Является ли лицо обучаемое управлению механическим транспортным средством водителем

Обновлено: 05.07.2024

Для учебного автомобиля обязательно страховка для неограниченного числа людей или достаточно инструктора? Кто несёт ответственность в случае ДТП по вине курсанта? Спасибо.

Ответы на вопрос:

Сергей! Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) "dодитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Так что неограниченная страховка тут не нужна, водителем является лицо, которое обучает вождению. И в случае чего ответственность за ДТП несет инструктор, который обязательно должен быть справа на дублирующих педалях.

Достаточно вписать человека, который будет обучать вождению, то есть сделать полис с ограниченным количеством лиц, допущенных к управлению.

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

В случае ДТП ответственность несет обучающий.

Довольно древний вопрос, не раз обсуждавшийся в Сети.

Для учебного автомобиля обязательна страховка для неограниченного числа людей или достаточно инструктора? - да, иначе страховая окажет в выплате. Правила ОСАГО.

Кто несёт ответственность в случае ДТП по вине курсанта? - инструктор. Он является обучающим водителем (водитель обучающий вождению, приравнивается к водителю, п.1.2 ПДД, понятие "водитель").

Для учебного тс страховой полис должен быть не только на инструктора (это же учебный тс) , а для неограниченного числа лиц

Виновник ДТП, с точки зрения ПДД и ответственности предусмотренной КоАП РФ будет курсант, т.к. он был за рулем.

Материальную ответственность будет нести учебный центр или автошкола (в части не покрытой страховкой) перед пострадавшим и порядке регресса потом выставит требование курсанту, в той сумме которая оплачена пострадавшему

В соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители - участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090

Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

2.В пункте 1.2 ПДД указано, что водитель — это человек, который управляет каким-либо транспортным средством. Здесь же указывается, что к водителю приравнивается лицо, которое обучает кого-либо вождению. Исходя из данного определения, следует, что во время обучения вождению в машине сидят сразу 2 водителя. И-при ДТП, виновника в таком случае определяют в судебном порядке

3.Исходя из вышеизложенного-полис ОСАГО необходимо оформлять для неограниченного числа людей, так как при отсутствии ОСАГО на обучающегося, он будет нести административную ответственность.

Даже более того, за любое ДТП на учебной машине при сдаче экзамена на автодроме или в городе стопроцентно ответственность несет автошкола и, соответственно, инструктор. В конце концов, за предотвращение нештатных ситуаций отвечает данный специалист и получает за это зарплату, а не только за обучение азам вождения.

Даже более того, за любое ДТП на учебной машине при сдаче экзамена на автодроме или в городе стопроцентно ответственность несет автошкола и, соответственно, инструктор. В конце концов, за предотвращение нештатных ситуаций отвечает данный специалист и получает за это зарплату, а не только за обучение азам вождения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.03.2021)

Так как по новым правилам при сдаче экзамена на вождение в салоне авто находится инспектор ГИБДД, то согласно ПДД и норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" необходимо оформлять полис ОСАГО с неограниченным числом лиц. Закон требует именно такого!

Нужна страховка на водителя-владельца ТС.

Неограниченная страховка не требуется!

Так как в правилах дорожного движения по данному поводу делается исключение.

При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

То же самое прописано в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст. 1.

Надеюсь мой ответ вам полезен!

При сдачи гос. экзаменов в ГИБДД по новым правилам на месте инструктора находится инспектор. От автошкол требуют неограниченную страховку. Законо ли это?

Ответы на уточнение:

В этом случае на месте водителя в понимании пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) будет лицо, у которого в управлении дублирующие педали. А это инспектор. И если его в страховку Вы не вписали, то должна быть неограниченная страховка. Однако если по договору авто для сдачи экзамена Вы не обязаны представлять, то и неограниченную страховку делать также не обязаны. В этом случае требование неограниченной страховки незаконно.

А пока - так как по новым правилам при сдаче экзамена на вождение в салоне авто находится инспектор ГИБДД, то согласно ПДД и норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" необходимо оформлять полис ОСАГО с неограниченным числом лиц. Закон требует именно такого!

еще раз Сергей Митрофанов

Приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"1, пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"2, пунктом 5 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами"3, пунктом 1, подпунктом 4 пункта 2, подпунктом 11 пункта 11 и подпунктом 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 6994, Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373

2. Признать утратившими силу:

2.1. Пункт 1 приказа МВД России от 20 октября 2015 г. № 995 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"1 и приложение № 1 к приказу

Для учебного тс страховой полис должен быть не только на инструктора (это же учебный тс) , а для неограниченного числа лиц

Виновник ДТП, с точки зрения ПДД и ответственности предусмотренной КоАП РФ будет водитель

Материальную ответственность будет нести учебный центр или автошкола (в части не покрытой страховкой) перед пострадавшим и порядке регресса потом выставит требование курсанту, в той сумме которая оплачена пострадавшему

В соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители - участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090

Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

Страховка ОСАГО без ограничений – это договорные отношения, оформленные в письменном виде, между страховой компанией (в договоре – страховщик) и частным лицом (в договоре – страхователь), в которых не оговаривается количество человек, имеющих право управлять транспортным средством.

Являясь обладателем такого страхового полиса, автовладелец имеет право вписывать в документ неограниченное число граждан, которые могут садиться за руль его автомобиля.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.03.2021)

Статья 1. Основные понятия

водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

Так, как Законом Об ОСАГО установлено, что при обучении управлению ТС водителем считается обучающее лицо, ,то необходимо делать неограниченную страховку

В статье 4 Закона Об ОСАГО сказано: Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Законом не установлена обязанность делать неограниченную страховку для автошкол. Но учебные автомобили связаны с повышенной опасностью на дорогах, поэтому на случай возможного ДТП в ваших интересах сделать неограниченную страховку.

При сдаче экзаменов в ГИБДД на месте инструктора всегда находился инспектор.. и по новым правилам.. и по старым.

Я вам ответил выше-.В пункте 1.2 ПДД указано, что водитель — это человек, который управляет каким-либо транспортным средством. Здесь же указывается, что к водителю приравнивается лицо, которое обучает кого-либо вождению. Исходя из данного определения, следует, что во время обучения вождению в машине сидят сразу 2 водителя

На обоих должна быть страховка.

Можете конечно-оформлять индивидуально страховку на каждого, кто за руль машины садится.. в том числе и на инспектора-ежедневно ездить в страховую компанию.. вносить изменения в полис ОСАГО. всех курсантов поименно вписывать.

Поэтому-надо оформлять страховку на неограниченное число лиц

Главное чтобы водитель за рулем был застрахован.

Здравствуйте, Сергей!

Нужна страховка на водителя-владельца ТС.

Неограниченная страховка не требуется!

Требования не законны.

Так как в правилах дорожного движения по данному поводу делается исключение.

При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

То же самое прописано в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст. 1.

Надеюсь мой ответ вам полезен!

Похожие вопросы

Какой должен быть полис ОСАГО на учебный автомобиль?

Выплата по ОСАГО при учебной езде в городе. Есть ОСАГО на неограниченное число лиц допущенных к ТС, но галочка "учебная езда" в полисе не стоит. При дтп с учеником в городе не будет ли проблем с выплатами по осаго невиновному в дтп с учетом вышесказанного?

Кто должен отвечать в дтп? Если я нанял инструктора по вождению!

Какая должна быть страховка осаго для учебного автомобиля.

Я врезалась в учебную машину, за рулем находился курсант. Гаи мы не дождались, сделали европротокол, только водителем учебной машины пишет инструктор себя, а не курсанта. Машина у них личная не принадлежит автошколе. Вину я свою не отрицаю, но по закону то должны же указывать водителя того человека который находился за рулем, т.е.курсанта, а не инструктора?

Имею ли я право проводить занятия по обучению вождения на учебном автомобиле с неограниченной страховкой или обязательна страховка учебная?

Моё обучение в автошколе при учебном заведении началось ещё в начале учебного года (с 3 сент. 2020 г.). Хочу отметить, что я учился именно в платной группе (существуют ещё так называемые бесплатники, которые занимаются в автошколе в рамках учебной программы и получают права, вроде как, на бесплатной основе), был составлен договор. За обучение было заплачено 19.000 р, из которых 5.500 р, по условиям договора, были оплачены за теоретические занятия. Всего на группу было назначено 3 инструктора, 2 из которых так же являлись преподавателями учебного заведения и их машины были на его базе, а так же 3 инструктор, с которым мне пришлось заниматься. Данный инструктор никакого отношения к техникуму не имеет и лишь оказывает услуги по проведению практических занятий для учеников платных групп, машина в его собственности. Уже со второго месяца обучения начались занятия (конец октября 2020 г. ), они длились по 14 января 2021 г. Всего за это время данный инструктор провел со мной около 12 (+-1 ч) астрономических часов практической езды по городу и автодрому. Занятия проводились раз в неделю, и то не всегда, чаще по вечерам, 2 раза занятия были отменены по вине инструктора, когда я уже был в назначенном месте в нужное время. Примерно так же история наблюдалась у других учеников, которые занимались именно у этого инструктора - ни у кого в итоге больше 18 часов накатки не оказалось. Перед экзаменом нам выдали водительские карточки, где должны были отмечаться подписями каждый час, проведенный на вождении. Всего 56 часов, за каждое "проведенное" занятие стоит подпись инструктора, всем было велено проставить подписи рядом, что все занятия проведены, иначе к экзаменам бы не допустили. В силу своей неподкованности в этом вопросе все дружно поставили подписи и были допущены к экзаменам. На вопрос, что будет с часами, которые я и никто другой в полном объеме не накатали, инструктор с наездом объяснял. С его слов:

- должно быть накатано 22 часа (в договоре 56),

- одно занятие длилось 2 академических часа (по факту это был один час, нередко даже и меньше, а в договоре вообще речь идет только об астрономических часах).

- стоимость одного академического часа 500 рублей (в договоре указано 1 астрономический час = 250 рублей).

И поэтому все условия, по его мнению, он выполнил.

Что получилось в итоге? Я и другие ученики, кто занимался именно у этого инструктора, отъездили нужные часы лишь на 20-30%, вследствие чего сдали экзамены лишь единицы. Нужные навыки не были получены, а чтобы подготовится к пересдаче нужно платить по таксе самого инструктора 500 р/астрономический час сверху. Человек, отвечающий за распределение инструкторов и документальное оформление разводит руками, говоря о том, что я сам виноват, потому что расписался в карточке, где указаны все часы (по факту так и есть). На второй пересдаче инструктор вообще отказался принимать у меня экзамен в городе, поскольку я хотел с этим вопросом идти к директору, пришлось сдавать на совершенно незнакомой машине. Сейчас стоит вопрос с обращением к директору учебного заведения, он же директор автошколы, перед встречей с ним, хотелось бы узнать, насколько вообще этот вопрос решаем, какими законами и документами можно себя защитить, есть ли вообще шансы, что получится вернуть средства или хотя бы в полном объеме завершить учебную программу с другим инструктором.


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?

Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.

Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.

Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.

ОБОСНОВАНИЕ

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта": запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

С 1 января 2021 года применяются новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. За неисполнение данных требований организацию могут оштрафовать на 100 тыс. руб.

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов перевозок:

  • коммерческие перевозки – перевозки пассажиров (на основании договора перевозки или договора фрахтования) и/или грузов (на основании договора перевозки);
  • перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями– перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения вышеуказанных договоров. Требования распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие перевозки самостоятельно.

Для достижения необходимого уровня знаний и умений, установленных требованиями, работники должны проходить обучение в образовательных организациях.

Если сравнить положения новых требований с прежними, то, например: –водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее; –установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ (ранее требования этого не позволяли и в этой части противоречили п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);

– к знаниям водителя легкового автомобиля тоже появились новые требования. Водитель среди прочего должен знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе с использованием спецустройств для инвалидов, а также основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

Ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, установлена п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (для юридических лиц штраф составляет 100 тыс. руб.).

Верховный суд России разъяснил некоторые пункты Правил дорожного движения, которые ранее вызывали споры.

Вплоть до снятия с учета: ГИБДД жестко отреагировала на уловку водителей

Верховный суд России разъяснил некоторые пункты Правил дорожного движения, которые ранее вызывали споры, сообщает Департамент транспорта и связи Москвы. Решение Верховного суда не является каким-то законом, однако отныне все инспекторы ГИБДД и судьи в России будут при вынесении вердикта опираться именно на эти разъяснения.
Во-первых, суд разъяснил, кого необходимо считать водителем. Таковым будет любой гражданин за рулем вне зависимости от того, есть ли у него права или нет. Кстати, ученика за рулем закон тоже относит к водителям. А что касается владельцев мопедов с объемом двигателя до 50 куб. см и скоростью меньше 50 км/ч, то они вообще теперь считаются пешеходами.

Суд также решил, что человек, у которого отняли права на один вид транспорта, предположим, автомобиль, автоматически лишается и права водить трактор или мотоцикл. Но при этом молодых людей, которым нет восемнадцати лет, можно лишить права управления лишь тем транспортным средством, которое ему дали покататься или которое он взял сам. И еще один момент – отныне сроки лишения прав будут суммироваться (сначала заканчивается один срок лишения, а потом начинает идти другой). И в результате возможна ситуация, когда человека лишат прав в общей сложности на 50 или 100 лет.
Что касается проверки нетрезвого состояния водителя, то здесь суд принял решение, которое уже вызвало недовольство у автомобилистов. Если в городе проверять водителя на трезвость и выдавать соответствующий документ может только врач, то на селе вполне подойдет документ и от фельдшера, а в случае если рядом с инспектором нет медицинского учреждения или специалиста, который может заниматься освидетельствованием водителей, то оценить состояние человека может сам инспектор ГИБДД. Сделать он это может на основании показаний алкотестера и данных свидетелей. Причем этими самыми свидетелями могут быть сотрудники ГИБДД. Также Верховный суд решил, что отказ водителя от прохождения хотя бы одного метода освидетельствования можно приравнять к отказу от освидетельствования в принципе (а это карается лишением прав как за пьяную езду).
Кроме того, Верховный суд напоминает своим подразделениям на местах, что если на руках у водителя страховой полис со вчерашней датой окончания действия, сотруднику ГИБДД торопиться не надо. Судьям надо помнить, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия еще в течение 30 дней, если водитель не позднее чем за два месяца до окончания срока договора не заявил о его расторжении. При этом водитель без полиса будет отвечать по закону, даже если он водит по доверенности, по договору аренды или в любом другом качестве.
Также суд рассказал, что же считать выездом на полосу встречного движения. По мнению судей, любой выезд на дорогу с двухсторонним движением, где есть четыре и более полосы, является "встречкой". Причем, не имеет совершенно никакого значения, одна сплошная полоса была нарисована на дороге или две. То есть отныне разворот на дороге с пересечением белой полосы, проезд под знак "Движение запрещено", обгон в запрещенном месте, выезд со двора налево (где это не разрешено), будет квалифицироваться как выезд на полосу встречного движения. А это карается намного серьезнее, чем простое нарушение знаков разметки ("встречка" наказывается штрафом в размере 300-500 руб. или лишением прав на срок 2-4 месяца, а за нарушение знаков разметки раньше водитель заплатил бы лишь 100 руб.).

1. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), следует учитывать, что водителем признается не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права. К водителю приравнивается лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды.
Необходимо также иметь в виду, что водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (пункт 20.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - ПДД РФ).
Кроме того, в силу положений пунктов 1.2, 25.6 ПДД РФ водителем является погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также водитель гужевой повозки (саней).

Почему важно понимать, кто такой водитель транспортного средства с т.з. ПДД

Вопрос, в каком случае человек является водителем, а в каком – нет, не праздный. К примеру, если человек после употребления спиртного решает переместить мотоцикл, ведя его рядом с собой , не заводя двигатель, попадает в руки сотрудников ГИБДД – является ли он водителем? Если да, то его ждет лишение прав за пьяную езду. Если нет – претензий к нему по поводу управления в нетрезвом состоянии быть не должно.
В этом плане очень полезен данный пункт постановления Верховного суда РФ, разъясняющий, кого нужно считать водителем, а кого нет. В частности, если в кабине буксируемого транспортного средства на жесткой сцепке находится человек, его нельзя считать водителем.

С этим понятно, теперь поговорим о том, что такое транспортное средство с точки зрения ПДД.

Что понимается в ПДД под транспортными средствами. Являются ли транспортными средствами электросамокаты, скутеры, гироскутеры и т.п.?

2. Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:

  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
  • трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
  • транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
    При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).

Аналогично предыдущему пункту, предположим, выпивший человек управляет каким-нибудь электросамокатом. Если с точки зрения ПДД электросамокат является транспортным средством, такого водителя ждет наказание за езду в пьяном виде. Если же нет – пожалуйста, катайтесь на здоровье. Никто же не призывает лишить прав человека, который сел за руль велосипеда подшофе.
Как видно из приведенного текста постановления Верховного суда РФ, транспортным средством может являться или средство передвижения, подлежащее регистрации в ГИБДД, или транспортное средство, требующее для управления специальных прав. То есть разнообразные гироскутеры, моноколеса, электросамокаты и электровелосипеды не являются транспортным средством в смысле ПДД РФ.

Является ли управлением транспортным средством толкание автомобиля, ведение рядом с собой мотоцикла или мопеда?

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством.

Как видно из разъяснения Верховного суда РФ, управление транспортным средством – это воздействие на рычаги и педали управления для осуществления движения.

Если вы сели за руль автомобиля, и, не запуская двигатель, катитесь с горки, управляя движением рулевым колесом – это управление транспортным средством.
Если же вы разогнали автомобиль, он покатился с горки, а Вы запрыгнули в открытый багажник – это не управление транспортным средством.

Также явно указано, что ведение мотоцикла рядом с собой – не может считаться управлением транспортным средством.

Читайте также: