Как работает раздаточная коробка на шевроле нива

Обновлено: 05.07.2024

коробка и раздатка нивы шевроле


Стоит отметить, что раздаточная коробка устанавливается не только на полноприводные внедорожники. Часто такой системой оборудуются автоподъемники, краны и прочая спецтехника.

Разновидности

Существует несколько типов данных элементов:

Особенности конструкции

Рис. 5.5. Раздаточная коробка:


  1. ведомая шестерня;
  2. подшипники дифференциала;
  3. пружинная шайба;
  4. стопорное кольцо;
  5. муфта блокировки дифференциала;
  6. зубчатый венец корпуса дифференциала;
  7. зубчатый венец вала привода переднего моста;
  8. подшипник вала привода переднего моста;
  9. маслоотражатель;
  10. грязеотражатель;
  11. вал привода переднего моста;
  12. фланец;
  13. сальник;
  14. пробка отверстия для слива масла;
  15. ведомая шестерня привода спидометра;
  16. ведущая шестерня привода спидометра;
  17. пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла;
  18. передняя крышка раздаточной коробки;
  19. роликовый подшипник промежуточного вала;
  20. кронштейн подвески раздаточной коробки;
  21. крышка подшипника ведущего вала;
  22. упорное кольцо подшипника;
  23. подшипники ведущего вала;
  24. шестерня повышающей передачи;
  25. ступица муфты переключения передач;
  26. муфта переключения передач;
  27. картер раздаточной коробки;
  28. шестерня понижающей передачи;
  29. втулка шестерни низшей передачи;
  30. вал ведущий;
  31. задняя крышка;
  32. шариковый подшипник промежуточного вала;
  33. промежуточный вал;
  34. корпус дифференциала;
  35. упорная шайба шестерни привода заднего моста;
  36. подшипник вала привода заднего моста;
  37. шестерня привода заднего моста;
  38. сателлит;
  39. ось сателлитов;
  40. стопорное кольцо оси сателлитов;
  41. ось подвески раздаточной коробки;
  42. пружинная шайба;
  43. шестерня привода переднего моста

Рис. 5.6. Привод раздаточной коробки:


  1. вилка муфты блокировки дифференциала;
  2. муфта блокировки дифференциала;
  3. стопорный болт вилки;
  4. защитный чехол штока;
  5. пружина рычага;
  6. шток вилки блокировки дифференциала
  7. крышка картера привода переднего моста;
  8. стопорная шайба;
  9. втулка оси рычага;
  10. ось рычага;
  11. рычаг блокировки дифференциала;
  12. шток вилки переключения передач;
  13. вилка рычага управления;
  14. рычаг управления;
  15. тяга рычага блокировки дифференциала;
  16. муфта переключения передач;
  17. вилка муфты переключения передач;
  18. дистанционная втулка;
  19. шарик фиксатора;
  20. втулка пружины фиксатора;
  21. пружина фиксатора;
  22. выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала;
  23. ось вилки рычага управления;
  24. болт крепления вилки

Раздаточная коробка предназначена для изменения крутящего момента по величине и распределения его между передним и задним ведущими мостами. На автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Управляют раздаточной коробкой (выбор повышенной либо пониженной передачи, включение/выключение блокировки дифференциала) одним рычагом через механический рычажный привод.

Об устройстве

  • Ведущий вал.
  • Механизм блокировки межосевого дифференциала.
  • Сам дифференциал.
  • Цепную или зубчатую передачу.
  • Приводной вал задней и передней оси.
  • Понижающую передачу.

сальники раздатки шевроле нива


Далее усилие момента распределяется между осями. Здесь в работу подключается межосевой дифференциал. Данный узел позволяет вращать колеса с разными угловыми скоростями. Кстати, сам дифференциал может быть нескольких типов:

  • Несимметричный (распределяет крутящий момент в разных соотношениях).
  • Симметричный (распределяет усилия поровну).

Управление раздаткой Нива Шевроле: устройство, как включить и выключить?

Усилие двигателя, которое преобразуется в КПП, передается на ведущие оси Нивы Шевроле не напрямую, а через раздаточную коробку. Она выполняет несколько функций:

  • Распределяет крутящий момент между мостами, позволяя им вращаться с разной скоростью.
  • При необходимости блокирует межосевой дифференциал, предотвращая пробуксовку колес.
  • Позволяет менять передаточное число, увеличивая крутящий момент.

Этот ключевой элемент трансмиссии обеспечивает высокую проходимость на сложных участках дороги.

Раздаточная коробка Нивы 2121 имеет ручное управление с механическим приводом рычажного типа. Качание рычага переключения происходит в продольном направлении и выполняется на оси, которая установлена в проушины кронштейна впереди раздаточной коробки. Снижение трения обеспечивают впрессованные пластиковые втулки в отверстия рычага.

Нижняя часть рычага вставляется в паз на шток, а фиксация происходит при помощи фигурной пружины. Другой конец штока, в свою очередь, соединяется с вилкой, которая перемещает муфту переключения. Жесткость этого соединения обеспечено болтом. Уплотнение штока на выходе из корпуса раздатки выполняется сальником, а грязе-пылезащита с помощью резиновой гофры. Фиксация всего привода переключения в установленном положении выполняется подпружиненным шариком, входящим в специальные пазы штока.

Блокировка

Как работает?

Принцип действия ее довольно простой. Заключается он в передаче крутящего момента от трансмиссии на ведущий вал. Далее происходит передача усилий на межосевой дифференциал.

Режимы работы раздатки

Данный механизм может действовать в пяти режимах:

Как правильно пользоваться?

На рычаге переключения имеется схема. Чтобы включить понижающую передачу, необходимо сдвинуть рычаг вправо, вверх. Чтобы заблокировать дифференциал – потянуть влево до конца. Также на рычаге имеются буквенные обозначения латиницей. Так, L – это пониженная передача, N – нейтральная, а Н – повышенная. Теперь давайте выясним, как всем этим пользоваться, чтобы потом не ремонтировать механизм и не менять подшипники раздатки.

Когда включать пониженную передачу?

Как пользоваться раздаткой на Ниве Шевроле, зачем и когда включать пониженную и блокировку? Это вроде бы банальный, но серьезный вопрос. Все просто. Вот представьте, едете вы по проселочной дороге на четвертой передаче – дорога замечательная, но тут перед вами появляется глубокая лужа, где естественно, дорожное покрытие мягкое и автомобиль будет тонуть. Для этого необходимо остановиться и включить пониженную передачу. Вы не ошиблись, да нужно действительно остановиться.

Вся причина в том, что здесь есть межосевой дифференциал, который просто не позволит вам переключиться с повышенной на пониженную и обратно. Зачем вообще нужна пониженная передача?

Вот представьте себе – вам нужно проехать по мягкому или же сильно загрязненному участку дороги. К примеру, едете вы на второй передаче и начинаете чувствовать, что автомобилю тяжело и его что-то тормозит, вы переключаетесь на первую, но ему все равно тяжко, вот для этого и существует пониженная передача.

Первая пониженная передача – это как бы половина первой повышенной, то есть если вы переключитесь на вторую пониженную, вы получите первую повышенную.

Как правило, пониженная передача создана для бездорожья. При включенной пониженной ехать нужно и желательно резко не газовать, потому, что колеса в этот момент получают большую нагрузку и могут сделать роковую ямку, которая не даст вам двигаться дальше.

В данном случае, автомобиль позволяет прочувствовать движение колес и если они начнут зарываться, то вы сразу это поймете по хаотическому движению. В данном случае, если вовремя заметить, что автомобиль начинает буксовать, можно что-то предпринять, чтобы избежать засады, например, изменить траекторию движения.

А еще интересно: Раздаточная коробка Нива ВАЗ — ремонт и замена своими руками

Если же вы едете, например, на третьей пониженной и чувствуете, что автомобилю становится тяжело, то следует незамедлительно переключиться на вторую или даже на первую, что также не заглохнуть в самом опасном месте.

Принудительная разблокировка

раздатка нива шевроле


Как быть в такой ситуации? Необходимо включить первую скорость и попытаться заново выключить узел. Двигаясь вперед-назад, вы решите проблему с заклинившим дифференциалом. А вообще межосевую блокировку рекомендуется включать только в условиях серьезного бездорожья. На пересечении грунтовых дорог и песчаных барханов вполне достаточно понижающей передачи.

Понижайка НИВА

Что такое понижайка и для чего она нужна

Помните, как себя чувствуете, когда спереди стоит самая большая шестеренка, а сзади самая маленькая? Велосипед очень трудно сдвинуть с места, но если сдвинули, то на один оборот педалей он делает несколько оборотов колеса и летит стрелой. А если наоборот? Да, да вы в мыле крутите педали, а велосипед ползет как черепаха, зато ползет и в горку, и по грязи и куда угодно. Ну вот с понижайкой то же самое, только вместо вас работает двигатель. На пониженной передаче нагрузка на двигатель становится заметно меньше, скорость движения тоже, зато ползет где угодно и, как угодно.

Но на велосипеде все просто – две шестеренки, на авто тоже ничего сложного, но шестерёнок больше и чуть ли не в каждом узле вращение преобразуется на ту или иную величину. Но давайте по порядку. Сначала двигатель у нас раскручивает БОЛЬШУЮ шестеренку, которую называют маховиком. На картинке ниже это такая большая шестеренка справа.


Дальше это вращение передается на коробку передач, за ней в раздаточную коробку (если есть), потом уже через карданный вал на дифференциал и потом уже на колеса.


Теперь математика и физика.

Понижение 2.95 в раздаточную коробку НИВЫ

Купил кпп с 5 ступенями с разорванным пакетом, маркировка на корпусе 43 (комплектуется на 21214М и 2123 (шевроле нива. 4х ступка шумели подшипники, почему сделал такой вывод? я разбирал её и все шестерни в хорошем состояние, причин для разборки коробки не было, решил профилактику провести пока снятая была, и оказалось не зря, заменил заднею скорость не хватала пару зубов больше дефектов небыла кроме подшипников. Тогда финансы пели романсы чтобы купить новую кпп. Хватало тока на мелкий ремонт что и сделал, заменил заднею и все.

Я большую часть на ней езжу на работу. Проезжаю около 100 км в день из них 60км по трассе, и мне как-то не уютно ехать 80км/час при 3000 об/мин знаю, что на 5 ступке при этих 80км/час у меня будут 2500об/мин. В конце концов экономичней это будит. Передаточные числа хорошо подобраны, стала чуток динамичной разгонятся, трогаться легче с 29″ колесами. Ну и шум исчез.

За одно перебрал раздатку с небольшими доработками. Купил ведро и в ведро закидал новыми подшипниками. Из них два двухрядных, шестерни от мелко модульной раздатки (мелкий модуль поможет снизить шум(вой) раздатки), сальники от шевроле нивы, которые работают в 2 стороны, муфту, и синхронизаторы. Нашел токаря который согласился подзаработать и отдал все детали, которые нуждаются доработки и чертежи. А пока он точи все начал отмывать и устанавливать подрамник.


Для внедрения двух рядных подшипников в крышки где стояли у нас однорядные, цена вопрос 200 за 2 штуки не плохо сэкономили денег

Читайте также: