Диагностика ходовой части камаза

Обновлено: 02.07.2024

Многие автосервисы прямо-таки зазывают к себе клиентов сделать диагностику ходовой. Деньги за это просят разные, в гаражах сделают и за сто рублей. Действительно, никакого дорогого оборудования для этого не надо (проверку углов развала и схождения в диагностику обычно не включают). Нужны только подъёмник, монтажка, немного сил в руках и внимательность. То есть ничего сложного в этой процедуре нет, а так как проводить её периодически просто необходимо, расскажем, как это делают в сервисе, и можно ли сделать её самостоятельно.

Зачем нужна диагностика?

Начнём с простого вопроса: почему иногда нужно проверять подвеску?

П ервый случай – хрестоматийный. То есть что-то внизу стучит, лязгает, щёлкает, а иногда – грохочет и отдаёт в руль и пятую точку. Это – особо запущенный случай, когда менять надо уже обычно не копеечный сайлентблок, а сразу несколько элементов. В этом случае проведение диагностики поможет выявить все неисправные детали, тут всё очевидно.

DSC_0729

Про рычаги и стойки

Приношу свои извинения владельцам премиальных автомобилей с пневматическими подвесками или сложными многорычажками. О диагностике таких подвесок мы поговорим в следующий раз, сегодня же речь пойдёт о самых простых типах подвесок: передней МакФерсон и задней полузависимой балке. Это – самые распространённые конструкции на бюджетных автомобилях. Начнём с передней.

История независимой подвески МакФерсон довольно долгая: в следующем году можно будет смело сдвинуть бокалы за её семидесятилетие. В 1948 году подвеску инженера GM Эрла Макферсона использовали на автомобиле Ford Vedette. Впрочем, есть мнение, что хитрый американец идею независимой подвески украл у чуть менее удачливого итальянца Гвидо Форнака, который предлагал её Фиату. Даже если это хотя бы отчасти правда, Макферсон значительно переработал идею Форнака и довёл её до ума.

Так же было бы несправедливо считать, что всё, что сделал Макферсон, – это убрал верхний рычаг с шаровой опорой в двухрычажной подвеске и придумал, как крепить амортизатор к крылу с помощью чашек и опорных подшипников. Подвеска получилась более лёгкой, дешёвой и отлично подходила для массового производства в недорогих серийных автомобилях. За идею ухватился Форд (массово и недорого – то, что нужно!), и уже на более поздних Ford Zephyr 1950 года и Ford Consul 1951 года подвеска типа МакФерсон использовалась безоговорочно (в ситуации с Vedette о серийном производстве говорить, наверное, рано – французское подразделение Ford France SA за шесть лет выпустило их не слишком большим тиражом, и про автомобиль бы забыли, если бы он не стал первым с МакФерсоном). Итак, что же придумал американский изобретатель?

Основным отличием новой подвески было то, что она стала независимой, но не намного дороже распространённой в то время балки. Основные элементы конструкции – подрамник, нижние рычаги, амортизационные стойки с пружинами, поворотный кулак и стабилизатор поперечной устойчивости. Есть, конечно, и более мелкие детали (шаровые опоры, стойки стабилизатора, сайлентблоки и прочее), но вряд ли их можно назвать основными частями подвески. Тем не менее, как раз их неисправности встречаются чаще всего.

В целом же подвеска получилась очень надёжной, хотя вначале механики не были в восторге от конструкции. Им, например, не нравилась довольно сложная процедура замены амортизатора, а способ крепления верхней части стойки к кузову через опорный подшипник вызывал их опасения за ресурс кузова (к тому же несущий кузов тогда сам по себе был штукой новой и не вполне оценённой, хотя именно подвеска Макферсона стала первой независимой передней подвеской на автомобиле с таким типом кузова).

О том, что такое полузависимая задняя подвеска, мы уже говорили. Там стучать в принципе нечему, а если что-то стучит, то нет слов, чтобы описать степень запущенности автомобиля. Это либо полностью сухие амортизаторы, либо драные в клочья сайлентблоки балки, либо сломанная пружина. Но это не значит, что осматривать там нечего. Например, банальный износ сайлентбоков балки значительно снижает управляемость, что особенно заметно будет в колее. Ну, а про езду с сухими амортизаторами даже говорить не буду – как весело прыгает такая машина, знают многие.

На этом теоретическую часть позвольте считать законченной, давайте смотреть автомобиль во всей его красе (или безобразии – диагностика скажет точно).

Передняя подвеска

Диагностика передней подвески начинается с… поднятия крышки капота. Да, пока машина стоит на земле (это важно, подвеска должна быть под нагрузкой), осматриваем верхние опоры стоек. Нас в первую очередь интересует зазор между чашкой и кузовом (брызговиком). На фотографии видно, что в зазор проходит отвёртка.

XH9xhzWOYgg

Пока ничего страшного в этом нет, но если зазор приблизится к полутора сантиметрам – верный признак неизбежности замены верхних подушек. Ну, и заодно пытаемся раскачать машину: если она делает более двух качаний после окончания раскачки – амортизаторы пора менять (по-моему, это первое, что делает любой потенциальный покупатель средней степени грамотности, это классика жанра). Теперь машину можно поднять на домкрат (лучше все же на гидроподъемник) и посмотреть на амортизаторы сбоку: никаких подтёков быть не должно. Если же они есть, то задумываемся о новых амортизаторах.

DSC_0685

Теперь пришла пора взять машину за колёса, точнее, за одно. Колесо качаем в обоих направлениях, и вправо-влево, и вверх-вниз. В первом случае можно услышать стуки рулевой тяги или (что бывает чаще) наконечника тяги. Если такой обнаруживается, то придётся позвать помощника, и пока один будет дёргать колесо, второй сможет определить причину звука точнее. Для этого надо будет хорошенько ухватиться за тягу и посмотреть, где появляется люфт – в рейке или в наконечнике.

DSC_0689

DSC_0687

Посторонний звук при раскачке вверх-вниз говорит об износе шаровой опоры. Впрочем, если никакого звука или люфта нет, это ещё не значит, что она в порядке, её будет необходимо проверить ещё раз уже с помощью монтировки (об этом чуть ниже).

Теперь просто раскручиваем колесо. Наша задача – оценить состояние ступичного подшипника. Если слышен гул или скрежет – ему пора на помойку прямо сейчас. Теперь ещё раз раскручиваем колесо и одной рукой хватаемся за пружину. Если подшипник только собирается отдать богу ролики, то на пружине будет ощущаться характерная вибрация. Если она чувствуется, то скоро появятся и гул, скрежет и, может быть, новый подшипник.

DSC_0690

Берём в руки монтажку и лезем под машину. Вот тут точно уже никакой домкрат не поможет – нужен подъемник, так что без автосервиса не обойтись.

Сначала проверяем сайлентблоки рычагов. Их надо будет двигать как в продольном, так и в поперечном направлениях, используя в качестве опоры подрамник. Небольшой люфт будет обязательно (резина не может не деформироваться), но и он заметен только после приложения существенного усилия. Сайлентблоков четыре (по два на рычаг), и если какой-то из них люфтит больше остальных, это будет сразу заметно.

DSC_0700

DSC_0698

Теперь возвращаемся к шаровой опоре. Сильный износ будет заметен, если обеими руками покачать рычаг около шаровой вверх-вниз. Сомневаетесь в своих силах – монтажка вам в помощь. Вставляем её между кулаком и рычагом и качаем – тут люфта быть не должно вообще.

DSC_0702

Рулевая рейка не относится к подвеске, но её существенный износ можно также диагностировать руками: берёмся за тягу и шатаем её вверх-вниз. Никакого люфта или стука быть не должно. Впрочем, их отсутствие – условие необходимое, но не достаточное, как говорят математики. То есть если ничего не стучит, это ещё не говорит об идеальном состоянии рейки, там подводных камней может быть много. Зато если люфт есть, её точно нужно будет ремонтировать или менять.

DSC_0707

И последними смотрим стойки стабилизатора. Худший случай – это если сломалась сама стойка, такое бывает, тем более что на наших дорогах их вообще можно считать расходным материалом. На некоторых машинах можно увидеть дефект на резиновых частях, но это не наш случай.

DSC_0726

Итак, спереди осмотрено почти всё, остаётся проверить нижнюю подушку двигателя (и/или КПП, тут всё зависит от модели автомобиля), которая никак не входит в ходовую часть, но призывно торчит снизу, а иногда требует слишком частого осмотра (привет, любители Пежо!). Качаем так же монтажкой – руками и глазами тут ничего не сделаешь. Зато с помощью монтажки дефект обнаружить несложно, разрыв подушки обычно виден сразу.

DSC_0723

Теперь переходим назад

Задняя подвеска

Начинаем процедуру с колёс – так же, как и спереди. Но сзади нет шаровых опор, поэтому проверяем пока только подшипники ступиц. Так же крутим, слушая звук, затем кладём руку на пружину. Если ничего подозрительного нет (люфта, звука или вибрации), то подшипник можно считать исправным. Лезем под машину.

Смотрим амортизаторы. Сначала ищем следы подтёков, затем с помощью монтажки проверяем сайлентблоки внизу амортизаторов. Идеально было бы заметить расслоение сайлентблока, но вряд ли получится увидеть его без опыта.

DSC_0712

DSC_0713

Зато отслоение резины от втулок на сайлентблоке балки не заметить невозможно: тут и зацепиться монтажкой проще, и деталь крупнее. Правда, я как-то видел машину, где износ этого сайлентблока был виден невооружённым глазом: он был просто порван, и балка висела на болту в кронштейне. Хотя в этом случае стук будет хорошо слышен на ходу, а вот в случае возрастного износа звуков балка издавать не будет, хотя отчасти дефект будет заметен на глаз (неправильный развал заметить можно). И, наконец, смотрим на пружины. То, что они просели ещё при Советской власти, заметить можно не всегда, а вот если пружина сломана – это видно.

DSC_0719

DSC_0716

Тут отдельной строкой можно упомянуть торсионные балки машин концерна Peugeot-Citroen с подшипниками в рычагах – они к дешевым никак относиться не могут, полный ребилд конструкции тянет на 50-60 тысяч. Но поскольку тема специфическая, мы вернемся к ней отдельно.

Вместо заключения

Мне нужно было отремонтировать форсунки в автомобиле. Записали меня очень быстро и оперативно приняли. Мастера-профессионалы. Быстро, качественно, чётко всё сделали. Я очень остался доволен и теперь всем рекомендую обращаться только сюда. Езжу на…

Диджитал Дизель

Пока не нашёл
Ужасно просто ужасно. Приехал с тнвд после ремонта, попросил вскрыть МОЙ тнвд при мне, чтобы мастера смогли убедиться, что он чистый, для того чтобы в будущем без вопросов поставить на стенд, потому что уже были случаи, когда у меня…

СМ-Сервис

Технология Движения

АвтоДизель

Сбв-авто

Делал здесь топливный насос на своем дизельном туареге, ведь новый стоит не
дешево. Перебрали мне его очень качественно, сейчас с машиной никаких проблем. В
итоге благодаря этому автосервису я сэкономил кучу денег.

Авто Платформа

Добрый день! Нужно было нестандартное решение по ремонту ГАЗели. Обратился автосервис АвтоПлатформа. Взялись за ремонт без проблем. Сделали все аккуратно и быстро. Хороший сервис за приемлимые деньги.Остался очень доволен! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!

Hypertune

Евродизель центр

Авторусь

Купил не тот аккум (слишком слабый), мужик в отделе замены запчастей немного поморщился, но поменял с моей доплатой на более мощный, хотя прошло уже 3 недели и тот аккум я использовал. Большое спасибо за человеческое отношение, буду покупать тут.

SVKMotors

Ребята, молодцы, выручили в нужный момент и не пришлось ждать записи, как в других местах. Заехали с одной проблемой, при разборе вылезли мелочи, такие, как сломанные шпильки и сорванные резьбы. В итоге всё равно удалось уехать вовремя и…

Нара Авто Транс

Отличный сервис персонал отзывчив и вежливый ремонт всех виды техники и холодильного оборудования есть уютная комната отдыха можно перекусить и попить кофе всегда обращаемся к ним советую и ставлю 5 с +!

Авто-статус

Категорически не рекомендую обращаться в этот сервис.Отдал новую катушку для замены,в последствие оказалось что со старой катушкой все в порядке а новую просто прикарманили.Ругаться и разбираться нет ни времени,ни желания.Сам лопухнулся,надо было…

Техцентр Толстопальцево

Доволен этим сервисом… мастера адекватные все проверили, подробно показали и объяснили, быстро нашли и устранили неисправность. До этого нигде не могли найти стук в подвеске, объездил кучу мест поблизости.

Автосервис car Craft

Эксперт Авто

Как и любой механизм, автомобиль начинает давать сбои в работе со временем. В автосалоне Эксперт Авто выполняют комплекс услуг по обслуживанию авто. Здешние мастера окажут ему должное внимание и постараются вернуть вашей машине надлежащий вид.

Cummins

Наша компания занимается ремонтом двигателей Cummins, так же мы занимаемся продажей запчастей к этим двигателям, есть выездная диагностика

Экстра-Сервис АвтоСити

Как и любой продукт инженерной мысли, автомобиль может ломаться при длительной эксплуатации. В автосервисе Экстра-Сервис АвтоСити предлагают комплекс работ по выявлению и устранению недочётов авто. Местные мастера окажут ему посильное внимание и…

All4Motors

Темниково

Выражаю огромную благодарность коллективу автосервиса за исключительно теплое отношение к проблемам клиентов и высокое мастерство в своей профессиональной деятельности. Качество ремонта отличное. Большое всем спасибо!

БэстАвтоСервис

Как и любой механизм, автомобиль может ломаться при длительной эксплуатации. В автосервисе БэстАвтоСервис предлагают услуги по обслуживанию авто. Местные специалисты окажут ему посильное внимание и постараются привести вашу машину в подобающий…

ГРАНД Мастер-АвтоРемонт

Как и любой механизм, автомобиль может ломаться со временем. В автосервисе ГРАНД Мастер-АвтоРемонт предлагают услуги по выявлению и устранению недочётов авто. Здешние сотрудники окажут ему должное внимание и постараются вернуть вашей машине…

Авторусь

Крафт Авто

Как и любой сложный механизм, автомобиль может ломаться со временем. В автосервисе Грейт-Авто-Ремонт предоставляют комплекс работ по обслуживанию авто. Здешние мастера окажут ему необходимое внимание и постараются вернуть вашей машине надлежащий…

Ваш Авторемонт

Как и любой механизм, автомобиль может ломаться со временем. В автосервисе ваш Авторемонт предлагают комплекс работ по выявлению и устранению неполадок авто. Здешние сотрудники окажут ему необходимое внимание и постараются вернуть вашей машине…

Global diesel

Огорчён, что нельзя поставить оценку ниже. На протяжении нескольких лет работали с данной организацией. (переодически проверяли форсунки и покупали новые, больших ремонтов не было).
Совсем недавно отдали форсунки и тнвд на диагностику от…

АвтоЗИЛСервис

Грузовой автосервис АвтоЗИЛСервис предоставляет услуги по диагностике вашего автомобиля. Если вы настроены получить быстрый и качественный результат, смело направляйтесь сюда.
Грузовой автосервис АвтоЗИЛСервис предлагает услуги по ремонту вашего…

Лужники

Для тех кто еще сомневается фото ремонта.Из пяти очевидных деталей 3 поставили не оригинал это подтверждено экспертизой.Предпоследнее фото маркировка крыла которая доказывает,что это не оригинал.Последнее фото бампер оригинальный у машины 11 год…

Гранд Авто Мастер

Как и любой продукт инженерной мысли, автомобиль начинает давать сбои в работе при длительной эксплуатации. В автосервисе АвтоМагнит выполняют комплекс услуг по выявлению и устранению недочётов авто. Местные специалисты окажут ему должное внимание…

Варианты диагностики

В общем и целом, диагностику ходовой части машины можно разделить на три варианта:

Любой вариант диагностики ходовой части предполагает одинаковый набор действий, большинство из которых можно выполнить самостоятельно, без привлечения специалиста. Но, разумеется, прежде чем производить самостоятельную диагностику, нужно знать, что, где и как осматривать.

Также не лишним будет провести полную диагностику автомобиля с помощью персонального сканера. К примеру это можно сделать недорогим мультимарочным устройством Rokodil ScanX.

мультимарочное устройство Rokodil ScanX

Устройство проанализирует данные и в случае обнаружения ошибок укажет на проблемный элемент. С помощью такой диагностики можно выявить дефекты в подвеске, шинах, раме и блоке мостов. Сканер совместим с большинством автомобилей начиная с 1996 года выпуска, при наличии ODB2 разъема для подключения. Информация выводится на экран вашего телефона либо планшета с подробным описанием неисправности.

Из чего состоит ходовая часть

Ходовая часть состоит из комплекса узлов, элементов и механизмов, на которые от двигателя (через трансмиссию и привод) передается крутящий момент, в результате чего автомобиль перемещается по дороге. Основными элементами ходовой части являются:

    несущий кузов (или рама);

Дополнительно, в ходовой части находится еще множество вспомогательных механизмов и элементов: амортизаторы, шаровые опоры, рычаги, тормозные механизмы, пружины, пыльники, сайлентблоки и др. И каждый из этих элементов и механизмов выполняет свои отдельные функции для передвижения автомобиля, управления им, уменьшения колебаний и вибрационной нагрузки при движении по неровностям. Основная часть дополнительных элементов расположена на подвесках.

    Шаровые опоры – крепления шарнирного типа, с помощью которых рычаг подвески крепится к колесной ступице.

Также большому износу подвергаются подшипники и ступицы, значительно влияющие на управляемость автомобилем. Поэтому их также часто следует проверять.

Этапы диагностики ходовой части

Диагностику ходовой части автомобиля лучше разделить на два этапа:

Диагностика ходовой части при движении

    При езде на большой скорости машина становится неустойчивой. Также ощущается увеличение люфта руля – проблемы с рулевой стойкой или с креплениями рулевых тяг.

Диагностика ходовой части на месте (статично)

    домкрат (или гидравлический подъемник);

Если есть возможность, то лучше воспользоваться подъемником, как в автосервисе. Кроме того, желательно присутствие помощника. И, разумеется, днище автомобиля, и элементы ходовой части должны быть более-менее чистыми, чтобы при осмотре сверху не сыпалась грязь, а осматриваемые элементы были хорошо видны.

    Общую диагностику ходовой части лучше начинать с передней подвески, подняв крышку капота для осмотра верхних опор стоек. Здесь важно, чтобы машина стояла, а не висела, так как подвеска должна быть нагружена. Необходимо проверить зазор между чашкой и кузовом с помощью отвертки. Если отвертка свободно входит в зазор, а размер самого зазора составляет 1.5 см и более, то пришло время менять верхнюю подушку.

Такую простую процедуру часто делают даже не очень опытные автолюбители при покупке подержанной машины. При подозрении на неисправность амортизатора или гидравлической стойки потребуется более тщательный осмотр этих деталей с поднятием машины домкратом или на подъемнике.

Визуально неисправность стойки или амортизатора определяют по вытеканию из них жидкости. Также визуально (или через раскачку) можно определить износ резиновой крепежной втулки амортизатора, из-за которой также может происходить стук.

Также критический износ шаровой опоры можно определить при раскачке руками рычага возле самой опоры. Если для определения люфта не хватает сил, то можно воспользоваться монтировкой (или ломиком). Для этого монтировку нужно вставить между кулаком и рычагом, после чего покачать. При исправной шаровой опоре люфта и стука быть не должно.

Далее следует проверить амортизаторы и стойки на предмет вытекания жидкости. Осмотреть пружины. Визуально просадка пружин заметна не всегда, но их поломку заметить нетрудно.

Пыльники (имеют вид гармошки) также не должны иметь трещин и разрушений. Треснутый, но еще не порванный пыльник можно еще использовать некоторое время, но лучше его заменить как можно скорее. Иногда пыльники теряют эластичность, в результате чего из под них начинает просачиваться смазка. Такие пыльники (как и порванные) необходимо менять незамедлительно.

Крепежные втулки не только принимают на себя ударные нагрузки, но и выполняют функции шарниров для подвижности элементов подвески. Соответственно, они подвержены разрушению и стиранию. Если выступающие края резиновой втулки (на тяге, рычаге подвески или проушине амортизатора) растрескались, значит, втулку необходимо заменить. Также втулка подлежит замене, если произошло смещение пальца от центра проушины к краю.

Заключение

Самостоятельная диагностика ходовой части автомобиля, несомненно, полезна и помогает сэкономить немалые средства. Ведь найдется немало автовладельцев, которые способны устранить неполадки в ходовой части самостоятельно.

Видео о проверке ходовой своими руками:

Звоните по телефону, чтобы узнать подробности.

Автотехцентр MitinoGlass специализируется на ремонте и обслуживании автомобилей. Здесь имеется все необходимое оборудование для осуществления…

Автосервис DVS-Ford предоставляет услуги гостям и жителям Москвы. Почему следует обратиться именно сюда: работы проводятся с использованием…

В Техническом центре КБК готовы помочь в решении даже самых непростых проблем с вашим авто. Тут работают исключительно грамотные сотрудники,…

Если вам нужно отремонтировать авто или что-то в нем изменить, приезжайте в Автосервис Стекло-Сервис. Стремясь быть лучшими, местные…

Техцентр "ZIESTA" на улице Дубнинская - это своего рода установочный центр дополнительного оборудования на авто. В их число входит…

Читайте также: