Управление служебным автомобилем не водителем

Обновлено: 05.07.2024

Область применения нового приказа Минтранса

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?

Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.

Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.

Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.

ОБОСНОВАНИЕ

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта": запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Основные выводы после анализа действующих норм трудового законодательства и разъяснений Роструда и Минфина России по указанной теме сводятся к следующему:

• использование работником личного автомобиля в служебных целях может быть оформлено как в рамках трудовых отношений (путем заключения письменного соглашения с указанием размеров компенсации за использование транспортного средства и связанных с таким использованием расходов), так и в рамках гражданского законодательства (посредством заключения с работником договора аренды транспортного средства с экипажем или без);

• соглашение об использовании личного транспортного средства в служебных целях не меняет трудовую функцию работника и не является дополнительным к трудовому договору;

• если в трудовую функцию работника не включено управление принадлежащим организации автомобилем, то организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медосмотров;

• при использовании работником личного автомобиля в служебных целях в отсутствие договорных отношений с работодателем по передаче вещных прав на него, а также в отсутствие обязанности по управлению автомобилем требования о проведении предрейсовых медосмотров на такого работника не распространяются;

• отсутствие в трудовом договоре прямого указания на обязанность управлять транспортным средством, принадлежащим работодателю (при фактическом выполнении работником функции по управлению автомобилем), не освобождает от необходимости проводить предрейсовые осмотры;

• путевой лист является одним из документов, которые могут подтверждать использование личного автомобиля в интересах работодателя;

• управлять собственным транспортным средством в качестве члена экипажа в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем, заключенного с организацией, арендодатель, одновременно являющийся работником арендатора, может только в качестве ИП.


При этом указаны и сопутствующие рассматриваемой ситуации риски – например, риск признания работника исполняющим функции водителя при регулярном использовании автомобиля для совершения служебных поездок (без включения управления машиной в трудовую функцию работника) или возможный риск переквалификации при определенных обстоятельствах договора аренды транспортного средства с экипажем в соглашение о выполнении работником трудовой функции водителя.


Об утверждении Положения об использовании служебного автотранспорта

АДМИНИСТРАЦИЯ

КРОПАЧЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 66

Об утверждении Положения

об использовании служебного

1.Утвердить Положение об использовании служебного автотранспорта администрации Кропачевского городского поселения.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Кропачевского Городского поселения А.Р. Ямлиханов

Кропачевского городского поселения

№ 66 от 08.06.2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об использовании служебного автотранспорта

Настоящее Положение об использовании служебного автотранспорта администрации Кропачевского городского поселения в служебных целях (далее -Положение) разработано в целях эффективного использования автотранспортного средства, принадлежащего администрации Кропачевского городского поселения (далее – администрация), и определяет права, обязанности администрации, должностных лиц органов местного самоуправления Кропачевского городского поселения, порядок предоставления, использования и эксплуатации служебного автотранспортного средства администрации Кропачевского городского поселения (далее — автомобиль).

1. Общие положения

1.1. Автомобиль, используемый должностным лицом органов местного самоуправления Кропачевского городского поселения под управлением водителя автомобиля администрации (далее – водитель администрации), а также предоставляемый должностному лицу администрации в непосредственное управление, является собственностью администрации Кропачевского городского поселения.

1.2. Автомобиль предоставляется должностным лицам органов местного самоуправления Кропачевского городского поселения, занимающим должность, предполагающую предоставление служебного автомобиля, или в должностные обязанности которого входит выполнение работы, связанной со служебными поездками.

1.3. Сотрудникам органов местного самоуправления Кропачевского городского поселения, которым автомобиль не предоставляется, вправе в служебных целях по согласованию с главой Кропачевского городского поселения использовать автомобиль под управлением водителя администрации.

2. Порядок использования автомобиля

2.1. Служебный автотранспорт используется только для целей, связанных с исполнением функциональных (должностных) обязанностей должностными лицами и сотрудниками органов местного самоуправления.

2.2. С целью оперативного решения вопросов, связанных с исполнением функциональных (должностных) обязанностей, и эффективного (экономного) расходования средств бюджета органов местного самоуправления Кропачевского городского поселения:

должностные лица органов местного самоуправления Кропачевского городского поселения могут использовать служебный автотранспорт в нерабочее время, в выходные, праздничные дни;

глава Кропачевского городского поселения может использовать служебный автотранспорт в нерабочее время, в выходные, праздничные дни, а также осуществлять хранение служебного транспорта непосредственно в месте своего проживания (нахождения).

2.3. Право на управление автомобилем имеет:

должностное лицо администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль.

2.4. Общим условием допуска должностного лица администрации к управлению служебным автомобилем без водителя является наличие у него:

а) водительского удостоверения категории, соответствующей типу автомобиля;

б) стажа вождения автомобиля не менее трех лет;

в) действующей медицинской справки установленного образца.

2.5. На лиц, указанных в пункте 2.3, в обязательном порядке оформляется путевой лист.

2.6. Путевой лист является основным документом учета работы автомобиля и заполнение всех его граф обязательно. Путевой лист, выдаваемый лицам, указанным в пункте 2.3, должен иметь порядковый номер, дату выдачи, штамп администрации. Выезд автомобиля без путевого листа запрещается.

2.7. Путевой лист выписывается на автомобиль и выдается лицам, указанным в пункте 2.3, перед выездом автомобиля.

2.8. Новый путевой лист выдается только по возвращении полностью оформленного ранее выданного путевого листа.

2.9. Путевые листы регистрируются и подлежат хранению в отделе бухгалтерского учета и отчетности администрации.

2.10. Должностное лицо, ответственное за использование автотранспорта заверяет в путевом листе время выезда и возвращения автомобиля, показания спидометра и проверяет правильность записи маршрута водителем администрации.

2.11. Запрещается использование служебного автотранспорта после установленного окончания рабочего времени, а так же в выходные и праздничные дни, без разрешения главы Кропачевского городского поселения, за исключением случаев, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения.

2.12. В случае использования автотранспорта сверхустановленного режима работы, а также срочных выездов должностном лицом делается запись в путевом листе.

2.13. Движение автомобилей в пределах Челябинской области, Республики Башкортостан осуществляется по служебной необходимости, выезд автомобиля за пределы осуществляется только с оформлением служебной командировки.

2.14. Оставление автомобиля без присмотра вне объектов администрации, парковка вне охраняемых стоянок, запрещается.

2.15. Должностные лица, ответственные за использование автотранспорта, контролируют надлежащее использование имеющегося в их распоряжении автомобиля, экономное расходование средств на его содержание и эксплуатацию.

2.16. В случае нарушения установленного Положением порядка использования автомобиля проводится служебное разбирательство для установления виновных лиц.

3. Права и обязанности водителя администрации при использовании, управлении и эксплуатации автомобиля администрации

3.1. Автомобили администрации закрепляются за водителями администрации и должностными лицами администрации, в непосредственное управление которым предоставлен автомобиль, на основании распоряжения администрации.

3.2. Водитель администрации, должностное лицо администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль при управлении автомобилем, обязаны соблюдать правила дорожного движения.

3.3. Автомобиль базируется в согласованном с главой Кропачевского городского поселения месте хранения, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2.2 настоящего Положения.

3.4. Ответственные за эксплуатацию автомобиля, прибыв на работу, производят внешний осмотр автомобиля, проверяет техническое состояние автомобиля (проверяют уровень охлаждающей и тормозной жидкости, жидкости в бачке омывателя стекол, уровень электролита в аккумуляторной батарее, давление в шинах и т.д.), вносят в путевой лист показание спидометра, данные о наличии горючего; получают путевую документацию, затем проходят в обязательном порядке предрейсовый технический и медицинский осмотр в учреждении на основании заключенного договора (для водителей администрации).

3.5. В путевом листе отмечается время начала и окончания работы водителя администрации. Эта запись заверяется должностным лицом администрации, в распоряжение которого выделен автомобиль.

3.6. После установленного окончания рабочего времени водитель администрации ставит автомобиль в согласованным с главой Кропачевского городского поселения место хранения, за исключением случаев, предусмотренных в 2.2 настоящего Положения.

3.7. Ответственные за эксплуатацию автомобиля обязаны:

использовать предоставленный автомобиль только по прямому назначению;

соблюдать установленные заводом-изготовителем автомобиля Правила и нормы технической эксплуатации автомобиля;

не эксплуатировать автомобиль в неисправном состоянии;

незамедлительно по выявлении каких-либо неисправностей в работе автомобиля прекращать его эксплуатацию с одновременным уведомлением об этом должностного лица администрации;

не приступать к управлению автомобилем в случаях, если по состоянию здоровья не был допущен медицинским специалистом к управлению автомобилем;

своевременно обращаться в отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации района в целях получения путевого листа;

содержать автомобиль в надлежащем порядке и чистоте;

соблюдать периодичность предоставления автомобиля на техническое обслуживание: текущий ремонт, техническое обслуживание-1 и техническое обслуживание-2;

строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка администрации.

3.8. Ответственные за эксплуатацию автомобиля несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством, настоящим Положением и иными внутренними документами, действующими в администрации .

3.9. Внесение каких-либо изменений в конструкцию или комплектацию предоставленного автомобиля, включая затемнение стекол, запрещено.

3.10. В целях безопасности управления, использования и эксплуатации автомобиля категорически запрещается (за исключением особого распоряжения администрации):

осуществлять перевозку пассажиров, не являющихся сотрудниками администрации;

осуществлять перевозку грузов, не принадлежащих администрации;

осуществлять буксировку транспортных средств, не принадлежащих администрации, с помощью автомобиля администрации.

3.11. Запрещается управление, использование и эксплуатация автомобиля водителем администрации, должностным лицом администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль, во время своего очередного и дополнительного отпусков или периода временной нетрудоспособности.

4. Эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

4.1. В целях планомерного и целевого использования бюджетных средств распоряжением администрации устанавливаются предельные нормативы расходов на обслуживание служебных автомобилей, принадлежащих администрации.

4.2. В целях организации эксплуатации транспортных средств руководствоваться распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р "О внесении изменений в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р".

4.3. Администрация не компенсирует сотруднику любые виды штрафов, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением ответственным за эксплуатацию данного автомобиля своих обязательств в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением и другими внутренними документами администрации. Администрация не возмещает ответственному за эксплуатацию автомобиля никакие расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, если они не оформлены документами строгой финансовой отчетности.

4.4. Перечисленные нормативы и ограничения могут быть изменены вплоть до полного снятия применительно к конкретному водителю или сотруднику (группе сотрудников) распоряжением администрации.

5. Антитеррористическая защищенность

5.1. Водитель администрации, должностное лицо администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль, обязаны соблюдать меры антитеррористической безопасности:

не оставлять без присмотра служебный автотранспорт;

перед эксплуатацией автомобиля проводить визуальный контроль днища, багажника, салона автомобиля на наличие посторонних предметов:

при обнаружении посторонних предметов, принять необходимые меры по информированию компетентных органов (ОМВД, УФСБ, МЧС, прокуратура).

6. Страхование автомобилей

6.2. При причинении ущерба автомобилю в случае дорожно-транспортного происшествия водитель администрации, должностное лицо администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль, и находящиеся за рулем автомобиля, обязаны:

незамедлительно поставить в известность должностное лицо администрации, за кем закреплен автомобиль (для водителя администрации) и обслуживающего администрацию страхового агента;

при необходимости получить в органах ГИБДД справку установленного образца о дорожно-транспортном происшествии.

7. Порядок отчетности по расходу топлива

7.1. Водитель администрации, эксплуатирующий автомобиль, должностное лицо администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль, обязаны сдавать путевые листы в отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации.

8. Ответственность водителя администрации, должностного лица администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль, за нарушение настоящего положения, порядка и правил использования, управления и эксплуатации автомобиля, установленных в администрации

8.1. Водитель администрации, ответственный за эксплуатацию автомобиля, должностное лицо администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль, обязаны компенсировать администрации за счет собственных средств расходы, возникшие в результате:

умышленного причинения вреда автомобилю;

связанные с ремонтом автомобиля, произошедшим в результате дорожно-транспортного происшествия, при причинении вреда в случае эксплуатации автомобиля в личных целях без разрешения главы Кропачевского городского поселения.

8.2. Водитель администрации, ответственный за эксплуатацию автомобиля, должностное лицо администрации, в непосредственное управление которому предоставлен автомобиль, несут персональную и административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство

Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

Рекомендуем

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

Читайте также: