Устав автомобильного транспорта штраф за отказ от перевозки

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос:

Правомерным ли будет следующее действие Перевозчика: в случае задержки транспортного средства на выгрузке у грузополучателя сверх времени нормативного простоя, при наличии в договоре с Заказчиком условия об оплате времени сверхнормативного простоя, развернуть транспортное средство и возвратить груз грузоотправителя (при наличии уведомления Заказчика)

Ответ:

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" не предусматривают возврат груза грузоотправителю в случае простоя сверх нормы транспортного средства на разгрузке у грузополучателя.

Статьей 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что в случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его.

ст. 15, Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

Таким образом, в случае отсутствия отказа грузополучателя принять груз возврат груза грузоотправителю по причине простоя сверх нормы транспортного средства на разгрузке будет не правомерен.

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, сентябрь 2015 г.

Елена Мехоношина

🚛 Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках. Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли. Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

1. Потеря груза

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26.

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.

Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон. При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика. Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику.

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 04.02.2021

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности

Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:
1) непреодолимой силы;
2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;
3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин.

Статья 37. Недействительность соглашений

Любые соглашения перевозчиков, фрахтовщиков с грузоотправителями, грузополучателями, фрахтователями, пассажирами, имеющие целью ограничить или устранить ответственность, возложенную на них, считаются недействительными, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В случае одностороннего отказа Заказчика от загрузки транспортного средства, Заказчик оплачивает Экспедитору штраф в размере 20% стоимости перевозки груза - в случае если дата заявки договора и дата погрузки совпадают - при отказе менее от заявки-договора, чем за 4 часа до времени погрузки, но не более 1000 рублей. Что это означает, если заключили заявку в 10:30, а отказались от наших услуг в 17:00. Нам должны 20% процентов или 1000 рублей?

Ответы на вопрос:

Судя из того, что Вы процитировали, при отказе Заказчиком от перевозки менее чем за 4 часа штраф будет уплачен им в пользу Перевозчика в размере 1000 рублей, а не 20%, так как его максимальный размер ограничен указанной суммой. Согласно п.1 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" - За не предъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. В Вашем случае меньший размер ответственности указан в договоре.

Ни то ни другое. Речь о том, что штраф будет только если отказ будет произведен менее чем за 4 часа до времени погрузки. И видимо там указано, что 1000 рублей - это предельный штраф за нарушение данного обязательства (ст. 330 ГК РФ)

Нужно видеть условия заключённого договора.

Тогда ответить будет проще.

ГК РФ Статья 427. Примерные условия договора

1. В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.

2. В случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев, если они отвечают требованиям, установленным статьей 5 и пунктом 5 статьи 421 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.

Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Это по статье 806 Гражданского Кодекса РФ.

Согласно статье 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским Кодексом, другими законами или договором, либо решению суда.

Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путём уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления. Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Если у Вас указано в договоре, что при отказе менее от заявки-договора, чем за 4 часа до времени погрузки, но не более 1000 рублей, а прошло уже более 4-х часов, то будет выплачиваться 20 %.

Вам должны 20% от стоимости заявки, например заявка на 2 тысч. Руб,Вам должны,20%,то есть 400 руб. Одна тысяча руб, это максимальная сумма штрафных санкций, не указали время погрузки, текст договора не полный, но отказались.Размер неустойки (штрафа, пени) устанавливается соглашением сторон, а в некоторых случаях — законом. В этом случае независимо от того, предусмотрена неустойка соглашением сторон или нет, кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки (п. 1 ст. 332 ГК РФ).

Устав автомобильного транспорта

ФЗ о перевозке грузов

Глава 2 документа содержит нюансы, узаконивающие транспортировку грузов. Но также требует выполнения иных правил. Устав перевозки грузов автомобильным транспортом делает обязательными следующие положения:

  • Она должна сопровождаться заключением договора. На его основании выписывается накладная, без которой получатель не должен принимать груз. Это не относится к имуществу, сопровождаемому владельцем и не учитывающемуся в качестве материальной ценности.
  • За тару, в которой перевозят содержимое, отвечает перевозчик. Если она не подходит, отправитель может отказаться от его услуг.
  • Груз готовит тот, кто нуждается в транспортировке. Он не должен нанести вред авто, таре. Если груз уже упакован, каждое место следует маркировать (это делает отправитель). При приеме имущества водитель демонстрирует путевой лист и свои документы.

Устав автомобильного транспорта

Рекомендуем прочитать о том, какие документы нужны для перевозки груза. Из статьи вы узнаете о том, какие документы нужны для перевозки обычного, частного груза, леса, автомобилей, документах для международных перевозок.

А здесь подробнее о причинах получения штрафа за путевой лист.

Устав о транспортировке пассажиров и багажа

Регулярные

Перевозка людей общественным транспортом является регулярной. Какие здесь условия:

Устав автомобильного транспорта

  • Пассажир покупает билет, оплачивает место для багажа при его наличии. Этот документ, квитанция и есть подтверждения заключенного договора об оказании услуг. Их хранят до конца поездки.

Если автобус в дороге сломался, пассажира по тому же билету должны отвезти на другом ТС.

Устав перевозки пассажиров автомобильным транспортом дает им бесплатное пользование туалетами, залами ожидания и другими составляющими инфраструктуры при наличии билета. Если человек забыл в ТС свои вещи, их должны вернуть после обращения к сотруднику автовокзала. Пассажиры, нашедшие в транспорте чужое имущество, обязаны передать его кондуктору или водителю. Вообще же их права подробнее расписаны в Постановлении правительства №112 от 14.02.2009 г.

Смотрите в этом видео о нарушениях правил перевозки пассажиров общественным транспортом:

По заказам

  • Обязательно заключение договора с указанием информации о фрахтовщике и фрахтователе, типе ТС, маршруте, месте посадки, круге пассажиров, сроке перевозки, оплате, порядке допуска людей в салон. Если поездка разовая, это может быть заказ-наряд.
  • Когда ТС не соответствует оговоренным требованиям, подано с опозданием, фрахтователь может отказаться от поездки. Но фрахтовщик еще и заплатит штраф.
  • Неисправное ТС должно быть заменено другим. Либо фрахтовщик возвращает деньги.
  • Нормы багажа устанавливаются им же. Фрахтовщик имеет возможность не допустить его провоза и личных вещей, если они мешают входить и выходить из ТС.

Устав автомобильного транспорта

Такси

  • Договор между водителем и пассажиром заключается устно. Или это может быть документ о фрахтовании. В таком случае с одной стороны выступает водитель, с другой – фрахтователь. Заказ записывается в журнал, оплачивается. Фрахтователь получает квитанцию.
  • Если пассажир вовремя не явился для посадки в такси к назначенному месту, машина может не ждать его. То же и с остановкой в пути по просьбе фрахтователя.
  • При невозможности добраться до нужного пункта водитель может прекратить поездку раньше. Но и платит пассажир только за расстояние, которое проехал.
  • Провоз багажа и личных вещей согласовывают с фрахтовщиком. Но если имущество находится в ненадлежащем виде, водитель вправе отказаться его брать в салон или спецотсек.

Устав автомобильного транспорта

Ответственность за нарушение устава

За несвоевременное предоставление ТС, контейнера, предусмотренных договором …, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором …, а в случае, если размер указанного штрафа договором … не установлен, в размере:

Причиненный им ущерб имуществу погашается так:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи …;

2) суммы, на которую понизилась стоимость …, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления …;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части …, в случае недостачи, повреждения …, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты …, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

Фрахтователь отвечает за отказ пользоваться нанятым ТС, платя 20% провозной платы и возмещая ущерб. Пассажир же внесет 10-кратный размер стоимости провоза багажа, если в нем находились запрещенные к перемещению предметы.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о правилах перевозки грузов автомобильным транспортом:

Читайте также: