Звуковые приборы системы авральной сигнализации должны устанавливаться в следующих местах

Обновлено: 04.07.2024

Судовая сигнализация подразделяется на:

  • Пожарная
  • Авральная
  • Обиходная

Тепловые пожарные извещатели срабатывают при повышении температуры воздуха в районе их расположения до 70 °С. Принцип действия максимально-дифференциального пожарного извещателя (рис. 1), основан на свойстве "Термобиметалла деформироваться" при изменении температуры. Чувствительный механизм извещателя находится в пластмассовом корпусе 2. Два биметаллических чувствительных элемента 3 и 4 неподвижными концами прикреплены к стойкам, а подвижными — к осям контактных шайб. Элемент 3 расположен в закрытой камере 7, а элемент 4 — в открытой камере 6. При медленном нарастании температуры оба элемента, одинаково нагреваясь, поворачивают контактные шайбы 9 и 10 с одинаковой угловой скоростью. Поэтому электрические контакты остаются замкнутыми. При достижении заданной температуры движение контактной шайбы 9 закрытого элемента ограничивается упором 1, вследствие чего контакты размыкаются, и происходит срабатывание извещателя при максимально допустимой температуре.

При резком скачкообразном повышении температуры окружающей среды открытый элемент 4 быстрее воспринимает ее, а следовательно, угловая скорость контактной шайбы 10 выше, чем шайбы 9. Происходит выключение контакта, т. е. извещатель срабатывает как дифференциальный. Чувствительный элемент 4 защищен от механических повреждений перфорированным пластмассовым чехлом 5. Два сальниковых ввода 8 служат для подключения проводов. Сигнал тревоги поступает в ходовую рубку на щите пожарной сигнализации, в котором смонтированы электромагнитное реле, конденсатор, лампа, сигнализирующая о пожаре, и два выключателя. Рядом с щитом установлен звонок.


Питание схемы пожарной сигнализации обеспечивается от стартерной аккумуляторной батареи дизель-генераторов напряжением 24В через групповой щит.



При подаче напряжения на выводы соединительного щита схема автоматической пожарной сигнализации готова к действию.

На щите пожарной сигнализации (ЩПС) выключатели S1, S2 должны быть постоянно включены (рис. 2). Так как контакты пожарных извещателей при нормальной температуре замкнуты, ток проходит через катушку реле К1, однополюсный выключатель S1 и контакты всех извещателей, соединенных последовательно. Реле К1 срабатывает и размыкает свои контакты в цепях сигнальной лампы Н1 и звонка Н2.



Для снятия звукового сигнала на ЩПС установлен выключатель S2.

Конденсатор С предназначен для защиты от ложных срабатываний извещателя в условиях повышенной вибрации корпуса судна. При размыкании контактов извещателей реле кратковременно остается включенным из-за тока разряда конденсатора. Конденсаторы подобного назначения обычно встроены в извещатели.

разбивается на две группы — для экипажа и пассажиров. Авральную сигнализацию включают из рубки. Колокола авральной сигнализации размещают в машинном отделении, коридорах, на наружных стенках надстроек. В шумных помещениях дополнительно устанавливают сигнальную лампу. Авральная сигнализация питается от аварийной аккумуляторной или отдельной батареи. Емкость батареи должна соответствовать работе cигнализации в течение 15 мин.

электрическим звонком. Система обиходной сигнализации получает питание от судовой сети или от аккумуляторной батареи.

Основными приборами судовой электрической сигнализации являются электрические звонки, трещетки, ревуны, сигнальные лампы и номераторы.

Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки. Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану. Для усиления звука применяется рупор.

У трещетки частота ударов бойка о мембрану меньше, чем у ревуна. Это достигается насадкой медных гильз на сердечник электромагнитов



Номератор — прибор в виде ящика с рядом окошек на передней стенке. Число окошек соответствует числу кнопок вызова. Внутри прибора против каждого окошка устанавливается специальное электромагнитное реле-бленкер (рис. 4).



При нажатии кнопки вызова S1 по рабочей обмотке реле К 1.1 пойдет ток, якорь притянется и замкнет контакт К1 удерживающей обмотки К1.2. Последняя получит питание, и при отпускании кнопки якорь останется притянутым к сердечнику. Звонок Н звонит до тех пор, пока не будет отпущена кнопка S1. К якорю прикреплена алюминиевая полусфера 1, которая при его притяжении закроет окошко. По номеру на полусфере определяют, откуда поступил вызов. Сигнал в окошке будет сохраняться до тех пор, пока дежурный не нажмет кнопку Б2. При этом разрывается цепь питания удерживающей обмотки К1-2, и под действием пружины, якорь возвращается в исходное положение, окошко освобождается.

КОМПЛЕКТ ОБОРУДОВАНИЯ ОБЩЕСУДОВОЙ АВРАЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ АС-2


Поставляется с сертификатом Российского Речного Регистра или Российского морского регистра судоходства

1.Комплект оборудования общесудовой авральной сигнализации АС-2
(изготавливается по техническим условиям ННПС.468232.001ТУ)

- панель автоматической подачи авральных сигналов АС-20 предназначена для управления подачей звуковых и световых сигналов в аварийных ситуациях в автоматическом и ручном режимах. Панель АС-20 имеет встроенный звуковой сингализатор и диммер. Кроме выходов управления сигнализаторами панель АС-20 имеет релейные выходы: управления тифоном; управления трансляцией; сигнала неисправности для АППСС; сигнала в РДР.

- панель автоматической подачи авральных сигналов АС-212 предназначена для управления подачей звуковых и световых сигналов в аварийных ситуациях в автоматическом и ручном режимах. Панель АС-212 имеет встроенный звуковой сингализатор и диммер. Кроме выходов управления сигнализаторами панель АС-212 имеет релейные выходы: управления тифоном; управления трансляцией; сигнала неисправности для АППСС; сигнала в РДР. Панель автоматической подачи авральных сигналов АС-212 по функциональным возможностям, количеству и типу автоматически подаваемых сигналов соответствует требованиям Приложения 2 к статьям 23, 24, 26 и 27 Устава службы на судах обеспечения Военно-морского флота, введенного в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 7 августа 1997 года №281.

- блок коммутации сигнализаторов предназначен для коммутации питания судовых сирен, ревунов либо других светосигнальных устройств, имеет вход блокировки от сиситемы громкоговорящей связи (ГГС) и ручной подачи сингалов с выносных постов.

- распределительные коробки с предохранителями предназначены для подключения сирен, ревунов либо других звукосигнальных устройств и световых сигнализаторов к общесудовой авральной сигнализации.

- сигнализаторы предназначены для оповещения персонала звуковой и/или световой сигнализацией.

- блок коммутации питания предназначен для автоматического переключения оборудования на аварийное питание при исчезновении основного.

- блок питания предназначен для преобразования напряжения переменного тока или напряжения постоянного тока в напряжение постоянного тока 24В.

- пост кнопочный предназначен для подачи авральных сигналов в ручном режиме.

Обозначения и основные характеристики изделий авральной сигнализации

Судовая сигнализация является неотъемлемой частью многих систем: энергетической установки, вспомогательных механизмов, общесудовых систем, систем судовождения и др. Основная функция сигнализации – предупреждение обслуживающего персонала о достижении предельных значений некоторых параметров.
Разновидности судовой сигнализации, компоновка и расположение в зависимости от типа судна регламентируются Правилами классификации и постройки морских судов Регистра РФ.
Выделяют следующие системы сигнализации:
— Авральная сигнализация. Оборудуется на судах, где объявление аврала голосом или громкоговорителем не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут быть люди. Звуковые приборы устанавливаются в машинных помещениях, в общественных местах площадью более 150 кв.м., в коридорах жилых и общественных помещений, на открытых палубах в производственных помещениях. Звуковые приборы снабжаются также световой сигнализацией, и тональность авральной сигнализации отличается от тональности звуковых приборов другой сигнализации.
Система питается от аккумуляторной батареи, размещенной выше палубных перегородок и вне пределов машинных отделений. Действие авральной сигнализации проверяется не реже одного раза в 7 дней, и перед каждым выходом в рейс.
— Пожарная сигнализация. В рулевой рубке устанавливается станция пожарной сигнализации с мнемосхемой, с помощью которой быстро определяется место пожара. Система снабжена датчиками — извещателями ручного и автоматического действия.
Автоматические извещатели устанавливаются во всех жилых и служебных помещениях, в кладовых взрывчатых, легковоспламеняющихся и горючих материалов, на постах управления, в помещениях для сухих грузов. В машинных и котельных отделениях с автоматизированным управлением при отсутствии в них постоянной вахты.
Ручные извещатели устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в вестибюлях, в общественных помещениях площадью более 150 кв.м., в производственных помещениях, на открытых палубах в районе расположения грузовых люков.
В системе должно быть предусмотрено два вида питания: основное – от судовой сети и резервное – от аккумуляторных батарей. Система пожарной безопасности должна постоянно находиться в действии. Вывод из действия системы для устранения неисправностей или выполнения технического обслуживания допускается с разрешения капитана и с предварительным уведомлением вахтенного помощника. Один раз в месяц проверяются по одному излучателю в каждом луче.
— Предупредительная сигнализация объемного пожаротушения. Оборудуется в машинно-котельных отделениях, трюмах с сухими грузами, в которых находятся или могут находиться люди. С помощью звукового и светового сигналов персонал предупреждается о пуске в действие системы объемного пожаротушения. Сигналы подаются при ручном и дистанционном пуске системы. Система питается от той же аккумуляторной батареи, что и пожарная сигнализация. Система должна постоянно находиться в действии.
— Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС). Оборудуется на всех самоходных судах и предназначена для сигнализации состояния энергетической установки, работы вспомогательных механизмов. Компонуется в зависимости от типа судна, уровня автоматизации и т.д. На автоматизированных судах применяют обобщенную аварийно-предупредительную сигнализации (ОАПС), которая подает сигналы не только в машинном отделении и в ЦПУ, но и на внешних объектах – рулевой рубке, каюте механиков и др. Проверяется перед каждым выходом судна и периодически в течении вахты.

— Сигнализация о наличии воды в льялах и сточных колодцах трюмов. Оборудуется на различных судах и обязательном порядке на электродах для сигнализации уровня воды под гребными электродвигателями. Постоянно находится в действии, проверяется не реже раза за вахту.
— Сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей. Устанавливается на тех судах, на которых предусмотрено деление помещений судна на водонепроницаемые отсеки и имеются водонепроницаемые двери. Сигнализация проверяется вместе с проверкой дверей не реже одного раза в неделю, и перед каждым выходом в рейс.
— Бытовая сигнализация (каютная, медицинская). Устанавливается на тех судах, где она необходима, чаще пассажирских. Проверяется не реже раза в месяц.


Вопрос 1: В коридорах нового детского сада предусмотрены подвесные потолки, установить извещатели на высоту 2,3 от пола и 150 от верха потолка, согласно п.4.4 СП 3.13130-2009 нет возможности. Согласно Вашим разъяснениям "Вопрос-ответ" мы их установили на 150 от подвесного потолка. Но при сдаче д/сада наш пожнадзор требует официального письма от Вас.

Вопрос 2: Допускается ли устанавливать ручные пожарные извещатели внутри пожарных шкафов пожарных кранов, с последующим обозначением места установки знаком "Ручной пожарный извещатель"

Ответ: Основным предназначением ручных пожарных извещателей является возможность осуществления оперативной передачи сигнала о возгорании на приемно-контрольный прибор системы пожарной сигнализации, в связи с чем приводной элемент такого извещателя должен быть доступен для непосредственной активации. Установка ручных пожарных извещателей внутри пожарных шкафов представляется нецелесообразной.

Вопрос 3: Какими нормами следует руководствоваться в настоящее время при проектировании систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре?

Ответ: На СОУЭ, запроектированные в соответствии с требованиями НПБ 104-03*, требования СП 3.13130.2009 не распространяются.

Вопрос 5: По какому документу определяется время сохранения работоспособности кабельных линий СОУЭ?

Вопрос 6: Как следует располагать оповещатели, если высота помещения составляет менее 2,45 метра?

Ответ: В помещениях высотой менее 2,45 м настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы расстояние от потолка до верхней части оповещателя составляло не менее 0,15 м.

Ответ: В соответствии с п. 5.1 СП 3.13130.2009 световые пожарные оповещатели, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения. Допускается, чтобы световые пожарные оповещатели были включены постоянно. В СОУЭ 5-го типа включение световых оповещателей, указывающих направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением может осуществляться автоматически от командного сигнала, формируемого пожарной сигнализацией.

Вопрос 8: Каким типом оповещения следует оборудовать офисные помещения, расположенные на 1-ом этаже многоэтажного жилого дома?

Ответ: Согласно требованиям п. 16 табл. 2 СП 3.13130.2009 офисные помещения, расположенные на первом этаже многоэтажного жилого дома, следует оборудовать СОУЭ 2-го типа.

Вопрос 9: Необходимо ли предусматривать размещение звуковых и речевых пожарных оповещателей во всех помещениях зданий и сооружений?

Ответ: Согласно требованиям пп. 4.1, 4.8 СП 3.13130.2009 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения. СП 3.13130.2009 не устанавливает необходимость размещения звуковых и речевых пожарных оповещателей во всех помещениях. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями СП 3.13130.2009.

Вопрос 11: Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ в статью 84 Технического регламента введена и с 13 июля 2014 года будет действовать норма следующего содержания: "12. Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.". Каким образом можно реализовывать указанную норму?

Ответ: Указанные требования Технического регламента следует применять при проектировании новых и модернизации существующих систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Технические решения по устройству СОУЭ в указанных объектах защиты определяются организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания, физического состояния находящихся в нем людей и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Вопрос 12: Кто должен разрабатывать тексты оповещения для СОУЭ?

Вопрос 13: Требуется ли согласовывать планы эвакуации при пожаре с органами государственного пожарного надзора?

Ответ: Согласовывать планы эвакуации с органами государственного пожарного надзора не требуется.

Вопрос 14: Существуют ли обязательные требования по изготовлению планов эвакуации из фотолюминесцентных материалов?

Читайте также: