Как доработать гбц на калине

Обновлено: 05.07.2024


Не зря говорят: "Меньше знаешь крепче спишь". После проверки пневмотестером двигателя моей Калины мне не давал покоя сифонящий первый выпускной клапан. И вот, вырвавшись из текучки авторемонтных дел занялся своим авто. Помощь любезно предложил Ярослав BTR410 , как человек не раз видавший двигатель изнутри и знающий куда там приложить прямые руки. В общем так Калина Красная оказалась на подъёмнике в его гараже.
ГБЦ до этого ни разу не снималась, было интересно посмотреть как всё сделано "По заводу". А оказалось оно никак… Сальник коленвала стоял беспружинный


Толкатели в колодцах сидели плотно что определённо порадовало. Зато ниже царил кромешный мрак заводского качества…


На вид всё культурно, разве что тёмное пятнышко между вторым и третьим цилиндром привлекает внимание


Плоскость блока отдельная тема: след от заводской фрезы не только отпечатался на прокладке, но и отчётливо ощущался ногтем… Прям пила какая-то на плоскости…


Поршни стояли все группы С, но два С1, два С2.


Хон… Кирпичом там его что ли на заводе царапают? О платохонинговании похоже вообще не слышали…


А что же ГБЦ? Смотрим кино


Метод Александра Скрипченко оказался точнее пневмотестера… Для ограниченных людей скажущих: "Это всё газ!" Несколько фото далее.


Износ стебля клапан не велик, можно их оставить. Но…





Всё "По заводу", фаски нет, соосности нет… Неудивительно, что горят эти клапана на смешных пробегах. И фиолетово бензин, газ или ракетное топливо в цилиндре. Если с завода нет прилегания клапана к седлу прогорит он НА ЛЮБОМ ТОПЛИВЕ. Направляющие пошли следом. Пластилин одним словом. Да, для газоненавистников: ВО ВСЁМ ВИНОВАТ ГАЗ. Успокоились? Дальше не читайте, не интересно.

Плоскость ГБЦ хоть и была более менее ровной, но на фрезеровку всё же свозили.


Попутно закупились зпчастями. Китайские направляющие и клапана МастерСпорт рекомендовали лучше заводских.


Заменили, прирезали и притёрли сёдла




От задумки установить под ГБЦ прокладку металлопакет пришлось отказаться, для этого надо было снимать блок на шлифовку плоскости, а это выходило за рамки имеющегося времени. Да и если снимать блок есть смысл заглянуть и в поршневую. В другой раз. Ставим прокладку паронит


Заставил поневрничать катализатор, точнее три его шпильки. Две благополучно отвалились с гайками, одну я опрометчиво срезал болгаркой. Оказалось шпильки калёные и сверло их не берёт… Удалили остатки варварским способом.


И собрали на болты с широкими шайбами.


Попутно был заменён антифриз на тот же красный Феликс что и был залит ранее. Масло будет заменено после небольшой обкатки.

Что изменилось?
Автомобиль не узнать! Ощутимо веселее поехала! Правда осталось ощущение недоделанности, теперь я знаю в каком состоянии блок и это не даёт мне покоя ))).

Из этого ремонта сделал вывод: если бы с завода делали всё по технологии — ходили бы наши машины долго и счастливо, ехали б хорошо и расходовали мало. А пока "По заводу" означает "Сделано на отъ@бись", а не "Сделано на совесть".

Чуть позже, через 1,5-2 тысячи км пробега повторю замеры компрессии, утечек и тест эффективности. А то сделаю сейчас так с дивана начнут кричать что через 5 тык опять засифонят все. Вот и проверим :)

Металлическая прокладка гбц калина

Отечественные автомобили имеют довольно простую конструкцию, что позволяет осуществлять их ремонт своими силами. Замена прокладки ГБЦ К алина может быть выполнена самостоятельно, но только при наличии гаража, хорошего набора инструментов и наличия опыта у владельца.

Периодичность и признаки замены

Как заменить своими руками?

Инструменты и материалы

Пошаговая инструкция (8 клапанов)

Пошаговая инструкция (16 клапанов)

Комментарии и Отзывы

Периодичность и признаки замены

Симптомы повреждения прокладки:

  1. При разрушении прокладки по боковой части окружности цилиндра начинается выход газов наружу. При этом шумность работы двигателя ВАЗ Калина резко возрастает, что будет сразу заметно водителю.
  2. Пробитие между цилиндрами нарушает режим работы и двигатель начинает работать неравномерно, троить.
  3. Разрушение прокладки с попаданием разрыва в каналы подачи охлаждающей жидкости. При этом начинается попадание газов в систему охлаждения. Одним из внешних признаков такой проблемы будет снижение уровня жидкости и появление белого пара в выхлопных газах. Возможно появление пузырьков газов в расширительном бачке. Еще одним признаком является появление эмульсии в масле, сопровождающееся увеличением уровня смазки в картере. Масло может пойти и в систему охлаждения, что легко обнаружить по его наличию на поверхности жидкости в расширительном бачке.
  4. Еще одним косвенным симптомом прогорания прокладки является появление пятен или потёков масла или охлаждающей жидкости на линии разъема деталей и на боковой поверхности картера двигателя.

Выбор прокладки

Как заменить своими руками?

Для замены прогоревшей прокладки необходимо провести большой объем работ. Самостоятельный ремонт и замену прокладки ГБЦ Калина сможет провести только опытный автовладелец, имеющий навыки разборки и сборки двигателей. Для начинающих водителей и людей, не уверенных в своих возможностях, целесообразным шагом станет обращение в специализированный сервис.

Инструменты и материалы

Перед началом работ необходимо подыскать помещение для проведения замены и проверить наличие нужных инструментов и приспособлений.

Минимальный набор инструментов и запасных деталей выглядит следующим образом:

  • новая прокладка ГБЦ;
  • 10 болтов для ГБЦ с размером М12 (артикул 026707, для мотора 11183) и М10 (артикул 256632, для мотора 11186);
  • прокладка для стыка корпусов каталитического нейтрализатора и резонатора;
  • динамометрический ключ до 100 Нм;
  • набор шестигранных ключей и головок (как минимум размеров 10, 13, 17 и 19);
  • пассатижи;
  • отвертки с различными типами жала;
  • ветошь для протирки;
  • емкость для слива охлаждающей жидкости.

Старые болты ГБЦ использовать не рекомендуется.

Пошаговая инструкция (8 клапанов)

Ниже приведена примерная последовательность действий при замене прокладки ГБЦ Калина с 1,6-литровым мотором 8 клапанов:

Видео от канала Sdelaj Sam! Pljus interesnoe! демонстрирует основные способы определения неисправности и замены изношенных деталей.

Пошаговая инструкция (16 клапанов)

Как производится снятие головки с 1,4-литрового 16-клапанного мотора с инжектором модели ВАЗ 11194:

Цена вопроса

Выполнение такой работы на сервисной станции зависит от территориального расположения и составляет от 4 тыс. рублей в небольших городах (Тула, Брянск) и до 10 тыс. рублей в крупных (Москва, Санкт-Петербург).

Фотогалерея

На фото ниже показаны некоторые этапы разборки двигателя 1,4 литра.

Видео

На видеоролике показано определение неисправности и процесс смены пробитой прокладки на Калине (автор Sdelaj Sam! Pljus interesnoe!)

Металлическая прокладка гбц калина

Поскольку предстоит вскрытие двигателя и ремонт ГБЦ, то немного озадачился вопросом, а не поставить ли металлопакетную прокладку от Гранты 21116 вместо обычной т.н. "паранитовой". Тем самым подняв немного степень сжатия (далее СЖ).

Но как то изначально я отверг эту идею потому что по быстрым прикидкам меня смутил очень маленький зазор поршень-плоскость ГБЦ.

А это недавно чужая запись о пробитой прокладке ГБЦ сподвигла меня еще раз все пересчитать, перечитать и переосмыслить.

Итак пройдемся по кандидатам:
1. Обычная прокладка 21083100302012 (последние 2 цифры могут быть другими если в конце 12 это производитель ВАТИ)

Металлическая прокладка гбц калина

Металлическая прокладка гбц калина

Внимание: Прокладка от 16 кл Приоры 21126100302000 на 8 кл не подходит по причине иного расположения отверстий под циркуляцию ОЖ кто не верит — смотрите фото:

Металлическая прокладка гбц калина

Итак теперь об отличиях грантовской от обычной 21083:
1. Толщина 0.43 мм (по другим источникам 0.45 мм) против 1.1-1.2 мм у обычной из-за чего повышается СЖ
2. Увеличенные отверстия под проток ОЖ т.к. термонагруженность двигателя с увеличенной СЖ более высокая
3. Отверстия под болты ГБЦ рассчитаны на болты М10, а не M12 как у обычной.

Плюсы после перехода на прокладку от Гранты:
1. Повышенная степень сжатия при правильной настройки углов зажигания даст большую экономичность и чуть выше крутящий момент
2. Металлопакет в теории должен быть более надежным чем обычная прокладка

А теперь о минусах:
1. В идеале нужна корректировка прошивки ЭБУ т.к. изменилась степень сжатия
2. Двигатель будет греться немного сильнее опять же из-за увеличения СЖ
3. Уменьшается расстояние поршень — клапан из-за этого двигатель может стать из "втыковыми"
4. Повышенные требования к качеству обработки плоскости ГБЦ и блока
5. Уменьшение расстояния поршень — плоскость ГБЦ в ВМТ

Если с первыми 4-мя моментами еще можно бороться и жить, то самый крайний пункт требует хорошего выверения дабы не развалить двигатель.

Подсчитаем какой зазор до ГБЦ будет у 21114(11183) двигателя с тяжелой поршневой и обычной прокладкой (недоход поршня в вмт + толщина прокладки) при условии что блок имеет заводскую высоту:
0.4 + 1.1 = 1.5 (мм)

А теперь то же самое только с прокладкой от гранты:
0.4 + 0.43 = 0.83 (мм)

И просто для сравнения у 21126 16 кл двигателя (т.к. данных по недоходу поршней для 21116 двигателя я к сожалению не нашел):
0.58 + 0.43 = 1.01 (мм)

Пытался я покопаться в русскоязычном интернете но адекватной информации мне найти не удалось все же какой минимальный зазор должен быть до ГБЦ. И в этот раз я прошел уже по накатанной дорожке и обратился к англоязычным ресурсам. Например здесь приводится такая информация:

Итого получается что установив прокладку от Гранты на обычный стоковый двигатель 21114(11183) при хорошем его разогреве или высоких оборотах можно получить стук поршнями об ГБЦ. Учитывая то что у заводских деталей еще и присутствует разброс в параметрах как по мне это довольно рисковая затея.

Скорее всего неспроста завод при выпуске Гранты увеличил высоту блока с 197.1 мм до 197.3 мм (ориентировочно с 2011 года по моим догадкам). Таким образом обезопасив себя во первых от случайного контакта поршней с ГБЦ при перекруте/перегреве двигателя, а также немного сделав перестраховку от плохого топлива.

Ради интереса также просчитал степень сжатия 21114 двигателя с разными прокладками ГБЦ по тем данным которые мне доступны.

Выпуск и эксплуатация данной марки автомобиля в течение более чем пяти лет выявило традиционную проблему Волжского автозавода, заключающуюся в недостаточном качестве сборки агрегатов. Кроме того, применение в модели полноценного бортового компьютера, внедрение климат-контроля и установка ABS, привело к расширению номенклатуры запасных деталей, требующихся для ремонта ВАЗ-1117.

Головка блока цилиндров - снятие и установка

Головку блока цилиндров можно снять в сборе с распределительными валами и термостатом (для доступа к шатунно-поршневой группе, для замены прокладки и т. п.). Если головка подлежит ремонту, целесообразно ее максимально разобрать еще до демонтажа с блока цилиндров.

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада, а также новая прокладка головки блока цилиндров.

Снятие

1. Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость.

Если предстоит ремонт шатунно-поршневой группы, целесообразно сразу слить масло из картера двигателя.

2. Снимаем декоративную накладку двигателя.


4. Чтобы не повредить, отсоединяем колодку провода от датчика температуры охлаждающей жидкости.

5. Отсоединяем корпус термостата от головки блока цилиндров.

6. Снимаем крышку головки блока цилиндров.

7. Снимаем распределительные валы.

8. Извлекаем из посадочных отверстий гидротолкатели

9. Снимаем каталитический коллектор

Датчики положения распределительного вала и указателя температуры можно не снимать, но при этом нужно снимать головку с блока цилиндров аккуратно, чтобы случайно не повредить датчики.

10. Равномерно, в несколько приемов, шестигранным ключом на 10 мм, отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров.


11. Снимаем головку с блока цилиндров.


12. Снимаем прокладку головки блока цилиндров.


13. Чтобы не потерять, вынимаем две направляющие втулки из посадочных отверстий в блоке цилиндров.


14. Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.

Установка

1. Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.

2. Протираем тканью привалочные плоскости головки и блока цилиндров, обезжириваем их растворителем.

При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку Попадание масла на поверхность прокладки недопустимо.

3. Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров. Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.


4. Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие углубления головки.

Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров допускается только в том случае, если их длина не превышает 100 мм.


Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров

5. Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов. Болты длиной более 100 мм заменяем


6. Перед установкой окунаем резьбовую часть болтов в моторное масло, после чего даем маслу стечь, выждав около получаса.

7. Устанавливаем в отверстия головки болты ее крепления. Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема — сначала моментом 20 П-м (2 кгс-м), затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°. При этом соблюдаем очередность, указанную на фото (см. выше).

8. Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности, обратной сборке.

Боремся с перегревом и холодной печкой на Калине

13.02.2017

Признаки и причины неисправности СОД ВАЗ-1118

Признаки и причины неисправности СОД ВАЗ-1118


Появление газообразных включений в жидкостной СОД ухудшает отвод тепла от нагретых элементов двигателя и теплопередачу чрез отопитель.

не греет печка на малых оборотах, при повышении до 3-4 тыс. идёт тёплый воздух;

перегревается мотор при нормальных значениях указателя температуры;

Причины возникновения воздушной пробки:

неплотность соединений трубопроводов;

нарушение герметичности радиаторов (отопителя и основного);

выход из строя уплотнения водяного насоса (помпы);

неквалифицированная замена антифриза.

Но самым простым и распространенным недугом является залегание (в зимнее время — обмерзание во время ночной стоянки) клапанного механизма крышки расширительного бачка. Проблема с компенсационным (всасывающим) клапаном вызывает завоздушивание; неисправность клапана сброса избыточного давления приводит к разерметизации радиаторов. Поэтому держите наготове исправную крышку, и начинайте диагностику именно с неё.

Как развоздушить систему охлаждения Калины

На машинах с механическим приводом дроссельной заслонки достаточно на прогретом моторе ослабить хомут на штуцере подогрева дроссельного узла.

На агрегатах с электронным газом нужно открутить заливную пробку и снять с термостата верхний тонкий шланг (для доступа демонтируем корпус воздушного фильтра). Подождать, пока покажется антифриз, и вернуть трубку обратно. Прогреть авто до температуры открытия термостата, с осторожностью повторить процедуру 1-3 раза.

Более правильный вариант апгрейда неоднократно опробован, и показал свою работоспособность на машинах с тросовым приводом дросселя.

Читайте также: