Как часто менять масло в коробке калина

Обновлено: 02.07.2024

Масло в коробке Лада Калина предназначено для смазывания трущихся элементов механизма и отвода тепла из этого узла. Трансмиссионная жидкость предотвращает чрезмерный перегрев МКПП и продлевает срок ее эксплуатации. Масло, утратившее свои свойства, начинает хуже смазывать детали, что приводит к их быстрому износу и разрушению. Поэтому менять трансмиссионное масло в Lada Kalina необходимо в обязательном порядке.

1 Когда нужно менять трансмиссионную жидкость?

Завод-производитель предписывает менять масло в механической КПП Лада Калина каждые 75 тысяч километров пробега. Это правило действует как для тросовой модели, так и для КПП старого образца, для двигателя на 8 и на 16 клапанов.

Однако неблагоприятные условия эксплуатации могут значительно сократить интервал замены. Чаще менять рабочую жидкость в КПП Lada Kalina рекомендуется в следующих случаях:

  • регулярная езда по грунтовым дорогам и бездорожью;
  • суровые климатические условия эксплуатации;
  • агрессивная манера вождения;
  • постоянная езда на высоких скоростях;
  • частые ошибки при переключении передач.

В автоматической коробке передач Jatco, устанавливаемой на Lada Kalina, менять трансмиссионное масло не требуется. Оно заливается производителем на весь срок службы. Исключение составляет только ремонт или замена АКПП.

2 Как проверить объем трансмиссионной жидкости?

Недостаток рабочей жидкости приводит к поломке МКПП Лада Калина и дорогостоящему ремонту. Если вы заметили посторонние шумы в работе коробки или испытываете сложность с переключением передач, то лучше сразу же проверить количество масла. А в профилактических целях рекомендуется контролировать объем жидкости в трансмиссии каждые 10 тысяч километров пробега.

Замена масла (КПП) LADA Kalina

На машинах первого поколения (2004-2013 годы выпуска) устанавливали только пятиступенчатую механику – ВАЗ-1118. Трансмиссии комплектовали редукторными узлами коробок ВАЗ-2110 и ВАЗ-21083. Восьмерочный узел обладал несъемной (нарезанной прямо на валу) ведущей шестерней главной передачи.

Роботизированная КПП ВАЗ-2182

Роботизированная КПП ВАЗ-2182

Завод-изготовитель устанавливал ВАЗ-2182 лишь на авто с 16-клапанными (ВАЗ-21127) моторами.

Чем наполнить КПП и в каком объеме

Жидкости для коробок передач классифицируют по ГОСТ-17479.2-85:

  • подразделяют на четыре класса, в соответствии с кинематической вязкостьюкак при температуре 100 0 С;
  • и на пять групп, в зависимости от эксплуатационных свойств.
  • ТМ – трансмиссионное масло;
  • 3 – минеральное, с противозадирными присадками умеренной эффективности;
  • 12 – класс вязкости (кинематическая вязкость 11-13,99 мм 2 /с при 100 0 С);
  • 3 – содержит загущающую присадку.

Подробнее с обозначением и классификацией следует ознакомиться в ГОСТ- 17479.2-85.

  • По классувязкости– стандарт SAE J306 (SAE – Society of Automotive Engineers). Предусматривает 9 категорий.
  • По эксплуатационному классу – наиболее распространена система API (American Petroleum Institute). Масла делятся на группы (GL), в зависимости от условий работы и содержания присадок.

Производитель часто указывает маркировку в соответствии с ГОСТом и по классификации SAE, API.

Трансмиссионное масло Oil right ТАД-17

Трансмиссионное масло Oil right ТАД-17

Например, Oil right ТАД-17 ТМ-5-18 GL-5 80W-90 минеральное. По системе API масло принадлежит к пятому классу (применяется в коробках с гипоидными передачами, работающими на высоких угловых скоростях и при малых вращающих моментах). По стандарту SAE состав сохраняет допустимую вязкость при температуре окружающей среды от -26 0 С до +35 0 С.

Механическая трансмиссия

Объем трансмиссионного масла в МКПП:

Рекомендуется заливать масла классов API GL-4, API GL-4+ или GL-4/5, предназначенные для работ разной степени тяжести и включающие 4% противозадирных присадок.

Например, Shell SPIRAX S4 75W-90 GL-4 или THK Trans KP 75W-90 GL4.

Автоматическая трансмиссия

Нормальный объем масла в АКПП JATCO JF 414E – 5,1 л.

Популярностью пользуется TOTAL FLUIDMATIC MV LV с отличными антифрикционными характеристиками, низкой вязкостью при любых температурах, устойчивостью к пенообразованию.

Трансмиссионное масло TOTAL Fluidmatic MV LV

Трансмиссионное масло TOTAL Fluidmatic MV LV

Достойные внимания варианты: Liqui Moly top tec 1800 или Ravenol ATF Type J2/S.

Роботизированная трансмиссия

Объем масла в РКПП ВАЗ-2182 – 2,35 л.

Смена масла

Разогретое масло обладает меньшей вязкостью и вытекает быстрее.

При сливе холодного отстоявшегося состава осадки из шлама, нагара остаются на дне картера КПП. Целесообразно взболтать этот остаток и удалить вместе с отработанным маслом.

Крайне не рекомендуется смешивать трансмиссионные жидкости. Это касается не только разных типов масел (минеральных, синтетических, полусинтетических), но и однотипных, от разных производителей.

Промывочное масло

Механическая коробка

Чтобы заменить масло в коробке передач ВАЗ-1118 необязательно искать СТО. Все манипуляции возможно осуществить собственноручно в местном гараже.

  • Рожковый (накидной) ключ № 17.
  • Изолента.
  • Шланг диаметром до 1 см, длиной 1-1,3 м и пластиковая воронка.
  • Альтернативой воронке с трубкой служит специальный шприц или нагнетатель для трансмиссионных жидкостей.
  • Резервуар для слива отработанного масла.
  • Ключ № 22 (в случае, если коробка ВАЗ-2181).
  • Отвертки с прямым и крестообразным шлицами.
  • Пара перчаток ПВХ.

Потребуется также ветошь.

Сливаем

Возможно, обладатели длинных рук и ног виртуозно справятся с поиском горловины без дополнительных операций.

Тем, кому проще работать отверткой, чем упражняться в гибкости, следует:

  • снять с авто пластмассовую защиту мотора, гофрированный патрубок, крышку кожуха воздушного фильтра и воздушный патрубок;
  • отсоединить ДМРВ (датчик массового расхода воздуха).

Сливная пробка коробки передач

Сливная пробка коробки передач

Теперь можно перейти непосредственно к сливу:

  1. Снимите защиту картера мотора.
  2. Ключом № 17 выкрутите сливную пробку, которая находится со стороны левого приводного вала. Последние обороты сделайте аккуратно, вручную.
  3. После того как масло вытекло в подготовленную емкость, закрутите пробку. Важно не перетянуть: конусная резьба пробки может повредить алюминиевый корпус коробки.

Оцениваем состояние коробки

Слитое из МКПП масло позволяет сделать кое-какие выводы о состоянии трансмиссии. Наличие пены и белесых примесей настораживает: вероятно, состав потерял свои свойства.

Стружка сигнализирует о повреждениях зубчатых колес.

Заливаем

Приготовьте оснастку для залива: герметично соедините воронку и шланг при помощи изоленты. К слову, воронку можно соорудить из пластиковой бутылки.

Противники кустарщины могут воспользоваться шприцем для заливки масла, например, INTERTOOL AT-3065 или специальным ручным нагнетателем.

  • Трубку поместите свободным концом в горловину для щупа МКПП ВАЗ-1118.
  • Постепенно залейте масло.
  • После соберите все в обратном порядке.

В МКПП ВАЗ-2181 отсутствует щуп, а для контроля уровня используется измерительное отверстие. Через него следует заливать свежее масло с помощью специального шприца или компрессора.

Шприц для заливки масла

Шприц для заливки масла

Проверяем

После заливки полного объема масла обязательно нужно проверить его уровень. Для этой операции пригодится щуп. Граница масляной пленки должна находиться между отметками MAX и MIN.

В коробке ВАЗ-2181 уровень трансмиссионки определяют, выкрутив проверочную пробку. Если залит положенный объем, масло доходит до кромки контрольно-заливного отверстия.

Автоматическая коробка перемены передач

Автоматическая коробка Jatco JF414E

Автоматическая коробка Jatco JF414E

Сливаем

  • При помощи отверток демонтируйте патрубок воздуховода и блок воздушного фильтра.
  • Открутите ключом № 19 сливную пробку на картере АКПП.
  • Слейте масло в заранее подготовленный бак. Добиться окончательного истечения удастся только после демонтажа переливной трубки и поддона коробки.
  • Шестигранным ключом № 5 выкрутите переливную трубку. Она располагается в глубине, поэтому откручивайте длинной стороной ключа, надев на короткую любой подручный удлинитель.
  • Чтобы окончательно избавиться от старого масла, заменить или промыть масляный фильтр, необходимо снять поддон. Для этого открутите ключом № 10 болты крепления. Всего их 16 штук. Выкручивайте сначала с одной стороны, чтобы оставшееся масло стекло в заранее подготовленную емкость.
  • Открутите 12 болтов крепления масляного фильтра.

Внимание! Болты фильтра имеют разные длины! Поэтому сразу запомните, где — какой, чтобы не ошибиться при монтаже.

  • Фильтр замените или промойте бензином, очистите от металлической стружки магниты (если таковая на них есть) и поддон АКПП.
  • Соберите коробку в обратном порядке.

Заливаем

Через горловину для щупа влейте новое масло. Используйте заранее подготовленную воронку трубкой или пневмошприц.

Заливка масла в АКПП

Заливка масла в АКПП

Проверяем

  • Подсоедините расходомер (если отсоединили).
  • Заведите машину, рычаг селектора поставьте в позицию P (паркинг).
  • Не заглушая двигатель, вынимайте щуп, протрите, вставьте обратно. После извлеките снова, посмотрите уровень. Если он не доходит до отметки MIN у значения COLD, то масло нужно добавить, а если выше отметки MAX – удалить излишки.
  • Теперь монтируйте воздушный фильтр и пластиковую защиту двигателя.

Оцениваем состояние коробки

О серьезных повреждениях редукторной части автомата судят по наличию в масле и на магнитах металлической стружки. Осадок из сажи на фильтре, пена, белесые примеси сигнализируют об утере составом свойств, возможном попадании охлаждающей жидкости или серьезных проблемах с фрикционами.

Роботизированная коробка

  • Снимите пластиковую защиту и демонтируйте воздушный фильтр.
  • Ключом № 22 открутите датчик реверса.
  • Отверните маслосливную пробку на картере КПП ключом № 17.
  • Слейте трансмиссионную жидкость.
  • Закрутите обратно пробку для слива.
  • Выкрутите контрольно-заливную пробку.
  • С помощью компрессора или кустарного приспособления в виде воронки с трубкой вливайте масло через отверстие для датчика реверса. А через контрольное — проделать эту же операцию можно только с помощью нагнетателя (шприца).
  • Проверьте, чтобы уровень достигал кромки отверстия контрольно-заливной пробки.

Оценка качества масла и редукторной части РКПП производится по таким же критериям, что и на механической трансмиссии.

Трансмиссия – одна из сложнейших систем в устройстве автомобиля. Большая часть деталей – движущиеся, во время работы создаётся трение, повышающее температуру. В коробке передач обязательно используется масло, выполняющее функции смазки и отвода излишков тепла, предотвращая перегрев трансмиссии. В автоматических КПП смазочный материал выступает в качестве дополнительного рабочего тела, передавая крутящий момент от двигателя к планетарным передачам.

Смазка коробки передач

Доливка и замена масла в коробке передач

Любое масло в КПП на Калине состоит из основы и разных присадок. По мере работы первоначальные свойства постепенно теряются, присадки вырабатываются, детали трансмиссии остаются без защиты. В работающей коробке передач температура может быть более 100 градусов, старая смазка с отработанными присадками утрачивает свои смазочные свойства, вспенивается.

Использованное масло не способно создавать на трущихся деталях защитную пленку, от перегрева образуется нагар, который начинает препятствовать нормальному включению передач. Определить, что смазку пора менять можно по характерному гулу из коробки – со временем он перерастет в разрушение зубьев шестерен, КПП выйдет из строя. На Калине тросовый привод коробки передач, поэтому шумит она меньше. Тот же эффект будет при недостаточном количестве масла. Передачи включаются с трудом, начинаются задиры главной передачи, шестерен. Автомобиль попросту не сможет передвигаться.

Задуматься о замене нужно при появлении признаков попадания в трансмиссию влаги и металлических частиц от разрушенных зубьев шестерен. При таких симптомах нарушается правильная работа КПП. Об этом будет свидетельствовать серия разных звуков. Если во время переключения передач или при движении автомобиля слышен скрежет, вой, гул, треск, это свидетельствует о необходимости замены масла и устранении уже образовавшихся неисправностей. Смазочный материал следует менять после осмотра щупа контроля уровня масла – если рабочая жидкость в КПП черная, и присутствует запах гари.

Заливать следует только специальный трансмиссионный продукт с правильно выбранной вязкостью и маркировкой для механических или автоматических КПП.

Выбор масла для МКПП и АКПП Лады Калина

Видов смазочных материалов достаточно много, в том числе и для автомобилей Лада. Чтобы выбрать качественный продукт, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Учитывать требования производителя. В руководстве по эксплуатации четко описаны параметры, по которым подбирается масло для трансмиссии. Обычно указывается вязкость, и при этом она может, как и в моторном, отличаться для лета или зимы.
  2. При покупке подержанного автомобиля следует поинтересоваться у бывшего владельца, какой продукт заливался. Если использовалось минеральное масло, то заливать синтетическое без предварительной промывки нельзя.
  3. Оптимальный вариант – полусинтетическое масло. Подобные продукты встречаются в основном в России и СНГ. По сути, это та же минеральная смазка, которая подверглась гидрокрекингу. Полусинтетику можно использовать после минерального масла.

Выбор трансмиссионного масла – для каждого автовладельца индивидуальное решение. Оно зависит от пробега, состояния КПП, типа коробки передач.

Разновидности трансмиссионного масла

Встречается три основных типа смазки:

  1. Минеральная. Отличается нестабильной текучестью, вырабатывается быстрее и характеризуется посредственными параметрами.
  2. Синтетическая. Стабильна при термической и химической нагрузке. Имеет самый большой срок службы, но главный недостаток – высокая цена и повышенный расход.
  3. Полусинтетическая. Нечто среднее между минеральной и синтетической по цене и характеристикам. Оптимальна для автомобилей с пробегом.

Если нужно снизить шум коробки, рекомендуется использовать трансмиссионное THK Magnum. Применять его можно и в условиях низких температур, передачи будут включаться плавно и быстро. Не обращайте внимания на присадки, учитывать их не стоит ни для моторного, ни для трансмиссионного масла. Современные смазочные продукты имеют все свойства для увеличения срока службы узлов и агрегатов, присадки уже не имеют принципиального значения. На Ладу Калину устанавливается не только механическая КПП, но и автоматическая Jatcoот Ниссан. Для этой коробки передач рекомендуется использовать всего два вида масел:

При замене необходимо учитывать, что потребуется минимум три литра жидкости. При замере объема слитого продукта следует делать скидку на температуру – при нагреве жидкость расширяется.

Масло заливается в прогретую КПП, используется только чистый инвентарь и инструмент, автомат крайне чувствителен к пыли.

Проверка уровня и долив масла

Чтобы проверить уровень масла в коробке передач, можно использовать два варианта, каждый из которых эффективен:

  1. Достать щуп, который используется для контроля уровня. Самый простой и лёгкий способ – в норме уровень должен находиться на максимальной отметке или между минимумом и максимумом.
  2. Второй способ – слить масло с картера КПП и измерить его объем, затем залить обратно.

Оба одинаково точны, но автовладельцы предпочитают использовать щуп – второй метод подходит, если проводится замена смазочного продукта. Для начала автомобиль следует установить на ровной площадке и подождать 10-15 минут, пока масло не стечет в картер. Оно должно быть прогрето. Затем следуйте алгоритму:

Если нужно долить масло, используется воронка с длинной трубкой, которая вставляется в отверстие для щупа. Проверка уровня осуществляется быстро и просто, с такой процедурой справится любой автолюбитель. Доливать нужно только тот же смазочный продукт, что и залит в КПП на данный момент. Рекомендуется проверять уровень не реже одного раза в три месяца или каждые 10000 км пробега.

Замена масла в КПП Лады Калина

Владельцы автомобилей Лада редко пользуются услугами автосервисов для замены расходных материалов. Это несложно и делается своими руками. Для работы по замене нужно подготовить следующие инструменты:

  • гаечный или накидной ключ на 17 мм;
  • воронку с трубкой (не менее 500 мм в длину);
  • канистру с маслом;
  • ёмкость для отработанной жидкости;
  • масло для промывки;
  • домкрат (потребуется при промывке).

Замена масла в коробке передач Калина потребует наличия эстакады, подъемника или смотровой ямы. Если ничего этого нет, используйте домкрат – вывесите перед автомобиля и зафиксируйте в таком положении. Перед тем как слить масло, обязательно проверяется его уровень. Это нужно делать, чтобы понять, есть ли утечка. После этого можно сливать отработку:

  • после установки автомобиля в нужном положении следует зафиксировать его противооткатными упорами;
  • демонтировать защиту двигателя;
  • найти сливную гайку на картере коробки передач и подставить под нее подходящую ёмкость;
  • открутить ключом на 17 мм сливную гайку;
  • подождать 15-20 минут, пока не сольётся как можно больше масла;
  • закрутить сливную гайку.

Перед тем как заливать свежий продукт, обратите внимание на отработанную жидкость. Если она черного цвета, в ней имеются металлические частицы, грязь, пыль, разводы, в таком случае рекомендуется залить в КПП промывочное масло. Оно заливается в коробку, затем вывешивается переднее колесо, и запускается двигатель. Далее включается первая передача, через 5-10 минут можно заглушить двигатель и слить промывку, теперь можно заливать новую смазку без опасений. Процедура заливки масла проста. В отверстие щупа вставляется трубка воронки, заливается примерно три литра смазки в коробку, после этого нужно подождать несколько минут, затем проверить уровень, при необходимости провести доливку.

Для лучшей работы пятой передачи рекомендуется заливать рабочую жидкость до максимальной отметки. Это объясняется тем, что пятая передача находится выше всех остальных и испытывает недостаток смазочного продукта.

Замена смазки на АКПП

Для работы по замене смазочного материала на автоматизированной КПП Лады Калины потребуется набор инструментов:

  • гаечные ключи на 8 мм и 10 мм;
  • накидные ключи на 17 мм и 19 мм;
  • фигурная отвёртка;
  • ёмкость для слива отработанной жидкости;
  • шланг для заливки смазочного продукта;
  • воронка для шланга;
  • трансмиссионное масло.

Как в случае с механикой, автомобиль должен быть установлен на ровной площадке и поднят на подъёмнике. Для этого можно использовать эстакаду или смотровую яму. Коробка передач обязательно должна быть прогретая:

  1. Демонтировать грязезащитный пыльник и крышку.
  2. Открутить сливную гайку на поддоне ключом на 19 мм.
  3. Подставить под слив подходящую ёмкость.
  4. Под сливной пробкой будет находиться переливная, ее нужно извлечь и слить жидкость из коробки.
  5. Чтобы поменять смазку качественно, рекомендуется демонтировать поддон целиком и очистить его. Для этого следует открутить ключом на 10 мм болты креплений, поддон тщательно очищается вместе с установленными на нем магнитами.
  6. Установить поддон обратно.

Заливка новой смазки проводится через отверстие для щупа проверки уровня. Сам щуп расположен под корпусом воздушного фильтра возле блока цилиндров. Для удобства можно демонтировать корпус воздушного фильтра, снять гофру, выкрутив 4 винта крепления крышки и открутив хомуты. Вынуть щуп, вставить вместо него шланг воронки, затем залить столько же смазочного продукта, сколько было слито.

Чтобы жидкость равномерно распределилась в КПП, нужно запустить двигатель и переводить рычаг выбора передач во все положения с удержанием на каждом из них по несколько секунд. Теперь можно снова измерить уровень жидкости в коробке с помощью щупа и при необходимости долить, далее собрать воздушный фильтр, подцепить к нему гофру. Установить защиту двигателя и пыльники на место.

МКПП и АКПП Лады Калины – достаточно надёжные узлы, они редко доставляют владельцу неудобства. Но для этого необходимо соблюдать правила эксплуатации, своевременно обслуживать узлы. Важно вовремя контролировать уровень масла, доливать или полностью менять смазочный продукт.

Как проверить уровень и заменить масло в КПП Лада Калина

Периодичность замены

В случае, когда масло не будет своевременно заменено, вы рискуете столкнуться с:

Последствия действительно серьёзные и накладные для кошелька автовладельца. Потому лучше периодически проверять масло и вовремя его менять.

Своевременная замена защитит коробку

Проверка объёма и состояния

Профилактическую проверку состояния и уровня рекомендуется осуществлять каждые 10 тысяч километров. Можно и чаще, от этого хуже точно не будет. Для оценки состояния просто капните масло на белую поверхность (бумага, ветошь) и посмотрите на него визуально. Можете сравнить со свежим маслом, капнув его рядом. Если в старой смазке есть какие-то примеси, заметно изменился цвет, его лучше поменять.

Регулярная проверка уровня масла

Используемые масла

  • ТМ4 производства Лукойл;
  • Kinetic компании Роснефть;
  • Транс КП от Новойл;
  • Транслюкс ТМ4-12 от компании Татнефть;
  • Trans KP и ЛЗ Super производства ТНК;
  • Transaxle от Shell.

Либо можно подобрать их аналоги в соответствии с физико-химическими характеристиками. Все они относятся к группе GL4 по API и имеют классы вязкости от 75W-80 до 80W-90.

Transaxle от Shell

Процедура замены

Для начала подготовьте всё необходимое. Для работы потребуются:

  • ключ рожкового или накидного типа 17 размера;
  • трещотка с головкой аналогичного размера (использовать необязательно, но с ней удобнее);
  • лейка;
  • шланг для лейки на 30 – 40 см;
  • новое масло;
  • пустая ёмкость для слива старой смазки;
  • яма или домкрат.

Когда всё готово, можно приступать к работе. Полная замена трансмиссионного масла занимает около 1 – 2 часов чистого времени.

Всем спасибо за внимание и удачи на дорогах!

Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и обязательно приглашайте к нам своих друзей!

Читайте также: