Закон о полиции для водителей с изменениями на 2019

Обновлено: 05.07.2024

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

9) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 05.12.2017 № 391-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции пресекает действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

(Часть в редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

51. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий. (Часть введена - Федеральный закон от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обеспечивает каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть зависим от решений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция в пределах своих полномочий принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанных мониторингов регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Глава 3. Обязанности и права полиции

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

Законы о дорожном движении часто изменяются, и относится это не только обязанностей водителей, но и инспекторов ГИБДД, а также ДПС. Недавно изменился Административный регламент, в котором многие пункты получили новую трактовку. Что в 2022 году разрешается сотрудникам ДПС, какие они имеют права по отношению к водителям, и что им нельзя делать? Разберемся в этих вопросах подробно.

Права ДПС в 2022 году – по каким законам установлены

Сегодня права инспекторов ДПС на дорогах прописаны в двух законодательных актах:

    (Федеральный закон №3-ФЗ от 7 февраля 2011 года). . Документ, который должны выполнять сотрудники ДПС в своей работе. Утвержден Приказом 664.

Первый закон содержит в себе основные принципы работы инспекторов ДПС и полиции. Второй документ определяет подробный порядок процессуальных действий.

Что разрешено сотруднику ДПС

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.

Остановка транспорта

Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.

В 2022 году остановить движущуюся по дороге машину сотрудник ДПС может по следующим причинам:

  1. Проверка документов. Для этого определены свои причины, которые рассмотрены ниже. Такие же условия действуют для грузов.
  2. Проведение специальных операций и мероприятий.
  3. При нарушении водителем Правил дорожного движения.
  4. Привлечение людей в качестве понятых.
  5. При обнаружении автомобиля, похожего на разыскиваемый или угнанный.
  6. При дальнейшей невозможности движения по дороге (проезд правительственного кортежа, дорожная авария и другие причины).
  7. Во время острой необходимости в использовании автомобиля сотруднику ГИБДД для пресечения совершения преступления.
  8. Нужна срочная помощь водителя.

Сотрудник имеет право останавливать автомобиль не только специальным жезлом, но и рукой. Инспектору нельзя останавливать автомобиль в местах, запрещенных для этого, согласно Правилам дорожного движения, кроме исключительных ситуаций.

Непосредственно после остановки сотрудник должен сразу представиться, обратиться к водителю, сообщить причину остановки. Важно, что предъявлять удостоверение инспектор не обязан, если этого не требует водитель.

Проверка документов

Причинами проверки являются:

  1. Нарушение ПДД.
  2. Специальные мероприятия.

В результате остановить машину инспектор может для проверки документов. Но для этого тоже нужны веские основания, без которых это делать нельзя.

Во время контроля документов водитель должен передать инспектору согласно Правилам дорожного движения пункта 2.1.1 следующие документы:

  1. Водительские права.
  2. Свидетельство о регистрации машины.
  3. Страховой полис.

Могут ли остановить автомобиль сотрудники ППС?

Да, могут, но только в случаях нарушения водителем Правил движения. При этом сотрудник должен вызвать инспекторов ГИБДД, которые проведут административное расследование.

Задержание и доставка водителя и пассажиров

Задержание отличается от доставки тем, что это обычная перевозка человека в полицию. Доставка подразумевает содержание лица в полиции некоторое время. Причиной может быть необходимость расследования нарушения для ареста или для рассмотрения в его присутствии.

Задержанный имеет право позвонить родственникам. Полицейские должны составить протокол задержания еще до этого, с указанием причин.

Досмотр автомобиля

Для этого нужно иметь основания. При осмотре сотрудник не должен прикасаться к машине, может потрогать вещи, но не раскрывать сумки. Во время досмотра водитель и пассажиры должны покинуть салон. При этом должны быть основания о нахождении в автомобиле запрещенных предметов, которые послужили нарушению. Должны быть привлечены два понятых. Для проведения личного досмотра людей и личных вещей также нужны основания и составление протокола.

Разговор с водителем

Сотрудник ДПС может снимать на фото и видеокамеру общение с водителем. Водитель также имеет право на подобные действия. Инспектор может записать данные лиц, проверить документы пассажиров.

Использование автомобиля

Сотрудник вправе взять вашу машину при возникновении неотложных дел. Но он должен сообщить цель и маршрут, кроме ситуаций, когда преследуется опасный преступник.

За рулем должен находиться водитель. В исключительных случаях инспектор садится за руль сам, но составляет об этом протокол с указанием причин.

В конце поездки водитель может взять у сотрудника справку о факте использования машины с его росписью. Если водитель отказывает в использовании своего автомобиля, то на него может быть наложен штраф в размере 1 тысячи рублей, либо до 15 суток ареста. Это указано в КоАП статье 19.3 части 1. При нанесении ущерба автомобилю, инспектор должен принять меры к его возмещению.

Проникновение в помещения

Проверка опьянения

Это прямая обязанность дорожно-патрульной службы. Согласно Административному регламенту, установлен следующий порядок:

  1. Инспектор останавливает машину, если подозревает нетрезвого водителя.
  2. Если есть основания, составляется протокол отстранения от управления авто, акт освидетельствования, приглашаются понятые. Водитель имеет право отказаться.
  3. Если прибор не выявил опьянение, либо вы отказались, но у инспектора есть сомнения, либо сомневается сам водитель, то выдается направление на медицинское освидетельствование.
  4. По его результатам принимается решение: лишение прав через суд, эвакуация автомобиля на штрафную стоянку, либо водителя отпускают.

На прибор для проверки опьянения должен быть сертификат, однако данный документ может храниться в другом месте.

Содержание алкоголя допускается не более 0,16 мг на литр воздуха, выдыхаемого водителем. Если проверялась кровь, то не более 0,3 г на литр крови. Результат должен быть отпечатан на бумаге.

Если сотрудник не желает или не может провести проверку опьянения на месте, то он не имеет право направлять водителя в поликлинику. Для этого нужен отказ водителя или несогласие с показаниями.

Что запрещается сотруднику ДПС

Учитывая наличие многих прав, имеется также и перечень запрещений для инспекторов ДПС. Например, среди самых популярных и известных запретов можно выделить следующие:

Прямого запрещения на перечисленные процедуры сотрудник ДПС не имеет. Но водитель не обязан выполнять эти требования по причине нарушения закона. Сотрудник может только попросить выполнить рассмотренные действия, но водитель может отказаться.

Разбираем новый закон о полиции: что теперь изменится для граждан

В связи с этим разберем, что сейчас разрешено сотрудникам полиции — а значит, гражданам запрещено препятствовать им в этом, и какие изменения ожидают самих российских граждан.

-был застигнут на месте совершения преступления,

-или на них указывают потерпевшие или очевидцы как на совершивших преступление.

Как и прежде, полиция может взломать квартиру или дом, если это необходимо для спасения жизни и имущества людей, для пресечения преступления или выяснения обстоятельств несчастного случая (ст. 15 Закона № 3-ФЗ).

Собственника жилья обязаны уведомить о проникновении в течение суток (порядок уведомления вскоре будет утвержден МВД).

2. Вскрытие транспортных средств разрешили

Раньше у полиции не было законных полномочий вскрывать транспортные средства. Поэтому условный правонарушитель мог запереться в своей машине, а сотрудникам полиции ничего не оставалось, как только ждать, пока он сам выйдет.

Теперь этот пробел устранили (ст. 15.1 Закона № 3-ФЗ). В числе оснований для вскрытия транспорта указаны те же случаи, что и для проникновения в жилье, а также дополнительно:

-если у полиции есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения,

-или в транспортном средстве находятся какие-то опасные или запрещенные предметы или вещи.

Предварительно сотрудник полиции должен представиться и разъяснить гражданину основание для вскрытия его автомобиля, а также его права и обязанности.

С целью спасения жизни, здоровья людей или пресечения преступления допускается вскрывать транспорт без предупреждения.

Если вскрытие автомобиля проводилось в отсутствие его собственника, тот должен быть уведомлен об этом в течение 24 часов.

При этом после вскрытия сотрудник полиции обязан обеспечить защиту транспортного средства от доступа в него посторонних лиц (а не бросить его открытым и уйти).

3. Полиции расширили права по проверке документов

Как и раньше, сотрудники полиции имеют право затребовать у гражданина паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, если он заподозрен в совершении правонарушения.

Теперь они еще могут проверить документы у человека, который ни в чем не подозревается, но обратился в полицию по какому-то вопросу (например, подать заявление о возбуждении уголовного дела).

Поскольку заведомо ложный донос о совершенном преступлении сам по себе является преступлением, то установить личность заявителя необходимо (ст. 306 УК РФ).

Раньше такой осмотр не разрешался, пока не будет возбуждено уголовное дело.

При этом допускается только внешний осмотр предметов, без прикасания к ним, и только с добровольного согласия гражданина.

А если сотрудник полиции берет сумку и вытряхивает ее содержимое, это уже досмотр, который может проводиться только под протокол и в присутствии понятых.

5. Квартиру или дом могут заблокировать

Раньше полиция могла перекрыть доступ к жилому помещению или строению только, если это был единственно возможный способ защитить жизнь и здоровье граждан.

Теперь применять такую меру могут в целях обеспечения карантинных мероприятий, пресечения массовых беспорядков, розыска граждан, поиска запрещенных предметов и веществ и т. д. (ст. 16 Закона № 3-ФЗ).

В границах блокировки полиция может проводить личные осмотры граждан, их вещей и транспортных средств. А в случае отказа от осмотра — не впускать их в оцепленное жилое помещение.

Не стоит забывать, что полиции разрешено только то, что прямо предусмотрено законом. Если сотрудник полиции превышает свои полномочия, нужно жаловаться в прокуратуру или в суд.

А что разрешается гражданам, а сотрудникам полиции запрещено препятствовать им в этом?

Исходя из судебной практики, можно выделить следующее:

-граждане могут снимать на видео действия сотрудников полиции, а также публиковать сделанные видеозаписи.

В одном из споров по этому поводу суд определил, что деятельность полиции представляет общественный интерес.

Поэтому, если съемка проведена в месте, открытом для посещения, получать согласие сотрудника полиции на нее не требуется (определение Седьмого КСОЮ по делу № 8 Г-17544/2021);

-гражданин может отказаться предоставить свой телефон сотруднику полиции для осмотра, т. к. это исключительно добровольная мера (например, определение Свердловского облсуда по делу № 33-13419/2018).

Принудительное изъятие личного телефона допускается только в рамках следственных действий (в частности, досмотра с обязательным составлением протокола).


1. Кто имеет право контролировать (и регулировать) уличное движение.
2. Кто считается участником дорожного движения.
3. Какое отношение сотрудников ГИБДД должно быть к участникам дорожного движения.
4. Перечень полномочий сотрудников ГИБДД (в том числе, регулировка, задержание, арест).
5. Как выглядит сотрудник ГИБДД на посту, и как он осуществляет контроль движения.
6. Какие специальные средства может использовать инспектор ГИБДД, осуществляя контроль движения.
7. Причины остановки по 185 приказу ГИБДД 2016-2017.
8. Ситуации, когда водителю ТС необходимо выходить из автомобиля, а когда нет.
9. Условия проведения досмотра (сверка номеров, проверка документов или обыск).
10. Порядок составления постановления-квитанции о штрафе инспектором ГИБДД.
11. Порядок проведения освидетельствования на алкогольное опьянение.

В приказе №185 содержится очень много полезной информации для водителей транспортных средств. Положения документа можно использовать как доказательство своей невиновности или неправомерности действий сотрудника ГИБДД.

Каким должно быть поведение представителя ГАИ?

Из текста приказа №185 следует, что контроль соблюдения ПДД осуществляется:

• федеральный органом управления ГИБДД;
• региональными отделениями ГИБДД (районными, городскими, областными и краевыми);
• представителями полиции на специальных объектах (в том числе, в зоне проведения операций).

Инспекторы ГАИ и лица, которые допущены к выполнению обязанностей, должны:

• быть одеты по форме;
• иметь нагрудный номерной значок;
• иметь служебное удостоверение.

В соответствии с приказом №185, пользоваться диктофонами и видеорегистраторами разрешается не только сотрудникам ГИБДД, но и водителям транспортных средств.

Инспектор ГИБДД обязан аккуратно обращаться с документами. В случае если в документе находятся деньги, сотрудник ГИБДД должен вернуть документы владельцу и попросить передать водительские права без денежных средств.

В документе для работников ГИБДД предусмотрены ситуации, при которых допускается применение силового воздействия. Так, инспектор может прибегнуть к пресечению на месте противоправных действий, если есть угроза для него лично или окружающих людей.

Контроль соблюдения ПДД осуществляется:

• на патрульной машине в движении;
• в стационарном положении;
• в пешем порядке;
• на стационарном посту.

Любые другие транспортные средства, кроме патрульных транспортных средств, сотрудникам ГИБДД использовать запрещено. Контроль соблюдения ПДД работниками ГИБДД допускается вести как в скрытой, так и в открытой форме.

Возможные причины остановки участников движения

Пункты 63-83 Приказа №185 посвящены причинам остановки ТС (пешеходов) с объяснением, каким образом должны себя вести сотрудники ГИБДД и участники ДД.

Возможны следующие причины остановки по 185 приказу ГИБДД 2016-2017:

1. ТС не соответствует правилам эксплуатации (поломки, перегруз, грязные номера и прочее).
2. Нарушение ПДД (водителем или пешеходом).
3. ТС находится в розыске (ориентировка).
4. Проведение спецопераций.
5. ТС необходимо использовать для того, чтобы пресечь действия, которые носят противоправный характер.
6. Помощь пострадавшим или опрос свидетелей ДТП.

Стоит обратить внимание на то, что останавливать транспортное средство с требованием предъявить документы допускается только на постах ДПС.

Когда инспектор ГИБДД останавливает транспортное средство, то выходить из автомобиля необходимо только в следующих ситуациях:

• для проверки VIN-кода (кузовных номеров);
• если есть запах алкоголя (признаки опьянения);
• для устранения неисправности;
• для оказания помощи пострадавшим.

Если, по мнению сотрудника ГИБДД, водитель представляет опасность для него или для окружающих, то он может заставить водителя выйти из автомобиля.

Кроме того, инспектор может предложить водителю перейти в патрульный автомобиль (если того требует ситуация).

Следующие пункты приказа посвящены тому, как должны себя вести сотрудники ГИБДД, если их требование об остановке не было выполнено водителем. Инспекторы ГИБДД в этом случае вправе:

• передать информацию другим постам (дежурному);
• начинать преследование (принимать меры к остановке водителя в принудительном порядке).

Следует отметить, что принудительная остановка водителя ТС может быть осуществлена:

• силами патруля;
• с помощью вызова подкрепления (возможно с авицией и спецтехникой).

Инспектор может также воспользоваться огнестрельным оружием.

Причины остановки пешеходов рассмотрены в пунктах 77-81 документа.

Постановление-квитанция (о выписке штрафа)

Обновленный 185 приказ ГИБДД 2016-2017, читать, скачать который можно на этой странице, дает возможность сотруднику ГИБДД выписать квитанцию о штрафе, если водитель согласен с таким решением и не отрицает свою вину.

Квитанция выписывается в двух экземплярах. В ней работник ГИБДД указывает свои данные, а также: дату, время нарушения, сумму и реквизиты для оплаты штрафа.

В случае нарушения ПДД несовершеннолетним лицом, достигшим 16-ти лет, штраф на месте не может быть выписан в связи с тем, что обо всех административных нарушениях должен быть поставлен в известность прокурор. Инспектор составляет протокол о нарушении, который передается в соответствующую инстанцию.

Читайте также: