Страхование такси осаго кто застрахует

Обновлено: 07.07.2024

На что жалуются автомобилисты

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

Как бороться со строптивыми страховыми

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

Подборка наиболее важных документов по запросу Автомобиль используется в качестве такси осаго (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Автомобиль используется в качестве такси осаго

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 15 "Порядок осуществления обязательного страхования" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" "Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 15, пункта 1 статьи 929, пункта 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "к" пункта 1 статьи 14, пункта 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО, учитывая, что основанием регрессной ответственности страхователя является предоставление не любых недостоверных сведений при заключении договора ОСАГО, а только таких, которые повлекли необоснованное уменьшение размера страховой премии, принимая во внимание, что в извещении о ДТП от 06.02.2019, имеется указание на то, что водитель использует автомобиль на основании договора аренды, указание на использование автомобиля в качестве такси в извещении отсутствует, а также то, что указанный договор аренды в материалы дела истцом не представлен, в связи с чем не представляется возможным установить его стороны и содержание, установив, что истец не доказал факт использования ответчиком автомобиля в качестве такси, исходя из того, что согласно представленным истцом базовым ставкам страхового тарифа никакие другие цели использования транспортного средства, кроме такси, не влияют на размер базовых ставок страховых тарифов или размер их коэффициентов, соответственно, указание ответчиком при оформлении полиса ОСАГО в качестве цели использования автомобиля "личная" вместо "аренда" не имеет правового значения применительно к определению размера страховой премии и не привело к необоснованному ее уменьшению, иное истцом не доказано, пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленного иска."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Автомобиль используется в качестве такси осаго

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Некоторые вопросы административно-правового регулирования деятельности легковых такси
(Мишина Ю.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 1) Действительно, ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязывает страхователя незамедлительно, в письменной форме сообщать страховщику об изменении условий страхования . Однако, как следует из положений п. 1.9 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , речь идет только о передаче права на управление транспортным средством водителю, не указанному в страховом полисе, либо об изменении периода пользования транспортным средством. Использование застрахованной машины не для личных нужд, а в качестве такси - это изменение цели использования транспортного средства. Данное обстоятельство порождает у страхователя лишь право требовать уплаты дополнительной страховой премии, исходя из повышенных страховых тарифов, установленных для такси. Кроме того, в содержании диспозиции ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ речь идет только об управлении транспортным средством в период, не предусмотренный страховым полисом, а равно управлении с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями. Представляется, что избежать дискуссии по данному вопросу позволило бы законодательное закрепление требования предоставлять при подаче документов на получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, помимо предусмотренных документов, копию страхового полиса ОСАГО с отметкой "такси" в графе "Цель использования транспортного средства".

Нормативные акты: Автомобиль используется в качестве такси осаго

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).

Такси, как и любой вид транспортных средств, подлежит обязательному страхованию. Процедура имеет некоторые особенности. Рассмотрим подробно, как оформляется ОСАГО для такси, чем процесс отличается от стандартного, кто несет ответственность за отсутствие полиса и другие нюансы данного вида страхования.

Особенности страховки для такси

Главная особенность страхования такси заключается в том, что цена договора будет выше, чем в случае обычного авто. В среднем разница составляет 4-5 тыс. рублей и зависит от региона оформления.

Но, несмотря на увеличение цены полиса, страховщики крайне неохотно идут на заключение данного вида договора. Объясняется это активной эксплуатацией машины, что увеличивает риск аварий.

Фактически страховщик не вправе отказывать в оформлении ОСАГО без уважительной причины. Но многим таксистам приходится приобретать обычный полис из-за подобной позиции компаний. В итоге при наступлении страхового случая возможно два варианта развития событий:

размера выплаченной компенсации не хватит на покрытие ущерба (максимальная сумма по ОСАГО – 500 тыс. рублей);

будет получен отказ в выплате.

Где можно застраховать такси

Возможность оформления страховки ОСАГО для такси предусмотрена почти в каждой компании. Но из-за повышенного риска ДТП и больших сумм выплат, многие организации оказывают эту услугу крайне неохотно.

фото 2

В итоге заключить договор нелегко. К тому же процедура предполагает некоторые нюансы, которые зависят от политики компании. Рассмотрим условия оформления полиса для такси у наиболее крупных страховщиков.

Условия оформления договора

Заключается только в центральном офисе компании после предоставления заполненного заявления и пакета документов

Необходима официальная лицензия на предоставление услуг по перевозке пассажиров либо действующее соглашение с транспортной компанией

Можно заказать полис по интернету и забрать его после оплаты в офисе

Стоимость договора оплачивается только через банковскую кассу

Оформляется как в офисе, так и онлайн

Транспорт на осмотр не предоставляется, достаточно наличия действующей диагностической карты

Можно не только заказать полис дистанционно, но и получить его с доставкой на дом.

Оформляется онлайн на официальном сайте компании. Готовый полис будет доставлен на дом курьером.

Единственная компания, в которой можно оплатить соглашение после получения полиса. Оплата производится курьеру как наличным, так и безналичным путем.

Таким образом, главная особенность полиса для такси:

в большинстве случаев оформляется только в офисе;

требуются дополнительные документы.

Оформление полиса для такси: пошаговый алгоритм действий

Чтобы оформить страховку ОСАГО для такси, нужно придерживаться следующей последовательности действий:

подготовить пакет документов (личных и на авто);

сделать расчет страховки (в офисе или онлайн);

написать заявление на оформление полиса;

предоставить машину сотрудникам компании для осмотра (требуется не во всех страховых);

получить пакет документов (соглашение, памятку, полис, акт об осмотре (если он проводился), извещение о ДТП и правила страхования).

Для страхования такси физическими лицами и индивидуальными предпринимателями понадобится:

водительское удостоверение страхователя;

права всех лиц, включаемых в договор (если страховка неограниченная, то понадобятся только документы собственника машины);

свидетельство о регистрации машины;

лицензия на предоставление услуг по перевозке пассажиров либо договор с транспортной организацией;

Если страхователь является юридическим лицом, помимо перечисленных документов нужно предоставить свидетельство о регистрации компании.

Разница в страховании для физических и юрлиц

Основное отличие – стоимость страховки. Кроме того, юридические лица рассматриваются как корпоративные клиенты, поэтому в их случае получение полиса ОСАГО для такси имеет свои особенности:

на каждое ТС оформляется отдельное соглашение;

коэффициент территориальности рассчитывается по месту регистрации авто, а не юрлица;

оформляется неограниченный договор (страхуется каждый работник организации);

минимальный срок соглашения меньше, чем для физических лиц (6 месяцев);

для всего автопарка устанавливается единый КМБ.

Обратите внимание! У владельцев таксопарка имеется возможность оформлять страховку без предоставления полного списка штатных водителей.

Расчет цены полиса для такси

Цена договора страхования для такси существенно выше, чем для личной машины. При определении стоимости учитывается:

населенный пункт (вместе с регионом);

марка и модель авто;

количество лошадиных сил двигателя;

дата заключения контракта;

число водителей, допущенных к управлению авто.

На сайтах СК можно найти онлайн-калькуляторы, в которые нужно вписать указанные параметры. Расчет производится автоматически в течение нескольких минут.

Обратите внимание! Компании учитывают возраст страхователя, срок его нахождения за рулем и историю вождения как самого собственника авто, так и лиц, допущенных к управлению.

Примерную стоимость полиса для такси для юридических и физических лиц без скидок можно посмотреть в таблице.

Ольга Котенева, руководитель направления страхового контента Банки.ру

Недавняя поездка в такси запомнится мне надолго. Из всех прописанных правил дорожного движения водитель соблюдал только одно — двигался по правой стороне дороги. Обгонял, превышал скорость, создавал аварийные ситуации. Зато очень быстро доставил меня в пункт назначения. И к счастью, без травм (не считая моральной).

Кто заплатит пострадавшему?

По закону пострадавшим в ДТП положена компенсация: автомобилям — на ремонт в размере до 400 тыс. рублей, людям — на восстановление после травм до 500 тыс. рублей. Выплачивает ее страховая компания виновника аварии. Для этого, собственно, и существует ОСАГО — страхование гражданской ответственности владельцев авто. Размер выплаты не зависит от того, какой полис ОСАГО у таксиста: с отметкой для использования в такси или нет (хотя таксисты должны иметь ОСАГО именно для использования авто в качестве такси). Если в момент ДТП страховки не было, то компенсацию пострадавшему выплачивает Российский союз автостраховщиков (РСА) из своих фондов.

Почему таксисты не покупают правильную страховку?

В стране перевозками занимаются около 2 млн таксистов — это очень примерная цифра, учитывая, что рынок всегда был теневым. Официальные разрешения есть только у четверти.


Почему таксисты не хотят страховаться по правилам? В Общественном совете по развитию такси называют несколько причин.

Первая — среди таксистов много ИП, а им проще купить полис для физлица.

Страховщики не любят убытки

В авариях страдают не только машины, но и люди, а это тоже выплаты. По словам Виталия Княгиничева, например, в 2020 году количество смертей в ДТП с участием такси выросло на 20% к 2019 году при том же количестве аварий. Совокупный объем выплат при урегулировании ДТП с участием такси в 2020 году, по статистике РСА, превысил 162% от собранных премий. "Средняя премия по ОСАГО уже два года практически не меняется, а тарифы на таксомоторные перевозки выросли почти в 2,5 раза, в пиковые часы — и того больше. Получается, что пассажиры такси и сами водители при значительном росте тарифа на эту услугу продолжают подвергаться опасности", — говорит Лаппи.

Читайте также: