Водитель удостоверение подтверждающее право на управление транспортным средством категории а

Обновлено: 04.07.2024

Многие автолюбители знают, что в закон "О безопасности дорожного движения" внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Как выглядит водительское удостоверение

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона водительских прав

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона водительских прав

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория "А". Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.

Категория "BE". Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории "В". При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория "C". Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории "D". Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория "CE". Во многом схожа с "BE", только относится к автомобилям категории "С". Также она снимает ограничение на массу прицепа.

Категория "D". Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категория "DE". К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории "D", соединенный с прицепом массой более 750 кг.

Категория "М". Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.

Категории "Tb", "Tm". Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в "особых отметках".

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория "A1". К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см 3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории "А" данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория "В1". Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя - 50 см 3 . Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория "А1".

Подкатегория "С1". Доступна для всех удостоверений с категорией "C". Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории "D". Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория "C1E". Открывается автоматически при получении прав категории "CE" и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории "C1", но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория "D1". Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория "D1" доступна для всех водительских удостоверений категории "D".

Подкатегория "D1E". Разрешает вождение транспорта подкатегории "D1" с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене

Основная категория Категории открываются автоматически
A M, A1, B1 (только ТС мотоциклетного типа)
B M, B1 (кроме ТС мотоциклетного типа)
BE M
C M, C1
CE M, C1E
D M, D1
A1 M

Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?

Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.

Как открыть новую категорию водительского удостоверения?

Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.

  • Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию "B" при открытой категории "C", или открыть "A" при действующей категории "B".
  • Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию "D". Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории "B", "C" или "D1". В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории "D", чтобы открыть "DE".
  • Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на "автоматах". Чтобы пересесть на "механику" потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.

Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.

Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.

Видео: расшифровка категорий водительских прав

Эксперты подчеркивают, что права не становятся заменой паспорта, номер водительского удостоверения указывается в дополнение к паспортным данным для банков и других организаций, работающих с деньгами физлиц


Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС -->

Для упрощенной идентификации личности теперь можно использовать водительские права. Госдума приняла соответствующие поправки в третьем, окончательном чтении.

Согласно поправкам, банки и другие организации, работающие с деньгами физлиц, смогут подтверждать личность клиента по удостоверению водителя. Его номер указывается в дополнение к паспортным данным, которые остаются основным средством идентификации.

Это не означает, что права полностью заменят паспорт. К примеру, оформить кредит, имея на руках только права, не выйдет. Комментирует адвокат юридической фирма Orchards Петр Мацкевич:

— Сведения о водительском удостоверении можно использовать как дополнительный реквизит при упрощенной идентификации, то есть если совершается какая-то мелкая денежная операция на небольшую сумму, либо это обмен валюты на сумму не более 100 тысяч рублей, либо еще какие-то небольшие финансовые операции, то, например, их можно проводить дистанционно, круг сведений, который подлежит установлению, также недостаточно широкий, и норма дополняется, что может проводиться в том числе с учетом данных о водительском удостоверении. То есть это какие-то небольшие суммы, небольшие операции, и это не какая-то революция, что теперь на основании водительского удостоверения можно открыть банковский счет, нет, это не так.

— Но такие операции можно и просто по водительскому удостоверению, не нужен паспорт?

— Мелкие, да, грубо говоря, возьмем какие-то самые простые, если перевод электронный денежных средств на небольшую сумму, здесь можно просто сообщить данные своего паспорта, не предоставляя оригинал этого документа, просто сообщив реквизиты СНИЛС, реквизиты ИНН, либо водительское удостоверение, например.

Принятый депутатами законопроект также предусматривает повышение суммы лимитов по отдельным операциям, в отношении которых идентификация клиента не проводится. К примеру, размер страховых премий, которые выплачиваются физлицами по договорам ОСАГО и каско без проведения обязательной идентификации, увеличен с 15 тысяч до 40 тысяч рублей.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 апреля 2015 года

В ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ РАЗЪЯСНИЛИ

ВОЗНИКАЮЩИЕ У ГРАЖДАН ВОПРОСЫ ОБ ИНОСТРАННЫХ

В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.

По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами

В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения - с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.

Указанное ограничение вступает в силу с 1 июня 2017 года ( часть 2.1 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ (ред. 23.05.2015)).

При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).

Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.

По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения

Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами".

Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.

Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе "E", то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D" и "E", после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории "DE" в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории "DE", подкатегории "D1E", категории "CE", подкатегории "C1E" и категории "BE".

При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе "E" обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D" и "E", после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории "CE" в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории "CE", подкатегории "C1E" и категории "BE".

Право на управление мотоциклами может быть получено по достижению требуемого возраста, после обучения и сдачи экзаменов в ГИБДД. Рассмотрим требования действующего законодательства, которые относятся к двухколесному транспорту, а также особенности получения прав соответствующих категорий.

Что значит категория А, А1 и АI в правах?

  • Спортивные
  • Классические
  • Кроссовые и питбайки
  • Эндуро Категория

Согласно требованиям действующего законодательства, перед сдачей экзаменов в ГИБДД необходимо пройти обучающий курс в автошколе, которая имеет лицензию установленного образца.

Если вы решили пересесть с автомобиля на мотоцикл, следует заранее позаботиться об открытии новой категории. После ужесточения правил получения водительских удостоверений, сменить транспортное средство без профессиональной переподготовки не получиться.

Единственное послабление, на которое могут рассчитывать владельцы прав на управление автомобилем – сокращенный курс обучения, за счет отсутствия теоретической части.

Штраф за управление мотоциклом без прав

Передвигаться на мотоцикле без удостоверения соответствующего образца разрешено исключительно на специальных учебных площадках под руководством инструктора. В других случаях передвижение на мотоцикле без прав ведет к административному штрафу с эвакуацией транспортного средства.

  • Если у вас есть права на мотоцикл, но нет с собой ВУ, то вам будет выписан штраф в размере 500 руб.
  • Если вы вели мотоцикл, не имея открытой категории А или А1 в правах, то сумма штрафа будет значительно больше: от 5000 до 15 000 руб.
  • Если водитель был лишён удостоверения и сел за руль транспортного средства, то меры пресечения будут ещё жёстче: штраф 30 000 руб, 15 суток административного ареста, либо от 100 до 200 часов общественных работ.

Курсант автошколы получает разрешение на сдачу экзамена в ГИБДД после прохождения образовательной программы, включающей в себя необходимое количество часов теории и практики вождения. Помимо этого, для допуска к экзамену в ГИБДД, курсанту необходимо будет успешно сдать внутренние экзамены автошколы. Ученик автошколы не должен иметь медицинских противопоказаний.. Каждый курсант проходит транспортную комиссию внутри автошколы.

Для сдачи экзамена и получения водительского удостоверения следует подготовить следующие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт гражданина РФ или нотариально заверенный перевод паспорта иностранного гражданина;
  • Справку опрохождении транспортной комиссии;
  • Водительскую карточку, свидетельствующую о прохождении обучения в автошколе;
  • Квитанцию об оплате ГОС пошлины.
  • Несовершеннолетние кандидаты дополнительно предоставляют письменное согласие от родителей или законных попечителей.

На каком мотоцикле сдают на права

Экзамен в ГИБДД состоит из теоретической и практической части. Навыки вождения оценивают на закрытой площадке – выезд на дороги общего пользования не допускается.

Экзамены сдают на мотоциклах автошколы. Как выбрать автошколу Чтобы получить действительно полезные теоретические и практические навыки управления транспортным средством, необходимо серьезно подойти к вопросу выбора автошколы.

В Свердловской автошколе обучение проходит по специальным программам, одобренными и утвержденными ГИБДД. К вашим услугам современный парк, собственный автодром и опытные мастера производственного обучения с индивидуальным подходом к каждому ученику, независимо от уровня начальной подготовки.

Читайте также: