Водитель самовольно взял рабочую машину наказание

Обновлено: 17.05.2024

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел VIII > Глава 21 > Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -

наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет.

Комментарий к ст. 166 УК РФ

Объектом угона являются отношения собственности. Как и при похищениях, для угона необходимо нарушение чужого владения. Это преступление очень похоже на воровство (кражу, грабеж и разбой). Его отличие от хищений заключается в отсутствии намерения навсегда обратить вещь в свою пользу, присвоить ее. При угоне умысел направлен на временное незаконное использование чужой вещи. Угонщик завладевает транспортным средством с целью совершить поездку куда-либо или просто получить удовольствие от управления им (покататься).

Предмет угона - автомобиль или иное транспортное средство. Законодатель отказался от определения признаков предмета этого преступления в законе. Практика пошла по пути широкого понимания предмета угона. К числу "иных транспортных средств" отнесены не только механические транспортные средства (в том смысле, который вкладывают в этот термин Правила дорожного движения), но и любые иные транспортные средства, к примеру лодки. По конкретному делу к числу иных транспортных средств была отнесена даже лошадь, причем суд уделил особое внимание тому, что животное использовалось именно в качестве транспортного средства, а не в иных целях. Угон велосипедов, мопедов и т.п. на практике редко квалифицировался по ст. 166 УК РФ. Как правило, подобного рода деяния признавались малозначительными (ч. 2 ст. 14 УК РФ), учитывая в особенности тот факт, что ответственность за угон предусмотрена с четырнадцати лет.

Уточнение по этому вопросу внесено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения". В п. 21 этого Постановления указано, что под иными транспортными средствами, за угон которых без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по ст. 166 УК РФ, следует понимать механические транспортные средства (троллейбусы, трактора, мотоциклы, другие самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки). Не являются предметом данного преступления мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п. .

Российская газета. 2008. 26 дек.

Таким образом, предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, может быть любое транспортное средство за исключением судна воздушного или водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава, ответственность за угон которых предусмотрена ст. 211 УК РФ.

Объективная сторона угона выражается в действии - неправомерном завладении транспортным средством.

Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ) понимается завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством (угон) и поездка на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.

Завладение транспортным средством следует считать неправомерным, если оно совершено вопреки воле хозяина (собственника, иного законного владельца, управомоченного лица). Простое управление автомобилем без доверенности не влечет ответственности за угон, если деяние совершено с согласия хозяина. На практике имеют место случаи, когда подростки без разрешения угоняют автомобили своих родителей или иных родственников. Иногда родственники, друзья, сослуживцы и т.п. используют чужой автомобиль без спроса, имея при этом основания полагать, что в силу родственных или иных отношений хозяин не будет возражать против этого. В подобных ситуациях уголовное преследование не осуществляется без согласия собственника транспортного средства.

Завладение понимается достаточно узко. Необходимо не просто захватить транспортное средство, но и нарушить владение хозяина. К примеру, не рассматриваются в качестве угона захват автомобиля без приведения его в движение (например, лицо легло спать в чужом автомобиле), перемещение автомобиля на небольшое расстояние для обеспечения возможности проезда для другого транспортного средства и т.п.

В то же время состав угона будет иметь место, если виновный заставляет водителя (например, под угрозой убийством) начать движение и двигаться по указанию виновного. При этом то обстоятельство, что при неправомерном завладении автомашиной, управляемой потерпевшим, последний остается за рулем, никак не влияет на наличие состава преступления, так как в указанных условиях потерпевший лишается свободы передвижения вопреки его воле.

Состав преступления формальный. Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.

Если лицо, совершившее угон транспортного средства без цели хищения, наряду с этим похищает находящееся в нем имущество, содеянное подлежит квалификации по ст. 166 и соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за хищения.

Завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение.

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и последующее его умышленное уничтожение или повреждение подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 166 УК РФ и при наличии к тому оснований ст. 167 УК РФ, если эти деяния причинили владельцу транспортного средства значительный ущерб, а действия виновного лица не квалифицированы как угон транспортного средства без цели хищения по признаку причинения потерпевшему особо крупного ущерба.

В тех случаях, когда лицо неправомерно завладело автомобилем или другим транспортным средством, намереваясь впоследствии возвратить его владельцу за вознаграждение, действия его надлежит квалифицировать по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за хищение.

Субъективная сторона угона характеризуется только прямым умыслом. Сама направленность умысла при угоне может быть названа корыстной: угонщик осознает, что противоправно временно использует чужую вещь, а это - имущественная выгода (прокат автомобиля стоит денег). Поэтому угон можно отнести к числу корыстных преступлений.

Мотивы угона могут быть самые разные, по общему правилу они не влияют на его квалификацию (кроме крайней необходимости и иных подобных ситуаций).

Неправомерное завладение транспортным средством с целью облегчить совершение другого преступления, если у лица отсутствовала цель обратить транспортное средство в свою пользу или в пользу другого лица, надлежит квалифицировать по ст. 166 УК РФ и по совокупности по соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за совершение иных преступлений.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее возраста четырнадцати лет.

Квалифицирующие признаки: группа лиц по предварительному сговору; применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия (ч. 2 ст. 166 УК РФ); организованная группа; причинение особо крупного ущерба; применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия (ч. 3 ст. 166 УК РФ).

Группа лиц по предварительному сговору и организованная группа понимаются так же, как и при краже (см. комментарий к ст. 158 УК РФ). При этом группа лиц по предварительному сговору может иметь место тогда, когда минимум два лица выполняли хотя бы часть объективной стороны состава преступления. Если же, например, одно лицо село за руль, завело двигатель и управляло угнанным транспортным средством, а другое лицо содействия в угоне не оказывало и находилось в угнанном автомобиле лишь в качестве пассажира, этот квалифицирующий признак отсутствует, поскольку в действиях второго лица нет состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ.

При неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения несколькими лицами по предварительному сговору действия каждого следует рассматривать как соучастие в преступлении, т.е. как соисполнительство (ч. 2 ст. 34 УК РФ), квалифицируя содеянное ими по п. "а" ч. 2 ст. 166 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ независимо от того, кто из участников преступной группы фактически управлял транспортным средством.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, при угоне (п. "в" ч. 2 ст. 166 УК РФ) следует понимать умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связыванием рук, применением наручников и т.п.). Под насилием, опасным для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия при угоне (ч. 4 ст. 166 УК РФ) следует понимать умышленные действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности и угрозу совершения перечисленных действий.

При угоне, совершенном с указанными квалифицирующими признаками, дополнительной квалификации действий лица по соответствующим статьям УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья не требуется, за исключением случаев, когда в результате насилия, примененного в ходе угона, наступила смерть потерпевшего.

Если в результате умышленного применения в ходе неправомерного завладения транспортным средством насилия, опасного для жизни или здоровья, наступила по неосторожности смерть потерпевшего, содеянное следует квалифицировать в зависимости от конкретных обстоятельств дела по ч. 4 ст. 166 и по ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Особо крупный ущерб (более одного миллиона рублей) может быть причинен как с умыслом, так и по неосторожности. Ущерб этот определяется не стоимостью угнанного автомобиля, который лишь временно изымается из владения хозяина. Он обычно причиняется в связи с повреждением автомобиля или его уничтожением.

При квалификации действий лица, совершившего неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, по ч. 3 ст. 166 УК РФ в случае причинения особо крупного ущерба следует исходить из фактически понесенных владельцем расходов, связанных с ремонтом найденного автомобиля в случае, если он поврежден во время угона.

Если угнанное транспортное средство получило технические повреждения, исключающие возможность его восстановления и дальнейшей эксплуатации, размер причиненного ущерба следует исчислять исходя из его фактической стоимости на день совершения указанного преступления.

В указанных случаях дополнительной квалификации действий лица по ст. 168 УК РФ не требуется.

Если угонщик оставляет автомобиль в исправном состоянии без присмотра и в небезопасном месте, а другие лица, воспользовавшись этим, крадут, уничтожают или повреждают автомобиль суды, как правило, не усматривают в подобных ситуациях причинной связи и вины угонщика в части причинения особо крупного ущерба.

Судебная практика по статье 166 УК РФ

по п. "а" ч. 2 ст. 166 УК РФ на 4 года;
по ч. 2 ст. 167 УК РФ на 5 лет;
по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ на 25 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

осужден: по п. п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы, по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 10 годам лишения свободы, по п. "а" ч. 2 ст. 166 УК РФ к 3 годам лишения свободы.

- ч. 4 ст. 166 УК РФ - на 7 лет 5 месяцев лишения свободы;
- п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ (в отношении А.) - на 9 лет лишения свободы со штрафом 250 000 рублей;

по ч. 4 ст. 166 УК РФ на 8 лет;
по п. п. "ж", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 15 лет;
на основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений на 17 лет.

- 24 декабря 2009 года, с учетом внесенных изменений, по ч. 1 ст. 166, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы;
- 9 марта 2017 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы, наказание отбыто 27 августа 2017 года,

Чернов Денис Григорьевич, . судимый 12 ноября 2013 года по п. "а" ч. 2 ст. 161, п. "а" ч. 2 ст. 166 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,

- по части 4 статьи 166 УК РФ на 8 лет;
- по пункту "в" части 2 статьи 158 УК РФ на 2 года;
- по части 1 статьи 167 УК РФ на 1 год 6 месяцев лишения свободы.

Зотов Сергей Иванович, . судимый 21 октября 2010 года по ст. 166 ч. 2 п. "а" УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно; 10 августа 2011 года по ст. 158 ч. 2 п. "в" УК РФ на основании ст. 70 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освобожден 9 августа 2013 года по отбытии наказания,

- 18 декабря 2008 года Верещагинским районным судом Пермского края по п. "а" ч. 2 ст. 166, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 1 год;

СЕРЕДЮК Игорь Александрович, . судимый 24 июля 2008 года по ст. 161 ч. 1 УК РФ к 1 году 5 месяцам лишения свободы; 22 декабря 2009 года по ст. 166 ч. 2 п. "а" УК РФ к 2 годам лишения свободы; 17 декабря 2010 года по 313 ч. 2 УК РФ на основании ст. 70 УК РФ к 5 годам 4 месяцам лишения свободы, освобожден 24 июля 2015 года по отбытию наказания,

ч. 1 ст. 166 УК РФ к 2 годам лишения свободы,
а по совокупности преступлений, определяемой по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний - к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на срок 1 год, с установлением ограничений: не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа; не выезжать за пределы территории муниципального образования, соответствующего месту его проживания после отбывания лишения свободы, с возложением обязанности являться 1 раз в месяц для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Мой молодой человек гулял на даче с компанией молодых людей и девушек. На дачу он приехал на своей машине. Все выпивали. Он тоже.

Через какое-то время хозяин машины (молодой человек) ушёл спать. Двое парней в состоянии алкогольного опьянения и у которых нет водительских прав взяли без разрешения его ключи от автомобиля и поехали всей компанией кататься на ней. Уехали за город, и если бы одна из девушек не настояла вернуться, уехали бы ещё дальше. Когд он узнал об угоне, то пошёл их искать. Через некоторое время, они приехали. И он забрал у них ключи. Я хочу по этому поводу обратиться в полицию.

Скажите пожалуйста, какую ответственность они будут нести. Я хочу, чтобы им хотя бы сделали предупреждение. Могло все кончится очень плохо.

Скажите пожалуйста, какую ответственность они будут нести.

Ирина

вот статья закона:

Я хочу, чтобы им хотя бы сделали предупреждение.

Ирина

Да нет уж, предупреждением здесь дело не кончится. Уголовное дело могут легко возбудить со всеми вытекающими последствиями в виде судимости. И дальнейших проблем в трудоустройстве с судимостью. Поэтому подумайте хорошенько, стоит ли портить отношения с друзьями Вашего МЧ.

ДТП со служебным авто – порядок действий

Работают водителями и выполняют свои служебные обязанности миллионы автомобилистов по всей стране. Кто-то работает в организациях и крупных фирмах, кто-то трудится на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. От работодателя зачастую зависит то, как оформлены трудовые взаимоотношения с автомобилистом и как передан ему автомобиль для выполнения поручений. Это важно при попадании в ДТП на служебном автомобиле. Как его оформлять, какие данные указывать, что делать, если нет ОСАГО и есть ли ответственность, расскажем ниже в статье.

В чём отличия ДТП на служебном авто от обычных?

Конечно же, с точки зрения механизма самого ДТП и полученных повреждений дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле ничем не отличается от аварии обычных водителей, но в целом, различия все же имеются:

  1. в обычном ДТП собственник автомобиля – физическое лицо, а в ДТП со служебной машиной, собственник служебки – юридическое лицо или ИП,
  2. обычный автолюбитель сам выбирает способ оформления ДТП, а водитель служебного авто следует инструкциям, если такие имеются,
  3. различается ответственность, которую несут водители при повреждении чужого авто.

Попали в аварию на рабочей машине: что делать и как оформлять?

В первую очередь необходимо выполнить требования правил дорожного движения на случай ДТП, а именно требования пунктов 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД.

А дальше действовать, исходя из ситуации. Происшествие может быть небольшим и подпадать под условия оформления без участия сотрудников полиции, через европротокол в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО. Однако, не всегда получится его оформить, так как в некоторых организациях предписано оформление ДТП с участием служебного автомобиля только при помощи сотрудников полиции.

Да, не стоит забывать, что оформлять европротокол в 2022 году можно только при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников. Даже несмотря на то, что служебный автомобиль записан на фирму, полиса ОСАГО у водителя одного из участников может и не быть. В общем и целом, оформление происшествия сотрудниками ДПС всегда надежнее, но в служебной поездке в рабочее время и при выполнении рабочих обязанностей иногда время дороже, и долго ждать инспекторов нельзя.

При непосредственном оформлении служебному водителю нужно передать инспекторам все документы, как на автомобиль, так и служебные, связанные с выполнением работы (доверенность, путевой лист, маршрут и тому подобные).

Попали в ДТП на служебном транспорте – оформление и судебная практика

Что мне грозит за такое ДТП как водителю?

Управляющему служебным автомобилем в первую очередь грозит штраф или другой вид наказания – за нарушение, которое непосредственно привело к ДТП. Здесь же сразу виден плюс оформления аварии без полиции – это отсутствие штрафа.

Для многих наёмных водителей отсутствие штрафов очень важно, потому как работодатели могут запрашивать справку об административных нарушениях в области дорожного движения при приёме на работу.

Но наказание по КоАП все же не самое страшное. Если ДТП произошло по вине наемного водителя, то ему, скорее всего, придется возмещать ущерб работодателю за разбитую или поврежденную машину.

Дальше, количество тонкостей и нюансов увеличивается:

  • важно, в какое время вы попали в ДТП, в рабочее или в свободное от работы, когда использовали служебную машину в личных целях,
  • важно, как оформлены ваши трудовые отношения с работодателем, официально или на словах,
  • несете ли вы полную материальную ответственность,
  • застрахована ли ваша ответственность по ОСАГО и/или КАСКО.

От всего перечисленного будет зависеть окончательный ответ по вашей ответственности за ДТП на служебной машине. Расскажем, на что и как влияют указанные выше факторы.

В рабочее время или нет?

ДТП в рабочее время подтверждает, что вы исполняли обязанности работника организации, а, значит, у потерпевших могут быть претензии не только к вам, но и к вашей организации. Если вы самовольно в нарушение трудовых договорённостей использовали рабочее авто, тогда вопросы будут только к вам, причем, как у потерпевшего, и у работодателя.

Авария при выполнении служебных обязанностей в рабочее время

Тонкости оформления трудового договора

Официальное оформление трудовых отношений позволит также предъявлять потерпевшему свои требования и к вам, и к организации. Хотя, в итоге перед потерпевшим будет отвечать только работодатель.

При обычном трудовом договоре, без полной материальной ответственности, водитель будет нести ответственность только в пределах месячного среднего заработка. Это регулируется статьёй 241 Трудового кодекса РФ. Полная материальная ответственность возлагается на работника только в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, об этом указано в статье 242 ТК РФ.

Случаи полной материальной ответственности перечислены в статье 243 ТК РФ. Вот те из них, которые в 2022 году могут быть применены к управляющему:

  • умышленное причинение ущерба водителем служебного транспорта,
  • ДТП в алкогольном, наркотическом или ином опьянении или со скрытием с места происшествия,
  • причинение ущерба в результате преступных действий,
  • при привлечении лица к административной ответственности,
  • при ДТП на служебном авто в свободное от работы время, не при исполнении.

Здесь важно отметить, что определение об отказе в возбуждении дела об АПН не служит основанием для возложения на водителя полной материальной ответственности. Поэтому, если есть выбор, нарушение какого пункта вам нарисовать, просите инспекторов оформлять, к примеру, за нарушение 10.1 ПДД, чтобы не было постановления об АПН.

Есть очень хорошая и свежая судебная практика. Вот Определение Верховного Суда РФ на данную тему, кому-то может пригодиться.

Что грозит организации?

Если служебное авто попало в ДТП, то организации, скорее всего, предстоит нести убытки не только на восстановление своей машины, но и оплачивать причиненный вред.

На первый взгляд, кажется, что раз за рулём был конкретный водитель, то и платить за ДТП должен будет он. Но это не совсем так.

Что грозит за ДТП на служебной машине без ОСАГО?

В Гражданском кодексе РФ есть статья, регулирующая данный вопрос, а именно статья 1068 ГК РФ, которая гласит:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Таким образом, в случае, если имеются доказательства работы водителя в конкретной организации, то все вопросы необходимо адресовать именно работодателю. Однако, если на машину была оформлена страховка ОСАГО, то обращаться нужно уже в страховую. В свою или к страховщику организации-виновника, будет зависеть от обстоятельств конкретного ДТП.

Однако, страховка ОСАГО может не покрыть весь ущерб от ДТП, потому как калькуляция расчёта возмещения производится с учётом износа на детали и комплектующие. В таком случае доплачивать придется фирме.

У машины не было ОСАГО – что будет?

Если полис автогражданки не оформлялся вовсе, тогда весь ущерб будет платить организация, владеющая автомобилем, которым управлял виновник ДТП.

В случаях, когда организация довольно крупная, и у неё есть деньги, потерпевшему даже проще получить возмещение ущерба с неё сразу по среднерыночным ценам, а не бодаться со страховой за выплату по ценам РСА, а потом доплату разницы.

Но когда контора виновника не платежеспособна, тут дела плохи, и без судебных разбирательств не обойтись.

Бывают случаи, когда на момент ДТП у водителя имеется полис ОСАГО, но потом от страховых компаний приходит отказ в выплатах, так как полис был расторгнут. Такое часто бывает с машинами такси, поскольку, желая сэкономить, фирмы-собственники при страховании не указывают цель использования транспорта – такси. А предоставление недостоверных сведений является основанием для расторжения договора ОСАГО в одностороннем порядке. Поэтому, если вам дали ознакомиться с полисом на месте ДТП, обратите внимание на цель использования автомобиля.

В меня въехала служебная машина – что делать и как получить возмещение?

Очень часто в 2022 году за помощью обращаются не организации, а именно потерпевшие, поскольку не знают, как получить возмещение от ДТП со служебной машиной. Остановимся подробнее на этом вопросе и постараемся всё подробно рассказать.

  1. Всегда и в любых ДТП, а не только со служебными машинами, первым делом, будучи ещё на месте происшествия, действуйте в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, а именно пунктами 2.5-2.6.1 Правил.
  2. Зафиксируйте все обстоятельства ДТП, произведите фото- и/или видеосъёмку местоположения машин, их повреждений с привязкой к местности или стационарным объектам.
  3. Выясните с виновником ДТП, каким образом вы будете оформлять. При оформлении европротокола убедитесь, что полис виновника действует и не является поддельным. Проверьте его по базе РСА. При любых подозрениях, в том числе, если сомневаетесь в размере ущерба, оформляйте ДТП с сотрудниками ГИБДД.
  4. В любом случае попросите у виновника документы на авто и полис ОСАГО. Сфотографируйте их.
  5. Проследите или попросите инспектора обязательно указать в документах собственника автомобиля виновника, для этого иногда приходится пользоваться базой ГИБДД.
  6. Если на момент ДТП ответственность виновника была застрахована, тогда обращайтесь в страховую, в свою или виновника, будет зависеть от того, выполняются ли условия для прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО.
  7. Если страховки у виновника нет, тогда можно самостоятельно оценить ущерб в экспертной организации и письменно обратиться к собственнику автомобиля виновника с требованием выплатить стоимость ремонта вашего авто. Данное обращение по закону необязательно, но иногда могут сразу и заплатить.
  8. Если ничего не вышло, тогда придется обращаться в суд к организации, чей служебный автомобиль попал в ДТП. Виновного можно указать или в качестве второго ответчика или привлечь третьим лицом. В суде может потребоваться доказывать тот факт, что водитель исполнял служебные обязанности в момент ДТП, поэтому лучше заранее позаботиться о сборе таких доказательств.
  9. После суда, если решение было принято в вашу пользу и ответчик добровольно не хочет платить, необходимо обращаться за взысканием с исполнительным листом к приставам или сразу в банк, где у должника есть деньги.

Надеемся, что вам поможет данный план действий, но если будут возникать трудности на каком-то этапе, то лучше все же обратиться к юристам.

Добрый вечер! Сын, не имея водительских прав, самовольно взял мою машину и нарвался на ДПС. Что теперь будет? Спасибо.

Если Ваш сын совершеннолетний, то на него составят протокол по Ст. 12.7 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством)

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.


Доброго вам дня!!

Штраф как минимум

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Если водитель передал право управления своим автомобилем человеку, заведомо не имеющим водительского удостоверения, то согласно ст. 12.7 ч. 3 на него налагается административный штраф в размере 2500 рублей. Если водитель вдруг забыл водительское удостоверение или документы на машину, то согласно ст. 12.3 ч. 1 на него налагается штраф 100 рублей или предупреждение. Также он отстраняется от права управления данным автомобилем, транспортное средство задерживается.


Формально в действиях сына усматриваются признаки престпуления предусмотренного ч.1, СТ.166 УК РФ угон без цели хищения.

Статья 166 УК РФ Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25


1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Уважаемая Алина. Административная ответственность сына, если ему 16 лет, по ст.12.7 КоАП РФ. Возможно уголовная ответственность по ст.166 УК РФ, если вы подадите заявление об угоне.

ДТП со служебным авто – порядок действий

Работают водителями и выполняют свои служебные обязанности миллионы автомобилистов по всей стране. Кто-то работает в организациях и крупных фирмах, кто-то трудится на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. От работодателя зачастую зависит то, как оформлены трудовые взаимоотношения с автомобилистом и как передан ему автомобиль для выполнения поручений. Это важно при попадании в ДТП на служебном автомобиле. Как его оформлять, какие данные указывать, что делать, если нет ОСАГО и есть ли ответственность, расскажем ниже в статье.

В чём отличия ДТП на служебном авто от обычных?

Конечно же, с точки зрения механизма самого ДТП и полученных повреждений дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле ничем не отличается от аварии обычных водителей, но в целом, различия все же имеются:

  1. в обычном ДТП собственник автомобиля – физическое лицо, а в ДТП со служебной машиной, собственник служебки – юридическое лицо или ИП,
  2. обычный автолюбитель сам выбирает способ оформления ДТП, а водитель служебного авто следует инструкциям, если такие имеются,
  3. различается ответственность, которую несут водители при повреждении чужого авто.

Попали в аварию на рабочей машине: что делать и как оформлять?

В первую очередь необходимо выполнить требования правил дорожного движения на случай ДТП, а именно требования пунктов 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД.

А дальше действовать, исходя из ситуации. Происшествие может быть небольшим и подпадать под условия оформления без участия сотрудников полиции, через европротокол в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО. Однако, не всегда получится его оформить, так как в некоторых организациях предписано оформление ДТП с участием служебного автомобиля только при помощи сотрудников полиции.

Да, не стоит забывать, что оформлять европротокол в 2022 году можно только при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников. Даже несмотря на то, что служебный автомобиль записан на фирму, полиса ОСАГО у водителя одного из участников может и не быть. В общем и целом, оформление происшествия сотрудниками ДПС всегда надежнее, но в служебной поездке в рабочее время и при выполнении рабочих обязанностей иногда время дороже, и долго ждать инспекторов нельзя.

При непосредственном оформлении служебному водителю нужно передать инспекторам все документы, как на автомобиль, так и служебные, связанные с выполнением работы (доверенность, путевой лист, маршрут и тому подобные).

Попали в ДТП на служебном транспорте – оформление и судебная практика

Что мне грозит за такое ДТП как водителю?

Управляющему служебным автомобилем в первую очередь грозит штраф или другой вид наказания – за нарушение, которое непосредственно привело к ДТП. Здесь же сразу виден плюс оформления аварии без полиции – это отсутствие штрафа.

Для многих наёмных водителей отсутствие штрафов очень важно, потому как работодатели могут запрашивать справку об административных нарушениях в области дорожного движения при приёме на работу.

Но наказание по КоАП все же не самое страшное. Если ДТП произошло по вине наемного водителя, то ему, скорее всего, придется возмещать ущерб работодателю за разбитую или поврежденную машину.

Дальше, количество тонкостей и нюансов увеличивается:

  • важно, в какое время вы попали в ДТП, в рабочее или в свободное от работы, когда использовали служебную машину в личных целях,
  • важно, как оформлены ваши трудовые отношения с работодателем, официально или на словах,
  • несете ли вы полную материальную ответственность,
  • застрахована ли ваша ответственность по ОСАГО и/или КАСКО.

От всего перечисленного будет зависеть окончательный ответ по вашей ответственности за ДТП на служебной машине. Расскажем, на что и как влияют указанные выше факторы.

В рабочее время или нет?

ДТП в рабочее время подтверждает, что вы исполняли обязанности работника организации, а, значит, у потерпевших могут быть претензии не только к вам, но и к вашей организации. Если вы самовольно в нарушение трудовых договорённостей использовали рабочее авто, тогда вопросы будут только к вам, причем, как у потерпевшего, и у работодателя.

Авария при выполнении служебных обязанностей в рабочее время

Тонкости оформления трудового договора

Официальное оформление трудовых отношений позволит также предъявлять потерпевшему свои требования и к вам, и к организации. Хотя, в итоге перед потерпевшим будет отвечать только работодатель.

При обычном трудовом договоре, без полной материальной ответственности, водитель будет нести ответственность только в пределах месячного среднего заработка. Это регулируется статьёй 241 Трудового кодекса РФ. Полная материальная ответственность возлагается на работника только в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, об этом указано в статье 242 ТК РФ.

Случаи полной материальной ответственности перечислены в статье 243 ТК РФ. Вот те из них, которые в 2022 году могут быть применены к управляющему:

  • умышленное причинение ущерба водителем служебного транспорта,
  • ДТП в алкогольном, наркотическом или ином опьянении или со скрытием с места происшествия,
  • причинение ущерба в результате преступных действий,
  • при привлечении лица к административной ответственности,
  • при ДТП на служебном авто в свободное от работы время, не при исполнении.

Здесь важно отметить, что определение об отказе в возбуждении дела об АПН не служит основанием для возложения на водителя полной материальной ответственности. Поэтому, если есть выбор, нарушение какого пункта вам нарисовать, просите инспекторов оформлять, к примеру, за нарушение 10.1 ПДД, чтобы не было постановления об АПН.

Есть очень хорошая и свежая судебная практика. Вот Определение Верховного Суда РФ на данную тему, кому-то может пригодиться.

Что грозит организации?

Если служебное авто попало в ДТП, то организации, скорее всего, предстоит нести убытки не только на восстановление своей машины, но и оплачивать причиненный вред.

На первый взгляд, кажется, что раз за рулём был конкретный водитель, то и платить за ДТП должен будет он. Но это не совсем так.

Что грозит за ДТП на служебной машине без ОСАГО?

В Гражданском кодексе РФ есть статья, регулирующая данный вопрос, а именно статья 1068 ГК РФ, которая гласит:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Таким образом, в случае, если имеются доказательства работы водителя в конкретной организации, то все вопросы необходимо адресовать именно работодателю. Однако, если на машину была оформлена страховка ОСАГО, то обращаться нужно уже в страховую. В свою или к страховщику организации-виновника, будет зависеть от обстоятельств конкретного ДТП.

Однако, страховка ОСАГО может не покрыть весь ущерб от ДТП, потому как калькуляция расчёта возмещения производится с учётом износа на детали и комплектующие. В таком случае доплачивать придется фирме.

У машины не было ОСАГО – что будет?

Если полис автогражданки не оформлялся вовсе, тогда весь ущерб будет платить организация, владеющая автомобилем, которым управлял виновник ДТП.

В случаях, когда организация довольно крупная, и у неё есть деньги, потерпевшему даже проще получить возмещение ущерба с неё сразу по среднерыночным ценам, а не бодаться со страховой за выплату по ценам РСА, а потом доплату разницы.

Но когда контора виновника не платежеспособна, тут дела плохи, и без судебных разбирательств не обойтись.

Бывают случаи, когда на момент ДТП у водителя имеется полис ОСАГО, но потом от страховых компаний приходит отказ в выплатах, так как полис был расторгнут. Такое часто бывает с машинами такси, поскольку, желая сэкономить, фирмы-собственники при страховании не указывают цель использования транспорта – такси. А предоставление недостоверных сведений является основанием для расторжения договора ОСАГО в одностороннем порядке. Поэтому, если вам дали ознакомиться с полисом на месте ДТП, обратите внимание на цель использования автомобиля.

В меня въехала служебная машина – что делать и как получить возмещение?

Очень часто в 2022 году за помощью обращаются не организации, а именно потерпевшие, поскольку не знают, как получить возмещение от ДТП со служебной машиной. Остановимся подробнее на этом вопросе и постараемся всё подробно рассказать.

  1. Всегда и в любых ДТП, а не только со служебными машинами, первым делом, будучи ещё на месте происшествия, действуйте в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, а именно пунктами 2.5-2.6.1 Правил.
  2. Зафиксируйте все обстоятельства ДТП, произведите фото- и/или видеосъёмку местоположения машин, их повреждений с привязкой к местности или стационарным объектам.
  3. Выясните с виновником ДТП, каким образом вы будете оформлять. При оформлении европротокола убедитесь, что полис виновника действует и не является поддельным. Проверьте его по базе РСА. При любых подозрениях, в том числе, если сомневаетесь в размере ущерба, оформляйте ДТП с сотрудниками ГИБДД.
  4. В любом случае попросите у виновника документы на авто и полис ОСАГО. Сфотографируйте их.
  5. Проследите или попросите инспектора обязательно указать в документах собственника автомобиля виновника, для этого иногда приходится пользоваться базой ГИБДД.
  6. Если на момент ДТП ответственность виновника была застрахована, тогда обращайтесь в страховую, в свою или виновника, будет зависеть от того, выполняются ли условия для прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО.
  7. Если страховки у виновника нет, тогда можно самостоятельно оценить ущерб в экспертной организации и письменно обратиться к собственнику автомобиля виновника с требованием выплатить стоимость ремонта вашего авто. Данное обращение по закону необязательно, но иногда могут сразу и заплатить.
  8. Если ничего не вышло, тогда придется обращаться в суд к организации, чей служебный автомобиль попал в ДТП. Виновного можно указать или в качестве второго ответчика или привлечь третьим лицом. В суде может потребоваться доказывать тот факт, что водитель исполнял служебные обязанности в момент ДТП, поэтому лучше заранее позаботиться о сборе таких доказательств.
  9. После суда, если решение было принято в вашу пользу и ответчик добровольно не хочет платить, необходимо обращаться за взысканием с исполнительным листом к приставам или сразу в банк, где у должника есть деньги.

Надеемся, что вам поможет данный план действий, но если будут возникать трудности на каком-то этапе, то лучше все же обратиться к юристам.

Читайте также: