Датчик холостого хода ваз 2112 16 клапанов где находится

Обновлено: 05.07.2024

Одной из неисправностей, которая возникает чаще всего, и мешает правильному пользованию автомашиной, считается нарушения в деятельности датчика холостого хода ВАЗ 2112 и его разновидностей. Этот механизм известен в среде владельцев автомашин по наименованию датчик, но более верное его наименование – регулятор (РХХ), это определяется тем, что всякий датчик в автомашине считается устройством, определяющим различные показатели. А рассматриваемый механизм применяется для управления и стабилизирования вращений холостого хода, применяя правило поставки кислорода в двигатель ВАЗ 2112, при наглухо прикрытой дроссельной заслонки

Особенности работы РХХ

На автомобилях ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем устанавливается исключительно инжекторная система впрыска. Она управляется электронным блоком. Для нормального функционирования системы необходимо, чтобы в камеры сгорания поступала смесь в пропорции 14:1. Если она будет содержать меньше или больше бензина, мотор не сможет правильно работать. Но иногда просто необходимо, чтобы в топливную рампу поступало минимальное количество воздуха. Это нужно при запуске холодного двигателя.

Подкапотное пространство ваз 2112

И закрыть подачу воздуха на ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем может одно устройство – регулятор холостого хода. Это электродвигатель шагового типа, который позволяет плавно открывать и закрывать воздушный канал. Причем форма у канала такая, что он перекрывается иглой в форме конуса. При работе регулятора датчик массового расхода воздуха контролирует суммарное количество, которое поступает в топливную рампу.

Это интересно: На каком пробеге менять ремень грм на Ниссан Кашкай

Особенности датчика холостого хода ваз 2112

Регулятор холостого хода — одна из главных составных частей мотора и имеет немаловажное значение в обеспечении ровной и без сбоев деятельности любого транспортного средства компании ВАЗ.

Устройство датчика холостого хода ваз 2112


Устройство датчика холостого хода ваз 2112: 1 — клапан; 2 — корпус регулятора; 3 — обмотка статора; 4 — ходовой винт; 5 — штекерный вывод обмотки статора; б — шариковый подшипник; 7 — корпус обмотки статора; 8 — ротор; 9 — пружина.

В ВАЗ 2112 рассматриваемый агрегат является исполнительным прибором (клапан), составными частями которого являются: электродвигатель, пружина, шток, с установленной запорной иглой, дающей возможность дозировать воздушный поток. Это дает возможность судить о том, что при полном закрытии дроссельной заслонки, датчик холостого хода создает сигнал, который меняет расположение иглы. Последняя способна перемещаться, при этом, открывается впускной зазор полностью или частично, минуя его воздушный поток обходя дроссельный механизм и смешивается с горючим. Это не допускает возможности заглохнуть двигателю.







Конструкция датчика

По конструкции датчик холостого хода представляет из себя специальный клапан, на конце которой вмонтирована запорная конусная игла. Основной задачей РХХ является дозировка необходимого количества воздуха, который поступает в камеру сгорания во время работы двигателя на холостых оборотах. Это и не даёт системе заглохнуть, так как частота вращения коленчатого вала отрегулирована.

Как выбрать датчик на ВАЗ-2112?

На ВАЗ-2112 поставляется два различных вида регуляторов холостого хода под артикулами: 2112-1148300-02 — производства КЗТА (г. Калуга) и 2112-1148300-01 — производства (г. Кострома).

Датчик холостого хода на ВАЗ-2112 производства КЗТА

Наибольшей популярностью среди владельцев ВАЗ-2112 пользуются (Москва) и КЗТА (г. Калуга).

Датчик холостого хода на ВАЗ-2112 производитель ОМЕГА

Обратите внимание, что во время покупки подобных датчиков следует остерегаться подделок. Внимательно смотрите на качество шрифтов на упаковке, наличии специальных голограммных наклеек на изделии. Что же касается её механической части, то все элементы должны быть надёжно между собой соединены, люфт деталей и всевозможные зазоры должны отсутствовать.

Характерные отличия подделки от оригинала

  • Корпус контрафактной продукции меньше на 1 мм, чем у оригинала.
  • Пружина на контрафакте белого цвета и имеет более частую навивку, а пружина оригинала имеет черный цвет и оснащена более редкой навивкой.
    Как пример, сверху подделка, снизу оригинал.
  • Резиновое кольцо на контрафакте черного цвета и по размеру более тонкое, на оригинале резиновое кольцо толстое и имеет красноватый оттенок.
  • Наконечник иглы на некачественной продукции имеет наиболее тёмный цвет.
  • Упаковка имеет видимые отличия, которые не сразу бросаются в глаза, поэтому необходимо более тщательно её осматривать.

Упаковка РХХ ВАЗ-2112 подделка

Не обратив внимания, можно взять подделку.

Чистка датчика холостого хода

Чистка датчика холостого хода


Опытные автомобилисты советуют любой не функционирующий ДХХ для начала промыть и прочистить, чтобы определить, что неисправность действительно есть. Процесс не занимает долгое время. Чтобы очистить датчик стоит применить очиститель для карбюратора WD-40.
Набор выполняемых действий такой:

  • Датчик освобождается от колодки.
  • Ватной палочкой, обмакнутой в очиститель для карбюратора, обрабатываются контакты.
  • Отвинтить фиксаторы датчика холостого хода и вынуть его.
  • Произвести визуальный осмотр датчик холостого хода. При обнаружении частичек грязи, стоит почистить весь дроссельный механизм. Иначе, используя очиститель, сбрызнув им иглу, прочищают сам датчик. Теперь просушить механизм.
  • Перед монтажом датчика на старое место, рекомендуется определить размер дистанции между конструкцией датчика и иглой, которое если первый верно работает, то размер составляет 0,23 см.

Признаки неисправности РХХ

На неполадки в деятельности датчика холостого хода ваз 2112 16 клапанов указывают такие характерные особенности, как:

  • Мотор перестает функционировать, казалось бы без веского повода, на холостом вращении.
  • Вращения холостого хода находятся в плавающем состоянии.
  • При попытках завести не прогретый мотор автомашины, совсем не наблюдается высоких оборотов.
  • Мотор перестает работать при переключении передачи в процессе езды.

Коды ошибок датчика холостого хода ваз 2112

  • P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
  • P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
  • P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
  • P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.

Замена

Чтобы выполнить замен регулятора ХХ, профессионалом быть не обязательно. Сделав работу самостоятельно, вы получите полезный опыт, а также сможете сэкономить приличную сумму денег.

Вся процедура должна выполняться в строгой последовательности, что позволит сделать все грамотно и качественно. Может даже лучше, нежели на станции технического обслуживания.

  1. Обесточьте свой автомобиль. Для этого достаточно просто снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Короткие замыкания и удары током нам не нужны.
  2. Отключите колодку от датчика. В случае с инжекторным двигателем, установленным на ваш ВАЗ 2110, для отключения колодки достаточно просто нажать на пластиковый фиксатор.
  3. Отсоедините два винта. Причем лучше сначала откручивать левый крепежный элемент, а после него — правый винт.



Снятие устройства

  1. Это позволит добиться желаемого — снять регулятор холостого хода. Дальнейшие операции просты, как и все предыдущие мероприятия.
  2. Перед установкой нового датчика на его законное место, воспользуйтесь обычным моторным маслом, с помощью которого обрабатывается уплотнительное кольцо.
  3. Осмотрите состояние этого самого уплотнительного кольца. При длительной эксплуатации уплотнитель может деформироваться, покрыться трещинами. В этом случае лучше заменить его на новый.
  4. Далее наступает этап калибровки. Серьезных усилий прикладывать не придется, поскольку все основные задачи по калибровке возьмет на себя электронное реле.
  5. Включите на несколько минут зажигание, а затем выключите его.
  6. Если после проведенных операций и калибровки обороты перестали плавать, они не повышенные и стабильные, все вы сделали верно, и именно датчик ХХ был всему виной.


Как видите, РХХ — это достаточно важный элемент в системе автомобиля, за которым необходимо тщательно следить. Приятен тот факт, что в случае возникновения неприятностей с регулятором его всегда можно за считанные минуты заменить своими собственными руками.

Где расположен регулятор?

Расположение датчика холостого хода на дроссельном узле ВАЗ-2112

Датчик холостого хода вблизи на редакционной ВАЗ-2112 (124 двигатель)

Датчик холостого хода находится на корпусе блока дроссельной заслонки (БДЗ), ниже датчика положения дроссельной заслонки. Крепится он при помощи двух винтов накрест.

РХХ на ВАЗ-2112

РХХ на дроссельном узле

Проверка датчика холостого хода

Для того, чтобы провести проверку на работоспособность РХХ, предлагаем вам прочитать эту статью, где очень подробно об этом написано.

Это интересно: Как проверить реле топливного насоса

Как снять датчик холостого хода ваз 2112?

Если на лицо все признаки неполадок, которые характерны для ДХХ, то устройство желательно снять, чтобы сначала сделать диагностику. ВАЗ 2112 располагает ДХХ, который имеет миниатюрный внешний облик. Механизм располагается в области посадки на конструкции дроссельной системы. Если возникает на то нужда, снять механизм не тяжело.

Снятие происходит так:

  • Автомашина ставится на ручник.
  • Отключается отрицательная клемма АКБ.
  • Отсоединяется группа контактов, присоединенных к датчику холостого хода.
  • Обязательно надо зачищать область, где соединяется датчик и корпус дросселя, для недопущения попадания посторонних частиц в зазор.
  • Открутить винты, фиксирующие ДХХ ВАЗ 2112.

Диагностирование механики РХХ

Диагностирование механики РХХ

Проверка датчика на исправность механики подразумевает его снятие. Порядок действий:

Проверка датчика

Инструкция как проверить датчик холостого хода ваз 2110 (инжектор, 8 или 16 клапанов) после его снятия:

  • Подсоединяем датчик к колодке.
  • Подключаем АКБ.
  • Активируем зажигание — конусный затвор должен подвинуться вперед. Если такого не наблюдается, возможна неисправность штока (возможно коксование) или моторчика. Норма для выступа иглы (конуса) от корпуса изделия — 23 мм. При работоспособности, если подается питание, шток меняет положение.

замеры

Диагностика датчика холостого хода ваз 2112

Если есть тестер продиагностировать механизм на исправность довольно просто, это включает следующие действия:

Регулятор холостого хода на ваз 2112, признаки неисправности, как снять, проверить на работоспособность

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (РХХ): ремонт и замена

Общие понятия

Одной из часто встречающихся неприятностей, не позволяющих полноценно управлять автомобилем, является датчик холостого хода ВАЗ 2110 и модификаций. Хотя этот прибор имеет среди водителей название датчик, все же правильно его будет называть регулятор холостого хода, сокращенно — РХХ, потому-что все автомобильные датчики это измерительное оборудование, а данное изделие служит для автоматической стабилизации и поддержания оборотов холостого хода путем подачи воздуха в двигатель ВАЗ 2110 при полностью закрытой дроссельной заслонке.

РХХ — это важная составляющая двигателя, играет заметную роль для стабильной и бесперебойной работы любого автомобиля ВАЗ.


Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (сокращенно ДХХ) является исполнительным приспособлением, а попросту клапаном состоящим из электродвигателя, пружины, штока на котором установлена запорная игла (можно посмотреть на фото). Именно посредством которой дозируется объем воздуха. То есть, когда дроссель ВАЗ 2110, 2112 полностью закрыт, а контроллер определяет, что нужно повысить обороты холостого хода, то РХХ формирует команду на изменение положения иглы. Она перемещается, приоткрывая частично или полностью впускное отверстие, через которое воздух идет в обход дросселя, а затем смешивается с топливом. В результате двигатель не глохнет.

Признаки неисправности РХХ

Как снять РХХ

Если обнаружены признаки неисправности свойственные РХХ, то его нужно будет снять (сначала для проверки). На ВАЗ 2110 данный датчик, имеющий небольшие размеры (легко помещается на ладони) расположен в посадочном месте на корпусе дроссельного узла (можно посмотреть на фото).


В случае необходимости его демонтаж выполнить достаточно легко — он крепится только двумя винтами. В крайне редких случаях требуется снятие всего дроссельного узла ВАЗ 2110.

Выполняется демонтаж в следующей последовательности:

  • ВАЗ 2110 ставится на ручной тормоз;
  • Отсоединяется минусовая клемма АКБ;
  • Отсоединяется жгут проводов подведенных к РХХ;
  • Обязательно зачищается место соединения датчика с корпусом дросселя, чтобы предотвратить попадание грязи, ржавчины в отверстие;
  • Выкрутить винты крепления удерживающие датчик холостого хода ВАЗ 2110.

Как проверить датчик?

При наличии тестера проверку выполнить несложно:


Когда в результате указанных проверок датчика обнаружено несоответствие показаний, то его следует заменить. Также нерабочее состояние данных датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в открученном положении, можно проверить, присоединив к ним колодку, затем необходимо включить зажигание.

Чистка РХХ

Любой нерабочий датчик холостого хода ВАЗ 2110 рекомендуется помыть, почистить, чтобы точно убедиться в его неисправности. Процесс очень простой, много времени не отнимет. Для выполнения работы необходим: очиститель карбюратора, WD-40. Выполняются следующие действия:

  • С датчика демонтируется колодка;
  • На обычную ватную палочку наносится любая из перечисленных чистящих жидкостей и тщательно проводится обработка контактов;
  • Открутить винты крепления датчика холостого хода;
  • Вынуть РХХ из посадочного места;
  • Выполнить осмотр датчика холостого хода. При обнаружении грязи черного цвета, масла, то кроме РХХ, необходимо выполнить чистку всего дроссельного узла. Если нет — брызнуть WD-40 или же очиститель на иглу с пружиной, тем самым выполняя очистку. Высушить датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112;
  • Перед установкой на место измерить расстояние между корпусом датчика холостого хода, его иглой, которое на исправном регуляторе равно 23 мм.

Когда РХХ ВАЗ десятого семейства не заработал в штатном режиме, то износились направляющие иглы, оборвался провод внутри корпуса. В данных случаях регулятор холостого хода подлежит обязательной замене.

На ВАЗ 2110 датчик холостого хода монтируется в порядке обратном демонтажу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАЗ-2112 Как проверить РХХ: признаки неисправности

На ВАЗ-2110 с инжектором, поддержка оборотов коленчатого вала силовой установки на холостом ходу осуществляется регулятором ХХ (РХХ). В задачу этого регулятора входит стабилизация и удержание на заданном уровне оборотов коленвала при разных условиях – резком отпускании педали газа, создании значительной нагрузки на бортовую сеть (при включении отопителя, фар и пр.). Неисправность регулятора холостого хода ВАЗ-2110 на работоспособность двигателя не влияет, но отсутствие холостого хода доставляет ряд неудобств при эксплуатации авто.


Принцип работы регулятора ХХ (РХХ) на ВАЗ-2110

Рассмотрим принцип работы регулятора ХХ. Этот элемент входит в конструкцию дроссельного узла, которым осуществляется дозирование воздуха, поступающего в цилиндры.

При отпущенной педали газа заслонка дроссельного узла перекрывает основной канал поступления воздуха. Чтобы обеспечить работу мотора при таком положении заслонки, в корпусе дроссельного узла проделан дополнительный канал небольшого сечения, по которому воздух подается в цилиндры, обходя заслонку. Регулятор холостого хода предназначен для изменения сечения дополнительного канала, что позволяет ЭБУ поддерживать обороты независимо от условий.

Функционирует все так: регулятор ХХ при закрывании дроссельной заслонки приоткрывает обходной канал. С помощью датчика массового расхода воздуха определяется количество воздуха, поступившего через дополнительный канал. На основе этой информации ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива. Используя данные с других датчиков, блок управления определяет обороты коленчатого вала и, если они не соответствуют норме, посылает импульс на РХХ, чтобы путем изменения сечения канала стабилизировать работу мотора.

Признаки неисправности

Регулятор холостого хода ВАЗ-2110 – конструктивно простой механизм, состоящий из шагового электромоторчика и подпружиненной иглы, смещение которой и приводит к изменению сечения канала.
Но несмотря на простоту конструкции, ломается эта деталь нередко. Симптомы поломки регулятора ХХ:

Причины поломки. Проверка узла

При включенном зажигании делаем замеры. При исправной цепи показания должны соответствовать номинальному напряжению цепи. Если напряжения нет, следует проверять ЭБУ и реле, отвечающие за питание датчика.

Для удобства проверки самого датчика снимите его с авто. Для этого потребуется только отвертка. Чтобы снять деталь, нужно:

  1. Обесточить бортовую сеть (снять клемму с АКБ).
  2. Найти регулятор (установлен на дроссельном узле).
  3. Отсоединить проводку (предварительно воздействовав на фиксатор).
  4. Выкрутить два винта крепления;
  5. Извлечь регулятор.

Если показания соответствуют, обрыва внутри датчика нет, а его неправильная работа обусловлена подклиниванием иглы.

Существует альтернативный способ проверки, который не требует использования измерительных приборов. Делается такая проверка просто:

  1. Снимаем датчик с авто.
  2. Подсоединяем обратно к нему колодку с проводами.
  3. Запитываем бортовую сеть (подключаем АКБ).
  4. Держа регулятор в руке, прикладываем к нему палец.
  5. Просим кого-то включить зажигание.

Если элемент исправен, в момент включения зажигания игла сместится, что будет хорошо чувствоваться пальцем. Подклинивание иглы устраняется путем промывки. Для этих целей используется WD-40 или чистящий аэрозоль для карбюраторов.

Этими средствами обрабатываем иглу и пружинку. Далее просушиваем датчик и проверяем работоспособность.

Если обнаружен обрыв обмотки в регуляторе или промывка результата не принесла, деталь меняем.

Выбираем регулятор на замену

Перед установкой нового регулятора рекомендуется уплотнительное кольцо промазать тонким слоем моторного масла, чтобы обеспечить плотную посадку детали в посадочное место и исключить вероятность подсасывания воздуха.

Как проверить РХХ на ВАЗ-2112 своими руками: признаки неисправности регулятора холостого хода


Мы уже рассказывали в этой статье, как произвести замену регулятора холостого хода своими руками. Ниже мы расскажем, как проверить этот датчик на работоспособность своими руками. Полная схема датчиков 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112 находится здесь.

На видео показан процесс проверки регулятора холостого хода:

Первый способ проверки РХХ

Проверку РХХ легко можно провести при помощи мультиметра следующим образом:

  • Первым делом проверяются выводы 1 и 2, затем 3 и 4 — исправный датчик покажет значения в пределах 50-80 Ом ;
  • Затем производим замер в парах 2 и 3, 1 и 4 — здесь должна наблюдаться бесконечность значения на мультиметре, что является обозначение нормы.

Второй способ проверки РХХ

Также можно проверить напряжение, которое идёт непосредственно на датчик:

Схема прибора для проверки для сборки

Выводы


Необходимый инструмент для чистки РХХ

Обратите внимание, что в некоторых случаях, для обеспечении работоспособности датчика холостого хода, достаточно всего лишь произвести его чистку со снятием. Достаточно легко это делается при помощи очистителя карбюратора в баллонах, а также его аналогов.

Особенности работы РХХ

На автомобилях ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем устанавливается исключительно инжекторная система впрыска. Она управляется электронным блоком. Для нормального функционирования системы необходимо, чтобы в камеры сгорания поступала смесь в пропорции 14:1. Если она будет содержать меньше или больше бензина, мотор не сможет правильно работать. Но иногда просто необходимо, чтобы в топливную рампу поступало минимальное количество воздуха. Это нужно при запуске холодного двигателя.

Подкапотное пространство ваз 2112

И закрыть подачу воздуха на ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем может одно устройство – регулятор холостого хода. Это электродвигатель шагового типа, который позволяет плавно открывать и закрывать воздушный канал. Причем форма у канала такая, что он перекрывается иглой в форме конуса. При работе регулятора датчик массового расхода воздуха контролирует суммарное количество, которое поступает в топливную рампу.



Как работает РХХ, задачи

Функции, алгоритм работы клапанов холостого хода:

  1. Функциональная задача — дозировка поступления воздуха. Когда заслонка впуска полностью открыта, а электроникой (ЭБУ) фиксируется необходимость форсирования холостых оборотов, то РХХ изменяет расположение во впускном отверстии своего затвора в форме толстой иглы или длинного конуса.
  2. Таким образом регулируется объем поступающего воздуха. Двигаясь, шток создает нужный зазор.
  3. Создается путь с требуемой шириной для воздуха, идущего в обход дросселя, затем смешивающегося с топливом.
  4. Результат — двигатель не глохнет.

Более подробно работа РХХ выглядит так. Если мотор запускается на холоде, ЭБУ активирует клапан на открытие впускного отверстия, одновременно подается больший объем горючего для сгорания. Обороты растут, прогрев ДВС форсируется. При достижении рабочей t° для силовой установки авто моторчик шагового типа РХХ подвигает перекрывающий конус вперед. Воздушный поток сокращается, интенсивность хода падает.

Датчик холостого хода ВАЗ 2112 стабилизирует его и выравнивает, предотвращает глушение дозированием воздуха, когда задвижка впуска закрыта.



Как работает холостой ход?

Большая часть людей, которые мало знакомы с автомобильной техникой, плохо себе представляют, что такое холостой ход двигателя. Вполне возможно, некоторые считают, что этот режим является самым простым в реализации. Но на самом деле это далеко не так, ведь двигателю довольно сложно работать при низких оборотах по таким причинам:

  1. Нужно прилагать усилия, чтобы прогреть холодный бензин до нормальной температуры. Ведь нужно учесть, что при использовании топливной смеси с низкой температурой мотор не сможет работать нормально.
  2. Достаточно низкое значение КПД, следовательно, увеличивается износ деталей. Происходит это по причине того, что между впускным и выпускным коллекторами очень большая разница давления.
  3. В выхлопном газе содержится очень большое количество углекислого газа.

Все это происходит по причине того, что подача топлива осуществляется с очень низкой скоростью. И если неверно произвести регулировку количества поступающего воздуха, мотор не будет правильно функционировать.

Ремонтируем самостоятельно

Почистить ДХХ или заменить в случае неисправности на новый можно и своими руками. Для этих действий не требуется каких-то определенных знаний и умений. Вы покупаете в магазине очиститель для карбюратора. Затем устанавливаете автомобиль на ровную площадку, открываете капот и на корпусе дроссельной заслонки находите РХХ. От минусовой клеммы аккумулятора отсоединяете силовой провод для предотвращения замыкания. После отжатия пластмассовой защелки от датчика холостого хода отсоединяется колодка с проводами.

С помощью крестовой отвертки откручиваете оба крепежных винта. Снимаете датчик. Затем пружину и конусную иглу РХХ ВАЗ нужно очистить от сора и загрязнений. Почистить следует и посадочное отверстие на дроссельном узле. Просушиваете датчик и устанавливаете все назад. Проверяете. Если вы не заметили улучшений в работе двигателя, что свидетельствует о неисправности регулятора, то приступаете к его замене.

Обесточиваете бортовую систему, отсоединяете колодку, откручиваете крепления и снимаете датчик. Прочищаете от грязи воздушный канал дроссельного узла и поверхность для установки уплотнительного кольца. Проверяете уплотнитель на наличие трещин, потертостей. Если они присутствуют, лучше заменить на новый.

Протираете уплотнительное кольцо моторным маслом и накладываете на отверстие дроссельного узла. Вставляете до упора новый датчик, прикручиваете. Присоединяете колодку. Надеваете минусовую клемму. После установки устройства оно должно быть откалибровано. Для этого включаете зажигание на 10 секунд. ЭБУ откалибрует ДХХ самостоятельно.

Неисправности холостого хода

Перед тем как проверить датчик холостого хода ВАЗ-2112, нужно узнать, какие поломки в нем могут произойти.

где находится рхх ваз 2112

Нужно приступить к ремонту, если обнаружите такие симптомы:

  1. Изменение в большую или меньшую сторону частоты вращения двигателя.
  2. При отпускании педали газа не изменяется частота вращения.
  3. При включении дополнительного оборудования (дальнего или ближнего света, обогревателей) происходит существенное падение частоты вращения коленвала.
  4. Если мотор работает в режиме ХХ и начать воздействовать на педаль газа, двигатель глохнет.

А теперь узнаем о причинах появления таких поломок и методах их устранения.







Что такое регулятор (датчик) холостого хода

Рассматриваемое изделие именуется и датчиком, и регулятором (более правильно), а также реже клапаном. Сокращенно — ДХХ, РХХ. На ВАЗ 2110 датчик холостого хода, как и на 2112, ставится с N по каталогу 2112-1148300.

Стоимость РХХ около 400–600 руб., им снабжаются Приоры, Калины, Таврии, Ланосы и Сенсы — проверка, обслуживание детали аналогичные.

Датчик холостого хода поменять на ВАЗ 2112, можно открутив два удерживающих винта. Клапаны всегда находятся стандартно на тыльной части впускного коллектора.

Датчик холостого хода на ВАЗ 2110 — это небольшой клапанный узел измерительно-исполнительного направления. Однако, несмотря на маленькие размеры, при неисправном регуляторе наблюдаются серьезные нарушения в функционировании ДВС: больше расходуется горючее, мощность понижается.

Как проверить регулятор

Сначала нужно узнать, где находится датчик холостого хода ВАЗ-2112. Его вы сможете увидеть на дроссельном узле, недалеко от воздушного фильтра. Перед началом проведения ремонта обязательно зафиксируйте автомобиль, установите его на скорость. В нашем материале мы рассмотрим самые простые и доступные методы диагностики устройства.

Размер регулятора ХХ ВАЗ-2112

Первым делом нужно отключить регулятор от питания, затем проверить величину напряжения. Когда зажигание включено, напряжение должно быть около 12 В. В том случае, если слишком низкое напряжение, нужно проверить аккумуляторную батарею и зарядку. Сопротивление обмотки регулятора должно быть не более 53 Ом.

Старый и новый рхх 2112

Попробуйте включить зажигание и подключить к РХХ провода питания. Шток должен изменять свое положение. Если никаких движений не наблюдается, можно говорить о неисправности прибора.

Признаки неработоспособности датчика холостого хода

Поломки датчика холостого хода 2112 касаются электрочасти или механики устройства. Признаки неисправности:

Как заменить регулятор?

При замене датчика холостого хода ВАЗ-2112 нужно придерживаться такой последовательности действий:

  1. Сначала глушите мотор, даете ему немного остыть и отключаете минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Отсоединяете от регулятора штекер.
  3. Выкручиваете болты крепления корпуса устройства и снимаете регулятор.
  4. В обратной последовательности ставите новый прибор.

Крепления рхх ваз 2112

Процедура настройки выглядит таким образом:

  1. Подключаете к регулятору провода питания.
  2. Обязательно все крепления затягивать как можно сильнее.
  3. Выполняете калибровку после подключения аккумуляторной батареи. Чтобы это сделать, достаточно включить зажигание, но не запускать мотор.

Калибровка заключается в том, что при включении зажигания подается питание на обмотку РХХ, шток двигается из одного крайнего положения в другое, электронный блок управления запоминает число оборотов ротора. Ничего сложного, простая электроника. Как только проведете калибровку, можно приступать к эксплуатации. Если же вы при ремонте увидели, что отверстие сильно загрязнено, прочистите его специальными спреями. И только после этого можно установить новый регулятор.

Проверка работоспособности датчика холостого хода

Идентифицировать поломку надо вручную — самодиагностики нет. Регулятор холостого хода ВАЗ 2110 располагается во впуске после задвижки (корпус дросселя).

Для начала анализируют электрическую часть мультиметром:

Датчик холостого хода ВАЗ-2112: особенности конструкции и замена своими руками


Роль устройства

На инжекторных двигателях, которые устанавливаются на ВАЗ 2110, регулятор ХХ служит для контроля за стабильной работой силового агрегата. Вряд ли вас приятно удивит ситуация, при которой начнут плавать обороты на холостом ходу, то и дело автомобиль будет глохнуть.

Некоторые не знают про еще одну очень важную роль датчика холостого хода — прогрев силового агрегата в случае пониженной температуры воздуха.

Принято считать, что при наличии инжектора, прогревать двигатель нет необходимости. Мнение ошибочное. Не перенапрягайте двигатель, а сперва дайте ему некоторое время поработать без повышенных оборотов. Это положительно скажется на надежности и сроке службы мотора.

Расположение

Внешне РХХ выглядит достаточно просто. Он представляет собой с виду небольшой электродвигатель. В его конструкцию включены три детали:

  • Шаговый электродвигатель;
  • Пружина;
  • Шток с иглой на конце.

А располагается искомый регулятор возле механизма, который отвечает за изменение положения дроссельной заслонки. Сложной системы крепления не предусмотрено. Для демонтажа нужно просто демонтировать крепежные болты.

Как он работает

Функция РХХ заключается в регулировании количества подаваемого топлива. Он может сообщить о необходимости увеличить или уменьшить количество. Важный нюанс заключается в том, что выполняет датчик свои функции непосредственно при включении холостых оборотов.

Само действие увеличения или уменьшения происходит за счет выдвигания или втягивания иглы на конце штока. Игла отвечает за перекрытие ил открытие в необходимой степени специального канала.

Учимся отличать подделку от оригинала

Сегодня многие жалуются на обильное количество контрафактной продукции на рынке автозапчастей.

Если говорить конкретно про регулятор ХХ для ВАЗ 2110, то есть несколько ключевых признаков, по которым подделку можно отличить от оригинала. Ориентируйтесь на эти данные, чтобы не установить случайно на свой автомобиль устройство сомнительного качества и происхождения.

Подделка и оригинал


Подделка и оригинал

  • На подделках черный корпус, выполненный из металла, короче на 1 миллиметр по сравнению с настоящей деталью.
  • На трех белых заклепках на корпусе в случае с подделкой отсутствуют шляпки. В оригинале они должны присутствовать. А диаметр шляпок составляет 3 миллиметра.
  • На подделках пружина выполнена в белом цвете и обладает более частой навивкой. В оригинале навивка реже, а сама пружина черная.
  • Обратите внимание на резиновое кольцо регулятора. На подделках оно черное и тонкое, а в случае с настоящей деталью заметен красноватый оттенок. Плюс толщина больше.
  • Присмотритесь к наконечнику. В подделках он более темный по сравнению с оригинальной запчастью.
  • На упаковке контрафакта отсутствуют отметки, внешне коробки заметно отличаются.
  • На оригинальном желтом стикере, расположенном на корпусе, должна присутствовать внешняя рамка. Изготовители подделок про нее, видимо, забыли.

Как видите, распознать подделку не сложно. Нужно только быть более внимательным к деталям.

Разница в коробках


Разница в коробках

Это интересно: Масло для автокондиционеров – выбор по всем правилам

Как снять РХХ

Если обнаружены признаки неисправности свойственные РХХ, то его нужно будет снять (сначала для проверки). На ВАЗ 2110 данный датчик, имеющий небольшие размеры (легко помещается на ладони) расположен в посадочном месте на корпусе дроссельного узла (можно посмотреть на фото).


В случае необходимости его демонтаж выполнить достаточно легко — он крепится только двумя винтами. В крайне редких случаях требуется снятие всего дроссельного узла ВАЗ 2110.

Выполняется демонтаж в следующей последовательности:

  • ВАЗ 2110 ставится на ручной тормоз;
  • Отсоединяется минусовая клемма АКБ;
  • Отсоединяется жгут проводов подведенных к РХХ;
  • Обязательно зачищается место соединения датчика с корпусом дросселя, чтобы предотвратить попадание грязи, ржавчины в отверстие;
  • Выкрутить винты крепления удерживающие датчик холостого хода ВАЗ 2110.

Как выполнить диагностику регулятора?

Интересующее нас устройство является исполнительным. Располагается оно на дроссельной заслонке, к которой крепится при помощи винтов. Системы самостоятельной диагностики на нем не предусмотрено. В связи с этим водителю приходится внимательно следить за поведением своего автомобиля, чтобы не пропустить симптомы, указывающие на его выход из строя. К таковым относят следующие явления:

На фото - осмотр регулятора холостого хода, sanekua.ru

Вы можете сами продиагностировать работоспособность регулятора. Для этого нужно отключить зажигание, откинуть от РХХ колодку жгута, проверить мультиметром обмотки регулятора на величину их сопротивления. Если устройство работает нормально, оно должно равняться: бесконечности между контактами А и D, С и В; 40–80 Ом между D и С, А и В.

Если озвученные условия не выполняются, необходимо будет заменить регулятор холостого хода.

Фото диагностики регулятора холостого хода мультиметром, avtorial.ru

Некоторые автолюбители выполняют диагностику описываемого устройства иначе. Они отворачивают крепежные винты, демонтируют регулятор, подключают жгуты к нему, а затем кладут на конец его иглы палец (никаких усилий прилагать при этом не нужно). При отключении зажигания пальцем можно ощутить легкий толчок, обусловленный тем, что игла выдвигается в полной мере (согласно принципу действия устройства). Если толчка вы не почувствуете, это означает, что датчик, вероятнее всего, неисправен.

Выбираем регулятор на замену

замена РХХ ВАЗ-2110

Перед установкой нового регулятора рекомендуется уплотнительное кольцо промазать тонким слоем моторного масла, чтобы обеспечить плотную посадку детали в посадочное место и исключить вероятность подсасывания воздуха.

Особенности работы РХХ

На автомобилях ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем устанавливается исключительно инжекторная система впрыска. Она управляется электронным блоком. Для нормального функционирования системы необходимо, чтобы в камеры сгорания поступала смесь в пропорции 14:1. Если она будет содержать меньше или больше бензина, мотор не сможет правильно работать. Но иногда просто необходимо, чтобы в топливную рампу поступало минимальное количество воздуха. Это нужно при запуске холодного двигателя.

Подкапотное пространство ваз 2112

И закрыть подачу воздуха на ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем может одно устройство – регулятор холостого хода. Это электродвигатель шагового типа, который позволяет плавно открывать и закрывать воздушный канал. Причем форма у канала такая, что он перекрывается иглой в форме конуса. При работе регулятора датчик массового расхода воздуха контролирует суммарное количество, которое поступает в топливную рампу.

Как работает холостой ход?

Большая часть людей, которые мало знакомы с автомобильной техникой, плохо себе представляют, что такое холостой ход двигателя. Вполне возможно, некоторые считают, что этот режим является самым простым в реализации. Но на самом деле это далеко не так, ведь двигателю довольно сложно работать при низких оборотах по таким причинам:

  1. Нужно прилагать усилия, чтобы прогреть холодный бензин до нормальной температуры. Ведь нужно учесть, что при использовании топливной смеси с низкой температурой мотор не сможет работать нормально.
  2. Достаточно низкое значение КПД, следовательно, увеличивается износ деталей. Происходит это по причине того, что между впускным и выпускным коллекторами очень большая разница давления.
  3. В выхлопном газе содержится очень большое количество углекислого газа.

Все это происходит по причине того, что подача топлива осуществляется с очень низкой скоростью. И если неверно произвести регулировку количества поступающего воздуха, мотор не будет правильно функционировать.

Неисправности холостого хода

Перед тем как проверить датчик холостого хода ВАЗ-2112, нужно узнать, какие поломки в нем могут произойти.

где находится рхх ваз 2112

Нужно приступить к ремонту, если обнаружите такие симптомы:

  1. Изменение в большую или меньшую сторону частоты вращения двигателя.
  2. При отпускании педали газа не изменяется частота вращения.
  3. При включении дополнительного оборудования (дальнего или ближнего света, обогревателей) происходит существенное падение частоты вращения коленвала.
  4. Если мотор работает в режиме ХХ и начать воздействовать на педаль газа, двигатель глохнет.

А теперь узнаем о причинах появления таких поломок и методах их устранения.

Датчик холостого хода ваз 2112

Где находится

Датчик холостого хода расположен на корпусе дроссельного узла. Датчик холостого хода расположен рядом с датчиком положения дроссельной заслонки. ДХХ крепится двумя винтиками. Так же встречается, что датчик посажен на лак.

Как проверить датчик температуры двигателя по ссылке.

Как проверить

Есть несколько способов проверки датчика. Первый — проверка с помощью мультиметра. Нужно отключить зажигание. Отключить проверяемую колодку от регулятора. Для этого нужно отключить разъем колодки. И далее тестируется целостность обмоток РХХ при помощи мультиметра. В инструкции по пользованию мультиметра описываются все необходимые действия.

Второй способ. Проверка при помощи самодельного тестера. Не во всех автомобилях можно протестировать РХХ при помощи мультиметра. Например, у автомобилей с впрыскивающей системой и проверить сложно и показания будут, скорее всего, неточными. Основная поломка регулятора это закоксование. Если винтовая пара закоксована, то узел начинает периодически заедать, а, значит, в режиме холостого хода двигатель будет работать неравномерно.

Есть специальные тестеры для проверки РХХ, но их покупка не из дешевых. Да и зачем его покупать. Вполне можно изготовить такой тестер своими руками. Берется обычный трансформатор, работающий с напряжением в 6 вольт. Это напряжение подается обычным зарядным устройством мобильного телефона. Для справки — ток переменный. С помощью такого простого тестера, можно протестировать прямой и обратный ход РХХ.

Показателем исправности узла будет свет лампочки. Если внутри регулятора заклинило шток, то свет лампочки будет ярким. Нужно проводить или очистку узла или замену. Если же лампочка горит тускло, то все в порядке — РХХ исправен.

Замена

Выключив зажигание, отсоединяем разъем регулятора.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к дроссельному узлу.

Для наглядности эту операцию выполняем на демонтированном дроссельном узле.

Снимаем регулятор холостого хода ваз 2112.

Перед установкой регулятора очищаем в патрубке седло клапана, воздушный канал и поверхность под уплотнительное кольцо регулятора.

При установке нового регулятора расстояние между концом иглы клапана и монтажным фланцем должно быть не более 23 мм.

Перед установкой смазываем уплотнительное кольцо регулятора моторным маслом. Момент затяжки винтов крепления регулятора 3–4 Н•м.

Признаки неисправности

О неисправностях датчика холостого хода могут говорить следующие признаки :

Плохой пуск ДВС даже при нажатии педали газа. Зачастую это является причиной того, что игла датчика перекрывает канал.

При прогреве автомобиля обороты мотора не повышаются.

Внезапная остановка работы двигателя на нейтральной передаче.

Заметное падение оборотов после включения таких энергопотребителей, как печка, кондиционер, фары и магнитола.

Как проверить регулятор

Сначала нужно узнать, где находится датчик холостого хода ВАЗ-2112. Его вы сможете увидеть на дроссельном узле, недалеко от воздушного фильтра. Перед началом проведения ремонта обязательно зафиксируйте автомобиль, установите его на скорость. В нашем материале мы рассмотрим самые простые и доступные методы диагностики устройства.

Размер регулятора ХХ ВАЗ-2112

Первым делом нужно отключить регулятор от питания, затем проверить величину напряжения. Когда зажигание включено, напряжение должно быть около 12 В. В том случае, если слишком низкое напряжение, нужно проверить аккумуляторную батарею и зарядку. Сопротивление обмотки регулятора должно быть не более 53 Ом.

Старый и новый рхх 2112

Попробуйте включить зажигание и подключить к РХХ провода питания. Шток должен изменять свое положение. Если никаких движений не наблюдается, можно говорить о неисправности прибора.

Причины:

  • сбой работы датчика холостого хода;
  • засорение дроссельной заслонки;
  • сбой работы датчика положения дроссельной заслонки;
  • загрязнение инжектора или карбюратора

Основания для поломки могут быть абсолютно разными, потому при их устранении придётся оперироваться всевозможными действиями.

Необходимо наладить работу автомобиля вы сможете без посторонней помощи. Если уровень осведомлённости или отсутствие свободного времени не дадут вам возможности устранить все дефекты самостоятельно, лучше обратиться за помощью к знающим людям, способным избавить вас от неприятных моментов в кратчайшие сроки.

Как заменить регулятор?

При замене датчика холостого хода ВАЗ-2112 нужно придерживаться такой последовательности действий:

  1. Сначала глушите мотор, даете ему немного остыть и отключаете минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Отсоединяете от регулятора штекер.
  3. Выкручиваете болты крепления корпуса устройства и снимаете регулятор.
  4. В обратной последовательности ставите новый прибор.

Крепления рхх ваз 2112

Процедура настройки выглядит таким образом:

  1. Подключаете к регулятору провода питания.
  2. Обязательно все крепления затягивать как можно сильнее.
  3. Выполняете калибровку после подключения аккумуляторной батареи. Чтобы это сделать, достаточно включить зажигание, но не запускать мотор.

Калибровка заключается в том, что при включении зажигания подается питание на обмотку РХХ, шток двигается из одного крайнего положения в другое, электронный блок управления запоминает число оборотов ротора. Ничего сложного, простая электроника. Как только проведете калибровку, можно приступать к эксплуатации. Если же вы при ремонте увидели, что отверстие сильно загрязнено, прочистите его специальными спреями. И только после этого можно установить новый регулятор.

Замена регулятора холостого хода

  • нестабильные обороты двигателя, плавающая стрелка тахометра
  • зависание оборотов после пуска двигателя
  • затрудненный пуск двигателя — слишком низкие обороты

Если хотя бы один из симптомов имеет место быть, проверка РХХ не помешает. При выявлении неисправности, данный регулятор необходимо заменить на новый. Ремонт этот довольно прост и можно все сделать самостоятельно. Под рукой необходимо иметь следующие инструменты:

  1. Отвертка с крестообразным лезвием
  2. Магнитная рукоятка


Замена РХХ на Приоре своими руками

Прежде чем приступать к выполнению данного ремонта, отключите аккумуляторную батарею, скину минусовую клемму. Конечно, питание на датчики при отключенном зажигании не поступает, но лучше перестраховаться.

Где находится РХХ на Приоре?

Данный элемент системы управления двигателем, находится на дроссельном узле в непосредственной близости к датчику управления дроссельной заслонкой.

  1. Первым делом отсоединяем колодку со жгутом проводов от РХХ, слегка приподняв фиксатор, как это показано на фото ниже.


2. Затем при помощи отвертки с крестовым лезвием откручиваем два винта крепления датчика. Воспользоваться можно как обычной длины отверткой, так и укороченной, как будет удобнее.


3. Теперь аккуратно вынимаем регулятор холостого хода из дросселя, что и продемонстрировано ниже на картинке.


Обратите внимание на состояние данной детали. Если игла вся в черном налете и копоти, то не исключено, что чистка и промывка РХХ поможет решить проблему.


4. Замена осуществляется в обратной последовательности. Перед покупкой лучше переписать каталожный номер детали, которая у вас была установлена, чтобы не было проблем после установки.

Видео обзор по снятию и установке РХХ Приоры

Чтобы прояснить данную тему, лучше ознакомиться с видео отчетом, который был подготовлен мною, и сделанный на примере десятого семейства. Но разницы с 2170 нет никакой.

РХХ на Приору — цена нового регулятора

Данный элемент является не очень дорогим, то в то же время и не копеечным. Цена его зависит в первую очередь от производителя. И особенно, ценники стали отличаться послу роста курса доллара.

Читайте также: