Как красная нива проходит испытания

Обновлено: 05.07.2024

Я с приятелем на его Ниве уезжая на рыбалку, много намотал километров по Уральским горам. Никогда не подводила в дороге, хотя после рыбалки требовала хорошенького ремонта.

Езда на Ниве по трассам, хорошим дорогам не очень комфортная. Хоть и разгоняется и скорость держит хорошо примерно 100 км. час но в салоне становится шумновато от работающей раздатки. Но в целом машина великолепна, от езды больше положительных эмоций, чем отрицательных.

Достоинства:
Высокий дорожный просвет. четыре ведущих колеса. Крепкие, надежные бампера. Легко найти запчасть
Недостатки:
На ВАЗе прекратили серийный выпуск. “Сверчки” в панели управления. Шумно в салоне при езде на большой скорости.

Нива ВАЗ 2131 “Крокодил” – универсал повышенной проходимости

Поездив на Кроке, понял ,что это совершенно особая машина, к которой подходят запчасти от Нивы-трехдверки. Буду потихоньку выкладывать наблюдения, может, кому поможет выбрать недорогой и очень практичный машинСразу наталкиваешься на партии скептиков. Правоверные ниваводы-коротышки толкуют о “геометрической проходимости”. Где не проходит крок в небезумии – молчок. Уазоводы горят, мол, есть на свете един внедорожник и Уаз – имя его. Хочу Уазик и как нибудь он появится в стойле. Но менять универсальногт Крока на него – не вижу никакого смысла. Есть любители иномарок.

Типа, не накопил, зачем тогда из квартиры вылез. При этом притормаживающие перед каждой кочкой или ку том-вдруг няша поцарапается Старые джиперы-вариант, но их неушатанных все меньше и запчасти с обслугой все дороже. Есть шанс выиграть капиталку на полляма. Ну и пузотерочники – вполне здравый бы класс, чтобы в охотхозяйстве пересесть на местные уазы и нивы… если бы не российские дороги. Крок, с длинной базой и сильной подвеской их просто жрет и провоцирует ездить больше. Эта машина – настоящее открытие России для себя и семьи!

Что имеем. Нива стоковая 2007 года, куплена в 2009 у пенсионера за 220 тыр. Он ее побаивался, ездил только на дачу и хранил всю зиму в гараэе рядом с малолитражной городской Окой. Я Крока взял в 23 тык пробега, сейчас под 60. Кушает около 9-10 на трассе, может поменьше, может побольше, в зависимости от газа и ветра (аэродинамика не скоростная).

Что ломалось и менялось

1. Брызговики. Лазишь по яма и ледяным сугробам , вот и рвет иногда.
2. Год назад 1 января вырубился ближний свет. Праздники. Загнал знакомым жестянщикам, они честно предупредили, что с электрикой не очень, но праздники, ехать надо. Часов 5 вошкались и поменяли пару деталей. В результате нашли болтик за печкой разболтавшийся и потерявший контакт. Закрутили – год с лишним -без проблем.


А ВАЗ и ныне там

Двигатель разместили под капотом продольно, и чтобы он не упёрся в моторный щит, его пришлось немного сдвинуть вперёд. Места у моторного щита, как видим, по минимуму, зато пространства под радиатор осталось даже с запасом. Можно было бы сместить вперёд и коробку, но тогда она упёрлась бы в рулевые тяги. Поэтому коробка осталась на месте, между коленчатым валом и маховиком двигателя появилась проставка, а с двигателем коробка агрегатируется через ещё одну проставку, состоящую из трёх частей. Подобные решения не новы, однако на последующей надёжности, как правило, сильно сказывается уровень исполнения.

Как Нива, только лучше

Если же выбраться на просёлок и перейти на пониженный ряд, на котором и стоковая Нива воспринимается почти как трактор, то тестовый экземпляр, кажется, немного проворачивает под собой Землю.

21126 vs 21214

Стоит добавить, что многочисленные стендовые и дорожные испытания подтвердили верность конструкторского замысла. Испытатели нагружали коробку крутящим моментом не в 132, а 165 Н⋅м, что соответствует двухлитровому двигателю. И результаты хорошие – все коробки выдержали это испытание.

То есть в теории мотор от переднеприводника на Ниву можно было ставить уже тогда, никоим образом не зарываясь в трансмиссионные дела. Что получилось (не получилось) на практике, всем известно. И главный вывод тут такой: в 2018 году мотор от переднеприводника не способен сделать Ниву новым автомобилем. Лет так 15 назад он позволил бы Ниве серьёзно обновиться, а 25 лет назад – и вовсе пережить второе рождение.

Сейчас же плюсы нового мотора уже никак не перевешивают трансмиссионный вой, эргономику из 1970-х и отсутствующую пассивную безопасность, да и вкладываться в такой обновление древнего автомобиля никто за заводе уже не будет. Но рецепт, который столь долго нащупывали и продвигали, да так и не продвинули на ВАЗе, наконец-то освоили тюнеры. И скоро они предложат его потребителю. Изготавливаемой штучно или мелкой серией такой Ниве по-прежнему нет цены.

Автомобиль произведён и предоставлен для тест-драйва компанией F-Design.


1. Мощный и тяговитый мотор: Fiat Twin Cam

Как вы знаете, за основу Нивы были взяты агрегаты заднеприводных Жигулей — двигатель, коробка передач и редукторы. А систему полного привода, трёхдверный кузов и подвеску разработали заново — разумеется, с опорой на имеющиеся технические решения.

Но ничего лучше у ВАЗа тогда не было. А могло бы быть!

Несмотря на похожую внешность, между Fiat 125 (на фото) и ВАЗ-2103 было крайне мало общего Несмотря на похожую внешность, между Fiat 125 и ВАЗ-2103 (на фото) было крайне мало общего

Волжский автозавод получил конструкторскую документацию на двигатель новейшего семейства Fiat Twin Cam. Это был современный мотор разработки Аурелио Лампреди с компактным и жёстким чугунным блоком, двухвальной восьмиклапанной головкой с шатровой камерой сгорания, приводом ГРМ зубчатым ремнём и коллекторами на разных сторонах (впуск слева, выпуск справа по ходу движения).

Легендарный Twincam: клапанные крышки узнаваемой формы — индивидуальные для каждого распредвала Это был один из первых серийных моторов с ременным приводом ГРМ С конца 60-х Twin Cam прописался под капотами заднеприводных Фиатов, а потом был адаптирован и под передний привод Удачная конструкция головки гарантировала хорошую отдачу мотора: клапаны большие, впуск и выпуск сделаны на разные стороны

Итальянцы предусмотрели целое семейство моторов объёмом от 1,4 до 2 литров. Старший из них в пике выдавал 114 сил, и, что даже важнее, отличался отменной тягой — максимальный крутящий момент составлял 157 Нм. Впервые двигатель был использован на открытом Fiat 124 Spider в 1967 году, и был настолько удачным, что выпускался вплоть до двухтысячных годов.

2. Интегрированная раздаточная коробка


Самой любопытной особенностью опытного образца ВАЗ-Э2121 была оригинальная раздаточная коробка, жёстко пристыкованная к коробке передач

Правда, постоянного полного привода тогда ещё не было предусмотрено. Межосевой дифференциал отсутствовал — то есть полный привод был с жёсткой связью между осями (зато была возможность выбора между задним, передним или полным приводом).

Это было продиктовано требованиями унификации. Ведь для установки моноблочной трансмиссии требовалось изготовить оригинальную заднюю крышку коробки передач и поменять технологию сборки. Вместо этого автоматические линии по изготовлению деталей коробки передач предпочли сохранить неизменными.

3. Дизель ВАЗ-341

Но в Советском Союзе дизель на легковушке был сродни современному искусству — вроде бы и не запрещено, но не одобряется и не культивируется. Во всяком случае, ни одного лёгкого двигателя на тяжёлом топливе за всю историю СССР в серии так и не выпустили. Дизели были прерогативой тяжёлых грузовиков, танков, тепловозов…


Дизель ВАЗ0-341 в разрезе

В 1999 году ярко-красный пикап ВАЗ-23235 с турбодизелем красовался на стенде АвтоВАЗа на Московском международном автосалоне.
Станислав Березий …А сейчас его можно увидеть в вазовском музее
Станислав Березий Под капотом — самая совершенная и мощная версия вазовского дизеля: ВАЗ-3431 объёмом 1,8 литра с турбиной развивал 75 лошадиных сил
Станислав Березий

Этого не случилось. Впрочем, к концу 90-х дизель с вихрекамерным смесеобразованием и механическим ТНВД уже не имел перспектив.

В середине 80-х Министерство автомобильной промышленности поручило ВАЗовцам разработку нового семейства двигателей объёмом 1,8 литра для заводов АЗЛК и ИЖМАШ, а также самого АвтоВАЗа.

В техническом задании значились следующие показатели: диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 85 мм — то есть рабочий объём 1795 кубических сантиметров. Семейство должно было включать три мотора: пару бензиновых и турбодизель мощностью 90, 130 и 85 лошадиных сил соответственно. Крутящий момент — 137, 167 и 157 Нм.

По сравнению с привычными двигателями Жигулей новые моторы получили ременный привод ГРМ вместо цепного и усиленный блок с более широким расположением болтов крепления головки.

Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад Детали опытного 16-клапанника ВАЗ-322, найденные несколько лет назад

Эти моторы могли бы достаться Ниве второго поколения. В 1986 году на заводе как раз начали над ней работать, и первый же опытный образец — ходовой макет ХМ-2123/001 — получил восьмиклапанный двигатель 1.8 из нового семейства. Даже с базовым 90-сильным мотором испытатели сразу отметили заметное улучшение эластичности и разгонной динамики по сравнению с обычной Нивой. А уж какой могла стать Нива со 130-сильным 16-клапанником…


Шасси полноприводной Хонды Civic Shuttle c трансмиссией Real Time, где задний мост подключается при помощи вискомуфты (показана отдельно)

Полноприводный Nissan Prairie Полноприводный Nissan Prairie

Подробности таковы: для 2123 спроектировали четырёхступенчатую коробку с демультипликатором. При этом всего получилось восемь ступеней, половина из которых перекрывалась. Правда, отсутствовала принудительная блокировка межосевого дифференциала.

Ключевых недостатков оказалось два. Во-первых, крайне малая унификация между двумя вариантами трансмиссий — общими получались лишь дифференциалы. А во-вторых, машина с такой компоновкой получалась на 10 сантиметров шире проектного значения. Увеличивался и передний свес.

Оригинальный кроссовер Toyota RAV4 1994 года Компоновка Toyota RAV4 с поперечным расположением силового агрегата и полным приводом

Внешне от обычной Нивы они отличались только широкой средней стойкой (базу нарастили на 150 миллиметров) и небольшими 15-дюймовыми колёсами. Но внутри это был совершенно иной автомобиль.

И спереди, и сзади были установлены независимые подвески на стойках Макферсон со сваренным из труб нижним рычагом. По конструкции они почти не отличались, но задняя была собрана на подрамнике из труб большого диаметра, который крепился жёстко на кузов. Наконец, между картером сцепления, редуктором переднего моста и поддоном двигателя был размещён реечный рулевой механизм — оригинальной конструкции с торцевыми рулевыми тягами.


Разумеется, требовалась и доработка конструкции: например, много времени ушло, чтобы побороть склонность машины к опрокидыванию. Под сомнение ставилось использование стоек МакФерсон в задней подвеске — предполагалось заменить их подвеской на диагональных рычагах.


Похожую систему с треугольным рычагом испытывали на ВАЗ-2123 (на фото мост от Suzuki Vitara первого поколения)

7. Мощные двигатели ВАЗ-21231/21233

Отдача этих моторов была невелика — даже двухлитровый развивал всего 99 лошадиных сил и 152 Нм. Зато пик момента приходился на небольшие обороты — 2800 об/мин (для сравнения, на серийной Шеви Ниве 127 Нм при 4000 об/мин).


Под конец разработали и уж совсем экзотический вариант — двухлитровый мотор ВАЗ-21239 c необычной 12-клапанной головкой блока с двумя свечами зажигания на цилиндр. Такой двигатель развивал около 140 лошадиных сил.

Двигатель ВАЗ-21239: 12 клапанов, две свечи на цилиндр, впуск и выпуск с разных сторон Лучше представить камеру сгорания поможет фото предсерийного мотора Alfa Romeo с тремя клапанами и двумя свечами на цилиндр


ВАЗ-2123 превратился в Chevrolet Niva

8. Двигатель Opel 1.8 и новая трансмиссия

На основании их выводов руководство СП GM-AвтоВАЗ весной 2002 года распорядилось начать работу над проектом 21236. Модификацию под условным названием Chevy Niva Export предполагалось снабдить мотором Opel X18XE объёмом 1,8 литра. 16-клапанный двигатель развивал мощность 125 лошадиных сил и крутящий момент 167 Нм.



Опелевский двигатель прикрыт кожухом

Для установки нового силового агрегата были изменены панели пола, щиток передка, лонжероны. А чтобы довести пассивную безопасность до трёх с половиной звезд по EuroNCAP, вазовцы дополнительно доработали кузов и адаптировали подушки безопасности.

Но… топ-менеджеры General Motors и ВАЗа так и не смогли договориться о производстве опелевского двигателя. Вазовцы говорили, что проект завода двигателей оказался с финансовой точки зрения крайне невыгодным для российской стороны и поэтому был закрыт. Между тем, массовое производство моторов в Германии свернули: завод переключился на выпуск небольших партий двигателей в запчасти. Так что для конвейерных поставок он стал неприемлемо дорогим…

В результате вместо запланированных изначально 35 тысяч автомобилей в год совместное предприятие GM-АвтоВАЗ собрало лишь промышленную партию в тысячу машин. Они были реализованы на российском рынке в 2006 — 2008 году. Продавались долго, ведь цена в 2006 году составляла 538 000 рублей ($20 300): на 67% дороже базовой модели!

Проект был полностью закрыт, вся оснастка уничтожена, а несколько тысяч закупленных ранее коробок передач Aisin были просто сданы в металлолом.

9. Chevrolet ‘New Generation Niva’

В августе 2014 года на Московском международном автосалоне представили концепт-кар Chevrolet Niva Concept. Ладный внедорожничек произвёл очень приятное впечатление. Машина современно смотрелась и — что даже важнее — выглядела готовой к производству. И это действительно был не выставочный макет без начинки, а полноценный предсерийный автомобиль, лишь украшенный к выставке внедорожным обвесом и большими колёсами. Но серийного воплощения этот проект не получил. Ниже — все подробности с предысторией.

Niva Concept на стенде Chevrolet на Московском международном автосалоне 2014 года Niva Concept на стенде Chevrolet на Московском международном автосалоне 2014 года

Таким должен был стать салон серийной машины Таким должен был стать салон серийной машины

Изображения машины из патентной документации: такой стала бы серийная Chevy Niva Изображения машины из патентной документации: такой стала бы серийная Chevy Niva


Нижние штанги задней подвески заменены крупными штампованными рычагами, на которые опираются пружины. Появился и стабилизатор поперечной устойчивости сзади.

Новая Chevy Niva прошла полный цикл доводки безопасности — сперва виртуальные краш-тесты, потом их поверка реальным экспериментом

Машину сделали крупнее, но ненамного: общую длину увеличили на 130 миллиметров, из которых 50 миллиметров пришлось на увеличение базы, а ширину колеи нарастили на 90 миллиметров.

Из-за натянутых отношений с АвтоВАЗом стояла задача избегать агрегатов его производства. Подходящий двигатель подобрали в Индии — выпускавшийся фирмой Avtec по лицензии атмосферный мотор Peugeot EC8 объемом 1,8 литра (135 лошадиных сил, 170 Нм) планировали локализовать в Тольятти. Механическую коробку передач Isuzu также нашли в Индии, среди продукции Avtec. Предусмотрели и двухпедальную версию — бельгийская фирма Punch Powertrain специально для Нивы разработала клиноременный вариатор VT4.









Увы, успеха это не имело. Хотя после выкупа доли в СП документация на проект досталась ВАЗу, проект похоронили — он не вписывается в текущую стратегию, подразумевающую сокращение количества платформ. Всё, что осталось — это несколько ходовых прототипов в Тольятти и у европейских подрядчиков, которые обещали уничтожить.

10. Lada 4×4 NG: настоящий ВАЗ, настоящий внедорожник


Бу Андерссон на презентации Лады 4×4 Urban в 2014 году

Кое-какая конкретика о перспективном внедорожнике стала известной благодаря журналисту Сергею Цыганову, общавшемуся с вазовцами. Причём в середине 2015 года, когда был опубликован этот материал, разработка уже близилась к завершающей стадии.

Силовой каркас кузова — развитие идей ВАЗ-2123, но спроектирован заново: ни одной детали заимствовано не было. Архитектура шасси должна была остаться прежней — передняя двухрычажная подвеска и задний мост на пружинах, но с увеличенной колеёй. А вот передний подрамник должен был измениться для установки реечного рулевого механизма.


В минувшем году ВАЗ-2123 спустя 18 лет после начала производства превратился из Шеви Нивы обратно в Ладу Ниву: российская сторона выкупила долю в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ

Базовым мотором должен был стать 16-клапанник ВАЗ-21176 объёмом 1,8 литра от Весты. Был запланирован и дизель — но конкретный агрегат так и не выбрали (на его роль прочили Fiat Multijet 1.3).

11. Лада Нива-3: светлое кроссоверное будущее?

Сейчас, когда новый глава Renault Лука де Мео сделал публичным свой план реструктуризации компании, уже понятно, что за автомобиль это будет. Нива-3 станет кроссовером на основе платформы CMF-B от Renault Duster.


Новая Лада Нива будет выглядеть строже, чем предусматривал проект Стива Маттина


Сотрудники ГИБДД работали на улице Можайского, проспекте Победы, площади Гагарина и Терешковой, на бульваре Цанова и других улицах города, на дорогах Калининского района и в других муниципалитетах области. Останавливая автомобили, они проверяли документы и состояние водителей, обращая внимание и на другие нарушения ПДД.





Присутствие камеры корреспондента несколько смутило водителя. Едва усевшись в патрульный автомобиль, он вышел из него, чтобы побеседовать с журналистом. Усаживаться обратно мужчина особого желания не проявлял и гаишникам пришлось довольно строгим тоном уговаривать водителя подчиниться законному требованию.



Как выяснилось, мужчина в 2020 году был лишен водительских прав за езду в пьяном виде. К моменту задержания срок лишения еще не вышел, а значит за руль он сел не только пьяным, но и без прав. К статье 12.8 КоАП РФ добавится еще и уголовная – 264 УК РФ за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения.




В отделе ГИБДД по городу Твери обращают внимание, что проблема пьянства за рулем остается актуальной и призывают водителей не садиться за руль в пьяном виде.


Читайте также: