Стартер ст130а3 на какую машину

Обновлено: 05.07.2024

Более долговечны, при этом чуть дешевле (420–450 тыс., Ю — 300) болгарские стартеры, которые ВАЗ всегда покупал из-за нехватки самарских. В отличие от последних, болгарский является точной копией самого первого СТ-221 (только крышка у него теперь алюминиевая). Правда, его обгонная муфта плунжерной конструкции служит недолго, но, поскольку и она, и тяговое реле, и другие узлы в сборе взаимозаменяемы с самарскими, с этим можно смириться.

БАТЭ"), и его нижнее плечо укорачивается, а верхнее удлиняется. Поэтому контакты тягового реле замыкаются уже чуть раньше, чем шестерня войдет в зацепление с венцом маховика. В большинстве случаев зацепления так и не происходит, и после многократных попыток пустить двигатель якорь, раскручиваясь до предельных оборотов, перегревается и идет вразнос. При удачных попытках, когда шестерня, быстро вращаемая тяжелым якорем, "влетает" в зацепление с венцом маховика, на валу возникает значительная боковая сила, разбивающая опорную втулку в картере сцепления на "Самаре". А на "Жигулях" иногда даже отламывается "клюв" крышки. Впрочем, низкое качество стартеров БАТЭ частично компенсируется их невысокой ценой — 310–330 тыс. (Ю — 225).

* Здесь и далее приведены прежние, традиционные названия заводов.

а — 35.3708–01 (КЗАТЭ); б — 4211.3708–02 (АТЭ-3).

Знак, свидетельствующий о сертификации в Госстандарте России (не путать с эмблемой завода-изготовителя!).

Эмблемы заводов (слева направо): КЗАТЭ; АТЭ-3; БАТЭ; ЭМЗ.

(БАТЭ); б — 42.3708 (БАТЭ).

Стартер БАТЭ для автомобилей ВАЗ (стрелкой показано смещение рычага вверх с изменением соотношения его плеч).

Надежный пуск двигателя возможен при вращении коленчатого вала с частотой 60-80 оборотов в минуту. Получение такой частоты вращения в ручную требует от водителя значительных усилий. Для облегчения работы водителя при пуске применяют электрические стартеры.

Устройство стартера

Стартер серии СТ-130 А3 используемый на автомобиле ЗиЛ-4314 выполняется с электромагнитным включением и дистанционным управлением. Номинальное напряжение стартера 12В. Электродвигатель стартера представляет собой четырех полюсную машину постоянного тока последовательного возбуждения. Полюса и корпус изготавливают из мягкой стали. На каждом полюсе закреплена катушка обмотки возбуждения, состоящей из двух ветвей. В каждую ветвь включено последовательно две катушки. Катушки изготавливаются из голого медного провода прямоугольного сечения. Межвитковая изоляция изготовлена из плотной бумаги. Каждая катушка после намотки оплетается хлопчатобумажной лентой и пропитывается лаком. Два конца параллельных ветвей обмотки возбуждения соединены и выведены на контактный болт, закрытый резиновым чехлом. Два других конца присоединены к двум изолированным щеткам, установленным в щеткодержателях. Щеткодержатели крепятся к крышке винтами, изолированы от нее прокладками из гетинакса. Две другие щетки (массовые) установлены в щеткодержателе, соединены с корпусом. В крышке имеются окна для осмотра щеточно-коллекторного узла. Герметичность полости корпуса обеспечивается кожухом с резиновой прокладкой. Крышка и промежуточная опора крепятся к корпусу винтами. В крышках и опорной шайбе установлены три бронзовых подшипника скольжения в которых вращается вал якоря. Обмотка якоря состоит из 29 секций. В каждой секции один виток. Концы секции припрятаны к пластинам коллектора. Секции выполняют из голого медного провода прямоугольного сечения. Для изоляции секций от железа используют электротехнических картон. Осевой люфт вала якоря регулируют изменением толщины регулировочной шайбой, которая удерживается упорным кольцом, с замочным кольцом.


Рис. 1 - Стартер СТ-130 А3:

1 - неподвижный контакт тягового реле; 2 - подвижный контакт; 3 - тяговое реле; 4 - якорь тягового реле; 5 - регулировочный винт-гайка; 6 - рычаг включения стартера; 7 - винт для регулирования хода зубчатого колеса; 8 - крышка стартера со стороны привода; 9 - упорное кольцо; 10 - зубчатое колесо стартера; 11 - муфта свободного хода; 12 - вал якоря; 13 - муфта; 14 - корпус; 15 - якорь; 16 - коллектор; 17 - крышка со стороны коллектора; 18 - щетка; 19 - обмотка возбуждения; 20 - магнитный полюс.

Электромагнитное реле стартера имеет втягивающую и удерживающую обмотку, намотанные на латунную втулку. Удерживающая обмотка обмотана поверх втягивающей и ее сопротивление больше. Обмотки имеют один общий конец, который соединен с выводом, закрепленным на пластмассовой крышке. второй конец втягивающей обмотки соединен с корпусом, который является магнитопроводом реле. Внутри латунной трубки, на которой намотаны обмотки реле, свободно перемещается якорь. Пружина удерживает якорь в исходном положении. Контактный диск изолирован от штока, на котором он установлен, изоляционными шайбами и втулкой. Диск может перекашиваться и перемещаться за счет сжатия пружины. Такое конструктивное решение обеспечивает хороший контакт диска с контактными болтами. Пружина удерживает шток с диском в исходном положении (контакты разомкнуты).

Реле стартера воздействует на механизм посредством рычага, на который при втягивании якоря, внутрь реле давит на палец. Рычаг вращается вокруг эксцентриковой оси, при которой регулируется положение шестерни привода в момент замыкания с диском. Нижний конец рычага имеет вид вилки, которая входит в канавку разрезной втулки. При включении стартера рычаг давит на правую сторону втулки и пружину, перемещает механизм привода по ленточной нарезке на валу якоря до ввода шестерни в зацепление с венцом маховика. Для лучшего осуществления зацепления шестерни и венец маховика имеют зубья закругленной формы со скосом на торце.

Пружина позволяет осуществлять перемещения рычага влево для отключения питания стартера в случае, если происходит заклинивание шестерни привода в венце маховика. Механизм привода защищен крышкой.

Механизм привода снабжен роликовой муфтой свободного хода, которая обеспечивает передачу крутящего момента от вала якоря на маховик. Устроена муфта следующим образом. Втулка, имеющая на внутренней поверхности шлицы для перемещения на валу якоря, жестко соединена с обоймой. Цилиндрическая поверхность ступицы шестерни и фигурные углубления обоймы имеют четыре клинообразных паза, в которых размещены ролики. Ролики посредством плунжеров слегка прижаты пружинами к суженным концам пазов. С противоположной от плунжеров стороны в пружины вставлены упоры. Шайбы ограничивают перемещение роликов. Весь механизм за кожухом. Бронзовые втулки установлены для уменьшения трения при вращении шестерни привода на валу якоря


В любом автомобиле предусматривается система запуска двигателя. она служит для вращения двигателя со скоростью, при которой возможен его запуск. Система включает в себя несколько составных элементов, среди которых неотъемлемым является стартер. ЗИЛ-130 тоже им оснащается. Что же, уделим данному элементу детальное внимание.

Назначение и устройство

Итак, для чего служит этот механизм? Стартер нужен для создания необходимого крутящего момента коленчатого вала при запуске двигателя. Питается механизм от аккумуляторной батареи автомобиля. В конструкцию стартера ЗИЛ-130 входят:

  • Корпус.
  • Подвижный и неподвижный контакт реле.
  • Якорь.
  • Катушка реле.
  • Шестерня привода.
  • Защитный кожух.
  • Регулировочный винт хода шестерни.
  • Рычаг.
  • Упорное кольцо.
  • Муфта привода и свободного хода.
  • Вал.
  • Защитная лента.
  • Крышка стартера.
  • Коллектор.
  • Обмотка возбуждения.

ремонт стартера зил

Ниже рассмотрим, как действует данный механизм.

Принцип работы

Рабочий процесс стартера ЗИЛ-130 можно разделить на несколько этапов:

  1. Соединение шестерни привода с маховиком.
  2. Запуск стартера.
  3. Отсоединение шестерни от венца маховика.

Сам рабочий цикл механизма является кратковременным. Данный механизм не участвует при последующей работе мотора, а способствует лишь его запуску. Если рассматривать принцип работы стартера ЗИЛ-130 более подробно, это будет выглядеть следующим образом:

Особенности механизма

Какой тип стартера устанавливается на ЗИЛ-130? На советские грузовики всегда устанавливались механизмы редукторного типа. Не исключением стал и автомобиль ЗИЛ-130. Редукторный стартер включает в себя планетарный редуктор, который состоит из нескольких шестерне.

стартера зил 130 фото

Все они помещаются в корпусе механизма. благодаря планетарному редуктору увеличивается усилие крутящего момента, необходимое для того, чтобы провернуть вал. Чем примечателен такой тип стартеров? Редукторный механизм имеет больший коэффициент производительности. Также он меньше потребляет тока при холодном запуске мотора. Редукторный стартер, устанавливаемый на ЗИЛ-130, имеет компактные габаритные размеры. При этом он сохраняет все эксплуатационные характеристики в случае падения пускового тока аккумуляторной батареи.

Технические характеристики

Схема подключения

Подключение стартера ЗИЛ-130 производится достаточно просто. Так, механизм имеет четыре вывода.

стартера зил фото

Первый – это подключение реле стартера ЗИЛ-130. Второй вывод идет на втягивающую катушку. Третий – это клемма дополнительного сопротивления. При использовании дополнительного реле, данный вывод не подключается. Четвертый – это подача плюсового напряжения от аккумулятора.

Техническое обслуживание стартера

Для стабильной и продолжительной работы данного механизма нужно регулярно выполнять его техническое обслуживание. Осмотр состояния должен производиться через каждые 16 тысяч километров (при выполнении ТО-2):

  • Проверяется плотность присоединения проводов к выводам АКБ и стартера.
  • Подтягиваются болты крепления механизма к двигателю.

ремонт зил 130

При каждом четвертом ТО-2 выполняются следующие операции:

  • Демонтируется стартер и продувается сухим сжатым воздухом от содержащейся пыли. В случае сильного загрязнения, механизм разбирается детально для чистки.
  • Осматривается коллектор. Его рабочая поверхность не должна быть подгорелой и иметь механических повреждений. В случае наличия подгара, элемент протирается тряпкой, предварительно смоченной в бензине. Также коллектор очищается от пыли (если таковая там имеется). В случае если коллектор подгорел серьезно, следы можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой. Чистота обработки составляет 1,25. Минимальный диаметр механизма после обработки – 38 миллиметров.
  • Проверяются щетки стартера. Они должны свободно двигаться в щеткодержателях, без каких-либо заеданий. Также заменяется высота щеток. Замер выполняется от рабочей поверхности до места соприкосновения пружин. В случае если высота составляет менее семи миллиметров, выполняется ремонт стартера ЗИЛ-130. В данном случае это замена щеток на новые. При необходимости подтягиваются винты, что крепят наконечники щеток к щеткодержателям.
  • Производится проверка состояния контактов реле. Контактная коробка не должна содержать пыли. В противном случае она подвергается чистке. Если контакты подгорели, их аккуратно зачищают при помощи напильника, а затем мелкозернистой наждачной бумаги. В случае износа контактных болтов на участке, где они соприкасаются с диском, элементы прокручиваются ключом на 180 градусов.
  • Проверяется характер перемещения привода по валу якоря. Если элемент двигается трудно, его следует очистить от грязи. Это делается при помощи той же тряпки, что была смочена в бензине. Затем привод слегка смазывается машинным маслом.
  • Измеряется зазор между упорным кольцом и шестерней. Он должен быть в пределах от одного до двух с половиной миллиметров при условии полностью вытянутого якоря реле.

стартера зил 130

Как регулируется зазор между упорным кольцом и шестерней?

В случае если зазор не соответствует норме, необходимо выполнить следующие операции:

  • Извлечь перемычку, что соединяет болт на корпусе стартера с реле.
  • Открутить четыре винта и извлечь реле с крышки со стороны привода. Также извлекается якорь и сам регулировочный винт. Последний в случае высокого зазора вкручивается на один или несколько оборотов. При малом зазоре - наоборот, выкручивается. Один оборот данного винта перемещает шестерню относительно оси якоря на 1,7 миллиметра.
  • Далее устанавливается на место реле. Для этого нужно сдвинуть рычаг в сторону корпуса. В рычаг должна свободного войти ось серьги винта. Реле устанавливается на место и закручиваются все четыре болта.
  • Ставится на место перемычка. Ее следует затянуть.
  • Проверяется зазор и при необходимости снова корректируется.

ремонт стартера зил 130

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет стартер на ЗИЛ-130, как он работает и обслуживается. Данный механизм достаточно надежный. В случае проведения регулярного ТО, стартер не будет требовать серьезного ремонта.

Стартер CT130A3 устанавливается на автомобиле ЗИЛ-133Г2 и представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока сме­шанного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту свободного хода.

Стартер СТ130А3 ЗИЛ-133

Рис. 14.7. Стартер СТ130А3:

1 - неподвижный контакт тягового реле; 2 - подвижный контакт тягового реле; 3 - катушка тягового реле; 4 - якорь тягового реле; 5 - регулировочный винт; 6 - защитный кожух рычага; 7 - рычаг; 8 - винт регулировки хода шестерни; 9 - крышка стартера со стороны привода; 10 - фильц; 11 - фигурная шайба; 12 - замковое кольцо; 13 - упорное кольцо; 14 - шестерня привода; 15 - муфта свободного хода; 16 - промежуточная опора; 17 - вал якоря; 18 - корпус; 19 - якорь; 20 - коллектор; 21 - крышка со стороны коллектора; 22 - щетка; 23 - обмотка возбуждения; 24 - гака М6; 25 - шпилька стяжная; 26 - винт крепления щеточного канатика; 27 - пружина щеткодержателя; 28 - щеткодержатель.

Якорь 19 (рис. 14.7) стартера состоит из пакета пластин, набранного из листо­вой электротехнической стали и установ­ленного на валу 17, обмотки и коллектора 20. Вал вращается в трех бронзографито­вых втулках, установленных в крышках 9 и 21 корпуса 18 и в промежуточной опоре 16. На крышке 21 установлены 4 щетко­держателя^ с щетками 22 и пружинам 27.

В корпусе стартера установлены 4 по­люса с обмотками 23 возбуждения. На крышке со стороны привода установлено электромагнитное тяговое реле с выключа­телем. Тяговое реле служит для ввода и удержания шестерни 14 привода в зацепле­нии с зубчатым венцом маховика двигате­ля, включения электрической цепи старте­ра и закорачивания секции добавочного ре­зистора. Катушка 3 тягового реле состоит из двух обмоток: втягивающей и удержи­вающей.

При повороте ключа выключателя зажигания по часовой стрелке в по­ложение пуска двигателя включается электрическая цепь дополнительного реле РС502, через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь 4 тяго­вого реле под воздействием электро­магнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага 7 вводит в зацепление шестерню, а в конце хода замыкает контакты 1 и 2 электрической цепи стартера, одно­временно закорачивая втягивающую обмотку реле и секцию добавочного резистора катушки зажигания.

После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ выключа­теля зажигания. При этом размыка­ется цепь вспомогательного реле и тя­говое реле выключается под действием возвратной пружины.

Техническая характеристика стар­теров, устанавливаемых на автомо­били семейства ЗИЛ-133:

СТ130АЗ СТ142Б
Номинальное напряжение, В 12 24
Номинальная мощность, л.с. 2,4* 10,5**
Пусковая мощность, л.с. 1,4* 6,5**
Параметры режима холостого хода при номинальном напряжении:
потребляемый ток, А, не более 90 130
частота вращения якоря, об/мин, не менее 3400 -
Параметры режима полного торможения при номинальном напряжении на клеммах:
тормозной момент, кгс м 2,25* 5**
напряжение на выводах, В, не более 8* 8**
потребляемый ток, А, не более 700* 800**
Нагрузка щеточных пружин на щетки, кгс 1,0-1,4 1,5-2,0

* С батареей 6СТ-90ЭМС.

** С двумя батареями 6 СТ-190ТР.

Устройство и работа стартера СТ142Б

Применяется для пуска дизельных дви­гателей автомобилей ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ (рис. 14.8, а). Стартер изготавливается в герметичном исполнении, поэтому возмож­ность попадания внутрь грязи, влаги и любых других посторонних тел или ве­ществ практически исключена.

Герметизация стартера достигнута при помощи резиновых уплотнительных колец 2, 4, 11, 13 и 16 круглого сечения. Вывод­ные болты стартера тягового реле уплот­нены резиновыми шайбами. Крышка со стороны коллектора выполнена без смотро­вых окон. Для предупреждения попадания в стартер посторонних частиц со стороны двигателя якорь тягового реле уплотнен резиновым сильфоном, а вал в промежуточном подшипнике - резиновой армированной манжетой.

Стартер СТ142Б представляет собой четырехполюсный четырехщеточный элек­тродвигатель постоянного тока последо­вательного возбуждения с электромагнит­ным тяговым реле и приводом с храповой муфтой свободного хода. Принцип дейст­вия стартера такой же, как н стартера CT130A3.

Существенной отличительной чертой стартера СТ142Б является привод с хра­повой муфтой свободного хода (рис. 14.8, б). Все детали привода сидят на направляю­щей втулке 26 с прямыми шлицами по вну­треннему диаметру и винтовыми шлица­ми по наружному диаметру. На винтовых шлицах втулки 26 сидит ведущая половина 31 храповой муфты. Ведомая половина 36 муфты выполнена за одно с приводной ше­стерней. Для обеспечения вращения в ве­домую половину' 36 запрессованы две самосмазывающиеся втулки из специального графитированного томпака.

Прилегающие друг к другу торцы поло­вин 31 и 36 муфты свободного хода снаб­жены храповыми зубцами, допускающими проворачивание ведомой половины 36 от­носительно веду'щей половины 31 в направ­лении вращения якоря стартера и препят­ствующими проворачиванию в противо­положном направлении. Спиральная пру­жина 30, находящаяся внутри корпуса 28, прижимает ведущую половину 31 муфты к ведомой половине 36 и обеспечивает хра­повое зацепление. Ведомая половина 36 удерживается в корпусе 28 пружинным зам­ковым кольцом 33.

Корпус 28 выполнен заодно с втулкой отводки. Проволочное замковое кольцо 25, находящееся в канавке направляющей втулки 26, предохраняет корпус 28 от пере­мещения вдоль втулки 26. В корпусе 28 под пружиной 30 находится стальная шай­ба 29 и буферная резиновая шайба 27, амортизирующая удар при включении стартера.

Привод стартера имеет устройство для автоматической блокировки храповой муф­ты в расцепленном состоянии в промежут­ке времени между пуском двигателя и вы­ключением стартера, когда происходит пробуксовка. Внутри ведомой половины 36 муфты находятся три сухаря 35 в виде сегментов, изготовленных из пластмассы. Сухари расположены равномерно по ок­ружности ведомой половины 36. Сухари имеют радиальные отверстия, в которые входят направляющие штифты 34, запрес­сованные в ведомую половину 36. Цилин­дрическая наружная поверхность сухарей 36 имеет большую коническую фаску. В ве­дущую половину 31 муфты запрессова­на стальная втулка 32 с внутренней кони­ческой поверхностью, Втулка 32 прилега­ет своей конической поверхностью к фас­кам сухарей 35 и прижимает последние к направляющей втулке 26.

Привод работает следующим образом. В момент включения тяговое реле посред­ством рычага перемещает привод вдоль шлицев вала и вводит шестерню в зацепле­ние с венцом маховика. Когда приводная шестерня входит в зацепление, замыкают­ся контакты тягового реле и включается стартер.

Стартер СТ142Б ЗИЛ-133

Рис. 14.8. Стартер СТ142Б:

1 - крышка реле; 2, 4, 11, 13, 16 - резиновые кольца; 3 - обмотка реле; 5 - сердечник реле; 6 - рычаг; 7 - эксцентриковая ось; 8 - привод; 9 - крышка со стороны привода; 10 - упорная шайба; 12 - держатель промежуточного подшипника; 14 - якорь; 15 - корпус; 17 - коллектор; 18 - крышка со стороны коллектора; 19 - фильц; 20 - щетка; 21 - траверза; 22 - обмотка возбуждения; 23 - перемычка; 24 - контактный болт; 25 - замковое кольцо; 26 - втулка направляющая; 27 - буферная шайба; 28 - корпус; 29 - шайба; 30 - пружина; 31 - ведущая половина храповой муфты; 32 - втулка; 33 - замковое кольцо; 34 - штифт; 35 - сухарь; 36 - ведомая половина храповой муфты.

Крутящий момент стартера передается на шестерню привода через шлицевое со­единение вала с направляющей втулкой 26, далее через винтовые шлицы на ведущую половину 31 муфты и через храповое за­цепление на ведомую половину 36 муфты и шестерню привода. При передаче вращения через винтовые шлицы возникает осе­вое усилие, прижимающее полумуфты 31 и 36 друг к другу. После того как частота вращения шестерни, а следовательно, и ве­домой полумуфты 36 превысят частоту вра­щения ведущей полумуфты 31 (в случае, если пуск двигателя закончился, но стар­тер еще не выключен), последний выйдет из контакта с ведомым, сжав при этом пру­жину 30. Вместе с ведущей полумуфтой 31 отодвигается втулка 32 с внутренним ко­нусом, освобождая сухари 35, которые под действием центробежных сил переместятся по направляющим штифтам в радиальном направлении и заблокируют храповую муф­ту в расцепленном состоянии, предохра­няя ее от износа. После выключения стар­тера ведущая полумуфта 31 под действием пружины 30 вновь прижимается к ведомой полумуфте 36 и втулка 32 возвращает су­хари в исходное положение.

Если шестерня привода не входит в за­цепление из-за того, что зубья уперлись в торцы зубьев венца маховика, привод работает следующим образом. В момент упора продольное перемещение шестерни привода по валу стартера прекращается. Вместе с шестерней останавливается и ве­дущая половина 31 муфты, а корпус 28 привода вместе с направляющей втулкой 25 продолжает перемещаться вдоль шли­цев вала, сжимая пружину 30. При про­дольном перемещении направляющей втул­ки 26 винтовые шлицы, на которых сидит ведущая половина 31, заставляют послед­нюю поворачиваться, зубья шестерни при­вода сходят с торцов зубцов венца махови­ка и шестерня входит в зацепление.

Разборная конструкция привода с хра­повой муфтой допускает замену деталей и обеспечивает ремонтоспособность.

Шестерня привода стартера СТ142Б не может выйти из зацепления с венцом маховика при единичных вспышках в отдельных цилиндрах двигателя, когда процесс пуска не закончился. Пока стар­тер не выключен, его шестерня остается в зацеплении.

Техническое обслуживание стартера

Для обеспечения надежной и безот­казной работы стартера необходимо содержать его в чистоте и выполнять основные правила технического об­служивания.

При каждом втором ТО-2 необхо­димо проверить: затяжку болтов креп­ления стартера к двигателю, и если требуется, подтянуть их; надежность присоединений и чистоту наконечни­ков проводов к выводам стартеров л аккумуляторной батареи, так как стартер потребляет большой ток, вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в цепи стартера приводят к большому паде­нию напряжения и снижению мощно­сти стартера.

Через каждые 50 ООО км npooeia дополнительно выполнить следующие операции:

снять стартер с двигателя Снять крышку со стороны коллектора и про­верить состояние щеточно-коллектор­ного узла. Рабочая поверхность кол­лектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В случае загрязнения или значитель­ного подгорания рабочую поверх­ность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устра­нить, то зачистить коллектор стеклян­ной шкуркой зернистостью 80 или 100. Если и после этого следы подго­рания не будут устранены, то стар­тер разобрать и проточить коллектор на станке. Чистота обработки должна быть не ниже Ra 1,25 мкм. Мини­мальный диаметр коллектора для СТ130A3-38 мм, дл я СТ142 Б 53 мм. Щетки должны свободно и без заеда­ний перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные до высоты 6—7 мм для CT130A3 и 13 мм для СТ142 Б, следу­ет заменить;

проверить затяжку винтов крепле­ния наконечников щеточных кантиков к щеткодержателям и при необ­ходимости подтянуть их;

продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом. Установить крыш­ку со стороны коллектора на место; для стартера CT130A3 снять крышку-реле и проверить состояние контакт­ной группы реле стартера. В случае значительного подгорания контактен их следует зачистить мелкозернистой шкуркой. При износе контактных бол­тов их следует повернуть на 180'';

при необходимости проверить и от­регулировать стартер. Для этого подсоединить батарею к выводным зажимам обмоток реле стартера и массе. При втянутом якоре реле и отсутствии перемещения шестерни в сторону коллектора зазор между шестерней и упорным кольцом должен быть в пределах 1,5—3,5 мм; зазор регулируется винтом 5 (см. рис. 14.7). Винт 8 служит для установки шестерни в исходное положение. При этом расстояние от торца шестерни до привалочной плоскости стартера должно быть равным 33,5—35 мм. При затрудненном перемещении привода вал якоря очистить от грязи ветошью, смоченной в бензине, и слегка смазать маслом, применяемым для двигателя;

Стартер не работает (при его включении свет фар не ослабевает)

Проверить цепь и устранить неисправность

Проверить цепь реле и устранить неисправность

Сдать стартер в ремонт

Протереть коллектор ветошью, смоченной в бензине, или зачистить его стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях. Проверить состояние щеточных пружин и в случае неисправности заменить их.

Сдать стартер в ремонт

Стартер не прокручивает коленчатый вал двигателя или прокручивает его с недостаточной для запуска частотой вращения

Зарядить, сдать в ремонт или заменить батарею

Очистить и затянуть наконечники проводов на клеммах

Зачистить контакты реле стартера

Вал якоря вращения с большой частотой, а коленчатый вал двигателя неподвижен

Заменить венец маховика

При включении стартера слишком часто повторяющиеся щелчки тягового реле стартера.

Заменить реле стартера

Стартер после запуска двигателя не отключается

Разобрать стартер и устранить причину заедания

Заменить или отремонтировать неисправное реле

у стартера СТ142Б снять крышку реле. Проверить состояние контактной группы. Подгоревшие контакты зачистить мелкозернистой шкуркой. При значительном износе диск повернуть, а контактные болты заменить;

проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря. При затрудненном перемещении привода доступную часть вала очистить от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ- 201, -202, -203. Если после этого за­едание не устраняется, необходимо разобрать стартер и устранить причи­ну заедания.

Через каждые 100 000 км пробега автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ до­полнительно необходимо проделать следующие операции: разобрать стартер; заменить смазку (ЦИАТИМ- 201, -202,-203) на шлицевой части вала и в приводе;

вынуть заглушки и добавить тур­бинное масло Т22 (допускается приме­нение масла для двигателя) в масля­ные резервуары крышек со стороны коллектора, привода и промежуточ­ного подшипника;

установить заглушки на место;

очистить привод от грязи и добавить смазку. Для этого вдвинуть шестер­ню в привод, залить в корпус привода масло, применяемое для двигателя, и сделать 5—10 движений шестерни вдоль оси привода, после чего масло вылить. Указанную операцию повто­рить 2—3 раза;

в случае износа вкладышей со сто­роны шестерни привода до радиуса 19,4 мм, а в крышке со стороны коллектора до радиуса 16,3 мм их необходимо заменить. Внутренний диаметр расточенных новых вкладышей равен соответствен­но 19 +0, 045 и 1б +0, 035 мм.

Возможные неисправности старте­ра и способы их устранения приведе­ны в табл. 14.5.

Разборка и сборка стартера СИЗО АЗ

С торца крышки 21 отвернуть 2 гайки М6 и отвернуть и снять 2 шпильки 25 (см. рис. 14.7); снять крышку 21.

Отвернуть винты 26 и, приподняв пружины 27, вынуть щетки 22 из щеткодержателя; снять траверзу.

Отвернуть 4 винта и снять защит­ный кожух 6. Расшплинтовать и вы­нуть штифт, соединяющий якорь реле с рычагом привода. Снять корпус тягового реле в сборе.

Отвернуть гайку оси рычага приво­да и вынуть ось из крышки. Вынуть якорь стартера вместе с приводом из крышки 9, при этом снять с шейки вала якоря регулировочные шайбы (при их наличии) и фигурную шайбу 11 с буртиком. Легким ударом по тор­цу цилиндрической упорной шайбы 13 сдвинуть ее в сторону привода и снять с помощью отвертки пружинное зам­ковое кольцо 12 с вала якоря. Снять привод с вала якоря. Снять промежу­точную опору.

Сборка стартера — в обратном по­рядке. Перед сборкой необходимо смазать маслом, применяемым для двигателя, шейки вала якоря, винто­вые шлицы, по которым перемещают­ся привод и фильцы.

При сборке необходимо обеспечить, чтобы центрирующие канавки на кор­пусе и промежуточной опоре находи­лись против отверстия в крышке со стороны привода. Это достигается пу­тем установки фиксирующего штифта радиуса 02,8 -0,12 , который после сборки удаляется.

Разборка и сборка стартера СТ142Б

Отвернуть гайки и снять перемычку 23 (см. рис. 14.8). Отвернуть 4 гайки крепления траверзы на крышке 18. Отогнуть замковые шайбы, отвернуть 4 болта и снять крышку 18.

Отвернуть винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверзе и снять щетки и траверзу.

Отвернуть 2 винта с фланца и вы­нуть ось 7 рычага. Отвернуть 4 винта и снять крышку со стороны привода реле вместе с якорем реле. Отогнуть замковые шайбы, отвернуть 5 болтов и снять крышку со стороны привода.

Вынуть из крышки привод 8 и ры­чаг 6. Снять держатель промежуточ­ного подшипника и вынуть из корпу­са якорь стартера.

Сборка стартера — в обратном по­рядке.

Контрольная проверка стартера

Исправность стартера, правиль­ность его сборки и регулировки опре­деляются проверкой стартера на хо­лостом ходу и в режиме полного торможения.

Схема проверки стартера ЗИЛ-133

Рис. 14.9. Схема проверки стартера:

Для проверки стартера на холостом ходу необходимы: низковольтный аг­регат или заряженные аккумулятор­ные батареи, вольтметр со шкалой 0—30 В, амперметр с шунтом до 1000 А (для CT130A3) или 3000 А (для СТ142Б) и тахометр с шкалой до 10 000 об/мин.

Схема включения стартера для проверки показана на рис. 14.9. Для проверки целесообразно использовать стенд мод. 532М. Силу тока и частоту вращения якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера. Большой потребляемый ток и пониженная час­тота вращения могут быть вызваны пе­рекосами в результате неправильной сборки стартера, замыканием обмот­ки на массу или замыканием между витками. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на за­жимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях про­водов или ослаблении пружин щеток.

Проведение проверки стартера при полном торможении длится короткое время. Если величина тормозного мо­мента и сила потребляемого стартером тока ниже нормальной, то это указы­вает (при нормальном напряжении на зажимах стартера) на плохие контакты внутри стартера или слабое натяже­ние пружин щеток. При пониженном напряжении на зажимах стартера это указывает на плохой контакт в про­водах или на неисправность батареи.

Стартер Зил СТ-2А

Пуск двигателя ЗИЛ-375 осуществляется с помощью стартера СТ2, а двигателя ЗИЛ-375Я4 — стартером СТ130.
Стартер СТ2 герметизирован резиновыми уплотнителями и установкой металлического колпака со стороны коллектора, а стартер СТ130 — пылебрызгозащищенный.
Стартеры представляют собой электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения. Включение стартеров дистанционное, через вспомогательные реле. Посадочные места и подсоединительные размеры стартеров одинаковые.
Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя автомобиля Урал не должна превышать 10 с. Если двигатель не пустился, через 30-40 с повторить пуск. После трех-четырех неудавшихся попыток проверить систему питания и зажигания и устранить неисправность.
Как только двигатель начнет работать, немедленно отпустить кнопку стартера, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу.
Запрещается включать стартер при работающем двигателе и прокручивать трансмиссию стартером.
Вспомогательное электромагнитное реле РС502 служит для включения тягового реле стартера.
Технические данные реле РС502:
Номинальное напряжение – 12 В.
Напряжение включения – 9 В.
Напряжение выключения 3-4 В.
Сопротивление обмотки – 30 Ом.
У реле зазор между зачищенными контактами должен быть не менее 0,4 мм, регулируют подгибом ограничителя. Зазор между якорем и сердечником катушки при замкнутых контактах должен быть не менее 0,2 мм. Напряжение включения регулируют увеличением или уменьшением натяжения пружины, которое обеспечивается подгибанием хвостовика держателя.

Техническое обслуживание стартера СТ

При техническом обслуживании необходимо проверить состояние коллекторно-щеточного узла и контакты реле. При загрязнении или подгаре поверхность коллектора протереть тряпкой, смоченной в бензине, или прочистить мелкозернистой стеклянной шкуркой.
Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях. Щетки заменять, если они износились по высоте до 7 мм. Усилие щеточных пружин проверять динамометром.
Проверка состояния контактов реле, величины осевого люфта якоря стартера и вылета шестерни привода стартера должна проводиться в мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.

Ремонт стартера СТ

Разборка. Стартер, подлежащий ремонту, очистить от грязи и разобрать в следующей последовательности:

  • для снятия тягового реле у стартера СТ130 снять крышку тягового реле, расшплинтовать палец серьги сердечника реле и вынуть его, снять прокладку крышки, защитную пластину и резиновую прокладку силового реле, отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть болты крепления;
  • для снятия тягового реле у стартера СТ2 отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть винты крепления тягового реле к крышке со стороны привода, отсоединить серьгу регулировочного винта от рычага привода, при необходимости разобрать тяговое реле;
  • снять защитную ленту (СИЗО) или защитный колпак (СТ2), отсоединить провода щеток, вынуть щетки из щеткодержателей, вывернуть стяжные болты и снять крышку со стороны коллектора и корпус стартера;
  • вынуть ось рычага привода, снять рычаг, отвернуть винты крепления промежуточного подшипника к крышке со стороны привода и вынуть якорь вместе с приводом и регулировочными шайбами;
  • снять регулировочные шайбы, сдвинуть упорную втулку в сторону шестерни, снять пружинное кольцо, которое находится под упорной втулкой;
  • снять упорное кольцо, привод и промежуточный подшипник.

При необходимости разобрать привод, для чего: снять первое стопорное кольцо с направляющей втулки, упорную шайб, малую пружину, первую половину поводковой муфты, второе стопорное кольцо, вторую половину поводковой муфты привода, конусную пружину и упорную шайбу пружины.
Контроль деталей. После разборки детали и узлы стартера тщательно очистить от грязи и проверить.
Проверить, нет ли межвитковых замыканий обмоток якоря, катушек возбуждения, замыкания на массу изолированных щеткодержателей, обмоток катушек возбуждения и якоря.

Допустимый износ цапф вала якоря 0,05 мм, взаимное биение цапф не более 0,1 мм. Зазор между втулками и валом якоря допускается не более 0,15 мм. Минимально допустимый диаметр коллектора после проточки 37,3 мм, биение коллектора относительно цапф вала более 0,05 мм недопустимо.
При износе отверстий втулок в крышках и промежуточном подшипнике более 0,02 мм их необходимо заменить новыми. Диаметры отверстий новых втулок после запрессовки и развертки с шероховатостью поверхности Ra 0,63 мкм должны быть: в крышке со стороны коллектора 16,20-16,24 мм; в промежуточном подшипнике 19,07-19,21 мм; в крышке со стороны привода 12,500-12,535 мм.

Перед запрессовкой новых медно-графитовых втулок их необходимо просушить в течение 1 ч при 100-150° С, а затем пропитать в машинном масле при 180-200° С в течение 2 ч.

Привод стартера осмотреть снаружи и проверить на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицевой части вала. При износе отверстия втулок привода более 0,03 мм их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть 14,00 мм, а шероховатость поверхности Ra 0,63 мкм.

При удержании якоря шестерня привода должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверку муфты на пробуксовку проводят при испытании стартера на полное торможение.
Проверить с помощью омметра сопротивление, которое должно быть: для втягивающей обмотки 0,33+0,01, а для удерживающей- 1,00+0,03 Ом. В случае неисправности обмоток реле у стартера СТ2 заменить катушку, а у стартера СИЗО — тяговое реле.

Выводные болты зачистить, а при сильном выгорании повернуть их на 180°. При сильном износе контактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам.
Сборка стартера. Перед сборкой смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала маслом для двигателя, а резиновые уплотнительные кольца (СТ2) — тормозной жидкостью. Резиновые прокладки и кольца заменять после каждой разборки.
Стартер собирают в порядке, обратном разборке.

Осевой люфт якоря стартера допускается не более 1 мм. Эта величина устанавливается регулировочными шайбами. Зазор между шестерней и упорным кольцом при полностью втянутом якоре реле и выбранном люфте привода должен быть 2,5±1,0 мм. Регулировать зазор в следующем порядке:

  • на стартере СТ2 снять реле вместе с якорем и серьгой, а на стартере СИЗО снять защитный кожух рычага и отсоединить серьгу регулировочного винта якоря от рычага привода;
  • завертывая или вывертывая регулировочный винт якоря реле, довести зазор до требуемой величины. Следует иметь в виду, что один оборот регулировочного винта соответствует передвижению шестерни на 1,7 мм.

Окончательную регулировку вылета шестерни проверять при включенном тяговом реле. Для этого присоединить плюсовой зажим аккумуляторной батареи к зажиму обмоток реле, а минусовой зажим — к корпусу (массе) стартера.

  • После регулировки стартер СТ2 проверить на герметичность следующим образом:
  • на крышку стартера со стороны его привода надеть стакан со штуцером для подвода воздуха;
  • стартер погрузить в пресную воду комнатной температуры на глубину 50-100 мм;

внутри стартера создать избыточное давление воздуха 0,1- 0,2 кгс/см2. Испытание проводить в течение 5 мин.

Стартер считается выдержавшим испытание на герметичность, если в течение 3 мин отсутствует выделение пузырьков воздуха из одного и того же места реле и стартера.
После сборки и регулировки проверить работу стартера на контрольно-испытательном стенде.
При включении стартера привод должен перемещаться по шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины.

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяют проверкой на холостом ходу и при полном торможении. В процессе испытаний стартера на холостом ходу проверяют частоту вращения якоря, величину потребляемого тока. Если ток, потребляемый стартером, не соответствует данным технической характеристики, а частота вращения якоря уменьшена, это свидетельствует о наличии перекосов, задевании или неравномерных зазорах между якорем и полюсными сердечниками.

Причиной уменьшения силы тока и частоты вращения якоря может быть плохое соединение контактов электрической цепи стартера или слабый прижим щеток и коллектору. Чрезмерно большой силы ток и малая частота вращения якоря указывают на короткое замыкание в электрической цепи стартера или на неправильную установку щеток (положительные щетки поставлены на место отрицательных).
При проверке стартера при полностью заторможенном якоре стартера определяют потребляемый ток и величину тормозного момента, развиваемого стартером.

Во избежание перегрева стартера испытание проводится в течение короткого времени.

Читайте также: