Замена бендикса стартера на пятнашке

Обновлено: 30.06.2024

Замена бендикса

  1. Снимаем крышку воздухана, приблуду перед воздуханом (пластиковую) над радиатором.
  2. Снимаем акклематор.
  3. Далее откручиваем болт :

4. Полезаем вниз под машину.. там снимаем разъемчик с одним проводом , и "*****ляем" резиновую накрывашку гайки провода от акклематора.

5. Откручиваем гайку держащую этот силовой провод

6. Откручиваем второй болт крепящий стартер

7. В руках стартер. Откручиваем гайку держащую силовой провод от втягивающего к щеткам стартера

ВНИМАНИЕ . ВАЖНО . когда располовинили стартер не теряем шарик .

Далее откручиваем втягивающее рэле

Дальше достаем резиновую вставку

вынимаем сердечник втягивающего

вот бендикс на оси редуктора

Надо снять шайбу со стопором

вставляем маленькую плоскую отвертку

поддеваем и опускаем шайбу, освобождая стопор

шайба опускается и дает полный доступ к стопору..

Далее снимаем стопор и снимаем бендикс

Собираем все в обратной последовательности.

А вот новый бендикс (заменитель) и его упаковочная коробка

вот сравнительные фотки родного и заменителя

А точно шестерни одинаковые ,на фото кажется ,что новая побольше будет.Проверял ли старый бендикс на пробуксовку?

А как его проверишь ?? в тиски зажимал и плоскогубцами пытался провернуть - хрен в сумку !

Новая на машине работает пока. Помаслаю некоторое время , посмотрю что да как. У меня неисправность появлялась на холодную. А когда я собрал все в кучу - было тепло в гараже. На теплую работает .Так что жду день- два, проверяю, тестирую..

Старый дедовский способ проверки бендикса .Зажимаеш стартер за ухо в тиса ,подключаеш акаммулятор ,когда он начнет вращатся упираешся в бендикс деревяшкой, если обгонная муфта- название бендикса правильно работает будет дым ,гарь зубьями должно сьесть деревяшку ,если он от деревяшки заблокируется а стартер будет вращатся -то ему кирдык.Способ проверенный ,сам когда то начинал трудовую деятельность автоэлектриком стартеров перебрал гору.


Замена бендикса на стартере – несложная процедура. Однако и она требует наличия определенных знаний и умений. Процесс замены занимает около 1 часа и не отличается на ВАЗ- 2110, 2109, ВАЗ-2114 и других переднеприводных моделях тольяттинского автозавода.

как поменять бендикс на стартере

Что такое бендикс, и в каких случаях требуется его замена

Бендикс – муфта, использующаяся для зацепления пускового электромотора и маховика при запуске двигателя. Внешне элемент представляет собой косую шестерню и располагается на валу стартера. В момент его срабатывания она с помощью соленоида выдвигается вперед и соединяется с маховиком.

Когда подача электроэнергии прекращается, шестерня возвращается на место, рассоединяясь с маховиком. Амплитуда движения муфты составляет около 10 см. От чрезмерного смещения бендикс защищен стопорными кольцами.

как поменять бендикс на стартере

  • скрежет в районе маховика при попытке запустить мотор;
  • вращение стартера вхолостую, без передачи крутящего момента на маховик;
  • характерный стук в момент срабатывания втягивающего реле, после чего вращения вала не происходит.

Неисправную шестерню обычно не ремонтируют, а меняют. Ремонт элемента возможен, однако подобные действия не обоснованы с точки зрения финансовых и временных затрат. Поэтому при поломке муфта подлежит замене. Если вы все же хотите отремонтировать ее, подробное видео будет в конце статьи.

На заметку: если деталь выдвигается, однако не входит в зацепление с маховиком, действуют следующим образом: автомобиль ставят на 2 передачу и вручную сдвигают его на пару сантиметров. Положение маховика и косой шестерни меняется, после чего запуск двигателя становится возможным. Перед попыткой запуска машину снимают с передачи.

Как заменить бендикс на стартере 2114 (с редуктором)

Замена бендикса стартера

Приветствую Вас на моем канале AWTOMASTER. На нем Вы можете увидеть много полезного видео как по ремонту …

Подобный метод не является способом ремонта, однако позволяет завести мотор и добраться до дома или автомастерской.

Замена бендикса

Замена бендикса ВАЗ-2110 и других переднеприводных моделей начинается с демонтажа стартера.

Для этого следует:

как поменять бендикс на стартере

Стоит заметить, что болты крепления электромотора нередко закисают настолько, что открутить их становится сложно. В таком случае не следует пытаться выкрутить болт силой. Это может привести к его поломке. Необходимо обстучать головки молотком, залить их жидкостью WD-40 и подождать 15-12 минут.

После этого можно повторить попытку. Еще одним способом открутить закисший болт является его нагревание с помощью газовой горелки.

На снятом электромоторе с вала демонтируется стопорное кольцо. Для этого необходимо сбить его с посадочного места специальной оправкой (при ее отсутствии подойдет высокая головка на 15) и снять с помощью плоскогубцев. После этого деталь легко снимается вручную.

Новую запчасть надевают на вал, после чего электромотор собирают в обратной последовательности. Надевают стопорные кольца, устанавливают на автомобиль, фиксируют болтами сам стартер и клемму питания, возвращают снятую клемму на аккумуляторную батарею.

На заметку: новый элемент перед установкой обязательно проверяется на исправность, так как качество запасных частей на автомобили ВАЗ оставляет желать лучшего. Чтобы проверить работоспособность нового элемента, его следует надеть на вал и попытаться провернуть в обоих направлениях. Исправная муфта вращается только против часовой стрелки.

Оценка результатов работы

После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.

В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.




Дальше на видео показано, как ведёт себя стартер с неисправным бендиксом.

Подготовка к замене бендикса: снятие стартера на ВАЗ-2114


В завершении отворачиваются винты на поперечине (фото 3), чтобы снять брызговик двигателя.

На ВАЗ-2114 заменить бендикс можно одним способом – снимают стартер.


Расположение стартера под капотом отмечено красной стрелочкой

    Отворачивают гайку крепежа силового провода к стартеру (фото 1). Снимают клемму, а также отсоединяют колодку с управляющим проводом (фото 2);


Два отдельных провода


Снимите фишку как на картинке


Монтаж проводится в обратном порядке.

Разборка и ремонт своими руками

Когда снимете стартер, необходимо его разобрать, иначе не провести его ремонт. Для этого нужно следовать такому алгоритму:

Обратите внимание на то, что длина новых щеток около 10 мм.

щеточный узел стартера ваз 2114 2112

Если в вашем стартере их длина менее 3,5 мм, то обязательно нужно менять. Производите следующие манипуляции:

  • Извлекаете из щеткодержателя втулку, на ее место запрессовываете новую.
  • Очищаете ламели ротора. Для этого можно воспользоваться тонким ножом или отверткой.
  • Заменяете бендикс и вилку при необходимости.
  • Производите осмотр втягивающего реле, при необходимости его заменяете новым.
  • Омметром прозваниваете все обмотки на роторе, статоре, втягивающем. Если имеется короткое замыкание, то заменяете негодную деталь.
  • Извлекаете из щеткодержателя щетки. После установки новых проверяете, насколько легко они двигаются. Не должно быть заеданий, так как в этом случае возможно пропадание контакта.

Впрочем, это и все, что можно рассказать о ремонте. Если вы планируете капитальный ремонт стартера ВАЗ 2114, то следуйте по вышеизложенным инструкциям. Сложного нет ничего, все выполнимо, но следует быть аккуратным.

разборка стартера ваз 2114 своими руками

Но нужно посчитать, стоит ли овчинка выделки. Если цена нового стартера составляет примерно 3000 рублей, а вам нужно, например, менять статор, либо ротор (дорогостоящие элементы), а вместе с ними еще кучу деталей, то не проще ли будет заменить его целиком? Сэкономите свое время. Но если у вас его много, то можно без проблем заняться ремонтом своими руками, копеечка останется при вас.

Ремонт стартеров 29.3708 и 423.3708

Отвёрткой откручивают винты, фиксирующие втягивающее реле. Затем реле удаляют – его якорь разъединяют с вилкой.


Долой реле… и оба кольца

Взяв трубку подходящего диаметра, с вала сбивают верхнее стопорное кольцо. Затем снимают нижнее стопорное кольцо, используя специальные щипцы. Верхнее кольцо надо удалить тоже.

Корпус разбирают: откручивается защитная накладка, снимается стопор и все шайбы, затем откручивают две гайки и снимают задний кожух.


Разъединяем ротор и статор


Удаляем стопор и ротор

Теперь надо вынуть из крышки пластиковый упор вилки. Затем ротор вытягивают назад.

Бендикс в сборе с вилкой легко вынимается из крышки. Монтаж узла проводят в обратном порядке.

Как разобрать сам бендикс

Снимают стопорное кольцо – тут снова нужны щипцы. Затем легко снимается тарельчатая и упорная шайба. Результат показан на фото.


Детали бендикса по отдельности

В завершении муфту с вилкой просто стягивают с подшипника. Проблем возникнуть не должно.

Устанавливая на место новый подшипник или новую вилку, не нужно скупиться на смазку. Здесь подходит ЛИТОЛ-24.

Уточнение для стартера 29.3708

Выше было рассмотрено, как разбирается стартер 423.3708. Для 29-й модели всё выглядит сложнее:

  • Реле крепится на трёх винтах, а не на двух;
  • Вилка закреплена на оси, и эту ось удаляют перед тем, как выбивать кольцо над бендиксом;
  • Чтобы снять бендикс, надо разъединить подшипник и вилку. Для этого проушину вилки подгибают отвёрткой.

Пункты 2-3 иллюстрирует одно фото.


Ремонт обгонной муфты

Процедура начинается с разборки корпуса, чтобы добраться до пружин и роликов. Их нужно вытащить, очистить, промыть в бензине и протереть насухо. Обычно эти детали не изнашиваются и замены не требуют, но все же на ролики посмотрите внимательнее: если они утратили цилиндрическую форму, то придется подыскать нормальные (менять нужно полным комплектом). Однако чаще всего проблема кроется в смолистых отложениях на внутренней части обоймы, которые нужно удалить. Также не забудьте осмотреть корпус муфты на предмет наличия трещин. Если таковые имеются, деталь замените. Еще нужно осмотреть зубчики шестеренки: если они сносились, то придется искать новую или менять весь привод. Теперь соберите бендикс и проверьте, зажав в тисках: исправное устройство будет проворачиваться в одну сторону. Перед установкой восстановленный механизм смажьте моторным маслом.

Статья в тему: Немного о расходе масла

Быстрый ремонт бендикса стартера 5712.3708


Цель – демонтаж привода с редуктором

Снимаем пластиковый упор. Затем удаляем привод в сборе – он здесь состоит из бендикса и редуктора.


Удаляем шестерни из редуктора…

Три оси редуктора должны располагаться на ровной поверхности. Затем, взяв молоток и оправку, осторожно сбивают верхнее стопорное кольцо.


И верхнее, и нижнее кольцо надо будет снять с вала. Здесь всё мало отличается от стартеров первых моделей.

В завершении надо снять вилку. Боковую лапку крепления отгибают отвёрткой. Эту операцию выполнить сложно – есть риск сломать пластик.


Снимаем пластиковую вилку

Осталась одна операция: бендикс без вилки стягивают с вала вверх. Желаем успеха.

КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИП РАБОТЫ

Стартер на ВАЗ 2114 (5712.3708) имеет цикл работы, который условно можно разделить на четыре основных этапа:

  1. После поворота ключа зажигания аккумулятор четырнадцатой по цепи контактов начинает подавать питание на стартер и тяговое реле;
  2. Привод шестерни бендикса (обгонной муфты) соединяется с маховиком;
  3. В момент соединения привода шестерни питание начинает подаваться на электродвигатель агрегата;
  4. Электродвигатель начинает раскручивать привод, обороты которого передаются на коленной вал автомобиля, в результате чего происходит запуск движка. Когда обороты мотора начинают превышать обороты стартера происходит разъединение привода и коленного вала.

Теперь рассмотрим особенности конструкции стартера четырнадцатой. На приведенной ниже схеме вы можете рассмотреть основные элементы устройства.

  • Корпус – изготавливается в виде литого стального цилиндра на торцах закрывающегося крышками, внутри которого расположены сердечники и возбуждающая обмотка (статор);
  • Втягивающее реле – состоит из подвижной перемычки и силовых контактов. Предназначение втягивающего реле – замыкание контактов в момент включения зажигания, в результате чего на электродвигатель начинает подаваться питание. По завершению цикла работы втягивающее реле разъединяет питание и устройство отключается;
  • Бендикс стартера ВАЗ 2114 (он же обгонная муфта) – в начале работы устройства бендикс соединяется с коленным валом и через шестерню зацепления передает на него обороты электропривода, в конце цикла – отсоединяется. От нормального функционирования бендикса зависит исправность всего устройства, поскольку если не произойдет разъединения в момент, когда обороты двигателя превысят обороты электропривода, агрегат будет поврежден;
  • Якорь – представляет собою литую ось из легированной стали, на которую запрессованы коллекторные пластины и сердечник;
  • Щетки и щеткодержатели – элементы конструкции, которые необходимы для подачи питания на якорь. Исправно функционирующие щетки выполняют повышение мощности электропривода устройства;
  • Втулка стартера – всего их три: задняя и передняя – запрессованы в корпус, третья – расположена в месте соединения якоря и бендикса. Втулки отвечают за фиксацию вала привода.

Стоимость нового устройства варьируется в пределах 3.5-5 тысяч рублей, в зависимости от производителя. Владельцы четырнадцатых положительно отзываются об устройствах производства компаний Eldix, КАТЭК и ПРАМО. Если брать отдельно бендикс, он обойдется вам в 300-500 рублей.

Бендикс стартера (или обгонная муфта) — деталь автомобильного двигателя, которая передает вращение от стартера коленвалу. Бендикс устроен достаточно надежно. Если он и выходит из строя, то в основном из-за естественного износа металлических частей. Чтобы понять возможные причины поломки, разберем подробно, как он устроен и работает, а также, как поменять бендикс.


Как устроен бендикс

  • внутренней обоймы с шестерней;
  • корпуса с внешней обоймой;
  • роликов с пружинами;
  • уплотнительной шайбы;
  • стопорного кольца.

Шестерня может иметь 9 зубьев, 10 или 11 зубьев. Встречается более сложный редукторный бендикс.


Внешняя (ведущая) обойма бендикса плотно закреплена на якоре и передает вращение от него на внутреннюю (ведомую) обойму. Сцепление происходит за счет подпружиненных роликов. Шестерня на ведомой обойме цепляет маховик коленвала и раскручивает его, происходит воспламенение горючего в камерах сгорания, и автомобиль заводится. Для этого маховик и коленчатый вал должны вращаться с частотой не меньше 100 об. в мин. Поскольку шестеренка бендикса в 10 раз меньше маховика, ей нужно крутиться в 10 раз быстрее, то есть со скоростью 1000 об. в мин. Когда двигатель завелся, он начинает работать с частотой 1000 об. в мин. Получается, что теперь уже маховик должен крутить якорь стартера, причем тоже в 10 раз быстрее (10 000 об. в мин). Но этому препятствует бендикс. Когда скорость вращения коленвала, превысит число оборотов электромотора, пружины перестают давить на ролики, сцепление между внутренней и внешней обоймами пропадает, они начинают вращаться с разной скоростью это и спасает стартер от заклинивания.









Устройство стартера ВАЗ 2114

Автомобильный стартер предназначен для запуска двигателя внутреннего сгорания путем, с его помощью приводится в движение коленчатый вал двигателя. Движение от стартера на коленчатый вал передается через маховик.

Стартер ВАЗ 2114 состоит из следующих основных деталей:

  1. Статор, который выполнен в виде обмоток, находящихся в корпусе;
  2. Ротор (или якорь), подвижная часть;
  3. Бендикс, передает движение от ротора на маховик двигателя;
  4. Втягивающее реле – устройство, приводящее в действие ротор посредством поворота ключа зажигания.

Как узнать, исправен ли бендикс стартера

Проверить это можно двумя способами: предварительно сняв его с автомобиля или на слух. Второй способ проще. Если при запуске двигателя стартер вращается, но мотор не заводится, при этом отчетливо слышен металлический лязг, то бендикс стартера неисправен.


Если все же пришлось снимать стартер, то нужно внимательно осмотреть обгонную муфту. Признаки поломки, на которые стоит обратить внимание:

  • вращается ли она, как предусмотрено, только в одну сторону;
  • не стерлись ли зубья у шестеренки;
  • плотно ли бендикс сидит на шлицах якоря;
  • нет ли выработки у ведущей обоймы и роликов;
  • не потеряли ли упругость пружины.

Можно поменять отдельные детали муфты, но обычно узлы бендикса изнашиваются одновременно. Мастера в автосервисе советуют не экономить и купить новое устройство.












Цена вопроса

Таким образом, зачастую для бендикса ремонт нецелесообразен. Проще купить новый и попросту заменить его. Тем более, что при ремонте отдельных его частей велика вероятность быстрого выхода из строя других.

Как снять бендикс со стартера

Откручиваем стартер, если нет редуктора, то аккуратно сбиваем шайбу с якоря и убираем стопорное кольцо. Снимаем бендикс с оси. Меняем его на новый, который устанавливаем в обратной последовательности. Больше всего сложностей доставляет установка шайбы и стопорного кольца. Для этого мастера применяют струбцины, специальные ключи, раздвижные пассатижи. Замена бендикса на стартере требует определенной практики.


Иногда неисправность возникает из-за попавшей в механизм грязи и разбирать стартер не придется, можно попробовать его реанимировать. Для этого якорь с обгонной муфтой окунают на 5–7 часов в емкость с бензином и периодически прокручивают шестеренку. После стартер нужно хорошо просушить и попробовать в деле. Если он не заработал, то разборки агрегата все-таки не избежать.










Принцип работы и особенности деталей механизма бендикса

Шестерня привода с обгонной муфтой служит для того, чтобы работа двигателя стартера не совпадала с частотой оборота ДВС. Обе детали поворачиваются синхронно, сообща с валом якоря лишь в одну сторону. В другую они вращаются свободно. Причем данное показание не зависит от состояния якоря, который располагается в такой детали, как стартер. Бендикс на отечественных автомобилях волжского производства представляет собой роликовый инструмент, который работает по принципу клина.


Когда данное устройство приводится в действие, обороты якоря передаются наружной обойме муфты. Внешняя обойма при этом начинает вращаться по отношению к внутренней. Зачастую последняя деталь остается неподвижной во время работы бендикса, потому что шестерня находится в соединении с маховиком неработающего двигателя. Под воздействием силы трения ролики перемещаются к узкой части клинового пространства, тем самым разделяя обе обоймы между собой. Таким образом, бендикс стартера приводит в действие якорь, при этом параллельно приводя в действие маховик.

Также следует отметить, что данная деталь имеет в своей конструкции специальную пружину втягивающего реле и наклонные шлицы. Они служат для того чтобы бендикс стартера выходил из соединения с венком маховика. Данные детали устанавливаются на валу якоря. По ним ходит ступица навстречу вращению двигателя.

Что советуют автослесари

Прежде чем снимать стартер и менять бендикс, убедится в том, что заряжен аккумулятор. Бывают курьезные случаи, когда проблема была не в обгонной муфте, а всего лишь в разряженной батарее.

Не экономить на мелочах – обязательно ставить только новые шайбу и стопорное кольцо.

Отправляясь в магазин, не поленитесь взять с собой старый бендикс. Иногда на первый взгляд абсолютно одинаковые муфты отличаются незначительными деталями.

Перед тем как установить бендикс, хорошо промыть и смазать все вращающиеся детали и шлицы якоря.

Разбирая стартер, записать последовательность действий. Так будет легче собрать агрегат.

Где находится?

По сути, стартер это обычный электрический двигатель, причем достаточно мощный. У него только одна задача, раскрутить двигатель при старте. Постоянно он не может находиться в зацеплении с мотором, после его пуска он должен отключаться. Бендикс находится на валу стартера, он если хотите, блуждает вперед и назад, в нужный момент его двигает в зацепление втягивающее реле, бендикс зацепляется с маховиком стопорится — начинает работать как обычная шестерня. То есть передает крутящийся момент от электрического двигателя мотору.

бендикс на валу

В двигателе происходит сжатие топливной смеси, благодаря стартеру, ведь именно он на начальном этапе толкает поршни, в верхней точке происходит воспламенение, и двигатель запускается! В этот момент, бендикс выходит из стопора, и его затягивает обратно втягивающее реле.

Подводим итог

Бендикс важная деталь стартера. Он передает вращение от него маховику двигателя. Если опорная муфта вышла из строя, то машина не заведется. Определить поломку можно на слух. Если стартер крутит, но шестерня начинает проскакивать и не вращает двигатель, то вышла из строя именно обгонная муфта. Снять и отремонтировать ее можно своими руками. Но если появилась выработка на поверхности роликов, внешней обойме или шестеренке, то лучше поставить новый бендикс.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Возможные причины поломки

Как упоминалось выше, вращение шестерни возможно только в направление вращения якоря стартера. Если возможно вращение в обратном направлении — это явная неисправность, то есть, бендикс подлежит ремонту или замене. Причин этому может быть несколько:

  • Уменьшение диаметра рабочих роликов в обойме вследствие естественного износа. Выходом из положения служит подбор и покупка шариков аналогичного диаметра. Некоторые автолюбители вместо шариков используют другие металлические предметы, например, кусочки сверла. Однако все же не советуем заниматься самодеятельностью, а купить шарики необходимого диаметра.
  • Наличие на одной из сторон ролика плоских поверхностей, образовавшихся вследствие естественного износа. Рекомендации по ремонту аналогичны предыдущему пункту.
  • Стачивание рабочих поверхностей ведущей или ведомой обоймы в тех местах, где они соприкасаются с роликами. В этом случае ремонт вряд ли возможен, поскольку такую выработку удалить невозможно. То есть, необходимо производить замену бендикса.

Обратите внимание! Зачастую лучше произвести полную замену бендикса, чем ремонтировать его. Это обусловлено тем, что его отдельные части изнашиваются приблизительно одинаково. Поэтому, если вышла из строя одна часть — скоро выйдут из строя и другие. Соответственно, опять придется ремонтировать агрегат.

Еще одна причина поломки — износ зубьев шестерни. Поскольку это происходит по естественным причинам, то ремонт в данном случае невозможен. Необходимо произвести либо замену упомянутой шестерни, либо бендикса целиком.

Поскольку стартер не только испытывает сильные нагрузки, но и контактирует с внешней средой он поддается таким раздражителям как: влага, пыль, грязь и масло, то пробуксовка на свободном ходу может случатся и по причине отложений в его пазах и роликах. Признаком такой неисправности является шум якоря во время запуска стартера и неподвижностью коленвала.

Замена бендикса своими руками


К слову, стоимость бендикса не так велика. Алгоритм действий при замене бендикса на стартере следующий:

  • раскрутить крепеж на корпусе стартера и разъединить его корпус;
  • открутить реле, извлечь шайбу, резиновую вставку, сердечник реле;
  • демонтировать непосредственно бендикс, для чего потребуется освободить стопор, конструкция которого может отличаться на разных стартерах;
  • после этого старый бендикс снимается, и на место устанавливается новый;
  • собирается конструкция в обратной последовательности.

Более подробно об этой процедуре рассказано на видео:

Признаки неисправности

Стартер является сложным механизмом, соответственно, там есть чему ломаться

Важно оперативно выявить виновника поломки. Дальше вы узнаете, как проверить бендикс стартера на предмет неисправности

Это можно сделать двумя способами:

  1. На слух гораздо проще и быстрее проверить работоспособность обгонной муфты. В момент запуска авто слышны прокручивания электродвигателя стартера и вместе с ними издаётся металлический лязгающий звук. Это верный признак того, что с бендиксом что-то не так.
  2. Для визуального способа придётся выполнить демонтаж детали, что не особо привлекает водителей. К этому способу всё равно придётся прибегнуть, если первый метод даст положительный результат. Для определения неисправности потребуется выполнить следующие действия:
  • демонтируем механизм, здесь проблем не должно возникнуть, поскольку снимается он легко;
  • проверяем способность к прокручиванию, в нормальном состоянии бендикс должен крутиться только в одну сторону;
  • осматриваем зубья, они могут быть стёртыми;
  • пружину проверяем на жёсткость, она может ослабевать со временем;
  • вилку изучаем на целостность и степень изношенности;
  • на валу якоря не должно быть люфта.


Основные неисправности

Обнаружить неисправность бендикса несложно – о ней, как правило, сигнализирует одно из двух противоположных явлений. Первое, при включении стартера якорь вращается, а маховику крутящий момент не передается. При этом рычаг привода муфты свободного хода исправен. Во втором, после пуска двигателя и выключения стартера его якорь продолжает вращаться, что можно определить по характерному шуму, сильному и быстрому износу опорных подшипников.

Обратите внимание и на состояние зубьев шестерни – их сильный износ может быть причиной недостаточной эффективности пуска двигателя, износа зубчатого венца маховика и других неисправностей

Если в ходе проверки обнаружены поломки бендикса, его заменяют. Иногда народные умельцы занимаются восстановлением некоторых элементов муфты свободного хода, заменой шестерен и другими ремонтными операциями, однако это редко бывает оправдано как с точки зрения надежности детали, так и по экономическим соображениям.

Ремонт обгонной муфты

Процедура начинается с разборки корпуса, чтобы добраться до пружин и роликов. Их нужно вытащить, очистить, промыть в бензине и протереть насухо. Обычно эти детали не изнашиваются и замены не требуют, но все же на ролики посмотрите внимательнее: если они утратили цилиндрическую форму, то придется подыскать нормальные (менять нужно полным комплектом).

Однако чаще всего проблема кроется в смолистых отложениях на внутренней части обоймы, которые нужно удалить. Также не забудьте осмотреть корпус муфты на предмет наличия трещин. Если таковые имеются, деталь замените. Еще нужно осмотреть зубчики шестеренки: если они сносились, то придется искать новую или менять весь привод. Теперь соберите бендикс и проверьте, зажав в тисках: исправное устройство будет проворачиваться в одну сторону. Перед установкой восстановленный механизм смажьте моторным маслом.

Как заменить муфту свободного хода?

Замена бендикса начинается с отключения провода от минусовой клеммы АКБ. Дальнейшие операции рассмотрим на примере стартера автомобиля ВАЗ 2109. Общая методика для других автомобилей будет такой же, но могут отличаться типы и размеры инструмента, количество и места креплений. Снятие муфты свободного хода включает следующие этапы:

  1. При помощи отвертки отвинчивают два болта крепления крышки к корпусу стартера.
  2. Отсоединяют втягивающее реле, отвинтив болты его крепления и гайку фиксации провода.
  3. Снимают стопорное кольцо с ротора.
  4. Ключом на 10 отвинчивают шпильки.
  5. Отверткой отвинчивают болты крепления щеток к контактам.
  6. Вручную с некоторым усилием рассоединяют стартер на три части.
  7. С вала ротора молотком сбивают шайбу, после чего раздвигают и снимают стопорное кольцо бендикса.
  8. Снимают бендикс, очищают посадочную поверхность.

Работы по установке новой муфты свободного хода проводят в обратном порядке, предварительно смазав консистентной смазкой вал ротора. Когда стартер будет собран, работоспособность узла можно продиагностировать вручную, как было описано в предыдущем разделе, а также до установки на двигатель с помощью АКБ, чтобы окончательно убедиться в правильности сборки. После этого останется только установить стартер на ДВС.

Бендикс – надежная защита стартера от разрушения вследствие сильных обратных нагрузок

Читайте также: