Древний мост через нив где находится

Обновлено: 08.07.2024

На этой неделе соцсети всколыхнула видеозапись, на которой запечатлено обрушение моста, носящего неофициальный титул самого опасного в России.

В результате произошедшего населенный пункт оказался оторванным от другого берега: местные власти в целях безопасности запретили ездить по мосту любому транспорту и даже ходить пешком.

Витимский мост, как и все вокруг, был построен в начале 80-х как временный. После сооружения постоянного железнодорожного моста через Витим его не раз поджигали, но металлическая основа осталась, в итоге его превратили в автомобильный.

Доехать до поселка на автомобиле можно было только по нему. Однако путешествие на мосту все эти годы по праву считалось опаснейшим предприятием: какие-либо ограждения на шаткой конструкции отсутствуют.

Настил сделан из стандартных железнодорожных деревянных шпал, уложенных поперек движения и скрепленных между собой железными скобами. При этом часть шпал прогнили и не закреплены. Бывший накат из досок на шпалах сохранился лишь на отдельных участках. Длина моста составляет около 570 метров, ширина — примерно три, высота — 15. В одиночку проехать по мосту достаточно трудно: впереди машины всегда обычно шел человек и руководил сидящим за рулем. Дальнобойщики, решившиеся проехать по мосту, всегда обращались за помощью к местным жителям. К слову, официально мост не вводили в эксплуатацию, поэтому и не обслуживали, а ремонт то тут, то там делали те, кто им пользовался.

В июле 2016 мост после прокурорской проверки действительно признали аварийным и запретили его эксплуатацию.

От администрации Каларского района потребовали установить заградительные сооружения, обеспечивающие исключение доступа на него людей и транспортных средств, а также запрещающие дорожные знаки. Выполнение данных требований прокуратура района взяла на контроль, но люди все равно продолжали пользоваться мостом на свой страх и риск.

Что теперь

После инцидента с обрушением опор моста в районе ввели режим ЧС.

«Мост находится на границе Забайкальского края и Бурятии. Это собственность БАМа, и на данный момент он бесхозный. По нему и не должно было проходить автомобильное движение, так как он признан аварийным.

Местные власти собираются перекрыть оставшиеся опоры, чтобы водители не пытались преодолеть опасную переправу. Также, чтобы жители не использовали мост в качестве пешеходного, на обеих его сторонах поставлены посты. Отмечается, что серьезная реконструкция моста может проводиться лишь зимой.

До этого времени в районе будет действовать режим ЧС, а специалисты изучат разрушенные и оставшиеся опоры.

Экстрим по-забайкальски

После включения моста в число самых опасных объектов мира к Витимскому мосту потянулись экстремалы. Некоторые приезжают из дальних уголков планеты и потом размещают посты о своем подвиге в своих блогах. Побывал там и известный блогер-путешественник Сергей Доля.

Как говорят те, кому приходилось пересекать Витим, сооружение испытывает на прочность твои мужество и навыки вождения. Успешная переправа через мост считается поводом для гордости среди путешественников. В Facebook даже создали группу, где участники делятся своим опытом прохода через опаснейший мост. На данный момент в ней состоят более 230 человек, большинство из них — иностранцы.

На памяти местных жителей нет ни одного случая, чтобы кто-то свалился в реку.


Река Смородина и Калинов мост часто упоминается в славянской мифологии.

В сказках и былинах это место сражений богатырей и царевичей со Змием Горынычем и Бабой Ягой, а в исторических преданиях это некий рубеж между двумя мирами Явь и Навь.

Что такое Калинов мост?

Сказки и поверья разных регионов по-разному описывают эту границу между мирами.

В западных регионах Калинов мост это:

  • чистилище по которому душа попадает в загробный мир;
  • рубеж между владениями смерти (Навь) и живыми людьми (Явь);
  • владения злой силы;
  • царство Морены;
  • место где ведьмы черпают свою силу;
  • путь по которому нечисть приходит в мир людей накануне праздника Ивана Купала.

Древние славяне верили, что только путь по Калиновому мосту определяет, достойна ли душа, попасть в рай или ее место в огненной гиене. Если при жизни душа не жила законом божьим и не придерживалась заповедей, на середине моста ее останавливали бесы и уводили не в Свет, а во Тьму. О том, где точно находится Калинов мост, мифология славян не рассказывает, вся информация сводится к тому, что расположен он на конце света.

Калинов мост - что это у славян?

Славяне верили в то, что Калинов мост это не просто переход между двух миров это место искупления смертельных грехов. Сам мост по преданиям находился не в русских землях, а за тридевять земель в тридесятом царстве. Пантеон Древних Славянских Богов разнообразен, но Морена, во власти которой есть решения забрать жизнь у человека или оставить его на земле, требовала поклонения и личных владений. Калинов мосток это та тропа, по которой богиня Смерти посещает мир живых в поисках новых подданных.

кто стережет калинов мост

Кто стережет Калинов мост?

Крылатый Змей Горыныч и Калинов мост повязаны между собой. Так, место где расположены речка Смородина и Калинов мост мифология славян называет переходом между мирами, а Змия губителем, ведь на территорию Морены не может пройти тот, кто не закончил свой земной путь. Сам Змий Горыныч тоже не простой персонаж, он:

  • Чудище Трехглавое бессмертное;
  • огнедышащий дракон;
  • страж врат в Навь;
  • цепной пес Морены;
  • похититель красавиц;
  • родственник Бабы Яги.

Калинов мост - легенда

Калинов мост через реку Смородину имеет богатую историю. В одних источниках сказано, что изначально не было границы миров, но живые и мертвые не придерживались своей территории. Это приводило к тому, что женщины рождали мертвых младенцев от мертвых мужчин, а мертвые женщины уводили в свои владения живых парней и они становились полумертвецами. Полчища таких бродили по территории Явь, и земля под их ступнями пылала адским огнем. Мир живых понемногу приходил в упадок, и взмолились люди к богам великим с просьбой разделить два мира преградой непреодолимой ни для живых, ни для мертвых.

Верховные Боги дали приказ собраться всем живым на одном берегу, а всем мертвым на другом. Было решено вырыть ров между мирами, но, так как нужен был переход в мир мертвых с мира живых, то между сторонами рва был проложен мосток хрупкий. Это сооружение было настолько тонким, что могло выдержать только душу, а не живое тело. Когда строительство было окончено, боги собрали всех полумертвецов и бросили их в ров. Они ходили по кругу, а под их ступнями пылал огонь, вскоре весь ор был охвачен пламенем. Так появилась огненная река, или река Смородина.

Калинов мост - обряд

Калинов мост мифология славян с течением времени сделает частью похоронного обряда. Так, на пути похоронной процессии искусственно создавали небольшую лужу, а над ней сооружали из щепок имитацию мостка. Эта кладка символизировала тот самый Калинов мост у славян, который есть последним жизненным рубежом. Верили, что если покойника пронести над символическим мостиком в потусторонний мир, то его душе будет намного легче пройти чистилище и попасть к Богам.

Древние плотины в Царицыне, валунная дамба на Соловках, мост, под которым Лермонтов якобы пугал прохожих. В новом выпуске цикла материалов об исчезающем наследии историк Александр Можаев рассказывает о старинных мостах, которые разрушаются у нас на глазах

1. Древние плотины-мосты в московском Царицыне







Восточный фасад Цареборисовской плотины. Начало XIX века Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Профиль Цареборисовской плотины. Чертеж начала XIX века Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Самое древнее гидротехническое сооружение, уникальное не только для Рос­сии, но и для Европы, — Борисовская плотина в московском Царицыне (улица Городянка, немногим севернее церкви). В 1600 году она была выстроена из белого камня и кирпича на реке Городне по указу царя Бориса Годунова в одноименном подмосковном имении Борисово. Плотина позволила орга­низовать просторный Цареборисовский пруд рядом с деревянным дворцом и обеспечить водой мельницу. Одновременно она выполняла функцию переправы. Выстроенное с небывалым для своего времени размахом сооружение было обновлено в XVIII веке под надзором архитектора Карла Бланка, им же неподалеку выстроены действующие до сих пор Царицынская и Шипиловская плотины-мосты. А вот Борисовская плотина забыта и заброшена.

В 2006 году частично засыпанный и забетонированный памятник впервые исследовали: были найдены участки первоначальной годуновской кладки, свайные укрепления берегов екатерининского времени, фундамент мельницы. Началась вычинка нижних блоков подпорных стен и контрфорсов, но затем финансирование прекратилось. Заросшая кустами и замалеванная граффити плотина продолжает разрушаться.

2. Валунная дамба на Соловках





Валунная дамба на Соловках, расположенная между островами Большой Соловецкий и Большая Муксалма, тоже играла роль переправы. Она строилась поэтапно с 1827 по 1871 год, чтобы соединить монастырь и принадлежавший ему скотный двор. Почти километровая дамба, сложенная из тех же огромных валунов, что и стены монастыря-крепости, тянется извилистой линией. Ширина ее — метров, в середине расположен мост на трех небольших арках, которые при этом кажутся монументальными циклопической кладки Циклопическая кладка — конструкция, состоящая из больших тесаных каменных глыб, подогнанных друг к другу без связующего раствора. .

Состояние центральной кладки с годами ухудшалось: в 2015 году планиро­валась реставрация, которая так и не состоялась. В 2017 году арка частично обрушилась: выпало около двадцати камней, но, к счастью, свод устоял и пока удерживается временными подпорками.

3. Чертов мост в Подмосковье




Отдельный жанр в истории отечественного мостостроения — романтические мосты через речки или овраги в старинных усадебных парках. Через овраги в парке при подмосковной усадьбе Середниково перекинуты три таких моста, в том числе большой белокаменный. Усадьба, выстроенная сенатором Всеволодом Алексеевичем Всеволжским между 1775 и 1796 годом, позже перешла к родственникам Лермонтова и тесно связана с юностью поэта.

4. Рыцарский в подмосковном Марфине







Красный (или Рыцарский) мост на прудах подмосковной усадьбы Марфино впервые был сооружен в годы. В конце , когда усадьбой владела графиня Софья Владимировна Панина, известный тогда архитектор Михаил Быковский полностью перестроил имение в неоготическом стиле. Так, старый мост он превратил в фантазию в условном итальянском духе — с зубчатыми парапетами над двумя арочными пролетами и с размещенной между ними узкой сводчатой галереей, украшенной двадцатью белокаменными колоннами.

Усадьбу с 1944 года занимает санаторий Минобороны. Главный дом в отреставрировали, но мост, находящийся между санаторием и территорией администрации Мытищинского района, находится в ужасном состоянии. Разрушается не только декор — под угрозой само существование памятника. Рассыпается свод одной из арок, несущих проездную часть. Заметный крен имеет подпорная стена, на которой стоит галерея.

Несмотря на широкую известность Красного моста и наличие инициативной группы, занимающейся его судьбой, денег на финансирование противоава­рийных работ нет.

5. С арками и обелисками в Рязанской области



Кирицы — усадьба известного мецената барона Сергея Павловича фон Дервиза в Рязанской области. Главный дом строился по проекту начинающего архитектора Федора Шехтеля между 1883 и 1889 годом. На территории усадьбы были выстроены великолепные жилые здания и разбит парк с широкими лестницами, гротами, фонтанами и бассейнами, а также двумя мостами через овраги — кирпичным и несохранившимся подвесным чугунным. Подробности неизвестны, но очевидно, что каменный мост был создан одновременно с домом по проекту того же Шехтеля. Это выразительное сооружение из одиннадцати арочных пролетов, центральная часть которого выделена четырьмя высокими обелисками.

После революции усадьба стала сельхозтехникумом, а с — санаторием. Постепенно все постройки пришли в ветхость, но в государство выделило деньги на восстановление дворца: сейчас здесь детский санаторий. Парковые сооружения, однако, остаются заброшенными. Мост, некоторое время назад напоминавший романтическую руину, стремительно разрушается: несколько арок уже рухнули, того гляди упадут обелиски.

6. Деревянный в Архангельской области






Деревянные мосты России — тающий на глазах уникальный пласт народной архитектуры. Попытка их классификации была проведена в начале архитектором Ларисой Ивановой-Веэн. Из наиболее интересных объектов, перечисленных в ее работе, до наших дней дошли очень немногие. Готовя этот материал, мы узнали о том, что пару лет назад исчез известный арочный мост у ворот Ферапонтова монастыря, а 9 июня этого года сгорел самый длинный из северных мостов (150 метров), соединявший берега реки Шуя. 4 июля стало известно об обрушении самого длинного пешеходного моста длиною в 150 м, находящегося в башкирском городе Белорецке. Удалось найти единственное известие не о замене, а о ремонте конструкций старого срубного моста в бурятском селе Майла.

7. Большой Каменный мост в Гатчине









Семен Щедрин. Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля (Адмиралтейский мост). Государственная Третьяковская галерея

В Средние века города, как правило, строились на реках и были небольшими по площади. В этой связи мосты не только выполняли транспортную функцию, но и давали дополнительное место под строительство.
Например, оживленными торгово-жилыми кварталами в свое время являлись Лондонский мост и Мост менял в Париже.
С расширением городских границ и развитием транспорта необходимость застраивать мосты постепенно отпала, и на сегодняшний день в мире сохранилось не так много подобных объектов. Однако идею многофункциональных переправ активно развивают современные архитекторы.



Мост Понте Веккьо, Флоренция, Италия



Современный вид самый старый мост Флоренции имеет с 1345 года. Понте Веккьо всегда был местом активной торговли: раньше его занимали мясные лавки, теперь — ювелирные. Предполагается, что здесь зародился термин “банкротство”, который первоначально означал сломанный стражей прилавок разорившегося торговца. Верхняя часть моста — коридор Вазари — была построена персонально для герцога Козимо I, чтобы он мог перейти с одного берега на другой, минуя торговые ряды. Сейчас это помещение занимает картинная галерея.

Мост Кремербрюке, Эрфурт, Германия


Каменный мост через один из рукавов Геры был возведен в 1325 году и являлся частью “царского” торгового пути. Изначально сооружение было деревянным и постоянно страдало от пожаров. В настоящее время на нем располагаются 32 жилых фахверковых дома и различные магазины.

Старая мельница, Вернон, Франция



Здание 1600 года постройки было частью средневекового моста через Сену. При обрушении моста в 1861 году одна из пяти находившихся на нем мельниц устояла на двух мостовых опорах и с тех пор является символом города. Живописное место изображено на многих полотнах и гравюрах, в частности, на картине жившего по соседству Клода Моне “Дома на старом мосту в Верноне”.

Дом на мосту, Амблсайд, Великобритания



Здание на мосту через ручей датируется XVI веком. Оригинальное место для строительства было выбрано, чтобы избежать уплаты налога на землю. Маленький дом использовался в качестве яблочного магазина, а затем стал жилым (одно время там проживала семья из 8 человек). В 1926 году дом выкупили местные жители, которые передали его Национальному фонду по сохранению памятников. Впоследствии в здании открылся первый информационный центр этой организации, функционирующий до сих пор.

Мост торговцев, Нарбонна, Франция



Шестиарочный мост над Одой был построен римлянами во II веке, однако затем река изменила русло. В 1686-1776 годах по пересохшему руслу проложили канал де ла Робен. Он протекает лишь под одной из арок, остальные используются жителями домов на мосту как погреба. В наши дни мост представляет собой жилую улицу с магазинчиками на первых этажах.

Мост Палтни, Бат, Великобритания



Пересекающий реку Эйвон мост построен в 1769-1773 годах и назван по фамилии владелицы деревни на одном из берегов. На мосту сразу развернулась активная торговля, и уже спустя 20 лет его расширили, чтобы вместить больше торговых площадей. В настоящее время на Палтни организованы пешеходная зона и автомобильное движение.

Мост Роан, коммуна Ландерно, Франция



Первая переправа через реку Элорн была построена на этом месте в 1336 году, однако обитаемой она стала только после реконструкции 1510 года. Сначала там стояли пара магазинов, мельница и тюрьма. Позднее мост застроили жилыми домами, их обитатели постоянно страдают из-за подтоплений во время паводков.

Замок Шенонсо, Франция



История замка берет начало в 1200-х годах, однако расцвет пришелся на то время, когда его хозяйкой была Екатерина Медичи. При ней в 1580 году на каменном мосту через реку Шер построили двухэтажную галерею, где проводились пышные балы. Основная же часть здания была жилой. Шенонсо является общедоступным музейным комплексом.

Крытый мост, Ловеч, Болгария



Главную достопримечательность города в 1872-1874 годах построил архитектор Никола Фичев. До пожара 1925 года на мосту работали 64 ремесленные лавки и шла бойкая торговля. После пожара мост восстановили, а в 1980-х годах ему вернули первоначальный облик. Сейчас длина моста составляет 106 метров и он играет исторически сложившуюся роль торгового коридора.

Дом Палача, Нюрнберг, Германия



Каменно-деревянный мост через реку Пегниц входит в состав средневекового комплекса, построенного в 1457 году и включающего также каменное здание, хранилище и водокачку. Вплоть до 1806 года в доме обитали городские палачи, не имевшие права жить в границах населенного пункта. Теперь в здании работает музей.

Дома на мосту через реку Наэ, Бад-Кройцнах, Германия



Сам мост был построен около 1300 года, а фахверковые дома на нем появились на два с лишним века позже. Так как здания стоят на опорах моста, их удалось сделать достаточно высокими.

Мост в городе Фрум, графство Сомерсет, Великобритания



Сооружение, соединившее центр основанного римлянами города с его северной частью, возведено в 1667 году. Позднее главный городской мост был перестроен и расширен. Сегодня на нем расположено трехэтажное торговое здание.

Дом на мосту в провинции Хэбэй, Китай



Здание является частью храмового комплекса на горе Каньян (Mount Cangyan) и располагается на высоте более 50 метров. Под мостом, сложенном из 365 каменных блоков, проходит лестница, ведущая на вершину горы.

Мост Дождя и Ветра, автономный район Гуанси, Китай



Мост с множеством названий (мост Юнцзи, Дунский мост, Чэнъянский мост) построен в 1912 году. Сооружение возведено без применения гвоздей: на пяти каменных опорах уложены бревенчатые настилы, на которых, в свою очередь, стоят крытые павильоны. Мост соединяет две густонаселенные деревушки и служит зоной торговли и отдыха.

Мост Хаджу, Исфахан, Иран



Пешеходный мост, построенный в 1650 году, имеет длину 133 метра и состоит из 23 арок. В центре сооружения находится помещение, изначально предназначенное для отдыха правителя. Хаджу не только соединяет два берега, но и выполняет функции плотины: шлюзы, расположенные в нижней его части, регулируют уровень воды в реке Заяндеруде. Через эту реку в Исфахане переброшен еще один мост, аналогичный Хаджу, — Си-о-Се Поль (1602 год постройки, 290 метров, 33 пролета).

Дом на мосту через ручей в Австралии



Дом построен на основе старого металлического моста по проекту компании Max Pritchard Architect. При строительстве использовались энергоэффективные и “зеленые” технологии — в частности, система экономии тепла, смарт-вентиляция и солнечные батареи.

Дом-мост в Северной Каролине, США


Частный дом, спроектированный бюро Platt Architecture. Две основные части здания соединены переходом через горный ручей. Опоры выполнены из камня и металлических конструкций, поэтому разлив ручья или его замерзание владельцам не страшны.

Читайте также: