Замена крестовины карданного вала маз

Обновлено: 19.05.2024

Современной крестовиной карданного вала называется деталь, предназначенная для гашения сопротивления кардана и передачи к колесам крутящего момента.

Минский автомобильный завод известен высоким качеством и надежностью автотранспорта. Уже более 75 лет компания выпускает современные грузовики, автобусы, троллейбусы и седельные тягачи по выгодным ценам. Основные покупатели белорусской автотехники находятся в России и странах СНГ.

Тем не менее, для эффективной работы автотехники необходимо своевременно проводить технический осмотр, а также ремонт. в данной статье мы расскажем, как выбрать крестовину кардана МАЗ.

Особенности ремонта крестовины

Современной крестовиной карданного вала называется деталь, предназначенная для гашения сопротивления кардана и передачи к колесам крутящего момента.

как правило, крестовина очень прочная и долговечная. Самый главный секрет большого срока службы – крепкий металл и современные технологии в производстве.


Однако из-за высоких нагрузок иногда крестовины выходят из строя.

Несложные меры помогут предотвратить проблемы при монтаже крестовины. Поэтому рекомендуем делать ремонт элемента или на СТО, или при наличии опыта в замене крестовин.

Разберем причину износа комплектующих данного типа. Как правило, причина в быстром износе обычно заключается в разгерметизации системы, а точнее подшипника во время движения автотехники. Оптимальным решением данной проблемы будет выбор крестовины для грузового автомобиля. Обращайте внимание на оснащение системой уплотнения комбинированного типа. Также уточняйте и страну производства детали – лучше выбирать Беларусь. Как правило, детали оригинального типа служат долго и редко выходят из строя.

Также не забывайте, что ремонт Минский автомобильный завод рекомендует выполнять только с применением оригинальных комплектующих.


Крестовины – как выбрать качественные детали?

Если хотите продлить срок службы грузового автотранспорта, советуем выбирать только оригинальные запчасти. Как правило, крестовины белорусского производства выдерживают больше нагрузок благодаря сверхпрочному металлу и соблюдением всех стандартов качества при производстве запчастей.

Также при выборе крестовины следует учитывать модель грузовой автотехники. Однако если не знаете, какую деталь нужно купить, советуем пообщаться с консультантами магазинов МАЗ. Как правило, специалисты помогут не только разобраться с необходимой модификацией запчасти, но и организуют быструю доставку в любой город России.

Карданный вал снимают с автомобиля для ремонта или при замене его на новый. Техническое состояние карданного вала, определяющее необходимость его ремонта, определяется появлением вибрации в трансмиссии автомобиля при движении.

При появлении вибрации необходимо осмотреть карданный вал и установить причину. При необходимости замены крестовины (в случае появления зазоров в шарнире) карданный вал следует снять с автомобиля. Если после замены крестовин вибрации в трансмиссии не устранились, карданный вал подлежит замене.

При снятии и установке карданного вала на автомобиль нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для провертывания карданного вала. Это влечет за собой повреждение уплотнения, что может привести к преждевременному отказу в работе карданных шарниров.

При снятии карданного вала для замены крестовин убедитесь в наличии меток на скользящей вилке и трубе возле шлицевого вала, определяющих положение шлицевой вилки относительно шлицевого вала в сбалансированном состоянии. Если метки не видны, их следует нанести острым предметом.

При снятии карданного вала с автомобиля необходимо вначале отвернуть болты крепления фланца скользящей вилки и отсоединить его от фланца коробки передач, после чего отсоединить фланец второго конца карданного вала.

При разборке необходимо помечать все детали карданного вала (вилки, подшипники, крышки и т.п.), чтобы при сборке легко было устанавливать их на те же места.

При сборке карданного вала или при замене его на автомобиле новым необходимо шлицевое соединение карданного вала собрать таким образом, чтобы оси отверстий вилок, находящихся на карданном валу, были обязательно в одной плоскости. Для выполнения этого требования необходимо стрелки, выбитые на трубе вала 3 и на скользящей вилке 7 совместить (рис.38).


Перед установкой карданного вала на автомобиль проверяют крепление фланцев коробки передач и ведущего моста и при наличии ощутимого зазора подтягивают гайку крепления фланцев. Установку карданного вала производят в последовательности, обратной снятию его с автомобиля.

После установки карданного вала на автомобиль гайку сальника затягивают и через масленку смазывают шлицевое соединение до появления смазки через отверстие в заглушке скользящей вилки.

Крестовина карданного вала МАЗ

Что из себя представляет Крестовина карданного вала МАЗ:

1) Крестовина с четырьмя шипами
2) Иглоподшипник
3) Уплотнения
4) Пыльник
5) Стопорное кольцо

Подшипник крестовина надежно зашщищен от грязи и влаги манжетным уплотнением, а пыльник отвечает за удержание смазки.

Как фиксируются стаканы подшипников:

1) Фиксация происходит прижимными крышками;
2) Планками;
3) Внутренними и внешними стопорными кольцами;
4) Зачеканиванием.

Твердость и шероховатость — это главные технологические характеристики крестовины МАЗ. Именно по этим параметрам определяется износостойкость элемента. Так же они влияют на надежность детали и срок её эксплуатации.

Что нужно учесть при покупке:

Внимательно рассмотрите качество уплотнений. Самое надежное из них — эластомерное кольцо, применяющееся диаметром не более 30 мм. Устанавливается на обойму или шип. Данный уплотнитель гарантирует полную герметизацию крестовины.
Дабы определить надежность уплотнителей крестовины МАЗ, проверьте качество обработки поверхности. Неправильное расположение и грубая обработка моментально приведут к неисправностям.

Как продлить жизнь или произвести ремонт крестовины:

Смазывайте крестовину карданного вала с помощью масленки. Располагается деталь сбоку между шипами или в середине. Если Вы немного перестарались со смазкой, то удалите излишки через предохранительный клапан.

Когда износ шипов крестовины достиг предельного значения (расстояние между торцами элементов меньше 126,91мм или больше 127,05мм), то запчасть уже не восстановить — ай да за новой.

Ремонт же осуществляется след. образом:

  1. Изношенные шипы наплавляют
  2. Результат шлифуют
  3. Сальники крестовины, имеющие повреждения, подвергаются замене.

Чтобы не влететь на дорогостоящий ремонт или замену карданного вала, регулярно осматривайте и проверяйте его. Уделять внимание нужно креплению крышек иглоподшипников. Если они затянуты слабо, тогда ждите увеличения люфта между донышком подшипника и крестовиной карданного вала.
Следите за предохранительным клапаном. Из-за грязи и подтеков смазки крестовина МАЗ разрушается.


Износу подвергаются и шейки иглоподшипников. Максимальное значение износа = 33,58мм. Так же следите за появлением вмятин и других повреждений детали — их там быть не должно!

Когда крестовина, наконец, отремонтирована — она свободно и без заеданий проворачивается в иглоподшипниках.

А приобрести крестовину для автомобилей МАЗ, ознакомиться с ценами или получить консультацию Вы можете на нашем сайте, воспользовавшись поиском, чатом с консультантом, по телефонам: 8 (017) 300-94-00, 8 (017) 300-95-00

Замена крестовины карданного вала маз 5440

Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной

Небольшие базы автомобилей МАЗ-5335 и их модификаций позволили осуществить однокарданную схему. Ниже приведены основные данные карданных передач.

Основные данные

Длина карданных валов (расстояние между фланцами крепления шарниров) автомобилей, мм:

— МАЗ-504В, МАЗ5429, МАЗ-5430, МАЗ-5549 — 1320

Размеры труб карданных валов, мм:

— диаметр шеек крестовин, мм – 33,65-0,015

— Тип игольчатого подшипника крестовины карданного вала ГПЗ-804707К3С10

У автомобилей МАЗ-5335 МАЗ-516Б карданные валы длиннее чем у других модификаций. Карданные соединения всех карданных передач автомобилей МАЗ полностью унифицированы.

У автомобилей МАЗ-64227 карданная передача состоит из двух карданных валов: привода к среднему и заднему мостам. У МАЗ-54322 один карданный вал к заднему мосту.

Обслуживание карданной передачи заключается в выполнении смазочных работ, а также проверке состояния крепления фланцев карданного вала и крышек игольчатых подшипников.

Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения операциями технического обслуживания и ремонта приведены в таблице.

Смазку карданной передачи производят в строгом соответствии с периодичностью выполнения смазочных операций и применяемой смазки для подшипников, крестовин, шлицевого соединения.

Проверка крепления фланцев карданного вала производится на автомобиле при расторможенном стояночном тормозе.

Рычаг переключения коробки передач устанавливают в нейтральное положение. Автомобиль должен быть заторможен упорами, подложенными под колеса.

Если при покачивании фланцев-вилок карданной передачи будет обнаружено ослабление крепления фланцев вторичного вала коробки передач или ведущей шестерни редуктора заднего моста, необходимо отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать гайку крепления фланца, а затем подтянуть ее до отказа и зашплинтовать.

Все болты крепления фланцев карданного вала должны быть также тщательно затянуты моментом 44— 56 Нм (4,4—5,6 кгс.м).

При отсутствии динамометрического ключа затягивать их нужно до отказа. Замена болтов крепления фланцев, установленных при заводской сборке, термически не обработанными болтами не допускается.

Зазоры между крестовиной 10 и игольчатыми подшипниками 13 (см. рис. 1) устраняют подтяжкой болтов, крепящих подшипники.

Номинальный и ремонтные размеры опорной поверхности

у чашки коробки дифференциала (таблица 1)

Расстояние от осей отверстий

Неисправности возникшие во время эксплуатации и метод устранения

Повышенный шум, отчетливо слышен при движении накатом

Отсутствие смазки в шлицевом соединении — Смажьте шлицевое соединение

Ослабление затяжки болтов крепления вилки с фланцем — Затяните болты

Износ деталей шлицевого соединения — Замените карданный вал

Износ подшипника промежуточной опоры — Замените подшипник

Вибрация карданной передачи

Погнутость или скручивание трубы карданного вала — Замените карданный вал

Неправильное соединение скользящей вилки с шлицевым концом вала — Установите шлицевой конец вала в скользящую вилку, совместив стрелки

Повышенный износ деталей шарнира — Замените крестовину

Отрыв балансировочных пластин — Замените вал или отбалансируйте

При разборке карданного вала со скользящей вилкой (см. рис. 1) выполняют следующее:

— отгибают усики стопорной пластины с граней болтов, вывертывают болты и снимают с торцов щек вилок стопорные пластины, крышки 14 подшипников;

— вынимают игольчатые подшипники 13 из отверстий фланца-вилки 1 и скользящей вилки 7. Для выпрессовки подшипников из фланца-вилки и из вилки необходимо использовать специальное приспособление.

Пользоваться молотком нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий под подшипники в вилках шарнира.

При выпрессовки подшипников на опорную призму (рис. 2) устанавливают вилку 7 карданного вала и выпрессовывают подшипники из фланца-вилки (см. рис. 2, а), затем спрессовывают торцевые сальники и снимают фланец-вилку 4 и после этого шипы крестовины 6 устанавливают в специальные лунки опорной призмы и выпрессовывают подшипники из вилки 7карданного вала (см. рис. 2, б);

— снимают с шипов крестовины 10 (см. рис. 1) фланец-вилку 1 и из отверстий скользящей вилки удаляют крестовину 10 вывертывают из крестовины 10 масленку 9.


В такой же последовательности разбирают карданный вал со стороны соединения со скользящей вилкой.

Последующую разборку производят в следующем порядке:

— вывертывают масленку 8 из скользящей вилки 7;

— отвертывают обойму 6 сальника и снимают скользящую вилку 7 со шлицевого конца карданного вала;

— вынимают из обоймы 6 сальника уплотнительное кольцо 4 сальника и снимают обойму 6 со шлицевого конца вала.

Ремонту в карданной передаче подлежат фланец-вилка, скользящая вилка и крестовина карданного вала.

Фланец-вилка карданного вала изготовлена из стали 40 и термически обработана до твердости НВ 229—269.

Основными дефектами, при наличии которых фланец-вилка подлежит восстановлению, являются: износ отверстий под подшипники и болты крепления фланца. Фланец-вилку бракуют при расстоянии между щеками менее 134,96 мм или более 135,09 мм.


При износе отверстий под подшипники до диаметра более 50,05 мм их восстанавливают постановкой ремонтных втулок.

Фланец-вилку посадочным буртом 132 мм устанавливают в приспособление, закрепленное на шпинделе токарного станка, закрепляют прижимом и растачивают два отверстия в линию до диаметра 53+0,06 мм.

Затем запрессовывают в расточенные отверстия ремонтные втулки (рис. 3), изготовленные из стали 20, приваривают их к вилке в четырех точках с внутренней стороны электродом УОНИ-13/45 Ø 3 мм.

Затем втулки со стороны внутреннего торца запиливают напильником заподлицо с основной поверхностью детали, растачивают и развертывают отверстия во втулках в линию до Ø 50 +0,027 мм.

Ось поверхностей отверстий под подшипники поверхности должна пересекать ось посадочного бурта с точностью 0,1 мм и несоосность поверхностей отверстий под подшипники допускается не более 0,025 мм.

При износе более 10,5 мм отверстия под болты крепления рассверливают до Ø 12 мм, зенкуют под углом 90° на глубину 8 мм и заваривают электродом УОНИ-13/55 Ø 4 мм.

Затем устанавливают фланец в приспособление на токарном станке, базируясь по отверстиям под подшипники, и протачивают поверхность фланца с обеих сторон от наплывов металла заподлицо с основной поверхностью.

После этого устанавливают фланец в кондуктор, базируясь по поверхности посадочного бурта, сверлят восемь отверстий Ø 10 +0,3 +0,1 мм и зенкуют их с двух сторон (фаска 0,5 х 90°). Отверстия должны быть расположены по окружности равномерно с точностью 0,12 мм.

Скользящая вилка карданного вала изготовлена из стали 40 и термически обработана по твердости НВ 229—269. Вилку восстанавливают при износе отверстий под подшипники, шлицевых канавок по ширине и наружному диаметру и при повреждении резьбы под обойму сальника.

Отверстия под подшипники восстанавливают так же, как в фланце-вилке. Оси поверхностей отверстий под подшипники и шлицевой поверхности должны быть перпендикулярны с точностью 0,1 мм на длине 100 мм и пересекаться с точностью 0,1 мм

Несоосность поверхностей отверстий под подшипники допускается не более 0,025 мм.

При износе по наружному диаметру более 65,05 мм или по ширине до размера более 5,10 мм шлицевые канавки восстанавливают обжатием с одновременной нарезкой резьбы под гайку.

Крестовина карданного вала изготовлена из стали 18ХГТ и цементирована на глубину 1,6—1,9 мм с последующей закалкой до твердости HRC58—64.

Основным дефектом, при котором крестовина подлежит восстановлению, является износ шипов до размера менее 33,62 мм.

При отклонении расстояния между торцам противоположных шипов до размера менее 126,91 мм или более 127,05 мм крестовину бракуют.

Изношенные шипы крестовины восстанавливают до диаметра 36,5 вибродуговой наплавкой проволок ОВС диаметром 1,6 мм с охлаждением, с последующим шлифованием до диаметра 33,65-0,015-0,030 мм и шероховатости 0,63.

Шипы должны лежать в одной плоскости с отклонением не более 0,3 мм.

Сборку карданного вала выполняют в такой последовательности:

— ввертывают в крестовину 10 (рис. 1) предохранительный клапан и угловую масленку 9, наклонная часть которой должна располагаться между шипами крестовины под углом 45± 5° и выступать из крестовины на величину не более 33 мм. размер соответствует расстоянию торца масленки до оси шипов крестовины;

— вставляют подсобранную крестовину 10 шипами в отверстия скользящей вилки 7 и на свободные шипы крестовины устанавливают фланец-вилку 1. При этом крестовину располагают так, чтобы масленка была обращена в сторону скользящей вилки.

— напрессовывают торцевые уплотнения 11 на шины крестовины 10 через отверстия для подшипников в вилках закладывают в полость между рабочими кромками торцевого уплотнения и игольчатого подшипника пластичную смазку № 158 в количестве (10±1) г в каждый подшипник;

— запрессовывают игольчатые подшипники 13 в отверстия вилки 1 и скользящей вилки 7. Сборку шарнира с подшипниками проводят только с применением ручного пресса.

Допускается вывернуть масленку из крестовины для облегчения сборки шарниров при запрессовки подшипников для выхода лишней смазки и следует завернуть масленку после полной сборки шарнира;

— устанавливают на торцы щек вилок опорные и стопорные пластины, закрепляют каждую крышку и пластины болтами, которые должны быть затянуты моментом 14. 17 Нм (1,4—1,7 кгс/м) и законтрены загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта;

— аналогично устанавливают фланец-вилку со второго конца карданного вала 3;

— устанавливают со стороны шлицевого конца обойму 6 сальника 5 скользящей вилки 7, кольцо 4 сальника, уложив его в обойму, и заправляют в обойму уплотнительное резиновое кольцо 4;

— устанавливают на шлицевой конец карданного вала скользящую вилку 7 таким образом, чтобы оси отверстий в скользящей вилке и в вилке на валу 3 находились в одной плоскости, допускается отклонение осей указанных отверстий на угол не более 2°.

При этом стрелки на скользящей вилке и трубе карданного вала должны быть совмещены;

— навертывают обойму 6 сальника на скользящую вилку 7, ввертывают в вилку масленку 8 и через нее смазывают шлицевое соединение смазкой УСсА или Литол-24 до выдавливания ее из отверстия заглушки скользящей вилки;

— кернят обойму 6 сальника скользящей вилки в двух местах, расположенных по окружности;

— проверяют угол качания карданов от средней оси в каждую сторону, который должен быть не менее 24°;

— выполняют динамическую балансировку собранного карданного вала.

— дисбаланс не должен превышать 65 гсм. дисбаланс устраняют приваркой пластин 2, изогнутых по наружному диаметру карданного вала, и поворачивая скользящую вилку на 180°.

Карданная передача, а конкретно карданы трансмиссии большегрузных автомобилей, это одна из наиболее технически и физически нагруженных систем. Коррозия, деформационные нагрузки, трение, случайные удары со временем становятся причиной поломок. Устранять их нужно, как можно раньше, иначе кроме кардан-передачи придется ремонтировать КПП, раздаточную коробку и редуктора. Чем примечателен ремонт карданов МАЗ мы и попробуем рассказать.

Особенности устройства МАЗовских карданов


Если не считать разницы в длине, и в отдельных случаях некоторых нюансов, то все карданные валы на автомобили Минского Автозавода имеют похожие характеристики, в частности:

  • Наружный диаметр труб составляет 89 мм с возможным отклонением в треть миллиметра
  • Диаметр шипов крестовины – 33.65 (допуск 0.015) мм

Соответственно, все карданные соединения на МАЗах унифицированы, что существенно увеличивает их ремонтопригодность и упрощает поиск замены.

Наиболее частые неисправности кардан-передачи МАЗ


Шум при езде

Если передача шумит, особенно во время движения накатом, то здесь скорее всего следующие проблемы:

  1. Шлицевое соединение работаем на минимальном количестве смазки или вовсе без него. Устраняется проблема просто – пополнением смазочного материала, при условии, что не успели существенно износиться шлицы.
  1. Ослабла затяжка резьбового крепления фланец-вилок и (или) промежуточных фланцев. Для устранения ослабьте все болты, и снова затяните их с установленным для конкретной модели моментом.
  1. Изношен подвесной подшипник промежуточной опоры или его подушка. Оптимальный в такой ситуации вариант – замена подвесного подшипника.

Вибрации и биения

Причины таких проявлений чаще всего заключаются в следующем:

  1. Труба вала деформирована (погнутость или скручивание). Если отклонение от нормы в пределах установленных значений, можно провести ремонт карданов МАЗ, но в большинстве случаев целесообразней замена в сборе.
  1. Сильно изношена крестовина, посыпались подшипники или разбились проушины вилок. Опять же, если износ выходит за пределы предусмотренных значений, то лучше всего заменить поврежденный элемент передачи – крестовину с подшипниками или вилку.
  1. Нарушился баланс карданного вала. Причиной тому может служить отрыв балансировочных пластин или неравномерный износ шарниров. Устранение адекватно проблеме – балансировка кардана или замена поврежденных деталей.
  1. Неправильно установлена скользящая вилка. Обычно происходит при спешке во время ремонта, поэтому всегда следите за наличием меток (если нет, помечайте положение сам и до разборки) и их совмещением при сборке.

В отдельных случаях может потребоваться правка кронштейна промежуточной опоры, установка опорных шайб (ремонтных втулок) для точности зазоров и плотности посадки крестовины в ушках вилок.


Чтобы ремонтные работы не стали причиной нового ремонта

Очень часто при самостоятельном (неквалифицированном) ремонте игнорируются определенные правила, и используется неподходящий инструмент. В результате, пока устраняется одна неисправность, появляется другая (а то и несколько). Главные ошибки при восстановлении и замене карданных валов грузовиков МАЗ такие:

  • Недостаточность количества закладываемого в соединения смазочного материала, плохое качество смазки или ее технологическая несовместимость
  • Выполнение проворачивания кардана при помощи монтажной лопатки (ломика) вставленной в шарнир
  • Выпрессовка и запрессовка уплотнений без специального инструмента (съемник, оправка), прямые удары молотком по деталям без деревянных проставок
  • Неаккуратное обращение с узлом и игнорирование рекомендуемых параметров (размеры, зазоры)

Еще одна причина для слишком скорого посещения ремонтной зоны, это использование для восстановления трансмиссии некачественных комплектующих. Помните, что соответствие размера, это важный, но не единственный необходимый показатель. Поэтому, покупайте только сертифицированные запчасти у проверенных изготовителей и поставщиков.

Крестовина карданного вала замена

Одним из относительно простых видов ремонта на любом автомобиле может считаться замена крестовины карданного вала. Выполняется данная процедура не только при крайней необходимости, но также в рамках планового техобслуживания. При желании, каждый водитель может сделать подобную замену у себя в гараже. Далее мы поговорим о том, как самому определить необходимость ремонта, какие инструменты понадобятся, а также в каком порядке действовать в процессе замены крестовины кардана или вала рулевого управления.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому заменить бензонасос. Из этой статьи вы узнаете об основных нюансах во время снятия и обратной установки электробензонасоса, а также о том, как правильно подключать электрические разъемы и топливные магистрали.

Общие сведения о карданном вале и крестовине

Крестовина кардана

Карданный вал соединяет коробку передач автомобиля с передним или задним мостом. Он передает мостам вращение от двигателя. Имеется только у задне- и полноприводных авто. Существует также карданный вал в рулевом управлении, но о нем будет сказано ниже. С мостами и коробкой передач кардан соединяется при помощи шарнира, основной частью которого является крестовина.

Уже из самого названия понятно, что эта деталь изготовлена в виде креста. На каждый из концов надета чашка, внутри которой расположен игольчатый подшипник. Между подшипником и корпусом крестовины имеется пластиковое или резиновое уплотнительное кольцо – сальник или манжет. Размеры крестовин кардана разнятся между собой в зависимости от модели и марки машины.

Когда и по какой причине нужно менять крестовину кардана

Разбита крестовина кардана

Крестовина – это деталь сама по себе очень прочная и долговечная. Теоретически она способна служить на протяжении пятисот тысяч километров пробега авто. Однако, на практике ресурс значительно сокращается. Он зависит от условий эксплуатации автомобиля, а также от качества изготовления (а точнее, от качества материалов) самой детали. Чаще всего, менять или ремонтировать крестовину кардана приходится при прохождении нескольких десятков тысяч километров.

Наиболее распространенной причиной, по которой потребуется заменить крестовину карданного вала, считается люфт в самом шарнирном соединении. О том, что он предположительно возник, будут сигнализировать различные посторонние звуки при вращении кардана: скрип, стук или металлический звон, а также характерная вибрация в определенных скоростных режимах или во время трогания с места.

Отметим, что в салоне все это хорошо слышно, поэтому водитель быстро поймет, что что-то не так и пора проводить диагностику. В данном случае диагностика – это очень простая операция. Правда, для ее проведения нужна смотровая яма, эстакада или подъемник. Далее нужно включить нейтральную передачу и спуститься вниз, то есть под автомобиль. Затем, удерживая одной рукой крестовину кардана, другой нужно попытаться вращать карданный вал. Если люфт имеется – он сразу будет заметен.

Причин возникновения люфта, как правило, две: износ игольчатого подшипника или износ самой крестовины. В свою очередь, износ происходит из-за вытекания или высыхания смазки в подшипнике, воздействия влаги и пыли, попавшей туда из-за того, что сносился или вообще вылетел сальник. На его состояние необходимо обращать внимание во время покупки и установки крестовины. А также не будет лишним уделять элементу внимание во время любого планового осмотра авто.

Иногда явного люфта может и не быть тогда, когда износ подшипника не слишком велик. Кстати, эта неисправность характеризуется специфическими скрипами и писками во время вращения. В этом случае, возможно, не придется сразу менять всю деталь, а будет достаточно лишь заменить смазку. Как это делается, будет рассказано чуть позже.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить направляющие втулки клапанов. Из этой статьи вы узнаете о том, как самому менять втулки клапанов, а также на что обратить внимание во время процедуры замены втулок клапанов при ремонте ГБЦ.

Не стоит забывать и о том, сколько крестовин в кардане. Их две: передняя и задняя. Осматривать во время диагностики нужно обе. Обратите внимание, как показывает практика, сильнее и чаще изнашивается именно задняя крестовина. Дело в том, что она испытывает большие нагрузки и на нее сильнее воздействуют грязь и вода.

Как проводится замена крестовины

Замена крестовины кардана

Менять эту делать удобнее всего при снятом карданном валу. Хотя, если величина дорожного просвета авто позволяет и нет возможности загнать его на яму или эстакаду, то можно сделать это и так, особенно в случае с грузовыми авто. Снимать вал тоже можно без ямы. Хотя времени, сил и нервов на ремонт уйдет несравнимо больше. В первом случае порядок действий будет такой:

  1. Соблюдая технику безопасности, нужно заблокировать колеса авто. После этого нужно включить любую передачу (чтобы карданный вал не вращался).
  2. Пометить расположение всех деталей, которые будут сниматься, относительно друг друга.
  3. Открутить карданные болты (крепят вал к фланцу моста). Их четыре штуки.
  4. Открутить крепление подвесного подшипника (две гайки).
  5. Вытащить карданный вал из коробки передач (там шлицевое соединение).

После того, как вал будет извлечен, можно будет снять крестовину кардана. Для этого потребуются круглогубцы, мощная плоская отвертка, молоток и круглая наставка (стержень, трубка). Диаметр ее должен быть чуть меньше диаметра проушин, в которых закреплены концы крестовины. Будет намного удобнее работать, если зажимать вал в тисках.

Далее потребуется выполнить следующее:

  • необходимо вынуть фиксирующие кольца, удерживающие концы крестовины в проушинах. Для этой операции нужны круглогубцы. Если кольца слишком зажаты, то стоит постучать по ним молотком через наставку, чтобы чашки на концах крестовины немного просели;
  • после извлечения колец нужно выбить чашки из проушин. Делается это при помощи все той же наставки и молотка. Важно помнить, что наносить удары по самому кардану не рекомендуется. В процессе такого снятия крестовины чашка, по которой наносятся удары, будет просаживаться внутрь, а с другой стороны вилки чашка будет выходить наружу до определенного предела. В некоторых случаях чашки могут выпасть сами, но часто их нужно вытаскивать, используя различные подходящие инструменты: клещи, газовый ключ и так далее. Таким же образом вынимаются все четыре чашки;
  • когда крестовина будет извлечена, желательно очистить проушины и саму вилку от грязи при помощи металлической щетки. По внутренним поверхностям рекомендуется пройтись наждачкой, очистить канавки стопорных колец и хорошо вытереть все от пыли.

Следует отдельно добавить, что существуют специальные съемники для крестовин. Однако, на практике они используются крайне редко даже в условиях ремонта на крупных СТО. Добавим, что никакого специнструмента не потребуется и во время замены крестовины, так как установка новой детали также не представляет ничего сложного.

  1. Легко руками снимаются две противоположные чашки. Действовать нужно осторожно, чтобы не рассыпался игольчатый подшипник. Важно обратить внимание на наличие смазки под чашкой.
  2. Крестовина помещается между проушинами на вилке вала, после чего надеваются чашки. На этом этапе они легко утапливаются пальцами, насколько возможно, а потом при помощи молотка и наставки опускаются так, чтобы открылись канавки стопорных колец.
  3. Устанавливаются стопорные кольца.
  4. Проделывается та же операция с другими концами крестовины.
  5. Замена крестовины кардана закончена. Теперь можно его устанавливать назад.

Как заменить крестовину на рулевом кардане самому

В системе рулевого управления тоже есть карданный вал (среди автолюбителей часто называется рулевой карданчик). На большинстве современных авто он соединяет вал рулевой колонки с механизмом рулевого управления, являясь так называемым промежуточным (соединительным) валом в устройстве всей системы. Также возможен вариант, когда для замены потребуется демонтировать вал с разбором колонки.

Через кардан рулевого вала передается вращательный момент от руля на рулевой механизм (например, рулевую рейку). Соединение обоих узлов выполнено посредством все того же крестообразного шарнирного соединения, которое подвержено воздействию грязи, влаги и вибраций, под воздействием которых изнашиваются игольчатые подшипники.

Это значит, что со временем потребуется замена крестовины рулевого кардана. О ее износе свидетельствуют такие признаки, как скрипы, заедания, стуки во время поворотов рулевого колеса, вибрация на руле во время езды по различным неровностям. ­­В ремонте этого узла нет ничего особо сложного. Для осуществления поставленной задачи потребуется:

  1. Установить автомобиль на смотровую яму или эстакаду для доступа к рулевому кардану, после чего снять данную деталь (отвернуть фиксирующие болты и снять кардан со шлицов).
  2. Вынуть крестовину из проушин. Для этого понадобится две наставки: одна меньшего диаметра, чем внутренний у проушин, а вторая – чуть большего. Фиксируются стаканы крестовины, как правило, не кольцами, а кернением. Используя наставки, стаканы лучше и проще выдавить в тисках, чем выбивать молотком.
  3. После извлечения старой детали, проушины нужно очистить от грязи и зачистить имеющиеся заусенцы при помощи напильников, чтобы стаканы новой крестовины входили легко.
  4. Снять стаканы с новой крестовины рулевого кардана, при необходимости внести в них специальную смазку. Действовать нужно аккуратно, чтобы не выпали ролики из подшипника.
  5. Установить крестовину в проушины и поочередно запрессовать стаканы, после чего закрепить их кернением.

После этого можно устанавливать отремонтированный узел на свое место, закрепить и проверить работоспособность. Напоследок добавим, что во время процедуры замены крестовины кардана или рулевого вала, скорее всего, понадобится помощь еще одного человека.

Читайте также: