Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства

Обновлено: 07.07.2024

Безопасное движение на дорогах определяется многими факторами: соблюдением правил дорожного движения, взаимоуважением водителей, поведением пешеходов при пересечении дорожных магистралей. Одним из основных условий безаварийного транспортного передвижения является время реакции водителя.

Время реакции водителя - что означает и от каких факторов зависит?

Чаще всего именно скорость при выборе правильного решения предотвращает ДТП на дорогах. Здесь немаловажную роль играет временной промежуток, за который водитель успевает предпринять нужные действия.

Что такое время реакции водителя?

Время реакции водителя — период с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по ее предотвращению.

За этими словами стоит сложный процесс. Изменение дорожной ситуации воспринимается зрением, реже слухом. Сигнал или несколько сигналов поступают в центральную нервную систему, обрабатываются, и формируется ответ в форме ряда действий с рулем и педалью тормоза.

Среднее время реакции водителя

Среднее время реакции водителя

Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. Реакции могут быть простыми, когда действует один раздражитель, и сложными — несколько раздражителей.

Например, для простого торможения нужно 0,5 с. За это время шофер успевает перенести стопу с педали газа на педаль тормоза. Но автомобиль продолжает двигаться. Если его скорость 50 км/ч, то он успевает проехать 6,9 м, за 1 с. — 13,9 м, за 1,5 с. — 20,8 м. А для объезда впереди идущего транспорта надо к торможению добавить действия с управлением руля, от этого время реакции возрастает.

Важно! Автомобилисту необходимо быстрое реагирование на дорожную ситуацию. От этого зависит безопасность вождения.

Время реакции водителя составляет от 0,3 до 1,5 сек. Эти цифры появились благодаря многочисленным исследованиям. Средним временем реакции считают 1 секунду. Существует такое понятие, как нормативное время восприятия сложной ситуации, равное 0,8 с. Его используют при судебно — медицинской экспертизе ДТП.

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.

Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:

  1. Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.
  2. Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно. Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.
  3. Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера. Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.
  4. Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические действия.
  5. Рабочее место — совокупность мелочей, способных отвлечь автомобилиста (неудобное кресло, духота в кабине, неплотно прикрытые двери, неправильно установленный груз в багажнике, шумные пассажиры) увеличивают время реакции.
  6. Время суток — биологические часы человека установлены так, что в ночной период происходит снижение концентрации внимания, ему чаще хочется спать. Ночью срок восприятия увеличивается на 20 — 25%. Предрассветные часы и время перед закатом также тяжелы для шофера. Поэтому он дольше реагирует даже на простую дорожную ситуацию, а это может привести к ДТП.
  7. Погодные условия — дождь, снег, туман, обледенение дороги усложняют управление автомобилем, увеличивают скорость реакции водителя.
  8. Медицинские препараты — существует большой список медикаментов, которые нельзя употреблять, если планируется поездка за рулем. Это могут быть самые распространенные лекарства, снимающие болевые симптомы, помогающие при простуде.
  9. Алкоголь — ни для кого не секрет, что алкоголь и вождение автомобиля — несовместимые понятия. Ответственный водитель не позволит себе употреблять алкоголь накануне поездки, и тем более пить за рулем. Большая часть ДТП происходит в нетрезвом виде, потому что алкоголь снижает концентрацию внимания, сужает обзор зрения, тормозит двигательные рефлексы. Время для предотвращения ДТП увеличивается в несколько раз.
  10. Условия работы — как ни странно, водителю легче реагировать на сигнал опасности в пределах города, чем на загородных трассах. Монотонная дорога расслабляет и снижает уровень внимательности, в результате автомобилист неверно оценивает ситуацию.

Приведенные цифры относительны. Человек может корректировать показатели путем изменения влияния факторов, улучшив условия работы, исключив медицинские препараты и алкоголь.

Влияние утомления на реакцию водителя

Влияние утомления на реакцию водителя

Человек, любящий езду за рулем, избежит неприятных ситуаций на дорогах, если будет внимательным к своему самочувствию. Болезненное состояние, переутомление снижают восприятие опасности.

Признаки утомления:

  • появляется сонливость,
  • присутствует вялость,
  • притупляется внимание.

Категорически нельзя вести машину, если собственник машины почувствовал утомление. Он может просто заснуть за рулем, а это чаще всего приводит к авариям на дорогах. Правильным в этой ситуации будет поспать минут 30 — 40.

Важно! Чем выше утомляемость автомобилиста, тем больше время его реакции.

Но есть индивидуальные особенности организма: тип высшей нервной деятельности и темперамент. Они влияют на временной отрезок, в течение которого поступил сигнал к водителю.

Например, холерик, который имеет сильный, но неуравновешенный темперамент, быстрее реагирует на изменение дорожной ситуации на 25 — 30% в отличие от флегматика, отличающегося сильным уравновешенным типом нервной деятельности. Но при выборе решения холерик допускает больше ошибок.

Важно! Эмоциональный настрой влияет на время реакции водителя, увеличиваясь от 0,5 с. до 1 с.

Этапы реакции водителя

Период восприятия сигнала опасности делится на следующие этапы:

  1. Оценка дорожной ситуации — должен быть адекватный и быстрый анализ, а главное, без паники, потому что от этого этапа зависят дальнейшие действия. Сложность и опасность обстановки увеличивают срок, потраченный на оценку.
  2. Принятие решения — водитель принимает решение о действиях, помогающих избежать ДТП. Водительский опыт подскажет оптимальный и правильный маневр.
  3. Реагирование — приводит в исполнение решение, подходящее к данной ситуации.

Советы водителям

  1. Планируя поездку, нужно свести к минимуму влияние факторов, снижающих концентрацию внимания.
  2. Если период восприятия опасного сигнала превышает нормативы, надо выбирать безопасную скорость управления автомобилем.
  3. Стараться не садиться за руль в состоянии эмоционального возбуждения (взволнованность, гнев, раздражение). Это снижает уровень восприятия опасности.

Несколько секунд достаточно, чтобы предотвратить трагедию. Чем меньше времени будет потрачено, тем больше спасенных жизней.

Нет абсолютно надежных водителей. Даже самый подготовленный человек с крепкой нервной системой способен ошибаться и теряться в непредвиденных ситуациях при вождении автомобиля.

Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Пусть полученная информация помогает водителям совершенствовать свое мастерство.

blank

Вопрос 4.

pdd_02_04

Что запрещено в зоне действия этого знака:

1. Движение любых транспортных средств.

2. Движение со скоростью более 20 км/ч.

3. Движение только механических транспортных средств.

Вопрос 5.

pdd_02_05

Разрешен ли Вам обгон, если реверсивные светофоры отключены?

1. Не разрешен.

3. Разрешен, если скорость автобуса менее 30 км/ч.

Комментарий: Двойная прерывистая линия горизонтальной разметки при выключенных реверсивных светофорах разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Обгон по реверсивной полосе запрещен.

Вопрос 6.

pdd_02_06

В каких направлениях Вам разрешено продолжить движение?

1. Налево и в обратном направлении.

2. Прямо и налево.

3. Только налево.

Вопрос 7.

pdd_02_07

Поднятая вверх рука водителя легкового автомобиля является сигналом, информирующим Вас:

1. О его намерении снизить скорость, чтобы остановиться и уступить дорогу мотоциклисту.

2. О его намерении продолжить движение прямо.

3. О его намерении повернуть направо.

Вопрос 8.

pdd_02_08

Двигаясь по левой полосе, Вы намерены перестроиться на правую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?

1. На обоих.

Комментарий: Двигаясь в левом ряду при перестроении в правый, вы обязаны уступить дорогу тем транспортным средствам которые двигаются в правом ряду без изменения своей траектории движения (левый рис.), а при взаимном перестроении (левый рис.) вы должны уступать дорогу тем транспортным средствам, которые находятся относительно вас справа (Правило правой руки). Следовательно дорогу надо уступить на обоих рисунках.

Вопрос 9.

pdd_02_09

Разрешен ли Вам разворот в указанном месте?

2. Разрешен только при отсутствии приближающегося поезда.

3. Разрешен.

Вопрос 10.

blank

В каких случаях Вы можете наезжать на прерывистые линии разметки, разделяющие проезжую часть на полосы движения?

1. Только если на дороге нет других транспортных средств.

2. Только при перестроении.

3. Во всех перечисленных случаях.

4. Только при движении в темное время суток.

Комментарий: Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении (п. 9.7 ПДД) не зависимо от времени суток и наличия других транспортных средств.

Вопрос 11.

pdd_02_11

Разрешено ли Вам обогнать мотоциклиста?

2. Запрещено.

Комментарий: На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог обгон запрещен, за исключением мотоциклов без бокового прицепа. Но на равнозначных перекрестках необходимо уступать дорогу транспортным средствам, которые находятся справа от вас (Правило правой руки) в связи с этим и Вы и мотоциклист должны уступить дорогу легковому автомобиль. Из – за этого обгон запрещен.

Вопрос 12.

pdd_02_12

Нарушил ли водитель грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т правила стоянки в данной ситуации?

1. Да.

Комментарий: Любым грузовым автомобилям стоянка на краю тротуара во всех случаях запрещена.

Вопрос 13.

pdd_02_13

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Автобусу и пешеходам.

2. Только автобусу.

4. Только пешеходам.

Комментарий: Светофор работает в обычном режиме, тем самым он отменяет знаки приоритета, водитель должен руководствоваться сигналами светофора, а при повороте налево необходимо уступить дорогу транспортным средствам которые следуют в прямом направлении или поворачивают направо, а также при необходимо уступать дорогу пешеходам.

Вопрос 14.

pdd_02_14

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Уступите дорогу автомобилю.

2. Проедете перекресток первым.

Вопрос 15.

pdd_02_15

Обязан ли мотоциклист уступить Вам дорогу в данной ситуации?

1. Да.

Комментарий: Вы двигаетесь по автомагистрали, о чем информирует знак 5.1, который одновременно сообщает о том, что Вы находитесь на главной дороге. Следовательно, мотоциклист, въезжая на автомагистраль с полосы разгона, должен уступить Вам дорогу.

Вопрос 16.

pdd_02_16

В данной ситуации Вы:

1. Имеете преимущество, так как водитель автобуса начинает движение с выездом на вторую полосу.

2. Должны уступить дорогу автобусу, начинающему движение от обозначенного места остановки.

Комментарий: В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенной знаком или разметки остановки маршрутных транспортных средств

Вопрос 17.

blank

В каких из перечисленных случаев запрещена буксировка на гибкой сцепке?

1. Только в гололедицу.

2. Только в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

3. Во всех перечисленных случаях.

4. Только на горных дорогах.

Комментария: Буксировка на гибкой сцепке запрещена в гололедицу (п. 20.4 ПДД).

Вопрос 18.

blank

При какой максимальной величине остаточной глубины рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) запрещается эксплуатация мототранспортных средств (категории L)?

4. 0,8 мм.

Комментарий: Запрещается эксплуатация мотоцикла, если его шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 0,8 мм (п. 5.1 Перечня)

Вопрос 19.

blank

Что подразумевается под остановочным путем?

1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

2. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определенному технической характеристикой данного транспортного средства.

3. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

Комментарий: Расстояние, пройденное транспортным средством, с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки, называется остановочным путем.

Вопрос 20.

blank

Что подразумевается под временем реакции водителя?

1. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

2. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

3. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

Комментарий: При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (п. 10.1 ПДД). Под временем реакции водителя подразумевается время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее предотвращению (например, до начала нажатия на педаль тормоза).


Определение технической возможности предотвратить наезд путем сопоставления остановочного пути транспортного средства с расстоянием до места наезда в момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что препятствие попадает в опасную зону. (см. рис.2)


Прежде всего, необходимо знать величину остановочного пути транспортного средства. Если известно замедление транспортного средства - j, его остановочный путь определяется по формуле: (30.)




В экспертной практике наиболее часто установление причинной связи между несоответствующими требованиям Правил движения действиями водителей и происшествием производится:

  • при превышении водителем скорости движения транспортного средства;
  • при несвоевременном принятии им мер к предотвращению происшествия;
  • при применении маневра вместо торможения или экстренного торможения вместо плавного снижения скорости;
  • при неправильно избранной дистанции, неправильно избранном интервале;
  • при создании водителем помехи для движения других транспортных средств;
  • при эксплуатации неисправного транспортного средства.

В каждом случае происшествие может быть результатом или указанных действий водителя, не соответствующих требованиям Правил движения, или неправильных действий других участников движения; кроме того, происшествие может явиться также результатом случайного стечения обстоятельств.

Остановочный путь - это путь пройденный автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.



Затем определяют расстояние от транспортного средства до места наезда в момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что движущееся в поперечном направлении препятствие попадает в опасную зону. В общем случае это расстояние определяется по формулам: (33.), (34.)

Читайте также: