В каких случаях запрещается заполнять баллоны автомобиля компримированным природным газом

Обновлено: 08.07.2024

С какой целью мембранные предохранительные устройства устанавливают параллельно с пружинными предохранительными клапанами?

В каком документе должны быть указаны порядок и сроки проверки исправности действия предохранительных устройств в зависимости от условий технологического процесса?

В какой документ записываются результаты проверки исправности предохранительных устройств, сведения об их настройке?

В каком случае запрещена установка регистрируемых в органах Ростехнадзора сосудов, работающих под давлением?

В каких случаях сосуды, на которые распространяется действие Правил, должны подвергаться техническому освидетельствованию?

С какой периодичностью необходимо производить наружные и внутренние осмотры сосудов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора и работающих со средой вызывающей разрушение материала со скоростью более 0,1 мм/год?

С какой периодичностью необходимо производить гидравлическое испытание пробным давлением сосудов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора и работающих со средой вызывающей разрушение материала со скоростью не более 0,1 мм/год?

С какой периодичностью необходимо производить гидравлическое испытание пробным давлением, наружный и внутренний осмотры бочек для сжиженных газов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора и работающих со средой вызывающей разрушение материала со скоростью более 0,1 мм/год?

Что не является обязательным перед проведением внутреннего осмотра и гидравлического испытания сосуда?

В каком случае не требуется производить внеочередное освидетельствование сосудов, находящихся в эксплуатации?

Какому виду испытаний подвергаются емкости для сжиженного газа перед нанесением на них изоляции, при соблюдении сроков и условий изготовителя по их хранению?

Какому виду испытаний подвергаются сосуды, работающие под давлением вредных веществ (жидкости и газа) 1-го, 2-го классов опасности?

При какой высоте сосудов их следует оборудовать необходимыми приспособлениями, обеспечивающими возможность безопасного доступа ко всем его частям?

Кто несет ответственность за своевременную и качественную подготовку сосуда для технического освидетельствования?

За сколько дней владелец сосуда обязан уведомить о предстоящем освидетельствовании сосуда лицо, выполняющее указанную работу?

Кем выдается разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, не подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора?

Кем выдается разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора?

Что из перечисленного не входит в обязанности владельца по обеспечению содержания сосудов в исправном состоянии и безопасных условий их эксплуатации?

Кто должен быть назначен приказом организации ответственными по обеспечению содержания сосудов в исправном состоянии и созданию безопасных условий их работы?

Исходя из чего должно определяться количество ответственных лиц для осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением?

С какой периодичностью проводится проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, работающих под давлением?

В каком случае не проводится внеочередная проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, работающие под давлением?

Как осуществляется допуск персонала, обслуживающего сосуды, к самостоятельной работе при перерыве в работе по специальности более 12 месяцев?

Баллоны должны эксплуатироваться строго по назначению. В ходе эксплуатации должны соблюдаться следующие требования:

1. Температура окружающей среды при эксплуатации и транспортировании баллонов исполнения:

- 1 и 2 от -45 до +65 ºС;

- 1С и 2С от -60 до +65 ºС.

2. Максимальное давление газа в баллоне при заправке не должно превышать:

- 1,3 Рраб для баллонов исполнения 1,1С;

-1,0 Рраб. для баллонов исполнения 2, 2С.

3. Максимальное количество заправок для баллонов исполнения:

4. Расчетный срок службы баллонов исполнения:

- 1, 1С - 15 лет с даты изготовления;

- 2, 2С - 20 лет с даты изготовления.

5. Баллоны, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться периодическому освидетельствованию:

- 1, 1С исполнения не реже 1 раза в 3 года;

- 2, 2С исполнения не реже 1 раза в 10 лет.

Внеочередному освидетельствованию подлежат баллоны, бывшие в аварии на транспортном средстве и с просроченным сроком освидетельствования более 12 месяцев.

Запрещается наполнять газом баллоны, у которых:

- остаточное давление газа менее 0,05 МПа;

- истек срок назначенного освидетельствования;

- истек срок службы баллона;

- имеются признаки воздействия огня;

- бывшие в аварии на транспортном средстве;

- отсутствуют надлежащие надписи;

- на композитной оболочке которых имеются продольные риски длиной более 25 мм и

глубиной более 1,25 мм или длиной более 200 мм и глубиной более 0,75 мм;

- присутствуют следы воздействия агрессивных веществ.

Требования к установке баллона:

Баллон должен устанавливаться в специально приспособленных местах, обеспечивающих защиту от прямого воздействия солнечного излучения, атмосферных осадков, исключающих попадание на баллон агрессивных сред.

Допускается вертикальное расположение баллонов. Способ крепления баллонов не должен приводить к их повреждению.

Размещение и установка баллонов должны производиться в соответствии с ОСТ 37.001.653-99 и настоящими рекомендациями.

Затяжка адаптера и пробки в горловины баллона должна производиться динамометрическим ключом до упора с моментом 11±1 кгс∙м. Присоединение прочих деталей к адаптеру баллона должно производится с удержанием последнего от проворота относительно корпуса баллона.

Для предупреждения развития контактной коррозии присоединяемые к баллону стальные детали должны иметь цинковое защитное покрытие.

При монтаже баллонов в кассеты использовать трубопроводы, изогнутые в виде петли (компенсаторы).

При установке на транспортное средство баллон должен быть укомплектован вентилем с предохранительным (пожарным) клапаном для сброса давления при возникновении пожара и скоростным клапаном. Комплектование баллонов вентилями осуществляет предприятие, устанавливающее баллоны и имеющее сертификат на право проведения таких работ.

Запрещается соприкосновение оболочки баллона с острыми предметами и нагружение баллона тяжелыми предметами.


Метаном машины заправляют на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), пропаном на газозаправочных (АГЗС).

О том, как правильно заправлять автомобиль с ГБО, а также какие меры безопасности при этом должны соблюдаться, мы расскажем в данной статье.

Требования техники безопасности на газовых заправках

Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.

  1. не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
  2. баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
  3. баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
  4. не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
  • истек срок периодического освидетельствования;
  • нет установленных надписей;
  • неисправны вентили и клапаны;
  • поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
  • ослаблено крепление баллона;
  • имеются утечки из соединений.

Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.

При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:

  • высадить пассажиров
  • двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
  • не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).

Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.

После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:

  1. заглушить/остановить двигатель
  2. включить стояночный тормоз
  3. вынуть ключ из замка зажигания
  4. покинуть кабину/салон авто
  5. очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ

При заправке авто с ГБО запрещается:

  • курение и пользование открытым огнем
  • ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
  • переключение с одного вида топлива на другое
  • удары металлическими предметами по деталям газовой системы

Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.

Какие нужны документы на ГБО для заправки

Перед заправкой водитель обязан документально подтвердить возможность безопасного использования автомобиля с газобаллонным оборудованием.

Для транспорта с ГБО в заводском исполнении, а также ТС, прошедших переоборудование топливных систем, обычно достаточно предоставить наполнителю баллонов/заправщику:

  • паспорт газового баллона(ов), где будет указан срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании ёмкости
  • свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на транспортном средстве (для баллонов, прошедших плановое освидетельствование).

Также у водителей транспортных средств, принадлежащих юр. лицам, могут потребовать показать путевой лист с отметкой об исправности оборудования, диагностическую карту ТС (техосмотр) и удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО.


Как проходит заправка баллонов метаном

В зависимости от вида газонаполнительной колонки АГНКС, а также типа заправочного устройства автомобиля, порядок действий при заправке метаном может немного отличаться.

После постановки авто в заправочный островок и принятия всех мер безопасности указанных выше, необходимо:

  • обязательно перекрыть магистральный вентиль ГБО, если такой/ие имеется в системе (обычно стоят на грузовиках и автобусах)
  • газораспределительная колонка может быть оборудована краном под заправочное устройство ГОСТ РФ или под штуцер европейского стандарта (NGV1/2), которыми оснащают автомобили с метановым ГБО.



При первом варианте нужно вынуть заглушку из ЗУ авто. Если не получается достать пробку, необходимо сначала приотпустить винт заглушки для стравливания давления.


Во втором случае следует лишь снять пластиковый колпачок с заправочника.

Когда кран ГНК не соответствует типу заправочного устройства ТС, потребуется установка специального переходника с одного стандарта на другой.


  • установить газораздаточный кран в ЗУ
  • открыть вентиль заправочного устройства. С евро штуцером ничего не надо делать, при условии, что он не оснащен краном




Также встречаются ГРК, где нужно повернуть рычаг/флажок непосредственно на газозаправочном кране


  • затем нужно передать документы сотруднику станции для проверки и подтвердить готовность к заправке
  • далее следует оплата за топливо. Окончательный объём КПГ будет известен только после наполнения баллонов, поэтому АГНКС работают по предварительной системе оплаты. Если нужна заправка до полного бака, перед началом наполнения оператору или через терминал вносится ориентировочная сумма денег, а после завершения заправки происходит возврат излишних средств (наличными либо на карту соответственно).

Когда требуется закачка определенного количества CNG, называется нужный объем газа (в кубометрах) после чего следует предоплата. Также возможна заправка на конкретную сумму денег либо по топливной карте (у Газпрома это карточка EcoGas).

Помимо этого на современных АГНКС можно рассчитаться непосредственно через приложение Яндекс навигатора. Плюсом такой заправки является удобство при оплате и отслеживание процесса наполнения прямо с телефона. Ко всему прочему программа автоматически заносит в базу данных параметры баллонов, а при последующих заправках оператор станции уже видит всю информацию. Такое решение сокращает скорость заправки КПГ, что обычно относят к недостаткам метанового ГБО.

Если колонка со сбросом давления непосредственно на заправочном кране, стравить газ путем поворота рычажка пистолета

  • отсоединить газораздаточный кран с ЗУ авто, закрепив его на держателе ГРК
  • снять переходник (если стоял), установить заглушку заправочника.
  • на слух убедиться в герметичности арматуры ГБО и правильности работы контрольно-измерительных приборов. Рабочее давление системы по манометру должно соответствовать 20 Мпа (200 бар).
  • завести двигатель авто и покинуть территорию АГНКС.

Процесс заправки пропаном

Для самостоятельного наполнения автомобильного баллона сжиженным нефтяным газом (СНГ) все АГЗС применяют газораздаточные краны куркового типа, которые работают по одному и тому же принципу. Основным их отличием является конструкция и работа фиксирующего устройства.


  • если выносное заправочное устройство ГБО установлено в бампер или на кронштейне, необходимо из него выкрутить защитную крышку.


В случае, когда ВЗУ стоит в лючке горловины бензобака, нужно также снять пластиковый колпачок, а затем вкрутить специальный переходник, который идёт с комплектом газобаллонного оборудования. При его отсутствии, на заправке обычно всегда имеется запасной адаптер.


  • далее следует установка раздаточного крана. При этом рычаг крана должен находиться в отпущенном положении.

Затем нужно без перекосов с небольшим усилием вставить пистолет в гнездо ВЗУ. После чего выжать курок до момента его автоматической фиксации.

Для преждевременного износа пистолета, лучше всего выполнять его установку/снятие двумя руками, одновременно нажимая защелку/фиксатор. Также не следует после установки прокручивать кран, это может привести к разрушению уплотнительного кольца.

  • произвести предварительный расчет за топливо
  • нажать кнопку старт на заправочной колонке. Чтобы остановить наполнение нужно нажать кнопку стоп. Если требуется заправка до полного бака, необходимо дождаться срабатывания клапана отсекателя мультиклапана баллона, при этом будут слышны характерные щелчки. Автоматическая ГЗК сама отключит подачу.

Правильно подобранный и установленный мультиклапан должен ограничивать наполнение, когда газ занимает 80% от общей вместимости ёмкости. Пустой объём необходим для температурного расширения СНГ.

Существуют колонки, где необходимо постоянно рукой удерживать кнопу подачи топлива. Характерно для стран Европы.

Во избежание обморожения кожи рук желательно использовать защитные перчатки.

Многие страны Европы используют газонаполнительные краны другого стандарта. Поэтому при поездке за границу может понадобиться специальный переходник. Однако для таких случаев АГЗС обычно держат в наличии необходимые адаптеры.

С какой целью мембранные предохранительные устройства устанавливают параллельно с пружинными предохранительными клапанами?

В каком документе должны быть указаны порядок и сроки проверки исправности действия предохранительных устройств в зависимости от условий технологического процесса?

В какой документ записываются результаты проверки исправности предохранительных устройств, сведения об их настройке?

В каком случае запрещена установка регистрируемых в органах Ростехнадзора сосудов, работающих под давлением?

В каких случаях сосуды, на которые распространяется действие Правил, должны подвергаться техническому освидетельствованию?

С какой периодичностью необходимо производить наружные и внутренние осмотры сосудов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора и работающих со средой вызывающей разрушение материала со скоростью более 0,1 мм/год?

С какой периодичностью необходимо производить гидравлическое испытание пробным давлением сосудов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора и работающих со средой вызывающей разрушение материала со скоростью не более 0,1 мм/год?

С какой периодичностью необходимо производить гидравлическое испытание пробным давлением, наружный и внутренний осмотры бочек для сжиженных газов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора и работающих со средой вызывающей разрушение материала со скоростью более 0,1 мм/год?

Что не является обязательным перед проведением внутреннего осмотра и гидравлического испытания сосуда?

В каком случае не требуется производить внеочередное освидетельствование сосудов, находящихся в эксплуатации?

Какому виду испытаний подвергаются емкости для сжиженного газа перед нанесением на них изоляции, при соблюдении сроков и условий изготовителя по их хранению?

Какому виду испытаний подвергаются сосуды, работающие под давлением вредных веществ (жидкости и газа) 1-го, 2-го классов опасности?

При какой высоте сосудов их следует оборудовать необходимыми приспособлениями, обеспечивающими возможность безопасного доступа ко всем его частям?

Кто несет ответственность за своевременную и качественную подготовку сосуда для технического освидетельствования?

За сколько дней владелец сосуда обязан уведомить о предстоящем освидетельствовании сосуда лицо, выполняющее указанную работу?

Кем выдается разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, не подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора?

Кем выдается разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора?

Что из перечисленного не входит в обязанности владельца по обеспечению содержания сосудов в исправном состоянии и безопасных условий их эксплуатации?

Кто должен быть назначен приказом организации ответственными по обеспечению содержания сосудов в исправном состоянии и созданию безопасных условий их работы?

Исходя из чего должно определяться количество ответственных лиц для осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением?

С какой периодичностью проводится проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, работающих под давлением?

В каком случае не проводится внеочередная проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, работающие под давлением?

Как осуществляется допуск персонала, обслуживающего сосуды, к самостоятельной работе при перерыве в работе по специальности более 12 месяцев?

заправка

Перед въездом на территорию АГНКС водитель должен при наличии пассажиров попросить их покинуть кабину.

Перед началом заправки автомобиля КПГ водитель обязан:

- отключить бортовую электрическую сеть (массу);

- включить стоячный (ручной) тормоз;

- извлечь ключ из замка зажигания;

- отвинтить и снять пробку с наполнительного вентиля, предварительно очистив вентиль от грязи и масла;

- покинуть территорию заправочного бокса.

Находиться во время заправки автомобиля газом в боксе водителю категорически запрещается.

Перед началом заправки рабочий-наполнитель обязан:

- проверить положение запорной арматуры и давление газа по манометру на газозаправочной колонке; при этом вентили подачи газа и дроссель должны быть открыты, вентиль "на свечу" закрыт и давление газа равно нулю;

- подсоединить шланг газозаправочной колонки к наполнительному вентилю газобаллонной установки автомобиля (по указанию рабочего-наполнителя эту операцию может выполнить водитель, но обязательно под наблюдением рабочего-наполнителя);

- открыть наполнительный и баллонные вентили газобаллонной установки автомобиля и закрыть магистральный вентиль;

- подать оператору сигнал о готовности автомобиля к заправке нажатием соответствующей кнопки на заправочной колонке.

Оператор, получив сигнал о готовности автомобиля к заправке, должен произвести заправку баллонов автомобиля газом путем соответствующих переключений ключей управления (при дистанционном режиме) или нажатием кнопки на пульте управления (при автоматическом режиме работы газозаправочных колонок).

При ручном способе заправки автомобиля рабочий-наполнитель после подсоединения заправочного шланга и открытия наполнительного и баллонных вентилей (магистральный вентиль закрыт) обязан:

- проверить остаточное давление газа в газобаллонной установке автомобиля;

- открыть вентиль на газозаправочной колонке и произвести заправку баллонов автомобиля газом;

- по окончании заправки (давление газа в баллонах автомобиля при этом должно быть 19,6 МПа) закрыть вентиль подачи газа на газозаправочной колонке;

- закрыть наполнительный вентиль на газобаллонной установке автомобиля;

- открыть вентиль "на свечу";

- убедиться по манометру, установленному на заправочной колонке, что давление газа равно нулю;

- отсоединить заправочный шланг от наполнительного вентиля автомобиля;

- закрыть вентиль "на свечу";

- поставить в известность водителя об окончании заправки и количестве заправленного газа;

- убедиться в выезде автомобиля из бокса АГНКС.

По окончании заправки водитель газобаллонного автомобиля обязан:

- произвести расчет с АГНКС за отпущенный газ;

- убедиться, что баллоны заполнены и давление в них стабилизировалось;

- навернуть пробку на наполнительный вентиль;

- включить бортовую электрическую сеть (массу);

- открыть магистральный вентиль (электронный газовый клапан);

- убедиться (на слух) в герметичности газовой аппаратуры и правильности работы контрольно-измерительных приборов;

- пустить двигатель и выехать с территории АГНКС.

При заправке баллонов компримированным природным газом в целях безопасности необходимо соблюдать следующие правила:

- не наполнять газом баллоны, не прошедшие очередного освидетельствования и не имеющие соответствующего клейма;

- не наполнять баллоны газом при обнаружении нарушения герметичности в газопроводах, соединениях или газовой аппаратуре;

- герметично присоединять наконечник шланга к наполнительному вентилю автомобиля;

- не производить заправку баллонов газом при открытом магистральном вентиле;

- не стоять во время наполнения баллонов около наполнительного шланга;

- не отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением;

- не подтягивать гаек и соединений под давлением;

- не производить какой-либо текущий ремонт и регулировку газовой аппаратуры;

- не стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам, находящимся под давлением;

- при случайной разгерметизации наполнительного шланга немедленно перекрыть наполнительный вентиль, чтобы воспрепятствовать выходу газа из баллонов автомобиля.

В случае аварийной ситуации независимо от режима заправки необходимо нажать кнопку "Авария" на газораздаточной колонке (такая же кнопка имеется и на пульте управления в операторской).

При нажатии кнопки "Авария" прекращается подача газа к колонке и осуществляется его сброс из технологической линии станции.

Читайте также: