Гудящий благовест к молитве призывает на солнечных лучах над нивами звенит

Обновлено: 02.07.2024

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву — и смиренье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах над нивами звенит; Даль заливных лугов в лазури утопает, И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме; Зеленою травой усыпан весь амвон, Алтарь, сияющий и убранный цветами, Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный, А в окна ветерок приносит аромат. Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат, Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей Принес сюда в дары простые приношенья: Гирлянды молодых березовых ветвей, Печали тихий вздох, молитву и смиренье.

Художник: Аркадий Олейник


Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Предмет: Родная (русская) литература

Учитель: Танашевич А.А.

Тип урока: урок открытия знаний.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные : владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира

Оборудование: Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие 2021 | Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н., Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф. , тетрадь, аудиовидеозаписи стихотворений.

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

─ Какие праздники русского мира вы знаете?

─ Какие традиции, связанные с этими праздниками, соблюдают в вашей семье?

─ Считаете ли вы необходимостью и дальше передавать новым поколениям традиции, возникшие столетия назад?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В России праздник Святой Троицы приходится на начало ле­та, когда природа, согретая тёплым солнцем, уже окончательно проснулась, когда молодая листва радует глаз свежей зеленью. Отмечают этот праздник в воскресенье через семь недель после Пасхи. Его возникновение связано с евангельским сюжетом.

Не­задолго до окончания своей земной жизни Иисус Христос пообе­щал ученикам, что придёт Утешитель, Дух истины, который бу­дет свидетельствовать о Боге. Пророчество сбылось: на пятиде­сятый день после Воскресения Иисуса Христа и на десятый день после Его Вознесения па апостолов сошёл Святой Дух, и они по­лучили силы для распространения нового знания о триедином Боге: Боге Отце, Боге Сыне, Боге Святом Духе.

Отсюда праздник и получил название Троица, ещё его именуют Пятидесятницей. Этот день считается днём рождения христианской церкви.

4. Работа по теме урока.

1) Первичное усвоение новых знаний. (С. 70-72 учебного пособия.)

· Слово учителя

— День Святой Троицы — одни из самых красивых православ­ных праздников. Священники облачаются в зелёные одежды храмы украшают ветками берёзы , полевыми цветами, пол уст и лают свежескошенной травой. Зелень и цветы символизируют духовную весну, расцвет души от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа.

Наши патриархальные предки с нетерпением ждали Троицу К этому дню дома, как и храмы, украшали берёзовыми ветками! молодёжь отправлялась в рощи и леса завивать берёзовые вен­ки. В русских поверьях берёза считалась счастливым деревом, оберегающим от зла, изгоняющим болезни, приносящим добро.

Конец мая и начало июня, на которые приход и тся-падает Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, ещё не успевшей утратить своей оба ягельной свежести. Языческий месяцеслов наших отдалённых предков, совпавший в этом случае с христианским праздником, дал повод к объединению их с собою.

В русской литературе немало произведений, передающих кра­соту праздника Святой Троицы . С некоторыми из них вам пред стоит познакомиться в этом разделе.

· Расскажите о происхождении и значении православного праздни­ка Троицы. Как почитают Святую Троицу верующие?

· Какие народные традиции сопровождали празднование Троицы на Руси?

· Как празднуется Троица в вашей местности? Что вы слышали об этом празднике от старших членов семьи, знакомых? Обсудите, как поддерживаются народные традиции празднования Троицы в городе и в сельской местности.

2) Первичная проверка понимания.

· Краткая справка о творчестве Ивана Алексеевича Бунина. С. 72-73

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идёт обедня в храме:

Зелёною травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарён.

И звонко хор поёт, весёлый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат…

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принёс сюда в дары простые приношенья:

Гирлянды молодых берёзовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву — и смиренье.

· Работа в парах: какие художественные средства помогают автору создать атмосферу праздника? Приведите примеры из текста.

· Краткая справка о творчестве Сергея Александровича Есенина. С. 76-77

Сергей Александрович Есенин (1895— 1925) родился в селе Константинове Рязан­ской губернии в крестьянской семье. С ма­лых лет он воспитывался у родителей мате­ри. Дед Фёдор Андреевич Титов был религиозным человеком, пересказывал внуку Священное Писание, жития святых, духовные стихи, знал наизусть множество народных песен.

В 1909 году С. Есенин поступил в Спас-Клепиков скую цер ковно-учительскую школу, он изучал Закон Божий, бывал на бо гослужениях и хорошо знал тексты молит в . В сознании поэта православная культура является воплощением единства с наро­дом, с народными традициями.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам белый перезвон.

· Работа в парах: какие художественные средства помогают автору создать атмосферу праздника? Приведите примеры из текста.

3) Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным.

1) Какую картину христианского праздника вы видите, читая стихо­творение И. А. Бунина? Устно опишите её.

2) Какие цвета упоминает И. А. Бунин в своём стихотворении? п чему поэт акцентирует внимание именно на этих цветах?

Вопросы на с. 80.

1) Каков основной смысл стихотворения С. А. Есенина? Какими чувствами оно наполнено? Аргументируйте свои ответ.

2) Что общего в стихотворениях И. А. Бунина и С. А. Есенина. В чем включается различие между ними?

3) Найдите в стихотворении ключевые слова. Объясните свои выбор.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

До сих пор православная Троица празднуется в сочетании с древними славянскими традициями. Священники в этот день облачаются в праздничные одежды зелёного цвета, символизирующие вечное возрождение жизни.

Хочется, чтобы люди знали главные особенности русской культуры, так как она является неотъемлемой частью жизни всего общества и его дальнейшего процветания.

6. Домашнее задание. С. 75, 77-78 – выразительно читать. С. 82 – читать и анализировать. С. 86-95 – прочитать и ответить на вопросы после текста (устно).

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных дугой в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат.
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат.
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

Читайте также: