Идут камазы вдоль по енисею

Обновлено: 18.05.2024

Рейсовые теплоходы в наше время - очень редкая роскошь. Особенно это касается речного флота. В мире осталось очень мало мест, где можно вот так плыть по несколько дней по реке, наслаждаться видами берегов из каюты. Асфальтовый каток наступает всё активнее, и там, куда ещё вчера нельзя было добраться на колёсах, сегодня спокойно доезжают автобусы и фуры.. В 2013 году мы так плавали по Амазонке, но, блин.. Есть же речные кораблики и поближе.

К счастью, в России много диких мест, и регулярное пассажирское судоходство благополучно сохранилось и до наших дней как минимум на четырёх реках. В 2016 году мы плавали на теплоходе "Родина" по Иртышу и Оби, а теперь пришла очередь Енисея! Маршрут "Красноярск - Дудинка".

На линии 2 корабля: "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов". В пути вниз по течению они идут 4 дня, обратно - 6. Интервал отправлений между рейсами выходит 6 суток. Навигация длится с июня по начало октября. Билеты можно купить на сайте компании. Про то, какие есть каюты и как корабль устроен, мы поговорим в отдельном посте.

Тогда на "Родине" восхищало, что это корабль 50-х годов выпуска. Построенный в ГДР, он сохранил аутентичные родные интерьеры, каюты, коридоры, кают-компания и прочее. Я думал, что это что-то невероятно уникальное и таких теплоходов совсем немного. Оказалось, что енисейские корабли точно такие же аутентичные и прикольные внутри. Конкретно "Валерий Чкалов" был построен вообще в 1953 году. При этом он значительно больше "Родины": четырёхэтажный/трёхпалубный с двумя ресторанами и 140 каютами.

Давайте представим, как оно проходит. Из Красноярска корабль уходит рано - в 8 утра. Посадка начинается с 7. Перед ней нужно, согласно современной эпохе, пройти досмотры.

Плаванье на корабле - та самая ускользающая от нас романтика, та атмосфера, которую сложно передать, её надо самому прочувствовать. Особенно когда этот корабль такой старинный и атмосферный, а вокруг по берегам невероятные места. Когда вокруг вода, когда под "прощание Славянки" теплоход отчаливает от речного вокзала, и ещё около часа проплывает мимо районов Красноярска и прочих портов. В глушь, в тайгу, в тундру, где нет цивилизации, интернета, вообще ничего нет, кроме медведей и ягод.

В 8.00 сигнал к отправлению. Под "Прощание Славянки" теплоход плавно отчаливает от причала красноярского речного вокзала и берёт курс на север! Первые полтора часа под аккомпанемент песен уже про сам теплоход, мимо нас проплывают пейзажи самого Красноярска. Те самые, по которым гулял в предыдущие дни.

По левому борту остаётся пароход-музей "Святитель Николай, на котором плавал Николай 2-й, а позже в ссылку плыл Ленин.

Спальные районы Краснояска, заводы и ТЭЦ.

Ближе к северным окраинам Красноярска начинаются огромные речные порты. Они обеспечивают северный завоз в регионы, и принимают от этих самых регионов древесину.

Часа через 2 подплываем к бункеровочной станции и начинаем бункеровку. Или, по-нашему, заправку топливом.

В первый день цивилизации ещё довольно вдоль берегов. Постоянно то на одном, то на другом берегу какие-то деревни, посёлки. Здесь остановок не делается.

Плыть по Енисею куда интереснее, чем по Иртышу: особенно в первый день, когда за бортом скалистые берега, покрытые тайгой. По пути вам в мегафон рассказывают всякие интересные факты про проплываемые места.

В отличие от морского плаванья тут всегда есть что посмотреть за окном - пейзажи так или иначе меняются. Уже просто приятно сидеть на палубе, дышать свежим северо-сибирским воздухом и созерцать их.

Через несколько часов начинаются Казачинские пороги. В этом месте уровень воды понижается на несколько метров, а корабль должен аккуратно лавировать, чтобы не сесть на мель. В обратную сторону ему иногда подняться непросто.

Для помощи на берегу всегда дежурит специальный буксир. Туер "Енисей" с дизель-электрическим мотором. Работает здесь уже более 50 лет, с 1964 года. До этого тут вытягивал суда вверх по течению через порог его предшественник туер "Ангара", аж с начала 20-го века. Интересно, что это, чуть ли, не последний туер в мире - в других местах такую технологию для прохождения порогов уже давно перестали использовать.

К вечеру проплываем место впадения Ангары. Темно, но можно разглядеть, что, вон она, там. Через некоторое время крупная остановка - город Енисейск. Старинный, интересный. К сожалению, прибываем в Енисейск мы в темноте с опозданием, и посмотреть его даже мельком нет возможности.

Енисейск - последнее место, куда ещё можно добраться по автомобильной дороге. В 40 км к югу от него есть город Лесосибирск, куда ведёт даже железная дорога из Ачинска. Дальше начинается полная сибирская таёжная глухомань!

На второй день нам встречается наш коллега "Александр Матросов", идущий обратным рейсом. Капитан предусмотрительно сообщил об этом по громкой связи, предложив пассажирам поприветствовать корабль.

После полудня приплываем в село Ярцево.

Тут стоянка полчаса, и около пристани образовывается стихийный рынок.

Можно купить ягод, варенья, рыбы, картошечки, вязаных варежек и много всего другого.

Ещё через несколько часов такое же село - Ворогово.

Тут рыночек поменьше. Но тоже можно много чего купить. Село, кстати, известно ещё с 1613 года.

Интересно, что причалы практически на всех станциях выглядят однотипно.

К вечеру на средний Енисей приходят роскошные закаты!

А теплоход проплывает интересные места - скальные острова Кораблик и Барочка. Назвали их так, что они имеют формы корали и баржи, соответственно.

Возвышающиеся на 100-150 м над водой, они, по мнению многих, пожалуй, самые живописные места на Енисее. Кстати, сюда когда-то ссылали монахов из располагавшегося неподалёку Спасского монастыря.

К концу второго дня мы проплываем устье первой Тунгуски -
Подкаменной. Обидно, конечно, что все эти места мы должны были проходить днём, но из-за опоздания проходим в сумерках. Но что-то более-менее разглядеть можно.

В устье Подкаменной Тунгуски находится одноимённый посёлок. В него теплоход не заходит. Но на другой стороне Енисея расположился посёлок Бор - довольно крупный по местным меркам. Здесь живёт 2,5 тыс. жителей.

В Бор помимо нашего теплохода ещё также плавает катер из Енисейска. Идёт от 7-8 часов, ходит ежедневно.

После Бора идут многочисленные мелкие деревни: Бахта, Чулково, Верещагино, Верхнеимбатск, Костино, Сургутиха.. Во всех них живёт совсем мало народа, и даже нет пристани! Теплоход останавливается прямо посреди реки, после чего к нему подплывают лодочники, чтобы посадить одних пассажиров и забрать других. Погрузка проходит прямо из лодок - зрелище феерическое!

Нужно успеть как можно быстрее: очередь сзади большая, да и теплоход торопится. Для лодочных пассажиров матросы специально выставляют лестницу. Обычно у всех приезжающих в эти деревни с собой очень много вещей. Оно и понятно: этот корабль для многих жителей - фактически единственная возможность что-то доставить сюда с большой земли.

В отдельных деревнях ещё интереснее: тут своих лодочников нет, и чтобы доставить пассажиров к берегу, матросы спускают спасательную шлюпку.

Забавно наблюдать как её с помощью тросов и специального механизма спускают из пазлов и обратно потом ставят их. Матросы при этом грузятся до спуска на воду, шлюпка опускается уже вместе с ними.

К вечеру третьего дня "Валерий Чкалов" прибывает в Туруханск. Город в устье ещё одной реки Тунгуски - Нижней. Снова типовой причал.

Туруханск уже сильно на севере, тоже довольно старинный город, с которого начиналось освоение северной Сибири ещё в 17- веке. Город не очень хорошо сохранился, сейчас это небольшой посёлок. Хотя по местным меркам - прямо-таки мегаполис! 4,5 тысячи жителей. Кстати, известен Туруханск тем, что тут отбывал ссылку будущий генералиссимус Иосиф Сталин.

А к утру следующего уже четвёртого дня мы приплываем в Игарку. Это уже полноценный город с многоэтажками. Однако население Игарки с советского времени сократилось аж в несколько раз! И сейчас оно уже стало меньше, чем в Туруханске (при том, что в 1989 году здесь проживало 18 тысяч).

Одно расстраивало - из-за опоздания стоянки в Туруханске и Игарке были сокращены с часа до 20 минут. За такое время никуда от причала не уйдёшь особо. И час то - не очень много. А хотелось бы город осмотреть. В Игарке есть, кстати, музей вечной мерзлоты. Слышал, что в обычных условиях есть возможность взять такси, съездить в него, посмотреть за 40 минут, и вернуться обратно на корабль.

В Игарку должна была прийти железная дорога - та самая 503-я стройка или Трансполярная магистраль, строившаяся заключёнными ГУЛАГа в конце 40-х/начале 50-х. Чуть выше по течению в районе села Ермаково есть даже место, где была построена станция и были привезены паровозы. Но со смертью Сталина стройка была остановлена и заброшена.

Последний 4-й день - Енисей уже стал очень широким. Ещё бы - в него влились Ангара, 2 Тунгуски и ещё куча речек поменьше.

Корабль преследуем чайками.

Места тут совсем глухие! Иногда, конечно, попадаются отдельные домики, являющиеся, скорее всего, даже не населёнными пунктами, а какими-нибудь специальными сторожками.

За четвёртый день лишь одна остановка - в Потапово. Тут тоже нет пристани, но поток пассажиров очень большой. И перед теплоходом выстраивается целая кавалькада моторных лодок. Посадка растягивается минут на 30..

Потом севшие в Потапово пассажиры штурмуют корабельную кассу.

С одной стороны, конечно, из-за этого опоздания многие интересные пункты не удалось посмотреть. С другой - решён был вопрос с ночёвкой в Дудинке. Не пришлось искать гостиницу, тратить деньги на неё и т.д. Вот такой скромный посадочный зал в крупном портовом заполярном городе.

Сразу после прибытия, к другому борту "Чкалова" пристал круизный корабль "Максим Горький". Он шёл по схожему маршруту, но в круизном формате - с длительными остановками, культурной программой и прочим.

И вот мы в Заполярье - город Дудинка, 69-я широта. Мы сходим на сушу, а корабль "Валерий Чкалов" уже спустя несколько часов отправляется обратно на юг, в Красноярск.

Так что советую. Цена вопроса 12 тыс. за место в каюте на нижней палубе. Можно и подороже взять в более красивой. Корабли ходят раз в 6 дней: помимо "Чкалова" есть ещё точно такой же "Александр Матросов" Окажетесь в Дудинке, на крайнем севере, посмотрите по дороге глубинные уголки нашей необъятной. Говорят, "Чкалова" скоро хотят списать, уже ему даже замену строят. Поэтому торопитесь пока дают!

AlexS

Ветеран

Aibolito

Активный участник

AlexS

Ветеран

Река в декабре "тронулась" и встала, дороги не было, торосы до двух метров, ровное место - чистая вода

Aibolito

Активный участник

Река в декабре "тронулась" и встала, дороги не было, торосы до двух метров, ровное место - чистая вода

Aibolito

Активный участник

Получил письмо от брата, который служит много лет в Енисейске-Лесосибирске : ". В двадцатых числах декабря открывается зимник до Верхне-Имбатского (это максимум куда можно уехать на север), даже до Нижней Тунгуски не добраться (Туруханск), не говоря уже об Игарке и, тем более, о Дудинке. В Туруханском районе ночами до минус 60 градусов весь январь и февраль. " плюс несколько фотографий.

Вложения

0_2be8f_bdc7f843_orig.jpg

енисей.jpg

зимник.jpg

roman 304

Участник

до назимово дорога уже есть верхним зимником.от бора до верхнеимбатска говорят плохой зимник постоянно так как мало машин ходит и редко((проще ехать рекой от бора там староверы все ровно из деревни в деревню летают на буранах))

КАРИБУ

Активный участник

ushliy ribak

Активный участник

Летел Норильск-Красноярск 2 дня назад. Температура по Норильску -40. Температура по Эвенкии -52. Мороз и солнце так сказать. Очень хорошо видно было Енисей из иллюминатора. Специально смотрел, т.к. мою голову до недавнего времени посещала идея такой экспедиции. Так вот-Енисей весь в промоинах на протяжении всего маршрута. И это учитывая что температура то не детская.

Ветеран

суть дела не в промоинах, хотя они частично входят в цепь событий.
Суть дела отсутствии гидрологической службы, или в её профанации.
Именно эта служба должна давать чёткое заключение по состоянию ледового покрова на реках в конкретный год по периодам зимы.

К примеру на Улус-реке, в эту осень ледостава не было. Происходило это необычным способом. Река, в отсутствии сильных морозов зашуговывалась очень медленно, и в конце концов шуга, забив перекаты, просто остановилась, но река не замерзла. И после остановки во многих широких местах шугу оторвало, образовав гигантские полыньи шириной на всю реку и длиной до полукилометра. Теперь эти полыньи никак не хотят замерзать, несмотря на тридцатиградусные морозы. И это правильно, учитывая быстрое течение Улус-реки и отсутсвие проплывающих самонамораживающихся льдов по этим полыньям.

Так вот гидрологическая служба и должна по логике событий дать вменяемое заключение о дальнейшем течении ледообразования на реке, но её, то есть службы, просто нет, и мы сидии и гадаем, куда ехать, на чем и зачем.

andrey16061979

Активный участник

Если основная задача доставить груз до Норильска, а не пройти озвученный маршрут, то снегоходную часть маршрута я бы максимально сократил. Для это есть два варианта, оба завязаны на зимники. Первый, это зимник правым берегом Енисея, до Бора или, если получиться, еще севернее. Там до Игарки будет несколько приличных поселков, в т.ч. сам город Туруханск, а так же Бахта, Курейка. Так же много станков, где сидят рыбаки на подледном лове, типа Карасино, Шайтан, Полой. От Игарки на север так же есть места, где будет народ вдоль реки. Прилуки, Плахино. От Игарки можно на север пойти вдоль ЛЭП-220, правда придете не в Дудинку, а к Хантайской ГЭС. Второй вариант уменьшения снегоходного маршрута: зимник через Ванкор, через левый берег Енисея. Автомобильная часть длиннее, зато дорога лучше. На Ванкор дорогу содержат в идеале. К реке выйдете в районе Прилук, недалеко от Игарки. Так зимой в Игарку возят продукты. У моего знакомого два Камаза работают на этом маршруте. Вроде все, что хотел написать. Я бы сам с удовольствием прошел этим маршрутом, однако основная его сложность - наличие на всем пути следования запасов качественного топлива для снегоходов. Его там нет, значит надо завозить. У кого-то оставлять на хранения или прятать. Хотя гарантий сохранности никаких.

Ветеран

на мой взгляд в снегоходной экспедиции, если не идёт в исключительную глухомань, или в Ледовитый океан, главное - не брать с собой прицепы.
И это есть главное черта современных экспедиций текущего десятилетия, когда двигатели новых поколений снегоходов становятся очень экономичными, а пассажирское сиденье съёмным.

Таким образом, вес поклажи для перевозки непосредственно на снегоходе, увеличивается в два раза против привычного, расход безина значительно, может быть на треть или даже более, уменьшается засчёт отсутствия саней, а скорость увеличивается на 40-50 процентов.
Также уменьшаются затраты на покупку саней и другого буксирного оборудования.

В свою очередь, жизнь не стоит на месте. И теперь там где невозможно было найти даже трезвого папуаса, появляются заимки и гостевые дома, способные не только приютить и накормить путешественника, но и содействовать экспедиции.

Активный участник

Река, в отсутствии сильных морозов зашуговывалась очень медленно, и в конце концов шуга, забив перекаты, просто остановилась, но река не замерзла

Ветеран

вот Улус-река, на первой фотографии вроде бы замерзла, на второй видно как ниже по течению парит полынья. 01.12.12

Вложения

DSCN8257.JPG

DSCN8253.JPG

DSCN8248.JPG

yaroslav71

Активный участник

Если основная задача доставить груз до Норильска, а не пройти озвученный маршрут, то снегоходную часть маршрута я бы максимально сократил. Для это есть два варианта, оба завязаны на зимники. Первый, это зимник правым берегом Енисея, до Бора или, если получиться, еще севернее. Там до Игарки будет несколько приличных поселков, в т.ч. сам город Туруханск, а так же Бахта, Курейка. Так же много станков, где сидят рыбаки на подледном лове, типа Карасино, Шайтан, Полой. От Игарки на север так же есть места, где будет народ вдоль реки. Прилуки, Плахино. От Игарки можно на север пойти вдоль ЛЭП-220, правда придете не в Дудинку, а к Хантайской ГЭС. Второй вариант уменьшения снегоходного маршрута: зимник через Ванкор, через левый берег Енисея. Автомобильная часть длиннее, зато дорога лучше. На Ванкор дорогу содержат в идеале. К реке выйдете в районе Прилук, недалеко от Игарки. Так зимой в Игарку возят продукты. У моего знакомого два Камаза работают на этом маршруте. Вроде все, что хотел написать. Я бы сам с удовольствием прошел этим маршрутом, однако основная его сложность - наличие на всем пути следования запасов качественного топлива для снегоходов. Его там нет, значит надо завозить. У кого-то оставлять на хранения или прятать. Хотя гарантий сохранности никаких.

Андрей, если мне не изменяет память, то дорога (зимник) на Ванкор с левой стороны Енисея начинается (юга-заподное направление) между Уренгоем и Новозаполярным, а потом уже от Ванкора до Игарки. Вы, Антону предлагаете из Красноярска добраться до Уренгоя, а потом по зимнику Уренгой-Ванкор-Игарка?

Француз начал свое путешествие из бурятского села Орлик - административного центра Окинского района республики. Оттуда он добрался до озера Хара-Нур и продолжил путь на надувном каяке. В городе Кызыл (республика Тыва) мужчина закупился провизией и поплыл в сторону заповедника к водохранилищу Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (ГЭС). Он зарегистрировался на южном кордоне заповедника, в Шугуре.

В общей сложности Теннье проплыл вдоль восточной и северной границ и вышел за пределы охранной зоны. Финишной точкой стал Абакан.

Видео переправы по Енисею Хьюго опубликовал в своем блоге о путешествиях "Живи приключением". На кадрах видно, как он плывет по реке на каяке. На своем сайте мужчина пишет, что давно хотел посетить Сибирь и целый год планировал одиночную экспедицию. По его словам, в этом регион радушные люди, а инспекторы заповедника относились к нему как к "родному внуку". Теннье подчеркнул, что по пути его встречали по-русски радушно, кормили, а однажды помогли отремонтировать сломавшееся весло.

"Эти мужчины и женщины (сотрудники заповедника) помогали и принимали меня, рассказывали о своей жизни и о том, как они защищают природу", - написал тревел-блогер на своей странице в Facebook.

В будущем француз хочет написать книгу путевых заметок, одну из глав которой посвятит Сибири.

Ждать вертолёт или пытаться перейти с берега на берег по неокрепшему льду — такой нелёгкий выбор сейчас стоит перед десятками вахтовиков, пытающихся вернуться домой после работы в Северо-Енисейском районе. На что жалуются люди и что может решить проблему?

Енисей возле посёлка Епишино встал только вчера и лёд ещё не прочный, но не смотря на очевидную опасность десятки людей пытаются пробраться на другой берег. Большинство из них возвращаются с вахты. Среди сезонных рабочих и Олег. Мужчина говорит что не смог купить билеты на вертолёт, вот и решил добираться домой с риском для жизни.

Там под 250–300 человек и четыре рейса — это так, ни о чём вообще! Люди все гостиницы забили по три четыре дня живут. У всех семьи, все домой стараются на новый год поехать.

Олег, вахтовик

После закрытия паромной переправы и в Енисейске и в Подтёсово скопились десятки людей желающих перебраться с берега на берег по воздуху. Приезжие жаловались на отсутствие элементарных удобств но и сами вели себя далеко не лучшим образом. В ситуацию пришлось даже вмешиваться сотрудниками полиции.

Это ужасно! Беременных женщин отпихивали, проталкивают мне руку с паспортами и кричит я тоже беременный, ну вот просто невыносимое поведение! И стоят девчонки подтёсовские говорит ну со слезами на глазах — они приехали сюда в женскую консультацию их не подпускают.

Лариса Дмитрейко, менеджер по продажам

Окончательно решить проблему может только ледовая переправа. Поэтому сейчас специалисты внимательно следят за продвижением кромки ледостава и колебанием уровня воды — именно от этого зависит когда появиться зимняя дорога через Енисей.

Тоненький слой льда на прибрежном кустарнике показывает уровень максимального подъёма воды в Енисее. За сегодняшний день он упал уже сантиметров на пятнадцать. Это говорит о том, что опасность зимнего паводка уже миновала и скоро наступит время для строительства ледовых переправ.

Пока дорожники проводят только подготовительные работы – расчищают на берегу подъезды, готовят места для стоянки тяжёлой техники и вагончиков для рабочих. На лёд они выйдут уже в начале января.

Открыть дорогу через Енисей дорожники планируют к середине следующего месяца. Но это при условии что их работе не помешает внезапная оттепель или подвижка льда.

Утро началось часов в семь, горячий чай с пирожками которые пекут прямо на теплоходе, и прекрасные виды на берегу.

Поселки и села встречаются редко. Село Назимово, возникло еще в 1631 году. Основано, ни кем иным как Ерофеем Хабаровым (!), который устроил тут зимовье, по пути на восток к Амуру.

Все тут самобытное. Одной крышей накрыт и жилой дом и хозяйственные пристройки, лодка построенная местными умельцами, лет 50-60 назад.

А на противоположном берегу остатки поселка золотопромышленников Ермак. Сегодня от поселка практически ничего не осталось. А когда-то это было место ссылки декабриста Александра Якубовича.

Вокруг сплошная тайга: кедр и лиственница, сосна и пихта, а в них обитает бурый медведь, рысь и соболь, барсук и многие другие дикие животные.

К полудню (по расписанию к 10:00) теплоход подходит к крупному селу Ярцево. В 2005 году село отметило юбилей - 400 лет (!) Основано казаками и промышленными людьми, которые дошли сюда с целью освоения новых земель.

Сегодня здесь аншлаг. Плавмагазин - РЕЯ, теплоход "В.Чкалов, Восход из Енисейска (после нас подошел к пристани).

08.
На пристани к приходу рейсового теплохода - всегда формируется стихийный рынок. Ягода, грибы, овощи, рыба, икра, сметана, кедровые орехи, поделки из дерева и конечно же самое главное - общение!
Как сюда попали машины, если нет дорог? Да все очень просто, есть грузовой речной транспорт, кроме того - с ноября по март прямо по руслу Енисея проходит зимник.

Стоянка короткая, всего полчаса по расписанию, за это время далеко от пристани не уйдешь. Но зачем куда-то уходить, если пол села приходит на берег? И каждый получает свою порцию удовольствия :).

Рыболовство играет важную роль, поэтому весь берег усеян лодками.

Мы отходим, а на смену нам к причалу подходит Восход, основное и самое быстрое транспортное средство связывающее Ярцево с районным центром - Енисейском. Это не конечная остановка для Восхода - он идет дальше на север, до поселка Бор.

Село растянулось на более чем 2 км вдоль реки. Сегодня здесь проживает более 2,3 тысяч человек.

Наиболее крупное предприятие - Леспромхоз (по современному - Ярцевская лесопромышленная компания). Занимается переработкой древесины.

Читайте также: