? Летом красуемся на литье, зимой работают стальные диски - их тупо не так жалко, вот и вся философия, при этом выбор есть на любой внедорожник или пикап .

Для автомобиля колеса важны не меньше двигателя и рулевого управления. От них зависят комфорт и безопасность поездки, сохранность ходовой части и расход топлива, маневренность и уровень шума. Рассказываем, как выбрать диски на машину, которые прослужат долго.

Когда нужна замена дисков?

Колесные диски могут служить также долго, как и автомобиль. Однако на практике — их хватает на 3–5 лет. Самая популярная причина замены — повреждение из-за сильного удара. Ямы и посторонние предметы на дороге могут лишить вашу машину колеса за считанные секунды. Также на диски влияет и физический износ. Это основная причина трещин, сколов и других деформаций. Не забывайте про коррозию — простая ржавчина губит сталь, а химическая реакция с солью и противогололедными составами разъедает алюминий.



Когда приходит время подобрать диски на автомобиль, а когда можно обойтись ремонтом? Если вам нужно отбалансировать колесо, убрать вмятину глубиной до сантиметра и покрасить детали, обращайтесь на СТО. В других случаях понадобятся новые диски. Также не соглашайтесь заваривать трещины. При сильном нагреве структура металла меняется — прочность уменьшается. Поэтому диск может не выдержать очередную яму или динамичный разгон.

Ближе к зиме многие задумываются не только о шинах, но и о колесных дисках, дабы собрать "зимний комплект" и не заниматься два раза в год "бортировкой". Но каким дискам лучше отдать предпочтение и что важно иметь в виду при их покупке?

Литые или штампованные?

С "летним" комплектом все вроде понятно: литые диски выглядят более эстетично, к тому же крепче штампованных, хотя они и дороже, а также не столь ремонтопригодны. А вот на зиму многие предпочитают покупать как раз "штамповку", мотивируя это тем, что не так жалко подвергать ее испытаниям дорожными реагентами. Второй аргумент – зачем тратиться на дорогой второй комплект легкосплавных дисков, если можно взять более дешевые стальные.


Своя логика в этом есть, хотя заметим, что если жалко (переплачивать за дорогие диски или видеть, как они страдают), всегда можно взять просто "бэушное" "литье" попроще – сэкономите и деньги, и нервы, но при этом получите все те же преимущества в виде большей прочности и меньшей массы. А если отдадите предпочтение рисунку с большими "окнами" между лучами, получите еще один бонус: использовать браслеты противоскольжения и чистить колеса от забившегося внутрь снега будет заметно проще, чем в случае со "штамповкой".

Какие параметры принципиальны, а какие – не очень


В идеале стоит брать диски, полностью соответствующие спецификациям вашей модели автомобиля. Но часто по тем или иным причинам приходится подбирать что-то близкое. Какие из параметров принципиально важны, а какие – не очень?


Разумеется, "разболтовку" не обойти – количество отверстий и диаметр их расположения должны соответствовать тому, что требуется. Если у вас 5х100, 4х108 не поставишь. Иногда, впрочем, разница не так принципиальна (те же 4х108 против 4х110). Теоретически диск можно и "напялить" на ступицу, вот только в этом случае шпильки или болты принимают на себя дополнительную нагрузку, а это уже вопрос безопасности. Вряд ли стоит рисковать. Конечно, есть вариант рассверливания дополнительных отверстий или использования переходников на ступицу, но это, равно как и изменение вылета с помощью проставок, может быть решением для спорта и тюнинга, но не для рядового автомобилиста.


Следующий важный параметр – диаметр центрального отверстия (DIA). Он точно не может быть меньше положенного, иначе колесо просто не встанет на ступицу. Зато он может быть больше, но при этом необходимо использовать специальное уплотнительное (центровочное) кольцо. Без него центровка колеса становится сложнее (хотя при применении болтов/гаек сферической или конусной формы возможна), к тому же повышается нагрузка на сам крепеж.

Наконец, одним из важнейших параметров является вылет колесного диска (ЕТ) – так называется расстояние (в миллиметрах) между плоскостью крепления диска и его центральной осью. Вылет может быть нейтральным, отрицательным или положительным.


Значительное изменение вылета в сторону расширения колеи (выступания диска наружу) относительно заводского может повлечь за собой негативные последствия. Во-первых, в том, что касается управляемости (по сути, изменяются согласованные заводом параметры установки колес). Во-вторых, это приводит к повышенной нагрузке на ступичные подшипники. Но понятно, что несколько миллиметров разницы погоды не сделают.

Также надо помнить о том, что изменение вылета приводит к смещению колеса наружу или внутрь кузова, так что важно убедиться, что оно не будет контактировать с элементами подвески или рулевого управления, тормозными суппортами или кузовом.

Это же касается и посадочной ширины обода (J), которая указывается в дюймах. Если выбираемый диск шире стандартного, стоит убедиться, что он без проблем встанет на автомобиль. И конечно, на данный параметр следует обращать внимание применительно к ширине используемых шин. Например, если вы имеете покрышки шириной 185 мм, то стоит искать диски с посадочной шириной обода 5,0-6,0 дюймов. Если же ширина шин 205 мм, то ищите диски с J 6,0-7,0.


Посадочный диаметр диска также выбирается исходя из того, какие шины планируется использовать и какие варианты технически возможны для вашего автомобиля. Колеса меньшего диаметра могут просто не встать (будут упираться в тормозные механизмы), а большего – цеплять за арки или контактировать с деталями ходовой части.

В целом при подборе неоригинальных дисков стоит посмотреть, какие альтернативные параметры предлагает сам производитель, а также воспользоваться таблицами (программами) по подбору дисков и шин. А перед покупкой, если позволяют обстоятельства, "примерить" диск, чтобы убедиться в том, что он без проблем встанет как на переднюю, так и на заднюю ось.


Важный технический нюанс: при покупке литых дисков могут понадобиться специальные болты (гайки) с соответствующей формой (она может быть плоской, сферической или конусной). Не забудем и про длину болтов (шпилек). Штатные могут оказаться слишком короткими для литых дисков, которые толще штампованных.

При необходимости – восстановить


На рынке огромное количество новых или б/у дисков малоизвестных марок. Рекомендуем все же отдавать предпочтение проверенным брендам или оригинальным штатным дискам, устанавливавшимся на конвейере. И при ограниченном бюджете выбирать фирменные б/у диски, нежели новый "ноунейм". В этом случае вы получаете колеса с заведомо известным качеством, а это вопрос и безопасности. Правда, при двух важных условиях: это действительно "оригинал", а не подделка под него, и диск не восстановлен после серьезного повреждения, в результате чего могла пострадать его прочность. Как правило, опытный специалист в состоянии определить и первое, и второе.


Вообще при покупке б/у дисков, особенно литых или кованых, рядовому автомобилисту может быть сложно оценить их состояние, в частности, заметить скрытые повреждения или деформации. Именно по этой причине важно оговаривать с продавцом условия гарантии/возврата и после покупки показать колеса специалистам – для этого можно обратиться в мастерские по ремонту дисков.


"Эстетика" (повреждения ЛКП, сколы, внешняя локальная коррозия) влияет на внешний вид, но не так страшна с точки зрения эксплуатации и безопасности, как нарушение геометрии диска и тем более его прочности. Как известно, легкосплавные диски и "варят", и "правят", вопрос лишь в технической возможности и экономической целесообразности таких работ.


Купил и поставил – что дальше?

Самое главное: через 200-250 км после установки на автомобиль следует проверить, не ослаб ли крепеж колес. Особенно это касается более "мягких" литых дисков.


Второй вопрос: как хранить второй комплект, когда он не стоит на автомобиле? Сбортированные на дисках колеса – горизонтально, столбиком или же подвесив за диски. Если колеса разобраны, то шины надо ставить вертикально (желательно на специальных стеллажах) и каждые несколько недель поворачивать, меняя точку опоры. Для резины желательно, чтобы она хранилась в темном прохладном, не очень влажном (50-60%) месте.

Диски не так чувствительны к условиям хранения, однако очень желательно перед отправлением на зимовку промыть их, избавив от грязи с помощью специальной химии. А вот зимнему комплекту по окончании сезона точно не помешает тщательная мойка, чтобы избавить диски от агрессивных дорожных реагентов.

Рейтинг лучших штампованных дисков для авто на 2022 год


Особенности штампованных образцов

Главной их особенностью можно назвать улучшенную ремонтопригодность. В том случае, когда на литые обода воздействуют чрезмерные нагрузки, они достаточно легко разрушаются и лопаются, а штампованные образцы лишь деформируются. Отсюда ясно, что при сильном ударе штамповка только погнется, потеряв первоначальную форму, которую легко можно будет восстановить в любом шиномонтажном цехе. В силу своей пластичности, штамповки в целом предохраняют все авто от повреждений, так как при воздействии ударной силы принимают ее реторсию большей частью на себя, при этом защищая конструктив подвески.

Отдельно можно высказаться о цене: она намного ниже, чем у литых образцов, что связано с простотой технологии изготовления (разница составляет минимум 2 порядка). Отличить штампованные обода от литых всегда можно за счет их внешнего вида – большей частью они выглядят менее привлекательно и эстетично, нежели литые. Однако и этот факт может стать достоинством – вряд ли какой-нибудь профессиональный автовор позарится на колеса с подобными штампованными частями.

Преимущества и недостатки штампованных ободов

Для изделий любого автопроизводителя, изготавливающего диски по методу штампования, присущи следующие положительные свойства:

К существующим недостаткам рассматриваемых комплектующих возможно отнести:

  • Сравнительно большая масса колеса – после установки вес колеса возрастет, что повлияет на расход топлива и управляемость;
  • Увеличение тормозного пути – действительно, для колес на штампованных дисках он будет больше, нежели у колес на литых ободах;
  • Балансировка – данное качество для колес наверняка снизится;
  • Противостояние ржавчине – при возникновении очагов коррозии придется проводить постоянную профилактику ободов по данному направлению.

ВАЖНО! Большинство автолюбителей не считают вышеуказанные минусы очень существенными и готовы мириться с ними, тем более в условиях суровых реалий российских автодорог.

Срок службы дисков

Колесные обода вполне способны прослужить также долго, как и весь автомобиль. Однако, практика показывает, что их обычно хватает на 3-5 лет и самая частая причина их замены – деформация вследствие сильного механического воздействия. Ямы, возвышения, посторонние предметы, оказавшиеся на пути во время езды – все они могут лишить машину колеса в один момент. Также, на диски может влиять и банальный физический износ – именно он становится причиной образования сколов, трещин и иных деформаций. Еще одной причиной станет коррозия металла – обычная ржавчина очень быстро разъедает структуру стали, а при езде по дороге, где рассыпаны химические противогололедные реагенты (соль, например), легко придет в негодность и алюминиевый обод.

Специалисты считают, что балансировка колес, устранение вмятин с глубиной до одного сантиметра, покраска — не являются достаточными поводами для полной смены диска. Для решения подобных проблем достаточно обратиться в любую СТО. В остальных случаях – предпочтительнее произвести замену.

Надзор за надлежащим состоянием штампованных ободов

Общее качество штамп-дисков прежде всего визуально можно определить по качеству их лакокрасочного покрытия. Если ЛКМ выполнено на основе порошковой эмали, то это говорит о неплохом качестве. Подобные составы напыляются специальным малярным устройством под воздействием электротока. Этот способ окрашивания предохранит изделие от негативного воздействия влаги, химически агрессивных противогололедных веществ, не допустит образования очагов коррозии. Тем более, что эмалевый порошок с высокой степенью плотности адгезирует с металлом и он слабо подвержен механическим трещинам и сколам, и иным дефектам (например, при ударах мелкими камешками).

Естественно, что при постоянной езде по российским дорогам, диски будут требовать периодического осмотра. Их следует проверять на наличие мелких царапин и трещин, кои потребуется своевременно обрабатывать. Срок службы штамповок также продлит их регулярное окрашивание антикоррозийными составами.

Трудности выбора штампованных дисков

Обычно, главным резоном, руководствуясь которым, автолюбитель выбирает штампованные диски, является их цена. Однако, и при их покупке следует обратить внимание на некоторые качественные характеристики, дабы в дальнейшем машина смогла вести себя нормально на дороге, легко управлялась и долго не требовала ремонта.

Этот параметр является одним из главнейших и прямо влияет на динамику и скорость любой машины. Каждый автолюбитель должен уяснить, что в счет снижения веса колесных ободов возможно получить плавный ход для своего транспортного средства, повысить его максимальную скорость, а управляемость сделать более безопасной и легкой. Но для достижения подобного динамического эффекта, следует понимать как некоторые параметры будут влиять на общую ситуацию.

Данные показатели являются теми силами, которые воздействует на автомобиль в процессе его движения. Показатель разницы между этими силами должен быть уравновешен. Подрессоренная масса включает в себя части и элементы машины, которые размещены между кузовом и рессорой. И противоположно – к неподрессоренной массе относится все то, что располагается между дорожным полотном и автомобильной рессорой. Таким образом, если пропорционально распределить эту разницу, то можно повысить плавность хода, эффективность торможения, а также общие динамические свойства машины.

В момент наезда автомобиля на дорожное препятствие, максимальная сила удара распространяется не на кузов, а на колесо. Только потом, посредством амортизатора, остаток ударной волны переходит на кузов, возвращая колесо к прежнему динамическому состоянию. Практический опыт говорит о том, что со снижением неподрессоренной массы машины, возможно понизить ударную волну, приходящуюся на кузов, при том, что маневрирование станет более комфортным и плавным. Однако, подобной процедурой не стоит злоупотреблять, ибо слишком маленькая неподрессоренная масса (при соотношении с массой кузова), повысит время возврата в первоначальное состояние колеса после принятия удара. При движении в благоприятную погоду это, в принципе, не отразится на безопасности езды, но на скользкой или мокрой дороге риск попадания в занос значительно увеличится.

Любой мотор может выдавать только определенное количество энергии за отрезок времени. Таким образом, чем тяжелее окажутся автомобильные колеса, тем большая мощность потребуется от двигателя на их раскрутку, что означает уменьшение объема остающейся энергии, требующейся на быстроту разгона. Если исходить из данных статистики, то мощность авто увеличивается примерно на 1%, если масса всех колес понизится в целом на один килограмм. Отсюда явно проистекает правило: для быстроты разгона лучше выбрать штампованные диски, т.к. они легче литых вариаций.

Согласно практическим расчетам, понижение веса для каждого колеса на один килограмм приведет к уменьшению массы в салоне на 40 килограмм. В качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию: при уменьшении веса каждого колеса на 4 килограмма (что выполнить несложно, если принять во внимание вес кованного диска), то плавность движения станет такой же, как если бы в салоне присутствовали 4 пассажира. При этом, характеристики для разгона останутся прежними.

ВАЖНО! Указанные выше фирмы специализируются в основном на выпуске дисков с диаметром в 12,13,14 дюймов. Конечно, имеются модели и на 15 и на 16 дюймов, но их ассортиментный ряд несколько сужен.

Рейтинг лучших штампованных дисков для авто на 2022 год

На радиус 14 дюймов

Данный образец является продукцией итальянского изготовителя. Компания своими силами осуществляет как проектирование, так и производство. В фирме имеются собственные металлопрокатные мощности, что позволяет удешевить продукцию, ибо весь производственный цикл сосредоточен в одном месте. Рассматриваемая модель имеет 5 отверстий для крепления и вылет на 35 миллиметров. Точная геометрия способствует повышению управляемости на сложных дорогах. Разлет в отверстиях для крепления эквивалентен действующим европейским нормативам, что облегчает монтажный процесс. Обод имеет надежную защиту от возникновения коррозии. Рекомендованная стоимость для розничных сетей – 2200 рублей.

Читайте также: