Экспертный совет фонда президентских грантов

Обновлено: 05.07.2024

Общее число участников экспертного совета ФПГ составит 30 человек. Возглавить новую структуру, которая начнет свою работу 31 мая, приглашен заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач.

В 2017 году на поддержку некоммерческих неправительственных организаций из федерального бюджета выделяется 4,32 млрд. руб., которые будут распределены по результатам двух конкурсов. Проведение конкурсов и предоставление грантов Президента Российской Федерации поручено Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества (Фонду президентских грантов).

Руководитель Фонда президентских грантов Илья Чукалин ответил на часто задаваемые вопросы некоммерческих организаций и читателей Агентства социальной информации.


Положение о конкурсе, одобренное координационным комитетом, содержит специальное правило о том, что фонд не обязан давать объяснения о причинах, по которым заявки не были поддержаны, в том числе сообщать сведения об оценках и выводах экспертов. Это связано с тем, что эксперты не всегда способны изложить свои мысли доступным, литературным языком. При этом ответы на запросы о причинах невысоких оценок заявок предоставляет фонд. Команда фонда использует для этого комментарии экспертов, при необходимости редактируя их стилистику без изменения смысла.

Хочу участвовать во втором конкурсе. Есть ли возможность получить помощь и советы по заполнению моей заявки до его окончания?

Фонд не проводит индивидуальные консультации, но организует множество семинаров по вопросам подготовки заявок. Уже состоялся вебинар по разбору типовых ошибок при представлении проектов на первый конкурс президентских грантов и очные семинары в ряде регионов. В этих региональных встречах приняло участие почти 3 тыс. представителей НКО. Фонд также планирует семинары в Краснодаре, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Воронеже, Чите, Липецке, Нижнем Новгороде, Омске, Рязани, Чебоксарах, Ульяновске, Ярославле, Горно-Алтайске.

Мы учли опыт первого конкурса и разработали методические материалы по заполнению заявки и по составлению бюджета проекта. Внимательное изучение этих документов упрощает подготовку заявки и существенно повышает шансы на победу в конкурсе. Фонд категорически не рекомендует обращаться за платными консультациями по подготовке заявок. Фонд не сотрудничает ни с одной организацией, организующей платные семинары и консультации, и не поддерживает такую практику. Также фонд крайне негативно относится к оказанию услуг по разработке проектов на конкурс президентских грантов. При заказе таких услуг высок риск столкнуться с мошенниками. Никто, кроме штатных работников Фонда президентских грантов, а также членов координационного комитета и объединенного экспертного совета, не уполномочен давать разъяснения по вопросам проведения конкурса.

Я проиграл в первом конкурсе, хочу участвовать во втором. Могу ли подавать тот же проект, если сделаю заявку лучше?

Конечно, именно так и следует поступить, если проект по-прежнему актуален и важен для организации и ее целевой группы. При этом фонд настоятельно советует посмотреть запись вебинара по разбору типовых ошибок и изучить методические рекомендации по подготовке бюджета проекта.

Как будет организован мониторинг и оценка реализации проектов-победителей?

Фонд организует содержательный и финансовый мониторинг реализации проектов. Специалисты фонда следят за тем, чтобы выполнялись запланированные мероприятия и достигались результаты проекта. Контроль за расходованием гранта состоит из постоянного мониторинга банковского счета, на который перечисляется грант, и проверки документов, подтверждающих произведенные расходы (например, при закупке оборудования – накладных, при приобретении услуг – договоров и актов об оказании услуг). То есть, фонд наблюдает за всеми платежами за счет гранта в режиме реального времени и запрашивает подтверждающие документы. Сводная отчетность формируется в информационной системе фонда и представляется в электронной форме.

Во время содержательного мониторинга и проведения оценки социального эффекта поддержанных проектов планируется презентация их результатов на площадках региональных общественных палат и форумов, организуемых Общественной палатой РФ совместно с Фондом президентских грантов.

Почему в экспертном совете по оценке заявок работают в том числе люди, чьи проекты участвуют в конкурсе?

Объединенный экспертный совет формировался координационным комитетом из профессионалов, имеющих большой опыт реализации социальных проектов, хорошо знающих проблематику грантовых направлений конкурса и некоммерческий сектор. Трудно представить, чтобы такие люди при этом не были так или иначе связаны с профильными некоммерческими организациями. По наличию опыта и компетенций подбирались и эксперты конкурса. Если бы членам объединенного экспертного совета и экспертам конкурса запрещалось подавать заявки от своих организаций, почти все из них отказались бы от участия в независимой экспертизе, и пришлось бы искать абсолютных теоретиков.

Аналогичной процедуре следовали и члены координационного комитета. В протоколе его заседания указаны и заявки с заинтересованностью, и результаты их рассмотрения. Из названных в протоколе 16 заявок с конфликтом интересов присутствовавших на заседании членов координационного комитета в перечень победителей вошли только три. И рейтинг этих заявок был определен объединенным экспертным советом за десять дней до заседания координационного комитета.

Эксперту конкурса прямо запрещено оценивать заявку, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в результатах ее рассмотрения. Фонд следит за соблюдением данного требования. Ряд экспертов отказался от оценки заявок, указав на конфликт интересов, в том числе не явный, например, когда эксперт ранее участвовал в качестве привлеченного тренера в мероприятиях организации – участника конкурса.

Почему скрывается информация о том, кто какие заявки оценивал?

Это позволяет обеспечить объективность экспертизы. В противном случае эксперты испытывали бы давление со стороны участников конкурса. После оглашения итогов конкурса им поступали бы персональные претензии от тех, кто не победил, в том числе через социальные сети. Возникали бы личные обиды, конфликты. Иногда эксперты оценивают заявки организаций, с руководителями которых они хорошо знакомы, постоянно сталкиваются на конференциях, семинарах.

Лидер по количеству полученных денег за первый конкурс — Москва. Почему столице дают так много?

Какие средства можно представлять как софинансирование?

В качестве собственного вклада можно заявлять как привлекаемые денежные средства, так и стоимостную оценку (денежных эквивалент) труда добровольцев, пользования помещениями, оборудованием. Например, если в команде проекте будет безвозмездно работать юрист, можно взять среднюю заработную плату в сфере юридических услуг в регионе и умножить ее на процент занятости юриста в проекте – от 40 рабочих часов в неделю. Если у организации есть собственное помещение или право безвозмездного пользования им, можно рассчитать, сколько бы стоила аренда части такого помещения, необходимой для реализации проекта. То же самое и с оборудованием – во что бы обошлась его аренда, исходя из загрузки по проекту.

Денежные средства могут быть поступать от бизнеса, от граждан. Лучше подтверждать намерение сделать пожертвование или уже его фактическое получение документами – договорами, соглашениями, платежными поручениями, письмами поддержки.

В качестве софинансирования можно приводить субсидии и гранты, источниками которых являются другие бюджеты бюджетной системы страны, за исключением федерального бюджета. Средства федерального бюджета в качестве собственного вклада указывать недопустимо, поскольку получалось бы, что организация из одного источника получает финансирование, при этом рассчитывает на дополнительные баллы за якобы софинансирование, а, на самом деле, за ранее полученные средства из этого же источника.

Как оценивают эксперты социальный эффект новых, пока не популярных инициатив, которые априори не дадут глобального решения проблемы за год, но перспективны и нужны?

Полного решения проблемы чаще всего за период реализации проекта и не последует, если только мы не говорим о восстановлении небольшого объекта или о событийной истории. Но динамику можно отследить. Ведь даже уровень счастья научились измерять.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Указ Президента РФ от 17 мая 2021 г. № 287 “О создании Президентского фонда культурных инициатив”


Обзор документа

Указ Президента РФ от 17 мая 2021 г. № 287 “О создании Президентского фонда культурных инициатив”

В целях поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий постановляю:

1. Считать целесообразным создание Президентского фонда культурных инициатив (далее - Фонд).

2. Установить, что учредителем Фонда является Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества.

3. Учредителю Фонда утвердить устав Фонда, предусмотрев в нем, в частности, что:

а) основной целью деятельности Фонда является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, реализуемых некоммерческими организациями (за исключением государственных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий), коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями;

б) Фонд проводит конкурсы и по их результатам предоставляет гранты Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.

4. Разрешить учредителю Фонда предоставить Фонду в 2021 году без проведения конкурса грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в размере 3 500 000 тыс. рублей на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.

5. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий;

б) состав Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.

6. Правительству Российской Федерации обеспечить предоставление Фонду:

а) не позднее 1 сентября 2021 г. недвижимого имущества в г. Москве в безвозмездное пользование для размещения Фонда;

б) ежегодно, начиная с 2022 года, субсидий за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Управлению делами Президента Российской Федерации.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
17 мая 2021 года
№ 287

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 17 мая 2021 г. № 287

Положение о Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрии

1. Координационный комитет по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий (далее - Координационный комитет) образуется в целях организации деятельности по предоставлению реализующим проекты в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий), коммерческим организациям (далее - организации) и индивидуальным предпринимателям грантов Президента Российской Федерации.

2. Координационный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными функциями Координационного комитета являются:

а) разработка стратегии деятельности по предоставлению организациям и индивидуальным предпринимателям грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий;

б) согласование положений о конкурсах на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий;

в) согласование представляемого Президентским фондом культурных инициатив перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, ставших победителями конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, с учетом результатов независимой экспертизы представленных на конкурсы проектов;

г) согласование предложений Президентского фонда культурных инициатив, касающихся объема средств, предусматриваемых на проведение каждого конкурса;

д) осуществление контроля за обеспечением равных условий для организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в конкурсах.

4. Положение о Координационном комитете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации. Члены Координационного комитета принимают участие в его работе на общественных началах.

5. Координационный комитет для проведения независимой экспертизы представленных на конкурсы проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий создает экспертный совет из числа представителей федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, общественных объединений, креативных (творческих) индустрий и специалистов, не входящих в состав Координационного комитета. Члены экспертного совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Председатель экспертного совета и его состав утверждаются председателем Координационного комитета.

6. Заседания Координационного комитета проводятся не реже двух раз в год.

Заседания Координационного комитета считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов.

Подготовку и организацию заседаний Координационного комитета, а также решение текущих вопросов его деятельности по поручению председателя Координационного комитета осуществляет ответственный секретарь Координационного комитета.

Заседания Координационного комитета ведет председатель Координационного комитета либо по его поручению заместитель председателя Координационного комитета или один из членов Координационного комитета.

7. Решения Координационного комитета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Координационного комитета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании.

8. В случае возникновения у члена Координационного комитета конфликта интересов в отношении вопроса, рассмотрение которого включено в повестку дня заседания Координационного комитета, он обязан уведомить об этом председателя Координационного комитета. Такой член Координационного комитета не принимает участия в голосовании по указанному вопросу.

9. Решения Координационного комитета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем Координационного комитета.

В исключительных случаях по поручению председателя Координационного комитета допускается принятие решения путем персонального опроса членов Координационного комитета. Такое решение оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Координационного комитета и утверждается председателем Координационного комитета.

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 17 мая 2021 г. № 287

Состав Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий

Кириенко С.В. - первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (председатель Координационного комитета)
Голикова Т.А. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Координационного комитета)
Новиков С.Г. - начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам (ответственный секретарь Координационного комитета)
Азаров Д.И. - Губернатор Самарской области, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Культура" (по согласованию)
Аюпова И.Х. - Министр культуры Республики Татарстан (по согласованию)
Баланова С.Е. - генеральный директор акционерного общества "Национальная Медиа Группа" (по согласованию)
Бугаев А.В. - руководитель Росмолодежи
Бунина Е.И. - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "ЯНДЕКС" (по согласованию)
Габриелян В. А. - первый заместитель генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Мэйл.Ру" (по согласованию)
Галушка А.С. - заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, председатель Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по национальным проектам и народосбережению (по согласованию)
Гореславский А.С. - генеральный директор автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог" (по согласованию)
Гумерова Л.С. - председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре (по согласованию)
Добродеев О.Б. - генеральный директор ВГТРК
Дружинина Е.С. - заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Жаров А.А. - генеральный директор акционерного общества "Газпром-Медиа Холдинг" (по согласованию)
Журавский А.В. - заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам
Комиссаров А.Г. - генеральный директор автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей" (по согласованию)
Любимова О.Б. - Министр культуры Российской Федерации
Молчанов Д.В. - директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Аппарата Правительства Российской Федерации
Пиотровский Б.М. - вице-губернатор Санкт-Петербурга (по согласованию)
Сергунина Н.А. - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы (по согласованию)
Тихон (Шевкунов Г.А.) - митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре (по согласованию)
Толстой В.И. - советник Президента Российской Федерации
Черкесова Б.М. - заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Чукалин И.В. - генеральный директор Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества (по согласованию)
Швыдкой М.Е. - специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству
Эрнст К.Л. - генеральный директор акционерного общества "Первый канал" (по согласованию)
Ямпольская Е.А. - председатель Комитета Государственной Думы по культуре (по согласованию)

Обзор документа

Решено создать Президентский фонд культурных инициатив. Его учредитель - Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества.

В 2021 г. Фонду будет предоставлен грант Президента без проведения конкурса в размере 3,5 млрд руб. на реализацию проектов в области культуры, искусства и творческих индустрий.

Утверждено положение о Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставление президентских грантов в данной области и его состав.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

культура, президентский фонд, культурные инициативы, проекты, господдержка

Поручение президента было выполнено в кратчайшие сроки. Кадр из видео НТВ

Через год после начала пандемии государство объявило о масштабной поддержке культуры. 21 апреля во время Послания к Федеральному собранию Владимир Путин озвучил идею о создании Фонда-оператора всероссийского конкурса на предоставление грантов президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Уже в мае был создан Фонд культурных инициатив, в июне был открыт прием заявок, в сентябре объявлены победители, а в ноябре стартовал новый поток.

В конкурсе могли принимать участие бюджетные, некоммерческие и коммерческие организации, общий премиальный фонд составил 3,2 млрд руб.

Тем не менее огромное количество проектов из самых разных уголков России получили поддержку, о которой, возможно, до сих пор и не мечтали. Государство же заметно увеличивает сумму гранта – в 2022 году она составит около12 млрд руб.

Читайте также: