В 7 10 веках на пространстве от волги до днепра

Обновлено: 18.05.2024

Отгадайте загадку:

В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. Показать ответ>>

В синей чаше алый мяч, Он и светел, и горяч. Показать ответ>>

В сумке тёплой и большой Мама носит их с собой. Два чудесных малыша В сумке едут не спеша. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Я любой девчонке Прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке Стрижки-коротышки. От солнца я защита — Для того и сшита.

Случайный анекдот:

- Сколько у нас шпаг?
- Четыре.
- А сколько у нас мушкетов?
- Четыре.
- А сколько у нас рук?
- Четыре.
- А сколько у нас ног?
- Четыре.
- Кто же мы?!
- Уроды - мушкетеры.

Знаете ли Вы?

В облаках межзвездного газа, находящихся в центре нашей Галактики, обнаружен сахар.

Истоки рек Волги и Западной Двины лежат недалеко друг от друга, на Валдайской возвышенности. Я не раз писал о них, картинки ставил.

Вот так выглядит исток Волги.

5814203_008a317822dc9d20c20d87fa971982fe706af637 (700x525, 558Kb)

А вот такой исток Западной Двины (нашей Даугавы).

5814203_0_e5e0c_47e313fe_orig (700x470, 250Kb)

Исток Днепра находится от них в сотне километрах южнее. Но о нём позже.

Пока же расскажу об истоке Масква-реки. Он находится в сотне километров на юго-восток от истоков Волги и Даугавы. А упомянул я его потому, что из Москвы дорога к истоку Днепра лежит через исток Москва-реки, который расположен прямо у Минского шоссе, возле границы Московской и Смоленской области. Там тоже всё ухожено. И даже выглядит несколько пафосно.

5814203_IMG_8632 (700x486, 255Kb)

Часовня, бьющий в ней ключ и вытекающий ручей -- это и есть исток Москва-реки.

5814203_IMG_8608 (450x600, 311Kb)

5814203_IMG_8613 (700x449, 303Kb)

Река Днепр, которую греки называли Борисфен, а первые славяне - Славутич, это бывший символ славянской дружбы и единства, протекающий по территориям России, Беларуси и Украины. Река и по сей день там течёт, а вот со славянским единством и дружбой дело дрянь.

Река эта берет свое начало из небольшого болотца на границе Смоленской и Тверской областей, в 40 километрах от райцентра Сычевка и в шести километрах от ближайшей жилой деревни Бочарово.

5814203_1d (600x399, 256Kb)

А вот деревня Дудкино, некогда стоявшая вблизи от истока, исчезла, не пережив эпохи укрупнения колхозов в 80-х годах прошлого века. Примечательно, что в Дудкино после этого долгие годы жил один единственный житель. Теперь уже не живёт…

Теперь очередь за Бочарово. Молодежь отсюда уже уехала. Сюда больше не ходят автобусы -- это экономически нецелесообразно. Турист – что русский, что белорусский, что украинский -- и тот здесь теперь крайне редок…

Исток Днепра находится в 40 км южнее ж/д и автотрассы Рига – Москва, к югу от таких населённых пунктов, как Глазки, Упыри , Лошаки, Махерово, Свистуны… Медвежий край. В буквальном смысле. Вот так выглядит отметина пребывания этого зверя у истоков Днепра.

5814203_13 (700x466, 338Kb)

В общем, дорог от трассы на юг нет. К истоку можно проехать, двигаясь на север от города Вязьмы, до деревни Бочарово.

Рассказ Андрея, путешественника и очевидца

Однако, предоставлю слово москвичу Андрею Урицку, который описал такое путешествие, начавшееся в древней Вязьме…

«Вязьма – один из древнейших и красивейших городов Смоленской области, первые летописные упоминания о котором относятся к 1239 году. Вязьма дала России немало известных людей, была и остаётся одним из главных культурных центров Смоленской области.

Но всё это раньше я знал лишь в теории… А в этот раз удалось познакомиться с Вязьмой обстоятельно. Меня с первого взгляда покорил этот относительно небольшой ныне провинциальный городок.

5814203_vyazma1_2_ (700x473, 229Kb)

5814203_vyazma_2 (700x471, 266Kb)

5814203_vyazma3 (700x494, 304Kb)

5814203_vyazma4 (700x490, 207Kb)

5814203_vyazma5 (700x491, 149Kb)

5814203_vyazma7 (700x468, 109Kb)

На другой день нам предстояло пройти 71 километр от Вязьмы до Сычёвки по трассе Вязьма – Зубцово.

5814203_IMG_8794 (700x430, 151Kb)

Затем от населённого пункта Сычёвка – ещё около тридцати километров по ухабистым просёлочным дорогам до деревни Бочарово. А дальше – 6 километров до заветного Истока пешком через леса и топи.

5814203_IMG_8820 (700x493, 220Kb)

5814203_IMG_8801 (700x514, 221Kb)

Бочарово – относительно небольшая деревенька с населением 46 человек. Раньше было гораздо больше, но со временем многие (особенно молодежь) уехали. Словом, стандартная ситуация для глубинки. Оставшиеся возлагают надежды на строительство вблизи истока Днепра православного храма и монастыря – глядишь, и дорогу нормальную сделают, и народ потянется.

5814203_IMG_8797 (700x458, 188Kb)

А мы начинаем свой путь. Самый непролазный участок -- это лесная дорога. По жидкому месиву приходится ступать с чрезвычайной осторожностью, чтобы не увязнуть. Через пару километров дорога улучшилась – и мы прибавили ход.

5814203_IMG_8809 (700x422, 162Kb)

5814203_IMG_8815 (700x497, 249Kb)

У каждой дороги своя судьба: есть скоростные автострады, есть забитые машинами городские улицы, а есть и такие, затерявшиеся в российской глуши, лесные дороги. Но у каждой из них -- своя задача и своя цель, к которой эта дорога ведёт.

5814203_00 (468x600, 148Kb)

Между тем, до Днепра отсюда недалеко – речушка протекает параллельно дороге в прилегающем к ней лесу. Вот он – Днепр в четырёх километрах от истока.

5814203_IMG_8823 (700x497, 317Kb)

5814203_IMG_8827 (700x497, 289Kb)

А вот и долгожданная цель нашей экспедиции – в этой рощице берёт начало Днепр.

5814203_IMG_8843 (700x451, 279Kb)

5814203_IMG_8844 (700x474, 235Kb)

Из этого ключика на окраине одного из болот Смоленщины берёт своё начало одна из двух великих рек, с которыми с древнейших времён неразрывно связана история и культура нашей страны. Здесь Днепр покидает свою колыбель.

5814203_IMG_8851 (700x460, 264Kb)

5814203_14237030 (632x430, 164Kb)

5814203_9d (600x399, 182Kb)

5814203_d17f5fu960 (565x700, 387Kb)

А здесь уже отчётливо заметно его робкое течение. С обравшись с силами, небольшой ручеёк начинает свой долгий путь…

5814203_68981773 (700x402, 119Kb)

2200 километров отделяют родничок на Смоленщине от места, где великая река завершает свою длинную дорогу, отдавая свои силы и энергию Чёрному морю. На пути его ожидает много больших и малых городов в России, Белоруссии, на Украине -- на пути к Чёрному морю Днепр разольётся шестью рукотворными морями, его пересекут десятки мостов…

5814203_11_1_ (633x700, 409Kb)

Но это всё будет дальше. А начинается Днепр вот с этого робкого ручейка, убегающего вдаль от своей колыбели… Да, несомненно, в истоках есть что-то магическое!"

Октябрь 2008 года.

А в том году…

Итак, Андрей был у истока в октябре 2008 года.

А в прошлом, 2014 году, там побывали тоже москвичи – Наталья и Николай. Вот что они написали.

"Мы, московские журналисты Николай и Наталья Минины, посетили исток Днепра 22 сентября 2014 года. К своему удивлению и даже ужасу обнаружили, что сам исток, что бил раньше под часовней, пересох полностью, строительство храмового комплекса - остановлено. И вокруг - ни души!

5814203_iic11 (700x495, 202Kb)

Местные жители (а их теперь в д. Бочарово осталось всего 29 человек) говорят, что это связано, в первую очередь, с погодными условиями. И действительно, в 2010 г., во время тогдашней страшной жары и засухи, источник также пересыхал.

И хотя у природы свои законы и загадки, наше отношение к ней в целом, и к болотам, в частности, из которых берут начало Днепр, Волга, Западная Двина, Ловать, Москва-река. оставляет желать лучшего.

Стоит ли нам так копать, осушать, благоустраивать и украшать истоки великих рек - это "детородное место" матушки-природы? Сколько уже исчезло ключей, ручьев и как много обмелело речек?

К великому сожалению, сами жители д. Бочарово, по сути, оказались брошенными на произвол судьбы: ни рейсового автобуса, ни санчасти, ни магазина. Слава Богу, приезжает автолавка. И при острой необходимости можно вызвать "скорую".

5814203_ (700x422, 339Kb)

Но местные старушки верят словам губернатора Смоленской обл. А. Островского (партия ЛДПР), некогда пообещавшего, что у истока Днепра, где уже возведены деревянные часовенки, красавица-звонница и рубленый храм, освященный в честь св. равноапостольного князя Владимира -- крестителя Руси, будет основан мужской монастырь.

Согласен с Натальей и Николаем: на Украине собрались и двое, и трое, и более… Но не во имя Христа, а потому и нет его среди них. Оттого и Днепр пересох. Хотя, если в окно глянуть -- там льёт и льёт.


Попробуем изложить историю края, его поселенцев, за длительный исторический период, опираясь на общедоступные научные и исторические данные, анализируя их комплексно.

Начнём с того, что попробуем определить время, с которого заселённость региона была постоянной, не разрывной.
Известно, север Европы за последние 80 тысяч лет неоднократно испытывал большие или меньшие оледенения, некоторые из которых захватывали регион верхнего Поволжья. К таким относят оледенение произошедшие 25-23 тыс. лет тому назад, когда население севера Европы мигрировало на юг и юго-восток (к Кавказу, Анатолии, Средней Азии).

Люди покидали регион и лиш через тысячилетия возвращались обратно, на земли праотцов.


Более позние оледенения севера Европы, 10-11 тыс. лет назад, были не такими грозными. Линия ледника накрывала Ладожское озеро, всё Поморье, и тянулась к северному Уралу. Территория верхней Волги становилась тундрой и притундровой зоной и население всё равно должно было её покидать переселяясь в лесо-степную зону южнее.

Именно на юге Балтики возникла культура шнуровой керамики, которую многие учёные считают протобалтами или частью ранних индоевропейцев. Именно эти ранние индоевропейцы Прибалтики обширно заселили Верхнее Поволжье создав этническую основу будущего коренного населения региона и придав этому населению этнические признаки доминирующие и поныне.


На верхней Волги в 3-2 тыс. до н.э. археологи в 20 веке фиксируют наличие интересных археологических культур (дьяковскую, волосовскую, фатьяновскую) имеющих индо-европейские корни. Справедливости ради следует отметить, что в заселении региона брали участие и другие группы переселенцев с южного и юго-восточного направления, но их влияние было значительно меньшим.
Наука не определила языка бытовавшего у носителей этих культур, не изучила достаточно глубоко особенностей их мировоззрения, но предполагает крепкую их родственность другим индо-европейским культурам.


Интересными есть выполненные ещё в 20 веке антропологические реконструкции носителей культур Верхней Волги (дьяковцев, волосовцев, фатьяновцев) и сравнение облика с обликом современного населения региона, собственно русских.
И хотя многие учёные скептически относятся к таким реконструкциям, как к умозрительным, их результаты довольно интересны.


Но в 1 тыс. до н.э. случаются значительные изменения в культурном облике населения Верхней Волги. Большие, единообразные культуры региона рассыпаются на локальные культурные образования, не позволяющие проследить культурную целостность у всего населения региона.

Но почему? Что случилось с единством народа?

Причины следует искать в обстоятельствах утраты мировозренческого единства, культурной целестности фатьяновцев, влияния на этот процес жизни на магистральном водном пути по Волге, приводившего всё новых и новых поселенцев, торговцев из Прикаспия на север, в Скандинавию.

В это же время по Волге, в сторону Балтики, двигаются переселенцы из региона Средней Азии, носители особой веры и звериного стиля в исскустве. Они войско Одина, основатели страны Свитиод (Швеции). Они захватчики и носители идеологии силы, преобразователи жизни региона.

Поволжье ощущает опустошение, часть населения уходит в Скандинавию. Нарушается единство у оставшегося населения, возникает племенная раздробленность и недоверие. Культурная цельность местного народа пропадает. Приволжские поселения у Волги долго не возрождаються.

Указанный процес совпадает с активизацией не затронутых переселением Одина финно-угоров. Стимулируется процес их последующего переселения на заброшенные Приволжские земли и покинутые поселения.
Финно-угорское население Прикамья используя водные магистрали Волги, Оки, других рек для движения на запад, север, восток и юг, увлекая в этом потоке и местное индо-европейское население.

Часть финно-угорского населения региона и захваченное таким движением местное население оказыкается на Кольском полуострове, на берегах Финского залива. Оно смещается и на юг, к веховьям Оки и Дона.


В следствии привнесения новой системы власти финно-угорские языки становятся доминирующими в регионе и вытесняют местные индоевропейские говоры бывших фатьяновцев. Местное смешанное население обосабливается в отдельные племена носящие названия весь, меря, чудь, водь, мурома, мещера, мордва, карела, перьмь и т.д. вбирая в себя культурное наследие местных индо-европейцев Верхней Волги.

Остатки не смешанного с финно-уграми населения концентрируються у рек Ловать и Волхов.
Культура местного населения Верхней Волги как-бы срастается с финно-угорской и нынешние археологи считают таковую исключительно финно-угорской.

Значительные изменения в регионе Верхней Волги начинают происходить спустя почти тысячи лет, на рубеже 2-4 в. н.э., когда на Повольжье начинают проникать гунские влияния. Гунны выдавив с Приуралья находивниеся там народы (часть финно-угров и других племён) повлияли на этнические здвижки по всему Поволжью.



Получив славянскую поддержку, укрепившись Ладожским рахманским центром, ильмерцы (словене ильменские) начали процес просветления (славянизации) всего региона, а в последуещем развернули его на восток.

Этот процес охватил земли Верхней Волге уже в 9-13 веках и был определяющим в замене финно-угорских говоров у местного населения на славянские и венедские. Но венедская версия не стала доминирующей.
Языковым стандартом у Поволжского населения, с приходом в 10-11 веке, христианства стала версия церковно-славянского (староболгарского) языка, переродившаяся в будущем в русский язык.

После 6 в. н.э. пройдет ещё около 800 лет прежде чем централизованное государство с центром в Москве соберёт воедино все прежние земли Верхней Волги и сделает их основой нового Русского государства.
До этого будут и междоусобицы государст-княжеств Рюриковичей 11-13 веков и события монголо-татарского ига 13-15 веков и войны с соседями в 16-17 веках…

Какие же выводы можно сделать из сказанного:

2. Это имеет давние индо-европейские (венедские) корни близкие к корням других соседних индо-европейских груп (балтов);

3. Этому населению в 3-2 тыс. до. н.э. удалось создать единую общность просуществовавшую около 2 тысяч лет;

4. События 1 тыс. до н.э., движение Одина и его племени, приход финно-угров, изменили условия размещения и развития этого населения и поменяли языковую ситуацию (не изменив в общем генетическую основу населения);

5. События 2-5 в.н.э., экспансия гуннов, их давление на народы Поволжья, приход на север славянских рахманов и волхвов, и создание ими на Ладоге рахманского центра, предопределили начало процесса усиления венедской Ильмерии и её влияние на Поволжье;

6. Ильмерия с 6 в.н.э. стала частью славянского сообщества и носителем славянского мировоззрения среди ильмерцев, чуди, веси, мери и других местных народов;

7. Единство земель Верхней Волги было востановлено только к 16-17 веку (единое Московское царство) и дало возможность потомкам фатьяновцев (венедов Поволжья) воссоединиться в едином культурном и языковом пространстве нового времени.
И ещё…
В современных исследованиях явно недооценено значение Волги как древнего и мощного транзитного пути из Каспийского (Среднеазиатского, Кавказского, Иранского) региона в Балтийских регион. А путь этот был важен всегда и всегда использовался. Он был основой экономики живущих на его берегах людей.

Для изучения истории региона Верхней Волги, сердца России, требуется более тщательное и углублённое изучение истории и археологии края на всю глубину послеледниковой истории, то-есть за последние 10-9 тысяч лет.


Чего нельзя сказать о Днепровско-Бугском канале (на юге Белоруссии), который остаётся, можно сказать, центровым в многостороннем проекте восстановления упомянутого ВТП. В 2012-2014 гг. эта артерия была реконструирована, что повысило её провозную способность почти наполовину.


Полтора года назад в Бресте был подписан польско-белорусский меморандум, поддержанный Европейской комиссией и Европейской экономической комиссией ООН, о воссоздании водного пути Днепр – Буг – Висла – Одер. Предусматривается с участием ЕС совместное финансирование проекта по восстановлению несудоходного участка по Западному Бугу – от Бреста до Варшавы. По оценкам транспортных ведомств обеих стран, воссозданная магистраль будет использоваться для грузоперевозок, но к ним через короткое время добавятся туристические поездки. Сроки реализации проекта и объём инвестиций пока уточняются, предварительный срок ввода в действие этого ВТП намечен на 2019-2020 гг.


В более широком контексте, по оценкам белорусских и польских экспертов, если упомянутый несудоходный участок будет восстановлен, то приграничные регионы обеих стран станут своего рода центрами мультимодальных перевозок международного значения. Вдобавок для Белоруссии и, значит, для Союзного государства РФ–РБ будет открыт кратчайший воднотранспортный выход к основным зарубежным портам и маршрутам Балтийского моря.

Тем временем в России эти инициативы активно изучаются. В том числе в связи с восстанавливаемыми планами создания водных соединений Невы, Волги и Западной Двины со средним (Восточная Белоруссия) или нижним (в Смоленской области РФ) течением Днепра. Напомним, что это планы ещё конца 1940-х – начала 1950-х гг., но после 1953 г. они были законсервированы. Хотя до середины 1970-х Днепр был судоходен и в Смоленской области.



На расчистку и углубление русла реки в пределах Смоленского региона требуется, по расчетам Смоленской обладминистрации, не меньше 82 млн. рублей. Но в целом за 2013-2014 гг. выделено, в т.ч. из госбюджета, всего 20 млн. рублей.

Через непродолжительное время уточнили: основную часть соответствующих работ на Смоленщине будет выполнять упомянутое белорусское предприятие, а финансировать весь объем этих работ – Федеральное агентство по водным ресурсам РФ в виде субвенций Смоленской области в 82,4 млн. российских рублей. То есть полностью обеспечивается объем требуемого финансирования работ по созданию условий для возобновления судоходства на Верхнем Днепре.

Читайте также: