Тигр пантера или нет

Обновлено: 28.06.2024

Современные кошачьи (Felidae) подразделяют на два подсемейства - пантеровые кошки (Pantherinae), которых в народе называют большими кошками, и малые кошки (Felinae). Раньше выделяли также третье подсемейство - гепардовые (Acinonyxinae), однако после того как выявилось его близкое родство с пумой (Puma concolor), которая несмотря на то, что превосходит своими размерами некоторых пантеровых кошек, тем не менее является представителем подсемейства так называемых малых кошек (Felinae), гепардов включили в данное подсемейство.

Морфологически тигр и лев очень схожи. Краниальные и посткраниальные различия между ними столь малы, что отличить их ископаемые находки даже для специалистов бывает весьма затруднительно. Тем не менее среди современных кошачьих тигр не является ближайшим родственником льва, и более того, он как бы стоит немного в стороне не только ото льва, но и от остальных представителей рода пантер - леопарда и ягуара (Panthera onca). Учёные Брайан Дэвис, Ганг Ли и Уильям Мерфи из Техасского университета (США) провели генетическое исследование и пересморели родственные связи между так называемыми большими кошками. Полученные данные убедительно доказывают, что самыми близкими родственниками среди пантеровых кошек в целом и родом пантер в частности являются львы, леопарды и ягуары, общий предок которых отделился примерно 4,3-3,8 млн лет назад. Затем в промежутке между 3,6 и 2,5 млн лет назад в отдельный вид из этой группы выделились ягуары. А пути львов и леопардов окончательно разошлись примерно 3,1-1,95 млн лет назад. Тигры же, как уже отмечалось выше, стоят обособленно от других представителей рода пантер и находятся в более тесном родстве со снежным барсом, или ирбисом, и произошли от общего предка примерно 3,9 млн лет назад. Затем тигр начал эволюционировать в уникальный вид, окончательно оформившийся около 3,2 млн лет назад.

Из этого следует, что лев находится в наиболее тесном родстве с леопардом, а затем с ягуаром, а тигр, как говорилось выше, находится в наиболее близком родстве со снежным барсом. Здесь следует сделать небольшое отступление и вкратце рассказать о систематике этого хищника. Раньше его включали в род Panthera, затем в связи с некоторыми морфологическими отличиями выделили в отдельный род - Uncia. Впоследствии же, выявив его близкое генетическое родство с тигром (типичным представителем рода Panthera) ирбиса вновь (во всяком случае некоторые учёные) включили в центральный род пантеровых кошек (Panthera). И тут генетика и морфология вступают как бы в противоречие друг другу, так как морфологически тигр выялвяет меньшее сходство со снежным барсом, нежели со львом, леопардом и ягуаром, с которыми он находится не в таком тесном родстве как с первым.

©По материалам статьи Наталии Калининой и Елены Журавлёвой, шеф-редактора "Мира новостей - наука" - "Гетика: тайна тигра раскрыта.

Ахиллесовой пятой новых танков, благодаря которым вермахт в 1943 году обрел преимущество над Т-34, были двигатели. Вместо неубиваемых дизельных моторов на них продолжали ставить ненадежные, хотя и мощные бензиновые агрегаты.

За несколько десятилетий до того, как дизельный мотор из-за скандалов вокруг выбросов микропыли и выхлопных газов стал пугалом для автомобилистов, многие связывали с ним большие надежды. Например, военные, искавшие для своих танков идеальный двигатель. Потому что бензиновые моторы хотя и отличались лучшим соотношением веса и мощности, но обладали одним досадным недостатком: они были менее надежными, могли взорваться под обстрелом и расходовали больше горючего.

До начала войны с Россией использование бензиновых двигателей внутреннего сгорания в германском танкостроении было чем-то само собой разумеющимся. Это было связано в первую очередь с большой потребностью в таких моторах при осуществлении программы перевооружения, которой Гитлер, начиная с 1935 года, хотел привести вермахт как можно быстрее в боеспособное состояние. Так как Версальский договор запрещал рейхсверу производство и использование танков и поэтому их секретно испытывали в Советском Союзе, первые серийные танки были в буквальном смысле тренировочными моделями.


© flickr.com, MMColoring Танковый командир Отто Кариус (в нижнем ряду слева) рядом с танком Pz VI "Тигр I"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Часто можно найти сравнения танков из разных стран, воевавших друг против друга или просто стоящих на вооружении в мирное время.

Но в этой статье будет два танка одной страны, более того, созданных примерно в одно время и никак не конкурирующих друг с другом.

Концепции танков

Средний по советской классификации и тяжелый по немецкой PzKpfw V Пантера и тяжелый PzKpfw VI Тигр. Оба танка создавались как противовес новому Т-34. Оба представители традиционного немецкого танкостроения, имеющие толстую лобовую броню, мощное орудие, большие размеры и переднее расположение трансмиссии. Оба считались очень опасным противником, в тоже время неся потери из-за ненадежности и неправильного применения. Эти танки кажутся в чем-то похожими, но на самом деле они абсолютно разные.

Пантера и Тигр

Сильные и слабые стороны

Давайте рассмотрим их основные различия, которые превратились в преимущества и недостатки отдельного танка:

  • Пантера весила на 11-13 тонн меньше, чем Тигр. Это давало ей возможность легкой транспортировки по железной дороге и проезда через многие мосты, не способные выдержать вес более тяжелый танков. Так же, Германия в годы войны испытывала острую нехватку топлива, так что его пониженный расход тоже является серьезным плюсом.
  • Из первого преимущества вытекает и второе в виде лучшей удельной мощности у Пантеры, которая оказалась более подвижным танком, чем Тигр и на марше, и в бою.
  • Дальность хода так же относится к массе танков. Пантера была способна преодолеть более 250 км без дозаправки, в то время как Тигр всего около 190 км.
  • Главное орудие Пантеры, 7,5 cm KwK 42 обладало скоростью полета снаряда 925 м/с, а орудие Тигра, 8,8 cm KwK 36, всего лишь 810 м/с. Очевидно, что Пантера обладала большим пробитием и точностью стрельбы. Только, установленная на созданный гораздо позже PzKpfw VI Ausf.B Тигр-2, Kwk43 L71 имела лучшие характеристики.
  • Тигр был слишком сложен и дорог в производстве, всего на свет появилось около 1400 танков против почти 6000 Пантер.

Пантера - победитель?

Можно сделать вывод, что Пантера оказалась более удачным танком практически во всем, а боязнь Тигров связана больше с их редкостью. Оба танка были грозным противником для советских войск и для Т-34 в частности, ответом на который они и являлись. И тут кроется главная разница между ними. Тигр создавался как традиционный для немецких инженеров танк, со всеми привычными преимуществами в виде толстой брони и мощного орудия, и недостатками в виде прямых листов брони, огромных размеров и массы. Пантера же являлась переосмыслением танкостроения, попыткой извлечь все лучшее из Т-34 и немецких танков, что вылилось в наклонную броню, мощную, но не избыточного калибра пушку, хорошую подвижность.

В итоге PzKpfw VI Тигр оказался эволюцией традиционного танкостроения, которая практически зашла в тупик, исчерпав свои возможности, а вот PzKpfw V Пантера принесла на поле боя что-то новое, объединив в себе хорошую подвижность, броню и огневую мощь, став прообразом современных основных боевых танков.


Этот самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники.

История создания танка весьма протяженна и запутанна. Разработка нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала и фирма Porsche (доктор Порше был вообще любимчиком фюрера). Обе фирмы создали к 1941 году собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин.

В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось создавать практически заново. Конкуренция обоих фирм достигла апогея весной 1942го, когда обе машины, оснащенные одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в ставку "Волчье логово" (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний.


Министр вооружений Третьего Рейха Albert Speer лично тестирует шасси нового танка "Тигр"

Обе машины имели еще свои (иногда существенные) недостатки. Так например сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. При испытаниях на скорость, VK 4501(H) разогнался на участке 850 м лишь до 45 км/ч, при этом двигатель перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. Взвесив все "за" и "против", несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла все же решение в пользу танка фирмы Henschel. Шасси же VK 4501(Р) использовали позднее для САУ "Фердинанд".

Panzerkampfwagen VI

Ввеху - прототип танка "Тигр" от Порше, хорошо видна конструкция катков,
использованных позднее в "Фердинандах" (внизу)

В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.

В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Panzerkampfwagen III. Лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк-лаз.


Рисунок: общий вид танка, первые модели были именно так окрашены,
считалось что танки так мощны, что никакая защитная окраска им не требуется,
напротив - один их вид должен был внушать страх.

Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа "S". Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм.
В то время "Тигр" был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения (для преодоления водных препятствий - не все мосты выдерживали массу танка), которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось и от него со временем отказались. О качестве системы говорит хотя бы тот факт, что в ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до двух с половиной часов.
На "Тиграх" использовались два типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы (также специально усиленной - шестиосной), и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя.


Замена транспортировочных гусениц на боевые

Конструкция танка представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект.
В передней части башни в литой маске устанавливалось основное вооружение "Тигра" - пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschussgerät 42 можно было установить еще один (зенитный) пулемет MG-34.


Восточный фронт. Загрузка снарядов в "Тигр"

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом на днище танка мощностью 4 кВт. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную, но из-за длинного ствола уже при наклоне в 5° ручной разворот был невозможен.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю танка "Пантера". Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков - 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом ходовой части "Тигра", от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков.


Большая часть произведенных "Тигров" шла на восточный фронт.

Корпус танка - коробчатого типа, собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня - катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. При этом, установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью игнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов. И хотя толщина лобовой брони корпуса составляла 100 мм, а бортов и кормы - 82 мм, бронебойные снаряды советской 76,2-мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500 м, а бортовую и кормовую броню - даже с расстояния 1500 м.


Москва, лето 1943 года. Первый трофейный "Тигр" на выставке в ЦПКиО им. Горького.

Специально для танков "Тигр" была создана новая тактическая единица - тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung - sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Впоследствии были образованы 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные - на восточном фронте.


Колонна "Тигров" в районе города Бердичева.

В августе 1942 года первые танки уже "проходили испытания" в предместьях осажденного Ленинграда (а уже в январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный "Тигр"). Наиболее массово "Тигры" использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции "Цитадель". К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых "тигров", но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин.


Тигры идут на Курск. Транспортировка без перехода на транспортные гусеницы.

К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 "Тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист - оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени составили славу танка, всего же на его счету числится 138 танков и САУ.


Михаэль Виттман и экипаж его "Тигра" №S21

В целом, эффективность использования танка базировалась на его эффективном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманностью внутренней компоновки. Большинство танков тех лет уступали "Тиграм" в дальнобойности и скорострельности. Таким образом, экипаж "Тигра" мог начать бой еще с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику толком приблизиться. Все известные случаи победы в танковых боях над "Тиграми" - при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй "Шерманов", он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

Главным недостатком танка являлась, несомненно, его броня, вернее ее количество и масса. Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы "Пантеры", например, смогли добиться почти аналогичных "Тигру" параметров защищенности, на 13 тонн снизив массу.


Вертикальная броня "Тигра" - его слабое место.

"Тиграм" же при максимальной мощности двигателей того времени в 700 лс, было очень затруднительно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн элементарно вяз на болотистых почвах. Для сравнения: Т-34 при весе в 26 тонн приводился в движение 500-сильным дизелем. Кроме того, это же являлось причиной многих усложнений в конструкции и часто вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.


В городских боях на узких улицах, "Тигры" теряли почти все свои преимущества.

"Тигр" часто называют лучшим тяжелым танком Второй мировой войны (конкуренцию может составить разве что ИС-2) и несмотря на все его недостатки, по совокупности параметров так это вероятно и было - многие концепции и технические решения используются в танкостроении до сих пор.

Читайте также: