Ява 350 сколько на спидометре

Обновлено: 04.07.2024


Завод в Чехословакии долгое время выпускал один из лучших мотоциклов Советского Союза – модель Ява 350, а особенно популярен он стал в 80-90-х годах, ведь был не только надежным и быстрым, модель являлась очень дефицитной в те времена.

Ява 350 с каждым годом набирала популярность, из других стран привозили интересные и мощные байки импортного производителя, но Ява все равно была лидером. Как вы знаете, многие заводы времен СССР уже закрыты и не функционируют, чего не скажешь про завод в Чехословакии, который даже сегодня может предложить отличные новинки с современными характеристиками.

Завод не только продолжает выпускать мотоциклы, он оставил самую интересную свою модель – Ява 350, которая сегодня предлагается в нескольких модификациях, среди которых:

  1. Ява 350 Премьер;
  2. Ява 350 Стайл;
  3. Ява 350 Люкс.

Каждая из этих моделей была разработана для современных байкеров, и поэтому все мотоциклы отличаются друг от друга по характеристикам. Они имеют современно разный внешний вид, модифицированные двигатели с разными характеристиками и другие приборные панели. Современные мотоциклы Ява 350 предлагают очень стильный дизайн и оформление, вы можете получить коляску, хромированные детали, мощную ходовую часть, запуск двигателя с электростартера и дополнительные обтекатели. О таких возможностях старая Ява могла только мечтать, но все равно модели с возрастом продолжают работать, выдавая порой поразительную скорость. Мы вам предлагаем посмотреть на Ява 350 фото, где вы увидите некоторые из современных моделей и простую старую Яву.

ява 350 фото

Движение вперёд

ява

Мало кто знает об этом, но история мотоцикла с таким названием началась ещё в 1934 году. Появившийся в то время байк оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 12 л. с., четырёхступенчатой КПП, имел вес 125 кг. и разгонялся до скорости 100 км/час. Он участвовал в международных соревнованиях и побеждал, доказывая своё качество. Назывался он – Jawa 350 SV.

Война внесла свои коррективы в планы чешского производителя, и модель, получившая индекс Ява 350 тип 12, появилась только в 1948 году. В силу определённых обстоятельств, она недолго продержалась на конвейере. Широкому российскому потребителю довелось познакомиться уже со следующей модификацией – Ява 350 354/06, запущенной в производство в 1954 году. Именно эту удачную машину следует считать первой строкой в истории успеха популярной марки в нашей стране.

Достойные характеристики Ява 350

65 ява

Байк, в отличие от предшественников, получил двухтактный двухцилиндровый двигатель объёмом 350 куб. см, имеющий воздушное охлаждение. Мощность возросла до 16 л. с., а в поздних версиях, после установки нового карбюратора, до 18 л. с.

К слову сказать, карбюратор Ява 350 модифицировался впоследствии неоднократно. Максимальная скорость составляла 115 км/час (при прямой посадке мотоциклиста). Барабанные тормоза работали надёжно, а передняя и задняя вилки с телескопическими амортизаторами обеспечивали комфортное передвижение по дорогам с твёрдым покрытием.

Особенно заметно это стало в 1958 году, когда амортизаторы конусного типа заменили на поршневые. Напряжение батареи и генератора, используемых для работы электрооборудования мотоцикла Ява 350 – 6 вольт. Масса – 139 кг. Расход, по тому времени, был весьма умеренным – 3,6 литра.

Внешний вид модели не просто соответствовал веяниям того времени, а был прогрессивным и хорошо продуманным. Именно на модификацию 354/06 усадил Виктора Цоя автор памятника знаменитому рок-музыканту, Алексей Благовестнов. В качестве элемента монументальной композиции старушка Ява выглядит очень гармонично.

Модификации Ява 350

На сегодняшний день ассортимент моделей мотоциклов Ява позволяет выбрать новый образец байка индивидуально, согласно своим пожеланиям и возможностям. Чешский завод предлагает несколько вариаций 350-ок:

  • Ява 350 Стайл;
  • Ява 350 Премьер;
  • Ява 350 Люкс.

Вариации разняться по элементам внешнего дизайна, опциональным модификациям двигателя, приборной панели, а также предпочтительной географии использования. На какой именно чешке остановится, зависит от желания иметь хромированные детали, электростартер, усиленную ходовую, коляску, дополнительные обтекатели и другие всевозможные фишки. Предварительно визуально сориентироваться можно, просмотрев фото мотоциклов Ява и их модификаций.

Совершенству нет предела

чезет 350

В 1964 году, после проведённой модернизации, Ява 350 получила новое обозначение — K?va?ka Automatic typ 360/01. Основные характеристики, такие как мощность и максимальная скорость, остались на прежнем уровне.

А вот переключать передачи, за счёт установки полуавтоматического сцепления, стало значительно удобнее. Изменили конструкцию оптических элементов. Подкорректировали форму крыльев. Популярность Ява 350 росла и, несмотря на довольно высокую стоимость техники, в магазинах за ней выстраивались очереди.

Эту модель уже смело можно назвать культовой. Её тюнинг – не лучшее решение. Немало любителей истории мототехники желают заполучить в свою коллекцию раритетов мотоциклы Ява 350 354/06 и 360/01.

Технические характеристики мотоцикла Ява 350

Тип двигателя:двухтактный
Тип охлаждения:воздушный
Число цилиндров:2
Диаметр поршня:58
Ход поршня:65
Объем двигателя, см.куб.:343,5
Степень сжатия:9,8
Максимальная мощность, кВт; оборотов в минуту:17; 5250
Система пуска:кикстартер; электростартер (опционально)
Коробка передач:четырехступенчатая; полуавтоматическая
Колесная база, мм:1370
Высота седла, мм:820
Объем бензобака, л:17 (+2,8 резерв)
Тип колес:спицы
Покрышки (передняя; задняя):3,25 на 18; 3,5 на 18
Тип передней подвески:телескопическая
Тип задней подвески:маятниковая
Тип передних тормозов:дисковые; гидравлические
Тип задних тормозов:барабанные
Вес мотоцикла, кг:149
Максимальная скорость, км/ч:125

[sc:ads4]
Из технических характеристик мотоцикла Ява 350 стоит выделить раздельную подачу горючего и смазки, высокую грузоподъемность мотоцикла (до 200 кг), надежный и проверенный годами двухтактный двигатель, усовершенствованный передний диск тормозов, который не только повышает безопасность езды, но и имеет прекрасный внешний вид. Неизменное и главное достоинство Ява 350 – соотношение цены и эксплуатационных характеристик.

Редкие и красивые

ява

Не следует думать, что чешская мототехника продавалась исключительно в восточной Европе. Продукция Jawa поставлялась и на запад. В 1969 году была разработана экспортная модификация Jawa 350 Californian IV typ 362, 363, отличавшаяся оригинальным дизайном. Но произведено таких машин было относительно немного.

Ещё чуть позже, в 1970 году, выпустили модификацию Jawa 350 U? typ 633/1 Bizon, характерными чертами которой стали специфической формы топливный бак и обилие отделений для хранения инструмента и багажа. Сегодня такой байк – большая редкость, и если в вашем распоряжении оказалась подобная модель, то, в отличие от какого-нибудь Иж Планета-5, её тюнинг станет просто безумием.

Следующий шаг

ява 350 1993

Но время брало своё, и руководство чешской компании решилось на серьёзные изменения. В 1973 году любители мототехники получили возможность познакомиться с Ява-350 тип 634. На новом байке изменили конструкцию рамы и серьёзно переработали конструкцию двигателя, увеличив мощность до 23 л. с.

Максимальная скорость, указанная в техническом описании, несмотря на прибавку в весе до 160 кг, возросла до 125 км/час. Правда, больше стал и расход топлива, составив 4,5 литра бензина на сотню километров при скорости 80 км/час. Достоинствами модели стали:

  1. Лёгкость в управлении и устойчивость на высоких скоростях что, в сочетании с комфортной подвеской и удобной посадкой, благоприятно сказывалось на утомляемости мотоциклиста. Преодолеть за рулём значительное расстояние можно было без проблем.
  2. Эксплуатационная надёжность и солидный ресурс конструкции.

Основным недостатком считалась высокая цена.

Технические характеристики

Максимальная мощность – 26 л.с. Рабочий объем двухтактного двигателя – 343 куб. см. Он имеет упрощенный механизм распределения топливной смеси. 4 передачи обеспечивают плавный ход и синхронный переход к увеличению скорости.

Данная модель устойчива на плохих дорогах. Максимальная скорость, указанная в паспорте – 120 км/час (фактически мотоцикл может разгоняться до 130 км/час). Расход топлива 6-7 литров на 100 км.

Читай другие мото обзоры Обзор мотоцикла Kawasaki ZZR 400

Тип по предназначениюклассический мотоцикл
Число цилиндров2
Число тактов2
Система охлажденияохлаждение потоком набегающего воздуха
Диаметр цилиндров, мм58
Ход поршня, мм65
Рабочий объем двигателя, куб. см343,5
Максимальная мощность двигателя, л.с.27
Максимальная мощность двигателя, кВт18 (при об/мин 5500)
Максимальный крутящий момент, H*м32 (при об/мин 4750)
Диаметр диффузора, мм1х28
Число передач4
Тип приводана заднее колесо цепью
Переднее колесо3,25
Заднее колесо3,5
Тип подвески переднего колесателескопическая вилка обычного типа
Тип подвески заднего колесамаятниковая с двумя аммортизаторами
Тип тормоза переднего колесабарабнный
Тип тормоза заднего колесабарабанный
База, мм1370
Высота по седлу, мм820
Сухая масса, кг.149
Максимальная скорость км/ч125 (написано в мануале)
Объем бензобака, л17

Близкое родство

ява 350

Почти одновременно с этой моделью появился мотоцикл CZ 350, отличавшегося конструкцией рамы, формой топливного бака, настройками подвески. Если Ява 350 с коляской была нормальным явлением, то Чезет 350 продавался только в одиночном варианте. Модель, производимую на предприятиях Сeskа Zbrojovka было принято считать более спортивной, хотя она и имела схожие с Ява 350 характеристики.

Новые стандарты

мотоцикл ява

В 1984 году в производство пошла новая модификация – тип 638. Изменения коснулись силового агрегата. Изменили профиль и проходное сечение каналов впуска и выпуска, улучшив продувку цилиндров. Двигатель Ява 350 получил алюминиевый блок цилиндров и облегчённые поршни. Мощность возросла до 27 л. с., а расход топлива снизился до 4,2 литра. Максимальная скорость осталась без изменений.

Важным нововведением стала установка электрооборудования, работающего при напряжении 12 вольт. Новая 12-и вольтовая система позволила существенно уменьшить массу генератора и других электрических компонентов. Предпринятые меры привели к снижению веса до 149 кг. Именно по мотивам этой модели сегодня выпускается Jawa 350 Replica.

За время производства дизайн на этих явах несколько раз корректировался. Изменялась форма и отделка топливного бака. На руль был установлен небольшой обтекатель. Каким бы изменениям ни подвергалась Ява 350, технические характеристики находились на высоком уровне.

Технико-эксплуатационные характеристики

В свое время Ява просто взорвала рынок мототехники, но даже сейчас этот мотоцикл остается актуальным несмотря на почтительный возраст. Ява 350, ТТХ которой сегодня довольно скромны, все равно остается актуальным мотоциклом.



Смотрится достаточно гармонично большая фара в сочетании с круглыми поворотниками

Мощность

Ява 350, мощность двигателя которой составляет 23 лошадиных силы при 5250 оборотах, вряд ли удивит такими скромными параметрами современного мотолюбителя, любящего скоростную езду. Однако и при этом байк способен развивать скорость до 128 км/ч. То, сколько лошадей в Яве 350, зависит и от модификации. Например, экспортные модели производились только с двигателями мощностью 19 л.с.

Динамика

Благодаря тому, что цилиндры изготавливаются теперь из алюминия, вес байка снизился. До сотни мотоцикл разгоняется примерно за 13 секунд, но здесь большое значение имеет и вес мотоциклиста.

До спортбайка далеко, но предназначение легендарной Jawa вовсе не скоростная езда и быстрый старт с места.

Объём двигателя

Ява, объем двигателя которой составляет всего 343,37 куб. см, все равно считается достаточно прожорливым байком.



К нейкедам относится байк по современной классификации

Трансмиссия

Коробка передач с ножным переключением имеет 4 скорости. Привод на заднее колесо осуществлялся благодаря цепи.

Мотор

Производитель гордится двигателем Явы, который делает ее конкурентоспособной даже сегодня.

Электрооборудование

На Яве 350 634 стоит генератор на 6 полюсов мощностью 75 ВТ, который размещается в картере двигателя. Также эта модель оснащается батарейной системой зажигания. Приборная панель устроена просто, и имеет всего 4 световых индикатора. Когда работает генератор, горит красная лампочка, во время поворота зеленая, на нейтральной скорости желтая, а синий индикатор горит, если включить дальний свет.



От условий эксплуатации зависят затраты на содержание мотоцикла

Расход топлива

Для Явы 350 характеристика расхода топлива при скорости 80 км/ч 4,5 л считается нормой. Емкость топливного бака составляет 17+3 л.

Перед кризисом

мотоцикл ява 350

Дальнейшим развитием модели стала Jawa 350 typ 639, запущенная в производство в 1990 году и уже спустя год уступившая место на конвейере модификации Ява 350 640. К особенностям этой машины следует отнести появившийся в поздних версиях дисковый передний тормоз.

Серьёзного изменения технических параметров не произошло. Это была последняя модификация, выпуск которой был налажен до распада СССР. Что до Ява 350 спорт, то, вопреки расхожему мнению, такой вариант никогда не производился. Приставки спорт удостаивались только мотоциклы с объёмом двигателя 250 куб. см.

Ява сегодня


В начале 90 годов XX века для чешского производителя мототехники, как и для многих предприятий на постсоветском пространстве, наступили тяжёлые времена. И всё же фирма осталась на плаву. Не в последнюю очередь – благодаря большому количеству поклонников Ява 350.

Компания продолжает не только производить мотоциклы, но и поставлять их в Россию. Часть представленных в каталоге моделей являются прямыми наследниками былой славы бренда:

  1. Jawa 350 Premier – дорожный байк, который, в качестве опции может оснащаться электрическим стартером. Внешность машины изменили в соответствии с современными представлениями о дизайне, но опытный глаз наверняка распознает под новомодным макияжем знакомый российскому потребителю Ява 350 640. Такой вот Премьер!
  2. Ява 350 люкс, как и Jawa 350 Premier, это тоже реинкарнация выпускавшейся в 1991 году модели. Модификация получила в качестве оснащения оригинальной формы топливный бак, цифровую панель приборов и закреплённый на багажнике пластиковый кофр.
  3. Jawa 350 Replica. Тут и говорить ничего не надо. Модификация не только создана на агрегатах классических мотоциклов Ява 350, но и стилизована под модели времён расцвета фирмы.

Популярность производимых компанией реплик довольно велика. Главное для этих моделей не скорость, а надёжность, комфорт и узнаваемость. Завидев подобную технику в потоке транспорта, многие иногда полагают, что это тюнинг.

Описание Ява 350

Подробный разбор параметров легендарного советского байка поможет лучше понять особенности пользования таким железным конем.

Дизайн

Простой дизайн Явы притягивал своей лаконичностью. Большая фара в сочетании с круглыми поворотниками смотрится достаточно гармонично. Спицевые колеса красиво поблескивали на солнце, и некоторые мотолюбители даже находили в этом вдохновение.

Внешний вид

Масса и габариты

Длина Явы составляет 2080 мм, ширина – 750 мм, высота – 1070. Вполне привычные габариты для классических мотоциклов с прямой посадкой. Сколько весит мотоцикл Ява 350, зависит от модификации. Сухая масса модели 350-634 составляет 160 кг. Вес Явы 350 с другим двигателем может отличаться.



Своей лаконичностью притягивал простой дизайн Явы

Модификации и гибриды

Благодаря большому количеству фанатов легендарного мотоцикла, производитель продолжает производство и поставку железных коней в Россию.

Ява – мотоцикл от одноименной чехословацкой компании, выпускаемый с 1974 года. С каждым годом он получал различные доработки, его доводили под более современные стандарты. Благодаря этому Ява долгое время оставалась актуальной на фоне ближайших конкурентов. После распада Советского союза завод в Чехословакии обанкротился. После этого марка Ява исчезла с рынка, а производство мотоциклов прекратили. Последней моделью была модернизированная версия Ява-350-638.

Мотоцикл Ява 350 двигатели. Официальная норма расхода топлива на 100 км.

Двигатель – бензиновый, двухцилиндровый, двухтактный, рабочий объем – 350 кубов, мощность – 26 л. с., коробка передач – механическая четырехступенчатая, привод – цепной; максимальная скорость – 130 км/час, емкость бензобака – 17 литров. Расход топлива – 4-5 л/100 км.

Иван Ксенофонтов

yava2

yava3

yava4

Подруга-вишенка

Эдуард Коноп

yava7

yava8

yava9

Увы, эти качества мотора — еще не весь его портрет. Лишь к началу 70-х годов двухцилиндровые более или менее избавились от коварной черты: при малейшем недосмотре — например, из-за соринки в карбюраторе, слегка обеднившей смесь — скоростная езда заканчивалась клином двигателя. (И это после обкатки мотоцикла на протяжении 5 тысяч километров! Фантастика? Но таково было требование завода.) Увы, люди неопытные при этом не всегда сохраняли контроль над мотоциклом — вылетали с дороги. Последствия понятны… В конце концов на заводе кое-что изменили в конфигурации поршня, применили другой материал — склонности клинить поубавилось.

yava10

Это было своеобразное братство по оружию! Действительно, помогали. Пусть втридорога, пусть вдесятеро дороже — но где угодно можно купить нужную вилку переключения передач, цепь, пружину. Либо выменять на что-то, что есть у тебя…

Но денег не было. Так что на сам магазин хватало пятнадцати минут. И, взглянув из окошка лестничной площадки на то, как смотрятся наши тачки на общем фоне, и кто и как на них смотрит, мы шли вниз, на площадку, в ТУСОВКУ! Тусовка четко делилась на группы.

yava12

JAWA OLD — JAWA STAR — JAWA SUPER STAR!

Для тех, кто помнит

Владимир Засадил

— Когда-то Jawa была любимой мотоциклетной маркой в Советском Союзе, а сам СССР — огромнейшим рынком для чешских мотоциклов. Сейчас — совершенно другая ситуация, да еще и экономический кризис… Как удается выживать в таких условиях?

— Да, вы правы, изменилось многое. Советский Союз был для нас самым большим рынком — минимум двадцать лет мы поставляли более ста тысяч мотоциклов в год! Сегодня Jawa на порядок скромнее, чем двадцать лет назад. Тому спаду, что произошел после 1990 года, много причин. И главная — это всеобщее уменьшение интереса к мотоциклу: и в России, и в Чехии. Вообще, процессы, происходящие в обеих странах, схожи — разница в масштабах. Но вернемся в Россию. Здесь мы работаем с господином Георгием Приймуком, нашим эксклюзивным представителем в России, и у нас общие подходы и общие надежды. Конечно, для этого потребуется время, энергия и деньги.

— На какие модели вы делаете ставку в России? Сейчас ваша гамма достаточно широка — от 50-кубовых до 650-кубовых мотоциклов. Какие направления будут приоритетны?

Надо сказать, что Jawa — особенный мотоцикл. Мы поддерживаем свой стиль, свой подход к конструкции. А 350-кубовые модели — старые знакомые для мотоциклистов со стажем. И хотя им уже 50 лет, они и дальше будут выпускаться, потому что интерес к ним возвращается даже в Европе, хотя здесь возникают трудности в плане экологии.

— Не секрет, что Россия очень разная. Москва и Санкт-Петербург — это одно, глубинка — совсем другое: разные люди, разные приоритеты. На какой рынок вы рассчитываете в большей степени: на всю Россию или на более богатые крупные города?

— А не было планов развернуть производство здесь, как делают многие автомобильные компании, всерьез стремящиеся захватить рынок?

— Да, мы собираемся развивать производство в России. Ведем поиск партнеров, есть уже конкретные имена, но, поскольку переговоры еще не закончены, я пока не могу их называть.

yava16

— Насколько станут доступнее мотоциклы с началом их производства в России?

— То есть 350-кубовые двухтактные моторы вы рассчитываете выпускать еще долго?

— 350-кубовый двухтактный двигатель — это прекрасно, но рано или поздно экологические нормы поставят на нем крест. Есть ли у вас разработка перспективного двигателя или же вы в будущем будете ориентироваться лишь на покупные агрегаты?

— Мы разрабатываем четырехтактный агрегат, который сохранит традиционные черты — два цилиндра в ряд, поперечно. Но рынок требует больших моторов, так что его кубатура будет более 500 см³.

— С этим проблем нет — но лишь с теми запчастями, которые пересекаются с современным производством. К нам нередко обращаются владельцы старых 6-вольтовых моделей — естественно, таких запчастей нет, потому что и на заводе уже нет такого оборудования. Но здесь мы предлагаем варианты — например, полную замену двигателя. Кроме того, у нас есть услуга, которой не предлагает ни один дилер в России: мы высылаем запчасти почтой по всей стране.

— Сколько мотоциклов вы сейчас продаете в России и как отразился на продажах кризис?

— Спорт всегда требует больших денег. Так что эта тема пока закрыта. Выпускаются мотоциклы для спидвея, но сейчас это — независимое предприятие. Мы, конечно, сотрудничаем, но у них другой хозяин.

— Модель 650 Classic разрабатывал лучший чешский дизайнер Вацлав Крал — к сожалению, его уже нет в живых. А модель 650 Dakar создавал со своими колегами уже собственный заводской конструктор и дизайнер Владимир Абрахам — и, по-моему, весьма удачно. К тому же он много лет работает конструктором, и поэтому у него огромное преимущество — он отлично знает производство и его возможности.

— В молодости моя мечта — недоступная (потому что почти все они шли на экспорт) Jawa 350 Californian.

— Каким был Ваш первый мотоцикл и на каком ездите сейчас?

— Впервые попробовал в 10 лет — на папином CZ 150С, тайком от него, конечно. В молодости ездил на Jawa 350, но затем ушел в авиацию, и времени для мотоциклов не стало. Лишь придя на Jawa, вернулся к этому увлечению. Сейчас езжу на Jawa 650 Dakar.

— Уже не первый год Ваш приезд в Россию совпадает с проведением международного авиакосмического салона в Жуковском (надеюсь, и нынешний Вам понравился). Вся Ваша жизнь связана с авиацией. Сложно было пересаживаться из самолетного кресла в кресло исполнительного директора знаменитой на весь мир мотоциклетной фирмы?

— Примите мои поздравления с 80-летием марки! Желаю ей долгой и счастливой жизни, в том числе и в России!

Салют, незабвенная!

1929: Jawa 500 OHV

498 см³, 18 л.с., 175 кг, 100 км/ч

JAWA 500 OHV

1932: Jawa 175 Williers

172 см³, 5,5 л.с., 85 кг, 80 км/ч

JAWA 175 Williers

1935: Jawa 350 OHV

348 см³, 13 л.с., 136 кг, 120 км/ч

JAWA 350 OHV

1938: Jawa 250 Special

248 см³, 9 л.с., 110 кг, 95 км/ч

Jawa 250 Special

В середине 30-х годов Янечек нашел подход к крупнейшему в то время производителю мотоциклов: немецкой компании DKW. Да такой, что немцы согласились продать лицензию на самый охраняемый в то время секрет: продувку двухтактных двигателей по патенту Шнюрле. По сравнению с общепринятой тогда схемой с поршнем с дефлектором ноу-хау DKW обеспечивало куда лучшие условия наполнения и сгорания. После Второй мировой войны, когда немцы уже не осмеливались заявлять о своих правах, такую схему стали применять все производители двухтактных моторов. Но Jawa-то успела еще до войны…

1937: Jawa 100 Robot

98 см³, 2,7 л.с., 49 кг, 65 км/ч

JAWA 100 Robot

1948: Jawa 350/12

344 см³, 12 л.с., 135 кг, 115 км/ч

JAWA 350/12

1952: Jawa 500 OHC

488 см³, 26 л.с., 180 кг, 130 км/ч

JAWA 500 OHC

Можно сказать, первый чешский супербайк. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель — с верхним распредвалом, очень редкое для 50-х годов решение. Хотя в силу своей дороговизны мотоцикл был обречен на скромный тираж и недолгую (шесть лет) жизнь на конвейере, он сыграл в истории Jawa огромную роль. Именно с аппаратов, созданных на его основе, началась гоночная эпопея, которая уже в 60-е годы едва не привела марку к победе в чемпионате мира — чуть-чуть не хватило везения.

1953: Jawa 250/353

248 см³, 9 л.с., 142 кг, 95 км/ч

Jawa 250/353

1955: Jawa 550 Pionyr

49 см³, 1,6 л.с., 50 кг, 45 км/ч

JAWA 550 Pionyr

1968: Jawa 350/361 Californian

344 см³, 22 л.с., 134 кг, 135 км/ч

Jawa 350/361 Californian

1970: Jawa 350/633

344 см³, 21 л.с., 151 кг, 128 км/ч

JAWA 350/633

1973: Jawa 350/634

344 см³, 22 л.с., 155 кг, 125 км/ч

JAWA 350/634

Этот мотоцикл был мечтой каждого мотолюбителя СССР. Надёжность, красота, скорость — ключевые слова этого мотоцикла. Основную популярность он заработал в 80-х — 90-х годах прошлого века.

Дизайн

Красная ява 350 638

Ни один байкер, родившийся хотя бы лет 30 назад, не спутает эту модель ни с какой другой. Узнаваемый силуэт с обилием хрома и длинным ровным сиденьем, будто обрубленной задней фарой и матовыми алюминиевыми крышками двигателя многим из нас запал в душу ещё в детстве или юности. От советских байков Ява 350 заметно отличается меньшей тяжеловесностью и большим изяществом.

Технические характеристики

Советские мотоциклисты недаром мечтали об этой модели! У Явы 350 технические характеристики неплохи, особенно для своего времени, хотя сейчас они выглядят безнадёжно отстающими. Но этот мотоцикл был впервые выпущен почти 40 лет назад, и было бы несправедливо требовать от него соответствия современным стандартам.

Двигатель

Двигатель Ява - 350 кубов

Простейший (но для своего времени – очень даже прогрессивный!) 2-тактный 2-цилиндровый двигатель требует заливать в бензобак бензин с добавлением масла, чтобы механизмы могли нормально смазываться. Мощность – 26 л.с., и этот мотор способен разогнать мотоцикл до максимальной скорости в 130 км/ч. Двухтактный силовой агрегат не отличается высоким ресурсом, но всё равно он достаточно живуч.

Трансмиссия

В коробке передач не 5 передач, как привыкли байкеры в наши дни, а всего 4. Но передаточные числа довольно длинные, так что их хватает. А во всём, что касается надёжности, КПП Явы 350 может послужить образцом для подражания многим китайским бракоделам, которые в XXI веке ухитряются клепать мотоциклы с коробками, заедающими при каждом десятом переключении.

Ходовая часть и тормоза

Стальная рама со всей вышеописанной конструкцией покоится на четырёх стандартных амортизаторах – два сзади плюс вилка спереди. Никаких настроек не предусмотрено, что было нормой для 80-х годов прошлого века. Тормоза тоже простенькие, барабанные, причём дискового тормоза нет даже на переднем колесе. Тормозной путь довольно значительный, так как весит байк немало.

Электроника

Приборная панель jawa 350

Для этой модели впервые был применён аккумулятор на 12 вольт вместо 6. Это пошло мотоциклу на пользу – электросхема в нём чрезвычайно проста, пусть и архаична. Зарядка АКБ начинается, когда двигатель набирает обороты от 1000 в минуту и выше, а обеспечивает её генератор, работающий совместно с диодным выпрямителем напряжения. По сравнению с предыдущей моделью чехословацкого завода генератор стал в целых 2,8 раза мощнее.

Вес и габариты

Сухая масса байка достаточно велика, 156 кг без коляски. В ту эпоху никто особенно не задумывался о применении более современных технологий с целью снижения веса и, соответственно, улучшения энерговооруженности. Впрочем, по сравнению со многими советскими мотоциклами детище чехословацких инженеров тяжёлым совсем не кажется.

Управляемость

Вид сзади

В наши дни этот байк наверняка бы назвали «мотоциклом двойного назначения«. Он одинаково хорошо справляется с ездой как по асфальту, так и по грунтовым дорогам, и даже лёгкого бездорожье ему по плечу, особенно если озаботиться покупкой подходящей резины. Если сравнивать его не с современными мотоциклами, а с теми, что выпускались на закате СССР, он будет очень даже хорош.

Расход топлива

Ява 350 способна ездить на любом бензине, какой вам только удастся найти. Не забывайте мешать его с маслом в пропорции 40 к 1! А если вы меняете двигатель или какие-то элементы поршневой группы, то соотношение должно быть 33 к 1, согласно рекомендации завода-производителя. Расход топлива на трассе может достигать 5 литров на 100 км, а в городских условиях вырастать и до 7 литров.










МОЙ МОТОЦИКЛ

Большой запас инструментов в подседельном ящике — достоинство. Но вот добраться до вожделенных ключей в дальней дороге весьма затруднительно — надо поднять седло, но вы там наложили всякого добра для путешествия — вот и проблемка. Кстати, и удлиненная облицовка седла заставляет очень высоко поднимать верхнюю полку багажника, что отнюдь не в лучшую сторону изменяет устойчивость и управляемость.


Посмотрим теперь узлы и агрегаты. К сожалению, немного добрых слов можно сказать о двигателе, в котором, хотя и собраны удачные конструкторские находки, имеются серьезные недостатки. (о них поговорим дальше в статье, при обзоре болячек мотоцикла). Двигатель относительно простой, традиционный двухцилиндровый двухтактный с петлевой продувкой. Схема проста и несмотря на проблемы пуска в холодную погоду (из-за конденсации смеси) работает нормально. Но вот по части исполнения… Поскольку на двигателе установлен только один карбюратор, то добиться синхронности работы цилиндров можно при помощи подбора угла опережения зажигания отдельно для каждого цилиндра.




На этой ноте можно в принципе закончить рассказ о ЯВе 638 модели. Она имеет много положительных качеств, но есть и недостатки. Хотя они не мешали многим поколениям любить и кататься на этом мотоцикле. Идеального ничего не бывает.

Читайте также: