Как работает двигатель автомобиля ваз 2108

Обновлено: 08.07.2024

Впервые, авто вышло в массы в 1985 году, в кузове хэтчбек, с тремя дверьми. Общие технические решения сводились к тому, чтоб оснастить данный автомобиль четырехцилиндровым двигателем, с объемом 1300. Считалось, что выдаваемая ним мощность, будет вполне достаточной для столь легкого авто. С тех пор, прошло много времени, и производитель АвтоВАЗ не остался стоять на месте. Помимо штатного двигателя объемом 1,3, на свет появились и его модификации – 1,1 и 1,5. Далее, мы узнаем о них по подробней.

Модификации

Стандартный двигатель ВАЗ, с рабочим объемом 1300 кубов, можно встретить на большинстве образцов данной модели. Его технические характеристики вовсе не уступали предыдущим моделям Лада, с объемом двигателя 1500. Это объяснялось тем, что вес модели 2108 был значительно меньше.

Разгон до сотни, автомобиль совершал за 19 секунд, а максимальная скорость составляла 148 км/час. Мощность двигателя равна 63 л.с., при которой, расход топлива на 100 километров, в городском цикле, равнялся 8,5 литров.

Через некоторое время, АвтоВАЗ выпустил модификацию предыдущего автомобиля, которая имела индекс ВАЗ 21081. Отличие от штатного двигателя было в том, что его объем был уменьшен до 1100. Такое решение было принято в связи с тем, что Самара 2108 была выпущена в экспорт за границу. А в таких странах, как Португалия, Бельгия и т.д., налог на автомобиль определялся в зависимости от того, какой литраж имел двигатель.

Совещанием отечественных инженеров-конструкторов, было принято решение, поставить в двигатель укороченный коленчатый вал, который значительно убавил ход поршня, и уменьшил его рабочий объем. Блок цилиндров, по своему строению, был полностью такой же, как и на двигателе 1300 кубов. Разница была лишь в том, что сам блок располагался ниже на 5,5 мм.

Уменьшение объема, несколько повлияло на технические характеристики автомобиля. Например, разгон до 100 км/час занимал аж 22 секунды, вместо штатных 19, а максимальная скорость составила 140 км/час. Мощность двигателя понизилась до 54 л.с. Но, не смотря на понижение всех показателей, расход топлива практически не изменился – 8,2 литра на 100 километров.

Конечно, помимо экспортной и штатной вариации двигателя, имелась еще одна, разработанная буквально через год, после выпуска автомобиля с конвейера – ВАЗ 21083. Ее смело можно назвать самой удачной. Над ее изготовлением трудились довольно долго, так как цель модификации заключалась в том, чтоб повысить характеристики автомобиля, не меняя устройства двигателя.

Максимальная скорость улучшенного мотора, могла достигать 155 км/час, а разгон до сотни – за 17 секунд. Это дает значительный перевес, по сравнению с моделями 2108 и 21081. Мощность, увеличилась 70 л.с, что на 7 л.с. больше, чем у штатного образца. При этом, расход топлива вырос не на много, и составил 8,6 литра.

Устройство двигателя ВАЗ 2108

Любой заводской двигатель автомобиля ВАЗ 2108, не зависимо от того, какой у него объем, имеет одинаковую конструкцию. Перед тем, как ознакомится с ней, давайте образно поделим двигатель на несколько отдельных механизмов:

  • Коленчатый вал;
  • Поршневая группа;
  • Головка блока цилиндров и газораспределительный механизм;
  • Детали, подвергающиеся сильному нагреванию, и требующие постоянной смазки.

Начнем с коленвала. Его предназначение – преобразовывать поступательные движения поршня в вращательное движение колес. Изготавливается данная деталь из чугуна, и имеет 4 изгиба (по 1 на каждый из цилиндров). В валу имеется несколько отверстий, по которым проходит масло, по пути очищаясь от той грязи и примесей. На одном, из концов коленчатого вала крепится маховик. Он имеет значительный вес, и служи для того, чтоб поддерживать вращение, за счет собственной инерции.

Далее идет поршневая группа. Ее можно разделить на несколько запчастей: поршни, кольца, палец и колено. Все перечисленные детали подвергаются постоянному воздействию высокой температуры, поэтому изготавливаются из стали. Исключение – поршни. Для их выплавки используют алюминий. Сам же поршень, имеет три кольца (2 компрессионных и 1 масляное), которые не дают проникнуть отработанным газам в камеру сгорания, и убирают масло со стенок цилиндра.

Устройство головки цилиндров, включает в себя функции газораспределительного механизма. Данный узел следит за тем, чтоб в двигатель происходил своевременный впрыск топлива, а отработанные газы вовремя покидали емкость цилиндра. Изготавливается головка из чугуна, а поршни, из стали.

Дополнительные агрегаты

Бензонасос ВАЗ

Также, на двигатель устанавливается топливный насос, который подает бензин из бака, в цилиндр автомобиля, под высоким давлением. По пути, топливо проходит очистку через несколько фильтров: фильтр грубой очистки, тонкой очистки, и фильтр-сеточка, расположенный внутри карбюратора.

Обслуживание и эксплуатация двигателя

Ремонт двигателя ВАЗ 2108 может отнять у Вас массу денег и времени. Поэтому, чтоб избежать поломок, следует знать, как правильно эксплуатировать автомобиль, и какое обслуживание следует проводить

Включая зажигание, убедитесь в том, что коробка находится в нейтральном положении. Заводить автомобиль рекомендуется с выжатой педалью сцепления, так как масло в кпп загустевает, и оказывает дополнительную нагрузку на непрогретый двигатель, что вскоре может привести к серьезной поломке. Перед тем, как начать движение, машину нужно прогреть, подняв количество оборотов в минуту до 1500 — 2000.

Не рекомендуется заправлять ВАЗ 2108 этилированным бензином, так как он ускорит износ каталитических нейтрализаторов. Хотя-бы раз в неделю проверяйте состояние чехлов и кожухов, защищающих узлы ходовой части, так как наличие в них трещин или дыр, способствует проникновению внутрь влаги, что практически мгновенно выведет из строя любой узел.

Как можно чаще проверяйте состояние проводов, в особенности клемм. Они должны быть туго зажаты, чтоб при включении зажигания на них не пробивала искра. Иначе это может привести к ускоренному износу аккумулятора.

Эксплуатационные характеристики двигателя могут со временем понижаться в том случае, если не производится своевременная замена масла и фильтров. Например, после каждых 5 000 километров пробега, водитель обязан поставить новые бензиновые фильтры, так как в старых скопится большое количество воды.

От того, какое масло заливать в двигатель, будет определяться какой пробег оно сможет выдержать до полной отработки. Минеральное масло, рассчитано на 3000 -3500 км пробега, а полусинтетическое и синтетическое – на 5000 – 7000 км.

Перед тем, как поставить какой-либо дополнительный агрегат (наддув, прямоток и т.д.) на ВАЗ 2108, удостоверьтесь в том, что его установка не запрещена заводом производителем автомобиля. В противном случае, такое улучшение может не только понизить технические характеристики двигателя, а и привести к его серьезной поломке.

Для новой модели придумали не только новую внешность, но и разработали абсолютно новый мотор на 1,3 литра, получивший множество модернизаций и ставший основой для последующих двигателей АвтоВАЗа.

Двигатель ВАЗ 2108 1,3 л

Базовый силовой агрегат для ВАЗ 2108 получил карбюраторную систему питания, четыре цилиндра и верхнее расположение распредвала. Привод ГРМ ременной, при обрыве гнет клапаны. При неагрессивной эксплуатации и правильном обслуживании двигатель пробежит не менее 180-200 тысяч километров, вместо заявленных 120-ти.

К самым распространенным недостаткам ВАЗ 2108 1,3 л причисляют быстрый износ охладительной системы.

Масляный фильтр требует частой смены, а также придется регулировать зазоры клапанов.

Есть место и для течи масла через уплотнитель крышки клапана, топливный насос и прибор распределения.

Из-за почтенного возраста мотора нередко возникают проблемы с зажиганием, о которых просигнализируют троения и детонация мотора. 2

Двигатель ВАЗ 21083 1,5 л

Силовой агрегат ВАЗ 21083 стал предшественником всех современных моторов LADA и на его базе были разработаны 16-клапанные двигатели 2112, 124, 126, (Priora) 127, 114, 116, 194 (Kalina).

Двигатель ВАЗ 21083 получил карбюраторную систему питания с иными тарировочными данными, 4 цилиндра и верхнее положение распредвала. От 2108 его отличают увеличенные поршни и диаметры клапанов впуска, а также расширенные диаметры отверстий под цилиндры в прокладке ГБЦ.

К положительным моментам мотора относят то, что при обрыве ременной привод ГРМ не гнет клапаны.

К недостаткам причисляют необходимость корректировать зазоры клапанов, о которых расскажет стук, быстрый износ системы охлаждения.

Из-за стальных гаек крепления приемной трубы выхлопа часто обламывается.

Троения могут быть вызваны неотрегулированными зазорами клапанов, компрессией, загрязненным карбюратором или электрикой. 3

Двигатель ВАЗ 2111/2114 1,5 л

Ресурс двигателя при качественном использовании и обслуживании можно продлить до 200 тысяч километров.

Масло менять нужно не реже чем каждые 10-15 тысяч километров.

Ременной привод ГРМ при обрыве не гнет клапаны.

При троении и неправильной работе нужно обратить внимание на компрессию или модуль зажигания.

Некачественный термостат заставит часто его менять, иначе двигатель будет перегреваться. 3

Двигатель ВАЗ 2112 16 клапанов

К главным отличиям 2112-го относят применение 4 клапанов на каждый цилиндр и два распредвала.

После разгона на 3 тысячи оборотов двигатель 16V становится быстрее, но при этом потребляет меньше топлива, чем предшественник.

Блок цилиндров получил иные крепления под головку и дополнительные каналы для масла для коренных подшипников.

При обрыве ременной привод ГРМ гнет клапаны.

Течь помпы и сальников валов также относят к недостаткам мотора.

Ремень может сползать в сторону и тереться о реборду ролика, при этом возникает скрежет.

При троении двигателя нужно обратить внимание на компрессию, модуль зажигания, электрику или свечи.

При плавающих оборотах нужно обследовать дроссельную заслонку, регулятор ХХ, датчики положения коленвала.

Стартер и АКБ, системы зажигания или питания, а также неверная подача топлива могут стать причиной того, что мотор не заводится.

Вибрации двигателя обусловлены проблемами регулятора ХХ, лямда-зонда, свечей, загрязненными форсунками или неправильным углом опережения зажигания. 3

Впервые, авто вышло в массы в 1985 году, в кузове хэтчбек, с тремя дверьми. Общие технические решения сводились к тому, чтоб оснастить данный автомобиль четырехцилиндровым двигателем, с объемом 1300. Считалось, что выдаваемая ним мощность, будет вполне достаточной для столь легкого авто. С тех пор, прошло много времени, и производитель АвтоВАЗ не остался стоять на месте. Помимо штатного двигателя объемом 1,3, на свет появились и его модификации – 1,1 и 1,5. Далее, мы узнаем о них по подробней.

Модификации

Стандартный двигатель ВАЗ, с рабочим объемом 1300 кубов, можно встретить на большинстве образцов данной модели. Его технические характеристики вовсе не уступали предыдущим моделям Лада, с объемом двигателя 1500. Это объяснялось тем, что вес модели 2108 был значительно меньше.

Разгон до сотни, автомобиль совершал за 19 секунд, а максимальная скорость составляла 148 км/час. Мощность двигателя равна 63 л.с., при которой, расход топлива на 100 километров, в городском цикле, равнялся 8,5 литров.

Через некоторое время, АвтоВАЗ выпустил модификацию предыдущего автомобиля, которая имела индекс ВАЗ 21081. Отличие от штатного двигателя было в том, что его объем был уменьшен до 1100. Такое решение было принято в связи с тем, что Самара 2108 была выпущена в экспорт за границу. А в таких странах, как Португалия, Бельгия и т.д., налог на автомобиль определялся в зависимости от того, какой литраж имел двигатель.

Совещанием отечественных инженеров-конструкторов, было принято решение, поставить в двигатель укороченный коленчатый вал, который значительно убавил ход поршня, и уменьшил его рабочий объем. Блок цилиндров, по своему строению, был полностью такой же, как и на двигателе 1300 кубов. Разница была лишь в том, что сам блок располагался ниже на 5,5 мм.

Уменьшение объема, несколько повлияло на технические характеристики автомобиля. Например, разгон до 100 км/час занимал аж 22 секунды, вместо штатных 19, а максимальная скорость составила 140 км/час. Мощность двигателя понизилась до 54 л.с. Но, не смотря на понижение всех показателей, расход топлива практически не изменился – 8,2 литра на 100 километров.

Конечно, помимо экспортной и штатной вариации двигателя, имелась еще одна, разработанная буквально через год, после выпуска автомобиля с конвейера – ВАЗ 21083. Ее смело можно назвать самой удачной. Над ее изготовлением трудились довольно долго, так как цель модификации заключалась в том, чтоб повысить характеристики автомобиля, не меняя устройства двигателя.

Максимальная скорость улучшенного мотора, могла достигать 155 км/час, а разгон до сотни – за 17 секунд. Это дает значительный перевес, по сравнению с моделями 2108 и 21081. Мощность, увеличилась 70 л.с, что на 7 л.с. больше, чем у штатного образца. При этом, расход топлива вырос не на много, и составил 8,6 литра.

Устройство двигателя ВАЗ 2108

Любой заводской двигатель автомобиля ВАЗ 2108, не зависимо от того, какой у него объем, имеет одинаковую конструкцию. Перед тем, как ознакомится с ней, давайте образно поделим двигатель на несколько отдельных механизмов:

  • Коленчатый вал;
  • Поршневая группа;
  • Головка блока цилиндров и газораспределительный механизм;
  • Детали, подвергающиеся сильному нагреванию, и требующие постоянной смазки.

Начнем с коленвала. Его предназначение – преобразовывать поступательные движения поршня в вращательное движение колес. Изготавливается данная деталь из чугуна, и имеет 4 изгиба (по 1 на каждый из цилиндров). В валу имеется несколько отверстий, по которым проходит масло, по пути очищаясь от той грязи и примесей. На одном, из концов коленчатого вала крепится маховик. Он имеет значительный вес, и служи для того, чтоб поддерживать вращение, за счет собственной инерции.

Далее идет поршневая группа. Ее можно разделить на несколько запчастей: поршни, кольца, палец и колено. Все перечисленные детали подвергаются постоянному воздействию высокой температуры, поэтому изготавливаются из стали. Исключение – поршни. Для их выплавки используют алюминий. Сам же поршень, имеет три кольца (2 компрессионных и 1 масляное), которые не дают проникнуть отработанным газам в камеру сгорания, и убирают масло со стенок цилиндра.

Устройство головки цилиндров, включает в себя функции газораспределительного механизма. Данный узел следит за тем, чтоб в двигатель происходил своевременный впрыск топлива, а отработанные газы вовремя покидали емкость цилиндра. Изготавливается головка из чугуна, а поршни, из стали.

Дополнительные агрегаты

Бензонасос ВАЗ

Также, на двигатель устанавливается топливный насос, который подает бензин из бака, в цилиндр автомобиля, под высоким давлением. По пути, топливо проходит очистку через несколько фильтров: фильтр грубой очистки, тонкой очистки, и фильтр-сеточка, расположенный внутри карбюратора.

Обслуживание и эксплуатация двигателя

Ремонт двигателя ВАЗ 2108 может отнять у Вас массу денег и времени. Поэтому, чтоб избежать поломок, следует знать, как правильно эксплуатировать автомобиль, и какое обслуживание следует проводить

Включая зажигание, убедитесь в том, что коробка находится в нейтральном положении. Заводить автомобиль рекомендуется с выжатой педалью сцепления, так как масло в кпп загустевает, и оказывает дополнительную нагрузку на непрогретый двигатель, что вскоре может привести к серьезной поломке. Перед тем, как начать движение, машину нужно прогреть, подняв количество оборотов в минуту до 1500 — 2000.

Не рекомендуется заправлять ВАЗ 2108 этилированным бензином, так как он ускорит износ каталитических нейтрализаторов. Хотя-бы раз в неделю проверяйте состояние чехлов и кожухов, защищающих узлы ходовой части, так как наличие в них трещин или дыр, способствует проникновению внутрь влаги, что практически мгновенно выведет из строя любой узел.

Как можно чаще проверяйте состояние проводов, в особенности клемм. Они должны быть туго зажаты, чтоб при включении зажигания на них не пробивала искра. Иначе это может привести к ускоренному износу аккумулятора.

Эксплуатационные характеристики двигателя могут со временем понижаться в том случае, если не производится своевременная замена масла и фильтров. Например, после каждых 5 000 километров пробега, водитель обязан поставить новые бензиновые фильтры, так как в старых скопится большое количество воды.

От того, какое масло заливать в двигатель, будет определяться какой пробег оно сможет выдержать до полной отработки. Минеральное масло, рассчитано на 3000 -3500 км пробега, а полусинтетическое и синтетическое – на 5000 – 7000 км.

Перед тем, как поставить какой-либо дополнительный агрегат (наддув, прямоток и т.д.) на ВАЗ 2108, удостоверьтесь в том, что его установка не запрещена заводом производителем автомобиля. В противном случае, такое улучшение может не только понизить технические характеристики двигателя, а и привести к его серьезной поломке.

ГРМ что это и для чего?

Газораспределительный механизм (ГРМ) — один из двух базовых механизмов двигателя автомобиля (второй-кривошипно-шатунный).

На примере газораспределительного механизма двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся, что это за устройство, для чего оно нужно, как выглядит и как работает.

Что такое газораспределительный механизм и для чего он нужен?

Газораспределительный механизм двигателя это система, позволяющая обеспечить наполнение цилиндров горючей топливной смесью в соответствии с тактами и последующий выпуск газов образовавшихся в результате сгорания этой смеси.

Как работает ГРМ двигателя 21083?

Устройство ГРМ двигателя 21083

Схема устройство газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Детали газораспределительного механизма двигателя 21083

Распределительный вал

Шкив распределительного вала

Шестеренчатый зубчатый шкив крепится на передней части распредвала при помощи болта. Для предотвращения проворачивания соединение имеет шпонку.

Корпус подшипников распредвала

Клапаны

Клапаны впускной и выпускной служат для периодического открытия-закрытия отверстий впускных-выпускных каналов расположены в головке цилиндров наклонно в ряд. Тарелка впускного клапана больше, выпускного меньше.

Направляющие втулки клапанов

Чугунные, запрессованы в головку цилиндров. Удерживаются стопорными кольцами.

Маслосъемный колпачок

Изготовлен из фторкаучуковой резины. Устанавливается на направляющую втулку. Обжимает стержень клапана (пружина) и не дает маслу проникать в смесительную камеру.

Примечания и дополнения

В двигателе 21083 распределительный вал расположен в верхней части. Существуют двигатели с нижним расположением распределительного вала.

Читайте также: