Техника управления трамваем и особенности вождения трамвая в сложных условиях

Обновлено: 03.07.2024

Трамвайный вагон управляется при помощи контроллера водителя - довольно сложного многопозиционного переключателя, при помощи которого схема получает все команды на подключение/отключен­ ие определённых контакторов (реле), за счёт чего в определённые промежутки времени работают различные части высоковольтной электрической цепи трамвая. Так же при разгоне используются два типа схемы плавного разгона: электромеханическая, которая выводит постепенно резисторы из цепи и соответственно, вагон набирает скорость, и электронная (что-то типа бортового компьютера), которая управляет работой регулирующих этот процесс тиристоров - специальных высоковольтных полупроводниковых приборов).

Торможение осуществляется электродинамическим тормозом, работающим по обратному разгону принципу, то есть в этом случае электрическая энергия используется для торможения вагона, но принцип регулирования плавности очень похож на принцип при разгоне.

Так же у трамвая есть колодочный (стояночный) тормоз, который срабатывает автоматически при скорости 2-4 км/ч; основная его задача удерживать вагон на месте.

И для экстренного торможения применяется (как дополнение к электродинамическому­ ) рельсовый тормоз - 4 башмака, расположенные между колёсами, создающие суммарное усилие порядка 20 тонн и выше.

Всё управление пуском (разгоном) и торможением осуществляется при помощи контроллера водителя.

Водитель трамвая – профессия не самая прибыльная и легкая, зато одна из самых востребованных в современном обществе. И в связи с бурным развитием электротранспорта во всех странах ее можно считать еще и перспективной.

Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?

Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:

Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.

Водитель трамвая

После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.

Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.

Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.

Водитель трамвая

Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.

Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.

Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.

Обязанности водителя трамвая

В общих чертах все обязанности оговорены в нормативных документах. Тем не менее, всем, кто захочет устроиться на работу водителем трамвая, нужно понимать, что их ждет. Первая смена на большинстве маршрутов начинается очень рано, в 4 утра. Понятия стандартной рабочей недели здесь нет. У каждого водителя есть свой рабочий график, он включает в себя 4 дневные смены и 4 ночные, но они идут не подряд, а чередуются с выходными. Ночные смены на самом деле являются вечерними, поскольку заканчиваются в 12 часов ночи.

Водитель управляет транспортным средством, то есть трамваем, а также в рамках своих полномочий занимается техническим обслуживанием этой техники. Кроме того, он должен собирать оплату за проезд. От водителя трамвая требуется быть вежливым и сохранять спокойствие, хотя конфликтных ситуаций в общественном транспорте и на дорогах всегда хватает. Понятно, что такая работа требует определенного уровня стрессоустойчивости.

В отношении расчета зарплаты водителя в России действуют требования Трудового кодекса и отраслевого законодательства. В общем виде она состоит из оклада и премии. Оклад непосредственно зависит от продолжительности смены и от квалификации водителя. Кроме того, действуют правила, согласно которым на маршрутах с большим потоком пассажиров платят водителям намного больше. По этой причине в столице и городах-миллионниках у водителей к концу месяца может набегать солидная сумма.

Что же касается премиальных, то тут все зависит от конкретного транспортного предприятия. Это поощрительная выплата, и некоторые компании платят водителям еще процент за перевыполнение плана.

Наконец, существуют также и компенсационные надбавки. Их выплачивают в обязательном порядке согласно требований трудового законодательства за работу в ночные часы (считается как двойной оклад за конкретно отработанное время), за выход на работу в выходные дни и государственные праздники.

Водитель трамвая

Дополнительные выплаты и льготы

Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.

Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.

Водитель трамвая

Заработная плата водителя трамвая в России

Как уже было отмечено ранее, заработная плата водителя трамвая зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Неудивительно, что самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.

Следует также помнить, что в некоторых регионах существуют надбавки за работу в сложных климатических условиях. Поэтому в таких городах как Иркутск, Омск, Красноярск зарплата водителя трамвая может быть даже выше, чем в столице. Там она составляет 45-50 тысяч рублей. В других регионах, таких как Краснодар, Казань, Калининград, Самара, Нижний Новгород зарплата водителя трамвая составляет 30-35 тысяч рублей. В Новороссийске, Новочеркасске, Иваново, Пятигорске и Таганроге фиксируют самый низкий уровень оплаты труда водителей – до 20-25 тысяч рублей.

Зарплата водителя трамвая

Трамваи как вид городского электротранспорта популярны в Австрии и Германии, где водители получают в месяц порядка 3000 евро. В Британии опытный водитель может получать до 28 тысяч фунтов в год, к тому же ему положены различные льготы и социальные выгоды. В Финляндии водитель трамвая в месяц получает до 2500 евро. В Италии среди стран Западной Европы самый низкий уровень оплаты для подобной профессии – всего 1000-1100 евро в месяц. В Чехии же такой работник получает до 100 крон в час. Примерно такой же уровень оплаты труда в Польше, где приглашают на работу водителей из Украины и Беларуси.

В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов. А вот в Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Правда, повсеместного распространения такой опыт пока не получил, поскольку возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Но и расходы на прокладку маршрута тоже достаточно высоки.

Возможные трудности в работе

Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.

В реальной жизни трамвай - это многотонная машина, которая в виду очень большого веса имеет свою специфику управления. В нашем онлайн симуляторе водителя трамвая, во время движения трамвая на него действует точно такая же физика, как и в реальной жизни. Трамвай медленно разгоняется, но если его хорошо разогнать - остановить его будет весьма сложно. Так как несмотря на тормоза - вес трамвая всё равно будет толкать его вперёд под скрежет тормозных механизмов и рельс.

Всегда учитывайте что трамвай - это не легковая машина и даже не автобус. Тормозной путь у трамвая намного больше чем у другого наземного транспорта. Всегда начинайте тормозить заранее, чтобы не проскочить остановку. Лучше перед остановкой отпустить тормоза и прокатиться ещё по инерции, чем пролететь остановку на много десятков метров и возвращаться назад, получая штрафное время, которое потом придётся нагонять.

Ограничение в 40 километров в час на перегоне прописано в ПТЭ. Для того чтобы нагнать время, если Вы опаздываете и выбиваетесь из графика движения - Вы можете разгонять трамвай до большей скорости. Но это Вы можете делать только под Вашу ответственность и умение управлять трамваем. Главное чтобы это было безопасно и не навредило ни Вам, ни Вашим пассажирам, ни другим участникам дорожного движения или пешеходам.

Всегда помните, что чем выше скорость - тем длиннее будет тормозной путь при попытке остановиться. Всегда помните это и старайтесь предугадывать возможные действия и ошибки со стороны других участников дорожного движения, как это делают водители в реальной жизни. Это поможет Вам избежать ДТП, наездов и всех других возможных неприятностей.

Не забывайте, что хоть и трамвай имеет преимущество на нерегулируемых перекрёстках перед другими участниками дорожного движения - другие водители могут этого не знать. Поэтому при проезде нерегулируемого перекрёстка всегда нужно быть готовым к экстренному торможению. Потому что трамвай то железный, ему то может и ничего не будет. Хотя можно ухитриться примять и его. А согласно ПТЭ, за сохранение трамвая как муниципальной собственности, несёт ответственность водитель трамвая.

Хоть Вы и на трамвае и никакие лихачи Вам не страшны в этом броневике, но всё равно не хамите на дороге. Кто знает кто может ехать за рулём машины и кто может за тем человеком стоять. Мафиози или бандиты, которые могут и похитить, и на счётчик поставить. Оно Вам надо? Пока Вы живёте 5-6 лет в штате нашего онлайн симулятора реальной жизни - Вам лучше вести тихую спокойную жизнь и не искать неприятности с теми, кто начинали как и Вы, но отыграли уже более чем 1000+ часов, всё знают и достигли уже многого в разных кругах. Будет у Вас уровень повыше - сможете с ними тягаться, когда силы будут равны. А пока лучше вести себя тихо, работать и не искать врагов и неприятностей.

Во время следования по маршруту всегда держите все показания приборов на приборной панели трамвая в зелёной зоне. Это гарантия того, что Ваш навык водителя трамвая и зарплата буду постоянно расти и становиться всё больше. К тому же Вы быстрее сможете устроиться на ещё более высокооплачиваемую, престижную и перспективную работу - работу машиниста пассажирского поезда. Вы сможете водить локомотивы с длиннющими составами по всему штату и получать за это очень высокую зарплату, которая так же будет расти с каждым новым уровнем навыка машиниста.

Никогда не покидайте трамвай во время работы на линии. Если Вы покинете трамвай - рейс будет завершён. Всегда заканчивайте круг чтобы получить больше опыта. Это в Ваших же интересах. Поскольку, чем дольше Вы будете на линии - тем больше навыка водителя трамвая получите и тем больше денег заработаете.

Предлагать дополнения и комментировать материалы могут только пользователи нашей игры. По достижению в игре 5 уровня для вас создастся аккаунт на портале. Используйте "Единый аккаунт", чтобы авторизоваться на портале.

Организация движения трамваев.
Принципы организации движения трамваев: понятие о пассажиропотоках и пассажироперевозках; изменение пассажиропотоков по времени суток, дням недели и времени года; маршрутная схема городского транспорта; распределение подвижного состава по маршрутам; расположение остановочных пунктов; регулярность движения поездов; факторы, влияющие на регулярность движения; значение скорости и регулярности движения поездов в обеспечении населения перевозками; взаимосвязь скорости движения и экономики организации; отдел эксплуатации трамвайного депо, служба движения трамвайной организации и их производственные функции.

Организация движения трамваев на маршруте: расписание и график движения поездов, их виды, назначение и принцип составления; нормирование скорости движения; учет и контроль выполнения расписания движения поездов; функции центрального (старшего) диспетчера, диспетчера конечной станции и маршрутного диспетчера; виды диспетчерской связи; диспетчерская система управления движением поездов; автоматизированная система управления движением (АСУД); обязанности службы движения по восстановлению движения на маршруте; функции работников отдела безопасности движения и линейного контроля.

Требования, предъявляемые к линейным сооружениям: выбор места расположения остановочных пунктов; виды остановочных пунктов; назначение и оборудование конечных станций.

Правила пользования трамваем: права и обязанности пассажиров; образцы документов дающих право на бесплатный проезд; взаимоотношения водителя с пассажирами и сотрудники полиции.
Должностные обязанности водителей.
Общие обязанности водителя трамвая: водитель - ведущая профессия на городском электрическом транспорте; система подготовки и повышения квалификации водителей; должностная инструкция водителя трамвая; прием на работу и техническая проверка знаний водителей трамвая; основные обязанности водителя при работе на линии; передача управления поездом другим лицам; состояния водителя, при которых запрещается управлять трамваем, последствия несоблюдения этих запрещений; документы, необходимые водителю для управления поездом.

Явка на работу, приемка поезда и выезд из депо, нулевой рейс: явка на работу, прохождение предрейсового медосмотра, получение поездных документов; проверка книги поезда; прохождение предрейсового инструктажа, ознакомление с приказами, распоряжениями и оперативными указаниями; приемка трамвайного поезда в депо; выезд из осмотровых помещений и движение по территории депо; нулевой рейс; действия водителя на нулевом рейсе; проверка исправности тормозов и оборудования вагонов; действия водителя при обнаружении технических неисправностей подвижного состава; порядок движения до конечной станции маршрута; оформление поездных документов у диспетчера конечной станции маршрута.

Обязанности водителя при работе на линии, скорости движения и дистанция: обязанности водителя при начале движения поезда с остановки, при разгоне поезда и подъезде к остановке; обязанности водителя при движении на перегоне; выбор и регламентация режимов движения поезда на перегоне; скорость движения и факторы, влияющие на выбор скорости; установленные ограничения скорости до 5 км/час, 10 км/час, 15 км/час, 20 км/час, 25 км/час и 30 км/час; осуществление контроля водителем за путями, контактной сетью и окружающей обстановкой; дорожная обстановка, требующая остановки поезда служебным тормозом или путем экстренного торможения; виды торможения трамвайного поезда; правила пользования тормозами: электродинамическим, механическим (ручным) и с пневматическими приводами, рельсовым электромагнитным в различных дорожных условиях; приемы экстренного торможения; действия водителя при вынужденной остановке на перегоне; изменение направления движения поезда и следование укороченным рейсом; прибытие поезда на конечную станцию маршрута после выполнения оборотного рейса; наружный осмотр поезда; действия водителя при выходе из кабины; движение по однопутным участкам пути; соблюдение дистанции безопасности; дистанция безопасности в зависимости от скорости движения, состояния рельсов; случаи, требующие от водителя остановки поезда, проявление особой осторожности в движении; правила подъезда к впереди стоящему поезду, проезд мимо встречного поезда, при приближении к перекресткам, площадям, пешеходным переходам; маневрирование при движении поезда задним ходом; движение по неправильному (левому) пути; правила проезда ремонтируемого участка пути; обязанности водителя при обрыве контактной сети, сходе вагонов с рельсов, при отсутствии напряжения в контактной сети, задержке движения.

Правила проезда кривых участков пути, правила проезда спецчастей пути в контактной сети, сигналы и путевые знаки: особенности проезда кривых участков пути; вынос внешних углов и средней части кузова при проезде кривых; опасные последствия несоблюдения ограничений, очередности проезда при выезде и движении по кривым; правила проезда путевых пошерстных и противошерстных стрелок и пересечений трамвайных путей; скорости движения; последствия несоблюдения дистанции и правил проезда автоматических стрелок; порядок проезда секционных изоляторов и пересечений контактной сети; сигналы и путевые знаки; классификация сигналов и их значение; сигналы и знаки, установленные трамвайной организацией; значение звуковых сигналов, порядок их применения; сигналы и порядок их применения при маневрировании.

Особенности работы в сложных условиях осенне-зимнего периода и ограниченной видимости: особенности подготовки и приемки подвижного состава перед выездом на линию в осенне-зимний период; особенности управления поездом в осенне-зимних условиях; выбор режима движения; дистанция безопасности; действия водителя при буксовании поезда и движении "юзом"; меры предупреждения "юза" и буксования; обязанности водителя при движении поезда по путям, залитым водой, при заснеженных рельсах, гололеде; особый (специальный) режим движения; оперативные положения; выбор скорости при введении особого режима движения; особенности работы на трамвайном поезде в темное время суток и в условиях ограниченной видимости (дождь, туман, снегопад); обязанности водителя в случае вынужденной остановки на линии, в условиях ограниченной видимости; пользование фарами; действия водителя во время грозы; особенности проезда участков пути на насыпях и в путепроводах.

Особенности эксплуатации трамвайных вагонов (поездов) на маршрутах с тяжелыми условиями движения: технические требования по эксплуатации участков с тяжелыми условиями движения на маршрутах горэлектротранспорта; классификация маршрута; порядок допуска водителей к работе на маршрутах с тяжелыми условиями движения в зависимости от класса и стажа работы; требования к подвижному составу; дополнительное оборудование сложных уклонов; обязанности водителя при подъезде к остановке, предшествующей уклону; проверка состояния пути на уклоне; дистанция безопасности при движении на уклонах; начало движения с остановки, расположенной на подъеме; действия водителя при вынужденной остановке на подъеме или уклоне; опасные последствия при нарушении правил проезда уклонов и подъемов.

Устранение неисправностей на линии, порядок сцепки и расцепки трамвайных вагонов, буксировка вагонов (поездов): действия водителя при возникновении неисправностей на линии: заедание механизма контроллера на ходовых позициях или ходовой педали, вспышке в контроллере, обнаружении неисправностей тягового электродвигателя, повреждении токоприемника или другого крышевого оборудования, лобовой предохранительной сетки, обнаружении посторонних шумов и стуков при движении поезда; порядок сцепки вагонов различными сцепными приборами; буксировка трамвайных вагонов методом тяги и толкания.

Смена водителей на линии и возврат трамвая в депо: место и время смены поездных бригад; правила сдачи и приемки вагона во время смены водителей; оформление поездной документации; обязанности водителя при неявке сменщика; порядок снятия трамвая с маршрута и следования в депо после окончания работы на линии, в случае технической неисправности трамвая; порядок оформления поездных документов; заезд на территорию депо и постановка трамвая на отстой; оформление заявок на устранение технических неисправностей; сдача и оформление поездных документов и экипировки трамвая.

Основные требования по экономии электроэнергии: стоимость электроэнергии в структуре расходов трамвайной организации; значение экономии электроэнергии; влияние технического состояния на расход электроэнергии; удельное сопротивление движению; использование выбега; лишние пуски и торможения; расход электроэнергии на вспомогательные нужды трамвая: отопление, освещение, вентиляцию.
Правила технической эксплуатации трамвая.
Содержание, осмотр и ремонт трамваев: общие требования к депо и подвижному составу; системы и характеристики осмотров и ремонтов трамвайных вагонов; периодичность технического обслуживания; поездной журнал (книга поезда) и правила его ведения; повторные заявки; технический учет; организация скорой технической помощи.

Требования к трамваю, выпускаемому на линию: экипировка трамвайного вагона; основные виды неисправностей колесных пар тормозной системы, крышевого и подкузовного электрооборудования, при наличии которых запрещается выпуск трамвая на линию.

Техническое обслуживание трамвайных вагонов на линии: организация линейных ремонтных пунктов и скорой технической помощи; их оснащение; случаи, при которых трамвайный вагон необходимо буксировать в депо; порядок приемки трамвайного вагона, отбуксированного в депо.

Промежуточная аттестация: в форме тестирования
V. Основы управления транспортными средствами

Обеспечение безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров: общие положения; задачи и основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров; обеспечение профессиональной надежности водительского состава; организация работы по обеспечению безопасности движения в трамвайных организациях; ревизорский аппарат по безопасности движения, его задачи и функции; участие в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий служб и подразделений организациях горэлектротранспорта и других организаций города; задачи службы движения по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; контроль технического состояния выпускаемого на линию трамвая; инструктирование водительского состава по вопросам обеспечения безопасности движения; ответственность за нарушение требований безопасности движения.

Основы теории движения трамвая: силы, действующие на трамвай при неподвижном состоянии его на горизонтальном участке и на уклоне; условия возникновения опасных явлений (сползание, опрокидывание); силы, действующие на трамвай при движении: тяга, сопротивление движению, инерция; возможные опасные явления (смещение пассажиров); составляющие режима движения трамвая на перегоне: пуск, разгон, тяговый режим, выбег и торможение; их характеристики; силы и коэффициент сцепления, сцепной вес; зависимость между силой тяги и силой сцепления; центр тяжести трамвая; понятие о "юзе", причины его возникновения; меры борьбы с буксованием и "юзом"; остановочный путь трамвая; тормозной путь и факторы, влияющие на его величину; силы, действующие на трамвай при проезде кривых участков пути малого радиуса; силы, действующие на трамвай при проезде уклонов; ограничение скорости движения трамвая на спусках в зависимости от крутизны уклонов и нахождения в конце уклона кривой.

Дорожно-транспортные происшествия и их причины: понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды и классификация ДТП; причины дорожно-транспортных происшествий: нарушение правил дорожного движения, технические неисправности трамвая, недостаточная квалификация, недисциплинированность, невнимательность и ошибки водителей, неправильное поведение других участников движения; "пассивная" и "активная" безопасность транспортного средства; влияние дорожных условий на безопасность движения; виды и классификация автомобильных дорог; обустройство дорог; основные элементы безопасности дороги; распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам; опасные участки на маршрутах трамвая; характерные случаи ДТП; анализ конкретных случаев; изучение маршрута и особенностей проезда участков с тяжелыми условиями движения; контрольно-показательные поездки с водителем; подготовка водителей к работе на линии.

Профессиональная надежность водителя: понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями, сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости на вынос взора и размеры поля концентрации внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Скорость и ее значение для обеспечения безопасности движения, оценка тормозного и остановочного пути: скорость, ускорение и их влияние на безопасность движения; правильный выбор скорости - важнейшее условие обеспечения безопасности движения; основные факторы, влияющие на восприятие водителем скорости движения: тип, габарит, окраска; особенности транспортного средства, состояние пути, интенсивность транспортного потока; оценка водителем скоростных режимов в различных условиях: в темное время суток, во время ливня и снегопада, при сближении со встречным транспортом; время реакции водителя; время срабатывания тормозного привода; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; уровни допускаемого риска при выборе дистанции; время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения; опасность последствий неправильного выбора скорости движения или несоблюдения скоростных ограничений; способы минимизации и разделения опасности; принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

Техника управления трамваем и особенности вождения трамвая в сложных условиях: посадка водителя за рулем; использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; методы безопасного управления трамваем; оценка дорожной обстановки в зависимости от конкретных дорожных условий: при начале движения и остановке, при различном состоянии дорожного покрытия, на поворотах и кривых контактной сети в условиях ограниченной видимости, при встречном разъезде с другими транспортными средствами (определение бокового интервала), при проезде перекрестков и площадей, при проезде участков, где производятся ремонтные работы на трамвайном пути и контактной сети; особенности проезда при встрече с автомобилями, снабженными специальными сигналами; при буксировке поезда; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов; взаимное уважение между водителями транспортных средств; особенности движения и обеспечение безопасности в темное время суток, на заснеженной и мокрой дороге (грязных, скользких рельсах, при гололеде) и методы безопасного управления трамваем, применяемые передовыми водителями; опасные гидрометеорологические условия и их влияние на работу горэлектротранспорта; особо опасные гидрометеорологические явления и их оценка с точки зрения безопасности движения; признаки изменений гидрометеорологических условий, влияющих на безопасность движения; мероприятия, направленные на предупреждение ДТП в неблагоприятных погодных и дорожных условиях.

Влияние технического состояния трамвайного вагона на безопасность движения: техническая неисправность транспортных средств - непосредственная или сопутствующая причина возникновения дорожно-транспортных происшествий; влияние технического состояния и эффективности работы тормозной системы трамвая на безопасность движения; признаки и методы определения неисправностей электродинамического, пневматического и ручного тормозов; силовой передачи, токоприемников, пневматического оборудования; специальное оборудование, повышающее безопасность движения: зеркала обзорности, стеклоочистители, сигнальная лампа двери, сигнализация и освещение; опасные последствия эксплуатации трамвая с техническими неисправностями; рассмотрение наиболее характерных случаев дорожно-транспортных происшествий и нарушений движения, возникших из-за технической неисправности подвижного состава; ответственность водителя за эксплуатацию подвижного состава в технически неисправном состоянии.

Предупреждение детского травматизма на дорогах: особенности детской психологии и поведения детей на дорогах; анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с детским травматизмом; случаи детского травматизма при переходе проезжей части в не установленном месте, перед близко движущимся транспортом; игры детей на проезжей части или вблизи ее и опасные последствия; неосторожное поведение детей при езде на велосипедах; внезапный выход детей на проезжую часть из-за стоящего транспорта; опасные ситуации, возникающие с детьми, оставленными без присмотра взрослых на дороге; организованные и неорганизованные группы детей и обязанности водителей; меры предосторожности при дорожном знаке "Осторожно, дети!"; особое внимание водителя при посадке и выходе детей из трамвая; меры предосторожности при выходе на проезжую часть пешеходов с детьми на руках, в колясках и санках; сезон, климатические условия, время суток, при которых водители должны соблюдать особую осторожность во избежание детского травматизма.

Промежуточная аттестация: в форме тестирования
VI. Психофизиологические основы деятельности водителя

Читайте также: