Дети капитана гранта проблемы

Обновлено: 04.07.2024

В моем детстве было три книги, которые стали праздниками. На две из них я уже написал рецензии, это - "Остров сокровищ" и "Пятнадцатилетний капитан", а на третью, вот, пишу сейчас. Из троицы эта книга самая толстая, а, следовательно, и праздник, который она принесла в мое юное читательское сердце, был самый яркий и продолжительный. Хотя, я всячески старался его сократить, помнится, читал я книгу в начале новогодних каникул, то есть, начинал читать в 1979 году, а закончил в 1980, и 31 декабря поставил свой "тогдашний"суточный рекорд, что-то около 280 страниц, так не терпелось мне узнать, что же будет дальше.

И это при том, что каникулы мне тогда были не в радость, приболел я очень неслабым отитом. Но, вот главным лекарством, как раз и стала книга Жюля Верна. А все потому, что эта книга, как никакая другая, излучает неиссякаемый оптимизм, которым и заражает читателя, внушает непоколебимую веру в завтрашний день и в свою удачу. Жюль Верн умудрился не просто написать отличный приключенческий роман, он создал одну из самых оптимистичных книг мировой литературы.

А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер,веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Перед главными героями изначально встает практически нереальная задача, им предстоит найти трех человек, зная только то, что они где-то на 37 градусе южной широты - типичная ситуация из русской народной сказки - "пойди туда, не знаю куда". И все же, с первых страниц ясно, что они с задачей справятся, но эта ясность совсем не убивает интригу, наоборот, она её парадоксальным образом только усиливает, ты не сомневаешься, что у них все получится и вопрос только в том, каким образом будут преодолены очередные препятствия.

Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

А как каскадно автор подает главных героев романа, сначала он знакомит нас с симпатичной четой шотландских националистов Гленорванов и их окружением - кузеном Мак-Наббсом и капитаном Джоном Манглсом, затем он вводит еще более симпатичных отпрысков капитана Гранта - Роберта и Мэри, и, наконец "добивает" читателя неотразимой фигурой Жака Элиасена Франсуа Мари Паганеля! Паганель влюбляет в себя любого, держащего в руках том романа, и страницы, на которых он прописался, становятся самыми яркими.

Спой нам,ветер, про чащи лесные
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные,
Про мускулы стальные
Про радость боевых побед!

Ну, и сочные, как бифштексы с кровью, приключения! Патагонская эпопея (именно на ней я поставил свой количественный рекорд, о котором уже упоминал), и австралийская так плотно насыщены событиями, так высоко поддерживают уровень адреналина в крови читателя, заряжают такой могучей порцией оптимизма.

Когда книга заканчивается, тебя переполняет уверенность, что, ждущая тебя впереди жизнь, будет увлекательным и успешным приключением, что все у тебя получится, все цели, которые ты поставишь перед собой, будут достигнуты.

Спой нам ветер про славу и смелость,
Про ученых, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось,
Чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!

Именно эту тенденцию смогли уловить постановщики советского фильма 1936 года, в результате получилась версия еще в большей степени оптимистичная. Безусловно, этому способствует просто гениальнейшая музыка Исаака Дунаевского. Оптимизм и энтузиазм живут где-то рядом, по крайней мере, я, оказываясь в районе шоссе Энтузиастов неизменно реагирую на это название, вспоминая фильм Вайнштока. Именно фильм, а не просто роман Верна, скорее всего, дело как раз в музыке и песнях.

Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
Все весенние песни земли,
Чтоб трубы заиграли,
Чтоб губы подпевали,
Чтоб ноги веселей пошли!

Не помню у кого из ветеранов ВОВ в воспоминаниях мне попадалось, что из кинокартин, которые крутили на фронте, самыми вдохновляющими были "Весёлые ребята" и "Дети капитана Гранта". Между прочим, в обоих случаях - Дунаевский.

Есть у меня мечта - как-нибудь под Новый год простудиться, послать всех подальше, забраться на весь день в постель, снять с полки толстенный том Жюля Верна с "Детьми капитана Гранта", благо он у меня есть, и снова пережить те ощущения, что были тогда - на стыке семидесятых и восьмидесятых. Хотя умом понимаю - "не повторяется такое никогда".

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
Кто весел -тот смеется,
Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - тот всегда найдет!

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36

Тема: Я Вам советую прочитать: по следам капитана Гранта

Автор проекта:

Наставник проекта: Соснина И.М.,

учитель русского языка и литературы

1. Аннотация наставника

3. Теоретическая часть

3.1. Слово о Жюль Верне

3.2. Мое любимое произведение и его экранизация

4. Практическая часть

4.2. Результаты анкетирования

4.3.1. Герои (персонажи)

5. По следам капитана Гранта

5.2. Заглянем в гости

7. Список литературы

Аннотация наставника

Автор проекта обращается к данной теме с целью привлечь внимание сверстников к чтению художественной литературы, вызвать интерес к творчеству Ж. Верна, показать, что художественное произведение может быть многогранно: помимо захватывающего сюжета, неординарных личностей героев и их судеб, в книге раскрываются научные и географические данные. Таким образом роман- это не только выдуманная история, но и источник знаний из различных научных областей, что способствует расширению кругозора читателя.

Учащийся провел исследование, результаты которого оказались не утешительны, анкетирование показало, что большинство сверстников не знакомы с творчеством Ж. Верна, не стремятся к прочтению дополнительной художественной литературы. Данный факт подтверждает актуальность работы.

Проект можно считать межпредметным, т.к. в ходе работы автор применял знания по таким учебным дисциплинам, как история, география, информатика, литература.

Тип проекта: творческий.

Работа над проектом учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, конкретизировать и анализировать изученный материал и полученные в ходе работы данные. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает творческие и коммуникативные способности детей.

"Так уж создан человек: в нем всегда живет потребность создать что-нибудь прочное и долговечное, которое бы его пережило, и в этом до известной степени заключается господство человека над всем остальным".

Одним из таких долговечных явлений в мире человека является книга. Книга играет важную роль в развитии человека, помогает расширить кругозор, развивает память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она учит человека думать и принимать решения, способствует формированию собственного взгляда на мир. Часто хорошая книга позволяет объяснить те вещи, которые трудно точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры позволяют усвоить правила поведения, понять отношения между людьми, научиться законам жизни в обществе.

К сожалению, современное поколение читает очень мало, поэтому привлечение школьников к чтению литературы, причем классической хорошей, качественной литературы является актуальной задачей.

Я выбрал эту тему потому что, на мой взгляд, Жюль Верна сильно недооценивают, а ведь он вкладывает в характер своих героев самые правильные моральные ценности.

В своё повествование часто вставляет настоящие научные факты, тем самым позволяя читателю одновременно с познаванием сюжета истории познавать и научную информацию. Вместе с героями читатель путешествует по необыкновенным местам всего земного шара.

А также, поскольку Жюль Верн писал истории, в которых постоянно встречались учёные разных сфер деятельности среди главных героев, то из этого следует, что творчество Жюля Верна может понравиться любому. Просто не все смогли пробиться через некоторое занудство автора. Именно это я и хочу помочь преодолеть начинающим читателям.

Цель проекта: п ривлечь внимание сверстников к книгам, к чтению, д оказать, что книга в век компьютеризации и цифровых технологий является одним из основных источников развития человека как личности;

1. Собрать информацию о французском писателе- Жюль Верне.

2. Познакомить с творчеством Жюля Верна.

3. Подготовить обзорную информацию о книгах Жюля Верна и экранизациях на его произведения.

6. Краткий обзор некоторых географических объектов.

7. Изучить литературу и интернет-источники по данной теме.

8. Провести анкетирование среди учащихся, чтобы определить степень осведомленности учеников о произведениях автора.

3. Теоретическая часть

3.1. Слово о Жюль Верне

Жюль Верн — французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Член Французского Географического общества. (Приложение 1). Он родился 8 февраля 1828 года в старинном французском городе Нанте. Это один из крупнейших портов Франции, откуда океанские парусники совершали рейсы к далеким берегам самых разных стран, отсюда и прослеживается романтическое настроение приключений в творчестве Ж. Верна.

Отец его был юристом, а мать, наполовину шотландка, получила прекрасное образование и занималась домом. Жюль был первым ребенком, после него в семье родился еще один мальчик и три девочки.

Последние романы писателя отличаются от первых. В них чувствуется страх. Писатель отрекся от идеи всемогущества прогресса. Он начал понимать то, что многие достижения науки и техники будут использоваться в преступных целях. Надо отметить, что последние романы писателя не пользовались популярностью. Писатель умер в 1905 году от сахарного диабета. Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Многие его романы, не изданные и не законченные при жизни, издаются сегодня.

Таким образом, за 78 лет жизни Ж. Верном было написано около 150 произведений, в том числе документальных и научных работ (только романов 66, из которых некоторые неоконченные).

3.2. Моё любимое произведение и его экранизация

В этой книге самый, по моему мнению, хороший и грамотный юмор, да и вообще он здесь есть, поскольку в других произведениях Жюля Верна его либо вовсе нет, либо есть, но очень дозированно.

Экранизация

Кстати, это вторая попытка экранизировать роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Первая, одноимённая, была снята в далёком 1936 году режиссёром Владимиром Вайнштоком. Говорухин же решил немного изменить название, дабы избежать путаницы.

Сюжет фильма

4. Практическая часть

4.1. Анкетирование

Для того, чтобы определить, на сколько подростки, учащиеся моей школы знакомы с

творчеством Ж. Верна, определить актуальность моей работы, я провел опрос среди учеников 7 и 8 классов. В анкетировании участвовало около 100 человек.

Для учащихся были представлены следующие вопросы:

1.Знаете ли вы, кто такой Жюль Верн: __да __нет

2. Знакомы ли с творчеством Жюль Верна: __да __нет

3. Если да, то насколько:

__Приблизительно (что-то слышали, урывками смотрели фильмы по книгам).

__Углублённо (читали книгу (книги), смотрели фильм (фильмы)). Какие?

4.2. Результаты анкетирования


По результатам анкетирования, можно сделать вывод, что большая часть респондентов не знакомы с творчеством Ж. Верна, что, на мой взгляд, является большим упущением, т.к. его произведения не только интересны и увлекательны, но и расширяют кругозор человека, знакомя его с географическими, историческими данными. Поэтому главная задача моей работы – привлечь внимание сверстников к творчеству Ж. Верна, является актуальной.

4.3.1. Герои (персонажи)

Элен Гленарван – супруга лорда, отважная, добрая женщина.

Роберт и Мери Грант – дети капитана Гранта.

Жак Паганель – французский ученый, географ, чрезвычайно эрудированный и рассеянный человек.

Майор Мак-Наббс – двоюродный брат лорда Гленарвана.

Том Остин – помощник капитана Джона Манглса.

Талькав – индеец, ставший другом для всех членов экспедиции.

Гленарван и его жена знакомятся с детьми капитана Гранта – Мэри и Робертом, которым по 16 и 12 лет соответственно. Лорд собирает команду для дальнего путешествия. Желание оказать помощь в поисках пропавшего капитана выказали многие. Это и жена Эдуарда Гленарвана – Элен, дети капитана, а также майор Мак-Наббс - близкий родственник лорда, скромный пожилой человек; Том Остин - помощник капитана, опытный моряк и просто храбрый и достойный человек; Джон Манглс – также родственник Гленарванов, молодой человек, капитан корабля, умный и смелый. И, кроме того, в числе команды было еще двадцать три человека помощников и матросов.

На следующий день после того как корабль отчалил в море, среди членов команды оказывается еще один человек, совершенно случайно по собственной рассеянности оказавшийся на борту. Выясняется, что зовут его Жак Паганель, а попал он на борт, перепутав корабли. Узнав о цели предприятия, он решает остаться с командой и плыть вместе с ней в Южную Америку.

Согласно полученным сведениям, капитан Грант должен находиться в плену у индейцев. Поэтому команда решается остановиться у берегов Патагонии. Часть команды отправляется к ее западному побережью, остальные, в том числе и дети капитана, должны оставаться на корабле и плыть к восточной части Патагонии.

Пережив множество опасных приключений, путешественники начинают понимать, что не совсем верно истолковали информацию о местонахождении капитана Гранта. Как оказалось, целью экспедиции должна быть Австралия, а не Южная Америка. Прибыв в Австралию, они встречают одного ирландца. Тот приглашает их на свою ферму и любезно отвечает на все их расспросы. Однако рассказать что-либо о капитане Гранте и затонувшем корабле он не может, так как ничего об этом не слышал.

Вскоре выясняется, что один из работников ирландца является матрос разбившегося корабля, а капитан Грант, по его словам, находится в плену у туземцев на восточном побережье Австралии. Преодолев огромный путь и множество препятствий, команда снова оказывается не у дел. Все вместе они принимают решение вернуться в Европу, но корабля больше нет, а регулярные рейсы ходят только из Новой Зеландии.

Оказавшись на месте, команда попадает в плен к местным дикарям, которые к тому же еще и оказываются людоедами. Чудом спасшись от, казалось бы, неминуемой гибели, друзья достигают восточного побережья Зеландии. Вскоре выясняется, что боцман Айртон был высажен с корабля по решению Гранта за попытку поднятия мятежа. Айртон просит высадить его на острове Табор, что и делает Гленарван. Но вдруг оказывается, что именно здесь нашли пристанище те самые трое пропавших моряков: капитан Грант и двое матросов. Теперь команда в обновленном составе готова вернуться обратно в Европу.

5. По следам капитана Гранта

Помимо захватывающих приключений, ярких образов героев в романе интересен и сам маршрут путешествия, который по ходу чтения романа я попытался воспроизвести.

http://az.lib.ru/img/w/wern_z/text_1868_les_enfants_du_capitaine_grant/text_1868_les_enfants_du_capitaine_grant-5.jpg

Лорд Гленарван решает пересечь Австралию в поисках капитана Гранта вдоль 37 параллели. Сама яхта под командой помощника капитана Тома Остина направляется на ремонт в Мельбурн и должна ждать там дальнейших инструкций Гленарвана.

У её западных берегов судно терпит крушение, но Гленарвану со спутниками удаётся собрать из его обломков самодельный плот и достичь на нём берега.

Следуя тексту, был составлен следующий маршрут:

из Глазго через Атлантический океан к берегам Южной Америки

о-ва Зеленого Мыса (Кабо-Верде), пересекает экватор

о. Огненная Земля

Патагония, (в месте её пересечения с 37 параллелью).

мыс Горн принять их на восточном

у мыса Коррьентес.

(Путешественники пересекает Патагонию)

переход через Анды (Кордильеры) в Чили.

пампасы (южноамериканская степь),

аргентинские равнины (Лаплатская низменность).

Путешественники плывут на восток по 37 параллели, пересекают Индийский океан.

высаживаются в юго-восточной Австралии.

(Путешественники пересекает Австралию)

(Путешественники пересекают Новую Зеландию)

западные берега Новой Зеландии

восточные берега Новой Зеландии

остров Табор (Риф Мария-Тереза)

Мне удалось составить карту маршрута: общая карта маршрута (приложение 6); карта маршрута по Южной Америке (приложение 7); карта маршрута по Австралии и Новой Зеландии (приложение 8).

5.2. Заглянем в гости

В своей работе я решил немного рассказать о некоторых географических объектах, в которых побывали путешественники.

Глазго - самый большой город в Шотландии, а также он занимает четвертое место по численности населения среди городов Великобритании, после Лондона, Бирмингема и Лидса.

Название "Глазго" происходит от кельтского выражения, означающего «зеленую долину " или "дорогое зеленое место".

В былые времена, Глазго процветало от судостроения и машиностроения. Сейчас город Глазго центр шотландского кино, театра, литературы, музыки и дизайна, захватил внимание всего мира. Город имеет более чем 20 музеев и галерей. (Приложение 9)

Магелланов пролив - Открытый в 1520 году, Магелланов пролив имел важное значение для мировой торговли до строительства Панамского канала и до сих пор используется кораблями, огибающими самую южную часть южноамериканского континента. Он считается довольно сложным маршрутом для навигации в связи с непредсказуемыми ветрами, течениями и узостью пролива в некоторых местах. В наши дни любой желающий может пойти по стопам ранних мореплавателей и увидеть то же, что видели они, совершив путешествие вдоль Магелланова пролива. (Приложение 10)

Патагония - Область Южной Америки, которой владеют Аргентина и Чили. Суровая и прекрасная, предлагающая не комфортный отдых, а настоящие испытания, Патагония притягивает к себе путешественников, стремящихся одержать победу не над природой — над собой, и не разочаровывает их: это возможно.

Остров Тристан-да-Кунья - Архипелаг Тристан-да-Кунья, расположенный в южной части Атлантического океана – самое удаленное на планете обитаемое место. До побережья ЮАР отсюда более 2800 километров, а до Лондона – все десять.

Тристан-да-Кунья – остров вулканического происхождения. Только малая часть острова доступна для жизни. В настоящее время на Тристане-да-Кунья проживает 261 человек, которые с гордостью считают его своим домом.
Основным источником дохода для жителей служит фабрика по лову и переработке лобстеров и омаров. (Приложение 13)

Остров Табор или риф Мария-Тереза - Остров Табор или риф Мария-Тереза, очень знаменит. Именно там (если верить Жюль Верну) ждал спасения капитан Грант. Именно там был оставлен в одиночестве страшный злодей Айртон.

И что же тут необычного? Мало ли других островов, гор, рек или пустынь, где разворачивались действия других известных романов?

Не совсем обычно тут только одно - ни острова Табор, ни рифа Мария-Тереза, в природе никогда не существовало. Совсем. Это - острова-призраки, вымышленные земли, которые упорно наносились на карты мира вплоть до 70-х годов 20-го века. Говорят, что сам Жюль Верн искренне верил в существование острова Табор.

Как так получилось? Одна из гипотез говорит, что истории известны случаи, когда большие скопления лёгкой вулканической пемзы, дрейфующие на поверхности океана, принимались за острова. И не мудрено - пемза обильно обрастала водорослями и, в некоторых случаях, на подобных островах находили приют и устраивали гнездовья птицы. А птицы в океане - это первый признак близкой земли. (Приложение 14)

Увлекательный и необычайно динамичный сюжет романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” держит в напряжении читателя от самого начала, момента обнаружения таинственной записки, до счастливого финала, нахождения капитана Гранта.

Очень много интересных и опасных приключений предстоит пережить мужественным героям романа, но они успешно преодолеют любые трудности.

Особый шик роману придают достоверные детали местного колорита. Автор словно уподобляется своему герою, Жану Паганелю, и описывает страны и народы, о которых только читал, но так точно, что создается впечатление, словно Верн сам проделал этот далекий путь.

Читатель побывает в Патагонии, Австралии, Новой Зеландии и закончится путешествие на островах Тихого океана.

Главные герои романа:

  1. Лорд Гленарван. Богатый, добрый, смелый, настойчивый.
  2. Жак Паганель. Географ, француз, рассеянный, но очень умный.
  3. Мак-Наббс, майор. Брат Гленарвана. Мужественный, невозмутимый, сильный.
  4. Роберт Грант. Сын капитана. Добрый и смелый мальчик.
  5. Мэри Грант. Старшая сестра Роберта. Красивая и нежная.
  6. Элен Гленарван, жена лорда. Просто добрая и красивая.
  7. Джон Манглс. Капитан яхты “Дункан”, потом муж Мэри.
  8. Айртон. Главный злодей. Боцман “Британии”. Бандит и пират.

Читайте по теме:

Главная мысль романа:

Если не отступать перед трудностями и не опускать руки, то любая проблема окажется решена, тем более если рядом верные друзья.

Мир вокруг нас полон тайн и загадок, но он необычайно интересен. Исследовать окружающий мир - вот цель, достойная жизни человека.

Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

Жюль Верн - Дети капитана Гранта

В эту книгу я погрузилась с самых первых строк, я волновалась за каждого героя, ждала продолжение событий которые происходили с главными героями романа, я представляла каждое слово у себя в голове, мне самой захотелось понаблюдать за каждым шагом гленарван и его команды. Книга наполнена приключениями и различными происшествия ми

Хочу посоветовать эту книгу!

26 мая 2021 г. 22:27

4.5 Кругосветное путешествие по 37й параллели южной широты

Жюль Верн во всей красе! Познавательно, увлекательно, интересно и местами даже очень опасно! Книга на любой читательский вкус и на любой возраст. Ведь главными героями этой книги являются не только дети капитана Гранта - 12-летний Роберт и 16-летняя Мэри, но и вся команда корабля - и капитан Джон Манглс, и лорд и леди Гленарван, и майор Мак-Наббс, и географ Жак Паганель, и много других.

В предисловии к книге много сказано не только о самом писателе и его изобретательских талантах, о его многочисленных морских романах, насыщенных не только приключениями, но и географическими сведениями, - самое интересное, во вступлении к книге есть много моментов, как, кого и почему Жюль Верн подбирает для романа. И потом, читая книгу, выискиваешь эти мелочи, упомянутые вначале, и проникаешься все глубже…

ArinaVishnevskaya ArinaVishnevskaya написала рецензию

2 октября 2021 г. 17:40

2 К сожалению.

Жюль верн - легендарное имя. Трудяга, написавший огромное количество книг, человек предсказавший величайшие открытия, всемирноизвестный писать. Я уважала его заранее и не смотря на то, что слегка разочарована его книгой, уважаю до сих пор. Всё-же классиков не судят. И так, постараюсь быть краткой. Из этой книги можно несомненно узнать много всего про географию, Австралию, Южную Америку и прочее и. Это единственный её плюс. Помню, когда её нам задали читать на лето, я открыла книгу, прочитала 10 страниц и кинула. Было скучно. Но к школьному вызову я просто заставила себя сесть за неё ещё раз. Что интересно, я зачиталась первой частью(книга делится на три). Я всегда интересовалась Южной Америкой именно как дикой и романтической страной индейцев, и тут Верн не подвёл. У главных героев…

5 сентября 2021 г. 23:10

Книга позволила заново ощутить детскую жажду открытий и приключений, когда достижение цели убирает страх перед неизвестными препятствиями. Сейчас сложно представить, чтобы кто-то спокойно отправился на поиски неизвестного ему человека, когда и результата может и не быть. Потому было приятно следить за командой "Дункана" и отважным лордом Гленарваном, который в свою очередь помог своими силами соотечественникам в беде, когда власть Шотландии отвернулась от Гранта за его политические устои. Жуль Верн полностью описал и своих героев и их непростой путь, можно получить любые эмоции: смех от споров "чудачка" Жака Паганеля и сдержанного майора Мак-Наббса, страх перед встречей с природными стихиями, ненависть из-за неудач и мерзость от красочных описаний каннибализма. Под конец у меня был…

12 сентября 2021 г. 17:50

5 Данного произведения однозначно не хватает в школьной программе!

Наверняка намного увлекательнее было бы читать эту книгу в школьном возрасте, но и на сегодняшний момент было довольно интересно. Легко было предсказать некоторые события, поэтому желательно сильно не фокусироваться на том, а что же может быть дальше. Из героев меня покорил, конечно же, географ Паганель с его комичной забывчивостью, которая, кстати говоря, спасла жизни всей команде путешественников. Очень понравился стиль Жюль Верна и то, насколько ярко он описывал флору и фауну как Южной Америки, так и Австралии. Увлекательно иногда погрузиться в совершенно другой мир и почувствовать себя немного моряком и по сопереживать героям в моменты урагана или захвата их туземцами. Было бы идеально ввести данное произведение в школьную программу, так как оно имеет не только увлекательный сюжет,…

Читайте также: