Установка тахографа на ман

Обновлено: 07.07.2024

Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.

Какие бывают тахографы?

В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.

Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.

На какие машины устанавливаются тахографы?

Контрольные устройства нужно устанавливать вне зависимости от того, кому принадлежит ТС — физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или компании.

Как работают тахографы?

Практически любой современный тахограф оснащен небольшим термопринтером. Когда водителя остановят сотрудники УГАДН или Ространснадзора, они могут попросить его сделать распечатку — и проверить, соблюдает ли тот режим труда и отдыха. Поэтому перед рейсом водитель должен убедиться, что в тахографе есть бумага.

Где взять тахограф и как его обслуживать?

Многие современные ТС оснащаются тахографами прямо на заводе и продаются полностью укомплектованными: владельцу грузового автомобиля нужно лишь оформить карты для водителей. Если в машине нет тахографа (или установлен тахограф старого образца), он может обратиться в тахографическую мастерскую.

Ремонтом блоков СКЗИ могут заниматься лишь мастерские, получившие соответствующую лицензию у ФСБ. Ремонтировать тахографы ЕСТР и СКЗИ, если поломка не затрагивает сам блок, могут любые официальные сервисы.

Где взять карту для тахографа?

Карты водителей заказываются у организаций, сотрудничающих с заводами-изготовителями. Заказать карту напрямую, без посредника не выйдет.

Заказать карту можно в офисе компании, предоставляющей такие услуги или через интернет. Изготовление занимает в среднем 10-25 дней, стоимость услуги — от двух до четырёх тысяч рублей в зависимости от типа карты (ЕСТР или СКЗИ).

Карты для тахографов ЕСТР и СКЗИ — разные: с устройствами другого типа работать они не будут!

Что делать, если тахограф сломался?

Если тахограф сломался до начала рейса, отправляться в путь нельзя: сперва нужно устранить неисправность.

Если прибор сломался во время поездки, водителю необходимо двигаться либо к ближайшей СТО, либо к месту регистрации ТС. На это ему даётся семь дней.

Сотрудники контролирующих органов могут попросить у водителя подтвердить, что устройство сломалось после начала рейса. Для этого можно использовать сделанную ранее распечатку или запись разговора с СТО, в которую обратился водитель, узнав о поломке.

Какие нормы труда и отдыха действуют в России сегодня?

РТО регламентирован 424 Приказом Минтранса. Это довольно объемный документ, описывающий правила, которых должны придерживаться водители автомобилей. Он вступил в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.

Вот краткая выжимка из этих правил:

  • водитель не может управлять автомобилем более 4,5 часов без перерывов, но если по окончании этого периода ему негде остановиться, разрешается добавить к рабочему времени ещё один час – на поиск места для отдыха;
  • минимальная длительность перерыва на отдых – 45 минут;
  • водитель не может управлять ТС более 9 часов в день;
  • суммарное время управление в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, а в течение двух календарных недель подряд — 90 часов;
  • еженедельный беспрерывный отдых не может длиться менее 45 часов, а начинаться он должен не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего шестидневного периода.

Какие штрафы грозят за езду без тахографа и нарушения РТО?

За отсутствие тахографа или нарушение требований к его использованию физических лиц могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха – на 1,5-2 тысячи.

ИП и юрлица за выход на линию машины без тахографа заплатят 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же размеры штрафов установлены за нарушение РТО.

Все эти штрафы предусмотрены статьей 11.23 КоАП.

Помогают ли тахографы бороться с нарушениями РТО?

Причин тому немало. Чаще всего перевозчики говорят об экономической нецелесообразности соблюдения РТО: штрафы, которые выставляют заказчики перевозок за опоздания, значительно превышаю штрафы за нарушения режима труда и отдыха. Ещё одна причина, характерная для России — невозможность соблюдения РТО из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Например, за Уралом или на Дальнем Востоке, где на протяжении многих сотен километров на трассе может просто не оказаться охраняемой стоянки — а ночевать на обочине или на неохраняемом пустыре небезопасно, особенно если в прицепе находится дорогостоящий груз.

Не стоит, однако, считать, что проблема с РТО водителей-дальнобойщиков характерна только для России. Водители нарушают режим труда и отдыха и в других странах. На Западе с такими нарушениями борются жёстче: размер штрафа здесь может достигать нескольких сотен и даже тысяч евро, поэтому нарушения встречаются реже.

Почему некоторые перевозчики считают, что тахографы вредят их бизнесу?

Многие перевозчики и представители профессиональных объединений считают, что тахографы создают излишнюю нагрузку на бизнес и не выполняют своих функций. Самый главный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что сотрудники контролирующих органов проверяют наличие устройства и его соответствие действующему законодательству — а на соблюдение РТО обращают внимание чрезвычайно редко. Более того, водители рассказывают, что выявленный факт нарушения РТО чаще всего решается с помощью взятки.

Тем не менее, требование об оснащении тахографом было и остаётся обязательным, и практически в каждом автомобиле, который занимается коммерческими перевозками, есть контрольное устройство.

Будут ли меняться тахографы и законы, регулирующие их использование?

По всей видимости, да.

В 2020 году стало известно, что Минтранс разработал законопроект о внедрении онлайн-тахографов — устройств, контролирующих соблюдение режима труда и отдыха и передающих данные в единую автоматизированную систему в реальном времени, а кроме того, фиксирующих скорость грузовика. Они смогут выписывать штрафы — причем не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. В теории такие тахографы могут положить конец нарушениям РТО, сделать работу водителей проще и безопаснее.

В том же году прошли испытания таких устройство, однако до Госдумы законопроект так и не добрался — возможно, сказалась разразившаяся внезапно пандемия коронавируса, от которой пострадали в том числе и перевозчики, и Минтранс решил не усиливать нагрузку на бизнес, и без того оказавшийся в сложной ситуации.

Похожие инициативы возникают и в других странах, а иногда подобные решения реализуются перевозчиками, которым необходимо отслеживать свой транспорт. Поэтому замена обычных тахографов подключенными к интернету устройствами вполне вероятна — правда, прогнозировать её сроки сегодня практически невозможно.

Для кого обязательна установка тахографа

Основная цель применения тахографов заключается в предотвращении ДТП из-за усталости водителя. Ведь любому работнику, согласно части 1 статьи 108 ТК РФ, необходим перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до двух часов. А для водителей этот момент регулируется еще и абзацем 1 пункта 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15. Согласно абзацу 2 пункта 24 этого документа, если водитель работает по графику сменности и длительность ежедневной работы превышает восемь часов, то перерыв должен предоставляться два раза в день в пределах общей продолжительности, установленной ТК РФ.

Тахограф же позволяет контролировать режим труда и отдыха водителя. Поэтому установка данных приборов обязательна для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих коммерческий автотранспорт.

К сведению
С 2016 года использование на территории России аналоговых тахографов запрещено. Разрешены только цифровые устройства, поскольку аналоговые не оснащены блоком СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Следовательно, такие приборы нельзя назвать надежными в плане возможностей фальсификации данных.

Конструктивно тахограф представляет собой моноблок со следующими основными компонентами:

  • датчиками движения;
  • антенной для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
  • антенной для приема сигналов GSM/GPRS;
  • управляющим микроконтроллером;
  • блоком СКЗИ;
  • блоком энергонезависимой памяти;
  • автоматическими устройствами (слотами) для считывания чип-карт (карты водителя);
  • термопринтером (при распечатке выводится дата и время, номер автомобиля, информация о владельце карты и о рабочем дне водителя);
  • дисплеем и органами управления;
  • соединительными разъемами;
  • аккумуляторной батареей.

Моноблок устанавливают в кабине машины таким образом, чтобы водитель легко мог дотянуться до панели с кнопками управления, а экран находился перед его глазами. На дисплее отображается информация о работе системы. Чтобы обеспечить питание, систему контроля подключают к бортовой сети машины. Емкость батареи должна позволять прибору работать автономно при выключенном двигателе.

Кроме того, устройство предоставляет его собственнику такие возможности, как:

  • Отслеживание местоположения авто. В случае угона прибор работает как маячок — транспортное средство можно найти с помощью спутниковых систем связи.
  • Контроль скорости и поведения водителя на дороге в целях обеспечения безопасности и соблюдения ПДД.
  • Оценка квалификации сотрудников логистических отделов, отвечающих за планирование маршрутов и организацию доставки.
  • Контроль расхода топлива в целях оптимизации маршрутов и предотвращения воровства.
  • Возможность хранить личные карты водителей. Именно индивидуальные карты сохраняют информацию об организации рабочего дня водителей.
  • Контроль над режимом труда и отдыха водителя. Контролирующие органы и владелец тахографа всегда могут узнать, когда и где водитель воспользовался временем, отведенным на отдых.

Тахограф изобрели в Европе, когда автомобильные грузоперевозки были на пике своего развития, а у предпринимателей возникла необходимость контролировать машины и наемных работников. Появление тахографа позволило оптимизировать логистические маршруты и повысило эффективность работы водителей.

Правила установки тахографов на транспортные средства

В соответствии с разделом II Порядка оснащения транспортных средств тахографами:

Установка тахографа необходима для машин класса М2, М3, N2, N3 (смотрите Приложение №2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 в редакции от 30 января 2018 года). Это пассажирский, в том числе общественный, автотранспорт, в котором более чем восемь мест для сидения (не включая водителя), а также грузовики, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Следует также обратить внимание на то, что с 1 ноября 2019 года [2] вступили в силу следующие нормативные акты:

В связи с правовыми нововведениями расширился перечень обязанностей физических лиц — эксплуатантов грузового и пассажирского автотранспорта, определенного в законодательстве, о чем было указано выше. В частности, согласно абзацу 10 пункта 1 и пункту 3 статьи 20 Закона №196-ФЗ, водители обязаны:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок, осуществляемых посредством автотранспорта и общественного наземного электрического транспорта (троллейбусов);
  • соблюдать нормы отдыха водителя и времени, отведенного на вождение автомобиля, в соответствии с правилами дорожного движения;
  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 5.27.1 и статьей 11.23 КоАП РФ, административная ответственность перевозчиков, должностных лиц и водителей за неиспользование на транспортных средствах тахографов была дифференцирована (см. табл. 1).

Таблица 1. Объем ответственности различных категорий лиц за нарушения, связанные с использованием/неиспользованием тахографа

Вид нарушения

Категория лиц

Размер штрафа, в рублях

Управление транспортным средством без тахографа

Выпуск на линию транспортного средства без тахографа

Должностное лицо ИП Организация

7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000

Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (режима труда и отдыха водителей)

Водитель Должностное лицо ИП Организация

1500–2000 7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000

Проверка наличия работоспособного тахографа или контрольного устройства регистрации режима труда и отдыха водителей, отвечающего требованиям Европейского соглашения (ЕСТР/AETR), то есть также тахографа, стала обязательной с 1 ноября 2019 года (смотрите постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 года №1008 в редакции от 30 сентября 2019 года).

Так, чтобы пройти техосмотр, придется убедиться в том, что установленный тахограф:

  1. невскрытую пломбировку;
  2. знак, официального подтверждающий тип устройства;
  3. настройку/калибровку, произведенную не ранее чем за два года до прохождения техосмотра;
  4. табличку с данными о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения (но табличка может быть размещена и на самом автомобиле);
  5. регистрацию в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (после проведения поверки).

Сведения о работоспособных приборах отныне заносятся в диагностическую карту (см. рис. 1).



Рис. 1. Новые пункты на лицевой стороне диагностической карты

Конечно, следует сказать и о типах автотранспорта, который оснащать тахографами необязательно, это:

Сроки и стоимость установки

Первым делом перед монтажом мастер по установке проверяет документацию на транспортное средство, производит его осмотр, определяет, есть ли необходимость в замене имеющихся спидометра и датчика скорости на более современные устройства, и меняет их, если нужно. После этого он соединяет между собой спидометр, моноблок и датчик скорости и проверяет прибор в действии. Специалист ставит пломбы на все разъемы и участки соединения и запускает блок СКЗИ с помощью карты мастерской, после чего настраивает исходные параметры [3] .

Цена установки тахографа в России варьируется от 7000 до 12 000 рублей. Стоимость зависит от типа машины, срочности заказа, необходимости выезда к клиенту и от ценовой политики мастерской. Таким образом, установка приборка на иностранную грузовую машину обойдется в сумму порядка 12 000 рублей, на КАМАЗ — в сумму от 10 000 рублей, на автобус тахограф можно установить примерно за 7000 рублей [4] .

Сколько же стоит тахограф в России? Цена на большинство устройств колеблется в диапазоне от 27 000 до 40 000 рублей [5] . Сумма достаточно велика, однако штраф для юридических лиц за отсутствие прибора может быть куда больше.

Как было сказано выше, законодательно определено, что установкой тахографа может заниматься только специализированная компания, которая, завершив монтаж оборудования, направляет данные о тахографе и блоке СКЗИ в реестр Росавтотранса. Поэтому для установки устройства необходимо выбрать мастерскую, у которой есть выданное Агентством автомобильного транспорта разрешение на проведение работ по монтажу, активации, ремонту и техобслуживанию тахографов, а также лицензия на работу со средствами криптографического шифрования, полученная в Управлении ФСБ.

Где можно заказать оборудование?

  • прилегающего земельного участка длиной 20 метров и/или испытательного стенда для проведения калибровки прибора на транспортном средстве;
  • производственных помещений, смотровой ямы, гаражного подъемника или гаражного опрокидывателя, поверенного оборудования, средств измерений, необходимых инструментов для выполнения работ по установке тахографов;
  • обученного в лицензированном учебном центре персонала;
  • помещения для защищенного хранения информации и карт мастерской.

Тахограф — технически сложный прибор, и, конечно, стоит внимательно выбирать не только установщика оборудования, но и модель, а также производителя устройства. Решение о выборе тахографа должно укладываться в нормативные требования — нельзя водить автомобиль с устройством, которое не было освидетельствовано в Минтрансе. Поэтому обращайте внимание на тех изготовителей, которые в полной мере учитывают предписания ведомства.

карта

Установив тахограф, можно значительно повысить эффективность использования служебного транспорта и предотвратить его нецелевую эксплуатацию.

деньги

Стоимость тахографа во многом зависит от степени его функциональности и от характеристик.

тахограф

Покупать тахограф следует у проверенных поставщиков, которые предоставляют гарантии на устройство.

монтаж

Некоторые компании не только занимаются продажей тахографов, но и оказывают полный спектр услуг по установке и настройке приборов, а также по замене их составляющих.

спутник

Использование систем спутникового мониторинга — современный, доступный и простой способ, позволяющий решать задачи транспортной логистики.


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Приказы Минтранса России №36 и №273 включены в перечень правовых актов, соблюдение требований которых оценивается Ространснадзором при проведении контрольно-надзорных мероприятий в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта. А выявлению нарушений, допущенных при установке, модернизации и эксплуатации тахографов, уделяется особо пристальное внимание. Поэтому не забывайте, что повторная настройка тахографа, установленного на транспортное средство, специалисты мастерской должны производить не реже чем один раз в три года.

смешная картинка, девушка чинит камаз и не хочет устанавливать тахограф

Установить тахограф там, где этим занимаются регулярно — не самая плохая мысль! )

Тахограф довольно несложное электронное устройство, которое многие хотят установить самостоятельно и тем самым сэкономить деньги на его покупке. В принципе это реально, рассказываем на что обратить внимание.

Полностью запустить его в работу на получится, для проведения активации блока СКЗИ и калибровке нужна специальная карта мастера, так что приехать к нам в мастерскую всё-таки будет нужно, но можно сэкономить время и деньги приехав с уже подключенным и настроенным.

На верхней крышке есть схема подключения, в комплекте обычно присутствуют все необходимые разъемы. Не забывайте про крышки, мастер после проверки правильности установки их обязательно опломбирует.

Располагать тахограф нужно так, чтобы он находился в зоне видимости водителя, никаких установок “экраном вверх”, под сиденье или в бардачек. Плюс самостоятельной установки в том, что можно сделать очень красивый монтаж, купить рамочку или полочку под конкретный автомобиль, если в нем изначально не было предусмотрено место под установку.

На новых автомобилях как правило уже есть подготовка под установку тахографа — достаточно только подключить его к свободно лежащим клеммам. Если речь идет о старых машинах то нужен импульсный датчик скорости. На машинах с тросиком или трёхфазных КАМАЗах устанавливается новый импульсный датчик скорости и электронный спидометр. Кроме импульсов скорости тахографу нужен сигнальный провод с зажигания и постоянное питание, желательно протянутое напрямую с аккумулятора. Не забывайте про предохранители!

В новых машинах без датчика скорости (там где скорость рассчитывается по датчикам АБС), подключение идет или к дополнительно установленному датчику скорости, например в европейских версиях микроавтобусов всегда есть под него место. Либо считывается с CAN шины, схема подключения также нарисована на шильдике.

Здесь есть два важных момента. Подключение не заработает пока мастер не настроит параметры КЭН шины тахографа под конкретный автомобиль, и тахограф надо подбирать под конкретную машину. Грубо говоря с какими-то марками лучше дружит Меркурий, с какими-то Атол, с какими-то DTCO. Производители регулярно дорабатывают прошивки, ситуация меняется, так что рекомендаций писать не будем, лучше уточнять перед покупкой.
Стандартные карманы для установки (пластик и металл) и недостающие разъемы (например если вы купили бу тахограф и хотите его поставить) можно докупить в нас в офисе.

Законное постановление от 10 сентября 2009 года говорит о том, что все транспортные средства, занимающиеся перевозками грузов по России и зарубежью, обязаны быть оснащены специальными приборами, которые могут контролировать режимы работы водителя и автомобиля, защищая всех участников движения от аварий.

Если длина маршрута составляет менее 50 км, то установка устройства не обязательна.

Многие автомобили, которые были выпущены после 2006 года, имеют в приборной панели специальное отверстие для самописца, поэтому подключение этого устройства не вызывает больших вопросов, весь процесс занимает около 2 часов, это время зависит от того, насколько длинные провода, как далеко расположен спидометр или скоростной датчик.

Как подключить тахограф самому?

Чтобы самостоятельно установить бортовой самописец на свой автомобиль, подготовьте:

фишки, которыми вы воспользуетесь чтобы его подключить;

набор ключей и отверток;

как самому подключить тахограф

Под оборудование в ТС уже имеется отверстие. Поэтому посмотрите, насколько вам будет удобно, хорошо ли вы видите его, легко ли будет с ним работать, например, производить замер данных?

Если специально выделенного места нет, то придется преодолеть некоторые сложности. Вы должны будете самостоятельно выбрать место для него. И проделать углубление в приборной панели.

Помимо всего этого, вам придется задуматься о приобретении специального датчика – антенны.

Лучше всего установить его как можно выше, чтобы сигнал был максимально чистым. Нельзя ставить антенну на металлическую поверхность. Если вы хотите закрепить её на кабине, то обязательно обработайте это место герметиком.

От датчика к самому прибору протяните специальный провод. Следите за тем, чтобы вы всегда могли его видеть и контролировать состояние.

Не разрезайте его, не делайте ни короче ни тоньше. Не должно быть хрупких частей. Места, где направление меняется, должны быть большого радиуса. Ведь сами провода бронированы. Размещайте их таким образом, чтобы в зимний период на них попадало как можно меньше солей с дороги, как показывает практика, они очень подвержены их воздействию и могут со временем разрушиться.

Если во время подключения тахографа к датчику скорости, спидометр отключился, то от него придется провести провода прямиком к бортовому самописцу.

Отметим, что совершенно запрещено присоединять устройство для контроля за дорогой прямиком к датчику скорости, т.е устанавливать в их в одно отверстие. Ведь оба этих прибора имеют разные сигналы.

​ Подключение тахографа своими руками: процесс установки

​ Чтобы произвести процедуру монтирования устройства необходимо:

Выполнить детальный осмотр ТО и понять, нужно ли вам заменять спидометр или датчик скорости.

Если это сделать необходимо, то выбрать наиболее подходящие детали

Подключить сам прибор к старому или уже замененному датчику и спидометру с помощью проводов.

Проверить выполненную работу.

Настроить устройство (Внимание! Это проводят только сотрудники специализированных мастерских, которые имею право на работу с тахтографами!)

Теперь рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.

Почему так важно обратить внимание на датчик скорости и спидометр?

Если второй имеет тросик, то обязательно необходимо менять все устройство. ДС в этом случае тоже подлежит замене.

Есть вариант использовать проходной датчик, если вы хотите сохранить старый спидометр, но оставьте эту идею на совсем крайний случай.

Если вы устанавливаете тахограф на КамАЗ, то датчики могут быть похожи на генераторы, но маленьких размеров, они меняют своё напряжение в зависимости от того, насколько велика скорость, сам ток подаётся к ним из спидометра. В нем, в свою очередь, стоит специальный маленький мотор, который работает от того, насколько большим получается напряжение в этих приборах.

Если же вы собираетесь вмонтировать бортовой самописец в МАЗ, то без специального переходника вам не обойтись, его можно купить в специальном магазине или сделать самостоятельно.

Какую именно модель спидометра купить, решаете только вы. В этом деле все зависит от того, на какую сумму вы рассчитываете и какого размера разъём в приборной панели.

Как заменить эти детали?

После того как вы сделали выбор в пользу определенных моделей, самое время правильно установить все части. В начале статьи мы говорили о том, как просто и быстро провести кабель к спидометру. Все остальное не вызовет затруднений. Достаточно выкрутить старые детали и вставить в пазы новые, только что купленные приборы.

Как подключить тахограф?

Схема подключения тахографа обычно отличается в зависимости от того, какой у вас автомобиль или его модификация.

Вам понадобится установить провода на питание +12\24 Вольта. Берется на 1 контуре питания или протягивается от АКБ; – масса. Устройство само питает датчик. Затем по схеме включаем плюс и по массе у нас происходит точно такой же процесс. От ДС подаётся сигнал. В специальный разъём включаем его напрямую и выходим на спидометр. Делаем все это, чтобы определитель скорости начал работать. Помните, что такое подключение очень важно проводить именно от самого бортового самописца, а не от ДС.

Как проверить, все ли правильно подключено?

Включите устройство, посмотрите горит ли экран, работают ли кнопочки. Включите свет, определите изменилась ли яркость дисплея? Заведите машину и попытайтесь проехать несколько сотен метров. Самописец должен считать расстояние. Если все в порядке, то можете считать что вам все удалось. Смело отправляйтесь в мастерскую, которая имеет разрешение на проведение работ с тахографами и откалибруйте свой

Читайте также: